715 Такову убо яко ни Риму другому царску всему православных жребию ненаследовану в прочее остати? Тимофеев, сравнивая Русское государство с Римским и называя его «другим Римом», примыкает к тем русским книжникам, которые, вслед за старцем Елеазарова монастыря Филофеем, писали, что «Православная церковь бежала из Рима, понеже весь великий Рим падеся и болит неверием неисцельно», в новый Рим, «еже есть Константин град, но ни тамо покоя обрет съединения их ради с латынею на осмом соборе, и оттоле Константинопольская церковь разрушися и положися в попрание, яко овощное хранилище; и паки в третий Рим бежа, иже есть в новую великую Русию» (Послание к великому князю Василию Ивановичу 1510г. См. В.Н.Малинин. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Приложения. Киев, 1901, с.49–56). 717 На елику солнце зрит землю всю и море же. Место, видимо, испорчено. Тимофеев хочет сказать, что другого такого сияющего православием государства нет, оно так обширно, что солнце видит в нем и землю и море. 718 А не иже по них богопустнех на то именех онех, т.е. тех, кто занял царский престол не по праву наследования, а лукавством и злодеяниями, как Борис Годунов, или ложью и дерзостью, как первый Лжедимитрий и другие самозванцы. Обличать их и говорить об их худых делах Тимофеев считает долгом и обязанностью правдивого писателя. 719 О приходе крымского (хана) под Москву – о набеге на Москву крымского хана Казы-Гирея в 1591г. 720 В обозе стоял. Обоз, иначе «гуляй-город», – дощатый подвижной городок, поставленный на колеса; в нем могли помещаться не только воины, но и оружие, и пушки с необходимым для них военным снаряжением. Тимофеев приписывает мысль создания такого городка князю Михаилу Ивановичу Воротынскому и далее подробно описывает его устройство (см. л.65 и 66 «Временника»). 721 До Серпухова. Серпухов – город на р.Оке; в XIVb. входил в состав вотчинных земель великого князя московского Ивана Калиты. В 1374г. внук Калиты Владимир Андреевич заложил здесь большую деревянную крепость. Серпухов как город, находящийся на южной окраине Московского княжества, входил в ряд городов передовой охранительной черты по р.Оке, защищавшей Москву от набегов татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Коренной татарин, сотрудник Ильминского, проработавший с ним в течение тридцати лет, Василий Тимофеевич Тимофеев стал легендарной личностью в истории христианизации татарского народа. Он происходил из татарской семьи деревни Никифорово Мамадышского уезда, известного массовыми отступлениями старокрещеных татар от христианства. Мальчиком Василий, почувствовав тягу к православной вере, поступил в послушники Ивановского монастыря, где выучился русской грамоте. Его заметил профессор Духовной академии Гордий Семенович Саблуков и указал на него Ильминскому. Первая встреча Василия Тимофеевича с Ильминским была короткой, и вскоре Тимофеев вынужден был вернуться в родную деревню. Ильминский вспомнил о нем в 1862 году, когда начал первую свою переводческую работу – букварь на татарском языке в новом, народном направлении. В Воспоминаниях описывается как раз тот момент, когда, с трудом разыскав Тимофеева, Ильминский поселился на летнее время в соседнем сече Тавели и начал «проверять» на Василии свой букварь. В следующем, 1863 году Ильминский помог Тимофееву перебраться в Казань, выхлопотав ему место практиканта татарского языка при миссионерском отделении Духовной академии. С этого времени Тимофеев – постоянный помощник Ильминского в переводческой, педагогической, миссионерской деятельности. Ильминский писал, что вместе с Тимофеевым они составляют «одного порядочного человека, как слепец и хромец в старинном русском апокрифе. Я лингвист и переводчик, имеющий однако же постоянную нужду в Тимофееве, как живописец в натурщике» (Отец Василий Тимофеевич Тимофеев. Некролог. Казань, 1896. С. 6). С помощью Тимофеева, с годами приобретшего большой опыт в переводческом даче, Ильминский создал целый ряд художественных переводов на татарский, а также организовал Казанскую центральную крещено-татарскую школу и многочисленные школы на периферии. Как первый учитель татар из их среды, Тимофеев за ревностное распространение образования получил медаль на Владимирской ленте (1866). Первым из инородцев он принял священный сан (1869), совершал богослужения в церквах Казани и в татарских селениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все старания Годунова укрепиться на престоле оказываются «паучиным тканием». Хартии, на которых пишется его имя, «скоротленны», его дары в церковь , представляющие собой «от неправды собранное, еже от слез и кровей», не приняты Богом, и сам он и его семья свергнуты с престола самозванцем. «Сице Бог гордым, уповающим на ся противляется и мыслено сих сламляет роги», – заключает Тимофеев 1038 . Как по количеству отведенных ему страниц, так и по глубине психологического анализа образ царя Бориса занимает центральное место в произведении Тимофеева. Сложная, противоречивая личность Годунова, человека выдающегося среди своих современников, интересовала писателя и заставляла, как мы видим, задумываться над его характером. Глубоко не сочувствуя внутренней политике «дворянского царя» Годунова, который, продолжая дело Грозного, укреплял положение служилого дворянства, Тимофеев не может не видеть его ума, его административных способностей, наконец, высоких качеств его как человека. Но он не может понять истинного смысла деятельности Годунова и правильно оценить ее. Наоборот, собрав все те сплетни и слухи, которые распускала о Годунове враждебная ему боярская партия, он создает из него образ интригана и злодея. Характеристика, которую дает Тимофеев Борису Годунову, – яркий образец отражения в литературе внутриклассовой борьбы, которая велась в конце XVI и начале XVIIb. между боярством и дворянством. Стремление к «правдованию» заставляет Тимофеева показать и хорошие качества царя Бориса, но тут же он старается доказать, что общественно-полезная деятельность Годунова вытекает из дурного источника – гордости и высокоумия. Кроме того, оказывается, что «добродетели», которые ему были свойственны, исчезли, когда он начал свою борьбу за престол, а тем более, когда получил желаемое. Это произошло, как убеждает читателя Тимофеев, потому, что он, рожденный подданным, занял неподобающее ему положение: «Борис егда в равночестных честен бе и по цари вся добре управляя люди, тогда по всему благ являяся, во ответех убо обреташеся сладок, кроток, тих, податлив же и любим бываше всем за обиды и неправды всякия от земли изъятельство», – за это он и был избран на царство. Когда же он получил этот «преестественный» и несвойственный ему сан, он обманул возлагавшиеся на него надежды: «по получении же того величеством абие претворися и нестерпим всяко, всем жесток и тяжек обретеся» 1039 . Таким образом, в свою очередь став «тираном», он обманул народ, «погубил свою душу», и Бог наказал его за гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

677 Вящший по толку Божия си дара стяжа имя. Не называя Федора, Тимофеев и здесь, как и во многих других случаях, дает только толкование его имени; Феодор – имя греческое, оно состоит из двух греческих слов: Θες – «Бог» и δρον – «дар» и значит – «дар Божий». 678 Супружеству брака еще в жизни отца сочетан. Федор Иванович в 1580г., за четыре года до смерти отца, женился на сестре Бориса Годунова Ирине Федоровне; когда умер Грозный, ему было 27 лет. 679 Иов – главное действующее лицо в библейской «Книге Иова», где говорится, что Иов был человеком непорочным, справедливым, богобоязненным и «удалялся от зла». Такие же свойства Тимофеев приписывает и Федору Ивановичу. 680 Юного Феодосия царя благочестивому житию подражатель. Император Византийский Феодосий царствовал с 379 по 395г. При нем в Византии окончательно восторжествовала христианская религия. 681 Яко второй Иасаф Индейский – герой повести о Варлааме и Иоасафе, одной из древнейших по времени своего появления у нас переводных повестей. Повесть была создана в Индии и содержала жизнеописание Будды. В греческом переводе восточные имена были заменены христианскими, и Будда превратился в благочестивого царевича Иоасафа. В XIb. повесть из Византии проникла на Русь. Древнейший список ее относится к XIII–XIVbb. Иоасаф и его учитель Варлаам стали считаться святыми, и повесть превратилась в житие. Мы находим ее в Четиях-Минеях митрополита Макария и Димитрия Ростовского , под 19 ноября (см. о «Повести о Варлааме и Иоасафе»: А.Орлов. Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII–XVIIbb. Л., 1934). 682 Издавна завидящему властолюбцу рабу – так называет Тимофеев Бориса Годунова, которому Федор Иванович поручил управление страной. О Годунове см. сноску 635. 683 Начало убо греком первый Костянтин во христианех царь. О царе Константине см. сноску 651. Тимофеев называет Константина «началом греком» потому, что Константин в 330г. перенес императорскую резиденцию из Рима в Византию и назвал ее Константинополем. Сначала эта восточная часть Римской империи составляла с западной одно государство, но после смерти императора Феодосия в 395г. она в числе восьми диоцезов (областей) обособилась в самостоятельное государство – Византию, в котором с VIIb, государственным языком стал язык греческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Один из видов перифраза, постоянно используемый им, – это толкование имен (Иоанн – благодать, Феодор – дар Божий, Димитрий – двоематерен и т.п.), заимствованное Тимофеевым из «Степенной книги». Помимо этого, дьяк Иван использует и другие приемы перифраза и иносказания, причем далеко не всегда из желания зашифровать то, что написано, как может показаться сначала, а просто из стремления к украшенной, необычной речи, «высокому» стилю. Например, нет никакой причины зашифровывать слово «ладьи, лодки», однако Тимофеев называет их «водоносилы»; можно было бы просто сказать «пушки» или «огнестрельные орудия», – Тимофеев называет их «градобитные хитрости», а в другом месте «стенобитные хитрости меднослиянная телеса, неодержимыя тяготы» 1079 ; вместо того чтобы сказать «колокола», он пишет: «церковная бо трубы, от них же происхождаху святозвучныя гласы, созывающая на пение»; мельничную плотину он называет «оплот мелющия хитрости», и т.п. Тимофеев не чуждается и игры словами, например о Расстриге он пишет: «он, недостойный, чины недостойным недостойне раздавал», или – «основания их раскопа, злом целя зло, древнею злобою зле по отцы си ревнуя» 1080 . «Видяху молящая молимаго к молению яко непреклонна...» 1081 , и т.д. Местами находим у него рифмующиеся окончания частей предложения: И первый бысть растакатель стаду, Последний же явлься предатель граду. Корабль низверг погрузися, Но не уже и потопися, ...Град же самый весь ниизложительми в конец разорися 1082 . Речь Тимофеева образна и эмоциональна. Риторические вопросы и восклицания постоянно используются им и придают изложению страстный, взволнованный характер. Дьяк Тимофеев то и дело обращается к читателю, убеждает его, полемизирует с ним, доказывает свои положения и права писателя. «Где суть иже некогда глаголющеи, яко неповинна суща Бориса закланию царского детища?» – спрашивает он и горячо доказывает виновность Бориса в убиении царевича Димитрия. «Кто убо, рцы ми, не посмеется... этого (врага) безумию?» – обращается он к читателю, описав разорение Новгорода врагами. «О, долготерпения Твоего, Владыко! Како не разверзе земля уст своих, якоже о Дафане и Авероне древле?» – восклицает он, рассказав о бесчинствах первого самозванца, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

– 4–5 за апрель-май 1909 г. (с. 681–683), от соб. корреспондента «Собеседования со старообрядцами Великим постом 1909 г. в г. Николаевске, Самарской епархии», – 4–5 за апрель-май 1909 г. (с. 692–699), «К двадцатипятилетию присоединения из раскола к православию священника-миссионера о. Дометия Холопова», – 4–5 за апрель-май 1909 г. (с. 711–718), «Наш противораскольнический апостол» (Памяти Синоального миссионера о. Ксенофонта Крючкова) (есть его фото – М.Б.), – 6 за июнь 1909 г. (с. 821–836), Протоиерей Константин Попов «Размышления юбиляра-миссионера» (беседовал в т.ч. с К. Перетрухиным – М.Б.), – 6 за июнь 1909 г. (с. 837-), «Беседа со старообрядцами о примирении неокружников и окружников» (Варакин – Ив. Козлов), – 8 за август 1909 г. (с. 1191–1205), «О старообрядцах» (упомин. Мельников, Варакин – М.Б.), – 9 за сентябрь 1909 г. (с. 1298–1308), В. Барвинок «Православная церковь и ее миссия» (статистика – М.Б.), – 9 за сентябрь 1909 г. (с. 1402–1405), «Нижегородская ярмарочная миссия» (упомин. В. Усов, И. Шурашов, Д. Варакин – М.Б.), – 10 за октябрь 1909 г., (с. 1486–1521), Н. Гринякин «Праведный суд Свят. Димитрия Ростовского над «старообрядческим расколом», – 12 за декабрь 1909 г. (с. 1936–1959), С. Иванов «Духовно-миссионерские беседы с сектантами и раскольниками» (в т.ч. упомин. И.А. Лукин – М.Б.) 1910 год – 1 за январь 1910 г. (с. 37-), «К вопросу о клятвах Антиохийского патриарха Макария и Собора 1656 года на знаменующихся двуперстно» (Записка председателя I отдела (по старообрядчеству) Киевского Всероссийского Миссионерского Съезда архиепископа Нижегородского Назария), – 1 за январь 1910 г. (с. 108–121), Бывший начетчик И.Г. Водягин «Открытое письмо старообрядческому «архиепископу» Иоанну Картушину от раскаявшегося начетчика», – 1 за январь 1910 г. (с. 161–173), В. Скворцов «Православная миссия и сектантство в истекшем году», – 1 за январь 1910 г. (с. 173–178), «Старообрядческий раскол в истекшем 1909 году», – 2 за февраль 1910 г. (с. 308–322), И. Водягин «Собеседование со старообрядцами «австрийского» толка о «крестопопирательской» ереси» (диалог «Миссионер»- «Старообрядец»),

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

Темы публикаций - история и теория знаменного пения, проблемы совр. состояния старообрядческих хоров, народное образование, обзор певч. книг, информация о концертах и др. Периодически печатались письма читателей и ответы редакции, некрологи об известных деятелях певч. искусства. В качестве приложения предлагались за дополнительную плату певч. книги этого же изд-ва (для старообрядцев поповского согласия). В журнале сотрудничали Л. В. Быстров, Е. Т. Поспелов, Я. А. Богатенко , С. И. Быстров, И. Ф. Пучков, П. В. Цветков, диак. Феодор Гусляков, Г. М. Карабинович, И. С. Карпов, А. Лебедев, автор под псевдонимом Поморец (вероятно, В. З. Яксанов) и др. В журнале публиковались статьи, посвященные теоретическим основам знаменного пения («Крюковое осмогласие» (1909. 1. С. 10-18) и «Церковное знаменное пение» Поспелова (1909. 2. С. 33-42), «О «крюках» знаменного роспева» Л. В. Быстрова (1914. 2. С. 9-16; 4. С. 17-35)), статьи о демественном распеве («О демественном пении» С. Г. Алексеева (1909. 6. С. 162-164), «Забытый распев» Л. В. Быстрова (1909. 11. С. 286-292)). Печатались проблемные статьи о хомовом и наречном пении, напр.: Поспелова «Два напева» (1909. 1. С. 5-10), С. И. Быстрова «Взгляд протопопа Аввакума на «хомовое» пение» (1909. 4/5. С. 135-142), диак. Феодора Гуслякова «Хомовое или наречное» (1909. 8. С. 211-224). В нескольких номерах обсуждалась тема аненаек в знаменном распеве: «Нененайки» Поспелова (1909. С. 98-100; 12. С. 326-329), «А не не не на а ни» Цветкова (1909. 9/10. С. 254-255; 1910. 12. С. 202-206), «Анененайки» свящ. Иоанна Шадрина (1910. 9. С. 153-157), «К вопросу о пении «нененаек»» Богатенко (1910. 10. С. 170-183). В 3 и 12 за 1909 г. была опубликована ст. С. В. Смоленского «Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм в крюковом письме» (С. 65-83, 314-317). Примечательны публикации, посвященные описаниям певч. рукописей, напр. Лебедева «Сведения о рукописях знаменного пения» (1909. 11. С. 292-295; 12. С. 329-333; 1910. 2. С. 25-31), Богатенко «Певчая азбука прошлого столетия» (1909. 11. С. 296-302; 12. С. 317-322), и совр. изданиям певч. книг (статьи Калашникова «Наш ответ» (1911. 1. С. 3-5), «О издании книг» (1911. 5. С. 81-83), Кушнова «К вопросу о пересмотре певчих книг» (1911. 3. С. 40), Л. В. Быстрова «К вопросу о певч. книгах» (1912. 5-6. С. 616-618)).

http://pravenc.ru/text/182373.html

—6— шего о нём повеления, т. е. с 1 августа 1909 года. – На его место Ректором Академии назначен, указом Святейшего Синода от 19 августа 1909 года за 11059, Ректор Московской Духовной Семинарии Архимандрит Феодор. В 21-й день августа 1909 года Высочайше утвержден всеподданнейший доклад Святейшего Синода о возведении Ректора Академии Архимандрита Феодора, в г. Москве, в сан Епископа Волоколамского, четвертого викария Московской епархии. – Хиротония совершена 14 сентября 1909 года в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе. Экстраординарный профессор по кафедре библейской истории, Коллежский Советник, Александр Иванович Покровский и исправляющий должность доцента Академии по кафедре греческого языка и его словесности и лектор французского языка Дмитрий Григорьевич Коновалов, согласно их прошениям, указом Святейшего Синода от 14 августа 1909 года за 10940 уволены от духовно-учебной службы. Доцент по кафедре истории и разбора западных исповеданий Анатолий Петрович Орлов, по ходатайству Совета Академии, указом Святейшего Синода от 31 августа 1909 года за 11415 командирован на 1909–1910 учебный год, с научною целью, заграницу, с отпуском ему, сверх получаемого по службе содержания, пособия на поездку из Синодальных сумм в размере 600 рублей. Исправляющий должность доцента по кафедре истории и обличения русского раскола Илья Михайлович Громогласов, по утверждении его в степени магистра богословия, резолюцией Его Высокопреосвященства от 2 апреля 1909 года утвержден в должности доцента Академии по занимаемой им кафедре. —7— Исправляющий должность доцента по кафедре еврейского языка и библейской археологии Евгений Александрович Воронцов, с разрешения Его Высокопреосвященства от 12 мая 1909 года, принял священный сан, без вступления в брак, и рукоположен: 6 июня – во диакона и 7 июня – во священника, с причислением к Покровской академической церкви. Он же, священник Е. А. Воронцов, согласно его прошению, Советом Академии избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 30 сентября 1909 года утвержден в должности лектора французского языка при Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Указ соч. С. 263. Там же. С. 263. Там же. С. 263–264. Там же. С. 264. Указ Владимиру, митрополиту Московскому и Коломенскому, об обсуждении вопроса об организации миссии при монастырях на съезде представителей монашества в июле 1909 г. в Москве//ОР РГБ. Ф. 765. К. 5. Ед. хр. 8. Л. 1. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 189. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 190. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 27. Там же. Там же. Впоследствии– канонизирован как преподобный. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 27. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 28. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 364. Там же. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 364. Там же. Список участников монашеского съезда в Троице-Сергиевой Лавре//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 6. Л. 3. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 2. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 226. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 37. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 37. Там же. Там же. Зарубин А.Н. Проблемы реализации основных положений первого всероссийского съезда представителей монашествующих 1909 года (на примере истории Алатырского Свято-Троицкого монастыря)//Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов. Чебоксары, 2014. С. 178. Кенворти Скотт М. Указ. соч. С. 179. Указ Синода от 14 октября 1909 г. 456//ГИА ЧР Ф. 245. Оп. 1. Д. 69. Л. 274.   Источник: Липовецкий П. Е., Масин В. В., диак. Монашеская дисциплина в решениях первого Всероссийского съезда монашествующих 1909 г.//Церковный историк.

http://bogoslov.ru/article/6174533

San Diego Union, Sept. 2, 1979. Loehr, Franklin, Diary After Death, Pillar Books, New York, 1976. Matson, Archie, Afterlife: Reports from the Threshold of Death, Harper & Row, New York, 1977. Monroe, Robert A., Journeys Out of the Body, Anchor Books (Doubleday), Garden City, New York, 1977. Moody, Raymond A., Jr., Life after Life, Mockingbird Books, Atlanta, 1975. – Reflections on Life After Life, A Bantam-Mockingbird Book, 1977. Muldoon, Sylvan and Carrington, Hereward, The Phenomena of Astral Projection, Samuel Weiser, New York, 1972. Osis, Karl, and Haroldsson, Erlendur, At the Hour of Death, Avon Books, New York, 1977. Powell, A. E., The Astral Body, Theosophical Publishing House, Wheaton, Ill., 1972 . Psychics, by the Editors of Psychic Magazine, Harper & Row, New York, 1972. Sherman, Harold, You Live After Death, Fawcett Books, New York, 1972. Smith, Susy, Life is Forever, G. P. Putnam’s Sons, New York, 1974. – Out-of-Body Experiences, Dell Publishing Co., New York, 1969. Spraggett, Allen, The Case for Immortality, New American Library, New York, 1974. Swedenborg, Emanuel, Heaven and Hell, tr. by George F. Dole, Swedenborg Foundation, Inc., New York, 1976. Trobridge, George, Swedenborg: Life and Teaching, Swedenborg Foundation, New York, 1978. Van Dusen, Wilson, The Presence of Other Worlds, Harper & Row, New York, 1973 . Walker, Benjamin, Beyond the Body: The Human Double and the Astral Plane, Routledge & Kegan Paul, London, 1974. Weiss, Jess E., The Vestibule, Pocket Books, New York, 1977. Wheeler, David R., Journey to the Other Side, Ace Books, New York, 1977. ATTEMPTS AT CHRISTIAN APPROACHES AND EVALUATIONS – MOSTLY EVANGELICAL PROTESTANT Baker, H. A. Visions Beyond the Veil, Whitaker House, Monroeville, Pa., 1973. Brooke, Tal, The Other Side of Death, Tyndale House, Wheaton, Ill., 1979. Eby, Richard E., Caught Up into Paradise, private printing, c. 1978. Ernest, Victor H., I Talked with Spirits, Tyndale House, Wheaton, Ill., 1975. Faust, Floyd, Life Death Life, The Upper Room, Nashville, Tenn., 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010