(Тимофеев Киприан; ок. 1787, Буковина - 2.12.1873, белокриницкий Покровский мон-рь), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии (см. также Русская православная старообрядческая церковь ). Род. в старообрядческой семье. В сер. 40-х гг. XIX в. служил уставщиком (дьяком) в старообрядческом храме в с. Белая Криница (ныне Черновицкой обл., Украина), к этому времени был вдовцом. 10 нояб. 1846 г. на общем собрании представителей старообрядческих общин в Белокриницком мон-ре Тимофеев был избран кандидатом во епископы и одновременно наместником Белокриницкого митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , присоединившегося к старообрядчеству в кон. окт. того же года. Поскольку 2 др. кандидата - игумен мон-ря Геронтий (Колпаков) и казначей священноинок Нифонт - были выходцами из России, то, согласно условиям выборов, 3-м кандидатом решено было выдвинуть местного уроженца. 16 нояб. 1846 г. Тимофеев был пострижен в иноки, 30 нояб. по жребию избран наместником Белокриницкого митрополита. 25 дек. 1846 г. состоялось его поставление во диакона, 1 янв. 1847 г.- во иерея. 6 янв. митр. Амвросием К. был хиротонисан во епископа с. Майнос (Турция). 4 авг. 1847 г. К. был утвержден в качестве наместника австр. правительством и после удаления митр. Амвросия в ссылку в г. Цилли (ныне Целе, Словения) принял на себя управление Белокриницкой кафедрой. 24 авг. 1847 г. митр. Амвросий и К. рукоположили Аркадия (Дорофеева) во епископа Славского, в сент. 1850 г. Аркадий был возведен в сан архиепископа. В качестве своего наместника, согласно Белокриницкому уставу, 29 авг. 1848 г. К. рукоположил во епископа Браиловского инока Белокриницкого мон-ря Онуфрия (Парусова) . 3 янв. 1849 г. учредил Симбирскую кафедру и рукоположил 1-го епископа для старообрядцев России - Софрония (Жирова) , дав ему поручение управлять всеми делами в России до учреждения Московского архиеп-ства. 4 янв. епископы Онуфрий и Софроний возвели К. в сан митрополита. 3 февр. 1853 г. при участии К. и инока Павла (Великодворского) учреждена Владимирская архиепископия, в тот же день для России К. и еп. Онуфрий рукоположили архиеп. Антония (Шутова) .

http://pravenc.ru/text/1840251.html

После этого Дий Тимофеев подал мне другую печатную тетрадку: Решение, или изречение собора 1667 года. «Ну, та тетрадка подложная, сказал он, а про эту что скажешь?». Я ответил: И эта тетрадка тоже напечатана в Пруссии, и напечатана не с подложной, а с печатной истинной книги; но в ней мы напечатали не все соборное деяние, а взяли из него, по обычаю старообрядцев, только то, чтó они умеют обращать в оправдание себе. Именно в этой тетрадке напечатано только самое решение, или изречение соборное; а на кого и за что положено то изречение, этого в ней не напечатано. Между тем, чтобы правильно судить о соборном решении, непременно нужно принять во внимание, на кого и за чтó оно положено. В соборном деянии, если будем читать его вполне, все это изъяснено: именно говорится, что клятвы положены на хулителей церкви, и положены за тяжкие их хулы на церковь , – за то, что они открыто проповедовали, будто бы церковь пала, архиереи не архиереи, тайны не тайны, церкви не церкви. Дий Тимофеев подал мне и еще тетрадку письменную, полученную из Москвы от глаголемого епископа Антония Шутова: в ней, кажется, из всех полемических книг собраны все жестокие на старообрядцев изречения, еще и с извращением смысла. Я просмотрел эту тетрадку и некоторые более важные места разъяснил, о других, как писанных частными писателями, заметил, что за их резкие выражения церковь не повинна, тем паче не может быть признана падшей, и что сам я ответствовать за них моим совопросникам нужды не имею. Дий Тимофеев возразил: «Положим, что за всех писателей церковь не отвечает, – пусть так; но зачем Димитрий Ростовский назвал двуперстное сложение демонским седением? ведь Димитрия церковь признает святым!». Я отвечал: Неправду вы говорите. Святитель Димитрий не называл двуперстное сложение демонским седением, он только отвечал старообрядцу, который на троепестном сложении написал са-та-на. Желая обличить его дерзость, святитель Димитрий говорит ему, что пусть он, если уже настолько дерзок, напишет лучше на своем двуперстном сложении слово де-мон. Вот подлинные слова св. Димитрия: «лучше бы им раскольникам написать на своем перстосложении " … Не ясно ли, что святитель Димитрий не сам пишет, а им предлагает написать? Но так как старообрядцы написать такую хулу на двуперстном сложены почли бы страшною дерзостью, то этим самым святитель Димитрий и дает им знать, в какую великую хулу они впали, написав слово сатана на троеперстном сложении. А вы и доселе не только продолжаете хулить церковное перстосложение, да еще клевещете на пастырей церкви, акибы они двуперстное сложение называли демонским седением!...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Кстати, кое-что пришлось в этом отношении («на публике) услышать и от самого Кураева весьма уважительно-позитивно отзывавшегося о Предстоятеле… В связи с «затронутыми» в исходной публикации «фактами» «закономерно» возникает вопрос - а грех гордыни не может ли сказываться на объективности суждений-оценок? Или в момент едва ли не «потока» материалов «выпущенных» тогда «из под пера» еще диакона (пожалуй, самого сверхактивного в предвыборном информационном поле? ) в поддержку во избрание митрополита Кирилла Патриархом, Кураев был «чист, что ангел» - не поражен грехом гордыни? В таком случае - в какой момент он «сломался», что могло послужить причиной- поводом? Церковным судом, наверное, все же исследовался этот вопрос и, даже, может быть, давались «частные определения» в отношении (неустановленных?) лиц, возможно способствовавших созданию (пусть и неосознанно?) соответствующих условий-обстоятельств повышенного риска духовных повреждений? И вообще – насколько «секретны» материалы церковного суда – «вон» ведь гражданские дела разве не «вываливают» «наружу» для всеобщего «обозрения»? «Ткай» в «кнопку» и… вот она – едва ли не вся «подноготная»? 26. Ответ на 25, Александр Тимофеев: Александр Тимофеев: «О том, что ими движет гордыня, свидетельствует их поведение: неявка в суд, опубличивание процесса, неиспользование процессуальных процедур (в т.ч. обжалования судебных решений), шантаж и т.д. и т.п. Такое поведение лишает лицо права на критику церковного суда, не заслужили они такого права…» /////////////////////////// Так может «оно» и лучше, что не являются и в том не только их «вина»? В конце-концов, «ну» коль «образован» церковный суд и имеется необходимость (в силу «специфики» дел?) необходимость «зрить» подсудимых, то почему бы не организовать и не обеспечить, например, их принудительный привод «местными» «силами» – «вон», на территории Данилова монастыря пришлось как-то наблюдать разгуливающих в досоветском одеянии-форме то ли казаков, то ли… - «при едва ли» не «волочащихся» -достающих до земли «сабельках»: - представить только – «заявились» бы к протодиакону А.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/30/ce...

Он называется мстиславцевым, конечно, потому, что был уроженец города Мстиславля, в настоящее время уездного города Могилевской губернии. Мстиславль принадлежал тогда Польше, а у поляков в Кракове в половине ΧVΙ века было уже четыре или пять типографий, так что выучиться там типографскому искусству для человека, желавшего выучиться, не составляло особенного труда. Ознакомившись с типографским искусством, Петр Тимофеев отправился в Москву, чтобы в этой последней сделать приложение из приобретенного им знания. Как человек чужой в Москве, он не мог действовать в ней сам собой, почему и подыскал в товарищи себе природного москвича, каковым был Иван Федоров (ставший потом энтузиастом типографского дела как художества, посредством которого духовные семена во вселенной рассеваются). Считаем мы вероятным производить почин от Петра Тимофеева потому, что при таком представлении дела становится для нас понятным его товарищество с диаконом Иваном Федоровым. Напротив, если бы полагать, что последний как-то выучился типографскому искусству сам собой, то было бы для нас совсем непонятным, зачем нужен ему был в товарищи этот мстиславец Петр Тимофеев. В одном сказании об учреждении в Москве типографии диаконом Иваном Федоровым и Петром Тимофеевым читаем: «глаголют же нецыи о них, яко от самех фряг то учение прияста; повествуетжеся от неких, яко преже их нецыи, или будет и они сами, малыми некими —237— и неискусными начертании печатываху книги, последи же совершенне той Иоанн да Петр искус прияста от тех прежереченных фряг» 340 . В деле книгопечатания важнейшее составляет не набирание слов из букв и не печатание (тискание) набором, а изготовление букв: набирать слова и печатать можно выучиться и по слуху; но другое дело – изготовление букв: здесь уже необходимо настоящее «выученное» или приобретенное учением искусство. На основании приведенных слов сказания можно представлять себе дело так, что диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев, обучившись искусству книгопечатания или дошедши до искусства книгопечатания в смысле набора слов и тискания, первоначально сами хотели было справиться и с изготовлением букв и что когда это не удалось им, то правительство и выписало для них из-за границы настоящих словолитцев или вообще словоизготовителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

793 Ов убо куртес и доместик – придворный (лат.); имеется в виду Борис Годунов, который при царе Федоре носил титул «правителя, слуги и конюшего боярина и дворового воеводы и содержателя великих государств царств Казанского и Астраханского». 794 Наставника и учителя си име. Наставником и учителем Бориса Годунова назван думный дьяк Андрей Щелкалов, ведавший при Иване Грозном и Федоре Ивановиче Посольским приказом. 795 Бе же сему мний соутробный, на те с ним оному споборник – брат Андрея Щелкалова – тоже думный дьяк, Василий Щелкалов, сменивший брата после его смерти в 1595г. 796 Первоначальницы суть в самописчих. Братья Щелкаловы выделялись среди прочих дьяков как талантливые политические деятели. 797 Обоих... многолетно бесчестным и влачащимся житием, живот их продолжив, изнутри и отъятием имений лишив. При Борисе Годунове дьяки Щелкаловы были в опале, так как Годунов не доверял им. 798 Скрижаль велию на хартии... да напишут с подписанием своих им десниц. При избрании на царство Бориса Годунова была составлена избирательная грамота, на которой подписались представители всех сословий, участвовавших в избрании нового царя. Один список этой грамоты был положен в царскую сокровищницу, другой – в ризницу Успенского собора. Тимофеев говорит, что этот второй список был положен в раку митрополита Петра. В грамоте между прочим значилось: «Всем ослушникам царской воли неблагословение и клятва от церкви, месть и казнь от синклита и государства; клятва и казнь всякому мятежнику, раскольнику, любоприятельному, который дерзает противоречить деянию соборному и колебать умы молвами злыми, кто бы он ни был, священного ли сана, или боярского, думного или воинского, гражданин или вельможа: да погибнет и память его во веки» (И.Г.Р., m.XI, гл.1, с 14). 799 Четвертаго святаго иже в Халкидоне Собора. Халкидонский Вселенский Собор был собран в 451г. в городе Халкидоне, расположенном на правом берегу Босфора, против Константинополя. 800 Иже бы ни едину... оного им несвойственна чина не непричастну остати. Здесь Тимофеев говорит о тех новых людях, выходцах из дворянства, кому Иван Грозный, Борис Годунов, а за ними – самозванцы вручали ведение правительственных дел и власть над подчиненными. Эти люди, по мнению Тимофеева, не умели разобраться в делах, думали только о своей выгоде и причиняли большие бедствия государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Предтечевский Павел,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Алексей Филиппов, пономарь; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Ивановское, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5). Приклонский Сергей,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Алексей Тимофеев, священник; Москва, Пречистенский сорок, Зачатиевский девичий монастырь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 7 об.). Прилуцкий Иван,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец: Петр Дмитриев († до 1864 г.) диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, село Горетово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 12). Прилуцкий Семен,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец: Николай Димитриев († до 1867 г.), пономарь; Москва, Ивановский сорок, Мариемагдалинская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 5 об., 6). Прозоровский Василий,родился около 1837 г.; Вифанская духовная семинария (1852–1858 гг.), Московская духовная семинария (1858–1862 гг.). Отец: Иоанн Семенов, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, село Пушкино, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 9 об.). Прозоровский Иван,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иоанн Иоаннов, священник; Москва, Ивановский сорок, Покровская на Землянке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Протасов Иван,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Иоанн Тимофеев, священник; Москва, Сретенский сорок, Гребневская на Лубянке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5). Протодиаконов Николай,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Иван Ильин († до 1861 г.), священник; Московская губерния, Подольский уезд, село Тарычево, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 8). Протопопов Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Стефан Тимофеев, протоиерей и член консистории; Москва, Ивановский сорок, Воскресенская в Барашах церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 4 об., 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

734 Возградил новокаменозданен храм во имя Пресвятыя Богородица, прорекло Донския, и лавру в нем устроил. На том месте, где стояло укрепление московского войска, вышедшего против хана, заложена была каменная церковь и основан монастырь, названный Донским от имени иконы, которая в 1380г. была с Димитрием Донским на Куликовом поле, теперь же сопутствовала в московской битве Годунову. В настоящее время на территории бывшего монастыря находится «Донское» кладбище. 735 Образ бо своего подобия и имени на стенах вапнотворением святым состоятельна летописне вообразил. Фрески в Донском монастыре не сохранились, поэтому установить, что именно было написано по приказанию Бориса Годунова в память победы над ханом, в настоящее время нельзя. 736 Нарек день, в онь же... святопроисхождение... творити. В память победы над ханом (см. сноску 729) был установлен крестный ход из Москвы в Донской монастырь, который и совершался каждый год в определенный день, по словам Тимофеева, – до смерти Бориса Годунова. 737 Яко от Египта во обетования землю. Возвращение царицы Марии из изгнания сравнивается с освобождением еврейского народа от египетского рабства. 738 Сих злом он в далечная посуди. Борис Годунов после смерти царевича Димитрия щедро наградил тех лиц, которые пострадали при этом от Нагих и сурово наказал виновных в расправе с Битяговскими (см. сноску 701). Врагами Годунова это было истолковано как доказательство виновности его в смерти царевича Димитрия. Так рассматривает поведение Годунова и Тимофеев. 739 Сыну агарянска царя и двема сыновом латынских кралей. С.Ф.Платонов (Сказания и повести о Смутном времени как исторический источник, изд.2-е, СПб., 1913, с.181, прим.1) указывает, что под сыновьями «латинских кралей» Тимофеев разумеет принцев Иоанна датского и Густава шведского, приехавших в Россию при царе Борисе Годунове и умерших здесь. Под именем «агарянского царевича» всего вероятнее предполагать крымского царевича Мурата, жившего в Астрахани и умершего, по слухам, насильственной смертью. В гибели всех этих лиц враги Бориса обвиняли его («Никоновская летопись», VIII, 13–15; «Летопись о многих мятежах», 2-е изд., 17–19; «Новый летописец», 30–31). См. сноску 763.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Присутствовавший при этом П. встал на колени перед сидевшим при алтаре митрополите и в знак смирения и уважения поцеловал его ноги. 27 июня 1977 г. П. принял на аудиенции митр. Мелитона как главу правосл. Синода и руководителя делегации К-польского Патриархата. В 1977 г. в связи с 80-летним юбилеем П. получил поздравительные телеграммы от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и председателя ОВЦС митр. Ювеналия (Пояркова) (ЖМП. 1977. 11. С. 5). Поддерживался диалог Римско-католической Церкви с зап. протестант. церквами. 23 марта 1966 г. П. встретился в Сикстинской капелле с англикан. архиепископом Кентерберийским А. М. Рамсеем. На следующий день в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была подписана и оглашена совместная декларация на лат. и англ. языках «Hac in Urbe Roma - In this City of Rome» (AAS. 1966. Vol. 58. P. 286-288). 11 лет спустя, 28-29 апр. 1977 г., П. принимал в Ватикане нового архиепископа Кентерберийского Д. Коггана, с к-рым также была подписана совместная декларация - «After Four Hundred Years» (AAS. 1977. Vol. 69. P. 283-289). Канонизации и беатификации За 15 лет понтификата П. совершил канонизации 86 святых, в т. ч. 3 групп мучеников (40 английских и уэльских мучеников XVI-XVII вв., 22 угандийских мучеников 1885-1887 гг. и 4 иерусалимских мучеников 1391 г.), подтвердил 2 уже существовавших культа и причислил к блаженным Римско-католической Церкви 66 чел., включая 2 группы мучеников. Впервые в истории католич. Церкви П. провозгласил учителями католич. Церкви (см. Doctor Ecclesiae) 2 св. женщин: Терезу Авильскую (27 сент. 1970) и Екатерину Сиенскую (4 окт. 1970). Сопротивление реформам П. Противостояние курсу на реформирование Римско-католической Церкви началось на II Ватиканском Соборе, когда таковой курс был только заявлен. Однако консервативно настроенные епископы, объединенные в Международное об-во отцов (Coetus Internationalis Patrum), оказались в меньшинстве. После того как 3 апр. 1969 г. была обнародована апостольская конституция «Missale Romanum», вводившая вместо традиционной лат.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

8 All citations in this section are from Jhan Robbins and David Fisher, Tranquillity Without Pills (All about Transcendental Meditation), Peter H. Wyden, Inc., N.Y., 1972. 9 See TM in Court: The complete text of the Federal Court’s opinion in the case of Malnak v. Maharishi Mahesh Yogi; Spiritual Counterfeits Project, P.O. Box 4308, Berkeley, Ca., 94704; postpaid. 10 Charles Glock and Robert Bellah, The New Religious Consciousness, University of California Press, Berkeley, 1976, pp. 31–32. 13 See Bishop Ignatius Brianchaninov’s exposition of the Orthodox teaching on the spiritual and sensuous perception of spirits and the opening of man’s “doors of perception,” in The Orthodox Word, no. 82, 1978. 14 See Jiyu Kennett, How to Grow a Lotus Blossom., Shasta Abbey, 1977 – a Zen Master’s description of her near-death visions. 15 Sheila Ostrander and Lynn Schroeder, Psychic Discoveries Behind the Iron Curtain, Bantam Books, 1977, pp. 98–99. See articles in Russian of Dr. Vyacheslav Zaitsev, “Visitors from Outer Space,” in Sputnik, Jan., 1967, and “Temples and Spaceships,” Sputnik, Jan., 1968. 16 Robert Scholes and Eric S. Rabkin, Science Fiction: History, Science, Vision, Oxford University Press, 1977, p. 175. 17 G. V. Grebens, Ivan Efremov’s Theory of Soviet Science Fiction, Vantage Press, New York, 1978, pp. 108, 110. 18 UFOs in Space: Anatomy of a Phenomenon, Ballantine Books, N.Y., 1977 (first published by Henry Regnery Company, 1965), page numbers as indicated in parentheses in text above. 20 Hynek, The UFO Experience: A Scientific Inquiry, Ballantine Books, New York, 1977, pp. 215, 219. 21 “UFOs, What Are They?” in Smena, Apr. 7, 1967. See also his article “Unidentified Flying Objects” in Soviet Life, Feb., 1968; Ostrander and Schroeder, Psychic Discoveries Behind the Iron Curtain, pp. 94–103. 22 Felix Ziegel, “On Possible Exchange of Information with Extra-Terrestrial Civilizations,” paper presented at the All-Union Engineering Institute in Moscow, March 13,1967; Psychic Discoveries, p. 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Звонил Андрею, в Париж. Начал лекции. И, как всегда, чувство, что в Православии (а значит, и в христианстве) сосуществуют как бы две религии, во многом – с обратными знаками. Религия Христа – так сказать, «исполняющаяся» в Церкви. И религия Церкви, или – проще – «религии». В первой все понимается и измеряется Христом. Во второй – Христос, так сказать, «создается», «определяется», «видится», «слышится» только в ту меру, в какую Он сам изнутри «подчинен» религиозному чувству, церковности и т.д. И люди, студенты например, разделяются по этому признаку. Человек «второго типа» – «религиозно-церковного» – может три года изучать богословие, но «сокровище сердца» его не в истине о Христе, а в чем-то другом. Он «непромокаем». Вторник, 20 сентября 1977 Дни, без какой бы то ни было передышки, бегут так быстро, что их просто не замечаешь. И все время эта невозможная, мокрая духота. Живем на два дома – может быть, в будущем это [даст] возможность хотя бы два дня проводить в Нью-Йорке – в «творческом досуге». В воскресенье в Passaic юбилей о. И. Негребецкого. Бесконечный банкет… Уныние от этого постоянного убийства времени. Пятница, 23 сентября 1977 В среду в Syosset на встрече недавно принятых англикан. Как вдохновительно их стопроцентное и однако же трезвое принятие Православия… Понедельник, 26 сентября 1977 Разрыв внутри «la gauche unie» во Франции! Воображаю себе печаль и слезы всевозможных Jean Daniel " eu, во все это веровавших с той глупой «искренностью», на которую, мне кажется, способны только западные «левые», верою действительно превращающие черное в белое и vice versa 1022 … «Солнце да не зайдет во гневе вашем…» 1023 . Бессмысленная, но почти непреодолимая логика гнева… День св. Иоанна Богослова. Ранняя Литургия. Апостол: «Совершенная любовь побеждает страх» 1024 . Любви противополагается не ненависть, а страх. Как это глубоко и верно… Страх есть, прежде всего, отсутствие любви, или, вернее, то, что, как сорная трава, вырастает там, где нет любви. Поэтому Angst, angoisse, anxiety 1025 – то, что хочет преодолеть всяческая «терапия», – на деле нормальны в «мире сем», суть подлинно его субстанция. Его падение – в отрыве от Бога, Который «любовь есть» 1026 , и потому – тень и сень смертная… Вторник, 27 сентября 1977 Никогда не знаешь, откуда приходит «утешение»... Вчера перед лекцией П.М., студент: «I almost called you late last night… Reading «Of Water and the Spirit, for the first time I understood what the Cross means…» 1027 . Значит, что-то самое сокровенное дошло, доходит… Курс о Божьей Матери в православном богослужении. Недостаточность слов, нищета и даже тщета нашего теперешнего, «научного» богословия нигде не вскрывается с такой очевидностью, как здесь, где все – тайна, все – знание изнутри, а не извне, от «evidence» и «data» 1028 . «Да никакоже коснется рука скверных…»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010