18 Lockyer, Herbert. The Gospel of the Life Beyond. Worthing: H. E. Walter, 1967. 19 Maltz, Carl Mrs. The Texas Herald. Austin, Septra 1977 20 Matson, Arohie. Afterlife: Reports from the Threshold of Death. New York: Harper and Row, 1975. 21 Monroe, Robert A. Journeys Out the Body. New York: Doubleday, 1973 22 Moody, Raymond. Life After Life. London: Corgi Books, 1977. 23 Moody, Raymond. Rcflectiorcs on Life After Life. San Francisco: Cameron and Co., Inc., 1977. 24 Myers, John. Voice from the Edgo of Eternity. Old Tappan, N.J.: Revell, 1976. 25 Myers F. W. H. Human Personality and Its Survival of Bodily Death. New Hyde Park, N.J. University Books, 1961. 26 Nietzke, Ann. «The Miracle of Kubler-Ross». Human Behavior. September 1977. 27 Noyes, Russel and Roy Kletti. «Depersanalisation in the Face of Life Threaning Danger: A Description». Psychiatry. Feb. 1976. 28 O’ Roark, M. A. «I’ve Never Again Been Afraid of Deatch». Mac Call’s August 1977 29 Osis, Karlis and Erlendur Haraldsson. „Deathbed Observations by Physicians and Nurses: A Cross — Cultural Survey». The Journal of the American Society for Psychical Research. July 1977. 30 Osis, Karlis and Erlendur Haraldsson. At the Hour of Death. New York: Avon Books, 1977. 31 Panati, Charles. „Is There Life After Death?» Family Circle. Nov., 1976. 32 Pollock.J. С «Moody». New York: MacMillan Co., 1963. 33 Rawlings, M. S. «Acute Myocardial Infarction». Current Therapy, Philadelphia: W. B. Saunders Co., 1976. 34 Raynes, S. H. «Post Humous Experience». St. Louis Medical and Surgical Juornal. Nov. 1889. 35 Read, Hadley. «Conversations with a Dying Son». Farm Journal. Mid — February 1976. 36 Ritchie, Georgy G. Return From Tomorrow, Waco, Texas: Chosen Books, 1978. 37 Rogo, D. Scott. Man Does Survive Death: The Welcoming Silence. Secaucus N.J.: The Citadel Press, 1977. 38 Ryrie, Charles С. «То be Absent From the Body». Kindred Spirit. Summer 1977. 39 Sabom, M.B. and S. Kreutziger. «Near Death Experiences». The Journal of the Florida Medical Association. Sept. 1977.

http://azbyka.ru/zdorovie/za-porogom-sme...

«Временник» Тимофеева полон восторженных отзывов о Скопине. Тимофеев противопоставляет последнего как храброго и инициативного полководца безвольному Василию Шуйскому. Царь Василий не мог противостоять напору тушинцев на Москву, а Скопин-Шуйский освободил столицу от тушинской осады и самого царя выпустил как птицу из клетки. 31 Сравнивая Скопина с Татищевым, Тимофеев замечает, что хотя у них и было одно имя, но первый отличался от второго как свет от тьмы. 32 Близость Тимофеева к М. В. Скопину-Шуйскому подтверждается материалом одного судебного дела, относящегося к апрелю 1611 г. и хранящегося в Стокгольмском государственном архиве. Из этого дела видно также, что среди лиц, стоявших у власти в Новгороде, была группа, враждебная Тимофееву и стремившаяся его скомпрометировать. Это, очевидно, сторонники убитого М. И. Татищева. В апреле 1611 г. гость Степан Иголкин заявил в Новгороде боярину И. Н. Большому Одоевскому и дьякам Корнилу Иевлеву и Семейке Самсонову, что, когда в результате новгородского восстания погиб М. И. Татищев, ему, С. Иголкину, поручили быть вместе с И. Тимофеевым «у переписки и у оценки» оставшихся после убитого «опальных животов». Среди них имелись две иконы – «образ Спасов да образ Николы, обложены золотом ... и украшены жемчюги и каменьем дорогим». При переписи «рухляди» М. И. Татищева дьяк Иван Тимофеев «тех образов смотреть не давал неведомо для чево». В 1611 г. Степану Иголкину было поручено «считать дьяка Петра Третьякова в приходе и в росходе»; во время этой ревизии он ознакомился с книгами, в которых были описаны «образы окладные и неокладные» М. И. Татищева, и установил, что в указанной описи образа Спаса и Николы чудотворца отсутствуют. Иван Тимофеев , допрошенный по заявлению С. Иголкина, показал: «приказал де ему переписывать ... опальную рухлядь» М. И. Татищева боярин и воевода князь М. В. Скопин-Шуйский; вместе с Тимофеевым «у той переписи были гость Степан Иголкин и иные торговые люди»; среди описываемой «рухляди» имелись и образа Спаса и Николая чудотворца, отданные, по распоряжению М. В. Скопина-Шуйского, софийскому протопопу Амосу, по словам которого М. И. Татищев «был ему сын духовной, и те де образы приказал ему при себе по своей душе и по своих родителех».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

При «истинных царях» – Иване III, Василии III и Иване IV, идеальных носителях самодержавной царской власти, подданные были «безответны, как безгласные рабы, со всяческим тщанием кротко носили иго рабства, повинуясь им с таким страхом, что из-за страха оказывали им честь, едва не равную с Богом». Так пишет Тимофеев, замалчивая ожесточенную борьбу феодальной знати с самодержавием. Царь поставлен Богом «во утверждение и управление» людей, он – пастырь вверенного ему народа 1010 . Святыня престола не нарушается даже в том случае, если царь в чем-либо согрешит, она делает его личность неприкосновенной для прочих смертных 1011 . Тимофеев совсем не сочувствует Шуйскому и дает очень резкую, глубоко отрицательную его характеристику как человека и царя, но в то же время он упрекает своих современников за то, что, свергнув с престола царя Василия, они оскорбили «святыню»: «аще... он и погрешительну жизнь убо, царствуя, проходил, венцу же честному что есть с ним?.. Чего ради со онем и непорочное обругаша и с повинным неповинное сочеташа бесчестне?» 1012 . Царь настолько высоко стоит над прочими людьми, что даже обычные человеческие его чувства не могут сравниться с чувствами прочих людей: так, горе царицы Марии Нагой – матери убитого царевича Димитрия Угличского – несравнимо с горем обыкновенного человека, как пучина моря – с каплей дождя 1013 . Судить царя может только Бог, люди же не должны ни на словах, ни в писаниях «износити неподобная» о лицах, стоящих у власти, и раскрывать «стыд их венца». От царя неотделимо его царство, как душа неотделима от тела 1014 . Царь – господин и глава царства, как хозяин – дома. Потеря царя – великое несчастье; царство, потерявшее главу, уподобляется Тимофеевым вдове, потерявшей мужа (см. притчи о вдовстве Московского государства в конце «Временника», л.288 об. и 295 об.). По мысли Тимофеева, царская власть – единственный оплот порядка в государстве, и если Бог лишает государство правителя, – это великое наказание. Вот почему Тимофеев так радуется воцарению Романова, расточая ему и его родителям неумеренные похвалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

955 Из чертога изринет тем вдаст плач. Из евангельской притчи о царе, устроившем пир. Среди гостей на этом пире оказался человек, не имевший «брачного» (нарядного) одеяния. Царь сказал слугам, чтобы они его удалили с пира. 957 Роса... иже от небес древле в пещь халдейску сошедшая. По этой легенде, огонь был погашен «росой, ниспавшей с неба». См. сноску 752. 959 Оскуде князь от Июды. Иван Тимофеев хочет сказать, что на Руси законная царская власть, так же, как в древности у евреев, прекратилась после смерти Федора Ивановича и была восстановлена с избранием на царство Михаила Федоровича Романова. 962 Родители сего мира еще путь живота си проходят. Речь идет о родителях Михаила Федоровича, об отце – Федоре Никитиче Романове, впоследствии патриархе Филарете, и о матери – Ксении Ивановне Шестовой, в монашестве Марфе. 963 Ради оттуду испрошания сына господа их нам всем в десподство же. Здесь Иван Тимофеев говорит о посольстве в Польшу в 1610г. (во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Васильевич Голицын). Посольство, организованное высшим боярством, должно было просить на московский престол Владислава, сына Сигизмунда III. Кроме митрополита Филарета и Голицына, в посольстве были: окольничий князь Мезецкий, думный дворянин Сукин, думный дьяк Томила-Луговской, дьяк Сыдавний-Васильев: из духовных – Спасский архимандрит Евфимий, Троицкий келарь Авраамий Палицын и другие, – всего до 1246 человек. Посольство было отправлено с большим наказом, заключавшим 11 условий, которые должен был принять Владислав. Эти условия не были приняты, и боярский замысел потерпел неудачу. 965 «Аще возможно, рече, со всеми мир имейте; время нам, глаголет, уже от сна востати» – Послание к римлянам ап.Павла. 967 «Довлеет нам, глаголаше, мимошедшее время волю язычну творити» – Первое послание ап.Петра, гл.4-я. 969 В Новеграде Велицем... запленени быхом. Имеется в виду оккупация Новгорода шведами с июля 1611 по февраль 1617г., когда Тимофеев находился в Новгороде. 970 В протчих градех пребывание наше на уреченных службах царским по Бозе повелением бысть. Этот отрывок написан, видимо, в конце жизни Тимофеева, так как после освобождения Новгорода из-под власти шведов он служил в Астрахани, Ярославле и Нижнем Новгороде и только в 1628г. возвратился в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Без ясного плана расположен материал в главе пятой «Временника», посвященной царю Василию Шуйскому и значительно менее доработанной, чем первые четыре. Она не имеет ни цельности, ни законченности в композиции. О самом царе Василии Тимофеев говорит только в начале трех посвященных ему очерков. В первом очерке, дав очень нелестную характеристику нового царя, Тимофеев говорит о роли в событиях окольничего Михаила Татищева и о его судьбе; во втором – рассуждает о том, имели ли право русские люди самовольно сводить с престола царя Василия; в третьем – рассказывает о своем отъезде в Новгород и о начале литературной работы. За этим следует несколько отрывков, написанных уже позже, после освобождения Новгорода от шведов; в них Тимофеев вспоминает тяжелые условия жизни в оккупированном городе 1000 . В следующем далее отрывке – «О таборах» автор дает картину осады Москвы Тушинским вором. Среди помещенных ниже трех главок о князе Михаиле Скопине-Шуйском вставлены две самостоятельные статьи – «О хождении со кресты», где автор сетует на то, что во времена «смуты» нарушены были все обряды и обычаи и перестали совершаться с прежним «благолепием» церковные праздники, и «О воровском бежании с Хутыни», где рассказывается об освобождении от врагов монастыря Варлаама Хутынского. Заканчивается глава краткой статьей о патриархе Ермогене. Отрывки, посвященные М.В.Скопину-Шуйскому, не дают связного рассказа о нем, а лишь дополняют повествование о событиях царствования В.Шуйского. Только второй целиком посвящен Скопину и является панегириком по его адресу. Образ Скопина здесь как бы противопоставлен образу царя Василия, который из зависти погубил племянника, более достойного, чем он сам, по мнению Тимофеева, занять царский престол. Последняя, заключительная, часть «Временника» открывается заглавием: «„Летописец вкратце“ тех же предипомянутых царств и о Великом Новеграде, иже бысть во дни коегождо царства их». В обширном отступлении в начале «Летописца» автор говорит о своей неподготовленности к литературному труду и о разговоре с митрополитом Исидором, как о причине, понудившей его писать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

972 На небеса к свенечному ея возведение вкупное тамошнего пребывания вечнаго веселия. Здесь говорится о смерти царицы Ирины Федоровны – жены царя Федора Ивановича, урожденной Годуновой, умершей в 1603г. См. сноску 689. 973 Сожительница его зде плачевное пребывание надолзе – жена царя Василия Ивановича Шуйского, княжна Марья Петровна Буйносова-Ростовская. Свадьба состоялась 17 января 1608г. После свержения Василия Ивановича с престола была пострижена в монахини и заключена в суздальском Покровском монастыре. 974 Литвы к царствию подшествие. Имеются в виду события в 1611г., когда в Можайске стоял гетман Жолкевский и требовал, чтобы Москва признала царем Владислава. 975 Работы онех избавльшеся малеми останцы людий. Иван Тимофеев говорит здесь о втором земском ополчении, зародившемся и организованном в Нижнем Новгороде. Во главе его стояли земский староста Кузьма Минин и князь Димитрий Михайлович Пожарский. В первых числах апреля 1612г. ополчение достигло Ярославля, 14 августа прибыло к Троице (ныне Загорск), а 18 августа двинулось к Москве. Не доходя 5 верст до Москвы, ополчение остановилось на реке Яузе. После нескольких сражений с поляками под стенами Москвы земское ополчение выгнало их из Москвы и в конце августа 1612г. вошло в Кремль. Тимофеев не дал описания этого патриотического подвига русского народа, отстоявшего независимость Родины. 978 Ревность якоже Ильину о Боге. Илья – один из библейских пророков, по преданию, отличался великой ревностью в вере. 979 Матере же сий царь в велице лавре сущу зде мнихожительну име. Мать царя Михаила Федоровича – Ксения Ивановна Шестова (инокиня Марфа) в июне 1601г. была пострижена и сослана в один из Заонежских погостов. Когда Лжедимитрий воцарился в Москве, он вызвал инока Филарета, в миру Федора Никитича Романова, мужа Ксении, чтобы дать ему сан митрополита Ростовского. С этого времени инокиня Марфа с сыном Михаилом жили в епархии Филарета, близ Костромы, в Ипатьевском монастыре. После воцарения Михаила инокиня Марфа жила в Вознесенском монастыре (в Кремле), который Иван Тимофеев и называет «великой лаврой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

658 Града Переаславля. Переяславль Залесский лежит на реке Трубеже у озера Клещина, на пути из Ярославля и Ростова в Москву. В летописях первый раз упоминается в 1152г., когда князь Юрий: Долгорукий «град Переяславль от Клещина перенесе и созда больши старого». Переяславль назван Залесским потому, что находился в дремучих лесах, отделяющих его от других городов. Переяславль входил в Ростово-Суздальскую область и был значительным политическим и культурным центром. 659 Во святой град, т.е. в Переяславль, где, как видно из дальнейшего, у Грозного был свой, царский дом. 660 Нощеявлением зачатие сына царю благодати тезоименна известившу. Иван Тимофеев передает легенду о том, что Никита столпник будто бы ночью явился Ивану Грозному и сообщил ему, что Анастасия Романовна зачала сына. На основании этого сообщения исследователи считают, что Тимофеев пользовался «Житием Никиты» как источником (о «Житии Никиты» см. В.О.Ключевский. Жития святых как исторический источник, с.43, 44); однако ни в одном из списков «Жития» не находим такой легенды. 661 С великими лавры сравниша. Греческое слово λβρος (лавра) значит – «широкий», «многолюдный». Лаврами в Греции в древнее время назывались многолюдные монастыри. Иван Грозный дал имя лавры Никитскому Переяславскому монастырю. 662 С лаврою преподобного Сергия. Сергий, прозванный Радонежским (умер 25 сентября 1392г.), был видным политическим деятелем, поддерживал московских князей в их политике объединения русского государства и, по преданию, благословил Димитрия Донского на битву с Мамаем. С этого времени он стал считаться помощником русских людей в борьбе с врагами. Известно его «Житие», написанное Епифанием Премудрым . Основанный им в 60км от Москвы (г.Загорск) монастырь был одним из крупнейших монастырей-лавр на Руси. 663 Безбожная Литва. Литовские племена в XIIIb. занимали территорию к югу от Балтийского моря, от устья Вислы до Западной Двины. В 1569г. на польско-литовском сейме в Люблине состоялось объединение Литвы и Польши в одно государство – Речь Посполитую. После унии с Польшей Литва стала страной католической. В древней Руси католичество приравнивалось к язычеству, поэтому Тимофеев называет Литву «безбожной».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

671 Порази брата си напоением смертным купно з женою и с сыном. Тимофеев приводит ту версию рассказа о смерти Владимира Андреевича, которую позднее сообщает Карамзин со слов иностранцев Таубе и Крузе, бывших тогда при дворе Ивана (Карамзин. История государства Российского [в дальнейшем И.Г.Р.], m.IX, гл.13, с.83–84 и прим.276). Тимофеев пишет, что тогда же погибли жена Владимира Андреевича и его сын. Сведения о детях Владимира Андреевича у историков противоречивы: С.М.Соловьев замечает, что, по одним родословным книгам, у князя Владимира был один сын Василий, по другим – трое детей. Василия называет и Курбский, а о другом сыне пишет, что он имя забыл. В завещании Грозного, написанном в 1572г. (казнь Владимира Андреевича была 9 октября 1569г.), сыну В.А. завещаются те же города, какие имел и отец. У Владимира Андреевича, кроме сыновей, были еще две дочери – Евдокия и Мария. Мария в 1573г. была выдана замуж за датского принца Магнуса, которого Грозный объявил королем Ливонским и который потом изменил царю. 672 Их же кровь яко Авеля вопиет на Каина. По библейской легенде, у первых людей, Адама и Евы, родились два сына – Каин и Авель, и старший Каин из зависти убил младшего. 674 Некоему еллину сопряже. Еллином Тимофеев называет датского принца Магнуса, за которого выдана была Мария Владимировна. Муж ее умер еще при жизни Грозного; от Магнуса Мария имела дочь Евдокию. Когда умер отец, ей было два года. В царствование Федора Ивановича, вероятно, по просьбе царя, Борис Годунов призвал их в Москву, обещая дать им особый удел; но когда они прибыли, Марию заставили принять монашество. Мария, в иночестве Марфа, скончалась в 1589г. и похоронена вместе с дочерью, рано умершей, в Троице-Сергиевом монастыре (И.Г.Р., т.Х, прим.152). 675 В лавре общей некоей – в Вознесенском женском монастыре, находившемся в Кремле, возле Спасских ворот, построенном в 1389г. женой Димитрия Донского Евдокией. 676 Брата два, единоотечни убо, по плоти матерей же обаче... остаста. После смерти старшего сына Грозного, царевича Ивана Ивановича, у Грозного остались два сына: старший Федор, сын первой жены Грозного Анастасии Романовны, второй – Димитрий, сын седьмой жены Ивана Марии Федоровны Нагой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

908 Феодосия начальника общежительным и Михаила Саллоса иже на Клопске. Феодосий Печерский , вместе с Антонием, был основателем Киево-Печерского монастыря и его игуменом. Михаил Юродивый (σλλος) жил в XVb., называется Клопским по древнему, основанному в начале XVb., монастырю, находившемуся в 3км от озера Ильмень, на реке Веряже. 909 Варламу ж, в преподобии премногому. Варлаам Хутынский жил в XIIIb.; к этому же веку относится и древнейшее житие его. Сведения о Варлааме находятся в древних новгородских летописях. 910 Посту бо Христова Рожества начинающу. Пост перед праздником «Рождества» начинается 16 ноября ст.ст. 911 Два куртеса чином. И.И.Полосин считает, что под этими придворными следует разуметь Михаила Татищева и Андрея Куракина (см. статью И.И.Полосина « Иван Тимофеев – русский мыслитель, историк и дьяк XVII века», с.186). 912 Ов Орешек град, ов же градом землю Корельскую, ин Ладогу с пределы их. Орешек, или Орех, – город, основанный новгородцами при князе Георгии Даниловиче (1303–1325) на берегах реки Невы, там, где она вытекает из Ладожского озера; Корельская область с городом Корела примыкала к западным берегам того же озера, а город Ладога лежал на берегу реки Волхова, недалеко от впадения ее в то же озеро. Все эти места принадлежали Великому Новгороду и в годы «смуты» переходили от одного правительства к другому. 913 Яко Содомску морю мертву нечистая сопримесися вода. Содомское море образовалось, по библейской легенде, после гибели городов Содома и Гоморры. С ним Тимофеев сравнивает врагов, осадивших Москву, к которым присоединились «воры», бежавшие из Хутынского монастыря. См. сноски 847 и 907. 914 Михаил, яко победе князь – Михаил Скопин-Шуйский, разбивший войска Лжедимитрия II, осаждавшие Москву. См. сноску 879. 915 Предипомянутые гады два василиск и аспида – см. сноски 625 и 811. С василиском и аспидом Тимофеев сравнивает изменников Салтыкова и Андронова. Сводя политические счеты с «боярским царем» Василием Шуйским и опасаясь нового усиления крестьянской войны, русские тушинцы отправили к Сигизмунду III в лагерь под Смоленск посольство во главе с Михаилом Салтыковым. В посольстве принимали участие дьяк Иван Грамотин, беспринципный делец, и торговый человек Федор Андронов. Впоследствии, войдя в сношения с поляками, Салтыков и Андронов отдали им Москву и хозяйничали в ней вместе с врагами, чем вызвали презрение и ненависть к себе всех русских людей. Это отношение к ним лучше всего выражено в так называемой «Новой повести», современной событиям. Неизвестный автор повести так говорит об изменниках Салтыкове и Андронове: «... и те славою мира сего прелестнаго прелстилися, просто рещи, подавилися, и к тем врагом приклонилися и творят их волю... ко врагом пристали, и ко иным, к подножию своему припали, и государьское свое прирожение пременили в худое рабское служение, и покорилися и преклоняются неведомо кому...» (Русская историческая библиотека, m.XIII, стб.208).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

855 Царя и великого князя Василия Ивановича Шуйского. Князь Василий Иванович Шуйский, представитель крупного боярства, вел свой род, как и московские князья, а потом цари – от легендарного Рюрика, князей Киевских и Александра Невского. Человек умный, хитрый и смелый, он играл большую роль в событиях, описанных Тимофеевым. Он был видным членом боярской думы при Федоре и Годунове, ездил в Углич – проводить следствие о смерти царевича Димитрия; он интригует против Годунова, участвует в свержении первого самозванца и, наконец, в 1606г. вступает на престол, «выкрикнутый» несколькими своими сторонниками; на престоле он проводит боярскую политику и, по словам Тимофеева, «вся земля восстает на него бранью». Шуйский был сведен с престола в 1610г., пострижен и отправлен в Польшу, где и умер в 1612г. Современник так характеризует его: «Царь Василий возрастом мал, образом же нелепым, очи подслепы имея; книжному поучению доволен и в рассуждении ума зело смыслен; скуп вельми и неподатлив; единем же к тем тщание имея, которые во уши ему ложное на люди шептаху, он же сих веселым лицем воспринимает и всладость их послушати желание; и к волхвованию прилежаше, а о всех своих не радяше». («Повесть», приписываемая Катыреву-Ростовскому). Эту характеристику подтверждает и Тимофеев. 856 Михалка Татищев – окольничий М.И.Татищев, один из тех, кто помог Шуйскому достигнуть престола. После воцарения Василия Шуйского он был им отправлен в Новгород, которым управлял вместе с боярином князем А.П.Куракиным и дьяками Ефимом Телепневым и Иваном Тимофеевым . Недовольный своим ставленником, он задумывал свести его с престола, но, заподозренный в измене, был убит и брошен в реку новгородцами в 1608г. См. сноску 858. 857 Первопрестольнейшему – так назван патриарх, высшее лицо в церковной иерархии. Во время воцарения Шуйского на Руси не было патриарха. Прежний патриарх – Иов – был в ссылке; занимавший его место при Лжедимитрии I Игнатий был отстранен, новый кандидат на место патриарха – архиепископ Казанский Ермоген еще не приехал из Казани. О каком же патриархе говорит Тимофеев? Думается, Тимофеев имеет здесь в виду патриарха Иова, находившегося в момент провозглашения Шуйского царем в изгнании в Старицком монастыре. Когда Иов отказался вернуться на патриарший престол, была выдвинута кандидатура Филарета. См. сноску 833.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010