А иерей Иусик, сняв груз со спины осла, внес домой. И жена иерея, открыв [мешок], взяла муки и замесила тесто. Когда хлеб испекся, она сказала иерею: – Пойди позови мальчика, скажи, пусть идет поест. Ибо они думали, что он с деревенскими мальчишками играет или, намучившись, спит [в тени] какой-нибудь стены или на крыше дома. Тэр Иусик пошел поискал его по всей деревне и не нашел. И мать, по присущей матерям жалостливости, забеспокоилась – не случилось ли что с парнем. С наступлением вечера родители стали еще больше тревожиться, ибо до этого думали, что, где бы он ни был, вечером вернется домой. [Они] провели всю ночь в тревоге, не сомкнув глаз. Особенно горько плакала мать, по привычке матерей тревожась за сына, – может, голоден он или хочет пить, может, случилось с ним что, где он да что с ним. Так, тревожась, в волнении провели всю ночь без сна отец и мать. Утром рано они [снова] стали расспрашивать [о нем] повсюду. Отец отправился в Востан, а мать – в Ван. Поиски их были тщетны. Они вернулись к себе домой и в безутешном горе, в слезах проводили дни и ночи. Прошло десять дней. И вот им повстречался один из слуг. Увидев их в слезах и с печальными лицами, он спросил о причине и, узнав, сказал: – Я видел Степаноса в такой-то день в селении Ани 500 . Он сказал [мне]: «Отец послал меня по делу в Беркри». Услышав об этом], они обрадовались и благословили того мужа и его путь. Тэр Иусик отправился в Беркри, пошел в монастырь Аргелан 501 и нашел отрока. Заплакав от радости, он сказал: – Сынок, что ты сделал с нами? Твоя мать и я исстрадались и выплакали все глаза, искали тебя в Ване и Востане, в деревне и городе. И продолжал: – Твоя мать испекла хлеб, и я искал тебя по всей деревне и не нашел. Степанос] спросил: – Из чего испекла моя мать хлеб? Иерей отвечал: – Из муки, которую ты привез с мельницы. Степанос два-три раза переспросил: – Разве то была мука? И отец отвечал: – Сынок, ты повез пшеницу на мельницу и привез муку. Что же это было, если не мука? И тогда Степанос сознался и сказал отцу:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Нужны ли обязательные огласительные беседы? Ответы пастырей Казалось бы, ответ на вопрос: нужны ли огласительные беседы ? – однозначен: конечно, нужны! Да и сам вопрос кому-то покажется странным. Действительно, что плохого в том, что решивший стать христианином перед Таинством Крещения больше узнает о вере, об учении Христа. Между тем у многих решивших креститься и особенно у тех, кто хочет крестить детей, сообщение о том, что необходимо обязательно пройти огласительные беседы, не всегда вызывает положительные эмоции. Бывает, что и открытый протест. И кто-то решение о крещении откладывает на неопределенное время. Так не теряет ли Церковь из-за этого прихожан? И есть ли польза от формального присутствия на таких беседах тех, кто на них пришел, «потому что так надо», «ради галочки»? Может быть, не стоит обязывать к оглашению тех, кто этого не хочет по тем или иным причинам? Мы попросили высказать свое мнение по этим вопросам пастырей. Дезертиры с поля духовной брани Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов) : – Не желающие узнать дух и букву церковной жизни потенциальными членами Церкви не являются, а представляются очевидными дезертирами с поля духовной битвы, формальное приобщение которых к числу спасающихся не оставляет без вины и тех, кто содействовал этой профанации. Лучше меньше да лучше, – скажет вам любой ответственный руководитель организации о своих подчиненных. Не думаю, что Церковь Христова даже в малой степени является бюрократическим сообществом, в котором количество адептов является существенным показателем ее благополучия. Употреби максимум усилий в деле оглашения Протоиерей Олег Стеняев Протоиерей Олег Стеняев : – Сказано: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4: 2–3). «Настой во время и не во время», то есть употреби максимум усилий в деле оглашения и катехизации, есть ли настроение тебя слушать («во время») или нет настроения тебя слушать («и не во время»). Но! Помни: если первая беседа не обеспечила вторую, значит, ты не отнесся правильно к ее подготовке.

http://pravoslavie.ru/93830.html

Город на крови – один ли? Город за городом. За Ниневией – Вавилон, за Вавилоном – Рим и сколько их еще. Тамерлан в средние века строил Самарканд – столицу мира. Еще сегодня показывают там каменную чашу, которую наполняли кровью. От этой крови пили вои­ны Тимура, прежде чем вскочить в седло и все сметать на своем пути. Хан хвалился тем, что где пронеслись его войска, там несколько лет даже трава не росла. Ширилась на всю вселенную империя. И далее великие строители городов на крови – Наполеон, Гитлер, СССР. Сами строители не ощущают себя зверьми. Они несут свободу и цивилизацию народам. Писатель Василий Шукшин назвал свой роман о Степане Разине «Я пришел дать вам волю». «– Степан, ты молодым Богу верил? – Не верил я Ему никогда». И воли не дал Степан, и сам сгинул. Герой многочисленных преданий и песен ни во что не ставил жизни, как своих врагов, так и соратников. Цари­цын, Астрахань и далее – города на крови, пролитой повстанцами. К городам на крови присоединяются города на костях, построенные ты­сячами невольников. Таков у нас на Приенисейской земле Норильск, город на вечной мерзлоте, усыпанной костями гулаговских зэков. И много таких городов и строек. Строителям городов на крови провозглашается горе: Вот, не от Ягве ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? Все труды таковых народных строек – для огня. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда ... земля и все дела на ней сгорят 293 . Уже и сейчас горят на земле города поработите­лей. И вовсе сгорят. Все мучения и лишения, которым, порой добровольно, подвергают себя племена – напрасны! Напрасно! – все напрасно! Таков печальный итог этих мучений. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости... 294 . Не таковы мучения строителей города на крови. Эти мучения напрасны, они рождают ветер и оставляют ни с чем. Такие племена, как трава, которая ут­ром вырастает, утром цветет и зеленеет, а вечером подсекается и засыхает 295 . Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его мес­то, и нет его 296 . И не вспомнит больше место некогда строивших на нем. Все уничтожило время...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Больной с высокомерною улыбкой указал на свой маленький сак; в нем Софья Матвеевна отыскала его указ об отставке или что-то в этом роде, по которому он всю жизнь проживал. Хозяин не унялся и говорил, что «надо их куда ни на есть принять, потому у нас не больница, а помрет, так еще, пожалуй, что выйдет, натерпимся». Софья Матвеевна заговорила было и с ним о докторе, но выходило, что если послать в «губернию», то до того могло дорого обойтись, что, уж конечно, надо было оставить о докторе всякую мысль. Она с тоской воротилась к своему больному. Степан Трофимович слабел все более и более. — Теперь прочитайте мне еще одно место… о свиньях, — произнес он вдруг. — Чего-с? — испугалась ужасно Софья Матвеевна. — О свиньях… это тут же… ces cochons… я помню, бесы вошли в свиней и все потонули. Прочтите мне это непременно; я вам после скажу, для чего. Я припомнить хочу буквально. Мне надо буквально. Софья Матвеевна знала Евангелие хорошо и тотчас отыскала от Луки то самое место, которое я и выставил эпиграфом к моей хронике. Приведу его здесь опять. «Тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся». — Друг мой, — произнес Степан Трофимович в большом волнении, — savez-vous, это чудесное и… необыкновенное место было мне всю жизнь камнем преткновения… dans ce livre… так что я это место еще с детства упомнил. Теперь же мне пришла одна мысль; une comparaison. Мне ужасно много приходит теперь мыслей: видите, это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, — это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века! Oui, cette Russie, que j " aimais toujours.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

— Зачем? Est-ce que je suis si malade? Mais rien de sérieux. И зачем нам посторонние люди? Еще узнают и — что тогда будет? Нет, нет, никто из посторонних, мы вместе, вместе! — Знаете, — сказал он помолчав, — прочтите мне еще что-нибудь, так, на выбор, что-нибудь, куда глаз попадет. Софья Матвеевна развернула и стала читать. — Где развернется, где развернется нечаянно, — по вторил он. — Это что? что? Это откуда? — Это из Апокалипсиса. — О, je m " en souviens, oui, l " Apocalypse. Lisez, lisez, я загадал по книге о нашей будущности, я хочу знать, что вышло; читайте с Ангела, с Ангела… — «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания божия. Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если б ты был холоден или горяч! Но поелику ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». — Это… и это в вашей книге! — воскликнул он, сверкая глазами и приподнимаясь с изголовья. — Я никогда не знал этого великого места! Слышите: скорее холодного, холодного, чем теплого, чем только теплого. О, я докажу. Только не оставляйте, не оставляйте меня одного! Мы докажем, мы докажем! — Да не оставлю же я вас, Степан Трофимович, никогда не оставлю-с! — схватила она его руки и сжала в своих, поднося их к сердцу, со слезами на глазах смотря на него. («Жалко уж очень мне их стало в ту минуту», — передавала она). Губы его задергались как бы судорожно. — Однако, Степан Трофимович, как же нам все-таки быть-с? Не дать ли знать кому из ваших знакомых али, может, родных? Но тут уж он до того испугался, что она и не рада была, что еще раз помянула. Трепеща и дрожа умолял он не звать никого, не предпринимать ничего; брал с нее слово, уговаривал: «Никого, никого! Мы одни, только одни, nous partirons ensemble». Очень худо было и то, что хозяева тоже стали беспокоиться, ворчали и приставали к Софье Матвеевне. Она им уплатила и постаралась показать деньги; это смягчило на время; но хозяин потребовал «вид» Степана Трофимовича.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Очень худо было и то, что хозяева тоже стали беспокоиться, ворчали и приставали к Софье Матвеевне. Она им уплатила и постаралась показать деньги; это смягчило на время; но хозяин потребовал «вид» Степана Трофимовича. Больной с высокомерною улыбкой указал на свой маленький сак; в нем Софья Матвеевна отыскала его указ об отставке или что-то в этом роде, по которому он всю жизнь проживал. Хозяин не унялся и говорил, что «надо их куда ни на есть принять, потому у нас не больница, а помрет, так еще, пожалуй, что выйдет; натерпимся». Софья Матвеевна заговорила было и с ним о докторе, но выходило, что если послать в «губернию», то до того могло дорого обойтись, что, уж конечно, надо было оставить о докторе всякую мысль. Она с тоской воротилась к своему больному. Степан Трофимович слабел всё более и более. — Теперь прочитайте мне еще одно место... о свиньях, — произнес он вдруг. — Чего-с? — испугалась ужасно Софья Матвеевна. — О свиньях... это тут же... ces cochons...   25 я помню, бесы вошли в свиней и все потонули. Прочтите мне это непременно; я вам после скажу, для чего. Я припомнить хочу буквально. Мне надо буквально. Софья Матвеевна знала Евангелие хорошо и тотчас отыскала от Луки то самое место, которое я и выставил эпиграфом к моей хронике. Приведу его здесь опять: «Тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся». — Друг мой, — произнес Степан Трофимович в большом волнении, — savez-vous, это чудесное и... необыкновенное место было мне всю жизнь камнем преткновения... dans ce livre...   26 так что я это место еще с детства упомнил. Теперь же мне пришла одна мысль; une comparaison.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1932...

«За мною грядущий»: к вопросу об экзегезе Евангелия от Иоанна 1:30 в контексте христологических споров Источник Содержание 1. Примеры экзегезы Ин. 1:30 в греческой христианской письменности (Ориген, Аполлинарий, свт. Иоанн Златоуст) 2. Ин. 1:30 в контексте антинесторианской полемики (свт. Кирилл Александрийский, Феодор Мопсуэстийский, Несторий) 3. Ин. 1:30 в контексте антимонофизитской полемики (свт. Фотий Великий, Степанос Сюнеци)     Настоящий доклад посвящен святоотеческой экзегезе слов св. Иоанна Крестителя из 1 гл. Евангелия от Иоанна ( Ин. 1:30 = Ин. 1:15 ), произнесенных перед крещением Господним во Иордане. «26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (πσω μου ρχεται νηρ δς μπροσθεν μου γεγονεν, τι πρτος μου ν)» ( Ин. 1:26–30 ). Последний стих данного фрагмента, понимавшийся как пророчество, духовное прозрение, откровение, позволял предлагать разные богословские интерпретации, которые оказались учтенными и востребованными в христологических спорах IV-V вв. Уже в древности христианские экзегеты констатировали неоднозначность Ин.1:30 1 . Толкование Ин. 1:30 содержится прежде всего у тех схолиастов, которые комментировали и истолковывали Евангелие от Иоанна – у Оригена , Аполинария Лаодикийского, Феодора Мопсуэстийского, свт. Иоанна Златоустог о, свт. Кирилла Александрийского , в некоторых катенах 2 (и в том числе у блаж. Феодорита 3 ). Другая группа памятников – это соборные акты (III и IV Вселенских Соборов), а также позднейшая полемическая письменность, которая в нашем докладе будет представлена одним из посланий к армянам свт. Фотия Великого. Надо отметить, что Ин. 1:30 толковался, как правило, профессиональными экзегетами Писания; у известнейших греческих отцов, писавших в разных богословских жанрах (таких как прпп. Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , свт. Григорий Палама ), толкование данного стиха не встречается или встречается крайне редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Бесы Роман-классика. Наверно самый тяжелый и мрачный роман у Ф.М. Достоевского – «Бесы». Это произведение входит в школьную программу. Произведение действительно пророческое. Автор еще до революции описал страшные и мощные силы, которые через какое-то время разорвали всю страну. «Бесы» это тот роман, в который и показал все мысли и переживания автора. Хорошо описал неверность революционных учений и о той страшной силе, которую они несут. Символична при этом смерть практически всех главных героев, которая и показывает к чему ведут такие учения.В седьмой том собрания сочинений Ф. М. Достоевского вошел роман „Бесы“ с приложением главы „У Тихона“. Федор Михайлович Достоевский Собрание сочинений в пятнадцати томах Том 7. Бесы Бесы Хоть убей, следа не видно, Сбились мы, что делать нам? В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. Сколько их, куда их гонят, Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? А. Пушкин Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. Евангелие от Луки Глава VIII, 32-6   Часть первая Глава первая Вместо введения: несколько подробностей из биографии многочтимого Степана Трофимовича Верховенского I Приступая к описанию недавних и столь странных событий, происшедших в нашем, доселе ничем не отличавшемся городе, я принужден, по неумению моему, начать несколько издалека, а именно некоторыми биографическими подробностями о талантливом и многочтимом Степане Трофимовиче Верховенском. Пусть эти подробности послужат лишь введением к предлагаемой хронике, а самая история, которую я намерен описывать, еще впереди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Вопрос о местоположении земного рая, служившего местопребыванием первой человеческой четы до грехопадения, принадлежит к числу труднейших вопросов библейской географии. История этого вопроса замечательна как по значительному количеству учёных сил, принимавших участие в решении проблемы, так и по необыкновенному разнообразию результатов, достигнутых исследователями. Это разнообразие ближайшим образом объясняется неясностью – при настоящем состоянии точных сведений по географии древнего мира – некоторых географических указаний, сделанных в тексте библейского повествования о земном рае. Необходимо выписать это повествование, для того чтобы яснее видеть, в каких пунктах оно неясно и могло более или менее затруднять толкователей. В книге Бытия 2:8–15 читается: И насадил Господь Бог рай в Эдеме (букв. с евр. в Эдене) на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Эдема (евр. Эдена) выходила река для орошения рая; и потом (букв. с евр. и оттуда) разделялась на четыре реки: Имя одной Фисон (евр. Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; И золото той земли хорошее·, там бдолах и камень оникс (евр. гашшогам). Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. Из рек, которые, по этому повествованию, вытекали из рая, составляя подразделения одного течения, самая известная и не допускающая колебаний относительно её местонахождения есть «четвёртая река Евфрат», западная из двух больших рек, между которыми находится Месопотамия. Относительно третьей реки могло бы возникать недоумение только по поводу названия её в евр. тексте именем Хиддекель. Но, с одной стороны, есть очевидно тоже, что ассир. Идиклат – форма, правда, в доселе известных памятниках вавилонско-ассирийского клинообразного письма только однажды встречающаяся, но зато не оставляющая сомнения, что она относится к той же реке, которая гораздо чаще называется сокращённым Диклат; последнее же название от древних вавилонян и ассириян перешло в позднейшее халдейское наречие: Диглат, в сирский язык: Дэклат, в арабский: Диджлат. С другой стороны, по древне-персидски та же река называлась Тигра (в Бундэгеш – Даград), от какового названия, очевидно, произошло уже греч. Τγρης или Τγρις (стр. 170 и сл.). Чтобы установить тожественность Τγρις и Диклат-Диглат, необходимо только прибавить, что буквы «р» и «л» заменяются иногда одна другою как в арийских, так и в семитских языках: ср. греч. σιγηρς=σιγηλς, κρβανος=κλβανος; евр. = , = ( Ис. 13:22 ).  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/g...

Поучение в день Сретения Господня Ныне у нас праздник Сретения Господня. Что же это за праздник такой? Кто это удостоился встретить Господа, когда и в каком месте? Вкратце я расскажу вам историю нынешнего праздника. В городе Иерусалиме был один праведный человек, по имени Симеон. Ему было обещано от Бога, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Долго ожидал он исполнения этого обещания. Вместе с этим он любил ходить в Божий храм и молиться Богу, и уже дожил до глубокой старости. Но вот от Пресвятой Девы Марии родился Иисус Христос. Прошло сорок дней после Его рождения, и Пресвятая Дева с обрученником своим, праведным Иосифом, по закону Моисееву, принесла Младенца Иисуса в храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа. В это время, по внушению Духа Божия, пришел во храм и праведный старец Симеон. Дух Святой открыл ему, что этот Младенец есть тот самый Спаситель, Который был ему обещан. С благоговением и радостью принял он Младенца Иисуса на свои старческие руки, благословил Бога и сказал: «теперь Ты, Владыка, отпускаешь с миром раба Твоего, как Ты и сказал мне, потому что увидели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей. Это свет к просвещению язычников и слава народа Твоего Израиля. В это же время была в храме восьмидесяти четырехлетняя вдова, пророчица Анна, которая более 60-ти лет жила при храме, и все это время проводила в посте и молитве. Подошла и она к Деве Марии, славила Бога и говорила о Христе всем ожидавшим избавления ( Лук. 2:22–39 ). Православные старики и старушки! К вам, прежде всего, я обращаю свое слово. Вы теперь знаете, какие люди удостоились видеть и встретить Господа в Божием храме – праведные старцы Симеон и Анна. Они любили быть в Божием храме, постились и молились, и всю жизнь свою служили Богу. За то и Господь возлюбил и почтил их праведную старость. И для вас, на старости лет, какое может быть лучшее пристанище, как не Божий храм? И какое может быть для вас лучшее занятие, как не молитва и пост? Старайтесь же при Господней помощи, с усердием и благоговением, приходить в Божий храм, и здесь, молясь о своем спасении, молитесь и за своих детей, за внуков и правнуков, за Отца-Государя и за весь мир христианский. По усердной молитве вашей, очами веры вы будете видеть здесь Самого Господа. Да, други мои, во св. храме живет Сам Бог. Св. царь Давид сказал: «Господь во храме святем Своем“ ( Псал. 10:3 ). И Сам Господь сказал царю Соломону по устроении храма Иерусалимского: «и очи Мои, и сердце Мое будет там во все дни» (2 Паралип. 7:16). Вот где вся ваша радость и свет очей ваших – в св. храме Господнем, в молитве усердной! Трудитесь же и молитесь, пока Господь пошлет к вам Своего мирного Ангела взять ваши души для вечного и радостного покоя на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010