Указывают на Неаполь, Сиену и Флоренцию, как на главные центры всякой распущенности и противоестественных наслаждений. И в Неаполе нашелся проповедник, св. Бернардино, который громил своими проповедями античный порок и возвещал грешникам гнев божий, готовый истребить их с лица земли огнем, как города Содом и Гоморру. Гуманисты упрекали друг друга этим пороком, причем Помпоний Лэт в свое оправдание приводил пример Сократа 1766 . М.Грек, отнесся к этому злу столь же сурово, как и Иер. Савонарола, но из позднейших указаний видно, что последнее продолжало иметь место и в XVII веке 1767 . § VI В связи с нарушением семейных нравов возникает другой вопрос – о защите женщины от мужского произвола, царившего в обществе. Аскетизм, свойственный литературе (поучения, жития, сборники вроде Пчелы, Измарагда, поучительные статьи в Сборн. Святослава и т. п.), создал преобладающий характер аскетического идеала, поддерживавшего отчуждение женщины и находившего пример в византийском тереме 1768 , в политических бедствиях, связанных с татарским завоеванием, и сношениями с Востоком 1769 . В эпоху процветания монашества (XV-XVI в.) порядок этот укрепляется, считается уже непоколебимым и вполне отражается в известном «Домострое». Правда, подобные памятники известны были и в литературе Запада 1770 ; но общественные условия и развитие светской литературы рано выдвинули новые принципы в жизни и общественных отношениях. В старинных «домостроях», послуживших образцом для настоящего, власть главы семьи приравнивалась к власти «игумена и апостола» 1771 . Тип домовладыки, «государя» в домашнем быту являлся прямым следствием родового строя общества, освященного церковными основаниями 1772 . В позднейших постановлениях появились статьи ограничительного характера в семейственном праве 1773 . В «Домострое» всей семейной обстановке придается характер почти настоящего монастыря, с его особенностями и порядками 1774 . Понятно, что пострижение являлось уже тогда необходимым актом, хотя бы перед самой смертью, даже по умершем, как неизбежное спасительное средство 1775 , а стремление к разводам и уход в монастырь, вследствие семейных раздоров и по аскетическому влечению, находят полную поддержку в литературе и мнениях представителей церкви и монашества, руководившего ими – о браке, как снисхождении к слабостям природы и, во всяком случае, как уступающем в превосходстве девству, и даже как неизбежному злу, и относительно греховности женщины вообще, опасной не только для иноков, но и для мирян в близких сношениях с ней 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Но на самом кладбище раскольники боялись держать попа Федора и поместили его в Рогожской части, в квартире вольного хлебопашца Липатова, где он крестил, венчал, исповедовал и причащал присылаемых с кладбища крестьян. В начале 1846 г. он был снова взят и заключен в Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь. Кроме рогожских моленных, в Москве было немало моленных в домах богатых купцов, а в Московской губернии были, кроме того, и общественные моленные. Мы уже упомянули, что в настоящее время (1867) в Москве считается 19 дозволенных, открытых моленных, а в Московской губернии 35. Прежде было более: в 1838 г. их считалось в Москве 28, а в уездах 77, не считая множества тайных. Три моленные в Москве были устроены с алтарями и престолами: а) в доме бывшего попечителя Рогожского кладбища Николая Дмитриевича Царского, близ Тверской заставы, в Сущевской части, едва ли не на месте существовавшего до 1771 года старообрядческого кладбища; б) в доме бывшего попечителя Павла Филипповича Дунякова, у Москворецкого моста, в Пятницкой части; и в) в доме купца Григорья Степановича Рылова, за Большим Каменным мостом, в Якиманской части. Из моленных без алтарей особенно замечательны были: в Рогожской части в домах Саввы Борисова, Павла Афанасьевича Баулина (в Таганке), у купцов: Сергея Дмитриевича Худякова и Тимофея Красикова (их обоих общий дом). В других местах столицы: в доме Николая Осипова за Москвой-рекой на Красном холму, Медведева — в Кожевниках, Арженикова — в Покровском, Ивана Афанасьевича Быкова — у Никиты Мученика, Рахмановых, Соколова, Солдатенкова, Окорокова, Карташова и устроенная в 1845 году новая моленная в доме Андрея Александровича Досужева. Из часовен, находящихся в Московской губернии, особенно были замечательны: В городе Верее каменная, устроенная по подобию церкви и принадлежавшая всему местному старообрядческому обществу. При ней бывали беглые попы. В тридцатых годах был там поп Иван Петров Сергиевский, беглый из Александровского уезда Владимирской губернии, о помещении которого на Рогожском кладбище в 1829–1832 годах напрасно хлопотали у правительственных лиц московские раскольники. В городе Коломне деревянная, при доме купца Григория Титова. Бронницкого уезда в деревне Чулковой, устроенная на подобие церкви, деревянная, на каменном фундаменте, с колокольней. Серпуховского уезда — в деревне Глазовой.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

3) В случае присоединения к православной церкви раскольнических пар, называющих себя супругами, из таких беспоповщинских сект, которые не признают брака, и где возможны только временные половые связи, имеющие значение блудных сожитий, эти пары обязательно венчаются, в случае желания их продолжать между собою сожитие уже в форме законного брака. Если же обратится к православаой церкви один из таких якобы супругов, то он обязывается прекратить сожитие с лицом, оставшимся в расколе, и получает дозволение на вступление в законное супружество с лицом православного исповедания по правилам православной церкви. 1 Замечательно, что во время выработки в правительственных сферах закона 19 апр. 1874 г. князь С.Н. Урусов, по званию главноуправляющего II отд. собственной Его Императорского Величества канцелярии, в частной записке министру внутр. дел А.Е. Тимашеву писал между прочим, что « церковь считает всякий раскольнический брак, хотя бы и записанный в метриках полицией, ничтожным» (Нильский. Нужно ли венчать обратившихся раскольников, вступивших в брачные союзы до обращения в православие. Церк. Вестн. 1888. 15, стр. 307). 3 Не совсем последователен в решении этого вопроса и о. архимандрит Павел. Он говорит совершенно справедливо: «самое присоединение супругов (иноверцев) к св. церкви, самое принятие в церковное общение – обоих или одного из них – есть уже церковное подтверждение законности их брака; ибо св. церковь от неверия приходящих ко св. крещению не приемлет в свое единение, если кто из них имеет в сожительстве блудницу и не хощет оставити ея». Но с другой стороны, он считает недостаточным одного подтверждения иноверческого брака в акте присоединения иноверцев-супругов к прав. церкви, и желает еще навершения его чрез особую молитву и благословение священника (Братское Слово. 1888, 4, стр. 255. 256. 272). 4 В 82 ст. X т. ч. I Свод. Зак. говорится: буде новокрещенный имел прежде нескольких жен, то, по восприятии св. крещения, он должен выбрать из них одну, с коею жить пожелает, преимущественно же обратившуся равномерно к христианству, и тогда брак их благословляется по церковному чиноположению. Эта статья гражданских законов стоит одиноко среди других статей, изложенных нами выше, и не гармонирует с ними по своему принципу. Она основана на неизвестном постановлении. Правда, под ней поцитовано постановление 1739 г. янв. 12, ст. 14; но в Пол. Собр. Зак. под указанным годом и числом не обретается указанного постановления, и потому неизвестно, кем и по какому случаю оно постановлено, и в каком смысле. Другое постановление, поцитованное под той же статьей (Ук. Син. 1771. апр. 8 Пол. Соб. Зак. 13592), содержит в себе предписание, проникнутое противоположным началом, как мы видели это в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Царь Петр I санкционировал издание отечественного предсказательного календаря, составленного В. Киприяновым не только на основе иностранных сочинений, «но и по старым московским пасхалиям, планидникам, громникам, колядникам и травникам» ( Бородин А. В. Московская гражданская типография и библиотекари Киприановы//Тр. Ин-та книги, документа, письма. М.; Л., 1936. Т. 5. С. 78-79). Общее редактирование издания осуществлял один из ближайших сподвижников Петра, гр. Я. В. Брюс, поэтому календарь был назван «Брюсов». Сохранилась гороскопическая (натальная) карта Петра (предположительно составлена в 1721-1725). В 1842 г. вместе с гороскопической картой Петра был опубликован ее гороскопический анализ, выполненный астрономом А. И. Лекселем не ранее 1771 г. по просьбе акад. Г. Ф. Миллера , в к-ром астроном отмечал положительные и негативные личные качества Петра I. В XVIII в. известность астролога приобрел акад. Г. В. Крафт, к-рый в 30-х гг. давал прогнозы о погоде, возможных наводнениях в С.-Петербурге для императрицы Анны Иоанновны . В 1740 г. он подготовил гороскоп императора-младенца Иоанна VI Антоновича (по др. сведениям, его составил математик акад. Л. Эйлер). Среди простых людей в XVIII-XIX вв. в России продолжала бытовать «народная» А., напр., в виде «Брюсова календаря», образованные люди пользовались западноевроп. расчетно-гороскопной астрологической системой. В связи с общим интересом к оккультизму и спиритизму в кон. XIX - нач. XX в. оживился интерес к А., в частности среди интеллектуальной и художественной элиты. Активно применял методы астрологического исследования Н. А. Морозов (1854-1946), к-рый в кн. «Откровение в грозе и буре» (1907) каждому образу Апокалипсиса и пророческих книг ВЗ дал астрологическое толкование. В. Я. Брюсов перевел книгу Ж. Орсье об Агриппе Неттесгеймском (М., 1913). Поэт Велимир Хлебников (1885-1922) создал «Доски судьбы», высчитывая временные интервалы между различными значительными историческими событиями, на основе чего строил прогнозы, в частности предсказал Октябрьскую революцию 1917 г. ( Степанов Н. Творчество Велимира Хлебникова// Хлебников В. Соч.: В 5 т. Л., 1928. Т. 1. С. 42).

http://pravenc.ru/text/76752.html

[Поповщина.] III.B Поповщине состоят: [Чти положения против сих в сем наставлении во 2 части главы 2, §2 и 3.] 1).аввакумовщина, от помянутого протопопа Аввакума 1656 года изникшие, они же в 1690 и онуфриевщина, по ученику его Онуфрию, чернецу. [Против сих положения те же.] 2).Никитовщина, от распопы Никиты, бывшего 1666 года, о коем показано в §1, под числом XII и XIV, и подобные им. Софонтьевщина, от чёрного попа Софония, современника Онуфриева, они ж и стариковщина. [См. положение во 2 части, глава 2, §4.] 3).Диаконовщина, от нерехтенского диакона Александра, постриженника Софониева (в бельцах Андреяна), управлявшего корженцами; от него ж, думать надобно, с 1706 года и кадильники. [См. положение во 2 части, глава 2, §6. О мнении сих в части 1, §3, III, п.4.] 4).Иовлевщина, от раковского игумена Иова, который бежал оттуда на Украйну в Рышлину, где, поставив монастырь Ильгов, съехал на Дон, с Дону ж на Кубань. [См. во 2 части, глава 2, §7 и 8. Положения о мнениях в части 1, §3, IV, п.5.] 5).Досифеовщина, от Досифея, чёрного попа, жившего по многим местам и за рубежом польским, и на Дону. [О сих в части 1, §3, III, п.6; а во 2-й части глава 2, §9.] 6).Степановщина, от Стефана беглого попа, о коем упомянуто в §1, под числом XV, и пасховерцы, от них изшедшие. [Мнение сих см. в сем наставлении часть 1, §3, III, п.7.] 7).Асафовщина, от Иоасафа Раковского, чёрного попа, который построил Котковский монастырь; там же §1, знак XVI. К сим ныне до поповщины же относятся: [О мнении ветковцев см. часть 1, §3, III, п.8.] 8).все обще ветковцы 42 . 9).Епифановцы 43 , от Епифания монаха киевского, который, бежав в Яссы 1724 года, обманом посвятился там от митрополита во епископа. [Мнение сих в сем наставлении часть 1, §3, III, п.10.] 10).Чернобольцы, по местечку Черноболь так именуемые, от мужика Илариона «коровьи ножки», в Польше 1775 года явившиеся. [Мнение сих там же.] 11).Сусловщина, от Фёдора Григорьева Суслова, орловского жителя. [Мнение сих там же.] 12).Перемазанцы, кои, быв прежде ветковцами, 1771 года в моровое поветрие на Москве в Ямской Рогожской, под именем кладбища, состроили себе монастырь и 1777 года произникли от попа Василия, беглого господского человека, они же и иорженцы 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Сход за аренду лавок назначен был на содержание бурсы. В 1790 году Дмитриевский храм, пришедший в ветхость, был упразднен и из суммы, вырученной от продажи иконостаса и материалов, 1 500 р. положено в опекунский совет с тем, чтобы получаемые с них проценты были употребляемы на содержание бурсаков. В 1780 году, по упразднению Покровской церкви на Покровке, бывшие во владении оной каменные лавки в москательном ряду поступили в собственность академии и доход с них, простиравшийся до 150 р. назначен на содержание бурсы» 224 и пр. В 4-х, являлись благотворители, которые делали денежные вклады на содержание лучших учеников. 225 К подобным же средствам содержания духовно-учебных заведений прибегали архиереи и других епархий. Так, «правление Астраханской семинарии, помещаясь в Троицком монастыре в городе Астрахани, отдавало в наем многие покои этого монастыря и кроме того, имело немало доходов в пользу семинарии от торга, от рыбной ловли и от разных приписных мест». 226 Многим духовным заведениям помогали монастыри. Троицкая Сергиева лавра, например, помогала Троицкой семинарии, Киево-братский монастырь помогал нуждающимся бурсакам Киевской академии, Перервинский монастырь, по распоряжению Платона, ежегодно выдавал учителям Московской академии по 150 р. и содержал на свои средства училище. 227 Одним из важных и в очень широких размерах практиковавшихся способов к содержанию учеников в духовных школах было зачисление за ними мест священно церковнослужителей еще до окончания ими учебного курса. Это средство содержания бедных учеников семинарии дозволялось даже св. Синодом. 228 Посредством зачисления на праздные священно и церковнослужительские места обеспечивались очень многие воспитанники духовно-учебных заведений. Так «в Воронежской семинарии в 1783 году пользовались доходами с зачисленных мест 47 воспитанников; во Владимирской семинарии с 1771 года ежегодно таким образом обеспечивалось до 50 учеников; в Севской семинарии в 1780 гг. ежегодно насчитывалось с зачисленными местами человек по 100, а в 1790 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Правило 1-го собора 15: «За многое 1771 мятежное и 1772 говоры бывающая, изволися отнюдь отвержену быть обычаю 1773 иже чрез правило 1774 , аще обретошася в коих частях, яко не преходить 1775 от града в град ни епископу, пи попу, ни диакону; аще кто чрез повеление великого и святого собора сицево что сдеет, ли предастся таковой вещи, отвержен будет по всему сотворению и вдан будет 1776 церкви, ейже епископ или поп поставлен бысть». Толк.: «Правило се не токмо епископам преступать от града в град отрицает отнюдь, но и пресвитерам и дьяконам, и створшая нечто таково, в свой град и в своей церкви паки воспящатись повелевает, в нихже поставлены быша. Первое же и второе правило иже в Средци жесточае таковые мучить, отставляя сих от святого общения, и таковою епитимией запрещает им». Правило 16 того же: «Елико их, дерзостне, ни страха Божьего пред очима имуще, ни церковного правила ведуще, отыдут от церкви попы, или диаконы, или всяко в правиле испытаеми, сии никако же суть достойны приятны быть в иной церкви, но всему их нудить требе есть возвращаться в свою страну, ли пребывающим без причащения пребывать им». От поместного собора иже в Лаодикии правило 13: «Яко не повелевать 1777 народам творить избрания хотящим поставленным быть в святительстве». Толк.: «Судом и избранием митрополита и сущих в области епископов поставлен бывает епископ; аще не тако кто возведен будет на епископство, но мирскими людьми избран, не избран есть и не приятен». Правило седьмого собора 3 1778 : «Весь причет, бывающий от князя, епископа, или попа, или диакона, неизвестну быть 1779 по правилу глаголющему 1780 : «Аще кто епископ к мирским князьям приложится и тех ради удержан будет от церкви, да отвержен будет 1781 и отлучен, и приобщающиеся с ним, все». Подобает бо хотящего ввести в епископство, да от епископ причтен будет, якоже от святых Отцов наших иже в Никеи заповедано есть в кануне, глаголющем: «Епископа подобает убо от всех иже в епархии поставлять; аще ли неудобно таковое будет, или находящаей ради беды или долготы ради пути, от всякого трем вкупе собравшимся, спричтеном бывающим от всех 1782 и сложенным писанием, тогда поставление творить; известное же бывающих даяти по коейждо епархии митрополиту».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИУССКОЕ КЛАДБИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Миусское кладище г. Москвы Миусское кладбище учреждено во время эпидемии чумы 1770 - 1771 годов за Камер-Коллежским валом близ местности Миусы, от которой и получило свое название. Интересно происхождение названия местности: Миусы (Миусское поле) известно с конца XVIII в., когда его приспособили под склад и продажу лесоматериалов (в XIX в. территорию называли Миусская Лесная). Есть версия, что во время строительства в 1696 г. Петром I в устье реки Миус (на Азовском море) новой гавани здесь мог размещаться склад материалов для неё. В то же время бытует легенда, что здесь был казнён сподвижник Степана Разина казак Миюска. Некоторые исследователи выводят это название из тюркского языка (мюс, мюйюз - " рог, " угол " ). На Миусском кладбище главным образом хоронили купцов, ремесленников и мещан из соседних районов - Бутырок и Марьиной рощи. С XVIII на кладбище располагается храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии . Литература Использованные материалы Редакция текста от: 27.03.2022 14:03:56 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/20150.html

В День русской скорби в Симферополе состоится пикет-стояние Симферополь, 15 июля 2004 г. 17 июля  по инициативе Таврического общества ревнителей памяти Государя Императора Николая II в Симферополе состоится пикет-стояние, приуроченный ко дню злодейского убийства Царской Семьи - Дню русской скорби, сообщает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов. Как сообщили организаторы, пикет пройдет у памятника-обелиска князю Василию Долгорукову-Крымскому, бывшему в XVIII веке главнокомандующим Москвы – у первого классического памятника, установленного в Симферополе в 1842 году. Обелиск сооружен на месте, где в 1771 году, по преданию, находилась палатка командующего 2-й Русской армии генерала В.М. Долгорукова. Руководимые им войска оттеснили вторгшиеся на территорию современной Украины вооруженные силы крымского хана, штурмом взяли Перекопскую крепость и, сломив татарско-турецкое сопротивление, заняли весь Крым. Татарские националисты не первый год мечтают об уничтожении этого памятника русской истории. Газета " Кърым " (1 февраля 2002 года) так писала об обелиске: " Ненавистное свидетельство нашего оскорбленного прошлого, нашей трагедии. Сколько еще его шпиль будет вонзаться в израненные крымскотатарские сердца и чистое небо Крыма ...ведь это совсем не трудно - набросить на шпиль трос и с помощью одной-двух мощных машин потянуть " . Сегодня в защиту Долгоруковского обелиска выступает Республиканский комитет по охране культурного наследия Автономной Республики Крым. Примечательно, что некоторые представители комитета уже выразили готовность участвовать в пикете-стоянии, приуроченному ко дню русской скорби. 15 июля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10469.html

Протоиерей Александр Ильяшенко: Христианина должно отличать уважение к личности «Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя», — прокомментировал прот. Александр Ильяшенко высказывания Максима Степаненко. 12 декабря, 2013 «Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя», — прокомментировал прот. Александр Ильяшенко высказывания Максима Степаненко. фото: pravoslavie.ru Председатель миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко предложил называть матерным словом женщин, которые воспитывают детей, рожденных вне брака. Кроме того, по его мнению, нецензурным словом можно называть также всех, кто состоит в гражданском браке, а мальчики, воспитанные матерью без отца, имеют склонность к гомосексуализму. «Мужчины, воспитанные женщиной в разводе, мужчины воспитанные без влияния дедов, на худой конец дядей или чужих авторитетных мужчин (священника, тренеров спортивной команды, командиров в армии) — это уже априори психический и духовный урод, калека. Сыновья матерей-одиночек чаще, чем юноши из полноценных семей впадают в блуд и/или гомосексуализм. Почему сыновья матерей одиночек склонны к блуду — об этом будет отдельная статья», — говорится в статье, которую цитирует Газета.Ru . Как на самом деле принято относиться к матерям-одиночкам в Церкви, и чем может быть мотивировано достаточно резкая позиция представителя Томской епархии?  Прокомментировать высказывания Максима Степаненко, редакция ПравМира попросила протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса.   Первое, что должно отличать человека воспитанного, человека благородного, каким, собственно, и должен быть христианин – это уважение к человеческой личности. Даже если эта личность совершила какую-то жизненную ошибку, грех, или, волею судеб, оказалась в трудной ситуации, — никто не вправе эту личность унижать. Русский язык, действительно, богат и могуч. Есть в русском языке очень емкое слово, — «сквернословие». Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя. Как же можно сквернословить, когда сам апостол Павел призывал: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.3. 8). Далее он продолжает: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». (Кол.3. 12-14).

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-ilyashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010