Поучение в неделю 32-ю по Пятидесятнице о Закхее Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти ( Лук. 19:5 ). В город Иерихон пришел однажды Иисус Христос. За Ним следовало множество народа. В это время и Закхей – мытарь пламенно желал видеть Небесного Учителя; но, будучи мал ростом, из-за народа не мог видеть Его. Но случилось, что на пути, по которому надлежало проходить Иисусу Христу, стояла смоковница. Он забежал вперед, взлез на это дерево, и оттуда увидал Господа. Господь подошел к смоковнице и, увидев Закхея, сказал ему: Закхей! слезь скорее; сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей поспешно слез и с радостью принял Его в свой дом. Народ, увидев это, стал роптать на Иисуса Христа, зачем вошел Он в дом к человеку – грешнику; ибо Закхей, будучи сборщиком податей, считался человеком неправедным. Что же Закхей? Став пред Иисусом Христом, он сказал Ему: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Господь сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Из сего, братие, должны мы научиться, что нужно нам для того, чтобы соделать души свои приятными Богу и чтоб мог войти в них Сам Господь: мы должны подражать Иерихонскому Закхею. Закхей искал видеть Иисуса Христа и, будучи мал ростом, взлез на смоковницу, и удостоился не только видеть Господа, но и принимать Его в своем доме. И мы должны искать Иисуса Христа. Что значит – искать Иисуса Христа? Значит удаляться мирской суеты и греховных страстей, не позволяющих нам видеть животворящего света Божией благодати, стараться преодолевать все трудности и препятствия на пути к царствию небесному, умом и сердцем стремиться к Иисусу Христу, всей душой полюбить св. добродетели и учение Евангельское. Когда таким образом будем мы искать Господа, тогда и Он будет приближаться к нам своею благодатью; Он на нас обратит свой милостивый взор и скажет: души христианские! ныне у вас подобает Мне быть. Ибо Он Сам сказал в своем Евангелии: кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидем к нему и обитель у него сотворим ( Иоан. 14:23 ). Да и Сам Господь, не хотящий смерти нашей, всегда ищет нас. Он недалече от каждого из нас. Он всегда стоит при дверях нашего сердца, и стучит, и если кто услышит глас Его и отворит дверь, к тому Он войдет ( Апок. 3:20 ), т. е. Он ждет от нас только истинной веры и нашего обращения к Нему. Тогда-то, говорю, и Он не замедлит войти в наши души и освятить их своею благодатью. Тогда в душах наших водворится неизъяснимая, небесная радость, подобная той радости, которою радовался Закхей, когда в доме его находился Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю 14-ю по Пятидесятнице (Из притчи о царе, приготовившем брачный пир для сына своего). В нынешнем Евангелии прочитана была следующая притча Иисуса Христа: был один царь, который приготовил брачный пир для своего сына. Когда царь этот приготовил обед свой, тогда он послал рабов своих звать званных на пир. Но званные отказались, и пошли кто на поле свое, а кто на торговлю. Прочие же, схватив рабов, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, послал свои войска и истребил убийц, а город их сжег. После того он послал других рабов и приказал звать на брачный пир всех, кого найдут они на распутиях. Рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. Он спросил его: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда царь приказал своим слугам связать ему руки и ноги и бросить во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов ( Матф. 22:1–14 ). Кто этот царь, который звал званных на пир? На какой пир и кого звал он? – Это Царь небесный – Господь, Который звал иудеев и язычников, богатых и бедных, знатных и незнатных, и доселе всех нас зовет в Свое благодатное и вечное царство, где уготовал для нас неизреченный духовный пир – блаженство небесное. Казалось бы, что всякий званный по первому зову должен был с радостью идти на сие пресветлое торжество Господня царства. Но что же званные? Как мы слышали в Евангелии, они отказались от царского пира, не почтили своего небесного Царя, и пошли кто на поле свое, а кто на торговлю. На какое поле, на какую торговлю? Поле – это мирская суета, удаляющая человека от Бога, пристрастие к земному и чувственному наслаждению. Торговля – эта пагубная страсть ко всякой неправде, к стяжанию золота, богатства и славы мирской. Кто имеет эти страсти, тому до Божия ли царства? Но кто именно эти званные, о которых говорится, что пошли на поле свое и на торговлю? Говорится здесь об иудеях, которые, по пристрастию к земному и всякой неправде, отказались от царствия Божия; ибо они не слушали св. пророков – этих Божиих слуг, призывавших их к познанию Бога, не уверовали в пришедшего к ним Иисуса Христа, не приняли Его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

В описании чудес великомученика Георгия вот что об этом говорится: близ его отечества, в стране Сирофиникийской, при гор. Вирите было большое озеро, в котором жил огромный змий. Этот змий, выходя из озера, уловлял и пожирал многих людей, и, приближаясь к стенам города, своим ядовитым дыханием так заражал воздух, что многие умирали. Много раз жители вооружались, чтобы убить это чудовище, но ничего не могли сделать. Великий страх напал на них; плач и вопли постоянно раздавались в городе. В один день жители пришли к своему царю и сказали ему: «что нам делать? Все мы погибаем от страшного змия». Жители этого города были язычники. Царь язычник сказал им: «вопрошу богов и, что они откроют, объявлю вам“. На вопрос царя жившие в идолах бесы дали такой ответ, чтобы каждый из жителей давал поочередно на съедение змию сына или дочь. Все на это согласились, и сам царь сказал, что и он отдаст свою дочь, когда дойдет до него очередь. С того времени жители поочередно приводили своих детей на берег озера, и выходивший оттуда змий пожирал свою добычу. Дошла, наконец, очередь и до царя. Царь призвал свою дочь, приказал ей получше одеться и, горько оплакав ее, послал на съедение змию. Девица, пришедши на берег озера, со слезами ожидала своей мучительной смерти. В это время, по Божию смотрению, явился св. великомученик Георгий во образе воина, сидящего на коне и держащего в руках своих копье. Он подъехал к царевне и спросил: «зачем ты стоишь здесь, кого ожидаешь и о чем плачешь»? Девица все рассказала ему про змия и про себя. Св. Георгий сказал ей: «не бойся, девица, во имя Господа моего, истинного Бога, я избавлю тебя от змия». Когда они говорили, показался страшный змий и стал приближаться к царевне. Св. Георгий, оградив себя крестным знамением, со словами: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, устремился на змия и крепко ударил его в гортань своим копьем, прижал к земле, а конь попирал его ногами. Св. Георгий велел связать змия и вести в город. Народ, смотря на это диво, от страха обратился в бегство. Но св. Георгий сказал им: «не бойтеся, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него. Он послал меня к вам избавить вас от змия.» Потом св. Георгий убил змия своим мечем посреди города, а народ извлек это чудовище за город и там сжег на костре. Тогда царь и весь народ в числе двадцати пяти тысяч, кроме жен и детей, уверовали во Христа и приняли святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в день престольного праздника Святителя Христова и Чудотворца Николая Ныне у нас престольный праздник в честь Святителя Христова и Чудотворца Николая. Везде добрые христиане почитают этот праздник. Но мы, говорю, почитаем его еще, как праздник престольный, особенно радостный и поучительный для нас. Что же такое значит престольный праздник? О чем он нам напоминает и чему научает нас? Престольный праздник есть такое церковное торжество, которое совершается в память того св. угодника Божия, или священного события, во славу которого создан храм. Благочестивый христианин в этот день как бы невольно возносится душою к своему Создателю и Богу, особенно прославляет Господа и радуется о Боге Спасе ( Лук. 1:46, 47 ). И точно, есть чему ныне нам особенно радоваться и прославлять Бога. Всегда богатый своими милостями, всеблагий Господь в сей день особенную являет благодать верным чадам св. церкви. Ныне Он как бы возобновляет благодать храма сего, освящающую верующих, и повторяет свое обещание принимать их молитвы в этом храме, как бы повторяет то, что сказал Он по освящении храма Соломонова: ныне очи Мои будут отверзсты, сказал Господь, и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки: и очи Мои, и сердце Мое будут там во все дни (2 Паралип. 7:15, 16). Чему же все это научает нас? Если Господь в нынешний день повторяет Свое обещание принимать наши молитвы в этом св. храме и покрывать нас Своею благодатью, то и мы, как чада Божии, должны всегда свято хранить свою веру в Бога и заслуживать Его небесных милостей и покровительства благочестивою жизнью. А благочестивой жизни примером своим научает нас святитель Христов, имени которого посвящен и храм наш. Он есть для нас правило истинной веры, образ христианской кротости и смирения, учитель воздержания. У него можем мы научиться милосердию, посту и молитве, и многим добродетелям. Он есть наш усердный молитвенник и покровитель пред Богом. Читай, христианин, неленостно житие сего Святителя, молись ему усердно во дни и в нощи, и подражай его вере и добрым делам. Непростительно нам, если мы, получая от Бога великие милости и имея столь высокого покровителя и молитвенника пред Богом, как Святитель Николай, будем закосневать во грехах и забывать Господа Благодетеля и Его угодника Святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в день Преображения Господня И просветися Лице Его, яко солнце; ризы же Его быша белы, яко свет (Мф. 17:2). Господь наш Иисус Христос, незадолго до своих страданий, с учениками своими – Петром, Иаковом и Иоанном, взошел на гору Фавор и стал молиться. И когда Он молился, Лицо Его просияло, как солнце, а одежда сделалась белая, как снег; и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Когда ученики увидели Господа в неизреченной славе, то им в это время так было хорошо с Иисусом Христом, что апостол Петр сказал Ему: Господи! хорошо нам здесь быть; сделаем здесь три палатки: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Добрые мои слушатели! Как на горе Фаворе Лицо Спасителя просияло, как солнце, и апостолы от Господней славы просветились неизреченною радостью, так и все праведные люди просветятся, как солнце, в царствии Отца их ( Мф. 13:43 ). И это вечное царство славы, для верных рабов Христовых, начинается еще здесь – на земле. Да, други мои! Истинно верующих Господь и здесь – на земле просвещает Божественною славою, подобно тому, как Он просветил Своею славою Своих учеников на горе Фаворе. Ученики Христовы достойны были этой славы и радости небесной. Их души были чистые и светлые пред Богом. Петр достоинъ был пред Богом особенно по своей твердой вере ( Мф. 16:17 ), любви и верности ко Христу ( Иоан. 21:15, 16, 17 ). Иаков был достоин особенно по терпению за веру Христову: он умер мученическою смертью ( Деян. 12:2 ). Иоанна, за его добродетели и чистую душу, любил Сам Иисус Христос ( Иоан. 20:20 ). Потому-то и Господь удостоил их своей божественной славы на горе Фаворе и вечной славы на небесах. И наши души, братие, как и души учеников Христовых, созданные по образу и по подобию Божию, должны сиять славою Божией, просвещаться Господнею благодатью. Но когда это может быть? Тогда, когда мы, подобно ученикам Христовым, храним в чистоте и непорочности свои души, свято храним свою веру, с покорностью воле Господней переносим всякое земное горе, любим Христа всем сердцем своим, поступаем по Его заповедям и в душе своей имеем Божий страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды Иисус Христос пришел в город Капернаум; к Нему подошел сотник и просил Его, говоря: Господи! слуга мой лежит дома расслаблен, и жестоко страдает. Иисус Христос говорит ему: Я приду исцелю его. Но сотник, ответствуя Ему, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, а только скажи слово, и слуга мой выздоровеет. Услышав сие, Господь удивился и сказал идущим за Ним: и во Израиле Я не нашел такой веры. И сказал Господь сотнику: иди, и как ты веровал, так и будет тебе. И слуга его выздоровел в тот же час ( Матф. 8:5, 13 ). Добрые мои слушатели! Нередко и между нами много бывает больных. Мы и сами болеем, болеют и наши домашние. И каких только болезней не испытываем мы? И наши больные также нередко страдают жестоко. А больному иногда и свет Божий не мил и никакие радости не радуют его. Что же делать нам во время болезней? Как поступать нам тогда, чтобы и Бога не прогневить и милость от Него получить? Поступать так, как поступал Капернаумский сотник, когда слуга его был болен. Нужно со смирением обращаться с молитвою ко всемогущему Иисусу Христу, на Него единого возлагать все свое упование, с покорностью воле Его переносить свою болезнь и укрепляться св. верою в Бога. А вера в Бога каких только не делает чудес? Вера в Бога и болезни наши облегчает, и врачует скорее лекарства. Св. мученица Агафия была в темнице, измученная и израненная за веру Христову. К ней явился ев. ап. Петр и предложил ей врачебное пособие. Что же св. мученица? Она не приняла никакого лекарства и сказала: «я имею Господа моего Иисуса Христа, Который во мгновение ока исцеляет“, – и тотчас исцелилась (Чет.-Мин. 5 февраля). И верно слово Господне: вся возможно верующему ( Марк. 9:23 ). Но обратимся еще к себе самим, – достойны ли мы пред Богом! Не за грехи ли наши посылает нам Господь разные болезни и страдания? Точно, большею частью за грехи. В Божией церкви мы часто слышим: «от многих грехов моих немотствует тело, немотствует и душа“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю 2-ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии было прочитано: Однажды Иисус Христос, проходя близ моря Галилейского, увидел двух братьев – Петра и Андрея, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Господь сказал им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И братья-рыбари, тотчас оставив сети, пошли за Господом. Проходя далее, Господь увидел других двух братьев – Иакова и Иоанна в лодке с Зеведеем отцом их, починивающих сети, и призвал их. И братья тотчас, оставив лодку и отца своего, пошли за Господом ( Матф. 4:18–22 ). Добрые мои слушатели! Господь и всем нам говорит: идите за Мною. Но как же нам идти? Ужели нам нужно оставить свой дом, свою семью и хозяйство, чтобы идти за Христом? Нет, не этого требует от нас Господь. Мы, как христиане, прежде всего, должны иметь крепкую веру в Иисуса Христа, не должны прилагать сердца своего ни к чему земному и, как в радостях и счастье, так и в горестях своих, должны надеяться на одного Бога, Его одного иметь в своем уме и сердце, Ему одному молиться и от Него единого ожидать помощи. Кто имеет такую веру, тот идет за Господом. Такую веру имел св. праотец Авраам. Он всегда слушал Бога, на Него надеялся и повиновался Ему ( Евр. 11:8. 9. 10 ): и вот он шел по Господнему пути, и от земного странствования дошел до вечного царства на небесах. Чтобы идти за Христом и не останавливаться, всякий верующий должен жить так, как жил и учил нас сам Господь ( Иоан. 13:15 ), должен творить добрые дела. Так Господь требует от нас, чтобы мы ко всем были милостивы, благотворили бедным и любили всех ( Лук. 6:36 ; Матф. 22:39 ). А кто имеет милостивую душу, во имя Иисуса Христа подает алчущим хлеб, бедным помощь, прощает врагам своим и благотворит им и каждому делает добро, тот идет за многомилостивым Иисусом Христом. Милосердием и любовью к ближним особенно отличались: св. Николай, архиепископ Мир-Ликийский (декабр. 6), св. Иоанн, патриарх Александрийский (ноябр. 12), св. Петр, Мытарь (сентябр. 22), св. Филарет Амнийский (декабр. 1). Подражая милосердию и человеколюбию Господа своего, они оказывали милость и помощь всякому бедствующему: и вот они шли по Господнему пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Сэр, уберите свой нос, пожалуйста Беседа о «чужом рабе» с протоиереем Александром Лебедевым Степан Игнашев О том, как важно для христианина не занимать чужое место в деле спасения другого человека, тем более что это место принадлежит Христу; быть вежливым и деликатным, – наш разговор сегодня с настоятелем вологодского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу протоиереем Александром Лебедевым . Спор о вере       – «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14: 1–4). В этом фрагменте из послания апостола Павла привлекает внимание указание на «своего» Господа. Как понять это наблюдение или утверждение апостола? Значит ли это, что у каждого из нас – свои собственные взаимоотношения с Богом и вторгаться в эти отношения нельзя? – Как я понимаю, апостол Павел обосновывает причину, по которой мы должны воздерживаться от осуждения кого-либо: суд над другим человеком есть посягательство на собственнические права Бога. Мы сквозь пелену веков не вполне понимаем, чем было рабство во времена Христа и апостолов. Мы представить себе не можем, что один человек от рождения пожизненно может быть собственностью другого человека. Однако такие отношения в те времена были обычны и не предосудительны сами по себе. Чья-либо попытка самочинно распоряжаться нашим личным имуществом вызывает как минимум возмущение, а вообще может и по рукам получить тот, кто их тянет, куда не надо. К таким естественным для каждого собственническим инстинктам и апеллирует, по-моему, апостол Павел: что ты осуждаешь кого-либо? не лезь не в свое дело, не твой это раб, не тебе и судить. Знаешь, Кто его хозяин? Желаешь с Ним потягаться? Он – Бог, а «кто ты, осуждающий чужого раба?» По-моему, такое «на себя-то посмотри» способно отрезвить любителя осуждать.

http://pravoslavie.ru/88437.html

Поучение в неделю 11-ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии была прочитана следующая Господня притча. Один царь имел должника, который должен был ему десять тысяч талантов. И как должник не имел, чем заплатить долга, то царь приказал продать его самого, его жену и детей, и все, что он имел, и возвратить долг. Но раб тот пал царю в ноги и, кланяясь ему, говорил: «Государь! потерпи мне, и я все заплачу тебе.“ Царь умилосердился над рабом тем и весь долг ему простил. Что же этот помилованный раб? Он и сам имел у себя должника, который был ему должен сто пенязь. И вот он, нашедши своего должника, схватил его и стал душить, говоря: «отдай мне долг!“ Должник пал ему в ноги и умолял его: «потерпи мне, и я все заплачу тебе.“ Но он не захотел ждать и посадил его в темницу, пока не отдал долга. Царь, узнав об этом, призывает немилосердого раба и говорит ему: «лукавый раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?“ И разгневался на него царь, и отдал его на мучение, пока не отдаст всего, чем должен ему ( Матф. 18:23–35 ). – Чему же научает нас Господь этой притчей? Тому, что если мы не будем прощать от всего сердца согрешений своим братьям, то не простит нам Бог и наших грехов. Прощать обиды и оскорбления своим ближним повелел нам сам Господь. Но как же мы поступаем? Между нами есть такие немилостивые братья, которые не только не прощают своих ближних, но даже иногда хвалятся своею злобою пред людьми. «Я во всю жизнь свою не забуду такому-то недругу!» говорят некоторые. «Я покажу ему, как обижать меня!“ Но как все это непристойно христианину! Какой тяжкий грех пред Богом – изливать гнев свой за обиду! Выслушайте, я расскажу вам на это пример. Один инок, будучи обижен другим иноком, пришел к старцу с жалобой на обидевшего. Рассказав, что и как произошло у него с братом, в жару гнева он сказал: «я не премину отмстить ему!“ Добрый старец стал советовать, уговаривать, просить обидимого, чтобы он простил виновного брата своего и мщение за себя предоставил Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю о Самарянине В нынешнем Евангелии мы слышали поучительную беседу Иисуса Христа с женою Самарянкою. Мы повторяем ее кратко. Однажды Иисус Христос пришел в Самарийский город Сихарь. Там был колодезь Иаковлев. Утрудившись от пути, Господь сел у этого колодезя. Приходит сюда из Самарии женщина почерпнуть воды. Господь стал беседовать с этою женщиною, и между прочим сказал ей: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником поды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Господь сказал ей: Пойди, позови мужа своего и прииди сюда. Женщина отвечала: у меня нет мужа. Правду ты сказала, говорит ей Господь, что у тебя нет мужа. Ибо ты имела пять мужей: и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе. Слыша такое обличение, грешница сказала: Господи! вижу, что ты пророк. При этом пожелала узнать от Господа, где место более достойное для поклонения Богу – на горе ли Горизин в Самарии, или в Иерусалиме? Господь отвечал ей: Бог есть Дух, и покланяющиеся ему должны покланяться на всяком месте духом и истиною. Наконец, Господь на замечание Самарянки: знаю, что приидет Мессия, то есть Христос; когда Он приидет, то возвестит нам все, – благоволил ей открыть Свое Божественное посланничество и прямо сказал: – «Это Я, Который говорю с тобою Тогда женщина оставила водонос, пошла в город и сказала жителям: «пойдите, посмотрите на человека, Который сказал мне все, что сделала“, и при этом исповедала Его Христом: «посмотрите, не Он ли Христос?“ И по слову женщины многие Самаряне уверовали в Него. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили посетить их город. Господь исполнил их просьбу, проповедовал им слово Божие. От этой проповеди еще большее число граждан уверовало в Него ( Иоан. 4:3–42 ). Из сего, други, должны мы научиться, как спасительно для души со вниманием слушать и исполнять учение Господне! Грешница Самарянка, слушая слово Господне, научилась покланяться Богу духом и истиною, уверовала в Иисуса Христа, и для своих сограждан сделалась проповедницею истинной веры во Христа. Чрез ее беседу с Господом и жители города ее удостоились видеть того же Господа и получить от Него живую воду, текущую в живот вечный – Его учение и благодать от Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010