Противостояние польско-литовскому войску Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. 29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. 5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены. Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”. Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно).

http://sobory.ru/article/?object=00282

Скоро (1503 г.) был заключен мир. Чрез 7 лет Псков вошел в состав государства московского; Гдовский край стал теперь пограничным краем этого государства. В Гдов был назначен староста из бояр московских, а волости гдовские были розданы московским служилым людям. В 1557 году были присланы в Гдов, по повелению Иоанна Грозного, писцы для описания всех земель и угодий, которые были обложены тяжелыми налогами. Казалось бы, под сенью могущественного государства московского, Гдовский край должен бы был успокоиться, но на деле видим не то. Война продолжала еще полтора столетия терзать этот несчастный край. В 1558 г. запылала война Uoahha IV с орденом, который тогда принял лютеранство. Теснимый московскими войсками, он признал своим государем польского короля; Эстляндией же овладели шведы (1561 г.). Поляки и шведы сделались теперь врагами края. В 1581 году Стефан Баторий, король польский, осаждая безуспешно Псков, вымещал свою досаду на Гдовском крае. Его отряды взяли Кобылинск и Гдов, выжигая погосты, лежащие на пути. Одновременно с ними, шведы разоряли селения на Нарове и в Сомре, выжгли Сыренск и взяли Нарву. Мир 1582 г., заключенный с поляками и со шведами, прекратил войну, но ненадолго. В 1591 г. шведы уже явились близ Гдова и разбили русский отряд. В 1595 году был заключен вечный мир в деревне Тесове. В эпоху самозванцев, в 1611 г., в Новгороде появился московский диакон Исидор, выдававший себя за царевича Димитрия. Не принятый здесь, он бежал в Псковскую область. Обманув жителей Ивангорода, Копорья и Ямбурга, найдя себе сочувствие и у гдовского населения, он двинулся в Псков, взял этот город и привел жителей к присяге себе. Между тем шведы воспользовались удобным случаем нарушить вечный мир: идя по следам Исидора, они заняли все города от Кексгольма до Гдова. Исидор выступил против них из Пскова и отнял Гдов и Ивангород, но шведы снова завладели ими. В это время шведы занимали и оставляли Гдов три раза. Слух об избрании на царство Михаила Феодоровича ободрил гдовцев, но озлобленный тем шведский военачальник Делагардий опустошил всю Новгородскую область, разорив до 70 монастырей и до 1,500 церквей: не было дома и церкви во всем уезде, который спасся бы от алчности врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Кроме того, решил уделить внимание Баторий и запорожским казакам. В 1576 году был издан Универсал, который включил их в реестр в количестве 6 000 человек. Не вошедшие в него превращались в сословие людей Речи Посполитой и лишались казачьего положения, а впоследствии ушли в Запорожье и основали Запорожскую Сечь. Занесенные же в реестр днепровские казаки были сведены в шесть полков, во главе которых был поставлен старшина и им даровались знамя, бунчук, печать с войсковым гербом. Не были предоставлены только пушки, которые казаки должны были добывать у турок. При этом, чтобы обезопасить себя со стороны Крыма и Турции, Баторий запретил им нападать на Крым и турецкие владении, и использовал казацкие отряды для набегов на московские земли Важным были преобразования в артиллерии и инженерных подразделениях, а также появление в армии Батория боевых ракет. Их использовали, в том числе, во время осады Полоцка в 1579 г. Помимо этого, король создал хорошую разведывательную службу, примером чего стало неожиданное нападение на Великие Луки во время кампании 1580 года Надгробие Стефана Батория. Открытые источники интернет. Нельзя забывать и о том, что именно при Батории начали активно использоваться технологии информационного воздействия на противника. При королевском войске была организована полевая типография, в которой печатались бюллетени, информирующие о ходе войны, об успехах армии, а также призывы к местному населению, зачастую содержащие откровенную дезинформацию. Все это в своей совокупности и позволило королю РП успешно вести военные действия на восточном направлении, вплоть до осады Пскова, которая началась в августе 1581. Однако стойкость русского гарнизона, который за 143 дней отбил все штурмы, заставила Батория отступить, оказав на его войска деморализующее воздействие. Невозможность армии короля идти дальше поставила крест на его планах по покорению Смоленска, Северской земли и Новгорода. Стороны были вынуждены начать переговоры о мире, которые закончились подписанием Ям-Запольского мирного договора в январе 1582 года, по которому Русское царство отказывалось от значительной части Ливонии, но возвращало себе Великие Луки, Невель, Заволочье и Холм. При этом Баторий покидал псковскую землю, но оставлял за собой Полоцк и Велиж, а военные действия прекращались на 10 лет Это не означало, что король РП отказался от своих планов на восточном направлении, однако их реализации помешала его смерть в декабре 1586 года по причинам, которые сегодня точно не установлены. Примечательно, что вскрытие тела Батория считается первым таким медицинским актом, задокументированным на территории Восточной Европы.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

Еще до восшествия Стефана на престол, в 1558 году, началась Ливонская война. И если первый этап войны был успешным для Русского царства, с приходом нового короля соотношение сил изменилось. Сначала бои шли с переменным успехом, но в 1579–1583 годах войско РП в союзе со Швецией начало побеждать. Связано это было не только с полководческим талантом Батория, но и теми реформами, которые он провел. В частности, Баторий прекрасно видел слабые и сильные стороны войска, где наибольшую проблему составляла неэффективная и неспособная к самостоятельным действиям пехота, основу которой тогда составляла так называемое «кварцяное» войско (на его оплату шла 1/4 доходов королевских имений). Усилить собственную пехоту король попытался прибегнув к опыту Ивана Грозного. Аналогом русских стрельцов должна была стать пехота «выбранецка»: каждые 20 лан (1 лан равен примерно 18 га) должны были выставить полностью экипированного и вооруженного 1 пехотинца. Однако эта пехота вскоре стала выполнять только вспомогательные функции, например, рыть траншеи, готовить переправы и т.п. Не в силах перестроить пехоту за короткий срок Баторий был вынужден снова начать найм за границей. Ряды его армии пополнились немецкими и шотландскими полками, а также венгерскими и немецкими отрядами стрелков из аркебуз, которые оказались крайне эффективными во время осадных операций Особое внимание король решил уделить кавалерии, где его главной заслугой стало четкое разделение на тяжелую и легкую конницу, а также специализация формирующихся подразделений. Так, при Стефане Батории было проведено утяжеление гусарских соединений, в рамках чего создалось уникальное в своем роде подразделение, взявшее за основу принцип таранных атак рыцарской конницы и тактику рейтарского боя – наступление волнами. С другой стороны, была облегчена панцирная кавалерия, а ее целью на поле боя стало «расшатывание» боевых порядков противника и преследование отступающих Подобные реформы на несколько десятилетий превратили конные войска Речи Посполитой в грозную силу, не имевшую себе соперников на поле боя. Важно в данном случае отметить, что именно преобразования Батория заставили соседей РП искать ответные меры, чтобы на поле боя свести к минимуму преимущество Речи Посполитой в коннице. Например, в Русском царстве стали широко использовать небольшие полевые укрепления, которые оказались довольно эффективными

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

и построена в настоящий период. В Новогродке существовало прежде десять церквей, а теперь, по свидетельству митрополита Ионы, некоторые из них опустели, хотя, с возвращением им церковных имений, быть может, открылись вновь. В Полоцке число православных церквей, приходских и монастырских, восходило в прежние времена до пятнадцати; когда же Стефан Баторий отдал (1579) все эти церкви, кроме соборной, вместе с их имениями иезуитам, православные едва в состоянии были в течение десяти следующих лет соорудить себе или только обновить три церкви : Спасскую, Христо-Рождественскую и Козмодамианскую . Нужно при этом сказать, что православные церкви и монастыри, несмотря на их бедность и разорения, каким подвергались от своих светских, да и от духовных, владельцев, должны были еще по назначению от правительства отбывать земские подати и другие повинности, от которых не освобождались и владыки, равно как и латинские бискупы с своим духовенством . Не осталась, впрочем, борьба православия с протестантством и особенно с иезуитами в Западнорусском крае и без добрых последствий для православных. Она пробудила их от духовного усыпления и застоя, возбудила в них энергию и вызвала их на такую деятельность, какой прежде они не знали. И прежде уже существовали между ними, хотя немногие, братства, так называемые медовые, с религиозною целию, но вся эта цель ограничивалась попечением лишь о материальных нуждах некоторых церквей и богаделен. Теперь начали возникать в Западной России такие братства, которые желали служить не своим только церквам, а всей Церкви православной для удовлетворения не столько вещественных, сколько духовных ее потребностей, способствовать распространению просвещения в русском народе, приготовлять ему учителей веры и благочестия, защитников православия от иноверцев. Такие братства и возникли теперь в Львове и Вильне. Сам патриарх Вселенский благословил их и принял под свое особое покровительство, надеясь со временем увидеть в них надежный оплот против подготовлявшейся уже в крае церковной унии с Римом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436062/

Речь Посполитая была монархией, в которой главным идентифицирующим фактором была религия, а не национальность, причем второй государственной религией было православие, и пока на замену ему не ввели насильственную унию, это государство было достаточно крепким. Что же касается языка, то в большинстве городов данного государства доминировала немецкая речь, в Литве и Малороссии – тогдашний вариант русского, а языком местных ученых была латынь. Монархи Речи Посполитой порой даже вовсе не знали польского языка – например, Стефан Баторий и Генрих Валуа. Фото: © Портрет Стефана Батория. Автор Мартин Кобер, 16 век, wikipedia А польские националисты, начиная с 1917 года, стали насильственно создавать мононациональное государство, какое ныне создается и на Украине. Большинство из них поразились бы тому факту, что их усилия закончатся доминированием американских войск на польской земле, переходом местной экономики и СМИ в руки западных олигархов, «парадами» содомитов в Варшаве, дехристианизацией и наркотизацией. Ныне в Польше по приказу правительства США легализована «медицинская» марихуана, а большинство молодежи перестало регулярно ходить в костел в результате тотальной антирелигиозной пропаганды от прозападных СМИ и фондов, по масштабу далеко превысивших пропаганду коммунистического режима. Конечно, национальные силы этой страны еще существуют, они порой оказывают сопротивление, но их отпор глобализму слабеет с каждым годом. И в этом нет ничего удивительного: все антирусские «национально-освободительные» движения закончились такими вещами. Сепаратизм в Российской империи изначально курировался темными оккультно-финансовыми кланами, для которых «свидомиты» разных наций выступали в роли «полезных идиотов», помогающих встроить эти земли в глобальный мир в роли колоний. «Национальные государства» были только переходным этапом на пути к растворению народов в тигле глобализации. Поэтому и сейчас не стоит ждать от Польши неких радикальных шагов по присоединению «Восточных крессов». Это неугодно западным господам Польши, для которых нужно существование формально независимой Украины – главного на сегодня орудия правительств США и ЕС против России. Правда, по указанию руководства НАТО Польша может ввести войска на Украину для участия в войне против России. Марионеточное польское руководство легко может пожертвовать своим народом, а польское государство, как и украинское, будет постепенно упраздняться, если не де-юре, то де-факто.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/20/pochem...

Соединение последовало явно в ущерб Литве, которая должна была уступить Польше Подляхию, Волынь и княжество Киевское; Ливония объявлена общею принадлежностию обоих государств; положено, что король избирается на общем сейме; в Сенате заседают члены из обоих народов; на сеймах также происходят совещания сообща. Но в то время как, по-видимому, дело соединения Литвы с Польшею было окончено, когда коренные русские области были непосредственно соединены с королевством Польским, в областях Польши и Литвы все более и более усиливалось движение, которое должно было повести к отторжению русских областей от Польши: распространялся протестантизм; это распространение вызвало католическое противодействие; на помощь католицизму явились иезуиты, раздули фанатизм в католиках; борьбою с протестантизмом не ограничились, начата была борьба с православием, которая окончилась отторжением Малороссии, присоединением ее к России Великой, или Московскому государству. Так отозвалось в Восточной Европе общее европейское движение, которым начинается новая история, – движение религиозное. Протестантизм начал распространяться в Польше и Литве еще при Сигизмунде I. Соседние страны, которые имели наиболее торговых и политических сношений с Польшею и Литвою, Пруссия и Ливония, приняли торжественно протестантизм, отсюда он скоро распространился в среднем городском сословии Польши и Литвы; но и высшее их сословие не могло долго оставаться нетронутым: богатые вельможи польские, литовские и русские путешествовали по всей Европе, женились на иностранках протестантского исповедания, посылали сыновей своих в немецкие школы, где они напитывались новым учением, привозили с собою книги, его содержащие. Сигизмунд I враждебно встретил протестантизм: он подтвердил право епископов наблюдать за поступками отпадших от католицизма, увещевать еретиков и наказывать их; издал постановление, по которому всякий заразившийся ересью терял дворянство; запретил вызывать учителей из Германии и молодым людям посещать университеты и школы немецкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Такой отвлекающий удар – дело обычное. Напомню историю синхронно шедшей войны с Речью Посполитой. В августе 1580 года Стефан Баторий осадил и уже в сентябре взял Великие Луки. Было известно, что польский король готовит новый, более масштабный поход – в августе 1581 года он осадил уже Псков. И, чтобы отвлечь силы поляков, русская армия совершила в июне 1581 года рейд на Могилев. Как сообщал Баторию комендант этого города Стравинский, в авангарде российской армии были казаки, которых возглавляли «Василий Янов – воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич – атаман казацкий». Скрынников доказал, что речь идёт именно о том самом Ермаке (стр. 83 – 84). Это опять же, к слову о « тех, кто героически защищал родное Отечество». Во всем этом особенно потрясает работа местных чиновников. Казалось бы – возьми да открой книгу известного историка, объясни всем, что Ермак не враг татарам! Но нет. Либо сразу идут на попятный, либо бубнят как попугаи что-то ритуально-заученное. Впрочем, чему тут удивляться? Ведь это те же чиновники, которые клянутся в верности «подвигу воевавших дедов» и через раз вешают на 9 мая и 23 февраля баннеры с фотографиями немецких солдат, танков и самолетов. Налицо отрицательный отбор. Такими темпами они и Кучуму памятник в Сибири поставят! В рамках «поддержания межнационального мира и согласия» и «борьбы за толерантность». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2020/07/20/kto_zh...

Удивительно нам, что братья наши, поляки, не хотят нам, братьям своим, дать того, чего теперь не запрещают взять Москве. Они хотят, чтобы панство вашей милости, Великое княжество Литовское, было всегда в унижении, чтоб было присоединено к Короне Польской, о чем они уже давно хлопочут. Покорно просим вашу милость не допускать до того, чтобы прирожденные слуги ваши стали подданными Короны Польской. Об этом ваша милость должны стараться для потомков своих: выгоднее будет потомкам вашим, если отчинное панство ваше будет отдельно от Короны Польской; так и теперь паны литовские охотно сына вашего выбрали на государство и присягнули ему, чего паны поляки и до сих пор сделать не хотят; а если бы Великое княжество Литовское было присоединено к Короне Польской, то сын ваш еще не был бы великим князем. Покорно просим приказать сенаторам польским прислать сюда королевскую корону, назначенную для Витовта, чтобы сын ваш мог быть коронован королем еще при жизни вашей, потому что когда Великое княжество Литовское будет королевством, то уже не может быть присоединено к Короне Польской, ибо корона в корону внесена быть не может. Если же поляки не согласятся прислать сюда короны, то ваша милость постаралась бы выпросить другую у папы и цесаря, и, чего будет это стоить, мы охотно поднимем и ничего не пожалеем». Бездетность Сигизмунда-Августа заставляла ускорить решение вопроса о вечном соединении Литвы с Польшею, ибо до сих пор связью между ними служила только Ягеллонова династия. Для приведения к концу дела надобно было преодолеть большие затруднения: в Литве господствовала аристократия, боявшаяся тесного соединения с государством, где брала перевес шляхетская демократия; сюда присоединялось давнее соперничество двух народов: для заключения договора о вечном соединении литовцы не хотели ехать в Польшу, а поляки – в Литву. Наконец умер Николай Черный Радзивилл, самый могущественный из вельмож литовских и самый сильный противник соединения, и в 1569 году созван был сейм в Люблине. Литовцы сначала и тут сильно упорствовали, но потом должны были согласиться на соединение (унию), когда увидели, что не поддерживаются русскими; а русским было все равно, быть ли в соединении с Литвою или с Польшею, ибо литовские вельможи вели себя в отношении к русскому народонаселению вовсе не так, чтоб могли заслужить его привязанность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1572 году умирает король Польши Сигизмунд II Август, который не имел детей. В следствие особенностей политического устройства тогдашней РП начались долгие выборы будущего правителя, которые завершились тем, что в мае 1573 года заочно был избран Генрих Валуа – четвертый сын короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи. Правда, его история как главы РП была недолгой, и через полгода он покинул страну. В результате в РП начались новые поиски короля, в рамках которых некоторая часть литовской знати была настроена на отделение от Речи Посполитой и среди претендентов называла даже имя московского царя Ивана IV Именно в этот период свою кандидатуру предложил и Баторий, которого поддержала средняя и мелкая шляхта, выступавшая против знати, которая, в свою очередь, хотела возвести на престол германского императора Максимилиана. В трансильванском князе многих прельщал его полководческий талант и тот факт, что у него было хорошо обученное наемное войско из венгров. Как отмечал польский историк XVII века Иоахим Пасторий, « Баторий был в костеле больше чем священник, в республике больше чем сенатор, в суде больше чем адвокат, в войске больше чем гетман, в бою больше чем солдат, а в перенесении неприятностей, в терпении, доброте и в прощении личных оскорблений — больше чем человек». Кроме того, за него была развернута мощная агитация, в которой принимали участие Османская империя и католическая церковь в лице епископа Краковского Стефан Баторий и Анна Ягеллонка. Открытые источники интернет. 12 декабря 1575 года австрийская партия, состоявшая в основном из польской знати, провозгласила королем императора Максимилиана. В ответ через два дня шляхта назвала королевой и Великой княгиней литовской Анну Ягеллонку, которая сразу же дала согласие на брак с Баторием, после чего тот 14 декабря был объявлен королем Речи Посполитой. При этом австрийская группировка имела шансы изменить ситуацию, поскольку Литва и Пруссия поддерживали кандидатуру Максимилиана, но когда польские послы приехали к императору, тот стал выдвигать новые условия, не удовлетворившие поляков. В результате, 1 февраля 1576 года в Кракове шляхта подтвердила избрание трансильванского князя, а уже через неделю новый король принес присягу делегации Короны Польской, в которой пообещал уважать законы Речи Посполитой («Pacta conventa»). 1 мая 1576 года Стефан Баторий женился на Анне и отрекся от престола Трансильвании в пользу своего младшего брата Жигмонда. В июне после переговоров, в рамках которых были осуществлены некоторые политические и имущественные уступки, воцарение нового короля завершилось его признанием Великим князем литовским, русским и жемойтским

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010