В 1828-1832 гг. владельцем Пехры-Яковлевского был князь Иван Алексеевич Гагарин (1771-1832), некогда отличившийся при штурме Измаила (1791), сенатор и действительный тайный советник. С 1832 по 1835 гг. Пехрой-Яковлевским владела А.Д. Нарышкина, с 1835 по 1870-е - Шелашниковы. Этот старинный московский дворянский род дал России немало достойных сынов. Последними перед 1917 г. владельцами Пехры-Яковлевского была семья Роопов: Мария, дочь С.П. и А.Б. Шелашниковых, выйдя замуж за Х.Х. Роопа, получила имение в качестве приданого. Выходец из дворян Эстляндской губернии, Христофор Христофорович Рооп (1831 - после 1917) был выпускником Императорской военной академии (впоследствии Николаевская военная академия генерального штаба), имел звание генерала от инфантерии и все высшие ордена Российской империи; в 1890 г. император Александр III назначил его членом Государственного совета. Обстоятельства и дата смерти его (уже после 1917г.) не известны. Его жена Мария Степановна умерла в 1918 г. и была похоронена возле храма; могилу ее, как и весь некрополь Пехры-Яковлевского, в безбожные годы сравняли с землей. Яковлевское к началу ХХ в. обросло небольшими текстильными производствами; вокруг расположилось целых пять фабрик. Спасская церковь уже с середины XIX в. из усадебной превратилась в приходскую. В 1852 г. в Пехре-Яковлевском было 25 крестьянских дворов с населением 192 человека; к началу ХХ в. 66 дворов с 345 жителями. На средства столь скромного прихода, конечно, содержать причт и поддерживать благолепие в храме было бы невозможно, если бы не забота владельцев Пехра-Яковлевского, кроме того, причту храма принадлежал небольшой участок земли. Храм был своего рода духовным центром: практически вся территория нынешней Балашихи относилась к этому приходу. Известно имя протоиерея Николая Воинова, служившего в Спасской церкви с 1895г. Даже по отрывочным сведениям, найденным в архивах, перед нами предстает образ достойного пастыря. В 1908 г. отец Николай Воинов был награжден наперсным крестом. В 1914 г. за усердные труды он был награжден Орденом Св. Анны. Награжденные этим орденом получали право личного дворянства. Служение его продолжалось в тяжкие послереволюционные годы. В сан протоиерея отец Николай был возведен в 1920 г. указом патриарха Тихона. Последние архивные данные, касающиеся отца Николая, относятся к 1926 г., это " Список лиц, лишенных избирательных прав " : Войнов Николай Никол., свящ., нетрудовой доход (пункт " Г " ). Дальнейшая судьба протоиерея Николая Воинова неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=01244

Ранее в одном из своих выступлений Артур Парфенчиков призвал «начать сбор средств с самих себя». Членам Правительства, а также сотрудникам органов исполнительной власти он предложил внести пожертвования в размере однодневного заработка. При этом Глава подчеркнул, что пожертвования должны быть добровольными. Сам Артур Парфенчиков сделал благотворительный взнос одним из первых, перечислив на счет фонда 100 тысяч рублей. На текущей неделе пожертвования внесли сотрудники органов исполнительной власти Карелии. На счет фонда было перечислено 523 тысячи рублей. Сбор средств продолжается. Напомним, что на предложение Артура Парфенчикова откликнулись многие руководители субъектов Российской Федерации, видные политические деятели, а также известные артисты, которые поддержали идею проведения серии благотворительных концертов. Так, в рамках первого концерта «Сила любви», который прошел на полях Восточного экономического форума, на воссоздание Успенской церкви было собрано порядка 80 тысяч рублей. Следующие благотворительные концерты пройдут в Москве и Улан-Удэ. Успенская церковь в Кондопоге была построена в 1774 году в память о погибших крестьянах при Кижском восстании 1769-1771 годов, она была одной из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере, ее высота - 42 метра. Храм был объектом культурного наследия федерального значения. Богослужения в нем не велись с 2015 года. Пожар произошел 10 августа. По предварительным данным, его причиной стал поджог. Подозреваемым в поджоге является 15-летний школьник из Петрозаводска. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/15/ar...

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 194. 8304; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 122. Соч.: Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви//ПС. 1888. Февр.-дек.; О необходимости религиозного знания//Там же. 1888. Нояб. С. 385-396; Слово на день архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных//Изв. Казанской епархии. 1888. 24. С. 557-564; Поучение в Неделю крестопоклонную//Там же. 1889. 7. С. 144-148; Христианский взгляд на бедствия и несчастия жизни. Каз., 1891; Сила пастырского влияния//ПС. 1900. Дек. С. 596-598; Жизнь без Бога: Публичное богосл. чтение. Каз., 1903; Отчего душа болит. Симферополь, 1905; Публичные богословские чтения. Тобольск, 1913; Антихрист. М., 1914. Лит.: Наречение и хиротония ректора Казанской Духовной Академии архим. Алексия во еп. Чистопольского, первого викария Казанской епархии//ЦВед. 1900. 40. Приб. С. 1609-1611; Высокопреосвященнейший Алексий, экзарх Грузии, архиеп. Карталинский и Кахетинский//ЦВед. 1913. 41. Приб. С. 1861-1862; Архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Алексий: (Некролог)//ЦВед. 1914. 21. Приб. С. 972. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64670.html

С 1847 по 1928 годы в трапезной собора находилась икона Троицы «Зырянская» XIV века, уникальная своими надписями на коми-зырянском языке, сделанными древнепермским письмом. В настоящее время в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея. Информация сайта и Историко-археологического сборника И.К. Степановского ВОЛОГОДСКАЯ СТАРИНА. До постройки Воскресенского собора службы проводились круглогодично в неотапливаемом Софийском соборе. Так продолжалось почти два столетия, с конца XVI до последней трети XVIII века. Сохранились сведения, что во время зимнего богослужения в Софии правящему архиерею, чтобы тот не замерз, вкладывали в одежду горячие камни. Решение о постройке теплого (зимнего) кафедрального собора, предназначенного для богослужения в основном в зимнее время, было принято в начале 1750-х годов при епископе Серапионе. Под размещение храма, который планировалось освятить во имя Сретения Господня, выбрали место у «северной стены» Софийского собора. «Строение сего собора – указывает в своей книге «Вологда в ее старине» (1914 г.) искусствовед Г. К. Лукомский, – начато было в 1757 году и около 1770 года при преосвященном Иосифе Золотом было почти окончено, но оно оказалось, как сказано в особом современном документе, «к достройке весьма не надежным». По освидетельствовании его в 1771 году «присланным из конторы Комиссии Экономии за архитектора Карлом Паульсоном, найдены были на нем многие на арках, в сводах и стенах расселины; и потому определено было: весь оный собор разобрать». Потерпев первую неудачу, епископ и не думал отказываться от идеи возведения теплого собора. В. И. Соколов – автор книги «Вологда: История строительства и благоустройства города» (1977 г.) – указывает, что очищая место под сооружение нового собора, Иосиф Золотой приказал снести угловую Юго-Восточную башню Архиерейского подворья, в которой помещался архиерейский судный приказ, а позже духовная консистория. После сноса башни, в 1772 году состоялась закладка собора. На его постройку было разрешено брать камень, заготовленный при Иване IV для постройки каменных стен Вологодского кремля. Таким образом, Воскресенский собор построен в конце XVIII века из кирпича XVI века!

http://sobory.ru/article/?object=00234

Примерно в 1785 году в очередной раз происходит смена владельца. Новым хозяином села стал князь Александр Алексеевич Вяземский (1727-1793). Это был видный екатерининский сановник, действительный тайный советник, генерал-прокурор Сената. Занимая высокую государственную должность, был известен неподкупностью и принципиальностью, деятельно руководил ведомством юстиции, а также стал основоположником строгой финансовой отчётности. В первой половине – середине XIX века село принадлежало гвардии штабс-капитану графу Фёдору Степановичу Апраксину (1816-1858) – представителю ещё одной аристократической фамилии. О храмах наиболее ранние сведения содержатся в Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов: «…а в селе церковь Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа да тёплой храм Пречистыя Богородицы Курския, да предел мученика Христова Андрея Стратилата, древяны, клецки, а у Рождества Христова верх шатровой, а в церквах образы, книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинное». Неизвестно, когда и кем были основаны церкви, но придел Андрея Стратилата, очевидно, создал князь А.Ф. Мосальский в честь своего святого покровителя. В середине XVIII столетия взамен исконно существовавших деревянных храмов возводится каменный. Церковь Рождества Христова «строением начата» в 1754 году по благословенной храмоздательной грамоте ростовского митрополита Арсения (Мацеевича). 5 сентября 1771 года священник Степан Иванов подал прошение епископу Афанасию об освящении тёплого придела Рождества Пресвятой Богородицы. Но, видимо, обнаружились какие-то препятствия – придел был освящён 24 мая 1775 года архимандритом Борисоглебского монастыря Венедиктом. С течением времени завершается основной храм. В начале сентября 1787 года священник Кондрат Иродионов подал прошение архиепископу Арсению (Верещагину) об освящении престола и выдаче антиминса, поскольку «ныне и вышеписанная настоящая церковь всем приличествующим церковным благолепием убрана и украшена и к освящению состоит в готовности».

http://sobory.ru/article/?object=17478

Николаевская кладбищенская церковь построена в 1824 г. тщанием граждан, каменная, крепкая, теплая. Престол в ней один. Церкви принадлежат: деревянная сторожка, двухэтажный дом, у коего низ каменный, а верх деревянный, и деревянный флигель для помещения причта. Усадьба устроена в 1860 г., а флигель в 1865 г. Ближайшая церковь Успенская. Священник и диакон живут в церковном доме; диакон имеет собственный дом и одно пустопорожнее место. Священник Николай Розанов, диакон Николай Орлов. Прихожан при церкви не имеется. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. История Никольского прихода началась в эпоху императрицы Екатерины II. В 1771-1772 гг. в Дмитриевске (так назывался в ту пору Камышин) распространилось моровое поветрие - эпидемия чумы, унесшая множество жизней. Чтобы ограничить распространение опасного заболевания, городские власти запретили захоронение умерших при храмах, которые располагались в центре города. Под кладбище был выделен отдалённый участок " выгонной " земли, при которой была построена небольшая деревянная церковь. 22 марта 1775 года вновь построенную церковь освятил протопоп Степанов во имя Святителя Николая Чудотворца. Она стала четвёртым православным храмом города. Тогда же самая протяжённая городская улица, с которой верующие входили в церковные ворота, получила название " Никольская " (ныне Калинина). Полвека усопших жителей Камышина отпевали в Никольском храме. А в 1824-1825 гг. кладбищенская деревянная церковь " тщанием горожан " была перестроена в каменную. Храм был выстроен в классическом стиле, с колоннами дорического ордера. Это был однокупольный храм общей площадью 339 кв. м, с высотой купола 13 м и вместимостью 800 человек. Горожане очень тщетно заботились о храме, всячески благоукрашали его. В 1909 году была предпринята ещё одна попытка перестроить Никольскую церковь. Для этого епархиальный архитектор Петропавловский разработал проект новой церкви. Начавшийся сбор средств с целью перестройки святыни, а позже начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшие за ней события 1917 года не позволили этому проекту воплотиться в жизнь. Антицерковный угар 30-х годов ХХ века принёс свои скорбные плоды. В Камышине были разобраны на кирпичичетыре православных храма (из 5 действующих). Для верующих оставили только Никольскую церковь. Но и она была закрыта в 1933 году. Через несколько лет была разобрана колокольня Никольского храма (за ненадобностью). Здание самой церкви уцелело, но было осквернено - более 10 лет здесь размещались хозяйственные склады.

http://sobory.ru/article/?object=21767

просил об отказе ему этого имения с предоставлением копий с межевых книг. При отказе в 1769 г. Полибиным имения при селе Мерзлом с деревней и пустошами упоминалась «в селе Мерзлом церковь во имя Сергия чудотворца, в том же селе двор помещиков со всеми строениями, дворовых людей и крестьян мужского пола 66, женского 60 душ». Из дела Переславской духовной консистории за 1755 г. узнаем, что до 1751 г. настоятелем храма в честь Обновления храма Воскресения Христова в селе Мерзлом Дмитровского уезда состоял престарелый священник Стефан (Степан) Иванов. Еще в 1748 г. «церкви Обновления храма Воскресения Христова приходские люди староста Тимофей Осипов, староста волостной Моисей Яковлев и крестьяне (…) быв на мирском сходе приговорили быть при той церкви дьячком попову сыну Андрею Степанову, понеже все мы признаем его человека доброго, а именно не пьяницу, не бийцу, не сварлива, в домостроении своем не ленивого». На место отца Стефана прихожане Воскресенской церкви села Мерзлова просили епископа Можайского и Волоколамского Серапиона рукоположить его сына дьячка той же церкви Андрея Степанова, который был рукоположен в июне 1751 г. в Переславском кафедральном Горицком монастыре в Всехсвятской церкви. На место дьячка был определен церковник Александр Григорьев, служивший при храме до 1763 г., который затем просил перевести его в приход Дмитровского уезда в село Ольявидово, а на свое место он сговорил пойти дьячка из церкви села Сенежи Петра Кондратьева. В межевом архиве сохранились два исторических плана села Мерзлова, датированные 1771 г., когда владение принадлежало подполковнику Петру Ильичу Полибину. Во владении состояло 63 десятин земли, в том числе под господским и крестьянским поселением 2 десятины 2084 кв. сажен. Большая часть земли была занята господской пашней. На втором плане обозначалась церковная земля храма Воскресения Христова, которая состояла из 35 десятин 406 кв. сажен преимущественно пашенной земли. Под деревянной церковью и кладбищем состояло 488 кв. сажен (на плане есть обозначение церкви).

http://sobory.ru/article/?object=20969

При рассмотрении дела в Духовной Консистории была подготовлена справка, где в числе прочего обозначено, что «при оной церкви приходских дворов при ревизии состояло 172. В них мужеска [пола] 684, женска 741, а обоего 1425 душ». По числу приходских дворов установлен состав причта – священник, диакон, дьячок и пономарь. 16 сентября 1787 года правящим архиереем дана следующая резолюция: «Показанную Рождественскую церковь, если никакого по освидетельствовании препятствия не окажется, мышкинскому протоиерею Илие по чиноположению церковному освятить. При том сказать поучительное слово. Именем Господним благословляю, для чего и выдать освящённый антиминс». 17 сентября была дана благословенная грамота. Далее 22 октября протоиерей мышкинской соборной церкви Илия рапортовал архиепископу Арсению, что новопостроенная каменная церковь села Рождествена «что на Корожечне» Мышкинского уезда освидетельствована и поскольку «никаких неисправностей, противных правилам святых отец и указам, не оказалось и в утвари церковной, так же и в книгах недостатку не имеется» освящена 26 сентября 1787 года. Из приведённых документов следует, что строить каменный храм начали в 1754 году ещё при Сергее Михайловиче Хованском. Основные строительные работы завершены до 1771 года, а далее постепенно создавалось внутреннее убранство, что также стоило немалых средств. Делами строительства в основном занимались священники Степан Иванов и Кондрат Родионов, но не вызывает сомнений, что немалое участие было проявлено владельцами вотчины – князьями С.М. и М.М. Хованскими. Несмотря на то, что село не являлось местом пребывания помещиков, инициатива строительства могла принадлежать им, и они оказали решающее влияние на облик храма. Несомненно, церковь строилась по качественному проекту, разработанному каким-то архитектором. На это указывают стилистически выверенные формы, сочетающие в себе элементы барокко и раннего классицизма. Для облика здания характерны крупные арочные окна, рустованные и гладкие лопатки, ступенчатые пояски, наличники с фигурными и геометричными деталями. При общем плоскостном исполнении пластика фасадов насыщенна и не лишена выразительности.

http://sobory.ru/article/?object=17478

В 1652 году, при царе Алексее Михайловиче (1629-1676), " по некоему соизволению свыше " были открыты мощи благоверного князя Даниила. 30 августа 1652 года они были торжественно перенесены в храм Святых отцов, а князь Даниил был канонизирован Русской православной церковью. Он почитается как небесный покровитель Москвы. В конце 17-го столетия Данилов монастырь был обнесён кирпичной стеной с семью башнями и надвратной колокольней над северными воротами. Колокольня Данилова монастыря славилась малиновым звоном 17 колоколов, подбор которых был одним из лучших в Москве. В 1771 году, во время чумы, братия монастыря была переведена в Донской монастырь, а в Даниловом монастыре разместился карантинный лазарет. К тому времени, когда карантин сняли, в живых оставался только настоятель монастыря. В 1812 году монастырь был разграблен французскими оккупантами, которые украли серебрянный оклад с гробницы св. благоверного князя Даниила. Новая, позолоченная, рака была устроена в 1817 году. А в 1838 году монастырь украсился ещё одним великолепным зданием - Троицким собором, построенным по проекту московского зодчего О.И. Бове. Собор вмещает 3000 человек. В монастыре были похоронены великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), поэт Николай Михайлович Языков (1803-1847), художник Василий Григорьевич Перов (1834-1882), известный благотворитель, основатель Третьяковской галереи Сергей Михайлович Третьяков (1834-1892), академик, историк русской литературы Николай Саввич Тихонравов (1832-1893), философ и публицист Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), известные общественные деятели Александр Иванович Кошелев (1806-1883) и Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876), директор Румянцевского музея Василий Андреевич Дашков (1819-1896). Несколько захоронений после ликвидации монастыря были перенесены на Новодевичье кладбище. Накануне революции Данилов монастырь мало выделялся среди других московских монастырей, но после ликвидации Троице-Сергиевой лавры, Оптиной и Серафимо-Саровской пустыни он остался одним из последних светильников православия. В 1918 году в Даниловом монастыре была открыта Высшая богословская школа, просуществовавшая несколько лет. Она прекратила своё существование после ареста её руководителей.

http://sobory.ru/article/?object=03047

Во время чумного бунта 1771 года в Донской монастырь ворвалась толпа восставших, жаждавших крови митрополита Амвросия (Андрей Степанович Зертис-Каменский) за то, что он якобы " скрыл " икону Донской Богоматери во время народного бедствия. Амвросия схватили в Большом соборе, выволокли из церкви и убили его у монастырских ворот. Амвросий погребён в Малом соборе Донского монастыря. Здесь же, в Малом соборе, покоятся мощи деятеля Русской православной церкви - святителя Тихона (Василий Иванович Беллавин), патриарха Московского и всея Руси, возглавившего церковь в самое трудное для церкви и Руси время - в 1918 году. Святитель Тихон всенародно предал анафеме большевиков, развязавших террор против народа и церкви. По всей Руси и за её пределами прогремели его пророческие слова, обращённые к СНК: " Недостанет мне времени, чтобы изобразить все те беды, какие постигли нашу Родину... Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя " . В стенах Донского монастыря долгое время размещался Музей архитектуры. В 1991 году монастырь передан Русской православной церкви. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече. Ограда и башни монастыря Монастырская ограда Донского монастыря построена по всем канонам оборонного зодчества XVII века. Стены и 12 башен представляют в плане квадрат, в центре которого расположен большой собор. Четыре круглые угловые башни выступают на ¾ из плоскости стены. Исторически такое расположение было продиктовано необходимостью защиты стен. Восемь квадратных башен также наполовину выступают из плоскости стен. Все башни имели бойницы: в квадратных башнях они были квадратные, а в круглых - круглые. Круглые бойницы появляются в русском оборонном зодчестве вместе с появлением огнестрельного оружия и артиллерии. Почти все башни были двухъярусными, и во втором ярусе имелись небольшие окошки, так как зачастую второй ярус использовали для жилья.

http://sobory.ru/article/?object=02994

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010