35 Неманя Стефан – мирское имя преподобного Симеона Мироточивого († 1200; память 13/26 февраля), Великого жупана, то есть князя Сербского, правившего с 1170 по 1196 год. Основатель Сербского государства и династии Неманичей. Будучи правителем Сербии, объединил б " ольшую часть ее земель и добился признания независимости Сербского государства Византией в 1190 году. Крестившись от латинян, впоследствии принял православие и во время своего правления много потрудился, защищая свой народ от инославного и еретического влияния. Создав и укрепив независимое государство, в 1195 году передал правление своему сыну Стефану Первовенчанному (1195–1224) и последовал за другим сыном – святым Саввой (см. примечание 1) – на Афон, где, подвизаясь в монашеском образе, достиг высокой меры духовного преуспеяния. Последними словами его были: «Всякое дыхание да хвалит Господа!». По преставлении Бог прославил святого Симеона многими чудесами. И до сего дня мощи его источают миро, помазующиеся которым верующие получают исцеление. 36 Стефан Милутин, святой († 1320; память 30 октября/12 ноября), король Сербский Стефан Урош II из династии Неманичей, правивший с 1282 года. Защищая независимость Сербии и православную веру, воевал с Михаилом VIII Палеологом (ок. 1261–1282), Византийским императором, подписавшим в 1274 году так называемую Лионскую унию с католиками и принуждавшим балканские народы и афонское монашество признать власть папы. В 1299 году он успешно завершил войну с Византией и женился на принцессе Симониде, дочери Византийского императора Андроника II Палеолога (1282–1328), в результате чего значительно расширил свои владения. В 1292 году воевал с болгарским вассалом Крымского хана Ногая (? –1300), правителем Видина, во главе болгаро-монгольских войск вторгшимся в Сербию и опустошившим часть ее земель. В этой битве король Милутин одержал победу, но на защиту своего вассала выступил сам хан Ногай. Чтобы избежать прямого столкновения с сильнейшим противником, король решил заключить мир с ханом, который, не удовольствовавшись присягой и подарками, затребовал к себе старшего сына Милутина Стефана (см. примечание 10) в качестве заложника. Таким образом в 1292 году Сербия попала в вассальную зависимость от Ногайского государства. Благочестивый король, будучи усердным и смиренным молитвенником о своем отечестве, возвел более сорока храмов как в Сербии, так и за ее пределами: в Греции, в Болгарии, на Святой Земле и на Афоне. Мощи его, обретенные нетленными, почитаются как имеющие чудотворную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Дубровницкая торговая республика поспешила выпросить у нового короля грамоту о свободе торговли ее в Сербии. Краль Милютин в 1276 г. писал: а) «какую оказал им милость брат мой Стефан (Драгутин), ту же оказывает и мое королевство; б) купцы их могут свободно торговать в моей земле, пока не оскорблена будет правда; в) они дают королевству 2000 перпер каждый год, на Димитриев день; г) если окажутся виновными пред моим королевством, то разбирает дело суд по закону; если судом не решится дело, то за три месяца объявляется срок, к которому купцы их должны выехать из Сербии с своим имуществом». Недолго после того Милютину пришлось начать войны с соседями. Того требовали дела отчизны и веры. Войны шли одна за другою в продолжении 20 лет и все были изумительно счастливы. Признательный пред благодеющим Господом благочестивый краль сам описывает эти дела в одной грамоте, и нам остается прибавлять только пояснения к его известию. «Будучи рабом Господа моего Спаса Христа, так пишет он, я, Стефан Урош, по милости Божией король и самодержец всех сербских и поморских земель, уразумел сладкие для меня слова твои, Иисусе, поучающие нас в святом евангелии: да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели добрые дела ваши и прославили Отца небесного. Узнав, что ничего нет лучше для царей и архиереев, как объяснять с благоговением закон Божий на соборах, пришел я в соборную печскую церковь и, поклонившись иконам, лобызал честную руку Предтечи Иоанна, приняв благословение отца моего духовного кир Никодима, архиепископа сербского, и сущего с ним собора, полагаю на соборе, чтобы не остались в забвении чудные дела Божии: совершить обновление Хиландаря, возобновить писание в Жидичской обители, отдать селище Улиарское для Печской обители». Дела Божии были таковы. «Греческая империя простиралась до Липляны и греки делали насилия». Столько говорит король о причинах войны с греками. Очевидно, он не вполне высказался. — С одной стороны, за сербскими горами, на равнине македонской, были поселения славянские; когда-то входили они в состав болгарского царства, а теперь были во власти греков. Это для славянской души было ненормально, оскорбительно. С другой, Михаил Палеолог в 1274 г. составлял в Константинополе собор о принятии унии с папою. За исключением придворной парии, все другие были против папизма. Михаил обратился к мерам насилия против несоглашавшихся с его мыслью. Жестокости по местам и по временам были бесчеловечные; особенно сильно страдали афонцы, досылавшие смелое обличение Михаилу; в 1279 г. жестокости усилились. И вот благочестивый король объявляет мечом протест против папизма. Он решил избавить от папизма по крайней мере дорогих славян.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

Первый – путь Православия , второй – путь безверия. Первый созидает, второй разрушает, первый лечит, второй разлагает, первый ясен, второй мрачен, первый ведет в жизнь, второй – в смерть. Первым путем шли наши святые: Симеон Мироточивый, Савва, «светильник, подобный солнцу», Стефан Первовенчанный, Владислав, Арсений, Савва Второй, Милутин, Стефан Дечанский, «предивный в страданиях, сияющий адамант», Урош, Анастасия, Елена и Ангелина, Никодим, Даниил, «звезда утренняя, которая тьму неведения разгоняет», первый патриарх Иоанникий, великомученик князь Лазарь, «который пролил кровь свою за веру и отечество», страстотерпец патриарх Гавриил, Стефан Пиперский, Василий, чудотворец Острожский, Петр, чудотворец Цетиньский. Вторым путем шли и идут разрушители веры, народности и семьи, те, кто не почитают нравственность, не соблюдают благочестивые семейные традиции в день небесного покровителя, не кладут рождественских подарков беднякам, не красят пасхальных яиц, в своих домах не имеют икон и не кропят дома богоявленской водой, те, кто не посещают храмы и монастыри, не признают кумовство и дружбу, для которых гостеприимство и данное слово – не святыня. Потрудимся же всеми силами ума, сердца и воли, чтобы в своей жизни избежать пути безверия, а идти путем Православия. О посещении больных Окружное послание священникам епархии Одной из основных обязанностей пастыря является посещение больных. Эту обязанность Спаситель повелел священнику, когда словами «Болен был, и вы посетили Меня» (Мф. 25: 36) указал на посещение в болезни как на одно из главных дел милосердия. Больной во дни своих мук и несчастий ничему так не радуется, как посещению своего духовного наставника, ибо, если хотя бы немного есть надежда на выздоровление, мудрое пастырское слово претворяет ее в твердую и великую веру на продолжение земной жизни. Если же это действительно конец земной жизни, то священник снабдит больного духовным щитом, духовной поддержкой и храбростью, дабы спокойно предстал перед Праведным Судией, своим Спасителем, а если наступит час покаяния, то дабы не остался без надежды на прощение грехов.

http://pravoslavie.ru/30733.html

Исходя из упоминания визант. имп. Мануила I, можно сделать вывод, что почитание И. О. началось в сер. XII в. ( Иванова. 1986. С. 570; 1992. С. 107), однако до нач. XIII в. оно носило, очевидно, местный характер. Ситуация изменилась с вхождением территории, на к-рой расположен Осоговский мон-рь, в состав Второго Болгарского царства (ок. 1202). Один из списков Жития сообщает о посещении обители болг. царем Калояном (1197-1207) в день памяти святого. Хотя правитель не перенес мощи И. О. (в отличие от мощей Иоанна Рильского) в болг. столицу, почитание осоговского отшельника с этого времени приобрело более широкий характер, но не достигло уровня почитания Иоанна (см.: Гергова. 1996. С. 33). Вероятно, ок. сер. XIII в. была создана древнейшая редакция службы И. О. и в это же время его имя (наряду с Иоанном Рильским и Прохором Пшинским) было присоединено к именам равноапостольных Кирилла и Мефодия в тропаре канона Недели сыропустной, к-рый содержится в болг. Орбельской Триоди (2-я пол. XIII в.: РНБ. F.n.I. 102. Л. 21; см.: Попов Г. Прослава за Кирил и Методий в канона за Събота Сиропустна//КМС. 1987. Т. 3. С. 79; Българска лит-ра. 1987. С. 29; Десподова В., Славева Л. Македонски средновек. ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.] 1. С. 180. 53). На общеболг. характер почитания И. О. в это время указывает и включение его имени («Акиме от Славищ») в перевод молитвы над болящим, сохранившейся в серб. списке (PHБ.Q.n.I.24. Л. 23 об., 1-я пол. XIV в.; Лосева. 2006. С. 292, 301). Почитание И. О., выходящее за рамки местного, сохранялось и в эпоху серб. владычества в регионе. Согласно древнейшему Карловацкому родослову ( Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 32), Осоговский мон-рь был отстроен и обновлен серб. кор. Стефаном Урошем II Милутином (1282-1321; см. Милутин). По свидетельству старшего Жития, перед битвой (1330) при Вельбужде (ныне Кюстендил) с болг. царем Михаилом Шишманом св. кор. Стефан Урош III (см. Стефан Дечанский ) со свитой посетил Осоговский мон-рь, «творя великие обеты» ( Данила II, архиеп. Животи и архиепископа српских/Изд.: Загреб, 1868. С. 181; С. Свети Култ св. Стефана Дечанског. Београд, 2007. С. 299-301). К периоду серб. владычества относится и включение памяти И. О. в месяцеслов слав. перевода Иерусалимского устава. Й. Иванов считал, что особым почитанием И. О. и др. западноболг. пустынники пользовались в сер.- кон. XIV в., когда Осоговский мон-рь находился под властью деспота Деяна и его сыновей, в особенности Константина ( Иванов. 1906. С. 93). После завоевания этих земель турками обитель сохранила значение религ. и культурного центра, в 1463 г. (1474? - ср.: 1965. С. 31) ее даже посетил тур. султан Мехмед II ( Матанов Х. Възникване и облик на Кюстендилски санджак (XV-XVI вв.). София, 2000. С. 74), что отразилось на почитании осоговского отшельника.

http://pravenc.ru/text/468939.html

В 1268 г. имп. Михаил VIII Палеолог, стремясь воспрепятствовать завоевательным планам Карла Анжуйского, отправил посольство, целью которого было заключение союза с сербским кор. Стефаном I Урошем (1243-1276). Союз планировалось скрепить династическим браком дочери визант. императора Анны и царевича Милутина (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). После неудачного посольства Михаил VIII стал рассматривать переговоры с Папским престолом о церковной унии как единственный способ предотвратить войну с Карлом Анжуйским. Поскольку переговоры были затруднены тем, что Римская кафедра длительное время оставалась вакантной, Михаил VIII отправил посольство ко двору франц. кор. Людовика IX Святого. Визант. посольство прибыло во Францию летом 1269 г. В письме от 15 мая 1270 г., к-рое коллегия кардиналов адресовала Раулю де Гропарми, кард.-еп. Альбано, ответственному за проповедь 8-го крестового похода, сообщалось, что имп. Михаил VIII заявил франц. королю о желании как его самого, так и его подданных и духовенства «вернуться в послушание Римской Церкви и объединиться в исповедании той же самой веры». Людовик IX ответил, что решение данного вопроса находится в компетенции коллегии кардиналов. В письме также были упомянуты попытки восстановления единства Церкви, предпринимавшиеся при папах Урбане IV и Клименте IV, а также говорилось об обязательном условии достижения этого единства - исповедании истинной католич. веры (verae catholicae fidei professio). После одобрения католич. исповедания на Соборе К-польской Церкви визант. император, патриарх К-польский и др. архиереи, архимандриты, а также представители клира и мирян должны были признать первенство Римской Церкви (Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/Ed. A. Tutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84). Др. письмо кардиналы отправили кор. Людовику IX. Выражая надежду на скорое заключение унии, они предостерегали франц. короля от «греческих ухищрений» (Ibid. N 29a. P. 84-85). Имп. Михаил VIII направил к Людовику IX, находившемуся в Тунисе, 2-е посольство - во главе с придворным архидиак. Константином Мелитениотом и вел. хартофилаксом диак. Иоанном Векком (впосл. патриарх К-польский Иоанн XI Векк ). Прибыв на место древнего Карфагена, послы застали франц. короля уже умирающим ( Georg. Pachym. Hist. V 9). Подготовка к унии

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Дед знаменитого в истории Сербии Стефана Немани был великий жупан Урош Бела, родом из Дуклеи. Но смерти его наследовали власть великожупанскую два сына его: Чедомил и Техомил, иначе Теша или Дежа, но не надолго: Чедомил после несчастной битвы с Комнином был взят (1151 г.) в плен и казнен, и Дежа лишен престола. Тогда Комнин возвел на сербский престол младшего сына Дежа Стефана Немани 29 . Со времени Стефана пачалась новая жизнь для Сербии. С этих пор начался порядок в престолонаследии: престол занимал после отца большею частию старший сын, потом второй и т. д.; боковые линии потеряли значение; потеряли значение и отдельные независимые владетели. С этих пор пределы Сербии стали более и более расширяться. С этих пор Сербия начала свое независимое государственное бытие и вошла в состав европейских держав. Главною задачею Немани было свергнуть иго греческое и водворить в Сербии, раздробленной на уделы, единодержавие. И он сумел вполне решить эту задачу: в 36 летнее царствование свое (1159–1195 г.) он не только сверг иго греческое, но и значительно расширил свое государство, возвратив от греков Дуклею или Зету, области Нишевскую и Призренскую, Липляны, Мораву, Врану, оба Пилота и пр. 30 . Сосредоточив власть в своем роде, он соединил сербские области, покорил себе всех удельных жупанов, и таким образом утвердил в Сербии единодержавие. Решив свою задачу, он пожелал остаток дней своих посвятить на служение Богу: приняв (25 марта 1195 г.) монашество на Афоне, с именем Симеона, он скончался там, на 87 году от рождения, 13 февраля 1200 года 31 . По удалении Стефана в монастырь на престол взошел (1195 г.) старший сын его Стефан первовенчанный. Царствование его (1195– 1224 г.) ознаменовано было семейным раздором и войнами с болгарами, греками и венграми. Младший брат его Вулкан или Волкан (иначе Вук) не только сделался независимым владетелем Зеты и Хлума, но даже при помощи угорского короля Мирка, успел захватить (1202 г.) власть над всею Сербиею, и уже венчан был на царство, по поручению папы, колоцким епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

И, ибо прошло немало времени, царь Стефан Душан переселился из этой жизни в непреходящие века, а наследником царским стал сын царский - царь Урош. И так держал он сербский скипетр и управлял. Но краткое время спустя, и он оставил этот свет в печали и несчастии из-за своих вельмож, которые выходили из-под власти его... Тогда промыслом и волей Божией, по причине своей кротости, справедливости, достоинства, благонравия, взошел помянутый муж, князь Лазарь, на сербский престол. Сперва он был благословлен руками архиепископов, всех священников и Собором сербским. И так стал он самодержцем над сербами, проводя жизнь свою со всяким достоинством, кротостью и справедливостью, ибо был он смирен и тих, и милостив, справедливым судьей, и был не как те, кто властвует, а как отец, что своих чад опекает и поучает. Архиереям, священникам и инокам выказывал почести, старцев согласно апостолу почитал, вельможам на встречу шел, молодых наставлял и любовь к ним выказывал. За обиженных заступался, имел и око милостивое, и руку протянутую и щедрую. Нагих одевал, слабым давал покой, а монастырям удаленным слал, что им нужно было. Всем и всегда помочь готов был, дабы достойным быть Духа Святого, которого в сердце своем желал еще с молодых лет. И основал он города сильные, создал и Крушевац, столицу свою, в которой воздвиг красивейшую церковь великому первомученику архидьякону Стефану, ради молитв за поминаемого сына своего Стефана, которую теперь называют Лазарица. Города и церкви воздвигал и обновлял, а другие восстанавливал во славу, хвалу и честь Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, и ради укрепления и силы отечества своего и христианского рода... ...Воздвиг от основания и храм во славу Христа, Бога нашего, что во славе вознесся, на месте, наываемом Рованица, по высоте и красоте восхитительный, заложенный на четырех столбах. И украсил его живописью, росписями и изображениями воплощения Сына Божьего и Пречистой Матери Его, и святых Его, и бесчисленных чудес, и мук, которым подвергся нас ради и дабы вознсти нас до высшего достоинства, и украсил его золотом и разными узорами, и обогатил его серебряными и позолоченными сосудами, и даровал ему потиры, дискосы, кадила, чаши для богослужений, царские врата из серебра позолоченного, иконы большие и малые, в окладах и с позолотой, жемчугом и дорогим каменьями украшенные, разные занавеси из дорогих материй, золотом и пурпуром вышитые… И теперь стоит он, словно цветок неувядающий, и может его видеть и любоваться им всякий, кто придет. Оградил его стеною и семью башнями укрепил… и построил кельи, и прилепил их к стенам, словно гнезда птичьи, для отдыха монахам и всем, кто желает спастись. И добавил к тому села и дохода предостаточно, и насадил виноградники и сады разные. Собрал в нем затем множество монахов, и устроил лавру, и установил житие общее, на удивление многим, из далеких стран сюда приходящим. Поставил им игумена, по имени Арсения, мужа, полного достоинств и разума.

http://pravoslavie.ru/put/sv/vidovdan.ht...

После начала второй мировой войны выступил инициатором и одним из авторов «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории Независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей», к-рый был передан военному командованию Сербии. Участвовал в акциях помощи беженцам, заключенным лагерей. Особое внимание уделял спасению серб. святынь из мест военных действий. 13-14 апр. 1942 г. перенес мощи св. кн. Лазаря из мон-ря Врдник, св. царя Уроша (см. Стефан Урош V ) из мон-ря Язак и св. кн. Стефана Штиляновича из мон-ря Шишатовац в соборную церковь Белграда, чем спас их от уничтожения. По окончании войны по предложению Г. была создана комиссия из представителей церковных и гос. властей по регистрации и возвращению предметов церковного искусства, изъятых во время военных действий из серб. церквей и мон-рей на территории Независимого государства Хорватия и перенесенных в Загреб. В результате работы комиссии в апр. 1946 г. в Белград прибыли 11 вагонов с изъятыми в годы войны церковными предметами. Нек-рые из предметов были возвращены в церкви, где они находились до войны, часть предметов, в т. ч. собрание рукописей XV-XIX вв., была передана в Музей сербов в Хорватии (Загреб), к-рый в 1964 г. вошел в состав Исторического музея. Большинство возвращенных предметов было размещено в здании Патриархии. В кон. 1944 г. суд чести Белградского ун-та потребовал от Г. отчета о его деятельности во время нем. оккупации и 3 апр. 1945 г. принял решение об увольнении его из ун-та. В сент. 1945 г. Народный комитет 1-го района Белграда лишил Г. избирательного голоса, Гос. комиссия по расследованию преступлений оккупантов и их сообщников завела на Г. досье, в к-ром фигурировало 24 материала с общим обвинением в пособничестве «фашизации сербского народа, сотрудничестве с оккупантами в сфере культуры». В последние годы жизни Г. работал в музее СПЦ и Патриаршей б-ке, иногда сотрудничал с Сербской АН, Археологическим ин-том. 1 июня 1955 г. Сербский Патриарх Викентий (Проданов) в сослужении 10 епископов, 12 священников и 2 диаконов совершил отпевание Г. Первоначально он был похоронен на Новом кладбище в Белграде. 11 нояб. 1992 г. останки Г. и его супруги Милицы были перезахоронены в мон-ре Гргетег.

http://pravenc.ru/text/168207.html

Завоевательная политика Милутина способствовала значительному территориальному расширению Сербии, в основном за счет визант. земель и после присоединения обл. Македония. После смерти Драгутина Милутин заточил в темницу его сына, Владислава, желая сделать наследником кого-то из своих детей. Но после его внезапной смерти началась борьба за престол среди сыновей, рожденных от разных браков,- правителя Зеты Константина (ок. 1282 - ок. 1322) и св. Стефана Уроша III Дечанского († 1331) и с бежавшим из заточения их двоюродным братом, Владиславом. Урош одержал победу над Константином, к-рый вскоре был убит, и в 1322 г. коронован вместе с младшим сыном, Душаном (ок. 1308-1355; см. Стефан IV Душан ). В 1324 г. Урош разбил войско Владислава, собранное при поддержке венгров и боснийского бана Стефана II Котроманича. В 1331 г. Урош, согласно одним источникам, умер естественной смертью, а по другим - был убит сыном Душаном, т. к. планировал передать престол младшему сыну, Симеону (Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич; 1326-1371). При Стефане IV Душане Сербское гос-во достигло наивысшего расцвета, как в территориальном (он присоединил обширные области на Балканах и в Сев. Греции, в т. ч. Св. гору), так и в экономическом отношении. В апреле 1346 г. Сербский архиеп. Иоанникий II был наименован патриархом Сербским, а Душан провозглашен «царем сербов и греков». Но его сын, св. Стефан Урош V (1336/37-1371), после смерти отца не смог сохранить всю полноту власти. В 1359 г. его дядя, Симеон (Синиша), в Костуре объявил себя царем. Он попытался опереться на братьев Мрнявчевичей и провозгласил в 1365 г. прилепского властителя Вукашина Мрнявчевича соправителем, но тот вскоре объявил себя самостоятельным правителем. По др. версии, Вукашин был возведен в королевское достоинство, т. к. Урош желал найти опору в лице сильных правителей сев. части царства его отца. В 1366 г. власть Уроша отказались признавать зетские правители Балшичи. Еще до смерти бездетного Уроша Сербское гос-во фактически перестало существовать, т. к. во мн. областях правители обрели полную независимость и вели междоусобные войны. В этот период в Центр. Сербии окрепла власть кн. мч. Лазаря . В 1377 г. боснийский бан Твртко I (ок. 1338-1391; внук Драгутина по жен. линии) в мон-ре Милешева короновался как король Сербии, Боснии и приморских земель, но добиться реальной власти не смог.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Честолюбивым вельможам этого было впрочем недостаточно: им хотелось совсем устранить Уроша. Особенно к сему стремился король Волкашин, поддерживаемый своими братьями. Урош, лишенный власти, проживал попеременно в развых сербских городах и областях; одно время он жил у князя Лазаря, правившего подобно Волкашину, особою областью, Подунайскою, но относившегося к Урошу доброжелательно. По внешности и Волкашин обнаруживал доброжелательность к Урошу и старался успокоивать еще остававшуюся в живых мать его Елену, вдову после Стефана Душана, которая боялась за судьбу своего сына. Желая засвидетельствовать свое расположение к Урошу, Волкашин однажды пригласил его вместе с собой на охоту в горную страну близ Косова Поля. Во время этой охоты, Волкашин улучив возможность убил предательски Уроша. Тело ночью тайно было положено в готовую гробницу при храме Успения Пресвятой Богородицы близ замка Петрича, служившего нередко местожительством сербских государей Волкашин показывал, что Урош где-то отстал на охоте и что он не знает о его местопребывании. Пораженные горем мать Уроша Елена и супруга его Анна приняли все меры к розысканию пропавшего царя, но напрасно. Однако нет тайны, которая не стала бы явною. Распространились слухи о ночном погребений кого-то в церкви Успения близ Петрича. Когда сняли плиту с гробницы, то увидели тело невинно погибшего страдальца, царя Стефана Уроша. Мать и супруга и все окружающие горько оплакали усопшего и торжественно по царски совершили обряд погребения в той же церкви Успения. Стефан Урош был последним сербским царем, и последним государем из знаменитого рода Неманичей. Святые мощи царя Стефана Уроша долго почивали в том храме, где он был погребен, но потом из опасения поругания со стороны мусульман, перенесены были православными сербскими переселенцами из Турции в Австрийский Срем, в монастырь Ясак. Подобно всем сербским государям, Стефан Урош построил себе задушбину - монастырь Рождества Богородицы в г. Скопле. Церковная служба Стефану Урошу воспевает его, как святого, который " от юности предан был Господу, отечески покоил вдов и сирот, умирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обижаемых.

http://pravicon.com/info-2207

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010