Поучение при совершении таинства Елеосвящения По благочестивому желанию болящего брата нашего, раба Божия (имя рек), мы, священнослужители церкви, пришли сюда совершить над ним св. таинство Елеосвящения. Вместе с нами и вы, братия, пришли сюда вознести свои молитвы к Богу о ниспослании благодати и милости Божией болящему рабу Божиему (имя рек). Прекрасно поступаете вы, что в ваших немощах прибегаете к св. таинству Елеосвящения. Хорошо и то, что по усердию вашему пришли вы помолиться о болящем рабе Божием (имя рек). И то, и другое есть дело христианское и угодное Богу. Пользуясь настоящим случаем, для назидания вашего и в утешение болящего брата нашего, я хочу сказать вам, братие, о таинстве Елеосвящения и свое посильное слово. Таинство Елеосвящения состоит в том, что больной помазуется св. елеем, и призывается на него благодать исцеляющая. Таинство сие ведет свое начало от св. Апостолов, которые, получив власть от Самого Иисуса Христа, помазывали маслом многих больных, и исцеляли ( Марк. 6:13 ). Апостолы передали сие таинство своим преемникам – священнослужителям церкви, что видно из следующих слов св. Апостола Иакова: болен ли кто из вас? – да призовет пресвитеров церкви, чтобы они помолились над ним, помазав его елеем в имя Господне: и молитва веры исцелит больного, и Господь возставит его; и грехи, какие он сделал, простятся ему ( Иак. 5:14, 15 ). Из этих апостольских слов ясно видно и то, какую именно благодать и милость получаем мы от Иисуса Христа в таинстве Елеосвящения. Если молитва наша приносится с истинною верою и бывает угодна Богу, то в сем таинстве подастся христианину отпущение грехов и исцеление от болезни телесной. В этом именно и состоит сила сего таинства. И мы нередко видим примеры, что многие больные и, по-видимому, близкие к смерти, после таинства Елеосвящения, выздоравливают и живут несколько лет. Если же некоторые больные после таинства Елеосвящения умирают, то умирают, конечно, потому, что на это есть Божие определение, по которому, рано или поздно, и всем нам нужно умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение к поселянам в день Преображения Господня, – об одежде телесной и душевной, и пред св. Причащением Для нынешнего праздника Преображения Господня и вы, бр., преобразились. Вы пришли ныне в храм Божий в чистой одежде, опрятные, добрые и радостные. Да, друзья мои, не мешает нам соблюдать чистоту и благоприличие и в наружном нашем виде, особливо в праздничный день, когда нужно идти в храм Божий на молитву. В праздничные дни и церковь Божия повелевает своим служителям, чтобы они облачались в лучшие и светлые ризы, и службу Божию совершали бы с большею торжественностью и благолепием, нежели в простые дни. Но добрые мои слушатели! Преображение Господне было несравненно лучше нашего; оно было дивное и преславное. И так, послушайте о том, как преобразился Христос, какая на Нем была одежда, и какое было Его лицо. Во св. Евангелии говорится, что И. Христос незадолго до Своих страданий, с учениками Своими – Петром, Иаковом и Иоанном, взошел на высокую гору Фавор и стал молиться. И когда Он молился, лицо Его просияло, как солнце, а одежда сделалась белая, как снег. К Нему явились два пророка – Моисей и Илия, и говорили с Ним о Его страданиях. Когда ученики увидели Господа в неизреченной славе, то им в это время так было хорошо с И. Христом, что апостол Петр в восторге души сказал Ему: Господи! хорошо нам здесь быть; построим здесь три палатки: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. И когда ап. Петр еще говорил, светоносное облако осенило учеников Христовых, и слышан был из облака глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение: Того послушайте ( Матф. 17:5 ). От такой неописанной славы Божией ученики в страхе закрыли лица свои и пали на землю. Вот как преобразился наш Господь. Чему же научает нас славное Преображение нашего Господа, Его просиявшее как солнце лицо, и белая как снег одежда? Тому ли, чтобы и мы украшали себя дорогими и нарядными одеждами? Нет, бр. мои, Господь не требует от нас никаких нарядных одежд и дорогих украшений, и они нам не нужны. Не в нарядах состоит слава христианина, и потому не пецыдеся чрезмерно о том, во что одеться. Для прикрытия грешного нашего тела довольно иметь одежду простую и чистую, соблюдать благоприличие, требуемое благоразумие, чтобы в самой одежде и во всем наружном виде нашем видно было не щегольство и пышность, а наше смирение и благоговение пред Богом. К этому-то я и сказал вам уже, что не мешает нам соблюдать и наружное благоприличие, особливо когда становимся на молитву, или идем в Божий храм. Такое благоприличие никто не осуждает. Но я хочу сказать вам о том, что христианин, искупленный кровью Христовою и назначенный для блаженства вечного, особенно должен заботиться об одежде души своей, о чистоте всей своей жизни, чтобы и тело, и душа были приятны Богу и достойны вечного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в субботу Лазареву, 6-й недели Великого поста и пред причащением Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже (Троп. в суб. Лазаря). Господь наш Иисус Христос пред своими страданиями в селе Вифании, недалеко отстоящем от Иерусалима, сотворил великое чудо. В этом селе жил друг Его Лазарь, с двумя сестрами – Марфою и Мариею. Случилось, что Лазарь тяжко заболел, а Иисус Христос шел в Иерусалим на праздник Пасхи. Узнав об этом, Марфа и Мария послали сказать Господу, что друг Его – Лазарь болен. Но Иисус Христос пробыл два дня на том месте, где находился, и Лазарь, не дождавшись Его, умер и похоронен. И едва только Иисус Христос пришел в Вифанию, как встречает плачущих сестер. «Господи, говорит Ему Марфа, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Тоже сказала и Мария, упавши в слезах к Его ногам. Господь всемогущий отвечал Марфе: «воскреснет брат твой. Где похоронен друг Мой – Лазарь? " » И вот Он приходит ко гробу и повелевает отвалить от него камень. «Господи, говорит Ему Марфа, уже слышан от тела его гнилой запах; ибо четыре дня как он похоронен“. Несмотря на это, Иисус Христос громким голосом сказал мертвецу: «Лазарь! Вставай, выходи вон!“ И Лазарь ожил и вышел из гроба ( Иоан. 11:1–44 ). Сие-то воскресение Лазаря воспоминает ныне св. Церковь . После этого чуда многие уверовали в Иисуса Христа; другие же вознегодовали на Него, и стали искать случая, чтобы убить Его; хотели убить и друга Его – Лазаря. Но Иисус Христос удалился; удалился на остров Кипр и Лазарь, где в сане архиерейском до конца жизни своей пожил благочестно и свято. – Теперь из этой св. истории мы извлечем для себя и слово назидания. Великое чудо воскресения Лазаря уверяет нас, что Иисус Христос есть истинный Бог, во власти Коего наша жизнь и смерть. Пред Своими страданиями, пред Своею смертью и воскресением Он показал миру, что как воскресил Он четверодневного Лазаря, так воскресит и всех умерших людей. И все умершие, всемогущею силою Божиею, в свое время воскреснут и восстанут из гробов своих для жизни вечной. И потому, чтобы ожидаемое нами воскресение и будущая жизнь были для нас отрадны, мы должны всегда иметь твердую веру в Иисуса Христа и прославлять Его, истинного Бога, должны помнить свой смертный час и приготовляться к нему. А это прославление и приготовление наше состоят в наших добрых делах, в ревностном служении Иисусу Христу. Чем больше приготовим мы добрых дел, чем усерднее будем служить Иисусу Христу, тем чище и светлее будет наша вера и любовь христианская, тем отраднее будет нам в день общего воскресения и Божия суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю 9-ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии было прочитано: Иисус Христос, после того как напитал пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, повелел ученикам своим переправиться на другую сторону Галилейского моря, а сам, отпустив народ, пошел на гору помолиться. Был уже вечер; ученики сели в корабль и доехали до средины моря. Но вот подул ветер, на море поднялась сильная буря, и корабль начало бросать волнами то в ту, то в другую сторону. К большому горю учеников наступила темная ночь, и они испугались и не знали, что делать. Но этого мало. Их застигает другое беспокойство. В четвертую стражу ночи Иисус Христос шел к ним по морю. Но при ночной темноте ученики не узнали Его и подумали, что это привидение, а потому от страха еще более испугались и закричали. Но Господь тотчас подал им Свой голос и сказал: успокойтесь, это Я, не бойтесь! Услыша голос Иисуса Христа, ап. Петр сказал Ему: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по водам. Господь сказал ему: иди. Тогда Петр вышел из корабля и пошел по воде; но, видя сильный ветер, он испугался, стал утопать и закричал: Господи! спаси меня. Господь тотчас протянул ему руку Свою, поддержал его и сказал ему: маловерный! зачем ты усумнился? И когда они вошли в корабль, то буря утихла ( Матф. 14:22–35 ). Добрые мои слушатели! Что такое и наша жизнь, как не море, обуреваемое волнами бед и напастей? Кто из нас не испытал, или не испытывает какого – либо горя и несчастья? Кто же может успокоить нас в наших бедах и горестях, как не тот же Господь, Который успокоил на море своих учеников, застигнутых бурею, и ап. Петра спас от потопления? В житиях святых много есть на это примеров; но я укажу на св. священномуч. Емелиана. По приказанию игемона Максимиана, его подняли на дерево и стали жечь его тело. Святитель Божий стал молиться Христу Богу, и Христос ему явился и сказал ему: «не бойся, Емелиане, Я с тобою!“ – и огонь не действовал на Емелиана. Потом игемон приказал растопить в котле олово и бросить в него св. епископа. И опять явился Христос верному рабу своему, взял его за руку, и со словами: «Аз есмь с тобою! невидимо сошел с ним в котел, и котел от сильного жара расселся и не повредил мученику. Игемон велел навязать большой камень на шею священномученика и бросить его в реку; но Господь явился св. мученику и, как Он некогда спас утопавшего ап, Петра, взяв его за руку, вывел на берег. Затем бросили св. Емелиана на растерзание зверям, и опять явился ему Господь и сказал: «дерзай, Емелиане, благий Мой раб и верный, Аз семь с тобою!“ – и звери, как кроткие агнцы, лизали ноги св. мученика. Наконец, велено было привязать св. мученика к колесу с железными острыми зубьями и скатить с горы: но св. мученик был отвязан и снят с колеса явившимся ему Господом (Чет.– Мин. 18 августа). Так, братие, Господь готов утешать и укреплять среди бед и скорбей и каждого из нас, если только мы крепко веруем в Него и покоряемся воле Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю по Рождестве Христове Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть ( Матф. 2:18 ). В настоящую неделю св. Церковь совершает память Св. младенцев, от Ирода царя за Младенца – Христа невинно избиенных. Расскажем кратко историю о избиении сих младенцев, а из истории извлечем для себя и слово назидания. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов, что в городе Вифлееме, от Пресвятой Девы Марии, нашего ради спасения, родился Царь – Господь наш Иисус Христос, то он смутился и хотел убить родившегося Младенца – Христа. Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч. Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелии так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Рама – это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилию. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: «матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: «какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но изсушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу» (Чет.-Мин. 29 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в день Благовещения Пресвятой Богородицы и пред св. Причащением Ныне у нас праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день радостный для всего рода человеческого. В этот самый день небесный служитель, св. Архангел Гавриил, по повелению Божию, предстал в городе Назарете к Пресвятой Деве Марии и, возвещая Ей радость, что от нее родится во плоти Спаситель мира, сказал ей: «радуйся, благодатная! Господь с тобою, благословенна ты между женами! Ты обрела благодать у Бога. Ты зачнешь во чреве твоем от Духа Святого и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус, Который спасет людей своих от грехов их“. Обрадованная Дева Мария с глубоким смирением ответствовала небесному благовестителю: «Я раба Господня, да будет мне по твоему глаголу“ ( Лук. 1:1, 28, 30, 31 ).» Какой ум, какой язык может изъяснить столь высокую радость Пресвятой Девы Марии? Изливая св. радость смиренной своей души, она говорила родственнице своей, праведной Елисавете: «величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы своей“ ( Лук. 1:46, 47, 48 ). Братие христиане! Радуясь нынешнему празднику, мы должны благодарить и прославлять Господа, благоволившего воплотиться от Пресвятой Девы Марии и принести нам вечную радость и спасение, должны благодарить и прославлять и Пречистую Деву Марию, от которой родился Спаситель мира. Но чем возблагодарим и прославим Господа, да соделаемся достойными радости небесной? чем возблагодарим и прославим Пречистую Деву Марию, да соделаемся достойными благодати Господней? Возблагодарим и прославим теми св. добродетелями, которыми просияла сама Пречистая Дева Мария, и которыми Она приобрела у Бога великую благодать. Она – Матерь рода христианского – просияла глубочайшим смирением, покорностью воле Божией, любовью к Богу, кротостью, чистотою. Если мы всегда будем украшать себя этими высокими добродетелями, то это будет от нас самое лучшее и достойное благодарение и прославление Спасителя мира и Его Пречистой Матери. Тогда сама Матерь рода христианского будет ходатайствовать за нас у престола Сына Своего и Бога. Нас будут хранить святые Ангелы, и мы приобретаем у Бога великую благодать. Господь будет пребывать в наших сердцах и посылать нам небесную радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в день усекновения главы Иоанна Крестителя Ныне у нас праздник усекновения честной главы св. славного пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Вот что говорится об этом усекновении в Четии-Минеи и Господнем Евангелии: Иудейский царь Ирод Агриппа прогнал законную жену свою и вступил в безаконное сожительство с Иродиадою, женою брата своего Филиппа. Св. Иоанн Креститель обличал Ирода пред всеми, как прелюбодея, и говорил ему: недостойно тебе иметь жену брата своего! Не терпя обличения, Ирод заключил св. Иоанна в темницу. Особенно же гневалась на св. праведника Иродиада; она хотела убить его, но не могла, ибо сам Ирод не дозволял ей этого и сохранял св. узника; он почитал Иоанна, как человека праведного и святого, слушал его, и по его словам творил много доброго. Но вот настал день рождения Ирода. Ирод созвал на большой пир своих князей, воевод и старейшин. На царском пиру много было всякого вина. Веселье продолжалось до поздней ночи. И гости, и сам царь были пьяны. У Иродиады же от законного мужа ее была дочь Иродия. Эта дочь явилась среди опьянелых гостей, стала плясать, и своим бесстыдным плясанием так угодила Ироду и гостям его, что Ирод сказал ей с клятвою: проси у меня, чего хочешь, я дам тебе даже до половины моего царства. Чего же хотелось беспутной плясавице? По научению злобной матери своей она сказала Ироду: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился такой просьбою; но, по причине данной клятвы и ради гостей своих, не захотел отказать плясавице. И тотчас, по приказанию царя, один из воинов пошел в темницу, и отсек у св. Иоанна голову, принес ее на блюде, и отдал девице, а девица отдала оную своей матери ( Марк. 6:17–29 . Чет.-Мин. 29-го августа). Видите, други мои, какое великое беззаконие сделал Ирод в пьяном виде! Он велел отсечь голову св. Иоанну Крестителю, тому великому праведнику, которого сам почитал и по его наставлению творил много доброго, которого сам хранил от убийства злобной Иродиады. – Пьянство помрачает смысл у самых царей, помрачает оно разум у всякого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю 4-ю великого поста Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом ( Марк. 9:29 ). В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды некоторый человек подошел к Иисусу Христу и, кланяясь Ему, говорил: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом злым. Всякий раз, когда схватывает его бес, терзает; и он испускает пену, скрежещет зубами и сохнет. Я просил Твоих учеников, чтобы выгнали его, но они не могли. И многократно, продолжал отец отрока, дух бросал его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. По просьбе и вере отца, Иисус Христос исцелил отрока. После того ученики спрашивали Иисуса Христа наедине: почему мы не могли выгнать беса? Он ответствовал: сей род ничем не может быть выгнан, как только молитвою и постом. Слушатели христиане! Таких бесноватых, о которых говорится в Евангелии, равно как и в нынешнем Евангелии, между нами, благодарение Господу, нет ни одного. И дай Господи, чтобы никогда их не было у нас. Но за то у нас есть другого рода бесноватые. Это те люди, которые живут беззаконною жизнью. У них душа нездрава, и о таких людях можно сказать, что они беснуются. Таких бесноватых, пожалуй, нам и не перечесть: они поселились почти в каждой семье, и везде можно видеть ихъ. А потому мы укажем только на немногих, укажем и средства к их излечению. Св. отцы Церкви называют бесноватыми людей пьянствующих, гневливых и злобных. Так св. Иоанн Златоуст говорит: «пьянство есть самоизвольное беснование, демон добровольный“ (слово о воскресении). «Воистинну гневливый не менее безумится, как и самые беснующиеся“ (из книг. собран. поуч. разн. св. отец 1803 года лист 159). Св. Тихон Воронежский говорит: тот дает место диаволу, кто гнев и злобу на ближнего своего держит. Уже таковым диавол, яко дух злобы, возобладал, и водит его, как пленника своего (о долж. христиан. лист. 83). Да, возлюбленные, люди пьянствующие, гневливые и злобные, точно, находятся во власти диавола и делают то, что угодно ему. Бес помрачает их сознание и разум и делает с ними, что хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю о расслабленном Бе некий человек, тридесят и осмь, лет имый в недузе своем (Иоанн. 5:5). Когда на земле жил во плоти Иисус Христос, в городе Иерусалиме была дивная купальня. При ней лежало множество больных, слепых, хромых и сухих, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень каждый год сходил в эту купальню и возмущал воду, и кто из больных прежде всех сходил в нее, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. При этом источнике исцелений находился еще такой человек, который проболел здесь 38 лет и не получил исцеления. Положение сего страдальца, по-видимому, было безнадежное: он так был слаб, что сам не мог войти в купальню, и не было у него благодетеля, который бы помог ему прежде других опуститься в нее в то время, когда ангел возмущал в ней воду. Но вот, наконец, дождался и он выздоровления. По случаю одного праздника пришел в Иерусалим Сам И. Христос. Увидев этого больного и узнав, что он лежит уже долгое время, спрашивает у него: «хочешь ли быть здоровым?» «Хочу, отвечал больной, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода.» Тогда Господь сказал ему: «встань, возьми постель твою и ходи!» И больной выздоровел и стал ходить. После того Иисус Христос увидел его в храме и сказал ему; «вот ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже.» Не мало ли и между нами, бр., бедствующих и несчастных. И нашим бедствиям, по-видимому, часто нет конца. Мы ищем помощи от людей, но не получаем: родные забывают нас, друзья изменяют нам, недруги радуются нашим бедствиям, – и мы с грустью в душе нередко говорим: не имеем человека, помогающего нам. Мы ищем помощи и от Самого Бога: на Него уповаем, день и ночь молимся Ему. Но, по-видимому, и Бог оставляет нас: Он как бы не видит наших страданий, не слышит наших молитв. Что делать нам, бр., в столь горьких обстоятельствах? Неужели страдать и погибать в отчаянии? Нет, возлюбленные, и Бог нас не оставит, и мы не погибнем, если всегда будем обращаться за помощью к христианской нашей вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю Апостола Фомы Когда Иисус Христос силою Своего Божества воскрес от гроба, то Он в самый день Своего воскресения явился Своим ученикам, собранным в одной горнице и, преподав им мир, показал им руки и ноги, и ребра Свои. Увидев Господа, ученики возрадовались великою радостью. Но между ними в это время не было апостола Фомы. Когда ученики сказали ему, что они видели Господа, то он ответил им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. И вот, по прошествии восьми дней после Своего воскресения, когда ученики опять собраны были в одной горнице, в том числе и Фома, является среди их воскресший Иисус Христос и, преподавав им мир, обращается к Фоме и говорит ему: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои, подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не буди не верующим, но верующим“. Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой!“ ( Иоан. 20:26, 27, 28 ). Что же было причиною, что апостол Фома не поверил ученикам о явлении им воскресшего Господа? Неужели в его уме и сердце было тогда совершенное неверие? Нет, это был верный ученик Иисуса Христа и в его сердце горела пламенная любовь к Нему. Но в то время, когда прочие ученики были обрадованы явлением воскресшего Господа, Фома оставался в каком-то недоумении и печали и, любя Господа, он не довольствовался тем, что слышал о Нем от учеников; он пламенно желал видеть Его своими глазами и даже своими руками осязать Его раны, чтобы радость живоносного воскресения Христова проникла и в его сердце. С другой стороны и Самому Спасителю нужно было ясно и осязательно уверить всех учеников Своих в истине Своего воскресения; ибо в то время многое тревожило учеников: страдания Спасителя их устрашили, и они разбежались; Спаситель, измученный и поруганный, был прибит ко кресту гвоздями, и бесценная кровь лилась из Его ран; на кресте Он умер и потом заключен во гроб; даже ко гробу была прилажена печать и стража Пилатова окружила Его: осиротевшие ученики, собравшись вместе, страха ради Иудейского, заперлись в одном доме. Следовательно, сколько душевных тревог выносили они в это время? И сколько сомнений и колебаний могло происходить в их душах? Чтобы все это рассеять и явить Себя Богом, победителем ада и смерти, Господь неоднократно является своим ученикам, вкушает пред ними пищу, а св. апостолу Фоме позволяет осязать Свои раны, кои на кресте Он получил. И св. Фома, видя пред собою самого воскресшего Господа, пред целым сонмом апостольским, от полноты духовной радости, с крепкою верою сказал Ему: «Господь мой и Бог мой!“ Таким образом апостол Фома засвидетельствовал, что распятый и умерший на кресте за спасение мира Иисус Христос воистину воскрес из мертвых и есть истинный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010