Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Стефан Баторий и его реформы или почему правление польско-литовского короля предопределило будущее Восточной Европы 16.12.2023 132 Время на чтение 10 минут Стефан Баторий. Открытые источники интернет. Источник: Наука Вера Культура Личность польского короля и великого князя литовского Стефана Батория в историографии и Белоруссии, и Польши, и Литвы представляется как одна из самых знаменательных с точки зрения судьбы Речи Посполитой (РП). Его внутри- и внешнеполитическая деятельность оценивается историками одной из наиболее успешных за все время существования польско-литовского государства, во многом предопределившая международную обстановку в Восточной Европе на долгие годы. Более того, многие эксперты отмечают прямое влияние проводимых Баторием реформ, в первую очередь в военной сфере, на изменения и в Русском государстве, которое было вынуждено реагировать на действия своего западного соседа. Именно поэтому взошедший на престол Речи Посполитой в 1576 году и получивший титул короля польского, великого князя литовского, русского, прусского, мазовецкого, жемайтского, киевского, волынского, подляшского, инфлянтского и семиградского, Стефан Баторий сегодня почитается во многих странах Центральной и Восточной Европы. Особенно, если помнить, что он стал тем правителем, который положил начало военному противостоянию двух стран. Судьба Батория до того момента, когда он стал королем РП, была во многом характерна для представителей знатных родов того периода. Родился Стефен (Иштван) 27 сентября 1533 года в маленьком городке на территории современной Румынии в семье воеводы Трансильвании. Юность будущего правителя РП прошла при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I, который много воевал с турками и еще не окончательно покоренными венграми, а также участвовал во внутригерманской борьбе протестантских княжеств против католических. В те годы Баторий оказался в Италии, где поступил в Падуанский университет. Позже он перешел от германского императора на службу к воеводе Трансильвании Яношу Заполяну (Иоанну Сигизмунду Запольскому), который был противником Фердинанда I и возглавлял не покорившуюся империи часть Венгрии. В результате, во время ухудшения отношений с Трансильванией Баторий был даже пленен и провел три года в тюрьме После возвращения на родину он в 1571 году становится первым князем Трансильвании (прежде были воеводы), после чего судьба правителя делает весьма серьезный поворот, связав его с РП.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

А.А. Половцов Нащокин, Григорий Афанасьевич Нащокин , Григорий Афанасьевич. 23 апреля 1580 г. царь Иван Васильевич отправил его посланником в Литву и велел передать Стефану Баторию грамоту, убеждавшую не требовать присылки московского посольства, так как это было бы вопреки старинным обычаям. Однако, в случае крайней необходимости, Нащокин должен был согласиться на посылку уполномоченных и просить для их проезда «опасной» грамоты. В мае того же 1580 г. Нащокин доносил царю, что Стефан Баторий находится в Вильне, что по разным «украйнам» у него довольно много войска и что неизвестно, куда он пойдет войной. Нащокин возвратился в Москву 1-го июля, а в конце месяца в Литву были отправлены для переговоров уполномоченные кн. Сицкий и дьяк Пивов. В 1581 г. на седьмой свадьбе царя Ивана Васильевича с Марьей Феодоровной Нагой Нащокин должен был «сорок соболей держать, чем государя на месте опахивать». В 1588 г. он был приставом у цареградского патриарха Иеремии, приехавшего в Москву 13-го июня. В 1592 г. Нащокин ездил в Константинополь для переговоров с турецким султаном об упрочении мирных отношений с Крымом. Нащокин должен был сказать султану, что царь Феодор Иоаннович оттого долго не отправлял к нему посланника, что литовско-польский король не пропускал через Литву, а через Дон тоже опасно ехать, так как там живут литовские казаки и заодно с донскими казаками враждебно относятся к московскому царю. По приезде в Константинополь Нащокину предписывалось войти в тайные сношения с патриархом Иеремиею и с Терновским митрополитом Дионисием, который незадолго перед тем приезжал в Москву. Митрополит обещал царю Феодору Иоанновичу «служить и всякими делами промышлять», пользуясь тем, что его родственник Иван Грек состоит ближним человеком при дворе султана; вследствие этого царь велел Нащокину отвезти свое жалованье Ивану Греку и отослать его тайно. Если патриарх и митрополит подтвердят о своем желании служить царю и станут просить списка с государевой грамоты к султану, чтобы знать, какого рода служба от них потребуется, Нащокин должен был тайно послать им список с государевой грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Во второй половине XVI в. Русское государство вело напряженную войну с Литвой, Польшей, Ливонским орденом, Швецией за выход к Балтийскому морю. В начале Ливонской войны (1558–1583 гг.) русские войска завоевали многие литовские и ливонские города, перелом в ходе войны наступил после того, как объединенное польско-литовское государство возглавил Стефан Баторий. В походах 1579–1581 гг. он отвоевал ливонские земли, занятые ранее войсками Ивана Грозного, и взял многие русские города. Неизвестно, каким был бы исход Ливонской войны, если бы на пути Стефана Батория не встал Псков. В августе 1581 г. польско-литовская армия осадила город, надеясь на скорую победу. В течение пяти месяцев воины Батория безуспешно пытались взять Псков. Мужество и стойкость псковичей, остановивших под стенами своего города противника, разрушили планы Батория и позволили России достойно, без ощутимых потерь выйти из войны. О героической обороне Пскова, во многом определившей исход Ливонской войны, и рассказывает «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». «Повесть» была написана по горячим следам событий, в 80-е гг. XVI в., жителем города Пскова иконописцем Василием. Непосредственность впечатлений, точность и полнота знаний обо всем, что происходило в Пскове, свидетельствуют, что Василий был очевидцем и участником обороны (хотя и не пишет об этом прямо), возможно, был близок к И. П. Шуйскому, главному герою обороны, и имел доступ к документам из его канцелярии. Почти все подробности и детали в рассказе Василия об осаде и обороне города находят подтверждение в других источниках этого времени, русских и польских. «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» интересна и ценна не только точностью описания исторических событий. Это художественное произведение, и по своим идеям и эстетическим достоинствам «Повесть» относится к числу лучших памятников древнерусской литературы на воинскую тему. Высокие чувства переполняли автора: горячая, непритворная любовь к родине, родному городу Пскову, прекрасному, величественному, удивление и преклонение перед героизмом псковичей, бояр и воевод, их умом и мастерством. Искренность и глубина патриотизма роднит «Повесть» прежде всего с такими воинскими и историческими произведениями, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о Темир-Аксаке», «Казанская история» и другие, эти памятники связаны друг с другом и литературными традициями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Стратегическая задача белорусского мира: деполонизация Гродненщины Гродно 02.06.2023 836 Время на чтение 13 минут 30 мая главой белорусского государства был назначен новый градоначальник древнерусского города, основанного Рюриковичами, Гродно – западной столицы Белоруссии. Вместо возглавлявшего город почти 10 лет поляка Мечислава Брониславовича Гоя, назначенного Александром Лукашенко в 2014 году, в разгар прозападного разворота страны в политическом и идеологическом планах, пришел деятельностно православный уроженец Гродненщины Андрей Хмель. Это побуждает нас критически и одновременно с надеждой взглянуть на важную проблему и вкупе перспективы ее решения – полонизированность (ополяченность) и деполонизацию Гродно и Гродненской области. Последняя является весьма значимой задачей и для белорусского государства, на западных границах которого собирается НАТОвский Вермахт с польской армией в качестве острия, и для всего Русского мира. История Гродненской области очень сложна и многострадальна, отражается в самом названии ее и ее центра, – изначально называвшегося Городней и позже переименованной на польский манер (как и Минск, Брест, Слоним и некоторые иные). Во время татаро-монгольского нашествия именно Гродненско-Новогрудская земля (Черная Русь) первой подчинилась языческим литовским князьям и стала плацдармом для подчинения ими себе всей Западной Руси в лице Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. Сама Городня, лежащая на пути из Кракова (позже Варшавы) в Вильно постепенно превратилась в чисто польско-еврейский город Гродно, которым он был до самой антирусско-антихристианской революции 1917 года и, естественно, в составе Польши – до Великой Отечественной войны. Великий враг русского народа (атеист и одновременно покровитель иезуитов, рьяный противник Московской Руси) польско-венгерский король Стефан Баторий сделал Гродно своей столицей, пребывавшей в статусе «третьей столицы Речи Посполитой» до самого ее конца. Даже к началу XX века в Гродно проживало больше поляков, чем белорусов, а евреев – в 2 раза больше, чем тех и других вместе взятых. При этом нельзя не отметить, что до XV века (то есть, треть всей своей истории) Гродно вообще не знал ни католицизма, ни католических костелов, но только одно Православие!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/st...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялась конференция «Роль Патриаршества в истории России» (комментарий в интересах нации) Московское Патриаршество – мера против униатского патриархата в Речи Посполитой? В.И.Петрушко, кандидат богословия Сегодня греко-католики Западной Украины продолжают добиваться от Папского престола признания патриаршего статуса за своей церковной структурой. В этой связи представляется интересным вспомнить об истоках идеи униатского патриархата в Галиции. Князь К.Острожский, портрет XVI в. Впервые идея создания греко-католического Киевского патриархата появилась в эпоху, когда в Речи Посполитой начала активно обсуждаться возможность организации новой унии между Православной и Римско-католической Церквами, в правление короля Стефана Батория (1575–1586). Альберто Болониетти, папский нунций в Польше в 1581-1585 гг., и иезуит Антонио Поссевино после успешного привлечения к католицизму восточного обряда князя Юрия Слуцкого составили план аналогичного обращения князя Константина Острожского. В силу огромного авторитета и влияния Острожского среди православных русинов Речи Посполитой католики намеревались использовать князя для привлечения к унии православного населения западно-русских земель. Польский король Стефан Баторий. Литография Ф. Пиварского с оригинала неизвестного художника. 1857 6 июля 1583 г. в Кракове состоялась встреча князя Константина Острожского с Болониетти, во время которой был поднят вопрос о соединении Церквей. Вероятно, поводом для этого послужили высказанные летом 1583 г. намерения сыновей князя – Януша и Константина – перейти в католичество латинского обряда Старший Острожский, однако, занял в ходе переговоров очень осторожную позицию, которая подразумевала фактически не переход православных под власть Папы Римского, а реальное воссоздание единства Вселенской Церкви; кроме того, князь считал необходимым участие всех Восточных Патриархов в переговорах о соединении Церквей.

http://sedmitza.ru/text/402324.html

В то время как отношения Иоанна к крымскому хану поправились благодаря стойкости воевод московских на берегах Лопасни, на западе, в Литве и Польше, происходили события, которые должны были иметь великое влияние и на судьбы Московского государства, и на судьбы всей Восточной Европы: в июле 1572 года умер Сигизмунд-Август, последний из Ягеллонов. Следя изначала за отношениями Польши и Литвы к Руси, мы видели происхождение и развитие польской аристократии, видели возникновение шляхетской демократии, видели и следствия этих явлений для внутреннего состояния и для внешних отношений Польши и Литвы при Казимире Ягеллоновиче и детях его. Царствование Сигизмунда I ознаменовалось борьбою между вельможами и шляхтою, и эту борьбу раздувала королева Бона, единоземка Екатерины Медичи и следовавшая в своем поведении одинаким с нею правилам. Вельможи, чтоб выделиться из шляхты, стремившейся к уравнению себя с ними, стали употреблять разные средства; в Польше не был известен княжеский титул, ибо потомство Пяста прекратилось все; князья были только в Литве вследствие сильного разветвления рода Рюрикова и Гедиминова; в 1518 году могущественная вельможеская, но не княжеская литовская фамилия Радзивиллов получила княжеский титул от немецкого императора; по примеру Радзивиллов многие вельможи начали приобретать титул графов Немецкой империи; другие установили майорат в своих фамилиях. Неудовольствие шляхты высказалось, когда Сигизмунд по делам валахским объявил всеобщее ополчение служилого сословия (посполитое рушение); шляхта в числе 150000 собралась под стенами Львова и после сильных волнений составила грамоту (рокош), в которой прописала все свои обиды и просьбы. Старый король не мог ее успокоить и принужден был распустить. Это событие получило насмешливое прозвание петушиной войны. Если вельможи хотели выделиться из шляхты, то шляхта с своей стороны объявила, что имеет право жизни и смерти над подвластным ей сельским народонаселением; старосты и палатины позволяли себе всякого рода насилия относительно городских жителей; представители последних были выгоняемы с сейма шляхтою, которая, с другой стороны, восставала против духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРОДНЕНСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гродненский Софийский собор, нач. XX в., открытка В 1389 году по распоряжению великого князя литовского Витовта в центре города, на главной его площади был построен небольшой деревянный католический костёл. Храм, за которым закрепилось имя " Фара Витовта " (от немецкого слова pharre (приход)), стал первым католическим костелом на Гродненской земле и главным приходским в городе. Храм представлял собой деревянное, прямоугольное здание с двухскатной крышей и высокой колокольней. В 1403 году он был освящен в честь Успения Божией Матери . В 1494 году король польский и великий князь литовский Александр Ягеллончик несколько обновил костел, а в 1551 году храм был капитально отремонтирован по распоряжению королевы Боны Сфорцы. Король польский Стефан Баторий , который сделал Гродно своей постоянной резиденцией, называл храм " прекраснейшим костелом земель Великого княжества Литовского " и неоднократно сетовал на то, что костел деревянный. Вскоре по его распоряжению, мастером Антонием де Гротта (Дигрепом) по проекту архитектора Санти Гуччи началось возведение каменного костела в стиле " ренессанс " . В августе 1586 года строительство нового храма было завершено. Многочисленные пожары неоднократно серьезно повреждали храм, а пожар 1793 года практически стер костел с лица города и было принято решение о передаче названия " Фарный " бывшему костелу иезуитов. Долгое время полуразрушенное здание пустовало. После вхождения Гродно в состав Российской империи российские власти в 1804 году передали здание костела православным верующим по причине полного отсутствия в Гродно православных храмов. Средства на восстановление храма в сумме 18 341 рублей были выделены государственным казначейством. Работы велись почти три года. С южной стороны церкви была сделана небольшая пристройка с престолом, освященным во имя святителя Николая Чудотворца . Храм был отремонтирован в стиле классицизма и освящен 7 августа 1807 года во имя Софии, Премудрости Божьей . По размерам он стал самым большим храмом на землях Беларуси.

http://drevo-info.ru/articles/13678277.h...

Гродно. Собор Софии, Премудрости Божией. Фара Витовта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Фара Витовта - от немецкого слова pharre (приход) - небольшой деревянный костел, построенный в 1389 г. по личному распоряжению Витовта, великого князя Литовского. Храм освятили в честь Успения Матери Божьей. Почти век спустя великий князь Александр обновил костел, а в 1551 г. храм был капитально отремонтирован. Король Стефан Баторий называл храм «прекраснейшим костелом земель Великого княжества Литовского» и неоднократно сетовал на то, что костел деревянный. Вскоре по его распоряжению началось возведение каменного храма в стиле «ренессанс». В соответствии с проектом архитектора Санти Гуччи, фасад храма формировала четырехъярусная башня-колокольня, которая завершалась фигурным куполом. Возводился храм под началом мастера Антонио де Гротто. В 1586 г. строительство было успешно завершено. Однако дальнейшая судьба Фары Витовта складывалась не столь удачно. Многочисленные пожары неоднократно серьезно повреждали храм, а пожар 1793 г. практически стер костел с лица города. Долгое время полуразрушенное здание пустовало, и в 1804 г. было решено передать его православным верующим по причине полного отсутствия в Гродно православных храмов. Средства на восстановление храма были выделены государственным казначейством. Сумма по тем временам огромная — 18 341 рубль. Работы велись почти три года. С южной стороны церкви была сделана небольшая пристройка с престолом, освященным во имя Николая Чудотворца. Храм освятили 7 августа 1807 г. во имя Софии, Премудрости Божьей. По размерам он стал самым большим храмом на землях Беларуси. Незадолго до вступления в Гродно наполеоновских войск храм посетил российский император Александр I, прибывший в город с проверкой готовности армии. Но в мае 1892 г. по невыясненной причине собор снова едва не сгорел. Пожар начался предположительно на колокольне, затем перекинулся на крышу. Стропила упали, пробив в потолке огромную дыру, рухнули деревянные элементы колокольни, а следом — и четыре колокола. Два больших, как выяснилось позже, были повреждены, малые уцелели. Не пощадил огонь и иконостас. Пожар, начавшийся около часу ночи, потушили лишь к шести часам вечера. Кое-что из имущества спасти все же удалось. К тому же придельный храм св. Николая почти не пострадал. Вскоре после косметического ремонта он был вновь освящен. Здесь же долгие три года и проводились службы, пока решался вопрос о восстановлении основного храма.

http://sobory.ru/article/?object=36988

Даугавпилс. Собор Рождества Христова. Крепостной собор, бывший Костел Иезуитов. Dinaburgas cietokša Kristus Dzimšanas pareizticgo katedrle Карта и ближайшие объекты Двинский крепостной собор в честь Рождества Христова. Собор находится в самой крепости, расположенной в 2-х верстах от города Двинска, в местности низменной, на берегу реки З. Двины. Местность, на которой в настоящее время находится крепость, куплена у иезуитов в Бозе почившим Императором Александром Благословенным в 1811 году: она принадлежала Ливонии. Рыцари-меченосцы соорудили тут сильно укрепленный замок в конце XIII столетия, а затем Стефан Баторий, польский король, воздвиг крепость в 1582 году. По преданию, сохранившемуся в народе доселе, костел (ныне крепостной собор) устроен иезуитами приблизительно в 1721 году. При нем была учреждена и коллегия, которая имела подземный ход. Здание костела весьма обширное и в два света в строго-римском стиле. Взамен глав над ним с фронтона возвышаются две очень высокие башни четырехугольного типа; в одной из них помещаются железные часы, а в другой колокольня, на которой имеются и до ныне сохранившиеся 3 иезуитские колокола с латинскими надписями: на 1-м, в 120 пудов, вверху: " Gloria in excelsis Deo " , внизу: " Ме judit sustavus more anno " , сбоку: " In livonum terris lucem dat Hamma videre thadai nomen das Casimire levans a metis tu decus sumunt et junera planatus dissipo si pulsov julcura sava sano " ; на 2-м, в 20 пудов, вверху: " Dominus Deus cabbat sanctus " , по средине изображено Распятие Спасителя и надпись: " Iesus amor meus crustxexus est " , а внизу, с другой стороны, надпись: " Prust cors do vsem coscele nec bedse tu sbava ot samego ot lana m. mecohomme lato naxvalu emu dsvuciem " ; на 3-м, в 10 пудов, посредине изображение Евангелиста Марка со львом и надпись: " Pod titulem sventego Marca so starania Stefana Sterbovica altaristi laticov scago eat teu dsvon ot lanu u rocu 1803 docladem dobrodsiem teuse altarem " . По повелению Императора Николая I на колокольне собора в 1833 году повешен колокол с надписью: " Вылит из орудий, отобранных у польских мятежников " .

http://sobory.ru/article/?object=40814

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Проект «Украина» и Новороссия. Продолжение 17.10.2014 1021 Время на чтение 11 минут Первая часть . Документа под названием «проект Украина » возможно и не существует, однако, положения этого проекта являются неписанным законом для «настоящих украинцев». Это свод идеологических установок и практических указаний, собранных в течении нескольких веков. Рассмотрим их в хронологическом порядке. Историческая география утверждает, что государственного образования с названием «Украина» или «украинский» вплоть до 1917 года не существовало. А вот понятие «окраина» или «украйна» мы можем обнаружить ещё в ранних русских летописях. Но эти понятия относятся ко многим землям, расположенным по краям (границам) Руси: рязанская, смоленская, мещерская, мордовская, литовская окраина. И понятие это имело значение пограничья Русского государства. Ипатьевская летопись гласит: « Еха Даниил с братом и прия Берестий, и Угровеск, и Верещин, и Столпье, Комов и всю украину ». Такое обозначение «украины» как пограничной от поляков области Руси, теперь пытаются использовать для доказательства существования «Древней Украины». С XV века такое же понятие стало употребляться в Речи Посполитой («польская украйна»), и обозначало оно Поднепровье и Киевщину. Стефан Баторий свои универсалы рассылал старостам «на краине русской, киевской, волынской, подольской и брацлавской живущим». Излишне говорить, что в летописях нет ни одного упоминания об украинцах как народе. Волыняне есть, галичане есть, даже белые хорваты есть. А вот украинцев в летописях нет. Ещё одно название поднепровских земель «Малая Русь» впервые зафиксировано в 1347 году в послании греческого Императора Иоанна Кантакузина. Причём, родилось это название согласно греческой традиции. Так появились, к примеру, Малая Греция (Афины и Спарта) и Большая Греция. Значительная часть русских земель наименовалась Великой Русью. Другие части Древнерусского государства называли Белой, Чёрной, Червонной, Закарпатской и Малой Русью. Интересно, что Залесская (Владимирская Русь), некоторое время после монгольского завоевания, называлась «Чёрной» (податной), затем «Белой», и лишь со временем стала именоваться «Великой». С течением времени, и тоже под благодаря греческому влиянию, в названии произошла замена звука «у» на «о». «Русский» стал «Россом», а «Русь» стала «Россией». Позже на этой основе родились названия «Малороссия» и «Великороссия».

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010