Во второй половине XVI в. Русское государство вело напряженную войну с Литвой, Польшей, Ливонским орденом, Швецией за выход к Балтийскому морю. В начале Ливонской войны (1558–1583 гг.) русские войска завоевали многие литовские и ливонские города, перелом в ходе войны наступил после того, как объединенное польско-литовское государство возглавил Стефан Баторий. В походах 1579–1581 гг. он отвоевал ливонские земли, занятые ранее войсками Ивана Грозного, и взял многие русские города. Неизвестно, каким был бы исход Ливонской войны, если бы на пути Стефана Батория не встал Псков. В августе 1581 г. польско-литовская армия осадила город, надеясь на скорую победу. В течение пяти месяцев воины Батория безуспешно пытались взять Псков. Мужество и стойкость псковичей, остановивших под стенами своего города противника, разрушили планы Батория и позволили России достойно, без ощутимых потерь выйти из войны. О героической обороне Пскова, во многом определившей исход Ливонской войны, и рассказывает «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». «Повесть» была написана по горячим следам событий, в 80-е гг. XVI в., жителем города Пскова иконописцем Василием. Непосредственность впечатлений, точность и полнота знаний обо всем, что происходило в Пскове, свидетельствуют, что Василий был очевидцем и участником обороны (хотя и не пишет об этом прямо), возможно, был близок к И. П. Шуйскому, главному герою обороны, и имел доступ к документам из его канцелярии. Почти все подробности и детали в рассказе Василия об осаде и обороне города находят подтверждение в других источниках этого времени, русских и польских. «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» интересна и ценна не только точностью описания исторических событий. Это художественное произведение, и по своим идеям и эстетическим достоинствам «Повесть» относится к числу лучших памятников древнерусской литературы на воинскую тему. Высокие чувства переполняли автора: горячая, непритворная любовь к родине, родному городу Пскову, прекрасному, величественному, удивление и преклонение перед героизмом псковичей, бояр и воевод, их умом и мастерством. Искренность и глубина патриотизма роднит «Повесть» прежде всего с такими воинскими и историческими произведениями, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о Темир-Аксаке», «Казанская история» и другие, эти памятники связаны друг с другом и литературными традициями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ход Ливонской войны и ее результаты Иван IV объявил ливонским правителям войну в ноябре 1557 г., но через два года под влиянием политических деятелей, группировавшихся вокруг А. Ф. Адашева, склонного не расширять рамки военного конфликта, было заключено перемирие. Ливонцы воспользовались этим и в 1559 г. вступили в соглашение с польским королем Сигизмундом II Августом, отдав земли Ордена и владения Рижского архиепископа под его протекторат. В 1560 г. русские войска овладели Мариенбургом (Алуксне) и Феллином. Их успехам способствовали вспыхнувшие в стране крестьянские восстания. Орден распался, по договору от 28 ноября 1561 г. северные области, Эстония, оказались под протекторатом Швеции, Эзель достался Дании, Лифляндию уступили Польше. За магистром Ордена Кеттлером осталась только Курляндия (до марта 1562 г.). России пришлось вести войну одновременно с Польским королевством, Великим княжеством Литовским и Швецией. На первом этапе (до 1579 г.) русские войска еще добивались успеха, несмотря на то что в 1569 г. Польское королевство и Великое княжество Литовское образовали одно государство — Речь Посполитую. Однако неблагоприятная международная обстановка, раздача земель в Прибалтике русским дворянам, оттолкнувшая от России местное крестьянство, и серьезные трудности в самой России повлияли на дальнейший ход Ливонской войны. В 1581 г. польский король Стефан Баторий осадил Псков, а шведы заняли Нарву и Корелу. Но героическая оборона Пскова русскими войсками и всем населением города заставила Батория пойти на мирные переговоры. В 1582 г. в Яме Запольском заключили перемирие на десять лет. Полоцк и Ливония отошли к Речи Посполитой, а России возвращались земли, ранее захваченные польским королем. В 1583 г. было подписано Плюсское перемирие со шведами, по которому в их владение перешли Нарва и захваченные русские города Ям, Копорье и Ивангород. Ливонская война закончилась поражением России, страна была разорена и не получила выхода к Балтийскому морю. Однако для эстонского народа итоги этой войны имели большое значение, поскольку был окончательно сокрушен Ливонский орден, уничтожены феодальные полугосударства и католическая аристократия.

http://sedmitza.ru/lib/text/430145/

Крустпилс. Церковь Николая Чудотворца. Krustpils Svt Nikolaja Brnumdartja pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1908 и 1910. Адрес: Латвия, Екабпилсский край, Крустпилсская волость, Крустпилс, ул. Зилану 57 Zilnu iela 57, Krustpils, Krustpils pagasts, Jkabpils novads, Latvija Координаты: 56.504067, 25.888802 Проезд:Поездом Рига - Крустпилс или автобусом Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Крустпилс упоминается в письменных источниках с 1237 года, когда Рижский епископ построил здесь замок. Польский король Стефан Баторий подарил это владение Н.Корфу, род которого владел замком до 1920 года. После раздела Польши Крустпилс в 1772 году перешел под власть России. Во время русско-турецкой войны в Крустпилсе содержались пленные турки, многие из которых остались здесь на постоянное жительство. Православное население появилось в Крустпилсе в начале 20 века. Развитию городка способствовало строительство железных дорог. Статус города был получен в 1920 году, административное присоединение к Екабпилсу произошло в 1962 году. Никольский храм стоит на перекрестке транспортных магистралей : между железной дорогой и шоссе Рига – Даугавпилс. Такое расположение церкви было обусловлено возникновением в 1905 году железнодорожного поселка, населенного служащими новой Виндаво-Рыбинской железной дороги. Служащие с семьями приехали сюда из центральной России. Росту поселка способствовало также переселение в эти края крестьян Витебской губернии, покупавших здесь землю в 1900-х годах. К 1908 году в поселке проживало 950 православных жителей. Храм был построен на средства, выделенные из казны. Строительство осуществлялось по благословению архиепископа Агафангела (Преображенского). Во время Первой мировой войны церковь сильно пострадала от артилерийских обстрелов. Силами прихожан она была восстановлена и украшена новым иконостасом. Во Вторую мировую войну храм тоже был поврежден, но богослужения в нем не прерывались. К концу 20 века церковь обветшала. В 1993 – 1999 году стараниями о. Григория Шинкарюка был произведен капитальный ремонт храма, установлен новый иконостас, выстроена новая ограда.

http://sobory.ru/article/?object=09433

Полоцк. Собор Николая Чудотворца. Костел св. Стефана (до 1831 г.) /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свято-Николаевский собор в Полоцке — православный храм (до 1820 — костел святого Стефана иезуитского коллегиума, с 1820 по 1830 — принадлежал пиарам). Первый храм на месте собора построен в середине XVII века. В 1964 году собор был уничтожен. В Полоцке существуют легенды, согласно которым под собором иезуитами был проложен подземный ход. С 1563 года Полоцк находился во власти Ивана Грозного. После упорной осады король польский Стефан Баторий в 1579 году взял Полоцк. Чтобы закрепить своё влияние среди преимущественно православных жителей Полоцка, он пригласил в город иезуитов и передал им большинство православных церквей и монастырей с их имуществом. В конце XVII века иезуиты приступили к постройке постоянного каменного храма. В своем окончательном виде костел святого Стефана был освящен 16 августа 1745 года. В 1820 году иезуиты были удалены из Российской империи. Храм был передан пиарам (католический монашеский орден), а после 1830 года — православной церкви. Костел Святого Стефана — купольная двухбашенная базилика. Храм был спроектирован по оси симметрии центральной площади, замыкая перспективу главной Витебской улицы (правая сторона современного проспекта Ф. Скорины). Имея традиционный базиликальный план, он венчался куполом на высоком барабане. Внешнее архитектурное оформление храма было сдержанным. Однако размеры сооружения (24 x 47 м в плане) и строгие пропорции придавали храму выразительность, устремленность ввысь. Степень декоративной насыщенности увеличивается в направлении к верху вместе с уменьшением размеров архитектурных элементов. Благодаря этому, храм не перенасыщен украшениями, ему присущи стройность и вертикализм, характерные для белорусского (виленского) барокко. Проект переделки иезуитского костёла датирован 1831 годом. Он предусматривал сохранение примыкавшего к храму монастырского корпуса, устройство одного престола и уничтожение кафедры в интерьере. Контроль за реализацией проекта перешел к местному православному архиерею Смарагду (Крыжановскому), опиравшемуся на поддержку генерал-губернатора Н. Н. Хованского.

http://sobory.ru/article/?object=38221

Феодосий, епископ Владимиро-Волынский и Берестейский (Лозовский) Год рождения неизвестен. Фамилию Лозовских приобрёл с дворянством позже. Был женат, имел дочь. 1 декабря 1552 года королевской грамотой, данной в Вильно, назначен епископом Холмским. Холмские акты говорят о многих судебных процессах, которые велись при епископе Феодосии по земельным делам, по поводу захватов церковных имений, церквей, о грабежах, побоях и т. п. В 1565 году королевской грамотой переведён на Владимиро-Волынскую и Берестейскую епископию. Эту кафедру ему пришлось занимать при содействии вооружённых сил, после настоящего сражения со сторонниками другого претендента на ту же епархию, Иоанна Борзобогатого-Красенского, сына умершего Владимирского епископа Иосифа В 1578 году дал согласие на развод князя Андрея Курбского с женой. 23 декабря 1579 года, по просьбе епископа Феодосия, Польский король Стефан Баторий дал разрешение передать Владимирскую епископию архимандриту Киево-Печерской лавры Мелетию (Хребтовичу; † 1593). 15 января 1580 года епископия была сдана, и с 19 мая того же года Феодосий назывался уже «бывший владыка Владимирский». 25 июля 1588 года выделил из церковного имения местечко Озерцы и одиннадцать сел, доходы с них назначил на благоустройство соборной Владимирской церкви, на учреждение богадельни, школы для обучения детей, на содержание двух проповедников. Есть сведения, что епископ Феодосий делал наезды с толпой вооружённых людей на имения своих соседей и разбойнически нападал на большой дороге, причём иногда наносил раны своей рукою. Под старость Феодосий совершенно предался во власть своего зятя Михаила Дубницкого, владимирского войта, который разорял церковные имения, расточал церковную казну, а когда соборное духовенство решило начать судебный процесс об этих действиях, епископ Феодосий некоторых священников избил своим посохом. Такие факты дали основание называть его «замечательно буйным и порочным пастырем» (Д. Иловайский), который «служил позором для православного духовенства и соблазном для своей паствы» ( Теодорович Н. ). Эта характеристика, основанная на Луцких и Владимирских актах, не кажется верной В. Площанскому, основывающемуся на Холмских актах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся Завеличье. Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, 1327). Содержание История [ править править код ] Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского. Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера. Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре). В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

http://azbyka.ru/palomnik/Мирожский_Спас...

Полоцк. Богоявленский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XVI веке на берегу Западной Двины был основан мужской Богоявленский монастырь, но уже в начале XVII века пожар уничтожил деревянные строения обители. В 1633 году князья Огинские выделили средства на строительство монастыря и возведение большой деревянной церкви, которую освятили в честь Богоявления Господня. Также была построена «школа для науки детям христианским», в которой с 1655 по 1664 год учился, а впоследствии преподавал известный литератор, просветитель и общественный деятель Симеон Полоцкий. В период насаждения унии на белорусских землях Богоявленский монастырь оставался единственным оплотом православия на Полотчине. В 1757 году пожар уничтожил все монастырские постройки. В 1761 году монастырская братия заложила новую каменную церковь. Собор был освящен 5 августа 1777 года. Одновременно велись работы по восстановлению других монастырских зданий. Впоследствии собор неоднократно перестраивался. В годы советской власти в здании храма был спортзал. В 1991 году собор был передан Православной Церкви, в настоящее время при соборе Богоявления создан мужским скитом. В здании бывшего братского корпуса сейчас находится Полоцкий музей белорусского книгопечатания и Музей-библиотека Симеона Полоцкого. Источник: сайт Полоцкой епархии Собор Богоявления Господня был возведён в конце XVI века как деревянный храм одноимённого православного монастыря. Но если ещё в 1582 году король Стефан Баторий своим указом выделил для постройки церкви и монастыря площадь в центре Полоцка, освободив их от уплаты городских налогов, то после 1596 года, когда была заключена Брестская церковная уния, монастырь, с основанной при нём братской школой, становится оплотом православного населения против насаждения униатства. До 1633 года, когда право на существование православной церкви было официально подтверждено королём Владиславом IV, Богоявленский храм действовал практически нелегально. Но несмотря на этот декрет, противостояние между униатами и православными в Полоцке обострялось. После 1668 года все православные монастыри, кроме Богоявленского, перешли в руки униатов. А в 1682-83 гг. разразился вооружённый конфликт, когда православные монахи, возводившие часовню на месте сгоревшей от пожара Богоявленской церкви, столкнулись с открытым противодействием униатов.

http://sobory.ru/article/?object=00564

Церковь Николы Чудотворца в Любятово (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Николы Чудотворца в Любятово относится к типу храмов четырехстолпных одноапсидных ранней поры псковской школы зодчества; летописных свидетельств о постройке храма не сохранилось. Престольные праздники: свт. Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей святого), 11 августа (рождество святого) и 19 декабря. Содержание История [ править править код ] Летописных свидетельств о постройке монастырского храма св. Николая Чудотворца не сохранилось. Известно, что Любятовский Николаевский монастырь существовал уже в XVI веке. Во время основания монастырь находился вне города и посада, в селе Любятове. Исследователь псковской архитектуры В.В. Седов отмечает, что храм, скорее всего, был построен в период между 1540 и 1560 годами. Первоначально он был пятиглавым. Ю.П.Спегальский в работе «Псков» (Москва-Ленинград, 1963 год) опубликовал графическую реконструкцию памятника. Интерес представляет то, что престол Никольского храма был основан на святом источнике, который сохранялся в подцерковье до 1872 года (тогда он был засыпан, как дающий сырость и портящий вещи в алтаре). В феврале 1570 года, на первой неделе Великого Поста, царь Иван Грозный прибыл ко Пскову из разгромленного Новгорода, чтобы покарать вольный город. Псковский летописец повествует: «Лета 7077 (1569/70)… И егда же прииде князь великии на Поле близ града, и ста во обители святого Николы на Любятове, в нощи к недели, и начаша утреннюю звонити по всему граду, и тогда слышав князь великии звон, умилился душею и прииде в чювство, и повеле всем воем меча притупити о камень, и ни единому бы дерзнути еже во граде убииство сотворити» (Псковские летописи, том 1, Москва-Ленинград, 1941, стр. 116). В память о своем пребывании в Любятовском монастыре Иван Грозный оставил здесь икону Спасителя. В 1581 году Стефан Баторий, готовясь к осаде Пскова, пошел в обход города на Любятово. По преданию, монахи вынесли икону Владимирской Божией Матери на северную сторону монастыря, к берегу реки Псковы. Поляки прострелили святую икону в двух местах, заняли и осквернили монастырь. В 1609 году в Любятове стояли отряды новгородцев, пришедшие усмирять мятежных псковичей. По словам летописца, монастырь сильно пострадал от этих отрядов.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Николы...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный Белорусскому Экзархату РПЦ), в г. Гродно (Белоруссия). Учрежден в 1843 г. в корпусах бывш. базилианского мон-ря, основанного в 1635 г. при Пречистенской ц., построенной на Подоле, согласно исследованиям археолога И. М. Чернявского, в кон. XII в. (см.: Пречистенская ц. XII в. в Гродно//Древнерус. гос-во и славяне: Мат-лы симп., посвящ. 1500-летию Киева. Минск, 1983). Гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2006 г. Гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2006 г. Вероятно, именно Пречистенский храм упоминается в королевской грамоте (29 апр. 1506) кн. Михаилу Глинскому, к-рый, будучи душеприказчиком киевского воеводы Димитрия Путяты, пожертвовал по воле покойного воеводы на нужды храма 10 коп литов. грошей (АЗР. Т. 1. С. 369-371). В XVI в. вместе с др. гродненскими храмами Пречистенская ц. получила 190 дес. 900 кв. сажен земли в Ольшанском урочище. Пречистенская ц. упоминается в реестре уволочного измерения Гродно, составленном в 1558 г. королевскими ревизорами Лаврином Войной и Себастианом Дыбовским (Писцовая книга Гродненской экономии/Изд. Виленской комис. для разбора древних актов. Вильна, 1882. Ч. 2. С. 87-88). С 1565 г. при храме существовал госпиталь и богадельня, на содержание к-рой кор. Сигизмунд II Август (1565) и кор. Стефан Баторий (1581) учредили постоянный доход из королевских имений. Первоначально Пречистенский храм, как и др. приходы Гродно, подчинялся Туровским епископам, с рубежа XIV и XV вв.- непосредственно Киевским митрополитам. После принятия большинством западнорус. архиереев во главе с Киевским митрополитом Брестской унии 1596 г. Пречистенская ц. в 1609 г. перешла униатам. В 1633 г. польск. кор. Владислав IV Ваза передал униат. Смоленскому архиеп. Льву Кревзе «гродненскую протопопию при церкви соборной Рождества Пресвятой Богородицы с домом и подданными, до церкви соборной належачими» (АВАК. Т. 1. С. 57-59).

http://pravenc.ru/text/168165.html

Феофан, архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский (Р(ы)пинский Богдан) Происходил из семьи землевладельцев шляхетского звания Ошмянской волости. Был протоиереем в Марковом храме города Витебска. В 1576 году митрополитом Киевским и Галицким Ионою (Протасовичем; † 1577) хиротонисан во епископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского с возведением в сан архиепископа. 15 декабря 1576 года получил подтвердительную грамоту Польского короля и великого князя Литовского Стефана Батория на это архиепископство. 19 февраля 1578 года Польский король Стефан Баторий передал в управление преосвященному Феофану Спасскую церковь и при ней монастырь в городе Могилеве, 24 июня 1578 года великий князь Стефан Баторий предоставил архиепископу Феофану в пожизненное управление монастыри со всеми имениями в городе Мстиславле: Никольский Нагорный и Пустынский Пречистенский. Город Полоцк был взят армией Стефана Батория 31 августа 1579 года. Архиепископ Полоцкий Киприан, поставленный Московской митрополией, был пленён, и лишь после этого преосвященный Феофан смог реально вступить во владение землями Полоцкой кафедры. 21 мая 1580 года архиепископ Феофан получил от великого князя Стефана Батория грамоту на Полоцкое владычество. В 1581 году, после кончины Мстиславского хорунжия Богдана Селицкого, владевшего по грамоте Польского короля Сигизмунда Августа Онуфриевским монастырём, преосвященный Феофан получил в пожизненное управление и этот монастырь, четвёртый, самый богатый из Мстиславских монастырей, со всеми людьми и землями, со всеми данями, доходами и пожитками. Скончался преосвященный Феофан в августе 1588 года. Архиепископа Феофана называли «человеком добродетельным, во всех Делах духовных благоразумным и в письме святом добре наученным». Литература: Сапунов А.П. Витебская старина. – Витебск, 1883–1888, т. 4, ч. 1. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 9. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1409. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 382. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 31. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссией; в 5 т. СПб., 1846–1853, т. 3, 4. Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов: 33 т. Вильно, 1865–1914, т. 11. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 449. Макарий (Булгаков) , митрополит, История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 219, 220, 244, 245, 253. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010