Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД [венг. David] Ференц (ок. 1510, Коложвар (Клаузенбург), ныне Клуж-Напока, Румыния - 15.11.1579, Дьюлафехервар (Вайсенбург), ныне Алба-Юлия, Румыния), первый епископ унитариев . Сын сапожника, изучал теологию в Виттенбергском ун-те. В 1551-1552 гг. был ректором в школе г. Бестерце (Бистриц, ныне Бистрица). В 1552 г. Д. перешел в лютеранство и через 2 года приехал в качестве первого лютеран. проповедника в Петерфальву (Петерсдорф, ныне Петрешти). В 1555 г. занял пост ректора в школе г. Коложвар, в 1556 г. стал суперинтендантом кальвинист. венг. церкви в Трансильвании и проповедником при дворе Яноша Жигмонта Запойяи. В 1566 г. принял сторону унитариев в диспуте с Петером Каройи, ректором ун-та г. Коложвар. В следующем году Янош Жигмонт предоставил в пользование трансильванским унитариям типографию в г. Дьюлафехервар, где и были напечатаны их первые работы. 6-13 янв. 1568 г. в г. Торда (Торенбург, ныне Турда) состоялось заседание ландтага, на к-ром было принято решение признать унитаризм офиц. религией. Епископом образованной унитарианской церкви стал Д. Он, как и все реформаторы, считал, что необходимо возвращение Церкви к простоте апостольских времен. Д. выступал против почитания Христа и утверждал, что существует один Бог - Отец и Создатель вселенной. Христос же существует как божественное соизволение, но он не предсуществовал в вечности, а возник со Своим воплощением, родившись сверхъестественным образом от человеческой жены Марии. Св. Дух не Третье Лицо Троицы, а сила, исходящая от Отца через Сына. После смерти Яноша Жигмонта (14 марта 1571) распространение унитарианства замедлилось из-за католич. Контрреформации и в связи с изоляцией от др. протестант. течений. 17 сент. 1571 г. Стефан Баторий, трансильванский воевода, издал указ, запрещавший печатать унитарианские произведения без специального разрешения, и конфисковал типографию. Указ Стефана Батория запрещал также написание сочинений о богословских аспектах веры унитариев. По доносу Георгия Бландрата Д. был запрещен в служении и помещен под домашний арест. 1 июня 1569 г. на ландтаге в Дьюлафехерваре Д. приговорили к пожизненному тюремному заключению, во время которого он скончался. Соч.: Refutatio scripti Georgii Maioris, in quo Deum Trinum in personis, et unum in Essentia. S. l., 1569; Defensio. De dualitate: Tractatus. Cracoviae, 1582. Лит.: Bod P. Historia Unitariorum in Transsylvania. Lugduni Batavorum, 1776; Gyallay P. D. Dévid Ferenc életrajza: 1510-1579. Kolozsvár, 1912; Wilbur E. M. A History of Unitarism In Transylvania, England, and America. Boston, 1952; Antitrinitarism in the Second Half of the 16th Cent./Ed. R. Dan, A. Pirnat. Bdpst., 1982; Szász J. Dávid Ferenc. Bdpst., 1982; Balázs M. Az erdélyi antitrinitarizmus az 1560-as évek végén. Bdpst., 1988; idem. Teológia és irodalom: Az erdélyen kivüli antitrinitarizmus kezdetei. Bdpst., 1998. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168506.html

Авторы письма обвинили О. также в том, что он «листы свои отворенные противу церкви Божией жидом на помощь» дает (обвинение О. в принадлежности к «тайному сообществу полужидовствующих» повторил в XIX в. историк И. И. Малышевский). Аналогичные обвинения против О. и др. западнорус. епископов выдвигали перед вост. патриархами члены Львовского Успенского братства. В 1586 г. духовные и мирские люди во Львове говорили Антиохийскому патриарху Иоакиму V, что митрополит, а также епископы Пинский и Луцкий - «двоеженцы и блудодеи», посвященные в сан с нарушением канонов. В «объявлении» 1600 г. львовские братчики повторили перечень укоризн к О. Митрополит был обвинен братчиками в двоеженстве и шаткости в вере, в поставлении в епископский сан двоеженцев, в разрешении епископам жить с женами, в поставлении неск. тысяч попов - двоеженцев и троеженцев, подозреваемых в разных преступлениях. Митрополит и епископы покровительствовали недостойным священнослужителям, не заботились о просвещении паствы, об устройстве школ и типографий, выступали против «учения и учащих». При О. были поставлены следующие архиереи: в 1581 г., несмотря на протест местной шляхты, во епископа Перемышльского был хиротонисан Арсений (Брылинский), в 1585 г. Леонтий (Пельчицкий) занял Холмскую кафедру, в 1588 г. Мелетий (Хребтович-Богуринский) был хиротонисан во епископа Владимирско-Брестского. 22 сент. 1588 г. Сигизмунд III номинировал Афанасия (Терлецкого) на Полоцкую архиепископскую кафедру и распорядился, чтобы О. его «постановил и совершил, без всякого омешканья, с повинности своее»; вскоре О. возглавил хиротонию Афанасия. О. получил от короля подтверждение прав и привилегий высшего правосл. духовенства. В 1585 г. митрополит подал жалобу королю на то, что светские власти (урядники, наместники) в господарских городах и селах «вступались» в духовные дела, в частности в бракоразводные процессы, и брали за них пошлины. 25 февр. 1585 г. Стефан Баторий подтвердил права митрополита и епископов отправлять духовные дела и суды без вмешательства дворян, горожан и др.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Афродитианова повесть, 792, 797; порицается, 200, 201. Афанасия александрийского : Толкование Псалмов, 88. Послание к Антиоху см. Антиох князь; Аммону, Руфину, 205–207. Слова и отрывки, 13, 15, 87, 91, 165, 169, 185, 189, 192, 203, 204, 339, 667, 668, 732, 746, 752, 753, 757, 764, 766, 768, 770, 794, 802, 804. Житие В. Антония, 684, 763. Его житие см. Жития Святых. Афанасий, монах иерусалимский, 15, 205, 206, 224. Афанасий русин, святогорец, 746. Афанасий, поп, владелец, 350. Афонская гора, 175, 200, 686, 704, 746, 756, 757, 793. Афанасия Волховского, иером. префекта Троицкия лавры, слово, 198. Упомин. архимандритом, 457. Басманова Ивана супруга, Ирина, 76. Басов Феодор, владелец, 259, 484. Баторий см. Стефан. Батыя пленение Руси, 714, 770, убиение его, 663, 714, 805. Бенетскому архиепископу послание, 205, 206. Бердпбека, хана,ярлык, 177,765. Беседы трех святителей Василия В., Григория Б. и Иоанна Злат., 256, 769, 774, 778, 786. Беседовник см. Григорий. Библия. Книги В. и Н. завета: Пятокнижие Моисеево, 1, 44, 45. Иис. Навина, Судей Изр., Руфь, Есфирь, 2. Ездры 2-й кн. гл. 3 и 4, 659. Псалмы Давидовы, 3, 46–62. Псалтири следованные, 308–343. Толкования Псалмов, 85–88, 791. Притчи Соломоновы, 730, 773. Екклесиаст, 730. Песнь Песней, 730, 765, 773, с толкованием, 730. Премудрость Сирахова, 730. Пророки толковые, 63, 89–91. Выписки из книг В. Завета, 15, 205, 206, 728, 729, 731, 770, 771, 812. Четвероевангелие, 46, 66–70, по дням – апракос, 5. Толковое, 92–98, 107–115. Учительное 99–106. Деяния, и Послания Апостольские, 71–78, 783, апракос, 79–82. Толкования на них, 116–118, 150. Апокалипсис, 83, 84, 659, 710, с толкованием Андрея кесарийского , 6, 119–122, 692. Библейская история, 38, 728–731, 735, 769. Библиотеки разные см. Описание рукописей. Благовестник, книга, 107–115. Благовещеиие. Поучения на сей праздник, 11, 99–104, 106, 137, 142, 143, 150, 160, 602, 643, 675, 704, 744, 745, 753–755, 793, 796, 805. Блудного сына неделя. Поучения, 9, 11, 39, 99–101, 103–106, 142–144, 204, 404, 758, 793.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В 1569 г. была заключена Люблинская уния между Короной Польской и Великим княжеством Литовским, объединившая 2 гос-ва в одно - Речь Посполиту. В актах, связанных с заключением Люблинской унии, были зафиксированы гарантии сохранения православными своего вероисповедания. В привилеях, оформлявших переход Киевщины и Волыни из состава Великого княжества Литовского в состав Польского королевства, о получении населением этих земель польск. «вольностей», говорилось, что их получают «шляхта, рыцарство, также и духовные сословия римской и греческой веры». Еще более важным было записанное в данных документах обязательство сохранять в этих землях «достоинства и должности... духовные и светские». Позднее эти положения рассматривались православными в Речи Посполитой как обязательство власти содействовать сохранению правосл. Церкви и служили юридической основой борьбы с попытками правительства принудить к принятию унии с католич. Церковью. 23 сент. 1576 г. кор. Стефан Баторий подтвердил грамоту, по к-рой И., «в летах зошлый и не могучи службе Божой», уступал митрополичью кафедру Илье Иоакимовичу Куче, удерживая за собой старейшинство в делах духовных до своей кончины, к-рая последовала не позже апр. 1577 г. Ист.: АЗР. Т. 3. 43, 46, 71, 80; АСЗР. Т. 6. 23, 28; Т. 10. 2; Площанский В. М. Прошлое Холмской Руси по архивным док-там XV-XVIII вв. и др. источникам. Вильна, 1899. Ч. 1. 72. Лит.: Чистович И. А. Очерк истории Западнорус. Церкви. СПб., 1882. Ч. 1. С. 141; Блажейовський Д. Киïвськоï Церкви. Льbib, 1996. С. 183-184; Макарий (Булгаков). История РЦ. 1996. Кн. 5. С. 198, 210-216, 256, 453, 461. С. С. Лукашова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий

http://pravenc.ru/text/578334.html

В 1586 г. О. в качестве свидетеля подписал привилей Радзивилла Несвижу с пожалованием городу магдебургского права. В 1582 г. правосл. мон-ри и храмы в Полоцке (взятом польск. войсками 30 авг. 1579) были переданы новообразованной коллегии иезуитов. В том же году папа Римский Григорий XIII обнародовал буллу о принятии нового (григорианского) календаря. Кор. Стефан Баторий издал указ о введении календаря в Речи Посполитой для всех подданных - католиков и иноверцев, в т. ч. православных. Православные не соглашались перейти на новый календарь. Кн. Острожский отправил письмо К-польскому патриарху Иеремии II, прося наставлений в создавшейся ситуации. Иеремия вместе с Александрийским патриархом Сильвестром прислал князю ответ с призывом не отступать от древнего календаря и не принимать новый. 11 янв. 1583 г. патриарх Иеремия II направил письмо о календаре О. и всем подчиненным ему епископам (одновременно письма были отправлены виленским мещанам и всем православным в Речи Посполитой). Патриарх писал, что он послал к правосл. пастве в Речи Посполитой экзархов - протосинкелла сщмч. Никифора (Парасхеса-Кантакузина) и архим. Дионисия, в качестве переводчика - спудея Федора. Экзархи не смогли попасть в Западнорусскую митрополию, встреча с ними О. не состоялась, патриаршие грамоты доставил спудей Федор. Притеснение православных, не желавших отступать от юлианского календаря, на землях католической Львовской епархии должно было рассматриваться на Варшавском сейме в февр. 1585 г. Правосл. Львовский еп. Гедеон (Балабан) решил на сейме призвать к ответу католич. архиепископа Суликовского. О. обещал приехать на сейм, чтобы вместе с епископом и галицкими дворянами защищать правосл. Церковь, но не приехал. Возмущенные шляхтичи написали О. письмо, в к-ром говорили, что считают великим несчастьем находиться под его властью, что он не заботится о защите паствы, к-рая терпит такие беды, каких не бывало никогда (среди проч. фактов упом. передача королем Перемышльской кафедры мирянину Стефану Брылинскому (в монашестве Арсений) и поставление его митрополитом во епископы в 1581 против желания паствы и др.).

http://pravenc.ru/text/2578435.html

В результате 1 июля 1569 года было объявлено о создании нового государства – Речи Посполитой. Могучее в прошлом литовско-русское государство утратило самостоятельность и по сути стало провинцией польской короны. Теперь у Польши и Литвы был один король и один сейм. Подчинив себе великое княжество, поляки не забыли и о войне с Иваном Грозным, но так как добиться успеха своими силами они не могли, то рассчитывали втянуть в войну на своей стороне Османскую империю (царство Турецкое) и ее вассала крымского хана. Летом 1572 года хан Девлет-Гирей уже с огромным 140-тысячным татарско-турецким войском двинулся на Москву с намерением уничтожить Царство Русское. Отправляясь в этот поход, крымский хан хвастливо заявлял, что «едет в Москву на царство». В начале августа возле села Молоди, в 50 километрах от Москвы, было дано решающее сражение. 20-тысячное русское войско, состоявшее из стрелецких полков, дворянской конницы и донских казаков, наголову разгромило вторгшуюся орду. В Крым вернулось не более 10 тысяч татар и турок. Но платой за эту победу было полное опустошение Московской Руси. Воспользовавшись этим, в августе 1579 года Стефан Баторий с 42-тысячным польско-литовским войском, в составе которого было 14 тысяч венгерской и немецкой пехоты, подошел к Полоцку. Город подвергся разграблению. Самый большой урон понесли православные храмы: пропала огромная книжница (библиотека), в которой находилось очень много редких летописей и ценных рукописей, даже переводы Священного Писания, писанные рукой братьев Кирилла и Мефодия – славянских апостолов. Но крест Евфросинии Полоцкой захватчики так и не смогли отыскать – его во время штурма православные монахи спрятали. Впоследствии крест был перенесен в Софийский собор. Но после Брестской церковной унии древний православный Софийский собор отошел к униатам, которые также высоко почитали доставшуюся им святыню. В 1812 году после захвата Полоцка французами вновь появилась угроза утраты реликвии, и уже базилиане замуровали его в стену Софийского собора, чтобы не нашли захватчики, достав его лишь когда неприятель покинул пределы Российской империи.

http://pravoslavie.ru/56194.html

К. К. был учредителем мон-рей. В числе других он основал муж. мон-ри в Чернчицах под Луцком и в Любартове (1604), Дубовецкий жен. мон-рь под Дубно (1592). Магнат возобновил Спасский мон-рь близ Дубно, который в 1592 г. получил общежитийный устав, расширил обитель в Дермани. В его владениях находилось ок. 20 правосл. мон-рей. К наиболее значимым кроме вышеперечисленных относились мон-ри Спаса в Дорогобуже и св. Михаила близ Степани. Последний известен с 70-х гг. XVI в., когда князь наделил его десятиной от доходов замка в Степани и земельными владениями; в эти же годы богатые вклады были даны в мон-ри Спасский в Дорогобуже и Воздвижения Креста Господня в Дубно. Магнат жертвовал средства на обители, находившиеся вне его владений: киевский Златоверхий во имя арх. Михаила , св. Онуфрия во Львове и Кирилловский Свято-Троицкий в Киеве, Киево-Печерский мон-рь (см. Киево-Печерская лавра ), где был похоронен его отец. К. К. построил большое число храмов в своих имениях. Только в основанном им Константинове он воздвиг 6 церквей, в т. ч. 2 каменные (Троицкую и Успенскую). Магнат заботился также о храмах, находившихся вне его имений, в первую очередь о киевских. При нек-рых храмах К. К. открыл больницы, напр., при правосл. ц. Св. Троицы в Остроге, при католич. костеле в Дятлове. В обширных имениях К. К. действовали не только правосл. церкви, но и католич. костелы (князь восстановил костел в Остроге), кальвинист. и социнианские кирхи, мечети и синагоги. К. К. помогал правосл. братствам , в первую очередь ставропигиальным Львовскому и Виленскому . В 1586 г. по просьбе К. К. и Ф. И. Скумина-Тышкевича кор. Стефан Баторий утвердил устав Львовского братства, в 1592 г. кор. Сигизмунд III издал обширную жалованную грамоту для Львовского братства и мон-ря св. Онуфрия. К. К. ходатайствовал перед королем в связи с жалобой львовских братчиков на притеснения со стороны властей Львова в 1599-1603 гг. В течение неск. лет магнат был посредником между Львовским братством и Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) , способствовал их примирению в июне 1595 г. Киевский воевода содействовал поездкам представителей Львовского братства в Россию за милостыней. В меньшей степени К. К. занимался делами Виленского братства, в 1604 г. он передал имение Словенско под Вильно для строительства новой каменной братской ц. Св. Духа. Князь участвовал в основании церковного братства в принадлежащем ему Тарнополе (1593).

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Магнат отстаивал права православных. Благодаря вмешательству киевского воеводы кор. Стефан Баторий в 1584 г. разрешил правосл. жителям Львова совершать церковные праздники в соответствии с юлианским календарем (ранее католич. Львовский еп. Я. Д. Соликовский приказал закрыть правосл. церкви в городе на Рождество, заставляя православных перейти на григорианский календарь). В 1590 г. К. К. запретил старостам в его имениях привлекать к светскому суду правосл. духовенство и причинять вред церковным владениям. Однако сам он в своих владениях наказывал клириков за проступки вплоть до запрета в служении. Под особым покровительством К. К. состояли Луцко-Острожская, Турово-Пинская и Владимиро-Брестская правосл. епархии. Короли считались с его мнением при назначении на эти кафедры архиереев. В 1585 г. он защищал имущество вакантной Луцко-Острожской епископии. При содействии К. К. Михаил (Рагоза) получил в 1589 г. от кор. Сигизмунда III привилей на Киевскую митрополию. В 1592 г. Сигизмунд III подписал жалованную грамоту, в которой обещал не совершать назначений на высшие должности в православной Церкви без совета с киевским воеводой. Подлинность этого документа оспаривалась некоторыми историками, но его публикация в 1597 г. (т. е. при жизни Сигизмунда III) в полемическом произведении «Апокрисис» свидетельствует о подлинности грамоты. Заключенная в 1596 г. Брестская уния , не принятая К. К., лишила грамоту силы. Последнее назначение, при к-ром король учел мнение киевского воеводы, имело место в 1593 г.: благодаря поддержке К. К. Владимиро-Брестским епископом стал Ипатий Потей . Жалованная грамота 1592 г. является свидетельством признания властями выдающейся роли, к-рую К. К. играл в жизни правосл. Церкви в Речи Посполитой. К-польский патриарх Иеремия II Транос называл князя «хранителем святой Церкви». Александрийский патриарх Мелетий I Пигас после заключения Брестской унии даровал ему - единственному мирянину - звание экзарха. В свою очередь православные считали князя, как он сам об этом писал в 1595 г., «предводителем Русской Церкви». Авторитет К. К. был тем более значим, что в это время его недоставало большинству правосл. епископов в Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Наследовавший в 1284 г. престол Альфонсо X Мудрый (1252-1284), король Кастилии и Леона, был отстранен от власти кортесами после 30-летнего властвования, новым венценосцем объявлен его сын Санчо IV Храбрый (1284-1295). В 1366 г. та же участь постигла Педро Жестокого (1350-1366), которого сменил Энрике II (1366-1367) незаконнорожденный сын короля Альфонсо XI Справедливого (1312-1350), ранее проживавший во Франции и при помощи французских рыцарей захвативший власть. Интересный прецедент имел место в Польше в 1573 г., когда Генрих III Валуа (1573-1574), ставший венценосцем этой страны, спустя три месяца без разрешения сейма покинул ее и отправился во Францию, дабы наследовать там королевский престол. В результате он был низложен, а новым королем Польши объявлен Стефан Баторий (1575-1586). Аналогичные картины происходили в Швеции, когда Эрик XIV Ваза (1560-1568), психически нездоровый человек, был смещен с престола своим братом Юханом III (1568-1582) и отправлен в тюрьму, где и скончался. В Дании король Христиан II (1513-1523) был насильственно лишен власти из-за плохого правления своим дядей Фредериком I (1524-1533), герцогом Голштинским. И народ признал узурпатора легитимным королем . Для императора св. Маврикия (582-602) расплатой за ошибки стала смерть и утрата престола, который, не основываясь ни на каком законе, захватил ужасный тиран сотник Фока Солдат (602-610), также смещенный через несколько лет в результате заговора . К группе лиц, чьи заговоры не только состоялись, но и привели их глав к власти, можно отнести и других Византийских императоров, например, Ираклия Великого (610-641), Леонтия I (695-698), Филиппика (711-713) , Михаила II Травла (820-829) , Василия I Македонянина (867-886), Иоанна I Цимисхия (969-976), Михаила VII Парапинака (1071-1078), Никифора III Вотаниата (1078-1081), Алексея I Комнина (1081-1118), Алексея III Ангела Комнина (1195-1203), Алексея V Мурцуфла (1204) и многих других. Может показаться, что в подобных случаях общество склоняется перед силой узурпатора, вынужденно, под страхом расправы признавая за ним права на престол, но – ничуть не бывало. Несложно привести гораздо более широкий список удачных заговоров, руководители которых не были поддержаны в качестве легитимных правителей политической элитой, священноначалием и обществом; участь их была печальной…

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Переход К. м. под патронат Ягеллонов практически вывел обитель из-под власти епархиальных архиереев. С этого времени К. м. управлялся настоятелями, назначаемыми королем-католиком. В 1576 г. польск. кор. Стефан Баторий отдал К. м., к-рый «держал дотоле какой-то Василий Григорьевич,- дворянину Николаю Кирдеевичу в пожизненное управление» ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 220). 7 февр. 1586 г. король передал К. м. волынскому правосл. шляхтичу Ивану Гоголю-Богушевичу при условии, что он примет сан (см. Иона (Гоголь-Богушевич) ). 11 июля 1590 г. Гоголь-Богушевич, «наречоный игумен Кобринский», подал жалобу земскому подкоморию Берестейского воеводства пану Николаю Пацу на местных земян панов Каспора Чановицкого, Олехна Ждановича, Петра Якубовича и др. Настоятель К. м. обвинял их при новом обмере земель в захвате «уволоки» в старинном монастырском имении Именин. В жалобе Гоголь-Богушевич отмечал, что ранее «як дей продки его з давных часов тот кгрунт монастырский во Именине держали спокойнее, так и он дей сам в держанью был спокойном» (АВАК. Т. 2. 7. С. 16-17). В сент. 1592 г. он принял постриг с именем Иона и стал последним правосл. настоятелем обители. 22 сент. 1595 г. от имени польск. кор. Сигизмунда III Вазы была выдана жалованная грамота архим. Ионе на Пинскую епархию, к-рую он получал право занять после кончины еп. Туровского и Пинского Леонтия (Пельчицкого). В будущем настоятель К. м. должен был получить право на жалуемое владычество и на принадлежащие ему церковные имения. При этом в королевском пожаловании появились 2 статьи, к-рые не были «стариной» и в прежних грамотах не встречались. Во-первых, король «даровал» Ионе Пинское владычество «за поданьем» Киевского митр. Михаила (Рагозы) и «за залеценьем» Владимирского и Берестейского еп. Ипатия Потея и Луцкого и Острожского еп. Кирилла (Терлецкого) . Во-вторых, кор. Сигизмунд III заранее обязывал архим. Иону при замещении Пинской кафедры признать верховную власть папы Римского и навсегда перейти в его послушание. 21 мая 1596 г., несмотря на многочисленные протесты правосл. шляхты, К. м. был отдан кор. Сигизмундом III в пожизненное владение униат. еп. Кириллу (Терлецкому) (см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 332, 347-349).

http://pravenc.ru/text/1841594.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010