Декабрь День второй Страдание святого царевича Уроша-Стефана Единственный сын Сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 году 884 . В 1346 году он «венчан был королевским венцом, тогда как отец венчался царским венцом» 885 . Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при царе Душане Сильном. Вся Болгария была тогда под властью владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалии также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери Французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье почитательницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось, империя Душана проживет века. Но Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Например, Оливер, «великий начальник» Сербский и Струмский, чеканил монету со своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от Душана: «Отсюда большая вина падения царства моего» 886 . Мысль давно поверенная опытами; но люди не слушают и опыта. Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твердо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся дотоле, доколе не соединятся они под одно твердое правление твердого единовластия! Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе на 45 году жизни, в декабре 1355 года 887 . По смерти отца Урош принял в свое управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь Серьблем и Грьком» 888 . На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии; он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша, и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечом в руке занял Фессалию, оттого что с ним обручена была сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии, и Никифор усмирен был 889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Декабрь-студень 2 ч. Страдание св. ц. Уроша Единственный сын сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 г. 766 В 1346 г. он «венчан был королевским венцем, тогда как отец венчался царским венцем».– Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при ц. Душане сильном 767 . Вся Болгария была тогда под властию владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалия также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье поклонницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось, империя Душана проживёт века. Но – Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Напр. Оливер, «великий начальник» сербский и струмский, чеканил монету с своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от лица Душана: «отсюду большая вина падения царства моего» 768 . Мысль, давно поверенная опытами, но люди не слушают и опыта.– Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твёрдо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся, дотоле, доколе не соединятся они под одно твёрдое правление твёрдого единовластия. Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе, на 45 году жизни, в декаб. 1355 г 769 . По смерти отца Урош принял в своё управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь срьблем и грьком» 770 . На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии: он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечем в руке занял Фессалию, от того, что с ним обручена была сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии и Никифор усмирён был 771 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Захумско-Херцеговачка и Приморска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической обл. Хум (Захумле, Герцеговина) и побережья Адриатического м. (г. Дубровник ). Кафедра находится в мон-ре Тврдош . Правящий архиерей - еп. Григорий (Дурич), на кафедре с 3 окт. 1999 г. Епархия разделена на 2 наместничества: Мостарско-Невесинское и Требинско-Дубровникское, в к-рые входят 10 церковных общин, 34 прихода, 7 мон-рей: Добричево , Дужи , Житомислич , Завала , Тврдош, Герцеговинская Грачаница (2002) и жен. мон-рь во имя святых Петра и Павла в с. Чичево. В епархии служат 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 24 священника, 5 диаконов. Епархия окормляет ок. 100 тыс. верующих (2008). После получения Сербской Церковью автокефалии (1219) св. архиеп. Савва учредил 8 епархий, в т. ч. Хумскую. Целью создания этой кафедры было укрепление позиций в регионе, вокруг к-рого шла постоянная борьба между правосл. Сербией (обл. Рашка) и прокатолич. Боснией и Дубровником (см. ст. Босния и Герцеговина ). Кафедрой был избран мон-рь Пресв. Богородицы в г. Стон (совр. Хорватия), оставленный в нач. XIII в. бежавшими от богомилов католич. епископами. Территория Хумской епархии первоначально охватывала долину р. Неретва до среднего течения р. Лим с прибрежными островами Адриатического м., бассейны рек Требишница, Пива, Тара, Дрина, Морача. 1-м Хумским епископом стал ученик св. Саввы Иларий (Иларион; до 1239). Его наследником был еп. Феодосий. Серб. кор. Стефан Урош (1243-1276) был щедрым благотворителем Хумской епархии и мон-ря Пресв. Богородицы в Стоне. В 1253 г. Дубровник, Болгария и хумский жупан Радослав объединились против Сербии, поэтому в целях безопасности кафедра Хумской епархии была перенесена ближе к Сербии, в мон-рь святых Петра и Павла на р. Лим, а кор. Стефан Урош подтвердил привилегии, данные ранее Хумской епископии. Еп. Даниил, управлявший епархией с 1316 г. (в 1324 возглавил Печскую архиепископию, см. Даниил II ), просил серб. кор. Стефана Уроша II (см. св. Милутин ) оказать епархии помощь. Последний известный Хумский еп. Стефан Пекпал был изгнан с кафедры после захвата Хума в 1322-1324 гг. боснийским баном Стефаном II Котроманичем (1314-1353). Окончательно Стон и п-ов Пелешац были утрачены Сербией в 1333 г., когда контроль над территорией при условии сохранения на ней Православия был передан за деньги Дубровнику. Несмотря на соглашение, в 1335 г. в мон-рь Пресв. Богородицы был назначен католич. священник, в 1349 г. обитель передали францисканцам. Из-за утраты Сербией Стона и Хума Хумская епархия в 1330-1343 г. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН XI ВЕКК [греч. Ιωννης Βκκος] (30-е гг. XIII в., Никея? - март 1297, крепость св. Григория близ Никомидии), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии (см. ст. Лионская уния ). Получил прекрасное образование в школе Георгия Бабускомита, основанной никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем (1221-1254) в окрестностях Никеи для подготовки гос. чиновников и церковных деятелей. И. В. был известен как один из лучших ученых и риторов своего времени, славился красноречием. До избрания на Патриарший престол был диаконом; с 1263 г. занимал пост патриаршего хартофилакса (вел. хартофилакса), с 1274 г.- вел. скевофилакса. В 1268 г. И. В. вместе с К-польским патриархом Иосифом I участвовал в визант. посольстве к сербскому кор. Стефану Урошу I для заключения брака между Анной, 2-й дочерью визант. имп. Михаила VIII Палеолога , и младшим сыном короля и наследником престола царевичем Милутином (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). Отправившееся из К-поля посольство остановилось в пограничной Веррии, откуда дальше в серб. земли были отправлены И. В. и некий Кудумин Траянопул. Согласно сведениям визант. историка Георгия Пахимера, И. В. проехал по Сербии и вскоре вернулся в Веррию и сообщил патриарху и др. членам посольства, что сербы не подготовились должным образом к приему визант. царевны и не могут обеспечить безопасность посольства. Царевна и ее спутники решили вернуться в К-поль ( Georg. Pachym. Hist. V 6). Возможно, причина неудачи посольства заключалась в изменении политической обстановки: Стефан Урош I был женат на Елене Анжуйской, родственнице противника Византии Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Брак Анны и Милутина должен был укрепить союз Сербии и Византии, что осложнило бы осуществление завоевательных планов Карла. Потерпев неудачу в заключении союза с сербами, имп. Михаил попытался повлиять на политику Карла Анжуйского через его брата, французского кор. Людовика IX. С целью удержать Карла от военных действий против Византии Михаил в 1270 г. отправил И. В. и придворного архидиак. Константина Мелитениота к Людовику, к-рый в то время находился с крестоносной армией в Тунисе. Однако скорая смерть Людовика помешала выполнению миссии посольства ( Georg. Pachym. Hist. V 9). Для защиты от притязаний Карла Анжуйского имп. Михаил решил добиваться поддержки Римского престола (с 1 сент. 1271 его занимал папа Григорий X , сторонник восстановления общения Церквей).

http://pravenc.ru/text/469598.html

Афон (θως). Монастырь Хиландар. Χιλανδαρου /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Монастырь Хиландар (в некоторых источниках Хилендар) посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хилендаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви. Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры. В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762). Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.

http://sobory.ru/article/?object=30431

Афон (θως). Монастырь Пантелеимона. Русский монастырь /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Пантелеимона Целителя Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Греция, п-ов Афон, Монашеское государство Афон, монастырь Святого Пантелеймона. Координаты: 40.237843, 24.200639 Проезд:Монастырь прибрежный, и туда можно попасть с парома Уранополи - Дафни.Расстояние от Кареи (столицы Афона) до монастыря Пателеймона - 10 км, необходимо 2-2,5 часа пешком. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Иноки из России подвизались во многих афонских обителях, были среди них и отшельники. Постепенно многие русские монахи обосновались в обители Богородицы Ксилургу, расположенной на значительном (около 8 км) расстоянии от современного Русика. В 1169 году Протат передал братии Ксилургу вследствие её многочисленности (монастырь, как и многие обители того времени, носил смешанный характер: в нем жили русские, греки и представители других народов) ещё одну обитель, которая стала называться Нагорным, или позднее – Старым Русиком. Ещё её одно название - обитель Фессалоникийца (по всей видимости, оно связано с первым основателем монастыря неким фессалоникийцем). Здесь принял монашеский постриг великий сербский святитель Савва. Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке.

http://sobory.ru/article/?object=15868

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [серб. Ucaja] (Исаия Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» , автор пространного лит. рассказа о сербско-тур. сражении на р. Марице в 1371 г. В научной лит-ре (прежде всего сербской) И. отождествляется с соименным игуменом Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне, но болг. исследователи эту гипотезу не поддерживают, т. к. в сохранившейся части Жития игум. Исаии (повествование доходит до 1375) о его лит. трудах не упоминается. Согласно Житию, И. (светское имя неизв.) род., судя по продолжительности жизни и известным фактам биографии, ок. 1300 г. (в лит-ре есть маловероятные предположения о его рождении между 1310 и 1315 - Podskalsky. 2000. S. 414), «при благочестивем и христолюбивем самодрьжци всее Срьпские земле и Подунавские и Поморские и Арбанашкие светом крали Уроше» (см. Милутин Стефан Урош II, св. кор.). Местом рождения названа «епархия, глаголемая Лиман», под к-рой, вероятно, подразумевается «Липлян», епископия на Косовом поле с центром в мон-ре Грачаница (недостаточно оснований считать, что речь идет о долине р. Лим). И. происходил из знатной семьи, его родителей звали Георгий и Калина. Юноша получил хорошее образование, и ему прочили придворную карьеру. Но, собираясь стать монахом, он недолго оставался при дворе и принял постриг в Осоговском мон-ре . Очевидно, до 1330 г. И. ушел на Афон в мон-рь Хиландар . Неск. лет спустя он навестил родителей и уговорил их принять постриг под именами Герасим и Феодосия. Между 1345 и 1348 гг. И. стал послушником старца Арсения, бывш. игумена Хиландара, к-рый представил его приехавшему в 1347 г. с семьей на Афон серб. царю Стефану IV Душану ; впосл. И. стал другом и советником правителя и его жены Елены (см. Евгения , прп.). После смерти наставника И. удалился в пуст. прп. Павла Ксиропотамского вместе с учеником Сильвестром и с «советником и сподвижником» Дионисием (последний в серб.

http://pravenc.ru/text/674842.html

Скачать epub pdf Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского 7287 Память 11 ноября Стефан Урош III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Уроша II Милутина 7288 , внуком Стефана Уроша I 7289 и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского 7290 , брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя 7291 , основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями – Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами. Но Бог помогал благочестивому Стефану в его несчастьях. Возникшия вскоре среди татар междоусобия кончились убийством Ногая. Воспользовавшись сими смутами среди татар, Стефан возвратился на родину. Ради совместной борьбы с Татарами болгарский царь Смилец вступил в союз с сербским кралем Милутином; союз этот сопровождался браком сына Милутинова, Стефана Уроша, с дочерью Болгарского царя Смильца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дата росписи храма, 1296 г., засвидетельствована в надписи в кольце под барабаном. Согласно греч. акростиху (девиз сторонников Михаила VIII Палеолога), оставленному мастерами, они были выходцами из Салоник; надписи на слав. языке были сделаны сербами. Программа росписи традиционна: в барабане купола - пророки, на парусах - евангелисты; в алтаре - «Евхаристия» и «Поклонение жертве»; в подкупольном пространстве - цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы»; в зап. части нефа - сцены из жизни Богородицы; в нартексе - «Древо Иессеево», Вселенские Соборы, «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике - сцены жития свт. Николая. Роспись купола, конхи алтарной апсиды и сводов певниц пострадала во время тур. завоевания. Образ покровителя храма св. Ахиллия наряду со святыми особо чтимыми ктиторами представлен в юж. певнице, там же образ св. Иоанна Предтечи с крылами, с усеченной главой в руках. В сев. певнице - изображение святых воинов и св. Стефана Первомученика, покровителя династии Неманичей, возможно, здесь находился посвященный ему придел. Особая тема росписи связана с историей Сербской Православной Церкви, представленной портретами исторических деятелей средневек. Сербии и отдельными композициями. В нижней зоне на зап. стене наоса изображены серб. архиепископы (от Саввы I до современников росписи Евстафия II и еп. Моравичского Евсевия) и преподобные из рода Неманичей (святые Стефан Первовенчанный (см. Симон монах ), Стефан Неманя (см. Симеон Мироточивый ), Стефан Урош V , Елена , серб. королева). В притворе - ктиторы Милутин и Драгутин (с моделью храма в руках) с женой Кателиной и сыновьями Владиславом и св. Стефаном Урошицем; преставление свт. Меркурия, еп. Моравичского; наряду с Всел. Соборами - Собор Стефана Немани, осудивший полуверцев (римокатоликов). Стиль живописи отличается монументальностью, характерной для 60-х гг. XIII в., к традициям более раннего периода тяготеет и система росписи. Однако в отличие от росписи Сопочан (1265) в художественном стиле А. преобладает статичность и нек-рая тяжеловесность, в композициях, плотно заполненных фигурами и архитектурой, практически отсутствует свободное пространство. Крупные фигуры с широкими плечами, как правило, поставлены фронтально, драпировки лежат широкими складками, подчеркивая мощные обобщенные объемы. Несмотря на обилие белого цвета в одеяниях, колорит росписи темный. Вертикальные линии архитектурных форм выявлены полосами орнамента в виде вьющегося стебля, тонкий ажурный рисунок к-рого подчеркивает живописную монументальность изображений.

http://pravenc.ru/text/75946.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Башня Милутина монастырь Хиландар   Башня Милутина монастырь Хиландар    Часть статьи переведена с греч. Порталом Святая Гора по книге Герасима Смирнаки «Святая Гора» Башня Милутина, как ее называют на Афоне, была воздвигнута в 1302 году. Она была необходима для защиты от пиратов. С башни видна вся бухта. В случае нападения пиратов монах, наблюдающий за морем, мог добежать до монастыря Хиландар за 10 минут. Он предупреждал братию и все уходили в горы, или же монастырь закрывался и готовился к осаде, если там были защитники. Так обычно происходило на Святой Горе.   Но Башня Милутина была приспособлена и к осаде, в ней был источник. Поэтому часто именно в ней монахи и рабочие закрывались от разбойников.  Башня Милутина, достигает 45 метров в высоту, на верхний этаж ведут 100 ступеней. Там находится часовня Преображения Господня, точнее была когда-то.     Башня Милутина 1880 (???)     Башня, называемая Милутиновой, построена сербским царем Стефаном. Стефан Урош II Милутин, король Сербский,  было прославлен как святой. Святой Стефан Урош был сын знаменитого сербского государя Стефана Душана, который, объединивши под своею властью почти все сербские земли и завоевавши несколько областей, принадлежавших греческому царству, провозгласил себя царем Сербов и Греков. Стефан Урош родился от брака Душана с Еленой, сестрой болгарского царя Александра Асеня. Детство Уроша протекло во время самой кипучей деятельности его отца. Принявший царский титул, в 1346 году Стефан Душан венчался вместе с своею супругою царским венцом, а сына Уроша, которому шел только десятый год, венчал королевским венцом и с титулом краля стал именовать его в граматах. Таким образом с раннего детства Урош стал кралем «младым» - прозвание, оставшееся за ним навсегда. Молодой преемник Душана, Стефан Урош, от природы отличался телесною красотою, душевною кротостью и простотою ума. Править обширным государством ему было трудно. По примеру отца, он должён был управлять при посредстве вельмож, но он не имел твёрдого характера и уменья, чтобы держать их в должном повиновении.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=766

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010