И. разорял владения и имущество волынских мон-рей: Жидичинского Николаевского, Луцкого Васильевского, Красносельского Преображенского близ Луцка, Дубищенского Введенского близ мест. Рожище. В кон. 70-х гг. XVI в. он фактически разграбил хозяйство Жидичинского монастыря, увез из обители документы на владения, драгоценную церковную утварь. После вмешательства кн. Константина Острожского кор. Стефан Баторий указом от 28 мая 1580 г. распорядился отобрать у И. Жидичинский мон-рь и передать его в управление греку - Мегленскому еп. Феофану. В июле 1580 г. И. был удален из мон-ря с помощью отряда вооруженных слуг кн. Острожского. Однако Луцкий епископ не хотел подчиниться этому решению, и кор. Стефан указом от 5 дек. 1580 г. назначил кн. Константина Константиновича попечителем обители, поручив ему охранять права еп. Феофана и защищать мон-рь от притязаний И. В 1581 г. еп. Феофану было передано подворье Жидичинского мон-ря в Луцком замке (Архимандритское дворище), к-рое удерживали слуги И. В нач. 80-х гг. XVI в. И. неск. раз захватывал Жидичинский мон-рь, грабил имущество еп. Феофана, но каждый раз его изгоняли из мон-ря. И. назначал настоятелями монастырей в Луцкой епархии не духовных, а светских лиц: нареченным игуменом Красносельского Преображенского мон-ря был земянин Богдан Шашка-Конюхский, нареченным архимандритом Дерманского во имя Святой Троицы монастыря близ Острога - шляхтич Мелетий Джуса. Из-за долгов И. постепенно лишался имений на Волыни. В счет уплаты личных долгов он отдавал не только родовые имения, но и церковные. В частности, в июне 1574 г. епископ передал кнг. Анне Чарторыйской в счет уплаты долга помимо родового имения Омеляник под Луцком 4 имения Луцкой кафедры (Одерады, Тертки, Седмярки и Подберезье) и одно имение Жидичинского монастыря (с. Боголюбы). Под давлением судебных решений И. вынужден был отказаться от такой практики. В авг. 1577 г., когда немецкий купец М. Вольбах обвинил И. в неуплате 12 тыс. старых талеров и 370 тыс. польских злотых, суд передал Вольбаху родовые имения И.- мест. Красное (близ г. Дубно) и с. Иванчицы, церковные владения не затрагивались.

http://pravenc.ru/text/578298.html

3 октября 1187 г. Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княгини —игуменьи и принесли их в Киев, где они были положены в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Так преподобная Евфросиния стала первой из русских жен, погребенных в великой обители. К половине XIII века литовцы завоевали Полоцк, и Полоцкое княжество перестало существовать как самостоятельное. К XIV веку Полоцкая земля окончательно входит в состав Литовско-русского государства. В это время Православие и русская культура в Белой Руси сохранялись. Более того, к XVI веку Полоцк был едва ли не крупнейшим городом государства — население его превышало 100 тысяч жителей. Согласно Люблинской унии 1569 года Литва и Польша объединились в единое государство — Речь Посполитую. Пробыв несколько лет (1563 — 1579 гг.) и (1654 — 1657 гг.) под властью Московских царей, Полоцк оставался владением Польши до 1772 года. Наступили трагические времена для Православия. В 1579 г. польский король Стефан Баторий призвал в Полоцк иезуитов и отдал им православные церкви и монастыри города. Полоцкая епархия — одна из древнейших на Руси — перестала существовать. В 1596 году в Бресте был созван собор, на котором провозгласили Унию католической и православной Церквей. Православные западной Руси не признали решения собора. Тогда началось насильственное обращение в унию с использованием всей мощи государства. Пошли в ход самые изуверские методы — аресты, истязания, мучения, убийства. Всякий, кто осмеливался поднять голос в защиту Православия, объявлялся врагом Отечества. Относительно «схизматиков», как называли православных, было дозволено все. В 1676 году правительство Польши решило окончательно истребить православную веру в Западной Руси. Уния была провозглашена единственной законной церковью, кроме католической, в пределах Речи Посполитой. Началось тотальное преследование Православия. На Унию в Польше смотрели лишь как на переходную ступень к католицизму.

http://pravicon.com/info-2284

Иначе пошли дела при Сигизмунде-Августе, который был совершенно равнодушен к вере или по крайней мере к различным ее исповеданиям, склонялся то к тому, то к другому из них, смотря по политическим и разным другим отношениям. Мы видели, что любимою женою его была вторая, Варвара, вдова Гастольд, урожденная Радзивилл. Представителем могущественной фамилия Радзивиллов в Литве был двоюродный брат королевы Варвары, Николай Черный Радзивилл, князь олицкий и несвижский, воевода виленский, великий маршал и канцлер литовский, и этот-то первый вельможа, имевший по родству с королевою и личным достоинствам могущественное влияние на Сигизмунда-Августа, был ревностный протестант, употреблявший все свои могущественные средства для распространения нового учения в Литве. Он ввел его в свои обширные вотчины и поместья, вызвал из Польши самых знаменитых протестантских проповедников, принимал под свое покровительство всех отступивших от католицизма; простой народ привлекал угощениями и подарками, шляхту – королевскими милостями, и таким образом почти все высшее сословие приняло протестантизм; не с меньшим успехом распространился он и в городах; только большинство сельского народонаселения оставалось при прежнем исповедании, особенно в русских православных областях. Радзивиллу нужно было сделать решительный шаг, показать торжественно, что и король на стороне протестантизма; для этого он уговорил Сигизмунда-Августа в Вильне поехать на богослужение в протестантскую церковь , построенную против католической церкви св. Иоанна. Но к чему один с сильною волею человек мог склонить Сигизмунда-Августа, от того другой решительный человек мог отвратить его; узнавши, что король поедет в протестантскую церковь , доминиканец Киприан, епископ литопенский, суффраган виленский, вышел к нему навстречу, схватил за узду лошадь и сказал: «Предки вашего величества ездили на молитву не этою дорогою, а тою». Сигизмунд-Август растерялся и принужден был последовать за Киприаном в католическую церковь. Первым тяжелым ударом, который потерпел протестантизм в Литве, была смерть Николая Черного Радзивилла, последовавшая в 1565 году; во главе рода Радзивиллов и во главе протестантизма стал двоюродный брат покойного, Николай Рыжий Радзивилл, но этот уже не имел такого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Летопись сообщает, что в 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л. А. Творогов связывал " Послание Есифа к детям " и считал его заказчиком псковского списка " Слова о полку Игореве " , которые были обнаружены в Мирожской обители. В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями. В 1404 году игуменом Мирожского монастыря Карпом на крутом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого Архидиакона Стефана. В 1463 и 1471 годах Мирожская обитель служила временной квартирой для московской рати, приходившей на помощь Пскову, а также новгородской в 1474 году. В период Ливонской войны до 1580 года в Пскове велась серьезная оборонительная подготовка к приходу войска Стефана Батория, и в этот период царь Иоанн IV неоднократно посещает Псков. Еще в конце мая 1558 года закончилось сосредоточение в Пскове 40-тысячной русской армии во главе с князем Петром Шуйским, и уже к 1580 году была проведена ревизия всех крепостных стен, их ремонт и укрепление. Военно-политическая обстановка для России в этот период очень непростая. Два фронта военных действий – на западе и юге – требовали огромного напряжения внутренних сил (военных и политических). Псков являлся западным форпостом и требовал особого укрепления. Накануне пришествия войска короля Стефана Батория было принято решение выжечь все псковские посады, в т. ч. левый берег реки Великой и вывести в город все имущество. Стефан Баторий, подойдя к Пскову в августе 1581 года, оказался на пепелище. У опустевшего Мирожского монастыря он поставил сильную батарею, а на монастырскую колокольню пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря. Миссия Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря. Прежде всего Мирожский монастырь выполнял духовную миссию. Главной святыней монастыря являлась чудотворная икона Божьей Матери «Мирожская». Эта икона явилась в монастыре в 1198 году, а через четыре столетия, 24 сентября (7 октября) 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия в Мирожском монастыре совершилось чудесное знамение от древней иконы Пресвятой Богородицы. В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, от этой иконы, как повествует древнее сказание, " таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня " .

http://pravoslavie.ru/149225.html

На обитель вскоре обратили внимание псковские граждане и начальство ввиду уважения к ее основателю - Савве. Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, посещавший преподобного Савву каждый воскресный день, устроил до обители через болото и мхи мост, который с тех пор назывался Ярославским. Потом, в 1487 г., по совету с посадниками, боярами и всем народом на вече и по согласию старшего духовенства, всех шести псковских соборов и всего священства, князь дал этой обители крепостную грамоту на землю с уставом монастырского строения. В ночь с 27 на 28 августа 1495 г. преподобный Савва скончался и был погребен около монастырской Иоанно-Богословской церкви, по правую сторону. Через 60 лет после кончины Саввы, в 1555 г., при игумене Феоктисте, когда вместо первоначальной деревянной церкви начали строить каменную, 23 апреля 1554 г. были обретены его мощи, которые в том же году Московским собором были признаны святыми по чудесам бывшим от них и по известию о богоугодном житии его. Память преподобного Саввы празднуется в день его преставления, 28 августа (ст. ст.). В 1581 г., когда Стефан Баторий осаждал Псков, один из его отрядов, грабивший в окрестностях города, решил поживиться за счет Крыпецкого монастыря. В лесу они поймали крестьянина, мучили его и расспрашивали о монастыре. Крестьянин сказал, что в монастыре никого нет; монахи из него ушли. Однако врагов там встретил русский отряд, от которого поляки в страхе разбежались. В XVII в. при царе Алексее Михайловиче в Крыпецком монастыре пребывал иноком Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин - крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя, здесь он скончался и был похоронен. Известно, что в начале XVIII в. Крыпецкий монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 г. он сильно горел " от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу " . С самого начала монастыря и до учреждения в 1764 г. первых духовных штатов здесь было игуменское настоятельство, в иные годы было строительское, по штатам 1764 г. оставлено строительское настоятельство. В 1805 г., когда Снетогорский третьеклассный архимандритский монастырь был обращен в загородный Архиерейский дом, штат его с архимандрией был переведен в Елеазаровский монастырь, а Елеазаровский игуменский штат был присвоен Крыпецкому монастырю и с того времени сделано настоятельство игуменское.

http://sobory.ru/article/?object=00281

светских лиц, приказал, чтобы светские чиновники не вмешивались в церковные доходы и суды, подтвердил компетенцию духовных судов на расторжение браков. В 1586 г. О. вместе с виленскими мещанами обратился к королю в связи с тем, что в Вильно и др. городах католики препятствовали православным совершать богослужения по старому календарю и принуждали к переходу на новый. 12 дек. 1586 г. Стефан Баторий дал О. грамоту о свободном использовании православными в Великом княжестве Литовском греч. (юлианского) календаря. В 1589 г. О. и все высшее правосл. духовенство писали кор. Сигизмунду III о том, что церковные имения приходят в запустение вслед. практики передачи их в управление светским лицам после смерти епископа, архимандрита или к.-л. др. духовного владельца. О. просил, чтобы в этих случах церковные имения поступали в управление епархиального клироса . Клирошане соборной церкви должны были принимать имения по описи, собирать с них доходы и передавать новоназначенному епископу или др. духовному лицу. 25 апр. 1589 г. кор. Сигизмунд своей грамотой удовлетворил эту просьбу. В грамоте говорилось о том, что король считает своим долгом сохранять неприкосновенными права рус. духовенства так же, как и римско-католического. О. участвовал в сделках и тяжбах, связанных с имениями митрополичьей кафедры в Киевском воеводстве. 30 мая 1580 г. через наместника Богуша Гулькевича-Глебовского митрополит выкупил поселки Филимоновщина и Багриново (21 сент. того же года О. пожаловал Багриново Гулькевичу-Глебовскому). 1 февр. 1582 г. митрополит разрешил конфликт между Гулькевичем-Глебовским и Ярошем Васильевичем о митрополичьем с. Михалки. 28 марта 1582 г. предъявил иск земянину И. Сущанскому-Проскуре за захват урочища в митрополичьем с. Колинцы (ныне Коленцы) на р. Тетерев. 18 июля 1583 г. О. предъявил иск С. Рожновскому за захват земель в с. Ховмы в долине Десны, принадлежавших киевскому Выдубицкому во имя архангела Михаила мужскому монастырю, в 1585 г. добивался сохранения права на сбор пошлин с продажи зерна.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Настойчивость Сигизмунда повергала папу и его правительство в великое смущение. Конечно, Павел V не отказывал в своем сочувствии смелым замыслам короля. Мысль о том, что католик завладеет московским престолом, естественно, улыбалась римскому первосвященнику. Папе хотелось лишь, чтобы Польша на свой собственный счет вела всю эту кампанию, не обращаясь за помощью к Ватикану, финансы которого были далеко не в цветущем состоянии. Павел V нередко жаловался, что при своем вступлении на престол он нашел папскую кассу почти совершенно пустой. Помимо того, по его словам, он был кругом в долгах. Главные его доходы поглощала так называемая «турецкая опасность». Приходилось держать Германию и Италию в боевой готовности против ислама. С другой стороны, нельзя было оставить без помощи и Авиньон, которому после убийства Генриха IV, угрожали гугеноты. Отовсюду обращались в Рим с просьбами о денежной помощи. Папа не знал, как выполнить старые свои обязательства. Можно ли было при таких условиях принимать на себя новые? Прежде всего в Риме попробовали дать понять Сигизмунду, что ему нечего ссылаться на прецеденты. «Стефан Баторий обещал воевать с турками, а не с русскими, — писал кардинал Боргезе нунцию 10 января 1609 года, — вот почему Сикст V оказал ему поддержку и даже прислал королю 25 000 червонцев». Конечно, в данном случае автору этих строк несколько изменяла память. Так или иначе, но Баторий далеко не упускал из виду и Москвы. Но, по правде говоря, Риму было в то время не до истории. Ему нужно было как-нибудь мотивировать свой отказ в субсидии и представить его в более или менее приличной форме. Павел V откровенно признавался, что у него больше искренней готовности помочь Сигизмунду, чем финансовых средств, необходимых для этой цели. За неимением лучшего, он не переставал ободрять короля добрыми пожеланиями и всяческим выражением сочувствия. В том же смысле давались инструкции и нунцию Симонетта; при этом кардинал Боргезе упрашивал его не сдаваться. Таким образом, Краков и Рим твердили каждый свое. Поляки просили денег, а папское правительство отвечало отказом.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

Чтобы поправить положение, было принято решение об организации нового большого похода в «Немецкую землю» во главе с самим царем. В начале июня 1579 года царь прибыл в Новгород, откуда для разведки по маршруту будущего похода, «за реку за Двину», было послано войско во главе с князем Василием Дмитриевичем Хилковым. В районе Пскова стали собираться войска, но до их выступления в Ливонию дело не дошло, так как в русские земли вступила армия Стефана Батория и на первый план выдвинулся вопрос о защите собственной территории. По окончании «бескоролевья» на повестку дня снова встал вопрос о том, какова будет теперь политика Речи Посполитой по отношению к Русскому государству. Новый король рвался к войне, надеясь победами укрепить свой пока еще недостаточно прочный авторитет, и правящая элита страны готова была его поддержать, надеясь, что теперь при выгодно складывающейся международной ситуации удастся в сжатые сроки положить конец многолетнему конфликту. Созванный в январе 1578 года сейм установил высокие налоги на ведение войны, подчеркнув в своих решениях, что войну следует вести на вражеской территории. Сбор средств начался фактически в первых месяцах 1579 года, и тогда же в соседние страны направились королевские посланцы вербовать наемников на пополнение армии. Дипломатические переговоры продолжались, но Баторий не придавал им никакого значения — с их помощью он рассчитывал лишь оттянуть начало военных действий до того времени, когда его армия будет к ним готова. Русские гонцы и послы, которые в эти годы постоянно появлялись в Речи Посполитой, лишь дезориентировали Ивана IV. Трудно сказать, чем это объясняется — то ли тем, что их намеренно вводили в заблуждение, то ли тем, что послы хотели сообщить царю приятные сведения. Правда, они предостерегали, что Баторий враждебно настроен по отношению к царю и хочет начать войну, но этому явно не следовало придавать значения: если дело дойдет до войны, заявляли послы, то в ней будут принимать участие лишь немногие «охочие люди» из Великого княжества Литовского, а польские паны участвовать не будут. Вообще, власть Батория в Речи Посполитой непрочна: «А во всей земле в Польше и в Литве у шляхты и у черных людей то слово, что Стефану королю на королевстве не быти, а докуды у них Стефан король на королевстве будет и до тех мест у них ни в чем добру не бывати... а болши говорят в всей земле всякие люди, чтоб у них быти на государьстве московского государя... сыну». Не удивительно, что для царя, судившего о положении в Речи Посполитой по подобным сообщениям, появление на русской территории Батория во главе большой и хорошо вооруженной армии оказалось полной неожиданностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/438986/

В стихах малороссийского поэта Климентия Зиновьева, писавшего во времена Петра и Мазепы, единственный раз были упомянут «Украинец породы Малороссийской» (в собирательном смысле), то есть вводилось уточнение, о каких конкретно слободских «украинцах» шла в данном случае речь. Летопись С.В. Величко (составлена между 1720 и 1728 гг.) включает документ сомнительного происхождения, датируемый якобы 1662 г. – письмо запорожцев Ю. Хмельницкому. В документе содержатся следующие фразы: «Не забудь к тому же и того, что мы, войско низовое запорожское, скоро поднимемся на тебя, а вместе с нами встанут и все обабочные украинцы, наша братия, и премногие другие пожелают отомстить тебе за обиды и разорения. В какой час и с какой стороны налетит на тебя вихорь и подхватит и унесет тебя из Чигирина, ты и сам не узнаешь, а поляки и татары далеко будут от твоей обороны». «Украинцами» названы казаки обоих берегов Днепра. Население Малороссии в целом Величко именовал «народом козако-руським». В Лизогубовской летописи (по В.С. Иконникову – 1742 г.) были упомянуты «поднестряне и забужане и иные украинцы»; таким образом, «украинцами» здесь именовались казаки – воинские люди различных окраин Малороссии. Выходец из известного малороссийского рода Я.М. Маркович (1776-1804) в своих «Записках о Малороссии, ее жителях и произведениях» (СПб., 1798) писал, что территория «между реками Остром, Супоем, Днепром и Ворсклой» (т.е. Полтавщина и юг Черниговщины) «известна под именами Украины, Степи и Полей, отчего и тамошних жителей называют Украинцами, Степовиками и Полевиками». Маркович также называл их «степными Малороссиянами» и полагал, что они произошли от русских или половцев, которые приняли казачий образ жизни; их потомков польский король Стефан Баторий расселил против крымских татар «при обоих берегах Днепра». «От сих Козаков произошли и Украинцы, составлявшие прежде Малороссийское войско: остатки оного суть нынешние Козаки; но они уже не воины, а сельские жители», – отмечал Маркович. Он также сообщал, что эти «украинцы», хотя и стали расселяться по Екатеринославской и Новороссийской губерниям, тем не менее составляли особое сословие и не смешивались с малороссиянами.

http://pravoslavie.ru/47015.html

Все остальное свободное время до ужина царь проводил с супругой, шутами и карликами, развлекаясь их кривляниями или слушая песни. Иногда Федор любовался работой своих ювелиров, золотарей, живописцев. Вечером, готовясь ко сну, он опять молился. В праздничные дни царь забавлялся медвежьей травлей. Внутренне радуясь полному бездействию царя, хитрый Годунов постоянно старался возвысить Ирину в глазах россиян, одним ее державным именем, без Федора, издавая милостивые указы, прощая или жалуя людей. 12 декабря 1586 г. скончался Стефан Баторий - один из знаменитейших венценосцев мира того времени и опаснейший противник правителей России. Ч Из Литвы и Польши пришли слухи, что вельможные паны хотят избрать себе нового государя и что претендентами на это место могут выдвинуть шведского королевича Сигизмунда (племянника вдовы Стефана Батория) и царя России Федора Иоанновича. Послом из Москвы в Литву был послан Елизарий Ржевский. Паны ответили Федору, что их государь будет избираться сеймом. Между тем Польша и Литва был в сильном волнении. Страсти кипели. Для участия в сейме из Москвы выехали два знатных боярина - Степан Годунов и князь Федор Троекуров, а также известный дьяк Василий Щелкалов. С ними было отправлено 48 писем польским и литовским вельможам, но дары посланы не были. Нет сомнения, что Федор, подобно отцу и деду, ис-кренне хотел королевского сана, чтобы соединить вечно враждующие державы узами братства, предлагая польскому сейму выгодные условия. 12 июля 1587 г. русское посольство было остановлено в селе Окунево, в 15 верстах от Варшавы. От имени польского сейма им сообщили, что в столицу въезжать опасно. Так называемое рыцарское коло (место шумных совещаний) представляло иногда зрелище битвы: вооруженные толпы стреляли друг в друга. Наконец благоразумно условились прекратить междоусобицу и выставить в поле в соответствии с числом претендентов три знамени: российское, цесарское (эрцгерцога Максимилиана, брата германского императора-цесаря) и шведское, чтобы видеть под каждым число избирателей и тем решить большинство голосов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1925...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010