Вторым бедствием для протестантизма было внутреннее разъединение вследствие усиления ариан или социниан. Между тем папа Пий V, слыша об усилении протестантизма в Польше и Литве, отправил ко двору Сигизмунда-Августа посла своего Коммендоне. Последний нашел дела католицизма в Польше и Литве в жалком состоянии: во время борьбы с таким опасным врагом, как протестантизм, между епископами католическими господствовала вражда, зависть; двое главных епископов, Яков Уханский, архиепископ гнезненский, и Филипп Падневскнй, епископ краковский, находились в открытой вражде друг с другом, притом Уханский оказывал явную склонность к протестантизму в надежде, что при торжестве последнего, при разрыве с Римом, но при сохранении иерархии он, как архиепископ, будет независимым главою польского духовенства. Коммендоне, выведавши состояние дел, характеры и отношения короля и главных действующих лиц, начал в тихих беседах внушать Сигизмунду-Августу, как он жалеет об его судьбе и судьбе целого государства, потому что когда разноверцы возьмут верх, то в буйстве своем не пощадят ничего, ниспровергнут все учреждения, божеские и человеческие, все права и обычаи, потрясут, наконец, и самый трон; приводил ему пример современной Франции и Германии, обуреваемых религиозными войнами вследствие того, что государи в самом начале не подавили еретических учений. Король, который всего более боялся междоусобных войн, принял к сердцу внушения Коммендоне и охладел к протестантизму; этому охлаждению способствовало и поведение протестантов, которые, желая приобрести расположение шляхты, противились королевским требованиям насчет больших поборов, необходимых для успешного ведения войны с Москвою. С другой стороны, на помощь католицизму явилась дружина, с которою верна была победа над разделенным и потому ослабевшим протестантизмом, – эта дружина была иезуиты. Валериан Проташевич, епископ виленский, думая о средствах, как помочь своему делу в борьбе с ересью, обратился за советом к кардиналу Гозиушу, епископу варминскому в Пруссии, знаменитому председателю Тридентинского собора, считавшемуся одним из главных столпов католицизма неводной Польше, но и во всей Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И если дух Евангельской любви располагал их к учреждению Братств, то тем не менее покушения врагов против Православия давали к тому одно из сильнейших побуждений. Так учредились два братства: Львовское, в 1439 году 23 , и Виленское, в 1458 году. 24 Но справедливость требует сказать, что учрежденные Братства, до самого 1588 года, не представляли собою сильного оплота к поддержанию Веры православной: они не имели еще ни правильного устройства, ни достаточных средств к защите Православия, и наконец не пользовались еще значительным влиянием в народе русском, хотя уже достаточно украсились делами милосердия и любви христианской. Тогда не было еще постоянных и жестоких гонений на Православие, как это обнаружилось впоследствии, и Братства не имели еще ни достаточной для борьбы с противниками силы, ни средств. Решительное преследование православных в Литве началось с 1570 года (чрез год после присоединения Литвы к Польше), то есть – со времени появления Иезуитов. По смерти Сигизмунда Августа 25 и краткого царствования Генриха Валуа, на престол вступил Стефан Баторий – государь великий, но, к несчастию, имевший нужду в благосклонности Рима, дабы удержаться на престоле, ослабив партию австрийского дома. По этим-то видам, он дозволил действовать самовластно папскому орудию – Иезуитам. Прибыв для прекращения вкрадывавшегося в Литву протестантства, Иезуиты распространили свои действия и на православных. Их проповеди , сочинения, объявления, а вместе с тем лесть и разные хитрости, увлекли на их сторону много знатных лиц , которые присоединились к Римской церкви. Впрочем, как ни сильно было их влияние как ни хитры действия, православная Вера не потерпела значительного вреда в Литве. Но, к скорби Церкви православной и к несчастию сынов её, в недрах самой православной Церкви появилась измена, которая возникши из личных видов корысти и честолюбия, привела в исполнение намерения Иезуитов несравненно скорее, чем все их хитрости, козни и насилия 26 . Наступил 1596 год. Явилась Уния, столько вожделенная для Рима и ненавистная для русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Таковы непосредственные результаты Переяславской рады. Однако историки по сей день спорят о том, каким был статус двух субъектов этого соглашения. Союз нерушимый? В украинской историографии речь идет о «военном союзе» между двумя державами, «Украиной и Москвой». Однако если Московское государство фигурирует во множестве источников той эпохи, то следы государства Украина в них отыскать сложно. Есть большие сомнения в том, стремился ли Хмельницкий к созданию государства Украина. Как должны были поступить казаки, если бы они действительно стремились к созданию собственного независимого государства? Понятно, что за образец они должны были бы принять устройство Речи Посполитой - как хорошо знакомое и привычное им самим. О чисто республиканской форме правления речи не было, казаки просто не владели соответствующей политической теорией. Республикой считала себя польско-литовская держава, но и в ней верховный суверенитет принадлежал королю, хотя и был специальным образом ограничен. Когда на польский престол за столетие до этого бы избран валашский воевода Стефан Баторий, то, например, тот же Иван Грозный просто отказывался поначалу воспринимать его как ровню «природным» монархам. И такое восприятие было характерно не только для внешних наблюдателей. Не существовало способа объяснить, почему вдруг равные по рождению люди должны признавать над собой верховную власть человека, выдвинутого из собственной среды. И как определить, кто именно должен стать таким человеком? Богдан Хмельницкий вплоть до принесения присяги русскому царю именовался «гетманом Его королевской милости войска Запорожского». Иными словами, гетманом он был не только потому, что так решили сами казаки, поскольку такое решение можно в любой момент пересмотреть, а потому, что в этом качестве его признал и соответствующим образом пожаловал сам польский король. Да и само войско формально было не толпой вооруженных разбойников потому, что было королевским. А формальности в вопросах власти всегда важны. Следовательно, если бы казаки задумали в результате «национально-освободительной» борьбы обрести свое собственное государство, им пришлось бы пригласить к себе какого-нибудь правителя со стороны и далее возвести его на престол. Однако ничего подобного мы не наблюдаем. Казаки лишь выбирают, к какому уже существующему монарху попроситься в подданство.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/22/by...

Уложенная грамота фактически содержала декларацию о начале новой христианская империи. Учреждение Патриаршества и деятельность по созданию реальной империи (все это — труды Бориса Годунова) были весьма неприятны для определенных сил на Западе. Незадолго, в 1586 году, скончался король Польши Стефан Баторий, а с ним и грандиозный план похода на Москву, план покорения России. Этот план был выработан еще в 1583 году Стефаном Баторием и знаменитым иезуитом Антонием Поссевином в совместных мечтаниях, как писал через триста лет другой иезуит Павел Пирлинг, о «чем-то вроде славяно-византийской империи с гегемонией, конечно, Польши», о создании «славяно-византийского государства на польской подкладке» (11. С. 36). И вот на том месте, где должны быть провинции мечтаемой империи (с польской «гегемонией»), вдруг появляются видимые, реальные очертания какого-то измышленного «схизматиками» Третьего Рима. Вероятно, уже к следующему 1590 году у иезуитов имелся некий проект, и даже не один, а несколько параллельных проектов с общим ориентиром. Они сразу начали реализовываться. Одна линия — это церковное направление, другая — государственное, но в обоих случаях это вопрос о власти. Напомним, что известный хотя бы по циничной, ставший своего рода девизом, формуле «цель – оправдывает средства» могущественный орден иезуитов («Общество Иисуса») был создан сравнительно незадолго до интересующих нас событий. В 1540 году испанец, бывший идальго Игнасио Лойола стал основателем этого ордена, призванного работать на укрепление позиций папского Рима, власти папы, пошатнувшихся в результате успехов различных направлений реформации в Германии, Англии, Швейцарии, Скандинавии, в будущих Нидерландах. Орден иезуитов естественно получил полную поддержку Ватикана. Его члены были незаурядными, часто талантливыми людьми, достаточно образованными, связанные системой жесткой, даже жестокой дисциплины, в которой они лишались собственной воли, будучи лишь частью внутренней орденской иерархии, где каждый член был в абсолютном подчинении у вышестоящей братии.

http://pravmir.ru/o-smutnom-vremeni-razr...

Церковь свт. Николая Чудотворца (Верхняя) в с. Ср. Водяное (Раховский р Церковь свт. Николая Чудотворца (Верхняя) в с. Ср. Водяное (Раховский р От XIV в. сохранились документальные известия о существовании в З. 2 центров правосл. жизни. В авг. 1391 г. К-польский патриарх Антоний IV даровал Мараморошскому Михаило-Архангельскому мон-рю (см. Михаила арх. (Мараморошский) муж. мон-рь в с. Грушеве) ставропигию, его настоятели получили сан экзарха подчиненной мон-рю области, включавшей комитаты Берег, Унг, Угоча, Мараморош. Игумены Мараморошского мон-ря должны были «надзирать за иереями этих местностей», имели право «церковного суда над ними» и должны были поучать там паству (Acta et diplomata Graeca medii aevi sacra et profana/Collecta ediderunt: F. Miklosich et J. Müller. W., 1862. T. 2: Acta Patriarchatus Constantinopolitani, MCCCXV-MCCCCII. P. 156-157. N 11). Эта привилегия была дарована обители по просьбе ее ктиторов - представителей правосл. молдав. знати Балицы и Драгоша, вассалов венг. короля, владения к-рых располагались в Марамороше. Тогда же патриарх поручил управление Галицкой митрополией (восстановлена в 1370; см. Галицкая епархия ) иером. Симеону, опека над к-рым была возложена на Балицу и Драгоша, им же патриарх предоставлял право выбрать преемника Симеона (РИБ. Т. 6. Стб. 229-232. 35). Исходя из этих документов, можно предположить, что в XIV в. правосл. население юго-вост. части З. подчинялось Галицким митрополитам. Сведения о существовании слав. типографии в Мараморошском мон-ре в XV-XVI вв. документами не подтверждаются. К кон. XIV - нач. XV в. относятся сведения о существовании др. правосл. центра в З.- мукачевского во имя св. Николая мон-ря , ктиторами к-рого являлись кн. Феодор Кориатович и его жена кнг. Ольга, князь был похоронен в обители (в сер. XV в. в мон-ре была изготовлена поддельная грамота от имени кн. Феодора, по к-рой в собственность обители переходили виноградники, земли и селения в Мукачевской доминии). К 1491 г. относится 1-е упоминание о правосл. Мукачевской епархии во главе с еп. Иоанном, являвшимся одновременно настоятелем мукачевского Никольского мон-ря. До 1770 г. в обители располагалась кафедра Мукачевских архиереев (до 1646 православных, позднее униатских). Мукачевскому епископу не подчинялись православные, состоявшие в юрисдикции настоятеля Мараморошского Михаило-Архангельского мон-ря. Объединение 2 центров Православия в З. произошло в 1556 г., когда кн. Трансильвании Стефан Баторий (впосл. польск. король) подчинил Мараморошский мон-рь Мукачевскому еп. Илариону.

http://pravenc.ru/text/182499.html

Но твой воевода виленский, пришедши под Сокол со многими людьми, город сжег новым умышленьем, людей побил и мёртвыми поругался беззаконно, чего и у неверных не слыхано. Называешься государем христианским, а дела при тебе делаются не по христианскому обычаю. Христианское ли то дело, что твои паны крови христианской не жалеют, а издержек жалеют: если тебе убыток, так ты бы Заволочья не брал, кто тебе об этом челом бил? Что это за мир: казну у нас взявши, обогатившись, нас изубытчивши, на нашу же казну людей нанявши, землю нашу Лифляндскую взявши, наполнивши ее своими людьми, да немного погодя, собравшись еще сильнее прежнего, нас же воевать и остальное отнять! Ясно, что хочешь беспрестанно воевать, а не мира ищешь. Мы бы тебе и всю Лифляндию уступили, да ведь тебя этим не утешишь; и после ты все равно будешь кровь проливать. Вот и теперь у прежних послов просил одного, а у нынешних просишь уже другого, Себежа; дай тебе это, ты станешь просить еще и ни в чем меры себе не поставишь. Мы ищем того, как бы кровь христианскую унять, а ты ищешь того, как бы воевать; так зачем же нам с тобою мириться? И без миру то же самое будет». Послам отправлен был наказ уступить королю завоеванные им русские города, но зато требовать в Ливонии Нарвы, Юрьева и 36 других замков и на таких только условиях заключить перемирие на шесть или на семь лет. Паны возразили, что эти условия новые; послы отвечали, что так как король переменил прежние условия, то и царь сделал то же, что другого им наказа нет, и уехали на свое подворье. Переговоры кончились; Баторий выступил в поход, а к Иоанну послал грамоту, наполненную ругательствами, называл его фараоном московским, волком, вторгнувшимся к овцам, человеком, исполненным яда, ничтожным, грубым. «Для чего ты к нам не приехал с своими войсками, – пишет, между прочим, Баторий, – для чего своих подданных не оборонял? И бедная курица перед ястребом и орлом птенцов своих крыльями покрывает, а ты, орел двуглавый (ибо такова твоя печать), прячешься!» Наконец Баторий вызывает Иоанна на поединок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Появившись в Литве одновременно с провозглашением на Люблинском сейме в 1569 г. соединения Литвы с Польшей в одно государство, иезуиты стали внушать королям и польскому правительству ту мысль, что полное политическое слияние католической Польши с Литвой, населенной исключительно православно-русским народом, может наступить только при слиянии Западно-Русской Церкви с Латинской, т.е. через ее унию с Римом. Так как этого слияния литовско-польские короли очень желали, внушенная иезуитами идея была охотно ими принята, и Стефан Баторий сразу начал покровительствовать иезуитам, ревностно принявшимся за насаждение в Литве латинства. Окружив себя иезуитами, Баторий стал послушным их орудием и после взятия Полоцка основал в нем иезуитскую коллегию, передал им во владение 8 церквей и 7 монастырей г. Полоцка со всеми принадлежащими монастырям имениями, оставив для православных только одну церковь. Конечно, такое действие Батория было вопиющей несправедливостью, так как почти все жители Полоцка были православные. Совершая передачу иезуитам православных святынь, Баторий заявил в данной им грамоте, что поступает он так с той целью, чтобы иезуиты основали в Полоцке семинарию для воспитания юношества, распространяли в схизматических странах католичество, устроили латинские приходы и таким образом искореняли православие. Можно себе представить, в каком положении очутилась бы Западно-Русская Церковь при таком враждебном отношении короля к православным, если бы власть его не была ограничена сеймом, а православные не имели могучих покровителей и защитников в лице русских магнатов и церковных братств. Особенную ревность в деле защиты православия в Литве проявили при Баторий бежавший из Москвы от гнева царя Иоанна Грозного князь Андрей Курбский и князь Константин Константинович Острожский. Князь Курбский поддерживал православие не только своим влиянием на короля и материальными средствами, но и своими богословскими трудами. Он приобрел себе все творения Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Кирилла Александрийского, Иоанна Дамаскина и церковную историю Никифора Каллиста в латинском переводе и переводил с латинского некоторые беседы и отрывки из этих творений, которые считал наиболее нужными для обличения иезуитов, особенно где говорилось об исхождении Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Ф. Мстиславском с товарищами: как их Бог вразумит и как будет пригоже государева и земского дела беречь и делать». По монастырям отправлены были грамоты: «Здесь на нас идет недруг наш, литовский король, со многими силами; мы к нему посылали о мире с покорением, но он с нами мириться не хочет и на нашу землю идет ратью. И вы б пожаловали, молили господа Бога и пречистую богородицу и всех святых, чтоб господь Бог отвратил праведный свой гнев, движущийся на ны, и православного христианства державу сохранил мирну и целу, недвижиму и непоколебиму, а православному бы христианству победы дал на всех видимых и невидимых врагов». Баторий решил двинуться к Великим Лукам, но, чтобы скрыть это от неприятеля, приказал войску собраться под Часниками; место это расположено над рекою Улою таким образом, что находится в равном расстоянии и от Великих Лук, и от Смоленска, вследствие чего до последней минуты оставалось неизвестным, к которому из этих городов король направит путь. Он выступил к Великим Лукам с 50000 войска, в числе которого находилось 21000 пехоты. Деревянная крепость Велиж была зажжена калеными ядрами и сдалась, Усвят последовал ее примеру. Баторий стоял уже у Великих Лук, как явились к нему в стан послы московские – князь Сицкий и Пивов; от самой границы их уже встречали неприятностями, дерзостями: посланный к ним навстречу на рубеж от оршанского воеводы Филона Кмиты назвал последнего воеводою смоленским; послы сказали на это: «Филон затевает нелепость, называя себя воеводою смоленским; он еще не тот Филон, который был у Александра Македонского; Смоленск – вотчина государя нашего; у государя нашего Филонов много по острожным воротам». Когда послы поехали к королю в стан, то гайдуки начали стрелять из ручниц возле лошадей посольских, и пыжи падали на послов. Король, принимая их, против государева имени и поклона не встал, шапки не снял, о здоровье государевом не спросил. Послы требовали, чтоб Баторий снял осаду Лук, и тогда они станут править ему посольство, ибо им наказано править посольство в земле королевской, а не под государевыми городами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Сойкин П. 319 Сокаль Иоанн, прот. 455 Соколов Е., прот. 410 Соловьев В. С. 378 Соловьев С. М. 19, 75, 81, 242, 260 Соломония 72 Солярский П. , прот. 317 София Палеолог, княжна 141 София, царевна, правительница 212, 213, 221, 228, 230, 234 София, княгиня 137 София, инокиня 71 Софроний, патриарх 156 Софроний Жиров, «епископ» 351 Софроний Иркутский, святой 379 Софроний Лихуда, 304, 319 Спасский А., проф. 316 Сперанский М. 277 Спиноли, кардинал 356 Спиридон Потемкин, архим. 203 Спиридон, преп. 100 Спиридон, монах 68 Стадник 414 Сталин И. 441, 442, 443, 444, 445, 446, 449, 457, 458, 462, 465 Станевич 340 Станислав Август, король 357 Стеллецкий Н., прот. 317 Стефан, епископ 434 Стефан Баторий, король 85, 144, 146, 148, 237 Стефан Вонифатьев, протопоп 182 Стефан Зизаний 241 Стефан Махрицкий, преп. 105, 106 Стефан Пермский, свят. 88, 105, 106, 107, 129, 132, 133, 291 Стефан Прибылович, префект 313 Стефан С ветозаров, игумен 453 Стефан Яворский , митроп. 261, 262, 263, 264, 266, 269, 303, 312, 313, 319 Стефан, епископ 468, 476 Стефан, муч. 164 Стефан, преп. 101 Стефаний, инок 208 Стецкова, мещанка 244 Стрельников Никифор, свящ. Стрешнев, боярин 186,188, 189,193 Строганов, боярин 234 Строганов, граф 293 Струков Тимофей 342 Студит Феодор, преп. 7 Суворов А., генералиссимус 358 Сумароков Е. , проф. 1, 5, 6, 44 Суханов Арсений 199, 201 Суханов Кирилл, прот. 365 Схария, основоположник ереси жидовствующих 122 Тайдулла 49 Тайшим (внук хана Акжа) 370 Талантов Борис 445 Тальберг Н. , проф. 5, 23, 494 Тамерлан, хан 88 Тараканова Августа, княжна 330 Тарант, баронесса 359 Тарасьев Виталий, прот. 455 Татаринова Е. (урож. Буксгевен) 321, 340, 343 Татищев И. Л. 399 Татьяна Михайловна 194 Татьяна Николаевна, вел. княжна 399 Тверитинов Димитрий 261, 262 Тверитинова 227 Теймураз, царевич 186, 235 Телегина Μ. Η. 411 Темучин, князь (Чингиз-хан) 38 Теплое Г. 333 Терлецкий Кирилл, епископ 240, 243 Терновский Ф. , проф. 316 Тертуллиан 9 Тимофей (Довмонт) 135 Тимофей, иеромонах 227 Тимур (Тамерлан), хан 42

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напали Шведы от Нарвы на Ингерманландию и около Дерпта, a Россиане на Оберпален. В сие время Польша и Швеция заключили союз и соединясь на Россию, разбили Российские войска при Мояне близ Вендена, и отняли почти вс завоеванные Города. В то же время Шведский Адмирал Бенгт Севринзон Гиллонлод разорил предместье Нарвы и Ивангород. Россиане однако ж преследовали его до Ревеля, поймали Эстляндского разбойника, или наездника Аннибала, и казнили его во Пскове. Продолжение войны с Польским Королем Стефаном Баторием от стороны Полоцка, куда отправлен был и из Пскова отряд войск, а сам Царь оставался во Пскове. Между тем Полоцк, Сокол и другие Города взяты; а Российское войско там все разбито. Польский Король Стефан Баторий взял приступом Великие Луки и Опочку, и оттуда послал отряды к Заволочью и Торопцу, а Шведы от Новгородской стороны заняли города Корелу, или Кексгольм и Орешек, с моря же Балтийского Ругодив или Нарву, Ивангород, Сыренеск или Нейшлосс на Нарове, Копорье и Ямбург. Польский Король Стефан Баторий с сильным войском, составленным из 17 народов, пришел ко Пскову в августе, и с сентября обложив теснейшею осадою Город, держал оную около б месяцев, но города взять не мог. В то же время в Эстляндии Шведы возвратили свои 10 Городов, и от Нарвы напали на Псковские волости; а часть Польских войск пошла к Ржеве Володимирове, Русе и Новгороду. Сентября 27 преставился Преподобный Никандр Пустынножитель и основатель Никавдровы Пустыни. Января 15 заключен в деревне Заполье мир с Королем Стефаном Баторием на 10 лет и уступлена ему вся Лифляндия. Имена убиенных на вылазках при Баториевой осаде Псковичей вписаны во Псковские Синодики для всегдашнего поминовения Заключено перемирие на три года с Шведами на реке Плюсе и уступлена им вся Естляндия, Нарва, Ивангород и часть Ингрии, но Поляки в том же году отняли у них многие южные Естляндские города. Польская шайка бродяг из Дерпта набежала во Псковский Уезд и сожгла одну деревню. Заключено с Шведами еще перемирие на четыре года. Король Польский Стефан Баторий скончался и после его Польша занялась войною со Швециею за Естляндию, а Россия через то ободрилась надеждою возвращения потерянных земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010