В 1960 г. начались работы по реставрации Д. с. под рук. архитекторов Д. Милошевича и Й. Нешковича. К 1962 г. остатки построек были очищены от земли и завалов. Стены центральной части церкви и купол были обновлены. Возле мон-ря был устроен лапидарий, в к-ром поместили найденные фрагменты построек. Неск. фрагментов удалось соединить, т. о., почти полностью был собран зап. портал, где обнаружилась надпись об окончании возведения обители. Живопись Св. Троица. Роспись Драгутиновой капеллы мон-ря Джурджеви ступови. 1282-1283 гг. Св. Троица. Роспись Драгутиновой капеллы мон-ря Джурджеви ступови. 1282-1283 гг. От фресок, выполненных ок. 1175 г., в центральной части храма фрагментарно сохранились поясные изображения святителей, отдельные фигуры пророков и евангелистов, свидетельствующие о близости росписи церкви к лучшим образцам росписи в визант. искусстве того периода. Живопись 1282-1283 гг. близка к росписям мон-рей Сопочани , Арилье и Градац . В припрате церкви, на зап. стене, над входом в наос, находится монументальное изображение вмч. Георгия на белом коне и по сторонам 4 сцены из его Жития. В сев.-вост. углу расположены ктиторские портреты Стефана Немани и Драгутина. В Драгутиновой капелле в нижней зоне, представлена процессия династии Неманичей: к восседающему на престоле Христу подходят Стефан Неманя, Стефан Первовенчанный, кор. Стефан Урош I с женой Еленой, кор. Драгутин с моделью храма в руках, кор. Милутин и его жена Елена. В сводах капеллы изображены 4 сцены из серб. истории: Стефан Неманя передает престол сыну Стефану; венчание на царство кор. Стефана Уроша, опередившего в престолонаследии старшего брата Владислава; архиерейское благословение кор. Драгутина, отнявшего престол у отца; кор. Драгутин передает престол брату Милутину. С 1964 г. в капелле проводилась консервация сохранившихся фресок, часть фресок перенесена в Народный музей в Белграде. О состоянии фресок в период между двумя мировыми войнами, в т. ч. о погибших во время второй мировой войны, можно составить представление благодаря фотографиям и описаниям Н. Л. Окунева.

http://pravenc.ru/text/171883.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

     Урош био ни Чим дошао на власт, он одмах обавестио богату Дубровачку републику, држави разне порезе и царине од трговине, особито у престоници Призрену, да он новац од царина уступа манастиру Светих у Призрену. Други пак део тога новца, Српска држава од Дубровника за Стона (на Урош поклонио Богородици део тог дубровачког новчаног благочестиви цар Урош даривао српском манастиру Светих у Свети Урош помагаше прилозима и митрополита Мелничког Кирила, и Серског митрополита и особито монахе подвижнике на Гори и Светогорске манастире. И сам он, и са благочестивом помагао свету лавру Хиландар на Гори, и то честих и великих дарова и богатих прилога. подарила са Урошем на дар манастиру Хиландару седиште (1360. године), а затим су дали и велики дар лаври Светог на Атону (1361. године). Урошевим прилозима и даровима су у Хиландару прекрасне велике иконе на великом иконостасу Хиландарске саборне цркве, док била ктиторка запустеле Светога Саве у средишту Свете Горе. Света богато обдарила и светогорски манастир Кутлумуш. Затим она постала " други ктитор " манастира Светог Николе под на реци она после уступила Серском митрополиту Свети пак син цар Урош и дарове манастирима, особито светом Хиландару, су од побожних великаша. Тако властелин Никола подигао манастир Светог Стефана, звани Конча, и по овог он и Урош га подаре лаври (1366. године). Истинска побожност светог цара Уроша и блажене види се и из Српски цар Стефан Душан беше у нечему " преступио границе отаца " , како за кажу стари летописи, не учини као него се понесе и погорди у себе за цара и Српског архиепископа за Због овога настадоше не мале и несугласице Српске и Цариградске Цркве, тако да Калист изрече на над царом Душаном и Српским Тада се, како кажу стари летописци, " цар и заиска за ово зло " , али се затим, летописци, Душан убрзо " разреши од овога живота и предаде се гробу, оставивши ово зло непогребено " . Бригу око Српске и Цариградске Цркве узе на себе царева супруга, блажена царица и син Урош. Са много и мудра и побожна прими на двор у град Сер Цариградског Калиста, лично к ради мира и Свети Калист беше готов на и и зато ступи у са Српском Црквом, а то исто и Урошева и сам Урош. Али, по путевима и судовима Калист се изненада разболе и ту у Серу одмах се пресели ка Господу (20. 1369. године), као што му беше предсказао преподобни Максим Капсокаливит. Благочестива и клирици и народ

http://pravoslavie.ru/88825.html

Док се све ово збивало на бивше Душанове царевине, у северним владаше цар Урош (1355 - 1371. г.). тада беше тек 19 година. Због обести српских великаша, цар Урош, иначе по природи сувише милостив и кротак, не беше у да под жезлом чврсто држи осталих српских области. уз беше и у томе му помагаше беше честити и способни Лазар, остаде на царском двору и беше и човек цара Уроша, због чега од и доби титулу кнеза, и то новобрдског и топличко-полимског, а затим и рудничког и моравског. Лазар беше и стално како да царство, и на начин да све Србе и све окупи и припреми за борбу против Турака. Када ускоро затим умре блажени цар Урош (4. децембра 1371. г.), Лазар од тада више да ову племениту намеру оствари, ради добра свога народа и свега рода Добивши под владавину Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затим и области Браничево и Мачву са Београдом, он ускоро премести седиште у Моравску област, у град Крушевац на реци Расини, кога притом сам изгради и утврди. Честитоме кнезу велике непокорни и подмукли великаш Никола Он нападаше на Лазареве области и штету им па зажеле, шта више, да на превару ухвати и самога Лазара, га и неправедно потчини себи. У том он позва Лазара као на разговор и то без а када му свети кнез на веру на разговор онда га од Николиних слугу удари скрнвеним у груди, и Лазар паде као мртав. промислом и силом Крста Христова, Лазар свагда ношаше на грудима, он би спашен од сигурне смрти. златни Крст, свети кнез имаше свагда о врату, спречи железно да му не зада смртоносну рану. Тако мученик Христов не пострада овога пута, би да за Христа пострада од неверника (Турака). После овога благоверни кнез склопи братски савез са српским босанским Твртком I (1353-1391. г.) и победи Ускоро он под власт и области Херцеговине и Баната, те тако постаде " " у Христу Богу благоверни и самодржавни господар и - Стефан велики кнез Лазар " , а од свег српског народа прозван славни цар Лазар. Честити Лазар, иако на царску власт законито право, преко супруге Милице беше од владарске лозе ипак се хтео наметати, као што то беше учинио дрски Вукашин, него све српске кнезове братски поштоваше и братски их

http://pravoslavie.ru/54490.html

К. Михаил-Борис, мая 2, 906 г. Х в. Андрей юродивый, окт. 2, 909 г. Климент еп. И Наум, июл. 27, 916 г. К. Вячеслав с бабкою Людмилою, сент. 16, 935 г. Иоанн рыльский, авг. 18, 946 г. Ц. Петр, янв. 30, 967 г. Прохор пшинский, янв. 15. XI в. Григорий еп. янв. 8, 1012 г. К. Владимир сербский, мая 22, 1015 г. Пр. Гавриил лесновский, янв. 15. Пр. Петка – Параскева, окт. 14. Пр. Прокопий чешский, сент. 16. Пр. Иоаким осоговский, авг. 16, 1105 г. XII в. Иларион мглинский, окт. 21, 1164 г. Иоанн Кукузель, сент. 1. Стефан Нееманя, февр. 13, 1200 г. XIII в. К. Стефан первовенчанный, сент. 24, 1224 г. Св. Савва, арх. Серб., янв. 12, 1237 г. Пр. Роман, ноябр. 24 Арсений серб. 1267 г., окт. 28. Савва 2 арх. авг. 30. Евстафий арх. Янв. 4. Иоанникий чернорецкий, апр. 26. Петр коршишский, июн. 5. XIV в. К. Стефан Милютин, окт. 29, 1320 г. Пр. Козма, сент. 23, 1323 г. Никодим арх. авг. 30. К. Стефан дечанский, ноябр. 11, 1336 г. Даниил арх. авг. 30. Пр. Филофея, мая 28. Иоанникий арх. авг. 30. Пр. Феодосий, февр. 27, 1362. Ц. Урош, дек. 2, 1367 г. Кн. Лазарь, июн. 15, 1389 г. Спиридон и Ефрем п. авг. 30. XV в. Пр. Григорий, дек. 7, 1406 г. Стефан Лазаревич, июл. 19, 1427 г. Пр. Нектарий битольский дек. 5, 1500 г. Иоанн деспот, дек. 10, 1503 г. XVI в. Георгий муч. февр. 11, 1515 г. Стефан Щилянович, окт. 4, 1515 г. Феофил, июл. 8, 1548 г. Макарий арх., авг. 30, 1570 г. Василий арх. апр. 29. XVII в. Гавриил патр., авг. 30, 1659 г. XVIII в. Никодим, июл. 11, 1722 г. Дамаскин, янв. 16, 1771 г. Иоанн, мар. 4, 1784 г. Анастасий, авг. 29, 1794 г. Злата, окт. 18, 1795 г. XIX в. Никита, апр. 4, 1808 г. Игнатий, окт. 8, 1814 г. Онуфрий, янв. 4, 1818 г.   ПРЕДИСЛОВИЕ. Набожный сочинитель житий святых российской церкви (Спб. 1852-1859 г.) включил в свое описание нескольких святых славян южных, но весьма немногих, не более шести. В афонском патерике (Спб. 1860 г.) описаны святые славяне, подвизавшиеся на Афоне. Самое важное издание для истории святых славян – Сербляк, Белград 1861 г. Издатели говорят, что они пополнили прежнее издание Сербляка не только синаксарями и двумя акафистами, но и новыми службами. У них полные жития святых, известные в рукописных Сербляках, заменены краткими. Для их цели это нужно: но по многим причинам надобно жалеть, что не напечатаны полные жития. О святых, живших прежде XI в., нет и помина, как и в тех двух изданиях. Итак вот пока все печатные описания святых славян южных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Но ту он би силом и молитвама Светих: Саве и Симеона, и Св. ту лежи. Те видеше Шишманови велики стуб где силази с неба, из кога луче и их, те се они сви у страху и паници разбегоше. Тако не ништа зло учинити, Шишман би да се повуче без успеха, што Куманци том приликом спалише манастир Жичу, затим обновише Свети Милутин и архиепископ II (1292-1309. године). Шишмана и Милугин доспе до града Видина на Дунаву и заузе град, а сам Шишман се спасе чамцем преко Дунава. Затим он мир од Милутина, што му милостиво и даде, а даде и Ану за Шишмановог сина Михаила, потом постаде бугарски цар (1223-30. г.). Ове победе Милутинове изазваше завист и на татарског кана као врховног господара свих бугарских и он са од Татара, Куманаца, Алана и Кавказаца крете на и на Нашавши се у и опасности, Урош Милутин се топло Богу, „Добри Господе, надо ових Те Ти знаш нашег смртног тела, и Сам си се у обукао. Због множине сам везан од младости нисам да погледам на висину или да са призивам свето и страшно име Но Теби доброме и благоме предлажем душу и мисао Ти ми помози, молитвама Пресвете Матере Помоливши се тако усрдно и са сузама Господу, Милутин призва у и Светог Симеона и Саву, их да не у руке иноплеменика. Затим посла посланике да га доброразумним речима и молбама умоле да одустане од похода, му при томе да више дирати у Бугарску нити нападати на Татари под Силни кнез татарски затражи од Милутина младог сина Стефана као таоца, што отац са мораде да учини, да би сачувао душе народа свога и слободу. Млади Стефан отиде са некима од властеле српске на татарски двор, и остаде тамо неко време док га Бог не избави отуда и врати у дом свога. Бог учини да погине у борби са законитима каном „Златних Хорди“ татарских (у битци код Одесе 1299. г.), те Стефан би слободан да се врати своме у Том приликом, Стефан се ожени Теодором, бугарског цара Смилца (1292-99. г.), са доби сина Душана, цара Српског.    Овога свога сина Стефана Милутин затим поставио за намесника и владаоца у Зетском „одликовавши га сваком царскога давши му све што му потребно, од малога до великога“.

http://pravoslavie.ru/107991.html

2004. С. 206). В лити кафоликона мон-ря Хиландар представлены родоначальники династии серб. королей Неманичей, святые Симеон и Савва Сербские, визант. императоры и серб. правители, при к-рых были созданы росписи, а также их небесные покровители. Н. Тутос и Г. Фустерис приводят одну дату росписей лити - 1321/22 г., Милонас в свою очередь считает, что портреты в юж. части вост. стены Н. (св. Симеон Хиландарский (Неманя), имп. Андроник II, Стефан Урош II Милутин) были написаны до 1319 г., а портреты в сев. части той же стены (Стефан Урош IV Душан, имп. Иоанн Кантакузин, Стефан III Дечанский, имп. Андроник III Палеолог, свт. Савва Сербский) - в 1347 г. ( Милонас. 1995. С. 53). Семья воеводы Молдовлахии Александру Лэпушняну была представлена в лити Дохиара. Росписи лити сохраняли память о периоде преобладания в том или ином мон-ре одной местной «диаспоры». Григорович-Барский отмечал, что в лити мон-ря св. Павла все подписи на фресках болгарские, «ибо в монастири сем жителствоваху изначала Болгаре и Сербы» ( Григорович-Барский. 2004. С. 390). Возможно, функция лити как места моления за упокой погребенных или почитаемых ктиторов, а также связь между афонскими и молдавскими храмами повлияли на появление в традиц. монастырских храмах Молдавии во 2-й пол.- кон. XV в. особого помещения - усыпальницы (наряду с пронаосом) к западу от наоса (собор Нямецкого мон-ря кон. XV в.; Успенский собор мон-ря Кэприана, 1545). К числу самых распространенных фигур в росписях афонских лити принадлежат образы преподобных. Встречаются среди них афониты - Афанасий, Петр, Павел Ксиропотамский, Максим Кавсокаливит (в Хиландаре, Дионисиате, Кутлумуше). Ист.: Макарий (Веретенников), архим. Собор 1554 г. и его решения// Он же. Московский митр. Макарий и его время: Сб. ст. М., 1996. С. 239; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение святой Афонской горы В. Григоровича-Барского, им самим описанное. М., 2004. С. 17, 120, 127, 165, 178-179, 185, 196, 222, 253, 275, 291, 300-301, 309, 360, 368, 390. Лит.: Кондаков Н.

http://pravenc.ru/text/2564708.html

Савва III вскоре после того умер. На его место, однако, по неизвестным причинам избран был не Даниил, а его ученик хиландарский игумен Никодим, Даниил же получил епархию Холмскую8. 20 октября 1320 г. скончался благочестивый сербский краль Стефан Урош II Милутин, правивший Сербией тридцать лет, расширивший ее пределы и доставивший ей большую славу. Даниил был извещен о болезни краля и присутствовал при его кончине и погребении, которое совершалось в задушбине Милутина, в Баньском монастыре св. Стефана, где Даниил ранее был епископом. На Сербский престол вступил сын Милутина, святой Стефан Урош III Дечанский9. Сейчас же после своей коронации, он вызвал и приблизил к себе епископа Даниила, которого с юных лет привык любить и ценить как мудрого советника в течение многих лет при его отце, а особенно как своего помощника и защитника в тяжелых несчастиях. Заступничеству и ходатайству Даниила Стефан Дечанский был обязан своим освобождением из заточения в Царьграде и окончательным примирением с отцом. Даниил, таким образом, стал теперь постоянным учителем, советником и помощником сербского краля. В начале правления Стефана Дечанского встретились затруднения, как внутри страны, так и извне. Нужно было новому кралю защищаться против врагов внутренних, его соперников, поднявших восстание, именно против двоюродного брата Владислава, сына краля Драгутина, и против брата родного по отцу Константина. Нужно было также охранять себя и Сербию и от врагов внешних. Болгарский царь Михаил удалил от себя жену свою Неду, сестру Стефана Дечанского, и искал сближения и союза с греками против сербов. Стефану Дечанскому приходилось и оружием защищаться и прибегать к мирным соглашениям и переговорам. Для таких переговоров не было тогда человека более способного, как епископ Даниил, обладавший разнообразным житейским опытом и необыкновенным красноречием, особенно же уменьем говорить перед царями. И вот, по просьбе и поручению краля Стефана Дечанского, Даниил выполняет с полным успехом посольство к болгарскому царю Михаилу и цареградскому царю Андронику Младшему.

http://pravicon.com/info-2146

После смерти первой своей супруги, болгарской царевны, Стефан Урош еще дважды вступал в брак: с Бланкою, дочерью Филиппа Тарентского, герцога Ахайского 7295 , и, по смерти этой второй жены, с Мариею, дочерью Солунского наместника Иоанна Палеолога. В мирное время Стефан заботился о благосостоянии своих поданных и о делах Церкви. Он подтверждал прежние грамоты, укреплял за церквами земельные владения и другие доходы. Он заботился также о соблюдении чистоты веры и уничтожении ересей в пределах своего государства. Один современник на Евангелии сделал такую запись о Стефане Уроше III: «Господь избрал и прославил его для отчизны как звезду светлую и ярко сияющую; он утвердил родину свою, овладел многими городами и областями, рассеял врагов своих. Он послал на безбожных и нечестивых бабунов сына своего. Тот с Божьего помощью одержал победу над ними, пролив много крови, взял в плен весьма многих и возвратился к отцу своему». – Бабунами назывались богомилы, опасные еретики, поселившиеся в горной местности Бабуне, около города Прилепа в Македонии, и оттуда делавшие набеги на православных. При Стефане Уроше III Сербия немало лет наслаждалась полным миром; не было внутренних смут, не было и войн с соседями. Благочестивый король Стефан занимался делами благотворительности и построением и украшением храмов Божиих, как в своем отечестве, так и за его пределами. Но вот в конце его царствования возгорелась жестокая война с соседним единоверным и единоплеменным Болгарским царством. При сербском короле Милутине Болгария, раздираемая внутренними смутами и разоряемая набегами татар, значительно ослабела и не могла равняться могуществом с Сербией. Когда Болгарским царем сделался Бдинский деспот Михаил 7296 , он соединил в своих руках власть над всеми разъединенными болгарскими областями, желая возвратить некоторые захваченные Сербиею города и даже замыслил унизить Сербию, достигнув значительного могущества. Болгарский царь Михаил нанес Стефану Урошу III горькую обиду. Женатый на родной сестре Стефана, дочери Милутина Анне (иначе Неде), он без причины удалил от себя свою жену, заключил ее в монастырь вместе с молодым сыном Стефаном, а сам женился на сестре претендента на византийский престол Андроника Младшего, вдове болгарского царя Святослава, Феодоре. Вражда между государями двух соседних и родственных племен еще более усилилась от того, что сербский король держал сторону законного византийского царя Андроника Старшего, полюбившего сербского короля Стефана еще в то время, когда он находился в заточении в Царьграде, и уважавшего его; болгарский же царь Михаил сблизился с соперником Андроника Старшего, внуком его Андроником Младшим, которому и удалось отнять царский престол у деда. Андроник Младший и Михаил Болгарский заключили оборонительный и наступательный союз против Сербии. Эти два союзника решили напасть на Сербию единовременно в 1330 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Недавно я получил следующие сведения о Высоко-Дечанской лавре от сербского писателя Павле Рака: " Дечаны по числу монахов, если сравнивать с другими сербскими монастырями, процветают. Но попасть туда теперь сложно. Охраняют монастырь итальянцы. Одна моя знакомая была там в прошлое Рождество. Очень хвалила трапезу, особенно жареного которого приготовили для гостей и итальянских солдат. Последних довольно часто принимают и угощают в монастыре и помимо праздников " . Что же, история повторяется. Говорить о нынешнем положении в Косове нет необходимости. Но спасут ли русские монастырь и в третий раз? Митрополит Михаил (Иоаннович).Выпускник Киевской духовной академии 1859 года. При сербская церковь стала автокефальной. В 1881 году за симпатии к России был изгнан с митрополичьей кафедры князем Миланом Обреновичем. За него вступился сам император Александр III, но на кафедру митрополит Михаил вернулся только через 8 лет, после отречения от престола князя Милана. С 1884 по 1889 год проживал в России. Скончался в 1893 году. (См: Косик В.И.Русская церковь в Югославии (20-40-е гг. ХХ века. М., 2000.) Стефан Урош III Дечански (сербский краль1321-1331), родился в 1285 от брака краля Милутина с болгарской принцессой Анной, мальчиком несколько лет в плену у хана Ногая. От первого брака с болгарской принцессой Феодорой имел двух сыновей Душана и Душмана. Когда в 1314 году у него произошла распря с отцом, который ослепил его и отправил в Царьград. Там он жил в монастыре Пантократор, где ему явился свят. Николай и вернул чудесным образом зрение. Через шесть лет его отец, краль Милутин, вернул его в Сербию. После смерти Милутина в 1321 году Стефан вышел победителем в междусобной борьбе за престол и стал сербским кралем. Вскоре после победы над болгарами был свергнут с престола своим сыном Душаном и отправлен в ссылку в замок Звечан, где скоро умер насильственной смертью, будучи удавлен по приказу своего сына. Его мощи покоятся в дечанском соборе в ковчеге перед Причислен к лику святых. Память 11/24 ноября.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010