Церковь Святого Ахиллия (Ариле) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святого Ахиллия (серб. Црква Светог — храм Жичской епархии Сербской Православной Церкви, расположенный в городе Ариле Златиборского округа Сербии. Памятников культуры Сербии исключительного значения. Содержание История [ править править код ] Церковь построена в 1295-1296 годах в честь святителя Ахиллия, епископа Ларисийского — духовного борца против арианства и участника первого Вселенского собора в истории христианства. По данным, подтверждённым археологическими раскопками, церковь была построена на месте ранее существовавшего монастырского комплекса, при этом достоверно известно, что уже в 1219 году там была расположена кафедра епископа Моравичского. Решение о строительстве новой церкви приняли сразу два правителя — король Срема Стефан Драгутин и его младший брат, король Сербии Стефан Урош II Милутин. В некоторых научных статьях высказывается мнение, что первоначально храм воздвигался во имя мученика Архилия , но после перенесения из Фессалии в Преспу мощей Ахиллия, культы почитания этих двух святых слились. С начала XIV до середины XV века в храме и сформировавшемся вокруг него монастыре располагалась Митрополия. В тот же период при нём действовала переписная мастерская. В 1459 году после завоевания Сербии Османской империей храм пришёл в запустение, как и остальные центры православия, почти на 100 лет. Монашеская община стала вновь формироваться лишь после 1557 года вокруг Печской Патриархии при Патриархе Макарии. В 1735 году после начала Русско-турецкой войны церковь и монастырь вновь были разграблены и осквернены: турки использовали помещения культовых сооружений как конюшни. С середины XIX века Церковь Святого Ахиллия в Ариле стала приходской. В соответствии с архитектурными особенностями церковь относится к рашскому стилю, который характерен для XIII века. На кольце под барабаном купола указана точная дата росписи храма — 1296 год. По сохранившимся текстам можно утверждать, что мастерами были приглашённые из города Салоники греки.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святог...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой мученик Стефан Урош III, Дечанский, король Сербский Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их». Святой Стефан родился в 1275 году от брака Стефана II Уроша Милутина и Анны, дочери деспота Фессалии Иоанна I Ангела. Он стал жертвой навета и был ослеплен по приказу отца, который считал его главой заговора, направленного против себя. Вплоть до своей смерти он терпеливо переносил испытания и страдания, причиняемые ему членами семьи. Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их». В результате новых политических смут Стефан провел пять лет заложником в монастыре Пантократора в Константинополе. Но он воспользовался вынужденным заключением, чтобы участвовать в жизни монахов и возрастать в мудрости и стойкости. Кротостью, усердием, терпением и чутким вниманием к ближним Стефан снискал одобрение иноков и завоевал большой авторитет в столице. Спустя пять лет ему вновь явился святитель Николай и сказал, что пришел исполнить обещание. Осенив слепого крестным знамением, святитель вернул ему способность видеть. После смерти отца Стефан был венчан королем Сербии 6 января 1322 года. В благодарность он основал монастырь Дечаны – шедевр византийского искусства, который также знаменует собой и наивысший расцвет сербского государства. Но вскоре Стефан был вынужден противостоять попыткам захватить власть, предпринимаемым его сводным братом Константином и двоюродным братом Владиславом, сыном Драгутина. Поскольку святой Стефан помогал престарелому императору Андронику II во время гражданской войны, которая раздирала тогда Византию, Андроник III, одержавший в конце концов верх, вступил в союз с болгарским царем, чтобы напасть на Сербское королевство. В 1330 году святой Стефан одержал блестящую победу над ним при Вельбужде и даже смог расширить границы государства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Дечанский, мч. - житие Вмч. Стефан Дечанский, король Сербский Стефан Урош III, Дечанский (1285-1331), король Сербский, великомученик. Память 30 июня в день перенесения мощей, 30 августа (Серб.), 30 октября в день обретения мощей (Серб.) 11 ноября в день кончины Сын святого короля Сербии Стефана Уроша II Милутина и Анны Болгарской. В молодости королевич был отолсан отцем в качестве заложника к хану Ногаю в Золотую Орду. По возвращении ему было вверено управление Зетой (нынешняя Черногория). В 1314 году его отец, по наущению мачехи Стефана Дечанского, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Тогда святитель Николай Мирликийский явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Византийский император выслал из столицы еретика Варлаама. В 1320 с чудесно возвращенным зрением Стефану Дечанскому было позволено вернуться в родную Сербию, где ему пришлось одолеть нескольких претендентов на трон перед тем как он смог принять королевский венец в 1321 году. Но его соперники заручились поддержкой соседних держав и Стефану Урошу III пришлось противостоять союзу Болгарии и Византийской Империи. Две державы намеревались соединить свои силы для вторжения в Сербию в 1330 году, но Сербский король упредил их и разгромил болгарское войско в Вульбуждской битве, сразив болгарского царя Михаила Асена III. Византийский император Андроник III Палеолог отказался от вторжения в Сербию, а Стефану Дечанскому удалось присоединить часть Македонии к своей державе. Король Стефан Урош III был покровителем Церкви в своих владениях и построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, с именем которого он и вошел в историю. Однако, против короля составился придворный заговор и на трон был возведен его сын, Душан. Стефан Дечанский был заточен в Звечанском замке, где был удавлен 11 ноября 1331 года.

http://pravicon.com/info-3440

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Монастырь Хиландар (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Хиландар занимает в святогорской иерархии 4-е место; состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской Православной Церковью, являясь одной из величайших сербских святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Содержание История [ править править код ] Монастырь Хиландар посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря, связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хиландаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви. Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры . В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762).

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Хила...

Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой благоверный князь Сербский Лазарь Накануне сражения святому Лазарю явился ангел и спросил: что он предпочитает – земную власть или Царство Небесное? Князь ответил: «Как я могу выбрать земное царство, такую незначительную вещь, тленную и недолговечную, тогда как Царство Небесное сохранится в вечности!» Святой Лазарь родился в 1329 году в городе Прилепец. С детства он отличался такими добродетелями, что был замечен королем Душаном, который поселил его во дворце в Скопье. При дворе святой Лазарь пользовался всеобщим уважением за честность, мужество и набожность. Он женился на родственнице короля святой Милице (память 19 июля), у них родились пять дочерей и три сына. Святой Лазарь получил титул князя. После Душана Сербским королевством правил блаженный король Стефан Урош V (1355–1371), после смерти которого трон наследовал святой Лазарь. Он начал осуществлять задуманный им план по воссоединению разделенных сербов, чтобы бороться с турками. Против него составилась оппозиция, святой даже чудом избежал попытки его убить. Невзирая на это, благоверный князь продолжал объединять государство. Святой Лазарь активно занимался не только политикой, он также явил большую любовь к Церкви. Со времени восшествия на трон его главной заботой было наискорейшее примирение Сербской и Константинопольской Церквей. Они прекратили евхаристическое общение, когда Стефан Душан объявил о создании Сербской Патриархии. Святой Лазарь послал в византийскую столицу миссию, возглавляемую монахом Исаией, которой удалось убедить святого патриарха Филофея снять анафему (1375). Благочестие Лазаря проявлялось также в основании множества церквей и монастырей как в Сербии, так и за ее пределами, особенно на Святой Земле и горе Афон. После 1371 года он с радушием принял учеников святого Григория Синаита, покинувших Святую Гору из-за опасности нападения турок. Он повелел основать для них монастыри Горняк и Раваница. Наиболее важным делом явилось учреждение Раваницкой обители, которую возглавил святой Ромил (память 18 сентября).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

В издательстве « Вольный Странник » вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Имя святой Елены Сербской есть в русском месяцеслове, ее память празднуется вместе с памятью ее святых сыновей королей Милутина и Драгутина (30 октября/12 ноября). Немало христианок носят в наши дни имя этой сербской святой, но о ее жизни известно немного. Вместе с тем ее житие и пример во многом уникальны. Святая королева Елена с сыновьями свв. Драгутином и Милутином. Современная икона. Монастырь Градац      Святая Елена являет собой весьма интересный случай в сербской агиографии. Будучи супругой сербского правителя, она была по рождению француженкой и католичкой, принадлежала к известному роду Карла I Анжуйского, короля Сицилии и Неаполя. Именно поэтому в сербской традиции за ней сейчас закрепилось имя Елены Анжуйской . Около 1250 года она была выдана замуж за благоверного сербского короля Стефана Уроша I , с которым прожила в браке 30 лет. Двое сыновей, родившихся в супружеском союзе, стали известными правителями династии Неманичей и тоже прославлены в лике святых: короли Драгутин, в иночестве Феоктист, и Милутин. Исследователи сообщают о том, что у Елены был еще один сын Стефан и двое дочерей, одна из которых умерла в младенчестве, а судьба второй, по имени Брнча, не нашла особо отражения в источниках и предании. Известный средневековый сербский писатель архиепископ Даниил, лично знакомый с Еленой, называет ее «благочестивой, христолюбивой и блаженной женой, пользовавшейся большим уважением». В «Жизнеописаниях королей и архиепископов сербских» он отмечает, что Елена постоянно была рядом с супругом и, обладая природной мудростью, всегда помогала ему в защите интересов державы. По свидетельству современников, Урош и Елена жили в любви и полном согласии.

http://pravoslavie.ru/125540.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Даниил Сербский, свт. - житие Житие святого Даниила, архиепископа Сербского Святой сербский архиепископ Даниил жил при сербских кралях Стефане Уроше II Милутине1, Стефане Уроше III Дечанском2 и Стефане Душане3 в самое славное время древней Сербии. Он происходил из знатного властелинского рода, был сыном богатых родителей4, которые имели большую семью из сыновей и дочерей, умерших, впрочем, еще во время детства Даниила. Будучи ребенком, Даниил просил родителей отдать его учителю для книжного учения, но, огорченные смертью прочих детей, отец и мать не хотели расставаться с сыном. Однако мальчик настоял на своем: он упросил одного родственника помочь ему и тайно от родителей ушел с ним к учителю. Учитель знал, чей мальчик приведен к нему, и старательно принялся за его обучение. Ребенок обнаружил необыкновенные способности и прилежание, так что скоро превзошел своих сверстников и товарищей в училище, сам стал в состоянии учить других. Родители сначала очень горевали, но когда узнали, где находится сын и как успевает, то примирились и во всем положились на волю Божию. Между тем у юноши стало развиваться стремление к целомудрию, чистоте, посту, бдению и молитве, к таким добродетелям, каковыми отличаются мужи крепкие, его стала занимать жизнь подвижническая. Он искал встречи с иноками, воздавал им должную честь и вступал в беседы об иноческой жизни, так что вскоре у него самого возгорелось желание стать иноком, и он молил Бога о сподоблении его иноческого чина. Уже в это время, много слыша о чудесах во святом граде Иерусалиме и на святой горе Афонской, он горел желанием посетить сии святые места. Но для сего не наступило еще время. Когда Даниил достиг зрелого возраста, сербский краль Стефан Урош Милутин, слыша о его достойных качествах, призвал его к своему двору, полюбил и приблизил к себе. Несмотря, однако, на свое знатное происхождение и близость к государю, Даниил не возгордился, но и при дворе держал себя смиренно и ни на минуту не оставлял мысли об иноческой жизни.

http://pravicon.com/info-2146

Роль византийско-арагонского тайного союза в подготовке «сицилийской вечерни» …в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света. И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным… (Лк 16:8-9) 1 февраля, 2012 …в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света. И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным… (Лк 16:8-9) Тайные союзы (их смело можно назвать заговорами), битвы, наконец, резня… Для всех этих событий (и многих других, происходивших примерно в то же время и столь же безрадостных) основой, фоном, причиной послужило разделение Церкви на восточную и западную, “великая схизма”, рана, которую время не исцелило до наших дней. I К началу 1282 г. Карл Анжуйский был несомненно самым могущественным властителем христианского мира. Один лишь список титулов и владений этого младшего брата короля Франции Людовика Святого занимает несколько строчек: король Сицилийский, Иерусалимский и Албанский, граф Прованский, Форкалькерский, Анжуйский и Майнский, правитель княжества Ахайского, властелин Тунисский и сенатор Римский. Карл намеревался захватить Арльское королевство и отдать своему внуку. Сразу же после этой военной операции он должен был направиться к Константинополю, где рассчитывал воссесть на императорский престол и, таким образом, стать хозяином Средиземного моря и правителем империи, неслыханной со времен Юстиниана. А положение Михаила VIII Палеолога, Императора Ромеев, казалось безнадежным. Его казна была опустошена, армия и флот невелики. Активное участие Палеолога в европейских политических интригах ослабило восточную границу Империи и позволило туркам пробить в ней несколько брешей. Унионистская церковная политика Михаила породила раскол в Византии и настроила против него большинство его подданных, а Римский папа, на чью поддержку Михаил так рассчитывал, обратился против него. Похоже было, что Карлу удалось объединить под своими знаменами всех врагов Михаила: папу, Венецию, правителей балканских государств. Никифор Ангел, деспот Эпирский, и Иоанн Бастард Ангел, дука Фессалийский (и тот и другой — заклятые враги правителей Константинополя), с готовностью вступили в союз с Карлом. Кроме того, Георгий Тертер Раковский, царь Болгарский, и Стефан Урош Милютин, король Сербский, заявили о своей поддержке анжуйца.

http://pravmir.ru/rol-vizantijsko-aragon...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010