Будучи епископом Казанским, он протестовал против брака Лжедимитрия с католичкой Мариной Мнишек и требовал ее крещения, за что и был удален Лжедимитрием из Москвы в Казань. Когда он прибыл из Казани после избрания его патриархом, не известно; едва ли это было до 3 июня, когда было привезено в Москву тело царевича Димитрия, 1 июня венчал на царство Василия Шуйского новгородский митрополит Исидор со всеми бывшими тогда в Москве архиереями, но Ермогена тогда еще не было в Москве, едва ли был он и 3 июня. В памятниках того времени по этому вопросу нет согласия: так, в «Никоновской летописи» сказано, что Шуйского венчал на царство Казанский митрополит Ермоген, а «рукопись Филарета» отрицает это, но она же свидетельствует, что мощи царевича Димитрия встречены были патриархом (а им мог быть только Ермоген). Иван Тимофеев был в Москве во время перенесения туда тела царевича Димитрия; возможно, что его свидетельство и правильно. 751 Храм пречюдного в чюдесех архистратига Михаила. Этот храм находился в Москве, в Кремле, в монастыре, именуемом Чудовым. Построен митрополитом Алексеем в 1365г., по поводу его благополучного возвращения из Константинополя. 752 Яко же иногда тричисленных устыдеся пещный пламень. По библейской легенде, вавилонский царь Навуходоносор приказал бросить в горящую печь трех юношей, отказавшихся поклоняться идолам, но огонь будто бы не опалил их, и они вышли из печи невредимыми. 753 Но яко Иосиф... поверг сию, яко любострастней иегиптяныни. Тимофеев неудачно сравнивает царевича Димитрия с библейским Иосифом; как Иосиф бросил свою одежду египтянке, так будто бы бросил Борису Годунову царскую порфиру Димитрий царевич, оставив себе вместо нее окровавленную одежду мученика. 754 И младенческая такая пища ниже естеством она зломыслия образ бе. Об орехах, которые найдены были в гробе царевича и которыми он играл будто бы перед смертью, упоминается, кроме «Временника» Тимофеева, в грамотах царя Василия Шуйского. 755 В Новом Девиче монастыре. Новодевичий монастырь был основан князем Василием Ивановичем, отцом Ивана Грозного, в память взятия Смоленска в 1533г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Добролюбов Николай, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Николай Тимофеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Уборы, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 13 об.). Добромыслов Алексей, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Иван Алексеев, священник; Московская губерния, Верейский уезд, село Богородское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 27 об.). Добронравов Михаилродился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Георгий Кириллов, протоиерей; Московская губерния, Дмитровский уезд, Дмитров, Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 4 об.). Добронравов Николайродился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Георгий Кириллов, протоиерей; Московская губерния, Дмитровский уезд, Дмитров, Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 16 об.). Добросердов Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Константин Тимофеев, пономарь; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Стромилово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 22 об.). Добросердов Феодор, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Константин Тимофеев, пономарь; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Стромилово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 13 об.). Доброхотов Петр, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Григорий Моисеев, заштатный священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Перемилово, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 22 об.). Докучаев Василий, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Андрей Григорьев, диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Пересветово, Скорбященская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 29 об.). Забавин Иван, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Сергий Васильев, заштатный пономарь; Московская губерния, Подольский уезд, село Якшино, Грузинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 14 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

646 Яко Анна Самуила некогда у Наздавающаго младенцы молитвою испроси. Анастасия Романовна здесь сравнивается с Анной, матерью библейского пророка Самуила, которая, по легенде, выпросила себе сына молитвой. Второй сын – Иван – родился у Анастасии Романовны после путешествия родителей на богомолье. Подробно об этом Тимофеев рассказывает в отрывке «О царевиче Иванне Ивановиче». 647 О царевиче и великом князе Иванне Ивановиче. Иван Иванович, второй сын Ивана Грозного, родился в 1554г.; будучи мальчиком, он принимал вместе с отцом участие в государственных делах. Он имел склонность к писательству, – осталось сочиненное им «Житие Антония Сийского» со службой и похвальным словом, написанное, по оценке Карамзина, «не очень красиво и складно, но по-тогдашнему грамотно». Иван Иванович был женат три раза. Первая его жена, Евдокия Богдановна Сабурова, и вторая, Парасковья Михайловна Соловая, были пострижены в монахини, Сабурова – в Суздале, а Соловая – на Белоозере. Обе скончались в 1620г. Третьей женой Ивана была Елена Ивановна из рода Шереметевых. Иван Тимофеев говорит, что все они были пострижены по приказанию царя Ивана. В ноябре 1581г. Иван Иванович был смертельно ранен отцом и 19 ноября скончался. В объяснении причины гнева Грозного на сына исторические свидетельства не согласны: в «Псковском летописце» сказано, что Грозный поколол сына жезлом за то, что царевич понуждал его продолжать войну с Польшей и освободить завоеванный Стефаном Баторием Псков; Поссевин, посол папский, рассказывает, что убийство произошло вследствие семейной ссоры (см. С.М.Соловьев. История России, т.2, стб. 323, 324). 651 Позва в веце оном... Константину цареви своинствовати. Константин, сын Констанция Хлора и жены его Елены, с 325г. н.э., после победы над соправителем Лицинием, сделался единодержавным правителем Римской империи. В 313г. он вместе с Лицинием издал Миланский эдикт, которым признавалось равноправие христианской религии с языческим культом, а затем сделал христианство государственной религией и покровительствовал ей. В 330г. он перенес столицу империи из Рима на берега Босфора, украсил ее великолепными зданиями и назвал Константинополем – городом Константина. Перед смертью, в 337г., Константин, по-видимому, принял крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Одной из причин уклонения Бориса на путь зла Тимофеев считает его «безкнижие» 1033 , другой – важнейшей – его гордость, властолюбие. Подогреваемый самомнением и «льстивой хвалою» своих сторонников, которые «яко хврастие подо огонь, хвалу сердцу его подлагаху», Борис вступает на путь преступлений. Список преступлений Годунова в глазах Тимофеева велик: погубив царя Федора и законного наследника царевича Димитрия, он постригает и ссылает мать убитого царевича царицу Марию; он заставляет посланных в Углич следователей говорить царю ложь; он не разрешает, боясь обличения, похоронить царевича в Москве, где погребены его предки. Он жестоко расправляется с теми из угличан, которые, мстя за смерть царевича, убили его «убийц». Борис устраивает пожар в Москве. Во время «агарянского нахождения», т.е. нашествия на Москву татар, он старается представить себя народу опытным полководцем, победителем врагов, которые на самом деле побежали от Москвы, испуганные стрельбой, начавшейся в городе. По вине Бориса гибнут татарский царевич и два сына «латинских кралей». Борис не щадит и своих друзей и помощников, – так, он губит «нарочитых людей» – бояр, Богдана Бельского, позднее – дьяков Щелкаловых, которые помогли ему стать царем. Годунов держит себя гордо и надменно («вмале не сравнитися ему царю»), и все покоряются и льстят ему. Никто не смеет сказать правду в глаза этому «славоловителю», покупающему славу богатыми наградами воинам, для которых он расхищает царскую казну. Воины же, зная, как было дело, смеются над незаслуженными подарками. Из тщеславия же, в память своей мнимой победы над ханом, Борис начинает строить Донской монастырь. Выразителен рассказ Тимофеева об избрании Бориса на царство, которым открывается третья глава и который должен показать хитрость и коварство Годунова. После смерти Федора Борис «восплеска си тайно руками», но тут же удалился к сестре-инокине в монастырь, где и скрылся, «яко в берлозе дивия некако», оставив в Москве свои «слух и око». Народ и духовенство отправляются с иконами и крестами в монастырь просить Бориса принять престол. Но он соглашается не сразу. Тимофеев дает ряд интересных подробностей, обличающих в нем очевидца события: так, Борис, желая показать народу, что он не хочет принимать на себя сан царя, делает вид, что хочет задушить себя платком. Любопытна подробность о мальчике, которого будто бы посадили на стену перед окнами кельи царицы и который кричал, «вся народныя их гласы превосходя». Этот неистовый крик мальчика и всего народа, по словам Тимофеева, только еще больше обличал тайное желание Бориса стать царем, так как иначе такое безобразие не могло бы быть допущено. Сцену избрания Бориса Годунова на царство мы читаем в «Повести 1606 года», входящей в состав «Иного сказания», и у Авраамия Палицына, но там таких подробностей мы не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

«На мой взгляд, хорошо, что, благодаря действиям Президента, призывы либералов не ведут к высокой степени протестной активности народа. В протестном фоне работает сфера интернета - там кипят страсти, и унимать их надо не через запрет, а через активное участие в соцсетях прогосударственно и пророссийско настроенных слоев населения, прежде всего, молодежи. Мы занимаемся этим со своими студентами, и было бы хорошо, если бы к нам подключились другие вузы. Грамотной, последовательной работой в социальных сетях можно противостоять разрушающим усилиям врага», - убежден директор СЗИУ РАНХиГС. В заседании также приняли участие: главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Георгиевич Дверницкий, сопредседатель Собора православной интеллигенции, доктор философских наук, профессор Алексей Николаевич Швечиков, детский врач-реаниматолог, исполнительный директор Православного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев, православный правовед Павел Иванович Дмитриев, член Собора православной интеллигенции, капитан 1-го ранга Александр Петрович Беляков, члены «Партии Великое Отечество» Юрий Владимирович Журавлев, Вадим Викторович Рыбин и Георгий Васильевич Зазулин, преподаватели, аспиранты и студенты Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России. Репортаж составили сотрудники «Русской народной линии» Анна Бархатова и Александр Тимофеев Александр Тимофеев, Александр Дука и Андрей Вассоевич Александр Тимофеев, Александр Дука и Юрий Косов Валентин Семенов, Юрий Журавлев, Георгий Зазулин и Вадим Рыбин Павел Дмитриев, Василий Кухарь, священник Сергий Чечаничев и архимандрит Нектарий (Головкин) Александр Беляков (слева) Владимир Шамахов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Прекрасно! Прекрасное было мероприятие, высокодуховное и глубоко научное, благодатная пища и уму и сердцу. Благодарю устроителей, участников, и авторов этого репортажа.Рыбин.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/01/de...

643 Иже о Нои, праотце нашем, от благоискусных детей его срамоте того прикровение бысть. Тимофеев вспоминает здесь находящийся в Библии легендарный рассказ о патриархе Ное, при котором будто бы был всемирный потоп. Ной, спасшийся от потопа со своим семейством, насадил виноградник; напившись виноградного сока, он опьянел и лежал обнаженный. Увидев отца в таком виде, один из сыновей, Хам, стал над ним смеяться и рассказал о нем братьям, но они не последовали его примеру, а, подойдя к спящему отцу, прикрыли его одеждой. 644 О царице и великой княгине Анастасии Романовне. Анастасия Романовна, первая жена Грозного, была дочерью Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина и его жены Иулиании Федоровны. Роман Юрьевич был окольничим Ивана III и умер до брака дочери с Иваном Грозным. Брак их состоялся 3 февраля 1547г. Анастасия Романовна прожила в браке с Грозным 13 лет, имела пятерых детей и умерла еще молодой 7 августа 1560г. от простуды. Прося у архиерея и других духовных лиц разрешения на четвертый брак, Иван Грозный говорил, что он «женился первым браком на Анастасии, дочери Романа Юрьевича, и жил с нею тринадцать лет с половиною, но вражьим наветом и злых людей чародейством и отравою царицу Анастасию извели». В письме к Курбскому Грозный говорил: «А зачем вы разлучили меня с женой? Если бы вы не отняли у меня мою юницу, то Кроновых жертв и не было бы». Из этих слов Грозного можно заключить, что он считал виновниками смерти Анастасии Романовны бояр, которые будто бы отравили ее, но во всех других современных рассказах о смерти Анастасии это обвинение не подтверждается (см. второе послание Курбскому 1577г.: Послания Ивана Грозного. «Литературные памятники», изд. АН СССР, М.–Л., 1951, с.210). 645 Пяторице по числу отраслем сия бе родительница, от них же сына три и дщери две. Первый сын – Димитрий – родился у Анастасии Романовны в 1552г. и умер в следующем году во время путешествия царя и царицы на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Второй сын – Иван – родился в 1554г. 28 марта; на 27-м году жизни он был ранен отцом и скончался 19 ноября 1581г. в Александровской слободе. Третьим сыном был Федор, о нем см. сноску 639. Иван Тимофеев говорит, что у Анастасии Романовны было две дочери, видимо, имея в виду Анну, родившуюся в 1549г., и Марию, родившуюся в 1551г. В летописях упоминается еще третья дочь – Евдокия, родившаяся в 1556г. Все они умерли в младенческом возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

И Максим... говорил, что он не говорил того; а говорил, что здесь на Руси книги не прямы, а иные книги перевотчики перепортили, ино их надобно переводити» («Прение м. Даниила с Максимом» в Чтен. Общ. Ист. и древн. 1847, 7 отд. 2 стр. 13). 60 Таже мысль неоднократно развивалась в послесловиях и к другим печатным московским книгам и в «Сказании известном о воображении книг печатного дела» (Строев Опис. староп. книг гр. Толстого стр 25–27. Царского стр. 9, 247, 448, 449. Дополнение к описанию старопеч. книг стр. 98). 61 Приводим имена этих печатников, означенные в послесловиях к древнепечатным московским книгам: первопечатник гостунский дьякон Иван Федоров и помощник его Петр Тимофеев Мстиславец (1563–1565 г.), Никифор Тарасьев и Невежа Тимофеев (1568), Андроник Тимофеев Невежа (1576–1662), Иван Андроников Невежа (1592–1668), Онисим Михайлов Родышевский волынец (1605–1610), Никита Федоров Фофанов псковитянин (1606–1618), Иосиф Кирилов из повольского града Плеса (1616–1617). Петр Васильев Федыгин (1618), софийский поп Никон (1619–1621), Кодрат Иванов (1620–1623). (См. Строева «Описание старопеч. книг» и И. Сахарова «Обозрение славяно-русской библиографии» т. I, кн. 2 СПБ. 1849 г 62 Подробное описание ошибок и погрешностей в древнепечатных московских богослужебных книгах конца XVI и начала XVII в. находится в донесениях и защитительных речах троицких справщиков – архимандрита Дионисия и его товарищей. Извлечение из этих донесений по «житию преп. Дионисия», находящемуся в рукописном сборнике троицесергиевской лавры, сделано покойным профессором Н. Казанским в статье: «Исправление церковно-богослужебных книг при п. Филарете» (в Чтен. Общ. Истор. и древн. 1848 8). 64 Архимандрит Дионисий в оправдательной речи на соборе в присутствии уже п. Филарета сообщал, что с Москвы им присланы были следующие рукописные потребники: «из собора м. Киприана, да с патриархова двора, да с казны, да от Зачатия и из соляного города» («Житие архим. Дионисия» рукоп. москов. синод. библ. 416 л. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Церковно-приходская школа, дейст­вующая с 3 декабря 1884 г., находилась в деревянном здании на каменном фунда­менте, снаружи обложенном кирпичом. " Размеры: длина 7 саж., ширина 3 1/3 саж., высота 4 1/2 арш. Окон 11, тесовые сени 4x10 арш., построена в 1900 г. " В 1913 г. прихожане с. Гагино подали прошение о замене разбитого колокола в 60 пуд на колокол весом до 110 пудов. По данным клировой ведомости за 1915 г., причт Спасского храма состоял из священника и псаломщика, которые по­лучали жалование 300 руб. и 100 руб. со­ответственно. Кружечных сборов в этом году получено 300 руб. Другим источни­ком содержании для причта служили проценты с капитала в 1 748 руб., поло­женного в банк разными лицами за по­миновение жертвователей. Земли при храме состояло: усадебной вместе с пого­стом 1 дес., пахотной 33 дес. В церковно­приходской школе в это время обучалось 30 мальчиков и 12 девочек. В должности старосты с 1905 г. состоял крестьянин Евфим Макаров. В приходе Спасской церкви состояло в с. Гагино 73 двора, в них 208 мужчин и 267 женщин; в д. Денисовка 56 дворов, в них 144 мужчины и 214 женщин; в д. Волхонщина 10 дворов, в них 24 мужчины и 28 женщин, а всего 139 дворов, в них 381 мужчина и 515 женщин. 4 мая 1922 г. из Спасского храма с. Гагино были изъяты 13 культовых предметов из серебра весом 7 фунтов 80 золотников: дарохранительница, крест, три тарелочки, дискос, звездница, лжица, потир, три ризы с икон, венчик с иконы. Храм закрыт в 1930-х гг. Впоследствии здание лишилось главки, была разрушена колокольня... В настоящее время трудами местных жителей сохранившаяся часть храма отремонтирована снаружи и внутри и в ней периодически совершаются богослужения. Священно- и церковнослужители храмов Спаса Нерукотворного Образа и Архистратига Михаила: Священники: Диомид - уп. 1708 г., Диомидов Лукеллиан — уп. 1734 г., Лукеллианов Никита - 1734-1781 гг., Никитин Иоанн - 1781-1785 гг., Ефимов Николай - 1785-1789 гг., Филиппов Кирилл - 1790-1834 гг., Иоаннов Ермил - 1834-1838 гг., Виноградов Алексий Трофимович - 1838-1874 гг., Грацианский Алексий Михайлович - 1874-1908 гг., Юрьев Василий Михайлович - 1908-1913 гг., Грацианский Алексий Алексиевич - 1914-1919 гг. Диаконы: Топовский Тимофей Анисимович - 1800-1843 гг., Куракин Николай - 1848-1850 гг. Дьячки: Иванов Василий - 1795-1810 гг., Васильев Тимофей - 1814-1815 гг., Тимофеев Иван - 1826 г., Сапогов Павел Семёнович - 1834-1843 гг., Гаевский Василий Ермолаевич - 1857-1871 гг. Пономари: Тимофеев Андрей - 1802-1815 гг., Тимофеев Ефим - 1819-1820 гг., Кириллов Алексей - 1816-1843 гг., Диаконов Матвей Васильевич - 1865-1876 гг. Псаломщики: Диаконов Матвей Васильевич - 1876-1905 гг., Диаконов Александр Матвеевич - 1905-1915 гг.

http://sobory.ru/article/?object=40208

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам. Биографических сведений об Н. не сохранилось. Впервые он упоминается в послесловии (колофоне) Псалтири (8 марта 1567 - 20 дек. 1568) - 1-й книги, изданной в Москве без участия первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца . Послесловие завершается сообщением о печатниках: «тщанием же и труды Никифора Тарасиева да Невежи Тимофеева». Невежу Тимофеева в историографии XIX в. стали отождествлять с Н., его имя впервые появилось в Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577). Эта т. зр. была высказана И. М. Снегиревым, к-рый ввел Псалтири (20 дек. 1568) в научный оборот. Он же предположил, что Н. был братом П. Мстиславца ( Снегирев. 1830. С. 59-60). Предположение об этих родственных связях не было поддержано исследователями, признание же тождества между Невежей Тимофеевым и Андроником, несмотря на отсутствие четкого и аргументированного обоснования, стало доминирующим ( Гатцук. 1872. С. 343; Леонид (Кавелин). 1883. С. 15; Зёрнова. 1947. С. 45; Сидоров. 1951. С. 126; Сазонова. 1988. С. 40-42; Немировский. 2007. С. 539-540). Сомнения в том, что обе Псалтири (1568 и 1577) были изданы одним печатником, высказывал Ю А. Лабынцев ( Лабынцев. 1984. С. 11). Выдвигалась также гипотеза о том, что Невежа Тимофеев является отцом Н. ( Сахаров. 1841. С. 414; Тихомиров. 1962. С. 97-98). Сочинение об истории книгопечатания в Московском гос-ве «Сказание известно о воображении книг печатного дела», написанное в 40-х гг. XVII в., называет Н. «учеником» И. Фёдорова и П. Мстиславца: «...последи тех мастеров Иоанна и Петра ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти и царьским тем же повелением поведено ему книги печатати печатным воображением в царствующем граде Москве и раздавати по всем градовом во всей Росии Часовники и Псалтири, Апостолы и Евангелия, Триоди и Октаи и прочия божественныя книги» ( Протасьева Т. Н., Щепкина М. В. Сказания о начале московского книгопечатания: Тексты и пер.//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 201). Такую точку зрения, восходящую к данному источнику, разделяли мн. исследователи, аргументируя ее тождеством шрифта изданий Н. со шрифтом Фёдорова и сходством декора их книг ( Зёрнова. 1952. С. 14, 22; Немировский, 1985. С. 245). Иной позиции придерживался архим. Леонид (Кавелин), полагавший, что в период становления книгопечатания в Москве существовало неск. конкурировавших групп печатников, к-рые овладели основами типографского искусства у некоего иноземного мастера. Группа, которую составляли Н. и Н. Тарасиев, находилась в состоянии соперничества с группой И. Фёдорова и П. Мстиславца ( Леонид (Кавелин). 1883. С. 15, 29-30). Н. никогда не упоминал о своем ученичестве у Фёдорова.

http://pravenc.ru/text/2564808.html

Такожде и Павел, сосуд избранный вопиет к нам: «Аще кто растлит храм Божий, растлит сего Бог». Кто же растли храм Божий? Не мы ли суть?« Здесь само собой напрашивается и параллель между «Сказанием» Авраамия Палицына и сочинением его белорусского современника Меле- тия Смотрицкого «Фринос или Плач восточной церкви», написанном в 1610 г. Мелетий Смотрицкий был свидетелем распространения религиозно–реформационных идей среди населения западнорусских земель. Он был и свидетелем настойчивой политики окатоличения, проводимой духовенством римской церкви при деятельнейшем участии польских и литовских феодалов. И мало что он мог сказать в защиту и оправдание православной церкви. Критика, которой подвергали православную церковь еретики, — среди них были и беглые холопы московские, — была до наглядности убедительной. Оставалось оплакать церковь, что и сделал в своем сочинении Мелетий Смотрицкий. Это же сделал кратко, но совершенно в том же духе Авраамий Палицын. Примем во внимание другой выдающийся памятник русской общественно–политической мысли начала XVII в. — «Временник» Ивана Тимофеева. В исследовании «Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник», сопутствующем публикации памятника, О. А. Державина устанавливает, что основная часть «Временника» написана Иваном Тимофеевым на отрезке 1610— 1617 гг. Однако Иван Тимофеев продолжал работу над «Временником» еще и в 1627—1628 гг. В качестве памятника общественной мысли «Временник» нашел глубокого и оригинального исследователя в лице И. И. Полосина, посвятившего «Временнику» работу «Иван Тимофеев — русский мыслитель, историк и дьяк XVII в.« Исследуя философско–исторические взгляды Ивана Тимофеева, Полосин, как на их «наиболее древний пласт», обращает внимание на мысли «о кончине мира». Поскольку Тимофеев начало своего исторического повествования ведет от Ивана III, постольку вполне уместно напоминание исследователя, что наступление «кончины мира» ожидалось в 1492 г., что шли споры вокруг этих ожиданий: «жидовствующие ее отрицали, Иосиф Волоцкий настойчиво ожидал» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010