Во всех этих рассуждениях отразилось в значительной мере пережитое самим Тимофеевым. Это видно из некоторых документов, относящихся к Тимофееву. Сохранилась его челобитная на имя Я. П. Делагарди и И. Н. Большого Одоевского, поданная примерно через месяц после взятия шведами Новгорода, 25 декабря 1611 г. Челобитная эта еще не была использована в литературе, хотя на нее дана ссылка в исследовании С. Ф. Платонова. 51 Тимофеев просил записать за ним его «человека крепостного» Ермачка, пропавшего «без вести» «в новгородцкое взятье»,, а затем вернувшегося обратно. «И чаял я тово своево человека в приступ убита», – пишет Тимофеев. Но оказалось, что Ермачка «збрел из Нова-города в новгородцкое взятье с оторопу с ыными людми» в Ярославский уезд «ко племяни» и, между прочим, побывал в костромском поместье Тимофеева. Оказалось, что это поместье «отдано ис-под Москвы иному помещику». «И тово моево человека, – указывает Тимофеев в челобитной, – новой помещик выбил вон», после чего Ермачка «кормился по иным городом, а ко мне по ся места не шол, про меня проведывал, што жив ли я, и как про меня допряма проведал, што жив, и пришол ко мне назад в Новгород». 52 Из челобитной видно, что материальное положение Тимофеева после «новгородцкого взятья» было весьма неустойчивым. Лишившийся своего костромского поместья, он, как увидим ниже, не имел земельных владений и в Новгороде. Не ясно, занимал ли Тимофеев в это время какое-либо официальное служебное положение при шведском правительстве В челобитной он не называет себя дьяком и не указывает на какую-либо иную должность, им исполняемую. Следующая челобитная Тимофеева (сохранившаяся в новгородских делах Стокгольмского государственного архива) была подана Я. П. Делагарди и князю И. Н. Большому Одоевскому 24 июля 1614 г. Она составлена на имя номинального правителя «Новгородского государства», сына шведского короля Карла IX, «государя королевича и великого князя Карлуса Филиппа Карлусовича». В приказной выписке по этому делу Иван Тимофеев именуется дьяком. Называя себя в челобитной человеком «беспоместным, непожалованным», Тимофеев просил его «пожаловать рожью», оставшейся в поместье уехавшего из Новгорода Григория Павловича Загоскина, в деревне Родионове, «што сеял Григорей», а также что сеяли на земле названного помещика (из четвертого снопа) бобыли Никольского Островского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

652 Сродными близ ему сущими Владимеричи братома двема. Здесь разумеются дети великого князя Владимира Святославича (княжил в 978–1015гг.) от византийской царевны Анны – Борис и Глеб, которые после смерти Владимира были убиты своим старшим братом Святополком. К ним и к Константину «равноапостольному» присоединяет Тимофеев и царевича Ивана как невинно убитого. 653 Брат же сих видоангелен бе, именем же двоематерен по толку. Не называя по имени брата Ивана Ивановича, Тимофеев иносказательно обозначает его имя, говоря, что, по толкованию этого имени, он «двоематерен». Имя старшего брата Ивана Ивановича (Димитрия), о котором: говорится здесь, составлено из двух слов: δο – два и μτηρ – мать, следовательно, в переводе оно значит «двематерен», или «двоематерен». К подобному иносказательному обозначению имен Иван Тимофеев прибегает и в других случаях. Этим литературным приемом широко пользуется и автор «Степенной книги». 654 С Бела озера от лавры св.отца Кирилла. Озеро Белое находится в современной Вологодской области; оно имеет в длину более 40км и в ширину около 30км, из него вытекает река Шексна, приток Волги. Кирилло-Белозерский монастырь основан монахом Кириллом, умершим в 1427г. Монастырь пользовался глубоким уважением у московских царей, и они совершали туда поездки «на богомолье». Тимофеев рассказывает о поездке в монастырь Ивана Грозного с женой и первым сыном Димитрием в мае 1555г. после тяжелой болезни царя и о возвращении их в Москву. 656 Не просто же и оного, благодати тезоименного... зачатие и рождение бысть. Собираясь говорить о втором сыне Грозного – царевиче Иване Ивановиче, Тимофеев не указывает его имени прямо, а прибегает к иносказанию, называя его «тезоименным благодати». Иоанн (по др.-евр.) значит «благодать»; «тезоименный» – тождественный, соименный, носящий то же имя. Отсюда – тезоименитство, т.е. праздник соименного святого, именины. 657 Града Ярославля. Ярославль, основанный, по преданию, князем Ярославом Мудрым, лежит на правом берегу Волги при впадении в нее реки Которосли, связывающей Ярославль с городом Ростовом. Ярославль уже в начале XIIIb. был большим торговым городом; присоединен к Москве в 1463г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Впрочем, сам Тимофеев не стремился создать некое последовательное историческое описание событий конца XVI – начала XVII вв., ибо Тимофеев больше размышляет, чем рассказывает о случившимся. Главная тема всего повествования – размышления потрясенного событиями Смуты автора над причинами «разорения» России. Само по себе потрясение, который испытал Иван Тимофеев , вполне понятно. Он был уверен в особом, Богом данном, предназначении России, верил в то, что Россия будет вечно и неколебимо стоять под небесами. И недаром в разных местах своей книги он пишет, что Россия – это «как бы другой Рим», это «часть вселенной под небом», воплотившее в себе «все благочестие» мира. Следовательно, «разорение» «другого Рима» (иными словами – «Третьего Рима») могло свершиться только по воле Божией. Саму же Россию Тимофеев уже в заглавии вступительной главы именует «Новым Израилем», позднее это именование повторяется еще несколько раз. Вообще «Временник» полностью проникнут апокалиптикой, ожиданием конца света и связанными с этими идеями ветхозаветными аналогиями. Даже само название – «по седмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета» – свидетельствует, что Смута, по мнению Ивана Тимофеева , является доказательством истинности давнего убеждения: восьмая тысяча от сотворения мира – это время воцарения Антихриста. Поэтому религиозно-мистическая основа «разорения» Ивану Тимофееву ясна – Россия наказана Господом «за грехи наши». Самому понятию греха Тимофеев придает всеобъемлющее значение, ибо виновно все русское общество, от младенца до старцев согрешили: «Согрешиша бо от главы до ноги, от величайших до малых, сиречь от святитель и царя, инок же и святых». Только подобная всеобщая виновность всего русского народа перед Господом и могла стать, по убеждению Тимофеева, причиной глобальных бедствий. И недаром он пишет: «Не чюждии земли нашей разоритили, а мы есмы сами той потребители». Главный же грех , конечно же, заключается в том, что русские люди, в «безумной гордости» своей утеряли «страх Божий» и уклонились от заданного Господом пути: «Сего ради на нас, познавших Его волю и не творящих ю, прежде всех язык Божий изыде ответ во гневе и к Себе и Он наказаньми нас, яко кормилом, обращая от заблуждения пути Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

145. Алабовский М. П.; прот. Великий пастырь русского народа. Блаженной памяти о.Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского. Жизнь. Молитва . Благотворение. Кончина. Духовный облик. Замечательный случай. Киев, 1909. 32 с.; портр. 146. Алексий (Симанский), архимандрит. Слово при поминовении отца Иоанна Сергиева-Кронштадтского (28-го янв. 1909 г.) и памяти в Бозе почившего протоиерея отца Иоанна Кронштадтского . Тула, тип. губ. правд., 1909. 16 с. 147. Альбом последователей и почитателей отца Иоанна Кронштадтского . Изд. журн. «Кронштадтский маяк». СПб., 1909. 15 л. ил. 148. Антонов Михаил, диакон. Кто такой отец Иоанн? (Краткая характеристика личности о. Иоанна Кронштадтского .) Кронштадт, тип. газ. «Котлин», 1909. 32 с. 149. Арсений, игумен. Открытое письмо редактору-издателю журналов «Кронштадтский маяк» и «Свет России» Николаю Ивановичу Большакову и беседа б.      синодального миссионера и главного учредителя «Союза Русского Народа» игумена о. Арсения. СПб., тип. «Надежда», 1909. 32 с.; портр. 150. Архангелов С. А. (сост.). Плач над гробом молитвенника Русской земли. СПб., «Правда и знание», 1909. 40 с.; ил. 151. Блаженной памяти в Бозе почившего отца Иоанна Кронштадтского . Изд. Братства Св. Креста в Н.-Новгороде. Н.Новгород, 1909. 152. Большаков Н. И. Источник живой воды. О.Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). СПб., 1909. III + 416 с.; ил. 153. Булгаков С. В. Памяти в Бозе почившего настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Киев, 1909. 14 с. 154. Введенский Д. И. Батюшка отец Иоанн. Памяти прот. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). СПб., ред. журн. «Народное образование», 1909. 32 с.; портр. 155. Воронцов Н. А., прот. Поучение в неделю пред Рождеством Христовым и первую годовщину по кончине приснопамятного отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского, 20 декабря 1909 г. (О сборе пожертвований на просветительный дом им. о. Иоанна Кронштадтского .) Казань, 1909. 6 с. 156. Воспоминания об отце Иоанне. СПб., тип. Суворина, 1909. 38 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

723 Внезапное пожжением запаление... иже обонпол Неглинны реки бывшее. В 1591г. накануне праздника Троицы, когда царь Федор Иванович с боярами был в Троице-Сергиевом монастыре, в Москве начался большой пожар. В несколько часов сгорели улицы Арбатская, Никитская, Тверская, Петровская до Трубы, весь Белый город и за ним Посольский двор, Стрелецкая слобода и все дома, находившиеся за рекой Неглинной. Этот пожар Тимофеев ставит в вину Годунову, который будто бы хотел им отвлечь царя от решения ехать в Углич на похороны царевича Димитрия, а москвичей – заставить забыть о смерти царевича (см. о том же пожаре в «Сказании» Авраамия Палицына. Русская историческая библиотека, m.XIII, 1909, изд. 2). 725 Безсловесным молчанием спокрывшеся... якоже и ныне о наставших онемехом. Тимофеев обвиняет русское общество того времени в «бессловесном молчании», т.е. в политическом индифферентизме, попустительстве, молчании перед властью, что, по его мнению, дало Годунову смелость совершать свои злые дела, и сопоставляет прошлое с событиями «смуты», считая, что и в это время многие несчастия произошли из-за всеобщего «молчания». Тимофеев, ограниченный своей узко классовой точкой зрения, не видит широких масс народа, который во время крестьянской войны начала XVIIb. не молчал, а мужественно боролся против своих угнетателей (восстание Болотникова). 726 Измаильта – татарского хана Казы-Гирея, подступившего тогда к Москве. О «измаильтянах» см. сноску 623. 727 Устрашил бо нечестиваго... многими отрыганий рыканьми. На подступивших к Москве татар произвела сильное впечатление стрельба из пушек, которых они не имели, тем более что Годунов, не жалея пороху, велел стрелять не только днем, во время сражения русских с татарами, но и ночью – для устрашения неприятеля. 728 Обонпол яростнаго устремления быстротечением преславные Оки. Река Ока в XVIIb. уже вся входила в пределы Русского государства; так как в это время весь юг занят был татарами, которые часто тревожили Русь своими набегами, то быстрая и многоводная река являлась естественным и удобным барьером, дававшим возможность Русскому государству сосредоточивать на Оке свои военные силы для сопротивления. Это значение Оки и отмечает здесь Иван Тимофеев .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

37) Из С.-Петербургской Духовной Академии – а) Верюжский, Афанасий Холмогорский. Спб., 1908; б) Дьяконов, Иоанн Ефесский. Спб., 1908; в) Покровский, Церковно-Археологический Музей Академии (1879–1909). Спб., 1909; г) Соколов, Учение римско-католической церкви о таинстве священства, 1. Спб., 1907. 38) Из Управления Кавказского Учебного Округа – а) Отчет о состоянии Учебных заведений Округа за 1909 г. Тифлис, 1910; б) Памяти Н. В. Гоголя. Тифлис, 1909; в) Сбор- —499— ник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 40. Тифлис, 1909. 39) Из Виленского Центрального Архива древних актовых книг – Опись документов Архива, вып. VII. Вильна, 1909. 40) Из Виленской Комиссии для разбора и издания древних актов – а) Акты, изданные Комиссией, том XXXIV. Вильна, 1909; б) Отчет Виленской Публичной Библиотеки и Музея за 1909 г. Вильна, 1910; в) Отчет Комиссии за 1909 г. Вильна, 1910. 41) Из Комитета Попечительства о русской иконописи – Иконописный Сборник, вып. ΙΙΙ. Спб., 1909. 42) Из Императорского Московского Коммерческого Училища – Памятная книжка Училища на 1909–1910 учебный год. Москва, 1910. 43) Из Подольского Епархиального Училищного Совета – Отчет о состоянии церковных школ Подольской епархии за 1906–1907 г. Каменец-Подольск, 1908. 44) Из Ярославского Епархиального Училищного Совета – а) Церковные школы Ярославской епархии за 25 лет. Ярославль, 1909; б) Отчет Епархиального Наблюдателя церковно-приходских школ за 1908–1909 год. Ярославль, 1910. 45) Из Грузинского Общества Истории и Этнографии – а) Грузинские Древности, том II. Тифлис, 1909; б) Древняя Грузия, 1. Тифлис, 1909; в) Палеографический Альбом. Тифлис, 1909. 46) Из Калужского Церковного Историко-Археологического Общества – Калужская Старина, том 5. Калуга, 1910. 47) Из Математического Общества при Московском Университете – Математический Сборник, том 27, вып. 1–2. Москва, 1909. 48) Из Петровского Общества исследователей Астраханского края – Отчеты Общества за 1901 и 1902 г.г. Астрахань, 1909. 49) Из Общества Истории, Филологии и Права при Варшавском Университете – Записки Общества, вып. IV. Варшава, 1909.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См сноску 765. 767 Индиктиону тогда начинающему седмому, себтябрия 3-х каланд. Венчание Бориса Годунова на царство произошло 1 сентября 1598г. Тимофеев указывает этот день, пользуясь обозначением времени, принятым в древней Руси. Индиктионом считался период времени в 532 года, состоявший из 19 солнечных кругов. Солнечный круг равнялся 28 годам. Календами у римлян назывались первые дни месяца. 768 От матери церквам – от Успенского собора в Кремле (см. сноску 778), откуда с 1598г. каждый год в среду так называемой «сырной» недели (масленицы) отправлялся крестный ход в Новодевичий монастырь в память избрания Бориса на царство. Некоторые полагали, что крестный ход в Новодевичий монастырь был установлен не ради славы Бориса, а в честь Матери Христа – Марии, но Тимофеев оспаривает это мнение. 770 И первосвятителя с прочими обнажися лесное послужение. Тимофеев говорит о патриархе Московском Иове, стороннике Бориса Годунова, одобрявшем все его распоряжения и начинания. См. сноску 732. 771 Един празднуемых перво от двою июля в 24. Борис Годунов был назван в честь князя Бориса, сына Владимира Святославича, который был убит вместе с братом Глебом их старшим братом Святополком. 773 Болярския многи дщери девы... нуждею от зависти постризати. Сообщение о пострижении в монашество дочерей опальных бояр находится только у Ивана Тимофеева , но так как гонениям и опале подвергались не только бояре, но и их жены и дети, то возможно, что Годунов приказывал постригать в монашество и их дочерей. 774 Да не понудится некими царь прияти едину от них второбрачием в жену. Поводом для пострижения боярских дочерей в монашество Тимофеев считает не опалу, а боязнь Годунова, как бы Федор Иванович не вздумал развестись с женой, у которой была только одна дочь, умершая младенцем, и жениться на одной из боярышен, чтобы иметь после себя наследника. Эти опасения имели основание: в 1587г. Шуйские сделали попытку под предлогом бесплодия царицы Ирины развести ее с царем и тем отстранить Годунова от участия в правительстве и нашли поддержку в Московском посаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Допустимо предположить, что дьяк Иван Тимофеев уже в 1598 году был близок к князю В.И.Шуйскому, ведь с родственником Царя Василия Иоанновича, выдающимся русским полководцем князем М.В.Скопиным-Шуйским Иван Тимофеев был направлен Царем в начале 1607 года в Великий Новгород. Не стал спешить Иван Тимофеев возвращаться в Москву и после свержения Царя Василия, видимо, не ожидая для себя ничего хорошего. Эта предполагаемая довольно тесная взаимосвязь между Иваном Тимофеевым и Шуйским могла определять его политическую позицию. Не хочу упрекать старинного русского писателя в лукавстве и двойных стандартах. Подобные упреки историографически нелепы. Однако сопоставить некоторые противоречия необходимо. Возможно, Иван Тимофеев лично не участвовал в Покаянном Соборе в Феврале 1607 года, он мог быть отправлен в Новгород в самом начале 1607 года или даже немного раньше. Хотя с содержанием главных Соборных грамот должны были знакомить и местное чиновничество, в том числе и в Новгороде. Возможно, главку «О крестном целовании Борису» он писал еще до 1613 года. Но, как служивый человек, он, несомненно, приводился к Царской присяге Московского Собора 1613 года и был ознакомлен с содержанием новой Утвержденной Грамоты, где содержалась практически слово в слово клятва 1598 года. Изменено было только Царское имя. И хотя Иван Тимофеев заканчивал свое произведение уже в новом Царствовании, он не посчитал нужным исправить свои рассуждения о клятве 1598 года. Оценки же Ивана Тимофеева, после первой публикации в 1891 году его «Временника» С.Ф.Платоновым(250), перекочевали в труды многих историков как достоверные свидетельства современника, а не как политически тенденциозные, своевольно оценочные суждения. 9. Другие документы Собора 1598 года В ААЭ помимо Утвержденной Грамоты был опубликован ряд документов, имевших прямое отношение к Собору 1598 года. К ним можно отнести: 1. Март. 15. Окружная грамота Патриарха Ioba, о трехдневномъ мoлeбcmbiu, по случаю bocшecmbiя на престолъ Царя Бориса еодоровича, съ npuлoжehieмъ формъ ектеньи и многолетия (с. 1-6).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/...

Но вот цель достигнута, Борис – царь. Пусть он утверждается «яко на ветрех», все же он вознесен «яко на небо от земли», – и Тимофеев должен признать, что этому «рабоцарю» нельзя отказать в уме. «И аще убо дерзостию и прегрешно зело наскочение на превысокая сотвори, срабным бе, но ни враг его кто наречет сего, яко безумна», – говорит он 1034 . Несмотря на это, Борис как «безкнижный» царь оказывается «слепым вождем вверенного ему стада», хотя ему и льстят подданные, хотя его высоко чтут и уважают иностранцы. Тимофеев подробно останавливается на том, как, желая укрепить свое и своей семьи положение на престоле, Борис нарушает древние обычаи: он изменяет обычные формы и вид присяги, заставляя своих подданных приносить ее в церкви и вводя в ее текст угрозы тем, кто нарушит клятву; он требует, чтобы его титул писали всюду полностью, чтобы духовенство поминало в церкви не только его, но и его семью; грамоту о своем избрании, подписанную избирателями, он кладет в гробницу св.Петра, совершая, по мнению Тимофеева, неслыханное святотатство... Тимофеев убежден, что если бы дерзнуть открыть эту гробницу, обнаружилось бы, что это «рукописание» отвергнуто Петром – «понеже богопротивно умышлено бысть». Борис строит высочайшую колокольню (Ивана Великого) и на верху ее укрепляет золотую доску со своим именем; в память своего избрания на царство он устанавливает ежегодный крестный ход в Новодевичий монастырь, «радостне празднуя, на кий день временную славу си получи», т.е. празднуя не Богу, а самому себе; он собирается строить церковь и задумывает создать невиданную плащаницу («гроб Христов»), изукрашенную золотом и драгоценными камнями. Описывая ее, Тимофеев замечает: «сие же зде не вещи дивство естества, но превзятие Борисово описую, сугубство гордости (курсив мой, – О.Д.), высокоумие по вере его одоле, множае камень честных с бисерми и существа самого злата превозношение взыде» 1035 . Несмотря на все это, Борис не чувствует удовлетворения: «в том бо никое благо прибысть ему, разве трепет и боязнь от всех во удех его, безмерия ради со именем сана, сице же к сему неисцельна болезнь и скорбь недуга телесна, и ненависть его и неверие на люди» 1036 . Став царем, Борис «яко нож наострен сам принесе своему сердцу, им же себе збод и, ниспад, сокрушися» 1037 . Падение Бориса Годунова рассматривается Тимофеевым как возмездие за его «грехи», как логическое следствие тех преступлений, которые им были совершены, и возмездие это падает на голову не только самого Бориса, но и его семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

870 О таборех. Таборами Тимофеев называет лагерь Лжедимитрия II – Тушинского вора, осаждавшего Москву в 1608–1610гг. 872 Сей [Жигимонт]... соединив свое злоумие о нас с неосвященным и лжепапою, оскверняющим Рим. Король польский Сигизмунд III и польская знать поддержали авантюру Лжедимитрия, который обещал отдать полякам некоторые русские города (Смоленск, Псков, Новгород и др.) и предоставить католической церкви право свободной пропаганды своего вероучения. Авантюра Лжедимитрия началась еще при папе Клименте VIII, который был расположен к самозванцу. Под «лжепапой» надо разуметь Павла V, о восшествии на престол которого извещал Лжедимитрия папский нунций Рангони. Между прочим, в своем послании к нему он намекает, что Лжедимитрий, в благодарность за помощь, должен исполнить свое обещание – ввести католицизм в Московском государстве. Правильно раскрывая связь самозванца с Ватиканом, Тимофеев называет Павла V «лжепапою» потому, что для Тимофеева католическая церковь не является истинной церковью. 873 Инаго второругателя... «Иным второругателем» Тимофеев называет Лжедимитрия II, иначе – Тушинского вора. В июне 1607г. в Стародубе в сопровождении польского конвоя появился новый самозванец, выдвинутый интервентами и поддержанный ими. Кто он был – осталось неизвестным. Одни считали его поповичем, другие – школьным учителем. Вокруг него стали собираться и недовольные элементы из русского народа, и отряды, приходившие из Речи Посполитой. На сторону самозванца перешли города Стародуб, Путивль, Чернигов, Новгород-Северский, позже – Брянск. Таким образом, в войско Лжедимитрия II собралось около 30 тысяч русских «украинных людей» и больше 10 тысяч поляков. См. сноску 845. 875 Тимофеев характеризует здесь тот длительный период, когда под Москвой в Тушине стояли войска второго Лжедимитрия, пытавшегося неоднократно взять столицу Русского государства, чтобы низложить Василия Шуйского и завладеть русским престолом. Немало представителей господствующего класса перебегали от Тушинского вора в Москву и из Москвы в Тушино; польско-литовские отряды грабили окрестности Москвы, жители которой голодали. Москва была освобождена от осады весной 1610г. войсками под предводительством Скопина-Шуйского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010