198 В автобиографических «Дневниках старокрещеного татарина», издававшихся под редакцией Ильминского в журнале «Православное обозрение» (1864), а затем включенных в сборник «Казанская центральная крещено-татарская школа» (Казань, 1887), Тимофеев подробно рассказах о своей жизни. В частности, он описал поездки с учениками крещено-татарской школы во время летних каникул по татарским селениям, где они читали книги и пели церковные песнопения на родном языке, беседовали с населением о христианской вере. В результате у крещеных татар возникало доверие к школе Ильминского, и они с охотой посылали своих детей учиться в Казань. Тимофеев устраивал школы и в самих татарских селах, оставляя там учительствовать своих учеников. 199 С началом службы в Духовной академии (1863), получив в академической слободе маленькую квартирку, Тимофеев вскоре поселил в ней трех татарчат из своей родной деревни и начал обучать их грамоте. Ильминский поддержал эту частную школу материально. Официальное открытие крещено-татарской школы произошло в 1864 году. 200 Библиографию многочисленных переводческих и оригинальных трудов о. Макария (Невского) по 1895 год см. в «Томских епархиальных ведомостях» (1895, 5). В 1899 году под его редакцией был напечатан полный Служебник на алтайском языке. В 1908 году Макарием был предпринят перевод всего Четвероевангелия на алтайский язык; к 1911-му были переведены и напечатаны Евангелия от Матфея, Марка и Луки и начато печатание Евангелия от Иоанна. В 1914 году вышло в свет «Полное собрание проповеднических трудов» Макария. Свидетельством теплых дружеских отношений Смоленского и Макария, не прекращавшихся и в последующие годы, являются два письма Макария, сохранившиеся вклеенными в книгу его духовных стихов, озаглавленную «Лепты» (изд. 4-е; Бийск, 1890 – Библиотека Петербургской духовной академии, 31358) и содержащую дарственную подпись: «Его высокородию статскому советнику Степану Васильевичу Смоленскому от начальника Алтайской миссии Макария, епископа Бийского». К музыкальной части этого сборника, изданного в цифровой нотации, Смоленский имел некоторое отношение, что следует из упомянутых писем к нему Макария 1891 и 1892 годов, когда Степан Васильевич был уже директором Синодального училища и хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В послевоенное время Дмитровские викарии продолжали выполнять определенные функции общецерковного управления. Дмитровский архиеп. Виталий (Введенский) с 1946 г. возглавлял миссионерский отдел при Свящ. Синоде. Еп. Пимен (Извеков; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), назначенный Дмитровским епископом 26 дек. 1957 г., с июля 1960 г. являлся управляющим делами Московской Патриархии, 23 нояб. был возведен в сан архиепископа и по решению Святейшего Патриарха и Свящ. Синода стал постоянным членом Синода по должности. Членом Синода и управляющим делами Московской Патриархии также являлся Дмитровский еп. Киприан (Зёрнов), назначенный 14 нояб. 1961 г. Начиная с Филарета (Денисенко) (впосл. анафематствован, см. Денисенко М. А.) Дмитровские епископы возглавляли Московские духовные школы (ректорами МДА или МДАиС были Дмитровские викарии Филарет (Вахромеев) , Владимир (Сабодан) , Александр (Тимофеев) , Филарет (Карагодин) ). Еп. Александр (Тимофеев), будучи ректором МДАиС, в 1986-1992 гг. возглавлял Учебный комитет при Свящ. Синоде, на Поместном Соборе 1988 г. архиерей выступил с масштабной программой возрождения духовного образования в России. Одновременно нек-рые из Дмитровских архиереев несли послушание в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС): еп. Филарет (Вахромеев) в 1968-1969 гг. являлся 2-м зам. председателя ОВЦС, архиеп. Владимир (Сабодан) в 1976 г. состоял в комиссии по вопросам христ. единства, еп. Иннокентий (Васильев) выполнял обязанности зам. председателя ОВЦС. Кроме того, Дмитровские викарии занимались церковно-общественной деятельностью: еп. Владимир в 1978 г. состоял членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в РПЦ, в 1981-1988 гг. входил в комиссию по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси; еп. Александр (Тимофеев) в 1990 г. был членом комиссии при Свящ. Синоде по подготовке Поместного Собора, в 1992 г. возглавлял комиссию по подготовке празднования 600-летия преставления прп. Сергия Радонежского. Церковно-общественная деятельность является одной из важнейших обязанностей Дмитровского еп. Александра (Агрикова), хиротонисанного 2 сент. 2001 г. С 2007 г. кафедральной церковью Дмитровского архиерея является московский храм во имя прор. Илии в Черкизове. Архиереи

http://pravenc.ru/text/178617.html

691 С младенцы... за Христа от Ирода избиенными. По евангельской легенде, царь Ирод избил в Вифлееме младенцев, рассчитывая умертвить родившегося там Христа. 692 Селунского мироточца имени наречение стяже. Царевич Димитрий, сын Ивана Грозного от жены его Марии Нагой, назван был Димитрием в честь мученика Димитрия, замученного в городе Солуни – Фессалониках. 693 Его же крове ради... ныне Росийска земля всяко от бед потрясаема. «Убиение» царевича Димитрия Иван Тимофеев считает одной из причин тех бедствий, которые претерпела русская земля в эпоху так называемого «Смутного времени». 695 Сего же ближника имяни писания толку не имать. Тимофеев, толкующий имена, которые русский народ после принятия христианства заимствовал у греков, не мог объяснить русского имени Годунова – Борис и считал, что это имя в «животных» книгах, т.е. в «книгах жизни», «не вписася от Бога». Он думает, что это имя не вписано «ради богоненавистных» дел Бориса, забывая, что многие старорусские имена (Глеб, Ольга и др.) тоже не могут быть истолкованы. 696 Во град некий... его оземством немилостивне осуди. После кончины Грозного бояре, которым Иван Грозный поручил Федора, желая предотвратить готовую возникнуть борьбу за престол, тотчас же отправили в Углич жену Грозного Марию Нагую вместе с ее малолетним сыном Димитрием и родственниками – Нагими. 697 Углечь – город Углич на Волге, в Ярославской области – один из древнейших русских городов. По летописям, он основан братом или родственником княгини Ольги – Яном. Великим князем Владимиром Углич был дан в удел сыну его Борису вместе с Ростовом. В 1212г. Углич был отделен от Ростова и отдан в удел князю Всеволоду Константиновичу. 698 Луппа некоего. Такое прозвание носил Андрей Петрович Клешнин, окольничий царя Федора, который вместе с князем Василием Шуйским ездил в Углич производить следствие о смерти царевича Димитрия. Клешнин умер в 1599г. схимником, почему и была создана легенда о том, будто бы он был одним из главных сообщников Годунова в деле убиения Димитрия (см. «Новый летописец», гл.40, изд. Оболенского, с.33).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

833 Патриарха Иова... во град некий осуди. О Иове см. сноски 732 и 770. В 1605г. завладев Москвой, приверженцы самозванца прежде всего приступили к свержению патриарха: ворвавшись в Успенский собор во время богослужения, они сорвали с Иова патриаршие одежды, одели в рясу простого монаха и увезли в Старицкий монастырь, где он и оставался до смерти, последовавшей в 1607г. Когда в 1606г. самозванец был свергнут и воцарился Василий Шуйский, Иов – полуослепший – отказался вновь занять патриарший престол, и после некоторых колебаний патриархом был сделан архиепископ Казанский Ермоген. Все же Иову пришлось еще раз, незадолго до смерти, приехать в Москву; он был вызван для особой церковной церемонии, устроенной царем Василием Шуйским и патриархом Ермогеном: ему было поручено «снять грехи» с народа, «провинившегося» тем, что он признал самозванца, изменив клятве, данной «законным царям» (И.Г.Р., m.XII, rл.I, с.28–30). 834 Обещанная... сквернителя сквернавица – дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишка – Марина Мнишек, невеста, а потом жена Лжедимитрия I. 835 Стаинником его Власовым Офонасом. Афанасий Власов, дьяк, был послан Лжедимитрием I в Польшу в качестве «великого посла» за Мариной Мнишек. После свадьбы самозванца он получил звание хранителя всех царских сокровищ. После воцарения Шуйского Власов был сослан в Уфу (И.Г.Р., т.11, rл.IV, с.139 и след.). 836 В царских лепотах, яко царица, колеснично фараоницки. Торжественный въезд Марины Мнишек в Москву Тимофеев сравнивает с выездом египетского владыки – фараона. 837 Откровение Богослова – одна из книг так называемого «Священного Писания», известная под названием «Апокалипсис» и приписываемая ученику Христа Иоанну Богослову. Символические образы Апокалипсиса не раз использовались древнерусскими писателями. Тимофеев использует здесь образ нечестивой жены, с которой и сравнивает Марину Мнишек. 838 Иже Мирликийских Николы честных мощей принесения. Перенесение «мощей» Николая, архиепископа Мирликийского, в г.Бари (в южной Италии) празднуется церковью 9 мая. ст.ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Священник Павел Гумеров замечательно пишет : «Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность». Гордыня опасна главным образом тем, что гордец убеждён в собственной правоте. Гордыня делает гордеца слепцом. И уже никто и ничто его не в состоянии вывести из этого пагубного состояния. Гордецом попирается всё несогласное с пленившей его гордыней. И даже Церковь уже не указ… Последние судебные дела в Русской Православной Церкви показывают серьёзность положения. Парадоксально, но подсудимые, многие из которых весьма маститые клирики, полностью лишены канонического сознания и пленены гордыней, страстью, подталкивающей их прямиком в ад… Происходящее тревожит и заставляет задуматься над положением вещей, весьма печальным… Ибо «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Клирик, лишённый канонического сознания и пленённый гордыней, тот же слепец. Он опасен и для себя, и для прихожан, и в целом для Церкви. Не пора ли заняться «очищением авгиевых конюшен»? Пока не стало слишком поздно. Александр Валентинович Тимофеев , магистр права Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 27. Александр Тимофеев: «Именно гордыня движет этими клириками. … «Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь». Священник Павел Гумеров замечательно пишет: «Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны…»». Гордыня опасна главным образом тем, что гордец убеждён в собственной правоте. /////////////////////////// Здесь в параллели тема «идет» - «Как выбирали Патриарха»… И в тексте приводится следующее утверждение: «О.Андрей Кураев так высказался о новом патриархе: «Патриархом Московским и всея Руси стал сильный лидер, ощущающий ответственность за всю Церковь. У него не общее выражение лица. Он не равен своему титулу и сану, не растворился в нём. Это крайне редкое в России сочетание: интеллектуал, облечённый властью Не могу не отметить, что митрополит Кирилл, будучи местоблюстителем престола, ни с кем не торговался, никому ничего не обещал за поддержку, не сулил высоких постов. Это означает, что он сохраняет свободу Считаю, что именно такая личность отвечает требованиям нынешнего века: патриарх должен быть миссионером».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/30/ce...

814 Пришедше бо в землю нашу языци. Здесь разумеются враги, иностранцы – поляки, литовцы, шведы, – которые грабили и разоряли русскую землю в описываемую Тимофеевым эпоху. 816 С ляховными же наше тогда о мирном постановении не бы в среду сположся еще к совету слово. Эти строки написаны после 1613г. – избрания на царство Михаила Романова, но до 1618г., когда заключено было с поляками Деулинское перемирие. 817 Ниже таковы отвсюду пакости ей сотворити успеша. Тимофеев свидетельствует, что такого разорения, какое причинили русской земле иноземцы в его время («ныне»), никогда не бывало. 818 Антихрист – (греч.) «противник Христа», или «человек беззакония»; по христианской легенде, антихрист должен появиться перед вторым пришествием Христа. 819 Галич – город Костромской области. В отличие от Галича южного, назывался «Галичем мерским», потому что находился в области, заселенной племенем меря. Галич, один из древних городов Руси, принадлежал Ростовско-Суздальскому княжеству, сначала был самостоятельным уделом, а потом вошел во владения Московского княжества. При нашествии Батыя был взят и разрушен татарами. 820 Улиана по всему законопреступного исчадие. Тимофеев считает Лжедимитрия подобием и как бы порождением римского императора Юлиана (361–363гг.), который был сначала христианином, но потом отказался от христианской религии и стал покровительствовать язычеству, за что и назван был христианами «отступником». 822 Привлечеся от севера, т.е. из Северской Украины, к которой принадлежали города: Стародуб, Путивль, Чернигов, Новгород Северский и др. 823 Изменьшими всеми вой российска господства благородными началы. В поход 1604–1605гг. против самозванца Борисом Годуновым посланы были начальниками войска Василий и Дмитрий Ивановичи Шуйские, Василий и Иван Васильевичи Голицыны, Федор Иванович Мстиславский. После смерти Бориса молодой царь Федор Годунов отозвал из войска в Москву князей Мстиславского и Шуйских и на смену им послал князя Катырева-Ростовского и П.Ф.Басманова, которые изменили Годуновым и увлекли за собой войско (С.Ф.Платонов. Очерки по истории смуты. 3-е изд., 1910, с.260 и 99).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Каким образом и у кого научились типографскому искусству диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев мстиславец, пока остается совершенно неизвестным. Представляется вероятным думать, что почин шел от Петра Тимофеева. Он называется мстиславцевым, конечно, потому, что был уроженец города Мстиславля, в настоящее время уездного города Могилевской губернии. Мстиславль принадлежал тогда Польше, а у поляков в Кракове в половине XVI века было уже четыре или пять типографий, так что выучиться там типографскому искусству для человека, желавшего выучиться, не составляло особенного труда. Ознакомившись с типографским искусством Петр Тимофеев отправился в Москву, чтобы в этой последней сделать приложение из приобретенного им знания. Как человек чужой в Москве, он не мог действовать в ней сам собой, почему и подискал в товарищи себе природного москвича, каковым был Иван Федоров (ставший потом энтузиастом типографского дела как художества, посредством которого духовная семена во вселенной рассеваются). Считаем мы вероятным производить почин от Петра Тимофеева потому, что при таком представлении дела становится для нас понятным его товарищество с диаконом Иваном Федоровым. Напротив, если бы полагать, что последний как-то выучился типографскому искусству сам собой, то было бы для нас совсем непонятным, зачем нужен ему был в товарищи этот мстиславец Петр Тимофеев. В одном сказании об учреждении в Москве типографии диаконом Иваном Федоровым и Петром Тимофеевым читаем: „глаголют же нецыи о них, яко от самех фряг то учение прияста; повествуетжеся от неких, яко преже их нецыи, или будет и они сами, малыми некими и неискусными начертании печатываху книги, последи же совершенне той Иоанн да Петр искус прияста от тех прежереченных фряг“ 9 . В деле книгопечатания важнейшее составляет не набирание слов из букв и не печатание (тискание) набором, а изготовление букв: набирать слова и печатать можно выучиться и по слуху; но другое дело – изготовление букв: здесь уже необходимо настоящее „выученное“ или приобретенное учением искусство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

664 Плотску Господу их тогда в них не сущу, от жизни сея смертию соотведену. Речь идет о смерти польско-литовского короля Сигизмунда II Августа, после которой обсуждалась кандидатура на польский престол русского государя. 665 Прочии же глаголют, яко о Феодоре, брате сего, тех прошение бысть. После смерти Сигизмунда II Августа Литва просила Ивана Грозного дать им в короли старшего сына, царевича Ивана Ивановича; по другим источникам, речь шла не о старшем, а о втором сыне Грозного, Федоре Ивановиче. Просьба не имела успеха, потому что условия той и другой стороны были неприемлемы ни для Литвы, ни для Грозного. Происходило это в 1573г., за восемь лет до смерти царевича Ивана. 666 Всего православия царя. Так назван царевич Иван Иванович. Тимофеев, вслед за книжниками XVIb., истинно православной страной и оплотом православной веры считал русскую землю, так как Византия, после завоевания Константинополя турками, потеряла в глазах русских свое значение хранительницы истинной веры. 668 Молитвенный рог крепости. Такой эпитет Тимофеев дает младшему сыну Грозного, Федору Ивановичу, и ниже (л.41) говорит, что Федор молитвами ограждал землю «от вражьих козней». «Рог» на славянском языке означает силу, крепость, преимущество. У Федора, по Тимофееву, эта сила была в его молитве. 669 Не бе «брань его к плоти и крови». Эти библейские слова указывают, что Федор боролся не с внешними врагами, а со своими недостатками. 670 О брате царя Ивана Васильевича всеа Русии князе Владимире Ондреевиче Старицком. Владимир Андреевич был внуком Ивана III, сыном Андрея Ивановича Старицкого, и приходился двоюродным братом Ивану Грозному. Отец его погиб в темнице в 1537г. по воле правительницы Елены, матери Ивана Грозного, и Владимир Андреевич вместе со своей матерью около трех лет находился под строгим надзором. В 1540г. бояре, управлявшие государством в малолетство Грозного, возвратили князю Старицкому его владения. С этого времени он жил в Москве. Иван Грозный полюбил его, брал с собой в походы, доверяя ему воеводство, и оставлял в Москве наместником государства. Во время болезни Грозного в 1555г., когда царь назначил своим преемником сына Димитрия, еще младенца, Владимир Андреевич отказался дать ему присягу и с этого времени встал во главе боярской оппозиции. Во время Ливонской войны в 1567г. Владимир Андреевич принимал участие в заговоре бояр, предполагавших выдать Грозного польскому королю. Это послужило причиной казни его и его семейства (И.И.Смирнов. Иван Грозный. ОГИЗ, Л., 1944).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

С детства отрок Николай дорожил больше всего благодатной возможностью быть в праздничные и воскресные дни в храме Божием и прислуживать священнику в алтаре. С юных лет он глубоко постиг, усвоил и запечатлел в своей памяти духовно-религиозный облик приходского провинциального духовенства и впоследствии всегда высоко ценил его, восторженно отзываясь о священниках старой формации как носителях подлинного идеала православного пастырства. После окончания средней школы Николай Тимофеев, «следуя духовному влечению своего сердца», подал 9 июня 1959 года прошение на имя ректора Московской Духовной Академии и Семи- —257— нарии протоиерея Константина Ружицкого о зачислении в 1 класс Семинарии. В характеристике, данной Николаю Тимофееву при поступлении в Семинарию, настоятель Иоанно-Богословской церкви с. Стебачёво Тайковского района протоиерей Иоанн Табаков писал: «Он часто посещает храм Богословской церкви села Стебачёво, причащается каждый год, прислуживает в алтаре, читает шестопсалмие, кафизмы и часы, внимательно стоит во время служб церковных, привыкает к пению, поведение скромное, отличное». Успешное окончание Семинарии по первому разряду давало Николаю Тимофееву право на поступление в Академию. Однако последовал неожиданный поворот судьбы – призыв на действительную воинскую службу. Выполняя освящённый вековой традицией Церкви патриотический долг, Николай Тимофеев отправился «даже до края земли» ( Деян.1:8 ) – в далёкий Уссурийский край. Русская Церковь переживала в то время новую волну притеснений. Политическая оттепель парадоксальным образом отразилась в наступлении воинствующего безбожия со стороны идеологов построения «светлого будущего». В напряжённой атмосфере сложившейся ситуации командование и сослуживцы, тем не менее, уважали Николая Тимофеева, будучи уверенными в бесплодности своих попыток перевоспитать его религиозные убеждения. «Что скажешь, они правы», – писал Николай по этому поводу в письме ректору отцу Константину Ружицкому от 8 октября 1963 года, передавая ему «искренний солдатский привет» и поздравляя его с престольным академическим праздником Покрова Пресвятой Богородицы. После демобилизации, с декабря 1966 по июль 1967 гг. Николай Тимофеев служил псаломщиком в Ивановской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

935 В последняя убо мира сего, мимошедших времен лета, яже по древних грядущего века к седми тысящам осьмаго – в последние годы седьмого тысячелетия после «сотворения мира» и в первые годы восьмого, т.е. в конце XVIb. 951 О крестном целовании королевичю Владиславу. Заглавие главы не соответствует ее содержанию: здесь говорится не о присяге королевичу Владиславу, а о новгородских событиях (П.Васенко. Дьяк Иван Тимофеев – автор «Временника». Ж.М.Н.П., 1908, с.88–121). 952 Два властолюбца, не принявшие этой грамоты, – вероятно, М.Татищев и Е.Телепнев. Натерпевшись от притеснений шведов во время оккупации Новгорода, Тимофеев мог, в порыве раскаяния, назвать сам себя дьяком-извергом. 953 Патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии. В миру – Федор Никитич Романов-Юрьев, был старшим сыном Никиты Романовича, брата царицы Анастасии – первой жены Ивана Грозного, которому, следовательно, доводился шурином. Борис Годунов, по своем воцарении, подверг весь род Романовых опале. В частности, Федор Никитич был выслан и пострижен в иночество под именем Филарета в отдаленном Антониево-Сийском монастыре, где оставался в течение всего царствования Бориса Годунова. Хитрый и расчетливый, Филарет в следующие годы лавировал между разными политическими лагерями: он был в почете у Лжедмитрия I и получил сан митрополита Ростовского и Ярославского. Царь Василий Шуйский имел вначале намерение возвести Филарета в сан патриарха, но в дальнейшем обстоятельства изменились, и Филарет остался в сане митрополита. В тушинском лагере Филарет принял титул патриарха. В 1610г. он, вместе с боярином князем В.В.Голицыным, возглавил великое посольство к королю Сигизмунду «прошати на царство королевича Владислава». Как известно, посольство кончилось польским пленом, в котором Филарет провел 9 лет. Когда было заключено Деулинское перемирие и назначен размен пленных, Филарет получил возможность вернуться на родину. В июне 1619г. состоялось торжественное возведение Филарета в сан патриарха. Патриарх Филарет стал в сущности соправителем своего сына, царя Михаила. Он умер 1 октября 1633г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010