Когда воспитание Павла Петровича окончилось, Платон быстро начал подниматься по иерархической лестнице. В 1769 году, он сделан был членом св. Синода, а в 1770 – архиепископом Тверским. Но в Тверь Платон отпущен был только на полгода, а потом вызван был опять в Петербург, в законоучители невесты Павла Петровича и управлял Тверской епархией уже заочно. С 1771 года, т. е., со времени Московского бунта, во время которого убит был архиепископ Московский Амвросий Зертис-Каменский, Московская кафедра оставалась вдовствующей до 1775 года. В этом году, проезжая через Тверь в Москву, Екатерина вручила Платону два указа, в которых говорилось о переводе его с Тверской кафедры на Московскую. Хотя Платон и отказывался от Московской кафедры, представляя себе трудность управления такой буйной паствой, но его отказа не приняли, и он должен был подчиниться решению императрицы. Будучи архиепископом Московским, Платон был в то же время и членом св. Синода, а потому очень часто должен был посещать Петербург и оставаться там «подолгу». Таким образом, Екатерина постепенно отодвигала на задний план малороссийских архиереев и приближала к себе новых деятелей, свежие силы, архиереев с новыми, более нравившимися правительству взглядами на отношение духовной власти к светской. Этих архиереев нового направления очень метко охарактеризовал в своем письме к Потемкину рязанский губернатор Каменский. Сообщая Потемкину о том, что архиерей требует от него, чтобы в праздники запрещены были разные общественные увеселения, Каменский прибавляет: «дайте нам, если можно, какого-нибудь светского архиерея» 104 . Получившие первенствующее положение в иерархии с помощью и при содействии светской власти, взысканные милостью императрицы, пользующиеся ее вниманием и расположением эти новые деятели, чтобы поддержать свое положение, должны были крепко держаться за светскую власть, подчиняться ее воле, исполнять ее предписания. И действительно – эти архиереи – великороссы, являлись послушными исполнителями намерений светского правительства; они были очень усердными пособниками Екатерины во всех ее реформах относительно духовенства: в комиссии о преобразовании духовных училищ, в комиссии о церковных имениях, даже в комиссии о сочинении проекта нового Уложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

2 . Серапион епископ Латошевич (1745–1753 г.). Произведён во епископа 1745 г. марта 30-го из архимандритов Калязина монастыря Тверской епархии и назывался Боголюбивым викарием архиепископа Арсения; 1746 г. февраля 20 был епископом Можайским и Волоколамским и коадьютором Переславской архиепископии. По удалении архиепископа Арсения на покой в 1753 году определён настоящим Переславским епископом. Он учредил в Переславском Даниловом монастыре 1753 г. марта 20-го епаршую семинарию, которая состояла из 5 классов: 1 . русская школа, в которой обучали читать по-русски и славянски и писать по-русски; 2 . фара – начальный латинский класс; 3 . класс грамматики, в котором были соединены школы – синтаксис и инфима; 4 . пиитика и 5 . самый высший класс – реторика, в котором преподавались – философия (в 1757 г.), древняя и новая география и история и самонужнейшие трактаты богословия 23 . 1753 г. октября 28-го епископ Серапион переведён в Вологодскую епархию. 3 . Амвросий Зертис-Каменский (1753–1761). В мире назывался он Андрей Степанович; родился 17 октября 1708 г.; отец его был волох, выехавший в Малороссию в 1691 году, и служил при гетманах переводчиком с языков: волохского, греческого и турецкого. Амвросий обучался в Киевской академии, а по окончании в ней курса отправлен был во Львовскую академию; 1739 г. пострижен в монахи и был учителем Александро-Невской семинарии, а с 1742 г. префектом оной; 1748 г. архимандрит ставропигиального «Новый Иерусалим» монастыря; 1753 г. ноября 7-го назначен епископом Переславским и Дмитровским; 1764 г. возведён в сан архиепископа Крутицкого; 1768 г. Императрица Екатерина II назначила его архиепископом Московским; погиб во время чумы в Москве, растерзанный возмущённою чернью 16 сентября 1771 г., и погребён в Московском Донском монастыре (где сделался жертвою черни). Это был образованнейший архипастырь и превосходный знаток церковной и гражданской архитектуры. Бывши настоятелем монастыря «Новый Иерусалим», он возвёл в нём много великолепных и величественных построек. В Горицком монастыре соборную церковь Успенскую он совершенно реставрировал, приподнял её и устроил в ней величественно художественный иконостас в стиле Растрелли 24 ; перестроил свой архиерейский дом и застроил в 1755 году величественное здание под названием Гефсимания для поставления в ней гроба Богоматери по образцу Новоиерусалимского гроба Господня. Стены этого здания были выведены, но за переводом Амвросия на Крутицкую епархию и недостатком средств оно так и осталось недостроенным, отданное на разрушение всепожирающему времени. В Москве Императрица Екатерина поручила ему возобновление соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. Он был отличный знаток языков: еврейского, латинского и греческого. После него остался перевод псалтири с еврейского языка на славянский, сохранилась также составленная им служба святому Димитрию Ростовскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Но Ульянов не утерпел и скоро стал совершать требы для раскольников, а потому по приказанию преосвященного от 16 дек. 1759 г. велено было отослать его в Капшин монастырь в число 6ратии, как «оказавшегося прихожанам своим к содержанию раскольнического суеверия потатчиком». В августе месяце 1760 года жена попа Ульянова подает еп. Вениамину самое слезное прошение, чтобы престарелого больного мужа её освободили из Капшина монастыря и опять позволили жить во Ржеве в своем доме Другой эпизод. Октября 7 дня 1771 года дьякон Оковицкой церкви Федор Харлампиев доносил преосвященному Тверскому Платону следующее. «Ржевские купцы с начала моего поступления нападают на меня ...ругают и бьют смертно и впредь похваляются убить до смерти за едино только, что я их раскольническому суеверию не склонен. Затем в доносе дьякона перечисляются случаи таких нападок. В 1766 году марта против 5-го, пишет дьякон, во 2-м или 3-м часу ночи шел я мимо ржевского магистратора и в то время от этого магистратора нагнав меня жительствующие во Ржеве отставной регистратор Кирилл Иванов Хромцовский с детьми Семеном и Степаном и прочими своими родственниками – ржевскими купцами, били меня дубьём и кистенями и ограбили у меня несколько платья и пр. по цене на 13 руб. 70 коп. и пограбивши меня, волокли за власы ко оному магистрату втащивши в том магистрате в избу паки тирански мучили, и проломив голову и оковав мои ноги, и на шею надели стул с цепью и отвели в тюрьму и потом меня били же смертно и оставили едва жива, и на утро в оном магистрате я чаял себе смертного часу, для чего преображенским священником Михаилом Семеновым исповедан и св. Таин сподоблен, и содержался в том магистрате 15 дней, а потом просил я о защищении и боевым моим ранам осмотре, – и описать; точию ничего не учинили» 51 . Второй случай нападения на дьякона, о котором он упоминает в доносе, был в ноябре 1770 года. Тогда Ржевские купцы, записные раскольники – Афанасий Григорьев Берсенев, Афанасий Федотов Долгополов и Алексей Петров с товарищами схватили в доме купца Немилова – упомянутого дьякона и били его «озорнически яко сущего злодея немилостивно, от коих их смертных побоев едва мог ко двору своему уйти».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Царь Петр I cahkцuohupobaл издание отечественного предсказательного календаря, составленного В. Киприяновым не только на основе иностранных сочинений, «но и по старым московским пасхалиям, планидникам, громникам, колядникам и травникам». Общее редактирование издания осуществлял один из ближайших сподвижников Петра, граф Я. В. Брюс, поэтому календарь был назван «Брюсов». Сохранилась гороскопическая (натальная) карта Петра (предположительно составлена в 1721-1725). В 1842 г. вместе с гороскопической картой Петра был опубликован ее гороскопический анализ, выполненный астрономом А. И. Лекселем не ранее 1771 г. по просьбе акад. Г. Ф. Миллера, в котором астроном отмечал положительные и негативные личные качества Петра I. В XVIII в. известность астролога приобрел академик Г. В. Крафт, который в 30-х гг. давал прогнозы о погоде, возможных наводнениях в Санкт-Петербурге для императрицы Анны Иоанновны. В 1740 г. он подготовил гороскоп императора-младенца Иоанна VI Антоновича (по другим сведениям, его составил математик академик Л. Эйлер). Среди простых людей b XVIII-XIX вв. в России продолжала бытовать «народная» астрология, напр., в виде «Брюсова календаря», образованные люди пользовались западноевропейской расчетно-гороскопной астрологической системой. В связи с общим интересом к оккультизму и спиритизму в кон. XIX — нач. ХХ в. оживился интерес к астрологии, в частности среди интеллектуальной и художественной элиты. Активно применял методы астрологического исследования Н. А. Морозов (1854-1946), который в книге «Откровение в грозе и буре» (1907) каждому образу Апокалипсиса и пророческих книг Ветхого Завета дал астрологическое толкование. В. Я. Брюсов перевел книгу Ж. Орсье об Агриппе Неттесгеймском (М., 1913). Поэт Велимир Хлебников (1885-1922) создал «Доски судьбы», высчитывая временные интервалы между различными значительными историческими событиями, на основе чего строил прогнозы, в частности предсказал Октябрьскую революцию 1917 г. (Степанов Н. Творчество Велимира Хлебникова//Хлебников В. Соч.: В 5 т. Л., 1928. Т. 1. С. 42).

http://sueverie.net/astrologiya-v-drevne...

61 Епархия коломенская и каширская с 1788 г. именовалась коломенскою и тульскою. В 1799 г., по Высочайше утвержденному докладу св. Синода от 16 октября, Коломна причислена к московской епархии, а епископ коломенский Мефодий переведен в Тулу на новооткрытую там кафедру. 62 У Алексея Ивановича были, кроме Петра, следующие сыновья: 1, Василий (р. 1760) отец т. сов. Петра Хавского, состоявший на гражданской службе в г. Зарайске рязанской губ. 2, Яков (р. 1765), умерший 22 лет от рождения, 3, Иван (р. 1771) взятый в военную службу, 4) Андрей (р. 1772), 5, Федор (р. 1775), бывший причетником в Москве, 6, Семен (р. 1777), 7, Григорий (р. 1780) винный откупщик, построивший в Москве огромный дом, ныне г. Торлецкого, против манежа и 8, Михаил (р. 1785) бывший причетник в Коломне. Из дочерей известны: Евдокия (р. 1762), жена священника села Деднова, за Коломной, Ивана Степановича; Мария (р. 1782) и Екатерина (р. 1787), бабка моя по матери, бывшая за Коломенским диаконом. Многосемейный и бедный родитель в один день отпустил в Москву, снабдив мешком сухарей на дорогу, нескольких сыновей, для избрания рода жизни; двое из них (Семен с младшим братом) поступили в распивочную «в подтолкушки». В объяснение этого замечу: встарину, когда наливали над чаном вино в стакан, держимый покупателем вина, подбегал обыкновенно мальчик и старался как бы ненамеренно подтолкнуть («не подталкивай, дай мне выпить стакан»); пролитое в чан вино оставалось в пользу продавца. 64 В Маркове скончались в младенчестве два сына: Лаврентий и Павел. В 1801 г. 15 дек. «подкинут нам, – пишет П. А.,– младенец и наречен при крещении Петром». 65 Дом предместника он купил за 500 р., а дом свой в селе Маркове продал с большим убытком за 325 р. 66 Резолюция м. Филарета от 9 авг. 1843 г.: «Духовника должно выбирать не по близости, а по назидательности. Старше летами, и более одобрен села Петровскаго священник Солнцев, а по нем села Новорождествена Хавский. Спросить, не изберут ли одного из сих». 67 Николай П–ч из Колонии переведен в Москву, на дьяческое место 3 августа 1811 г. По этому случаю Петр А–ч послал ему в Москву, 1 сентября того же года, 500 рублей на покупку (так вероятно) дома, который сгорел в 1812 г. П. П. был после диаконом в Коломне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735, с. Монаково, ныне Большеигнатовского р-на, Мордовия - 3.08. 1783, Владимир), еп. Владимирский и Суздальский. Сын дьячка Стефана Иоакимовича Полетаева, фамилию получил во время обучения. В 1745 г. поступил в КазДС. В 1753 или 1754 г., во время обучения в классе богословия еп. Казанским и Свияжским Лукой (Конашевичем) , был рукоположен во диакона к Петропавловскому собору г. Казани, назначен преподавателем класса риторики Казанской семинарии (Петропавловский собор являлся семинарским храмом). Через год овдовел. В 1762 г. (?) в казанском в честь Преображения Господня монастыре был пострижен в монашество, затем епископом Казанским и Свияжским Гавриилом (Кременецким) рукоположен во иерея. Был зачислен в братию Феодоровского мон-ря г. Казани, оставаясь преподавателем семинарии. 8 апр. 1765 г. назначен префектом семинарии, одновременно возведен в сан игумена и назначен настоятелем казанского Кизичского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря . 22 янв. 1766 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором КазДС и настоятелем Преображенского мон-ря в Казанском кремле. 1 июня 1767 г. переведен настоятелем свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря и освобожден от ректорства в семинарии. 25 дек. 1770 г. в Москве архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) И. был хиротонисан во епископа Владимирского и Муромского. В 1771 г. в память о прекращении эпидемии чумы во Владимире после принесения чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери И. установил ежегодный крестный ход со святыней из Боголюбского монастыря во Владимир. При И. был произведен дорогостоящий капитальный ремонт кафедрального Успенского собора, муромской Николо-Зарядской ц. у торговых рядов, возведен Преображенский храм (в совр. с. Чамереве Судогодского р-на Владимирской обл.) и др. В 1782 г. И. выдал храмозданную грамоту на строительство в с. Б. Болдино (в совр. Большеболдинском р-не Нижегородской обл.) каменной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы вместо ветхой деревянной.

http://pravenc.ru/text/293708.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Селение основано в 1669 году мордовскими переселенцами из Нижегородского и Казанского уездов и названо ими по реке Уткой . В 1698 - 1699 годах по указу Петра I мордовские поселенцы (47 дворов) были выдворены отсюда в верховье реки Урень, а их земли отданы казанским иноземцам - польским шляхтичам. Вскоре, в отличие от других деревень с аналогичным названием Утка, поселенцы стали называть свое селение Утка-Кокрячь, которое позднее трансформировалось в Кокрять . Село имело и другое малоизвестное название - Алань, что в некоторых местах старой России означало луг, пастбище, травянистое место. С постройкой в деревне в 1776 году церкви бессребренников Космы и Дамиана село стало называться еще и Космодемьянское . К 1771 году часть села (197 душ) находилась во владении Льва Ивановича Молоствова, другая часть села (23 мужских крестьянских душ) была во владении Степаниды Петровны Микулиной. Позднее село перешло во владение Наумовым. После отмены крепостного права в 1861 году доля крестьянской надельной земли уменьшилась и кокрятинцы приняли участие в Бездненском восстании крестьян, где при расправе над восставшими двое крестьян из Кокряти были убиты. С 1863 года крестьяне села после совершения покупной сделки стали собственниками. Административно Кокрять относилась к Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии. Через село проходил Симбирский коммерческий тракт. В 1883 году помещица Надежда Михайловна Наумова построила в селе земскую школу. В 1899 году была построена новая, крытая железом, деревянная, на каменном фундаменте школа. В 1908 году в селе имелось 5 лавок, 6 ветрянных мельниц. При селе находился винокуренный завод Наймушиных. В 1918 году создан Кокрятский сельсовет. В 1919 году село включено в состав Матвеевской волости Мелекесского уезда Самарской губернии. С начала 1920-х до 1953 года село было центром возрожденного Кокрятского сельсовета, затем относилось к Жедяевскому сельсовету, с 1958 года - к Матвеевскому. С 1954 по 1970-е годы в селе действовал кирпичный завод.

http://drevo-info.ru/articles/28267.html

Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Козельщанский женский монастырь Рождества Богородицы — православный женский монастырь Кременчугской епархии Украинской Православной Церкви. Главная святыня обители — Козельщанская икона Божией Матери. При монастыре имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Предыстория [ править править код ] По одним данным, Козельщина основана в 1-й четверти XVII в. и с 1654 г. входила в состав Кобелякской сотни Полтавского полка; по другим – Козельщину основал в 1-й четверти XVIII в. Кобелякский сотник Павел Козельский. Его отец, войсковой товарищ Полтавского полка Степан Козельский, считается начальником украинского казацко-старшинского рода Козельских. Старший сын Павла, Иаков, служил Полтавским есаулом, а младший, также Иаков, стал известным философом и математиком. Сын старшего из сыновей Павла, Федор, был поэтом и мемуаристом (собрание его сочинений издавали в 1769-1771 и 1778 гг.). Последним из рода владел Козельщиной предводитель дворянства Кобелякского уезда Полтавской губернии Павел Козельский (†1879), завещавший это имение Софии Капнист– дочери математика Михаила Остроградского(1801-1861) и жене графа Владимира Капниста (потомок поэта и общественного деятеля Василия Капниста, †1823). В нач.1880 г. семью Капнистов постигло горе – тяжкий недуг 15-летней дочери Марии, которая училась в Полтавском институте благородных девиц. Годы спустя Мария вспоминала: «Училась хорошо. Была общей любимицей… Любимым моим занятием было прыгать по лестнице, по ступенькам сверху вниз. Сначала через две, потом через три. А раз перепрыгнула через пять. И впервые почувствовала боль в ступне ноги. Сначала скрывала эту болезнь. Но она становилась все острее… Воспитательница обратила внимание, пригласила врача, и оказали первую помощь. Но боль не унималась. Появилась опухоль, стало выкручивать ногу… Забинтовали в гипс. Так пролежала до Св. Пасхи… Вторую ногу стало выворачивать… Я пережила новые мучительные боли… И вторую мою ногу залили в гипс».

http://azbyka.ru/palomnik/Козельщанский_...

Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище — православный храм Троицкого благочиния Московской епархии Русской православной церкви. Подворье Патриарха Московского и всея Руси. Представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Является памятником архитектуры. Содержание История [ править править код ] Храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище был основан во второй половине XVIII века. Миусское кладбище учреждено во время эпидемии чумы 1770-1771 годов за Камер-Коллежским валом близ местности Миусы, от которой и получило свое название. Интересно происхождение названия местности: Миусы (Миусское поле) известно с конца XVIII в., когда его приспособили под склад и продажу лесоматериалов (в XIX в. территорию называли Миусская Лесная). Есть версия, что во время строительства в 1696г. Петром I в устье реки Миус (на Азовском море) новой гавани здесь мог размещаться склад материалов для неё. В то же время бытует легенда, что здесь был казнён сподвижник Степана Разина казак Миюска. Некоторые исследователи выводят это название из тюркского языка (мюс, мюйюз — «рог, «угол»). На Миусском кладбище главным образом хоронили купцов, ремесленников и мещан из соседних районов — Бутырок и Марьиной рощи. Первая небольшая деревянная церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии была освящена здесь 20 января 1773 года. В 1823 году на средства купца И. П. Кожевникова взамен деревянной построена каменная в стиле ампир (архитектор А.Ф, Элькинский). Чин освящения храма совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. В 1834 году по сторонам пристроены приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Митрофана Воронежского на средства гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой. Позже со стороны западного фасада над приделами, симметрично главной оси храма, возведены две одноярусные колокольни. Однако в 1912 году храм снова перестраивался — была расширена трапезная часть, возведена четырехъярусная колокольня.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_му...

Михеевское. Церковь Знамения Честного Креста Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По дороге из Нерехты в сторону села Армёнки, по левую сторону от дороги, можно увидеть возвышающуюся колокольню церкви, это и есть старинное село Михеевское с церковью Знамения, одной из наиболее своеобразных и выразительных церквей Нерехтского района, выстроенных в стиле классицизма. Расположенное на возвышенности в живописной холмистой местности, село с церковью некогда были крупным населённым пунктом Сараевской волости Нерехтского уезда. Первые сведения о Михеевском можно найти у Д.Ф.Белорукова в книге " Деревни, сёла и города Костромского края " . Село Михеевское с деревнями было в вотчине князей Кашиных. Д.М.Кашин в 1627 г. построил в селе деревянную Никольскую церковь. В 1678 г. Михеевское с деревнями правительство отдало в вотчину думному дьяку и печатнику Д.М.Башмакову, который был послом в Польше. Позже Михеевскую вотчину Башмаков продал стольнику М.Зиновьеву, служившему воеводой в Царевококшайске, а тот часть вотчины отдал в приданое за дочерью Прасковьей, вышедшей замуж за майора Е.В.Татищева, сына знаменитого автора " Российской Истории " . В Михеевском стояли усадьбы Зиновьева и Татищева. Другая дочь Зиновьева вышла замуж за князя Т.И.Щербатова и часть имения как приданое перешла к нему, он же в 1738 г. захватил ещё часть земли соседа-помещика Е.Ржевского, находившегося в армии. В конце 18 века село Михеевское с 9-ю деревнями и 30-ю дворовыми людьми принадлежало князю Платону Степановичу Мещерскому-правителю Малороссии, а также наместнику Казанской, Симбирской, Пензенской и Вятской губерний. На средства князя П.С.Мещерского в 1771-1776 гг. и была возведена Знаменская церковь. Скончался Платон Степанович здесь же в Михеевском в 1799 году на 87-ом году жизни. Захоронение его располагалось в нижнем храме возведённой им некогда церкви за правым клиросом. О заслугах этого человека можно судить по эпитафии князю, которая гласила: " В память почивающему здесь князю Платону Степановичу Мещерскому, генералу от инфантерии и орденов Св.Андрея Первозванного, Св.

http://sobory.ru/article/?object=18120

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010