У нас предварительная цензура духовных книг впервые узаконена Духовным Регламентом Петра Великого, В этом Регламенте сказано: «аще кто, о чем богословное письмо сочинит, и то ему не печатовать вскоре, но первее презентовать в коллегиум (т. е. в Синод), а коллегиум рассмотреть должен, нет-ли какого в письме оном погрешения, учению православному противного». Нужно заметить, что до Петра Великого у нас существовала только одна типография (в Москве), которая хотя и называлась государевым печатным двором, но находилась собственно в непосредственном ведении духовной власти и в ней печатались почти исключительно церковный книги. Только в 1727 году учреждена была первая светская типография при Академии Наук, затем появились и другие при разных казенных ведомствах. А первая вольная типография открыта, с особого разрешения правительства, только в 1771 году. Она поставлена была под наблюдение Академии Наук и полиции. Вскоре потом, с распространением вольных типографий, к ним приставлены были особые смотрители, обязанные наблюдать, чтобы в печатаемых книгах не было ничего, «противного закону (Божию), правительству и благопристойности». Для цензурования книг в первом отношении назначены к вольным типографиям смотрители от Синода. Но эти смотрители не помешали вольным типографиям выпустить в свет массу книг в духе французских энциклопедистов и мартинистов. Особенно скомпрометировала себя в глазах духовного и светского правительства типография Новикова, о которой императрица Екатерина в 1787 г. писала московскому митрополиту Платону: «в рассуждении, что в типографии Новикова выходят многие странные книги, призовите к себе помянутого Новикова и прикажите испытать его в законе, равно и книги его типографии освидетельствовать: не скрывается ли в них умствований, не сходных с прямыми и чистыми правилами нашей веры православной и гражданской должности». Митрополит, действительно, нашел в некоторых книгах, изданных Новиковым, «странные мудрования», и вольная типография этого первого русского социалиста была закрыта, а книги, признанный опасными, запрещены.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

84). Не допускается только иноверцам после присоединения их к православной церкви жить с двумя или многими женами, а также и женам жить одной с несколькими мужьями; в этом случае требуется от многоженцев и от многомужниц выбрать себе одну жену и одного мужа; во исполнение этого условия им дозволяется опять продолжать брачное сожитие. Напр. в наказе Св. Синода Осетинской комиссии 8 апреля 1771 г. (П. Собр. Зак. 13592) предписано: в супружествах новокрещенных наблюдать, чтобы оставался муж с одной женой, если прежде многих имел, с коею он пожелает; то же разумеется и о женах 4 . Таким образом у нас постановлениями церковной и гражданской власти признано за общее правило, что в случае обращения в православную веру иноверцев-супругов, одного или обоих вместе, брак их признается в силе, без подтверждения церковным венчанием. Это закон действующий. Он должен быть применен и к браку раскольническому, записанному в метрическую книгу, в случае обращения супругов-раскольников в православную церковь ; это применение будет только подведением частного случая под общее правило. По справедливому замечанию обер-прокурора Прав. Сената Кони, если постановления, содержащияся в 79–84 ст. X. ч. I, Св. Зак., прилагаются к нехристианам, то тем более применимы они к раскольникам-христианам. (Рус. Вед. 1894. 292). При применении их к раскольникам не потребуется делать и тех снисхождений, какие предусмотрены в упомянутых статьях относительно иноверцев-нехристиан, так как по закону 19 апр. 1874 г. раскольнические браки, записанные в метрические книги, должны удовлетворять всем законным условиям, соблюдаемым и при заключении браков между лицами православного исповедания (т. X, ч. I, ст. 78 Св. Зак.). В особую группу должны быть выделены браки раскольников, не записанные ими в метрические книги. В виду того, что они не считаются законными с точки зрения гражданского закона, естественно спросить: как же должна относиться к ним церковная власть в случае обращения супругов-раскольников – одного или обоих – к православной церкви? Это отношение должно зависеть от того взгляда, какого будет держаться церковная власть на эти браки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Николая, с приделом Покрова. В сонном видении ему было внушено не строить церкви на прежнем месте, и потому он, вырубив свой сад, выстроил здесь, в 1753 г. церковь в ста саженях на восток от прежней церкви. Храм освящен игуменом Черменецкого монастыря Иоилем. В 1831 году храм возобновлен, поставлен на каменном фундаменте и к нему прибавлен придел во имя Св. Троицы. Это было сделано помещиком Александром Степановичем Обольяниновым на сборную сумму. Из благодарственного письма митрополита к Обольянинову видно, что обновление церкви стоило 10 т. р. асс. Храм этот деревянный, трехпрестольный. Сначала он был во имя св. Николая Чудотворца, отчего и называется доныне Никольским; при обновлении храма главный алтарь, холодный, был посвящен Св. Троице, а боковые – св. Николаю и Покрову. В главном алтаре антиминс освящен еписк. Никанором 1830 года, сентября 19 дня и подписан митр. Серафимом. В Покровском приделе освящен Амвросием архиепископом Новгородским и Великолуцким 1744 г., июля 19 и подписан 1753 г., апреля 20 Стефаном архиепископом Новгородским и Великолуцким; в Никольском приделе антиминс освящен Амвросием еписк. Старорусским и подписан митр. Амвросием. В храме достойны замечания: 1) Икона Св. Троицы. Ее писал в 1831 г. художник, Осташковский купец Колокольников, а в церковь пожертвовали Александр и Евдокия Степановы Обольяниновы: 2) Икона Тихвинской Божией Матери, работы иконописца Ефима Шемушкина в 1737 г., пожертвованная сюда генералом от инфантерии Петром Хрисанфовичем Обольяниновым; 3) Икона Преп. Сергия Радонежского, очень ветхая, но особенно уважаемая. Вода, которою омывается икона, считается целебною. Риза на икону сделана помещиком Александром Степ. Обольяниновым. В церкви погребены: сенатор генерал-поручик Николай Иерофеевич Муравьев (ум. 1771 г); потом – из рода Обольяниновых: Феодор Ефимович и Параскева Иларионовна, Степан Феодорович (ум. 1822 г.); Елизавета Ивановна (ум. 1835 г.); девица Параскева Степановна (ум. 1840 г.) и Александр Степанович (ум. 1865 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Губино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1889. Адрес: Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Губино Координаты: 55.6994, 39.12026 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. По устным преданиям, Губино (в прошлом - деревня Губинская) существует около 300 лет. Название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и властью старообрядцы. В те далекие годы Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев-помещиков: Измайловскую, Николаевскую, Александровскую. После 1861 года сюда переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы. Тихон Александрович Кокунов вскоре построил одноэтажный кирпичный корпус для ткацкой и красильно-аппретурной фабрики с керосиновым освещением. Серапион Александрович Кокунов открыл ткацкую фабрику в двухэтажном корпусе. Всего у Кокуновых на фабриках было 250 ручных станков. Кузьма и Степан Кокуновы владели торфяными машинами. Промышленная добыча торфа в окрестностях Губина началась в 1913 году. Губинское болото относилось к Ликинским торфоразработкам. Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня - икона Казанской Божией Матери. Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

http://sobory.ru/article/?object=12137

Дятлово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Рязанская обл., Рязанский р-н, с. Дятлово Координаты: 54.391841, 39.781739 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Дятлово под именем погоста упоминается в приправочных книгах Каменского стана. На погосте находилась деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Тот же погост на речке Лунке с церковью Успения Пречистой Богородицы упоминается в писцовых книгах 1628 и 1629 годов, где кроме того добавлено, что на погосте была другая церковь Парасковьи Пятницы. По окладным книгам 1676 года Дятлово значилось селом, в котором при церкви Успения Божьей Матери было 2 двора поповых, двор дьячков, двор пономарский, двор просфирницын и двор церковного бобыля. Вместо упоминаемой в XVII веке деревянной Успенской церкви, проданной будто бы в село Дашково, в 1771 году вдовой Парасковьей Степановной Вердеревской построена была деревянная церковь в честь Успенья Божьей Матери с приделом во имя Св. Мученицы Параскевы. С 1876 года в селе существовала при церкви школа, построенная прихожанами с помощью от земства. В XIX — начале XX века село входило в состав Долматовской волости Пронского уезда Рязанской губернии. В 1905 году в селе имелось 36 дворов. По материалам: Добролюбов, Иоанн Васильевич. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…/Сост. Иоанн Добролюбов. — Зарайск, 1884. — 2 т .  Населённые места Рязанской губернии/Под ред. И. И. Проходцова. — Рязанский губернский статистический комитет. — Рязань, 1906. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17561

В «смутное время», когда Гришка Отрепьев выдавал себя за убиенного царевича Дмитрия, архиепископ Феодосии стал одним из наиболее мужественных обличителей самозванца. Не страшась возможных гонений, владыка убеждал свою астраханскую паству не поддерживать Отрепьева и не учинять бунта. Сторонники Лжедмитрия пленили Феодосия и отправили его в столицу. В Москве владыка не отступился ни от одного своего слова. Представ перед Лжедмитрием, архиепископ Феодосии произнес: «Ведаю, что ты называешься царем, но прямое твое имя Бог весть, ибо прирожденный царевич Димитрий Иоаннович убиен в Угличе и мощи его тамо». Видя твердость Астраханского архиерея, Лжедмитрий только смог отослать архипастыря на патриарший двор, где, как известно, Феодосии продолжал и далее обличать самозванца. После казни Григория Отрепьева царь Василий Иоаннович Шуйский направил Феодосия в Углич для перенесения мощей царевича Дмитрия I в Москву, а затем с почестями отпустил владыку в Астрахань. Вторым Астраханским владыкою стал митрополит Онуфрий. Именно он распорядился построить храм во имя Казанской Божией Матери и память освобождения Астрахани от Ивана Заруцкого. В трудное время для Астрахани и России жил митрополит Иосиф. Во время бунта Степана Разина митрополит Иосиф просил астраханцев не творить бесчинств и не вставать на путь разбоя и убийства. После многочисленных угроз в адрес владыки, который укрывал в своем доме людей, приговоренных разинцами к казни, атаман Васька Ус с помощью палача Ларьки подвергли митрополита Иосифа пыткам, а затем возвели его на раскат и сбросили вниз. Митрополит Иосиф был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Его память чтиться 11 (24) мая вместе с равноапостольными словенскими учителями Кириллом и Мефодием. Митрополит Сампсон во время бунта с крестом вошел в Астрахань и остановил возмущение народа, а затем испросил у властей помилования для астраханцев. Благодаря трудам владыки в Астрахани был возведен прекрасный Успенский кафедральный Собор. В 1771 г. к Астрахани подошли войска Пугачева. По аналогии с Отрепьевым, Емельян Пугачев выдавал себя за умершего царевича Петра III. В это время правящим архиереем был епископ Мефодий, который смог убедить народ не поддерживать бунтарей и остаться верным властям. В знак благодарности, императрица Екатирина II весь суд над астраханцами отдала в руки владыки, сказав: «Что он над ними сделает, тому так и быть».

http://azbyka.ru/palomnik/Астрахань

От 24 июня 1822 г. причт и прихожане в прошении своем к епархиальному начальству прописывали: «так как в каменной Преображенской церкви, которая еще не освящена, из двух приделов Казанского и Ильинского, освященных, последний оказался планом испорчен – выдался против Казанского придела на 4 аршина, то они и испрашивали дозволение, не касаясь церковной суммы, на свои средства, выдавшуюся стену в алтаре сломать и устроить по плану», что и было разрешено. В 1883 г. приделы в трапезной церкви были значительно распространены и устроены по плану архитектора Войницкого, из коих придел Казанский освящен был 21 ноября 1884 г., а Ильинский – 13 октября 1885 г. Вместо прежде бывшей деревянной, каменная Никольская церковь построена в 1771 г. При обеих церквах одна каменная колокольня… Церковного капитала в процентных бумагах в 1889 г. состояло 4860 руб., в пользу священно-церковно-служителей имеется 2460 руб. К зданиям, составляющим церковную собственность, принадлежат: деревянный двухэтажный дом, в нижнем этаже которого помещаются церковные сторожа и бесприютные старцы, и шестиместный полок для торговцев, устроенный в 1876 г. Земская школа существует с 1875 г., в которой священник Сергий Стефанович Былинский состоит безмездным законоучителем, а до того времени обучением детей занимались члены местного причта. В состав причта, кроме села Гусевского погоста, входят деревни: Белясева, Барсукова, Степанова, Кольтина, Белькова, Забелина, Петрушева, Полухина и Левина, в коих числится муж. пола 2595 душ, жен. пола 2757 душ. В причте по штату 1873 г. состоят: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. Село Погост, в котором находится Спасо-Преображенский и Никольский храмы с часовней при них, расположены в 6 км от поселка Гусь Железный и в старых документах упоминается как “Гусський Погост”, хотя он (Погост) и намного старше этого рабочего поселка.

http://sobory.ru/article/?object=01070

В книге протоиерея О. Пэнэжко «Город Покров. Храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области», 2005 г. приведены собранные им сведения о храме. «Село получило название по речке Воспушке, на которой оно стоит. С середины 18 в. здесь стояла деревянная церковь, построенная местной помещицей Короваевой. В 1771 г. церковь сгорела, и владелец села Андрей Дмитриевич Сабуров построил каменный храм с главным престолом, освящённым во имя Иерусалимской иконы Божией Матери и с приделом (во втором этаже) святителя Николая Мирликийского. А. Д. Сабуров похоронен у западных дверей трапезной части. В 1842 г. пристроен южный придел прп. Иоанна Многострадального. Особенно чтились прихожанами храмовая икона Иерусалимской Божией Матери и резное изображение распятия. С 1884 г. в селе была церковно-приходская школа. В конце 19 - начале 20 вв. усадьбой владел Николай Агискритович Балин, известный благотворительной деятельностью, более 30 л. он был директором-распорядителем «Товарищества мануфактуры А. Я. Балина»... До революции 1917 г. церковь выполняла функции ЗАГСа повсеместно. В любом приходе велись Метрические книги. Они состояли из 3-х частей: часть 1. О раждающихся; часть 2. О бракосочетающихся; часть 3. Об умерших. Во Владимирском архиве сохранились книги прихода в селе Воспушка за 1801, 1804-1815, 1832-1838, 1848, 1857 гг. С 1828 по 1833 гг. священником прихода Иерусалимской иконы Божией Матери был отец Пётр Ефимов, дьяконом – Ефим Фёдоров. С 1833 по 1838 гг. в книгах стоят подписи отца Иоанна Давыдовского (иногда написано Давидовского) и дьякона Ефима Фёдорова. Записи велись постоянно. В конце года подсчитывалось число родившихся, венчавшихся, умерших по приходу в целом, с указанием по сословиям. Метрические книги с. Воспушка 1801 г. Запись о браке в начале 19 в. была совсем простой. «20 января. Вотчины графа Салтыкова д. Кобяков крестьянин Степан повторным браком понел (через «ять») девку той же вотчины д. Санина Федосью Петрову». Женихи назывались «крестьянин» и «отрок».

http://sobory.ru/article/?object=04412

В селе когда-то находились «помещичьи хоромные, дворовые и людские строения». Вероятно, усадьба размещалась около храма, – быть может, с западной стороны, напротив изящно оформленного входа. Село имело крестообразную планировку с двумя перпендикулярными улицами. Из него вели дороги в Фатеево и Ивашково, а вот Мышкинская дорога прежде проходила в стороне – южнее, за речкой Ергой. Примечательно, что в Егорьевском были две церкви – на другом берегу Ерги почти вплотную к селу располагался Никольский погост с храмом и домами причта. В описи 1806 года содержится описание: «Означенная церковь Чудотворца Николая есть каменная об одной главе, которая опаяна жестью. Крест железной вызолочен. Оная церковь покрыта вся тёсом и раскрашена разными красками… В алтаре три окошка с железными решётками и окончинами…» В храмовой части внизу четыре окна и боковые двери, а вверху четыре круглых окна. В трапезной два окна. Имелась колокольня с деревянным шпилем и четырьмя колоколами, весившими 10, 5, 2 и 1,5 пуда. Иконостас был «столярный, гладкой работы, по местам вызолочен, а по местам выкрашен синею краскою». В нём над местным рядом в два яруса размещались позолоченные клейма двунадесятых праздников. «Вверху сияние резное, кругом позлащённое. В нём написано Коронование Божия Матери». Посреди церкви висело хрустальное паникадило. Построение Никольского храма, как и Казанского, датируется 1771 годом, но в нём находился антиминс 1757 года. Никольская церковь построена помещиком Стефаном Стефановичем Скрипицыным и, вероятно, изначально была домовым усадебным храмом. Известно, что в 1770-х годах прапорщику Степану Скрипицыну принадлежали деревня Медведково и сельцо Кучино. Таким образом, в районе Егорьевского существовал целый куст имений. В 1810 году по указу Консистории от 28 октября малоприходная Никольская церковь присоединена к Казанской, став зимним храмом. При этом предварительно установлено, что расстояние между церквами 162 сажени 2 аршина (347 м), во время весеннего половодья сохраняется проход через речку Ергу по несъёмным лавам.

http://sobory.ru/article/?object=09588

На стене алтаря, там, где обычно в ростовских храмах помещается композиция «Почи Бог», написана «София Премудрость Божия» и «Преломление хлеба апостолом Петром». На столбах, входящих в состав каменной алтарной преграды, и на выступах алтарных апсид в крупных медальонах помещены погрудные изображения прославленных деятелей вселенской и русской церкви (Григория епископа Армении, Стефана Сурожского, Григория Неокесарийского, Дионисия Ареопагита, Дионисия архимандрита Радонежского, Амфилохия Иконийского и др.). Значительная часть высокого помещения алтаря посвящена циклу «Страстей Христовых». Дьяконник отделен от основного помещения алтаря невысокой каменной преградой, на западной стороне которой написано: «Древо Иессеево», а на восточной «Богоматерь Знамение». В апсиде дьяконника написаны архидьяконы, а в центральном алтаре вселенские святители и патриархи. В 1778 г. артель ростовских иконописцев во главе с Андреем Матвеевым поновила живопись в Зачатьевском храме. Реставрация росписи была проведена под наблюдением и при участии иеромонаха Амфилохия (1740-1824), уроженца Ростова, который в 1770-х г.г. по указу Екатерины II реставрировал соборы Московского Кремля, а впоследствии стал широко известен своей подвижнической аскезой. Гробовой монах Амфилохий похоронен на паперти Зачатьевской церкви рядом со своим не менее знаменитым племянником архимандритом монастыря Иннокентием (1771-1847). В 1761-1764 г.г. осташковские резчики Сысой Изотов Шоломотов и Степан Никитин Бочкарев сделали великолепный 5-ярусный иконостас церкви, заслонивший первоначальный написанный на стене иконостас Ионы Сысоевича. Сильно раскрепованный и украшенный полукруглыми фронтонами, витыми колоннами, виноградными гроздьями и головками херувимов, иконостас принадлежит к числу лучших произведений монументальной резьбы в стиле русского барокко. Иконостас заканчивается эффектной и динамичной группой «Вознесения», где возносящийся Христос изображен со знаменем на фоне клубящихся облаков и летящих ангелов. В 1776-1779 г.г. иконостас был позолочен крестьянином с. Покровского Иваном Даниловым Сантеевым. Им же были сделаны и не дошедшие до нас резные сени над гробницами св. Иакова и св. Димитрия Ростовского. Иконы для иконостаса в типичной для барокко манере написал в 1780 г. придворный живописец Екатерины II Венедикт Вендерский. Среди храмовой утвари, хранящейся в фондах Ростовского музея, серебряная рака св. Димитрия Ростовского с надписью, сочиненной М. В. Ломоносовым (вклад императрицы Елизаветы Петровны).

http://sobory.ru/article/?object=05709

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010