Преподобный Иоанникий, по воле краля Уроша, желавшего воспользоваться его духовной опытностью, был поставлен игуменом лавры Студеницы, созданной преподобным Симеоном Неманей, где и св. мощи его почивают. Вскоре за сим преставился наставник преподобного Иоанникия, преосвященный Савва Второй, архиепископ сербский, по кончине коего возведен был на архиепископскую кафедру Даниил Первый, недолго управлявший сербской Церковью и удалившийся с кафедры по недовольству им правившими тогда Сербией. По удалении его выбор краля Уроша и всего освященного собора пал на преподобного игумена Студеницкой лавры. Таким образом, прияв богодарованную власть святительства, блаженный Иоанникий начал прилагать труды к трудам, исправляя недостатки, вкравшиеся в сербскую Церковь за время управления ей предшественников. Благоверный краль Урош любил очень преосвященного Иоанникия, и Сербия в правление его начала отдыхать было от смут и пользоваться миром, но искони ненавистник рода христианского – диавол – подвиг на зависть на сего благочестивого владетеля сына его Стефана краля, который отнял у отца престол. Последовавшие за тем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство и в церковном управлении. Когда краль Урош изгнан был из королевства 139 и удалился в страну Хлумскую, то и блаженный архиепископ Иоанникий, любивший нелицемерно своего краля и обещавшийся не разлучаться с ним до смерти, оставив свой святительский престол, последовал за кралем и там вскоре перешел от временной жизни в жизнь нескончаемую. Сербская Церковь , уважавшая блаженного Иоанникия, не хотела признать никого первосвятителем своим, прежде чем отдана была должная почесть почившему на чужбине первосвятителю. Краль Стефан Урош с матерью своей Еленой исполнили желание Сербии. Через два года и девять месяцев они озаботились перенести св. мощи его в Сербию. Когда открыли гроб блаженного Иоанникия, тело его оказалось нетленным, и его с почестями положили в Сопочанском монастыре, вблизи тела краля Уроша. Тогда уже приступили к избранию нового первосвятителя, и преемником св. Иоанникию был избран блаженный Евстафий 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василия Великого «О Тебе радуется». В нише жертвенника представлена редкая композиция «Хлеб жизненный». В центре купола - Господь Вседержитель, вокруг Него - Собор бесплотных сил, между окнами барабана - «Небесная литургия», пророки и фриз с полуфигурами ветхозаветных праведников; ниже - цикл страстей Христовых. В сев. и в юж. певницах изображены евангельские события, мученики и серб. святые: Иоанн Владимир, кор. Милутин (Стефан Урош II), Стефан Урош III Дечанский и Стефан Штилянович. В медальонах на подпружных арках - 40 севастийских мучеников; на стенах храма - святые в рост, композиция «Сотворение мира», а также чудеса и притчи Христовы, к-рые продолжаются в нартексе. На своде нартекса - «Коронование Богородицы», в нижнем ярусе - мученицы, арх. Михаил и Ангел Хранитель. В иконографии и стиле росписи сочетаются традиц. правосл. искусство с т. н. левантийским барокко, сложившимся на юге Балкан ок. 1700 г. Иконы в невысоком иконостасе, вероятно, написаны укр. («русскими») иконописцами Иовом Василиевичем и Василием Романовичем в 1745-1748 гг. В храме, на аналое, слева от царских врат, находится чудотворная Боджянская икона Божией Матери Одигитрии (2-я пол. XVII в.). Сохранилось документальное свидетельство о том, что она была вложена в мон-рь в период с 1733 по 1738 г. Оклад на икону пожертвован Стойко из Варадина и его отцом Гавриилом. Во 2-й пол. XVIII в. возникла похвальная «Песнь Богородице», где икона прославляется как защитница Бачской епархии (первая публикация в сб. Дамиана Каулиция «Песни различныя на господския праздники», 1790). В 1758 г. Захарией Орфелиным было сделано гравюрное изображение с иконы. Известны неск. списков, заказанных приходскими церквами Бачской епархии. С сер. 90-х гг. XX в. мон-рь был жен.; затем переформирован в муж. и с нояб. 2002 г. приписан к мон-рю в Ковеле. К нач. 2003 г. в мон-ре подвизались 2 послушника. Лит.: Л., И. Манастир Београд, 1952; Р. Старозаветне теме у манастиру сликарства и уметности Матице Српске. 1965. 1. С. 225-232; она же. и Бuблuja Пискатора//Зб. Филозофског фак-та. 1967. Т. 9. 1. С. 279-294; она же. и Бuблuja j. У. Крауса//Зб. сликарства и уметности Матице Српске. 1970. 6. С. 71-84; она же. Црква Богородице манастира (Ukohorpaфuja женске цркве - припрате)//Там же. 1985. 21. С. 206-220; Д. Српски сликари. Нови Сад, 1968. С. 9-15; он же. Српска уметност у XVIII в. Београд, 1980. С. 16-24; П. Доба барока. Београд, 1971. С. 77-95; П. Манастир 1980; Б. - цртежи фресака. Нови Сад, 1988; О. Уметност у Бaчkoj у XVIII и npboj пол. XIX в.: Архитектура. Нови Сад, 1988. С. 25-30. В. И. Косик, М. Тимотиевич, Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/149633.html

10 Феодора, преподобная († 879; память 17 (30) сентября), в монашестве Феописта. По кончине мужа вместе с дочерью удалилась в монастырь, где прославилась своей подвижнической жизнью; после смерти мощи ее обильно мироточили, подавая болящим исцеление. 11 Ксения Римляныня, преподобная(† 5 век; память 24 января (6 февраля)). Дочь сенатора, ради любви к Богу, накануне свадьбы оставила отеческий дом вместе с двумя верными рабынями. Господь хранил девиц, желавших послужить Ему, пока не вручил заботу о них пресвитеру Павлу из города Милосса, куда они последовали за ним и где, по устроении Ксенией монастыря, приняли от него постриг. В житии преподобной говорится, что воздержания ее боялись даже бесы: побежденные ее постом и подвигами, они убегали, не смея приступить к ней. После полудня, в час, когда Ксения предала душу Богу, милосские граждане увидели над девичьим монастырем светлый венец из звезд с блистающим крестом посредине. Лишь по совершении погребения видение исчезло. Приходившие ко гробу святой с верою получали исцеление от своих недугов. 12 Монахиня Евфимия (?-ок. 1400), в миру деспотиса Елена, супруга деспота Углеше Мрнявчевича (?–1371). После скоропостижной смерти Сербского князя Стефана Уроша 4 Душана Сильного (1331–1355), при котором Сербское государство достигло наивысшего расцвета и земли его распространялись на Македонию, Фессалию, Албанию, Эпир и Этолию, на престол вступил его сын, Стефан Урош 5 (см. примечание 11). Однако он уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Государство распалось на несколько владений: Центральной Сербией правил князь Лазарь Хребелянович (см. примечание 12), а обширные земли в Македонии принадлежали гордым братьям, Вукашину и Углеше Мрнявчевичам, мало считавшимся с верховной властью Стефана Уроша 5. Пользуясь слабостью христианских государств, турки все чаще стали совершать набеги на балканские земли. Первыми на их пути оказались владения деспота Углеше, и в битве на реке Марица в 1371 году войско братьев Мрнявчевичей было разбито, а оба они погибли. После смерти мужа деспотиса Елена приняла постриг в монастыре Любостыня с именем Евфимия. Она написала дивную похвалу святому князю Лазарю, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Преподобная Евфимия – первая сербская женщина-писательница, чьи литературные труды получили признание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Главным трудом И. стала 1-я фундаментальная история сербов и «остальных храбрых славянских народов» (История разных славянских народов, наипаче Болгар, Хорватов и Сербов. Виена, 1794. 1-3; 1795. 4; Будим, 18232. 1-4; 2002. 1-4), над которой он работал в течение 10 лет после возвращения из России. «История...» написана на основе трудов визант., лат. и др. иностранных историков, «Славяно-сербских хроник» Георгия Бранковича, соч. «Славянское царство» далматинского историка М. Орбини, с к-рым автор познакомился по рус. переводу 1722 г., и собственных архивных изысканий. Над законченной в 1768 г. рукописью И. продолжал работать до издания произведения в 1794-1795 гг. в Вене, в серб. типографии С. Новаковича. Первый том «Истории...» в 1795 г. был также напечатан в С.-Петербурге, однако издание не было продолжено по цензурным соображениям. В предисловии к сочинению И. с сожалением замечает, что все народы имеют славную историю и только сербы забыты и презираемы, и если в каких-то книгах и есть упоминания о сербах, то чаще всего неприязненные, сопровождаемые клеветой; их авторы выдают слав. храбрость за варварство, добродетели славян за пороки, а их славные дела замалчивают. В своей книге И. хотел показать соотечественникам величие серб. истории, пробудить у них патриотические чувства и «приумножить славу всех славян». Выход в свет «Истории...» стал возможен благодаря протекции митр. Стефана (Стратимировича) и содействию рус. послов при австр. дворе кн. Д. М. Голицына и гр. А. К. Разумовского. По просьбе писателя неск. экземпляров митр. Стефан отправил в Россию. За свой подвижнический труд И. был награжден имп. Екатериной II большой золотой медалью с образом царицы; через рус. посольство в Вене ему было передано 100 голл. червонцев от императрицы. И.- автор лит. произведений, в т. ч. аллегорической поэмы «Бой змея с орлами» (1791) (Бoj змaja са орлови/Приред.: М. Д. Београд, 2008), воспевающей борьбу христиан с турками, он сделал авторский перевод драмы Э. Козачинского «Царь Урош» (Tpareдuja сиречь Печалная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V и о падении сербского царства. Будим, 1798) и др.

http://pravenc.ru/text/469538.html

С уважением, Спасибо! Анастасия, в дополнение к тому, что Вам уже посоветовали, можно привести Вашей сестре в пример многообразие прославленных Церковью святых. Среди них есть семейные люди (например, св. праведная Иулиания Лазаревская) и хранившие безбрачие (бесчисленное множество преподобных мужей и жён), учёные (например, св. равноапостольный Кирилл) и не имевшие образования (например, св. Павел Препростый). Есть политики, причём как блестящие (св. равноапостольный Константин Великий ), так и неважные (св. Стефан V Урош, о котором даже деликатнейший св. Димитрий Ростовский пишет, что правление ему давалось трудно). Есть ораторы и молчальники, есть солдаты и садовники, есть миссионеры и те, кто подвизался в пустынном уединении… Так же, как многообразна материальная живая природа, как Ангельские чины различны в своём служении, разнообразны и достигшие святости люди. Такого бы не случилось, если бы Господь «запрещал всё» — но у Него, конечно, никогда не было и не могло быть подобной «заповеди». Анастасия, Бог не запрещает любить. Любить родителей, братьев, сестер, жен, мужей, детей, родственников, соседей, случайных прохожих, людей, просящих милостыню, парня со смешной прической и большими наушниками на голове, который сидит напротив в автобусе, бездомных животных, детей, умирающих от голода в Африке. Бог не запрещает любить никого, всех любить можно и нужно. Любите, кого захотите и сможете, тогда точно не согрешите. Потому же, почему любящий родитель “всё” запрещает ребёнку: ругаться, драться, воровать у других… Бог не запрещает, а прямо-таки требует от нас весьма многого, обнимая это двумя заповедями о любви к Себе и ближним. Из прочего что-то оставляет на наше усмотрение, поэтому мы сами решаем вопрос, когда и с кем вступать в брак, какую избирать профессию и где работать, с кем дружить. Грехи же Бог запрещает, потому что ищет нашей чистоты и желает всем спастись и прийти в познание истины. Если Вы любите Бога и хотите всегда быть с Ним, то и сами будете избегать грехов.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bog-vse-...

 Действительной власти Стефан Урош не имел, он довольствовался одним титулом царя. Много пришлось ему испытать горя, нужды и унижения, но он всё переносил с кротостью. Честолюбивым вельможам этого было впрочем недостаточно: им хотелось совсем устранить Уроша.  Урош, лишенный власти, проживал попеременно в разных сербских городах и областях; одно время он жил у князя Лазаря...         Башня Милутина 1914   По внешности и Волкашин обнаруживал доброжелательность к Урошу и старался успокоивать еще остававшуюся в живых мать его Елену, вдову после Стефана Душана, которая боялась за судьбу своего сына. Желая засвидетельствовать свое расположение к Урошу, Волкашин однажды пригласил его вместе с собой на охоту в горную страну близ Косова Поля. Во время этой охоты, Волкашин улучив возможность убил предательски Уроша. Тело ночью тайно было положено в готовую  при храме Успения Пресвятой Богородицы близ замка Петрича, служившего нередко местожительством сербских государей... Уб убийстве узнали, нашли могилу, когда сняли плиту с гробницы, то увидели тело невинно погибшего страдальца, царя Стефана Уроша. Мать и супруга и все окружающие горько оплакали усопшего и торжественно по царски совершили обряд погребения в той же церкви Успения. Стефан Урош был последним сербским царем, и последним государем из знаменитого рода Неманичей. Церковная служба Стефану Урошу воспевает его, как святого, который «от юности предан был Господу, отечески покоил вдов и сирот, умирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обижаемых... "       Комментарии Всего комментариев: 4 2014/07/22, 06:43:25 Святой Стефан Урош ! Вечная Память Тебе и Слава! Моли Бога о нас грешных. О отпущении грехов наших. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков Аминь. р.б.Людмила 2014/07/05, 12:12:55 по великой милости божьей ты видишь всё что происходит в душе у родителей софии помоги им в каждую минутку созидать семью ирина св. стефан урош 2014/06/30, 15:19:15 Отче даруй мира.. Создатель даруй единства

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=766

Заходим. Несколько шагов – и сам воздух меняется. Мы к этому уже привыкли, наверное, поэтому всякий раз, когда приезжаем в Косово, стремимся большую часть времени проводить именно в монастырях. Нас встречает деловитый, добрый и немного строгий отец Петр (Роевич). Отец Петр немедленно повел нас в трапезную и предложил традиционное угощение, согласившись немного рассказать об этой удивительной обители. Монастырь Высокие Дечаны      – Отец Петр, расскажите, пожалуйста, немного об истории Высоких Дечан. – Монастырь Высокие Дечаны был основан сербским королем Стефаном Урошем III Дечанским , сыном святого короля Милутина и отцом сербского короля Душана. Церковь празднует его память как великомученика 24-го ноября по новому стилю. Десятилетним мальчиком он был отдан в заложники татарскому хану Ногаю. В молодости, несправедливо обвиненный в намерении свергнуть своего отца с престола, Стефан был ослеплен, сослан в Константинополь и заключен в монастырь Христа Пантократора. Своей молитвенной жизнью, кротостью и милосердием он стяжал уважение братии, знати и самого императора – Андроника II. После семилетнего заточения в монастыре, благодаря участию сербских и византийских епископов, произошло его примирение с отцом. После смерти святого короля Милутина в 1322-м году Стефан был коронован под именем Урош III. Перед коронацией Стефан вновь обрел зрение. Он снял с глаз повязку и объявил о чудесном исцелении, дарованном ему по молитвам святителя Николая Чудотворца. Стефан Урош III унаследовал от отца мощную державу, с развитым сельским хозяйством и торговлей, богатую золотыми и серебряными рудниками. Он правил Сербией мудро, богоугодно и человеколюбиво. Король занимался благотворительностью, строительством и украшением храмов и монастырей в своем отечестве и за его пределами – в Святой Земле, Александрии, на Синае, Фессалии, Константинополе, на Афоне. Вершиной его ктиторской деятельности стало строительство монастыря Высокие Дечаны, благодаря которому святой король и был назван Дечанским. Исполненный благодарности Богу за все Его благодеяния, в 1327-м году король Стефан Урош III по благословению архиепископа Сербского Даниила II основывает монастырь Высокие Дечаны. Тогда была заложена церковь, и за восемь лет она была построена.

http://pravoslavie.ru/72193.html

Современный облик монастырь получил в 1779 году. Тогда же был воздвигнут и новый большой алтарь. Со времени своего основания монастырь Крка был духовным центром для сербов Далмации. Монастырю часто присылали различные святыни и драгоценности из Иерусалима, Святой Горы Афон, Венеции, России и т.д. Адрес: Manastir Krka, 22305, Kistanje Электронная почта: manastirkrka@gmail.com Подробнее... Женский монастырь Крупа [ править править код ] Монастырь Крупа находится в Северной Далмации, в Хорватии, основан в 1317 году. Монастырь Крупа был основан во времена короля Милутина в 1317 году монахами из района сегодняшней Босанска-Крупы. Во времена царя Душана Сильного в 1345 году монастырь был обновлён, о чём свидетельствует запись на своде монастырской церкви. Сербский король Милутин, его сын Стефан Урош III Дечанский и внук Стефан Урош IV Душан дарили монастырю значительные земельные владения. Позднее их принадлежность монастырю подтверждали султанские фирманы. После турецкого вторжения в сербские земли монастырь стал духовной опорой для сербов Далмации. В этот период значительное внимание ему оказывали деспоты Бранковичи. Во времена венецианско-турецких войн монастырь неоднократно страдал, однако каждый раз восстанавливался и отстраивался заново. В 1537 году монастырь попал под власть турок, а с 1557 года управлением им взяли на себя архиереи Дабро-Боснийские. Благодаря стараниям епископа Далматинского Фотия монастырь в настоящее время восстанавливается, растёт количество монахов. Адрес: Manastir Krupa, 23450, Krupa Электронная почта: manastir.krupa@gmail.com Подробнее... Лепавинский мужской монастырь [ править править код ] Лепавина — мужской монастырь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, относится к Сербской Православной Церкви, основан в XVI веке. В местной летописи сообщается, что монастырь был построен около 1550 года, вскоре после основания первых сербских поселений в Верхней Славонии. Его основателем считается постриженик афонского монастыря Хиландар Ефрем Вукобрадович родом из Герцеговины, который с двумя монахами из Боснии построил небольшую деревянную церковь.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Хорв...

Король желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе У нас нет точных сведений о происхождении святой королевы Елены. Архиепископ Данило II, составивший самое подробное описание ее жизни, пишет, что «благочестивая и христолюбивая блаженная Елена была франкского рода, дочь славных родителей, пребывавших в богатстве и славе». Хотя имеются более конкретные указания, что она была принцессой, родственницей неаполитанского короля Карла I Анжуйского. Хотя Елена Анжуйская и приняла Православие, но воспитана была в католичестве, и, будучи уже супругой короля Стефана Уроша I Неманича, правившего с 1243 по 1276 годы, немало милостей оказывала католическим монастырям, храмам и священнослужителям Сербии. Монастырь Градац Однако здесь вспоминается пример духовного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны, немецкой принцессы, которая, будучи лютеранкой, вышла замуж за русского князя, и со временем оценила красоту Православия и тоже стала святой. Елена – одна из самых ярких королев балканского Средневековья – видимо, также блистала в далеком XIII веке и многочисленными талантами, и умом, и утонченной красотой, но еще – благочестием и щедростью к нуждающимся. Эта королева была не только одной из самых известных благотворительниц и просветительниц того времени, но и матерью пятерых детей, двое из которых – сербские правители Стефан Драгутин и Стефан Урош II Милутин – прославлены Православной Церковью в лике святых. Какой дивный букет добродетелей смогла сочетать эта женщина – и мудрой правительницы, и доброй матери, и благочестивой христианки, для всего нашедшей время и возможности. Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г Архиепископ Даниил II, прекрасно знавший святую при жизни, пишет о ней, что она была жена «незамутненной души и кроткого сердца», которая «всегда Богу молитвы приносила». Жертвы на строительство храмов и монастырей; приюты для сирот; школы для девочек из бедных семей, где они обучались рукоделию и получали хорошее приданое; сбор и переписывание книг; подаяния нищим; примирение враждующих; богатые дары монастырям Святой Земли, Афона, Синая – наверное, это далеко не полное описание ежедневных забот и занятий благочестивой королевы.

http://pravoslavie.ru/142859.html

По свидетельству Феодосия Хиландарца, королю Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал монастырю 3 грамоты-повельи и множество даров. Благодаря попечению братьев Неманичей в Жичском монастыре было собрано множество святынь. Между 1224 и 1227 годами король Стефан издал новую грамоту. А после смерти короля его тело, первоначально захороненное в монастыре в Студенице, около 1230 года было перенесено в Жичский монастырь. Наделенный исключительными привилегиями, монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими большие доходы. Природа, среди которой располагалась обитель, была не только прекрасной, но и плодородной. В 1228 году в Жиче короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. В 1233 году там же был созван собор Сербской Церкви, на котором святитель Савва Сербский назвал имя своего преемника, Арсения Сремаца – будущего архиепископа Арсения I. По кончине святителя Саввы его преемник, святитель Арсений, некоторое время также жил в Жичской обители, однако Жича была не безопасна – монастырь находился в эпицентре вторжений иностранных агрессоров. Поэтому в 1253 году святитель Арсений переносит кафедру предстоятелей Сербской Церкви в Печ. Туда же были перевезены многие святыни и библиотека Жичской обители. Жичский монастырь неоднократно подвергался нападениям куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана. Но, несмотря на это, обитель выстояла, и в 1285 году архиепископ Сербский, святитель Евстафий I, возвратил предстоятельскую кафедру в Жичу. Однако его преемник архиепископ Иаков счел Жичский монастырь небезопасным местом и вернул кафедру в Печ. Более того, он перенес и мощи умершего в Жиче святителя Евстафия. Предположительно в то же время мощи святого Стефана Первовенчанного также были перевезены из Жичской обители в монастырь Сопочани. Архиепископская кафедра была вновь возвращена в Жичу в 1292 году при архиепископе Евстафии II. В то время Жичская обитель пребывала в расстроенном состоянии, так что предстоятелю Сербской Церкви пришлось заниматься возрождением обители. По кончине архиепископа Евстафия его дело продолжили архиепископы Савва III и Даниил II. Щедрое пожертвование на реставрацию Жичской обители сделал король Сербии Стефан Урош Милутин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010