Пораженный скорбию святитель помолился, и Стефан ожил, чтобы выполнить желание его; пострижение совершено, и он предал дух свой Господу, сент. 24-го 1224 г. Тело короля-инока чрез год по смерти оказалось нетленным, и он причтен к лику святых. Из четырех сыновей его трое: Родослав (с окт. 1224 г.), Владислав (с февр. 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.), один за другим, были венчанными королями Сербии. Сын, король Владислав, как и отец, чтится в числе святых. Ему пришлось потерпеть довольно тревог от людских слабостей. Брат его Родослав, сведенный с ума беспутною женою, венецианкою, за беспутства выгнан был из Сербии, и Владислав объявлен был преемником его. Но Родослав грамотою от 4 февр. 1234 г. обявил из Дубровника, что он - король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишен братом. Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество. Едва окончились эти тревоги, как Владимир, граф Омышский, со своими Омышанами, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал Рагузян грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии. Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране своей и разработкою их обогатил Сербию. По известию Даниила, " желая достигнуть небесных селений, он построил на земли храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенес из Тернова тело великого архиерея Саввы " . Благотворения же его нищим, странным, больным – неисчислимы. Королевствовав 7 лет, перешел в вечность с радостию о Господе. Тело его положено было в его монастыре Милешеве. На монетах писался он: " раб Христов Владислав " , и изображался: " стоящий король с венцем на главе, в длинной одежде, опоясанный, с державою в правой руке " . В Милешевской обители еще цело на стене изображение с надписью: " обретение мощем святаго Стефана " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Если же случится запустеть по грехам нашим храму святого Архангела в Иерусалиме, то следует давать эту тысячу перпер от Дубровника на Святую Гору нашим монастырям: Хиландару в храм Введения во Святая Святых Пресвятой Богородицы, и монастырю святого Павла в храм святого Великомученика Георгия, которые основали прадеды Царства ми – преподобный Симеон, новый мироточец и святой архиепископ и чудотворец Кир Савва, а после них родитель Царства ми и Царство ми также. И да будет этот доход неотъемлем от тех святых монастырей кем бы то ни было вовек, и молю того, кого Господь изволит после Церства ми поставить царствовать, чтобы не разорил это и не разрушил, а более того – подтвердил и сохранил. И это известное и златопечатное слово Царства ми записали и утвердили, когда пришли к Царству ми в Призрет всечестной игумен Иерусалимский Кир Герасим, и игумен Святой Горы Великой Лавры Хиландара Кнр Арсений, и игумен св. Павла Кир Иоанн, в лето 6866 (1358), индиктиона 11, месяца июня 2 день, при Логофете Драгославе. И если кто-либо покусится и разорит бесовским наваждением это Наше приношение и дар Святым церквам, или из сродннков моих, либо другой кто, такового да разорит Господь Бог и Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, и да будет проклят святыми 12 Апостолами и 310 святыми Никейскими отцами, и да будет им одна участь с предателем Иудою и со сказавшими «возьми, распни его!» Подписано: Стефан в Христа Бога Благоверный Урош, Царь сербский и греческий 6 . Сербский Аргангельский монастырь в Иерусалиме продолжал пользоваться этим доходом до самого своего, впрочем, временного, запустения от чумы во второй половине XV столетия, после чего царица Мара (Мария), дочь сербскаго деспота Гурга (Юрия, или Георгия) Бранковича, супруга турецкого султана Амурата (ум. в 1450), жившая по смерти мужа своего в южной Македонии, против Святой Афонской Горы (в селе Ежеве, близ Сереза), условилась с Дубровничанами, чтобы они, с 1479 года, давали вышеупомянутый доход двум сербским Афонским монастырям, Хиландару и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иоанном Богословом, но с более короткой и «проширенной» на конце бородой ( 2007. С. 176). Так он изображен на миниатюрах XVI в. в лицевом житии Николая Чудотворца (РГБ. Больш. 15), в 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода (БАН. 31.7.30-1), в лицевых иконописных подлинниках XVII и XVIII вв. ( 2007. С. 89, 220, 221, 224) и на фресках ярославских храмов Николы Надеина и Николы Мокрого, при этом может варьироваться форма венца - зубчатая корона и 2-ступенчатая диадема. Ист.: Данило, архиеп. Животи и архиепископа српских/Изд.: Загреб, 1866. С. 102-161; Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. 2. С. 77-121; Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983; Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje. Београд, 1986. Т. 6. С. 31-62, 98-143, 307-314; Б. Грачаничка Београд, 2002; С., Т. Београд, 2003; Зборник и писама Cpбuje, Босне и Дубровника/Приред.: В. Мошин, С. Д. Синдик. Београд, 2011. 1. С. 411-416, 423-432, 435-446, 451-452, 455-470, 477-488, 491-524, 531-544; Милутина манастиру Светостефанска Београд, 2011. 1-2. Лит.: В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. С. 88-98; С. Портрети српских владара у веку. 1934; Смирнов С. Сербские святые в русских рукописях//Юбилейный сб. Рус. археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 161-261; С. Милутин//Годишница Николе Београд, 1936. 45. С. 1-43; Мошин В. Милутина Kapejckoj из 1318 г.//Гласник Српског Научног друштва. Београд, 1938. 19. С. 59-78; он же. Милутина: Дипломатичка анализа//Ucmopujcku часопис. Београд, 1971. 18. С. 53-86; он же. Балканската дunлoмamuja и династическите бракове на кралот Милутин//Споменици за средновековната и поновата ucmopuja на Makeдohuja. Ckonje, 1977. Т. 2. С. 89-213; он же. Договорот на крал Урош II Милутин со Карло Валоа од 1308 г. за подебата на Buзahmujcka Makeдohuja//Там же. С. 415-428; он же. Крал Милутин според неговата бuorpaфuja од Данило II, неговото «Жumuje по свиток» и неговата abmoбuorpaфuja//Там же.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

По преданию, икона Богородицы Чайничка Красница была написана апостолом Лукой в Иерусалиме . Образ двусторонний – на лицевой стороне изображена Пресвятая Дева с Богомладенцем, , на обратной – Св. Иоанн Креститель. В Сербии икону принес святой Король Стефан Урош Милутин (1282–1321). Ныне она хранится в монастыре Баня у Прибоя в Лиме. В1594 году, когда Синан Безумный взял мощи Св.Саввы из монастыря Милешева для того, чтобы сжечь тело Сербского Апостола на Врачаре и тем уничтожит разгорающееся всеславянское восстание , был сожжен и разграблен и монастырь Баня. Но Богобоязненный серб из Рудо спас от огня чудотворную икону и отнёс её в старую Чайничку церковь , а спустя несколько веков с великим торжеством Красница была поставлена в новой церкви сербской общины. В 1868 году образ был помещён в сребропозлащенный оклад работы мастера Ристо Андрича из Сараево. В 1943 году, во время Второй мировой войны, итальянцы взорвали старую церковь и повредили новую, но Чайничка Красница чудесным образом осталась нетронутой. Жители хранили её в пещере, недоступной для усташей, тайно служились перед нею молебны. В 1946 году была восстановлена старая церковь и образ вернулся туда. На Успение 1959 года Патриарх Герман освятил восстановленную новую церковь, икона была перенесена в неё и поставлена рядом с алтарем. Сохранилось описание чуда от иконы, бывшего более столетия назад – по ходатайству Пресвятой Богородицы перед образом стал говорить немой мальчик – хорват. …1 мая 1830 года жители Прнявора пожертвовали в монастырь Чокешина икону Покрова Богородицы в память Тасе Танасиевича. Скоро она стала известна во всех сербских землях как Чокешинский Покров. Писатель Милорад Попович-Шапчанин (1841–1895) сохранил в своих рассказах свидетельства о несокрушимой вере и чудесах, происшедших от образа. В акафисте Чокешинскому Покрову упоминается но и множество песнопений не вместило бы всех свидетельств об избавлении от душевных и телесных недугов. Начав с пречанской истории, мы и закончим наше странствование в Воеводине.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

Причиной для создания этого документа послужила не столько угроза татарского нашествия, сколько совсем другое событие, не имевшее прямого отношения ни к Золотой Орде, ни к Руси,— конфликт, разыгравшийся в эти годы между Белой IV и чешским королем Пржемыслом II за обладание герцогством Австрийским. В этой борьбе Бела IV пользовался помощью поселившихся на его землях куманов. Использование язычников в войне с христианами вызывало нарекания в католической Европе . Послание должно было опровергнуть их и привлечь симпатии курии в конфликте на сторону Венгрии. Этой цели служил образ враждебного мира (его частью являлась и Русь), от которого Венгерское королевство защищало западное христианство. Истинная цель послания становится понятной после изучения отдельных пассажей, где подчеркивалось, что страна, окруженная враждебными «неверными» народами с востока и юга, надеялась получить помощь от граничившей с ней с запада и севера «единоверной» Аламании (Священной Римской империи, князьями которой были Пржемысл II и его немецкие союзники), но вместо этого оттуда на нее совершались нападения. Далее пояснялось, что, не получая помощи от христианских государств, король, к собственному огорчению, вынужден для защиты страны привлекать язычников — куманов. Образ Руси, представший из послания, мало соответствовал действительности. С галицко-волынскими князьями у Белы IV были родственные отношения и политическое сотрудничество, Даниил и Василько оказывали ему поддержку в войне с Пржемыслом II. Истинная картина отношений все же отразилась в одном из мест этого послания, где в полном противоречии с общими утверждениями, приведенными выше, Бела IV сообщал папе, что выдал двух дочерей за русских князей, чтобы с помощью этих правителей получать сведения о замыслах татар. Известно также, что в борьбе с Пржемыслом II и Бела IV, и его сын Стефан V обращались к помощи и других правителей-«схизматиков». В мирном договоре 1271 г., завершившем один из этапов борьбы за Австрию, в числе союзников венгерской стороны фигурировали помимо галицко-волынских князей византийский император Михаил VIII, сербский король Урош, «император болгар» Святослав .

http://sedmitza.ru/lib/text/442958/

Из четырех сыновей его трое: Родослав (с окт. 1224 г.), Владислав (с февр. 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.), один за другим, были венчанными королями Сербии. Сын, король Владислав, как и отец, чтится в числе святых. Ему пришлось потерпеть довольно тревог от людских слабостей. Брат его Родослав, сведенный с ума беспутною женою, венецианкою, за беспутства выгнан был из Сербии, и Владислав обявлен был преемником его. Но Родослав грамотою от 4 февр. 1234 г. обявил из Дубровника, что он - король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишен братом. Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество. Едва окончились эти тревоги, как Владимир, граф Омышский с своими Омышанами, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал Рагузян грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии. Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране своей и разработкою их обогатил Сербию. По известию Даниила, " желая достигнуть небесных селений, он построил на земли храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенес из Тернова тело великого архиерея Саввы " . Благотворения же его нищим, странным, больным-неисчислимы. Королевствовав 7 лет, перешел в вечность с радостию о Господе. Тело его положено было в его монастыре Милешеве. На монетах писался он: " рабъ Христовъ Владиславъ " , и изображался: " стоящий король с венцем на главе, в длинной одежде, опоясанный, с державою в правой руке " . В Милешевской обители еще цело на стене изображение с надписью: " oбpemehie мощемъ святаго Стефана " . В древнем Сербском уставе, под 30 июля, сказано: " бысть oбяbлehie мощемъ крадя Владислава, хтитора Милешевскаго, въ дени многокраснаго царя Уроша " .   Смотри также: СЕРБСКО-РУССКИЙ СВЯТОЙ (Святитель ПЕТР Цетиньский Чудотворец, митрополит и владыка Черногории) СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ, МИТРОПОЛИТ ЗАХОЛМСКО-ГЕРЦЕГОВИНСКИЙ ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ ГАВРИИЛ (ДОЖИЧ) НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЕРБСКИЕ МУЧЕНИКИ

http://pravoslavie.ru/archiv/svserbkorol...

Монастырь Любостиня. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)      Преподобная Евгения жила и подвизалась в Любостине, где направляла многих сестер ко спасению и Царству Небесному. Но не забывала она и заботу о стране и народе своего сына Стефана. Так, во время его отсутствия и участия в Ангорской битве в 1402 году шестидесятисемилетняя монахиня Евгения снова мудро управляла своим народом. Когда ее младший сын Вук восстал на брата Стефана и прибег к помощи турок, заботливая мать направилась за ним в турецкий лагерь в Сер, где нашла сына и сумела отвратить его от предательства и примирить с братом. Так же она примирила и детей своей старшей дочери Мары Бранкович, Георгия и Лазаря, с их дядей и деспотом Стефаном. Во все время ее жизни они пребывали в мире и любви. Такой заступницей была она своему роду пред Богом и людьми. Место погребения св. Милицы в монастыре Любостиня      Когда пришло время ее переселения в мир иной, преподобная Евгения пожелала принять великий ангельский образ — схиму с именем Евфросиния. После принятия великой схимы она предалась строжайшим подвигам, в которых и отошла мирно ко Господу 11 ноября 1405 года. Святая была погребена в своем монастыре Любостине, где впоследствии и была прославлена Богом многочисленными чудесами над больными, приходившими к ее мироточивому гробу. До сего дня ее мощи почивают в этом монастыре под спудом. Стефан Урош IV, Душан или Душан Сильный, — сербский король из династии Неманичей (1331–1355 годы правления), с 1346 «царь сербов и греков», создатель Сербского царства. При царе Душане сербское средневековое государство достигло апогея своего развития. От серб . «неимар» — строитель, зодчий. Рейтинг: 10 Голосов: 939 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Тамара 2 августа 2022, 00:40 Святая Милица, моли Бога о нас грешных Михаил 2 августа 2021, 08:59 Чудесный рассказ о чудесном человеке. Храни Бог! Ольга 31 июля 2021, 23:01 Лет 10 назад прочитала книгу сербской писательницы Лиляны Хабьянович-джурович " Игра Ангелов " - о жизни Святой Милицы. С тех пор удивительная Святая Милица для меня одна из любих Святых жён. С этой книги и со Святой Милицы открыла для себя мир сербских святых. Все Святые многострадальной земли Сербской молитве Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/133069.html

Мощи святителя почивали в Милешево до 1594 года, когда нечестивые турки забрали эту величайшую святыню сербского народа и сожгли на Врачаровой горе в Белграде, мстя за восстание. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор святителя Саввы Сербского. После смерти в 1241 году болгарского царя Иоанна Асеня общее положение в Сербии изменилось. Многие знатные и могущественные вельможи были недовольны близостью Владислава и болгарского царя. В это же время, весной 1241 года, через Сербию и соседнюю Боснию прошли татарские орды. Все это вносило большое беспокойство в среду сербской знати, и под ее давлением Владислав вынужден был весной 1243 года уступить престол своему младшему брату Урошу (1243–1276). Святой Владислав. Ктиторский портрет в монастыре Милешева Однако братья вскоре примирились, и Урош был любезен со своим старшим братом. Он дал ему в управление территорию Зеты на юге их владений и оставил королевский титул. Так Владислав прожил в мире и согласии с братом еще более 20 лет. Чем именно была недовольна сербская знать, так и осталось достоянием различных гипотез и предположений, но, по-видимому, основной причиной ропота были родственные связи и сильное влияние соседней Болгарии. Понять и с абсолютной достоверностью проследить все перипетии сербской истории этого периода представляется не всегда возможным ввиду небольшого количества письменных источников, посвященных правлению святого Владислава. Позднейшие источники также скупо сообщают о жизни святого, но в том немногом, что есть, говорится о его добрых отношениях с братом Урошем. Святой Владислав оставил амбиции правителя и никогда больше не пытался вернуть себе престол. У Владислава было два сына – Стефан и Деса – и дочь, выданная замуж за князя Джуру Качича, имя которой не сохранилось. Саркофаг с осанками святого Владислава. Монастырь Милешева Как и все Неманичи, Владислав был предан своему отечеству и Православию. В нем рано проявился дух созидания. Около 1225 года, еще во время управления одной областью на Лиме, по благословению святителя Саввы им был построен прекрасный монастырь Милешево – в честь Вознесения Господня. Эта обитель, сохранившаяся до наших дней, по своей прекрасной фресковой живописи относится к числу наиболее значительных памятников сербской средневековой архитектуры. Она расположена у города Приеполя и доступна для паломников. Среди фресок можно найти и ктиторский портрет самого святого Владислава. Здесь же и место его упокоения.

http://pravoslavie.ru/40269.html

беше „Богу смеран и угодан, и пружаше ништима Као што се не може песак мора, тако ни И он то не само у Богом му држави отачаства свога, него и по (то и у самом великом граду Новом Риму, Цариграду, и тамо сазида цркве, а другима даде многе свуда и ниште, слабе и потребите. Он заиста подражаваше праведнога и Аврама блаженог, и делом беше и изгледом сличан. Тако живео и тако чинио у многим годинама, тако да се име прочуло и било у свим околним како источним тако и западним: Стефан Урош, превисоки и крепки и самодржавни и милостиви Српски. Због чувене милости и долажаху из и са морских острва и преко мора, и из самога светог и славног града са и им не малим испуни и сам свети град Уместо злата и сребра даваше, он прими молитве и благослове од светог и свих осталих у том светом граду. А и свету и велику и Богом чувану Гору Атонску он испуни многим и сазида тамо свете цркве, украси их и просветли их (то живописа их), и многе монахе снабде свим оним што им требаше … О сваком добром делу, би могао угодити Богу, он се тако стараше, да ваистину сваку врлину испуни, и сваку злобу и порок од срца замрзе. Богом даровано му добро и земно богатство царства свога она мудро и разумно расточи, и то на разноврсне начине: прво даде на дар Богу, друго на светих цркава, раздаде ништима и страним и потребитима“.    По хиландарског игумана и архиепископа Данила, свети и Милутин подиже велики саборни храм светог и манастира Хиландара, на место оног малог беху подигли први ктитори. Милутин затим украси дивни хиландарски храм сваком лепотом, златним украсима и фрескама, па онда око цркве подиже многе царске конаке, и за монаха, па утврди унаоколо град са кулама и пирговима, да би манастир био од гусара. Затим додели манастиру Хиландару многе метохе са селима и другим богатствима, и уопште речено никада не бринути се о Но не само Хиландару, него и другим манастирима и монашким братствима Свете Горе даваше изобилне прилоге и богате дарове. „И где су му год да има неки монах или подвижник, или неки Христа ради у или живи у рупи свима таквима он нештедимице све што потребно, са скрушеним срцем и смерним духом“.

http://pravoslavie.ru/107991.html

Верстах в трех от Дечанской обители он создал еще особый монастырь для призрения больных, увечных и престарелых со всего своего царства. Обширные палаты этого богоугодного заведения были снабжены кроватями и всем необходимым для больных и увечных. Собрана была многочисленная братия для ухода за несчастными страдальцами. Сам Стефан постоянно посещал этот монастырь. Для него было отрадою помогать несчастным. Иногда он прямо являлся в больницу, как король, и словом и беседою утешал несчастных, иногда же приходил переодетым воином и раздавал богатую милостыню. И это учреждение богато обеспечено было королевскими вкладами и пожертвованиями. Со всех концов Сербии стекались сюда больные и увечные и одни, по выздоровлении, уступали место иным больным, другие же оставались здесь до конца своей страдальческой жизни. Незадолго до смерти, явился Стефану всегдашний его заступник и помощник, святой Николай Чудотворец, и сказал: — Приготовься, Стефан, к исходу: ты вскоре должен предстать перед Господом! Последние дни жизни Стефана Ypoшa III омрачены были великим несчастием — враждой к отцу сына его, «младого краля» Стефана Душана, кончившейся мученической смертью многострадального Стефана Уроша. Стефан Душан, отличившийся подвигами храбрости в войне с Болгарами, правил Зетскою областью. Своекорыстные бояре, служившее при нем, стали побуждать его отнять престол у отца и сделаться королем над всею Сербиею. Они пугали Стефана, что его постигнет такая же участь, как и его отца, ослепленного в детстве дедом его Милутином. Честолюбивый Стефан поверил наговорам, и в его области поднялось возмущение против отца. Урош не желал вражды; он принял меры для прекращения восстания, после долгих переговоров повидался с сыном, который обещал не предпринимать ничего против отца. Стефан Урош опять оставил сына в покое, возлагая надежду на Бога. Но не того желали бояре. Они стали говорить Душану, что отец к нему питает затаенную вражду и погубит его. Доверяя этому, Стефан хотел было бежать из отечества в чужие страны, но бояре этого не допустили и снова побуждали Стефана покончить с отцом. Душан склонился на эти убеждения, — и в Сербии совершилось великое злодеяние. После примирительного свидания с сыном, Стефан Урош мирно жил в своих владениях, то в одном замке, то в другом, предаваясь делам благотворительности и не принимая никаких особых мер для своей безопасности. В то время, когда Стефан Урош находился в уединенном горном замке Петриче близ Неродимля, внезапно приехали туда Зетские бояре со Стефаном Душаном во главе, окружили замок и захватили Стефана Уроша со всей семьей. Самого Стефана Уроша Душан приказал отвезти в отдаленный и уединенный недоступный замок Звечан [ 20 ], а жену и детей в другое место. Но этим дело не кончилось. Решено было совсем покончить со старым сербским кралем. По распоряжению Стефана Душана, отправились в Звечан некоторые из его приближенных, и Стефан Урош мученически скончался, будучи удавлен в замке [ 21 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010