Европейцы методично превращали в колонии страны Африки и Азии, Северной и Южной Америки. Но лишь Московское Царство, Российская Империя, а затем по Божиему Промыслу даже Советский Союз несокрушимой стеной стояли на пути всех претендентов на мировое господство. И сегодня Россия вновь противостоит «мировому гегемону», который уничтожает суверенные страны, ради торжества «демократии и прав человека». Именно Россия в XXI веке выступила против однополярного мира, ломая планы глобализации, задуманной «мировым интернационалом ростовщиков». Для любого историка ясно, что основы могущества Российской державы были заложены в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Это настолько очевидно, что даже самые явные недоброжелатели Грозного Царя не пытаются оспаривать истину. Неудивительно, что наши «заклятые друзья» стараются не только оклеветать, но и любыми средствами закрепить в сознании людей ложь о первом Помазаннике Божием на Русском престоле - Государе Иоанне Васильевиче Грозном. Первая информационная война против России была развязана в XVI веке во время Ливонской войны. Именно тогда европейцев впервые стали запугивать «дикими ордами московитов» и их свирепым царем Иоанном Ужасным. «Дикие московиты», нависшие над цивилизованной Европой просто необходимы нашим недругам для подготовки очередного нашествия на Россию. От них нас шли «освобождать» и польский король Стефан Баторий, и король шведский Карл XII, и Наполеон, и Гитлер. Всех их наголову разбили на русской земле. Настойчивые попытки очернить Государя Иоанна Васильевича и утвердить ложь под видом «научной истины», а именно писания Радзинского, кощунственный балет в Самаре, на премьеру которого собрался весь цвет «либеральной мысли» во главе с послом США, телесериал Эшпая и, наконец, необычайная клевета и грязь, вылитая не только на Грозного царя, но на русский народ и Русскую историю в омерзительном фильме Лунгина «Tzar», - все это должно было закрепить в сознании людей образ полубезумного кровавого тирана Иоанна. Когда мне стало известно, что Лунгин приступает к съемкам фильма о Государе Иоанне Васильевиче Грозном, мы довольно горячо поспорили с моим другом, который сообщил мне об этом. Я пытался убедить своего товарища, очарованного лентой «Остров», в том, что снимет Лунгин грязный и кощунственный пасквиль на Грозного Царя, в котором будет беспощадно и бессовестно оклеветана Русская история, первый Помазанник Божий на русском престоле и вся Россия. Для меня это было очевидно, можно было спорить лишь о том, насколько далеко посмеет Лунгин зайти в своем желании выставить Государя «кровавым маньяком», а русских - «несчастными рабами и холопами».

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/21/...

Его преемники, Генрих Французский и Стефан Баторий, относятся к религиозной борьбе не более активно, чем Сигизмунд Август и только тогда, когда на польский престол вступил шведский принц Сигизмунд Ваза (1586-1632), хорошо известный под именем Сигизмунда III, как организатор католическо-польской интервенции на Руси в годы Смутного времени, Польско-Литовское правительство начинает поддерживать контрреформацию. Успехи католической реакции были не менее быстрыми и эффектными, чем недавние действия протестантов. В лице блестящего проповедника и организатора Петра Скарги, католичество Польши и Литвы нашло умного и упорного вождя. В это же время иезуиты, появившиеся с 1569 года в Литве, дали кадры борцов против протестантов и православных... Иезуитские школы и академии, публичные диспуты и религиозные торжества очень быстро не только вернули дворянство и аристократию в лоно римской церкви, но и значительно укрепили ее авторитет в народе. Там, где не действовала проповедь и убеждения, применялось давление и насилие. Результат, во всяком случае, казалось оправдывал средства, и к концу XVII в. протестантизм был почти разгромлен, а православие сильно ослаблено. Если в 1570 году, в так называемой Малой Польше, в южных районах ее, от Кракова до Киева, протестанты располагали двумя тысячами церквей, то к началу XVIII века их оставалось всего лишь Особенно быстро поддались влиянию иезуитских школ дворянство и аристократия. Можно сказать, что в конце XVI и начале XVII века они так же быстро поддались влиянию католических проповедников и отлично организованных иезуитских школ, как всего лишь 50 лет назад они увлекались кальвинизмом, а затем арианством. Польские, русские и литовские дворяне и аристократы подверглись в одинаковой степени этому новому религиозному и интеллектуальному влиянию, но для русских «панов» и дворян эта последовательная протестантизация, а затем и романизация привели к отрыву от православия и его духовной традиции, что было равносильно потере национального лица и отрыву от православных народных масс.

http://sedmitza.ru/lib/text/439469/

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма. Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. Не имея крепостных стен, монастырь часто становился легкой добычей врагов, шедших на Псков. При каждом вражеском набеге он становился первой жертвой, ибо неприятель, прежде всего, бросался на беззащитные посады и окраины. В 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л.А. Творогов связывал " Послание Есифа к детям " и считал его заказчиком псковского списка " Слова о полку Игореве " . В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями. В период Ливонской войны ожидая прихода Стефана Батория летом 1581 года, псковские воеводы распорядились выжечь все посады, в том числе на Завеличье, из расположенных в них церквей вывести в город все имущество. Заняв Завеличье, Стефан Баторий поставил у Мирожского монастыря сильную батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря. Кроме того, Мирожская обитель не раз служила временной квартирой московской рати, приходившей на помощь Пскову в 1463 и 1471, а также новгородской в 1474 году.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Известно, что еще в 1567 году польский король Стефан Баторий жаловал грамоту «Маркову протопопу» Феофану. Тогда же, вероятно, монастырь был упразднен, а его церковь стала приходской. В 1569 году была заключена Люблинская уния между Польшей и Великим княжеством Литовским – образовалась Речь Посполитая. Это во многом дало толчок католической экспансии в эти земли. Апеллируя к решениям Ферраро-Флорентийского собора 1439 года, на котором было объявлено об унии Восточной и Западной Церквей, папа Римский и польское католическое духовенство стали насаждать ее в Речи Посполитой. А в 1587 году на трон взошел Сигизмунд III (он правил 45 лет – до 1632 года); воспитанный иезуитами, он отличался большой религиозностью и вел очень активную политику пропаганды и укрепления католицизма. А в 1596 году на Брестском соборе, несмотря на активное противодействие при его подготовке лидера белорусских православных гетмана К. Острожского и православной шляхты, была объявлена церковная уния, и большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе. 6 октября 1596 года открыли собор и православные архиереи – под председательством экзарха Константинопольского патриарха Никифора и при деятельном участии К. Острожского. Большинство низшего духовенства и верующих остались верными Православию, но Сигизмунд III, опираясь на решение Брестского собора, объявил православною церковью только тех, кто принял унию, а отвергших унию просто игнорировал. Сохранившие верность Православию подвергались гонениям. В Витебске, как и во многих других белорусских городах, были закрыты или переданы униатам все православные храмы, школы и братства. Православных священников нередко избивали. Горожане вынуждены были проводить православные богослужения во временных шалашах за городом. Запретили служение и на территории бывшего Маркова монастыря. Особенно «отличился» униатский Полоцкий епископ Иосафат Кунцевич. Вот что о нем писали в жалобе от имени православной шляхты Белой Руси и Украины Варшавскому сейму: «…епископ Полоцкий пять лет держит церкви опечатанными. В Полоцке и Витебске вследствие этого запрещения нет ни церкви, ни дома, в котором было бы разрешено в городе богослужение. Поэтому мещане города вынуждены по воскресеньям и в другие торжественные праздники слушать богослужения в поле за городом, и то без священника, так как ему запрещено пребывать в городе и поблизости…» . Дальше в этой же жалобе говорилось о том, что в Полоцке Кунцевич, узнав, что, несмотря на его запрет, на кладбище похоронили людей по православному обычаю, в гневе велел выкопать трупы, которые затем рвали на части собаки.

http://pravoslavie.ru/55995.html

Илья Казанцев с отличием закончил исторический факультет Псковского государственного университета. Отслужив срочную службу на Балтийском флоте, пришел работать в школу и преподает здесь уже 7 лет. По его словам, в сегодняшнем глобальном и быстро меняющемся мире особенно важно сохранять живую связь с культурой и историей родной страны. " Законы истории нам говорят о том, что выживают сильные культуры, выживают те культуры, которые любят свое прошлое, которые ценят его и которые готовы вкладывать в том числе и материальные ресурсы для того, чтобы его хранить и преумножать. Конечно же, высшая ценность для нас всех независимо от политических воззрений – любовь к своей земле. И если мы в результате своих верных или неверных поступков потеряем свою землю, свое государство, то дальше спор о том, что мы в политическом смысле, утратит свою логику " , – считает учитель истории. Начиная с XIII века, жители Пскова отразили десятки нападений со стороны своих западных соседей. Во время Ливонской войны в XVI веке польский король Стефан Баторий привел сюда целую армию профессиональных наемников со всей Европы. В его 50-тысячном войске служили поляки, литовцы, венгры, немцы, шотландцы французы, итальянцы и бельгийцы. Но даже сделав проломы в стенах, они не смогли взять город – таким упорным и мужественным было сопротивление его защитников. Храм Святителя Николая в Любятово. Окраина Пскова. По словам отца Владимира, эти стены помнят побывавшего здесь царя Ивана Грозного и его главного противника в Ливонской войне Стефана Батория. Отец Владимир служит в этом храме уже почти полвека. Сейчас ему – 81 год. После революции во время гонений на Церковь двое священников храма в Любятово были расстреляны. " В подвале мы нашли останки двух священников. Как было установлено, это были протоиерей Федор Загорский, расстрелянный в 1928 году, и иеромонах Павел, который был расстрелян в 1937-м. Они были похоронены в этом месте после того, как они были отпеты, помазаны святым миром, большом стечении народа " , – рассказал отец Владимир.

http://pravoslavie.ru/137547.html

Монастырь занимал удобное местоположение - на въезде в Псков, на высокой горе, откуда открываются замечательные виды на псковские окрестности. Впрочем, привлекательность обители обеспечивалась преимуществами не только эстетического, но и стратегического характера, особенно после возведения в монастыре в XVI веке необыкновенно высокой Вознесенской церкви-колокольни, вполне годящейся на роль удобного наблюдательного пункта. Известным именитым гостем, посетившем Снетогорскую обитель была Софья Палеолог. Сосватанная за великого князя Московского Ивана III, она добиралась из Рима в Москву через Псков, где первым делом, в октябре 1473 года, остановилась в Снетогорском монастыре - присутствовала на молебне в Богородице-Рождественском соборе, где " пеше за неё игумен и с всеми старци " , а потом, надев царские одежды, отправилась в город. Престольный праздник соборного храма - Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) - торжественно отмечался всем Псковом. В этот день городское духовенство с иконами крестным ходом шествовало в обитель на Снятной горе. Любопытно - праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Пскове до сих пор иногда называют Снетогором. Нередки в то время случались пожары. Так, в 1493 году, по летописному свидетельству, " погоре Снетная гора весь монастырь и церковь храм Святыя Богородица " . Огонь сильно навредил собору, однако его фресковый ансамбль уцелел; сам же соборный храм удалось быстро привести в порядок. Пострадал монастырь и в 1581 году, когда польский король Стефан Баторий с многочисленным интернациональным войском осадил Псков. В Снетогорской обители тогда особенно пострадал Богородице-Рождественский собор: в нём поляки держали лошадей, жгли для обогрева костры, царапали свои автографы прямо на фресках. После отступления войска Батория стены собора оказались столь испорчены, что их пришлось заново оштукатурить и побелить. В древности вид Богородице-Рождественского собора весьма отличался от нынешнего. На протяжении веков совершались разного рода перестройки, вызванные многими причинами: тут и постепенное " одряхление " здания, и пожары, после которых храм приходилось серьёзно ремонтировать, и необходимость его расширения, возраставшая вместе с увеличением числа насельников. Уже в XV столетии к западной стене пристроили притвор; в следующем веке на его месте выросла обширная пристройка. Дальше - больше. Западная каменная масса позднейшего происхождения неуклонно расширялась - позже к пристройке добавили притвор с изящным крыльцом, украшенным изразцами, а в XVIII веке пристройку обстроили с юга и севера, в южной части освятив Иоанно-Предтеченский придел, в северной же устроив ризницу. Ещё в XVI веке закомары, по которым шло первоначальное покрытие, закрыли треугольными " щипцами " , спустя век появилась четырёхскатная крыша, визуально существенно " сократившая " барабан - его пришлось надстраивать.

http://sobory.ru/article/?object=05427

на нарушение старой практики, но митрополит не отзывался на жалобы. Тогда жители Вильно обратились к королю, и он 7 июля 1582 г. приказал О. допускать виленских бурмистров и радцев к ежегодной проверке имущества Свято-Троицкого мон-ря. В 1584 г. члены Виленской рады ходатайствовали перед королем о передаче им Троицкого мон-ря, потому что он «для нечастого быванья до Вильны и отлеглости митрополитовы до великого знищенья пришол... порядку никоторого нет». 27 мая 1584 г. кор. Стефан Баторий предоставил право владения мон-рем после кончины О. правосл. членам Виленской городской рады, что позволило создать при мон-ре правосл. братство (см. Виленское православное Свято-Духовское братство ). Грамотой от 12 июня 1587 г. О. благословил при монастырской ц. Св. Троицы «братство церковное иметь», разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу. 9 марта того же года О. благословил виленских мещан построить каменную колокольню в обители. Грамотой от 5 июня 1588 г. К-польский патриарх Иеремия II предоставил братству патриаршую ставропигию. В 1589 г., оставляя митрополичью кафедру, О. напомнил властям о своем владении Троицким мон-рем, но в следующем году отказался от этого права. Время управления О. Киевской митрополией характеризуется усилением гонений на правосл. Церковь со стороны католиков в Речи Посполитой. Внутренняя жизнь правосл. митрополии изобиловала трудностями и каноническими нарушениями на всех уровнях - в епархиальном управлении, приходской и монастырской жизни. Ситуация в епархиях не была подконтрольной митрополиту, он почти не посещал укр. епархии, напр., укр. часть Киевской епархии, к-рой митрополит управлял через наместника Богуша Гулькевича-Глебовича (в его обязанности, в частности, входило управление имениями Софийского собора). О. не имел тесных контактов с киевским воеводой кн. Константином Константиновичем Острожским, покровителем православных. Отношения с О. поддерживал виленский воевода, приверженец Контрреформации Николай Христофор Радзивилл Сиротка, имевший резиденцию неподалеку от Новогрудка - в Несвиже, где он организовал коллегию иезуитов.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Несомненно, что, истребляя знатность, он давал не менее чувствительные удары и простому народу, который погибал на правеж от опричников, вымирал от голода в Новгородской области, страшно опустошенной в нашествие Иоанна, и тысячами погибал в самом Новгороде. Стефан Баторий имел полное основание сказать Псковичам: «несчастные! чего вы ждете от своего тирана, что заставляет вас защищать власть, которая делает все, чтобы быть для вас ненавистной?-Испорченный нравственно Иоанн иногда не щадил лиц, отличившихся святой ревностью ко славе отечества, смеялся над самоотвержением и смерти за родину, казнил лиц, отбивавшихся от врагов до последней крайности и отдавшихся им только тогда, когда сделалось для человеческих сил невозможно стоять дальше. Таким образом, Московское государство переживало время, когда народ должен был, по видимому, лишиться веры в правительство, когда его любовь к престолу переносила испытания наиболее тяжелые. В частности, Псков, недавно утративший свои старинные права, всего лишь семьдесят лет тому назад, простившийся с вечевым колоколом и с ним лишенный всей своей гордости, в замен своего славного боевого прошлого занявший скромное место в ряду всех других русских городов, безусловно подчиненных Москве потерявший после 1510 года свое торговое могущество и благосостояние, отданный в жертву своекорыстию и кривосуду царских наместников, этот город, так мало по видимому выигравший и так много потерявший с безусловным подчинением Москве, мог ли одушевляться любовно к только что наложенному на него игу, мог ли стоять за это иго, как за святыню, до последней капли крови, если бы не было у него таких прочных, в глубину идущих связей с Москвой и русским царем, пред которыми были бессильны сулимые Стефаном льготы, бессильно все, что слабых душой могло, по-видимому, располагать к измене Московскому царю и к тайному доброхотству замыслам образованного, храброго польского короля? Эта глубокая, неразрывная связь с Москвой представляется нам в виде духовного единства, которое повсюду и всегда влекло к центру, представляемому всероссийским престолом, все, что есть на свете истинно русского. Это влечение к обще-русскому центру выразилось в безропотном слиянии с Москвой бывшего прежде самостоятельного Псковского вечевого государства, в добровольном подданстве Малороссии, в тяготении к России православного славянства на западе Европы, тяготении, которого нельзя объяснять с точки зрения космополитического принципа: ubi bene, ibi patría. Это духовное единство с центром России, это нравственное тяготение к Москве с ее православным царем сказалось и в ответе Псковских защитников на предложение короля сдаться. «Мы не жиды, отвечали они, не предаем ни Христа, ни царя, ни отечества; не слушаем лести, не боимся угроз. Иди на брань; победа зависит от Бога». Это значило: не нужно нам из твоих рук ни свободной торговли, ни благ самоуправления; мы хотим состоять под державой русского царя, чего бы нам это ни стоило. Изменить ему значило бы изменить и Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

План Царя Ивана Грозного вполне удался, Стефан Баторий был вынужден заключить мир на условиях, выгодных для России. Запад уходил со всех русских земель, освобождал Старую Руссу и прилегающие земли, захваченные до этого Стефаном Баторием, возвращал всех пленных. Россия также возвращала пленных и была вынуждена оставить на время свои территории в Ливонии, отдав города Юрьев и Нарву. Было заключено также и перемирие со шведами. Мудрое решение Царя позволило России в следующие два десятилетия успешно развиваться на Восток и Юг, богатеть и крепнуть, вести торговлю с Западной Европой через основанный Царем северный порт Архангельск. Антонио Поссевино, рассчитывавший в качестве дивидендов за свое посредничество получить свободу проповеди на Руси католичества и склонявший Царя к унии и экуменизму, получил жесткий отпор от самого Царя уже после заключения мира. Царь Иван Васильевич отказался не только признать духовную власть папы Римского, но и установить какие-либо отношения с Ватиканом, заявив, что Православная вера - самая лучшая вера в мире. Раздосадованный неудачей, Антонио Поссевино сочинил пасквиль на Россию, в котором неудачу своего основного предприятия объяснял якобы имевшими место грубостью и невежеством Царя, русских бояр и всего русского народа в целом. Произведение Поссевино содержит много небылиц и клеветнических обвинений, среди которых значится и рассказ о том, что якобы Царь Иван Василевич Грозный в ходе ссоры со своим сыном Царевичем Иваном нанес ему смертельную рану. Никакими историческими свидетельствами этот рассказ не подтверждается. Еще в 1903 году известный историк академик Николай Лихачёв выпустил специальную монографию, в которой четко проследил все известные первоисточники по обстоятельствам гибели Царевича Иоанна и пришел к однозначному выводу, что Царевич умер в результате болезни, которая началась с раны, полученной на охоте. Болезнь продолжалась около 2 недель и вначале казалась не опасной, и врачи из Москвы были вызваны далеко не сразу, а лишь ближе к безвременной кончине Царевича и, к сожалению, не смогли спасти Наследника Престола. Тайна болезни Царевича была раскрыта в 1963 году после вскрытия гробниц в Архангельском соборе Московского Кремля группой антрополога Герасимова. Тогда выяснилось, что останки Царевича Иоанна Иоанновича не содержат на волосах никаких следов крови, в то время как в случае удара по голове, о котором писали клеветник Поссевино и его духовный последователь Репин, эти следы несомненно остались бы. Крови не было, но зато в останках Царевича эксперты обнаружили в количестве, многократно превышавшем допустимое, ртуть и мышьяк, которые и послужили основной причиной болезни и смерти Царевича.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/25/ew...

После кончины святителя Макария митрополитами Московскими последовательно были Высокопреосвященный Афанасий (1564–1566) и святитель Филипп (1566–1568; †1569). Их сменил настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Кирилл (1566– 1568). В 1570 году митрополит Кирилл (1568–1572) 16 поставил Махрищского игумена на Суздальскую кафедру. Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году, 4 июня, в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: «И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти» 17 . Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Варлаама, несомненно хорошо знал его, будучи до своего первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Начало святительства епископа Варлаама приходится на последние годы опричнины (1565–1572), введенной царем Иоанном Грозным. Несколько ранее, в январе 1570 года, опричному разорению подвергся Великий Новгород и был сведен с престола Новгородский архиепископ Пимен 18 . 25 июля 1570 года в Москве «на Поганой луже» царь подверг казни дьяка И. Выродкова, И. Висковатого и других 19 . В те же годы продолжалась Ливонская война. 23 мая 1571 года, в праздник Вознесения Господня, Москва, подожженная крымским ханом Девлет-Гиреем, полыхала пожаром. 1575–1576 годами датируется правление Симеона Бекбулатовича в качестве Великого князя, когда Иоанн Грозный выделил себе удел. Иностранец-очевидец об этом говорит, что государь, «как бы слагая с себя власть, управление передал Симеону, сыну царя Казанского, возложив на него чрез митрополита также диадему» 20 . Это вызвало неудовольствие, были такие, которые царю «супротив сташа... И на тех возъярися, казнил Ноугородцкого архиепископа Леонида» 21 . В 1579 году Стефан Баторий взял Полоцк, покоренный ранее, в 1563 году, Иоанном Грозным, и в Русской Церкви одной епархией стало меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010