В 1933 году, когда арестовали отца Павла Флоренского, Юрий Александрович Олсуфьев с супругой Софьей Владимировной уехали в Новгород. Через какое-то время они вернулись, но не в Сергиев Посад, где им уже было запрещено жить, а в село Мешаловка возле Люберец. Когда предоставилась подходящая возможность, Софья Владимировна вместе с близким другом семьи Павлом Голубцовым (будущим архиепископом Новгородским и Старорусским Сергием) пробрались в сад, где была закопана честная глава, и выкопали ее. «Когда выкапывали, было очень жутко, — вспоминал впоследствии архипастырь. — Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты. Когда пришел на станцию, рассветало, и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцево или Хотьково и там уже сел на поезд. И в поезде шел по вагонам или стоял, чтобы не Какое-то время глава преподобного Сергия хранилась в Мешаловке у Олсуфьевых, а в 1938 году, после ареста Юрия Александровича, Павел Голубцов перевез ее к своему духовнику схиархимандриту Илариону (Удодову), настоятелю храма в честь Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово «на Долгих прудах» (близ станции Долгопрудная). После тяжелых испытаний, вызванных октябрьским переворотом, на Русь обрушилась новая беда — Великая Отечественная война. Мощи Преподобного вместе с частью особо ценных музейных экспонатов были направлены в эвакуацию в Соликамск и находились там с июля 1941 года по ноябрь 1944-го. А честная глава преподобного Сергия Радонежского всю войну, в том числе в самые трудные дни битвы за Москву, тайно пребывала в алтаре храма Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово, в восьми километрах от линии фронта. Возвращение в обитель Ко времени открытия Лавры в 1946 году святые мощи преподобного Сергия уже были в Троицком соборе. На свое историческое место их возвратили за год до открытия, в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Москве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия иностранных делегаций, которые могли пожелать посетить и закрытую Лавру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5933935...

Дал сей колокол, вкладом в монастырь всемилостивого Спаса, что в Старой Русе крестного монастыря, архимандрит Иосиф, да келейный его старец Макарий, по своей душе и по своим родителям в вечный поминок, весом 120 пуд. 8 ф.». Кроме большого, тут же висят семь колоколов: один из них вылит в 1601 году при царе Борисе, а остальные принадлежат к новейшему времени. С северной стороны примыкает к колокольне двухэтажный храм Рождества Христова, а за ним, далее теплая Сретенская церковь : первая из этих церквей построена около 1620 года; в подвале под ней устроен придел св. Бессребреников Космы и Дамиана. Сретенская церковь , бывшая при переписи 1625 года деревянной, сооружена из камня, по всей вероятности, около 1630 года. К ней пристроена, с западной стороны, трапеза. Под ней, в подвальном этаже, устроен храм в честь Старо-русской иконы Богородицы, с приделом священномученика Антипы. В Спасском монастыре привлекают к себе, особенное внимание, следующие предметы: 1). Ковчег или рака с 50 частицами мощей св. угодников Божиих, перенесенный, по прошению архимандрита Моисея и по усердному желанию граждан города Старой Русы, с благословения преосв. Амвросия, митрополита новгородского и с.-петербургского, из Новгородского Софийского собора в 1805 году. Он помещен в Спасской соборной церкви, между арками западной стены, с правой стороны. Над ракой на стене поставлена большая икона, на которой Преображение Господне, украшенное серебряной ризой, осеняет и вид Спасского монастыря и предстоящих по обеим сторонам оного св. угодников, почивающих здесь частями своих мощей. Поля образа исписаны ликами святых и храмовыми праздниками монастыря. 2). Икона Спасителя на убрусе, древней греческой живописи, по устному преданию данная императором Петром Великим, но, к сожалению, особой летописи на ней нигде не видно. 3). Образ всех святых, на паперти Сретенской церкви, с надписью: «в 7204 (1696) году месяца мая в 6 день, сей образ состроен Господа нашего Иисуса Христа и всех святых при игумене Паисии с братией сея обители. Иконописец Даниил Нефедов писал». 4). Храмовая икона нижней церкви, посвященной Старорусскому образу Божией Матери, присланная настоятелем Тихвинского большого монастыря архимандритом Иларионом в 1835 году, при свидетельстве в том, что сей образ есть верный снимок с чудотворной иконы, находящейся в его монастыре. 5). Образ Божией Матери Владимирской, 6-вершковый, писанный на доске с выемкой, замечателен по превосходному, весьма древнему новгородскому письму. Басменный оклад, венец с ценинными украшениями и сканной работой. Корона над венцом, несомненно, относится к XV веку, а сама икона может быть и древнее. Существует местное, весьма вероятное предание, что этот образ есть благословение, дарованное обители св. Евфимием при возобновлении храма. Хранится в ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Пред иконой Богоматери на четырёх золотых цепях висела превосходной работы массивная золотая лампада кубической формы с усечёнными углами весом 15 фунтов 12 золотников, украшенная по всем линиям драгоценными камнями, в числе коих 1550 бриллиантов, 120 карат восточных рубинов и 221 роза. Лампаду сию делал золотых дел мастер Франц Дюваль, а подарил её в дар обители в 1807 году обер-гофмаршал граф Николай Петрович Шереметьев. По правую и левую сторону от лампады Шереметьева симметрично расположены шесть других серебряных вызолоченных лампад меньшего размера, работы санкт-петербургской мастерской Овчинникова, пожертвованные весной 1887 года известным жертвователем. Привлекал внимание также установленный перед чудотворной иконой большой серебряный подсвечник весом 3 пуда 1 фунт 20 золотников изящной художественной работы. Это был дар сына Николая Петровича Шереметева графа Дмитрия Николаевича Шереметьева 26 июня 1843 года. В Успенском соборе, где находилась святыня, беспрерывно служились молебны. 26 июня 1883 года в обители праздновалось 500-летний юбилей со дня явления чудотворной иконы. В этот день она с разрешения митрополита Исидора была впервые вынесена за пределы монастыря, на городскую площадь, где всё население Тихвина могло приложиться к чудотворной иконе. Всем собравшимся тогда была подарена фотография с видом чудотворного образа, с молитвой Божией Матери на обратной стороне. После крестного хода в храме началось всенощное бдение, совершённое преосвященным Анастасием, епископом Старорусским, в сослужении со многими архимандритами, игуменами и другими священнослужителями, которое было долгим и закончилось к ночи. Как известно, что с 1949 по 2004 год чудотворная икона Божией Матери Тихвинская находилась в Троицком соборе города Чикаго, штат Иллинойс. В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь (9 июля). Из книги: Березина Л.Д. " Возвращение Святыни " . - Санкт-Петербург: " Царское Дело " , 2004

http://sobory.ru/article/?object=05268

К 1764 г. Н. П. м. обладал 115 крестьянами; ему принадлежали 421 четверть пахотной земли, сенные покосы на 580 копен. В ходе монастырской реформы того же года предполагалось обратить Пантелеимоновский храм в приходский, но решением митр. Новгородского и Великолуцкого Димитрия (Сеченова) в 1766 г. он вновь был приписан к Юрьеву мон-рю. В 1808 г. (по др. сведениям, в 1810) древний храм вмч. Пантелеимона был разобран «за ветхостью» по инициативе богатого новгородского помещика В. И. Семивского, на что было получено благословение викария Новгородской епархии еп. Старорусского Антония (Соколова). «Иждивением» Семивского на месте прежнего собора возвели новую каменную Пантелеимоновскую ц., основной объем которой был бесстолпным и перекрыт граненым куполом с маленькой главкой. Храм, имевший одну полукруглую апсиду, был расписан, в нем устроен иконостас «в новейшем вкусе, местами вызолочен по полименту и расписан под мрамор на стекле» (ИРИ. Т. 5. С. 461). С зап. стороны к церкви примыкала обширная пониженная паперть с 2-ярусной колокольней, увенчанной шпилем. В паперти был устроен теплый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм был освящен 30 июля 1811 г. еп. Старорусским Иоасафом (Сретенским) и бывш. еп. Владимирским Виктором (Онисимовым). Богослужения в церкви совершали иеромонахи Юрьева мон-ря. В 1837 г. благотворительница графиня А. А. Орлова-Чесменская выкупила здания и земли бывш. обители; так у нее появилась «мыза» (поместье) с садом и домом со службами. Впосл. по дарственной она передала их Юрьеву мон-рю. В 1915 г., во время ремонта, Пантелеимоновский храм оштукатурили, заделали трещины, починили железную кровлю. В 1916 г. на колокольне при храме висело 5 колоколов. В церкви хранилась икона с изображением блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича, к-рому, по церковному преданию, принадлежала инициатива возведения храма. Его строительство предание относило ко времени пребывания князя в Пскове в 1137 г. В нач. 20-х гг. XX в. ц. вмч. Пантелеимона была признана не имеющей художественной ценности, началась ее разборка. В июле 1924 г. руины храма были переданы Электросельстрою для окончательной разборки ( Секретарь. 2011. С. 548). К нач. XXI в. на территории бывш. мон-ря расположился новгородский Музей деревянного зодчества «Витославлицы». В 2007 г. под рук. Седова в бывшей обители возобновились археологические исследования ( Седов Вл. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина М. А. Раскопки Благовещенского мон-ря на Мячине и собора Пантелеймонова мон-ря в 2007 г.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новг., 2008. Вып. 22. С. 38-52; они же. Работы Новгородского архит.-археол. отряда НАЭ в 2008 г.//Там же. 2009. Вып. 23. С. 162-174; они же. Архитектурно-археол. исслед. новгородских Благовещенского и Пантелеймонова мон-рей в 2009 г.//Там же. 2010. Вып. 24. С. 50-62).

http://pravenc.ru/text/2577785.html

Подводя итоги своего служения (более 20 лет) на педагогическом поприще, М. утверждал, что шел «одним и тем же путем науки», несмотря на представлявшуюся возможность иного пути: «Места моего служения были именно таковы, где сокровища и интересы науки шли рядом с сокровищами святыни и благодати, таковы: Киев, Минск, Вильна, Чернигов, Иркутск. Везде я находил ободрение в трудах и утешение» (Слова. Т. 1. С. 505). 25 дек. 1876 г. было Высочайше утверждено назначение М. епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии. Указом Синода от 10 янв. 1877 г. М. было велено прибыть в С.-Петербург для наречения и хиротонии. 4 февр. семинарской корпорацией был устроен прощальный обед, на к-ром присутствовали архиеп. Иркутский Вениамин (Благонравов), начальник Иркутской духовной миссии архим. св. Мелетий (Якимов) , прощальное слово сказал преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский) (Прощальный обед. 1877. 9. 26 февр. С. 119-124). М. покинул Иркутск 18 февр., отслужив молебен у мощей свт. Иннокентия. В кон. марта 1877 г. М. прибыл в столицу, 6 апр. наречен и 10 апр. в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. Хиротонию возглавил митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) в сослужении митрополитов Киевского и Галицкого Филофея (Успенского) , Московского и Коломенского свт. Иннокентия (Вениаминова), архиепископов Литовского и Виленского Макария (Булгакова) , Воронежского и Задонского Серафима (Аретинского) , викариев С.-Петербургской епархии еп. Ладожского Ермогена (Добронравина) и еп. Выборгского Варлаама (Чернявского) , викария Новгородской епархии еп. Старорусского Варсонофия (Охотина) . 15 июня 1877 г. М. прибыл в Екатеринбург. За полтора года служения в Пермской епархии посетил многие уезды, в Кунгуре открыл техническое училище, в Шадринске освятил храм во имя святых Флора и Лавра, обозревал духовное уч-ще в Далматове, Колчеданскую жен. общину Камышловского у., церкви Екатеринбургского и Верхотурского уездов. В авг. того же года ему было поручено попечительство за образованием девиц при Екатеринбургском Новотихвинском уч-ще. В домовой Крестовой церкви архиерейского дома устроил предел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Каждое воскресенье и в праздничные дни служил литургию и проповедовал.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Секция «Филология, переводы и исследования христианских источников», которую вел заведующий кафедрой древних языков СПбДА священник Александр Зиновкин, посвятила свою работу обсуждению Божественных гимнов преподобного Симеона Нового Богослова в современной литературной транскрипции и актуальности перевода Священного Писания на белорусский язык. Участники проанализировали термины «δμος» и «πλις» в истории и богослужении, а также их употребление. В центре внимания участников секции были древние памятники письменности — Послание святителя Афанасия Великого из собрания Британского музея, Лествица Иоанна Лествичника из коллекции Санкт-Петербургского Института истории РАН, хроника Иоанна Никиузского, наследие преподобного Семиона Нового Богослова. На секции «Психология и антропология», модератором которой выступила профессор кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА Л.Ф. Шеховцова, ученые уделили внимание умозрительной и православной психологии протоиерея Феодора Голубинского и антрополого-педагогической концепции протопресвитера Василия Зеньковского. В ходе дискуссии они пришли к выводу, что именно христианская антропология как совокупность представлений о природе человека, смысле его жизни, его свободе лежит в основании педагогики В.В. Зеньковского, и именно эти представления позволяют создать систему воспитания, целью которой является формирование духовно-ориентированной, внутренне свободной и целостной личности. Также были затронуты экзистенциальные вопросы, в частности, тема нетварного начала в тварной природе человека и проблемы православной практики душепопечения. Во время работы секции «Церковное искусство» исследователи познакомились со способами выражения различных богословских идей через изобразительное искусство. В частности, они рассмотрели памятники древнерусской живописи и иконописи, хранящиеся в Государственном Русском музее, в том числе изображения древнерусских монастырей в прорисях. При этом был учтен опыт проведения цифровой реконструкции на примере иконы Божией Матери «Умиление (Старорусская)» начала XIII века из собрания Русского музея. Также участники дискуссии исследовали источники и вымыслы, связанные со временем явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, ранние списки и повторения этого образа. Вела секцию старший преподаватель иконописного отделения факультета церковных искусств СПбДА Н.М. Турцова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6064122...

Старорусская рекратится, если туда принесён будет чудотворный образ из Старой Руссы. По перенесении иконы мор тотчас прекратился, но икона Старорусская уже осталась в Тихвине. Точный список с Тихвинской чудотворной иконы остался в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, в котором чудотворная икона долго пребывала 46 . На неоднократные ходатайства староруссцев о возвращении их святыни шли постоянные отказы, основанные на том, что тихвинцы не изъявляют согласия на отдачу образа. Так продолжался почти вековой спор между городами Тихвином и Старою Руссою о местопребывании чудотворной Старорусской иконы. В 1888 году столетний спор решён окончательно в пользу Старой Руссы. В этом году 17 сентября чудотворная икона внесена торжественно в город и встречена с благоговейным восторгом всем народонаселением. Икона поставлена в соборном храме мужского Старорусского монастыря. 7.05. Любечская – в Киеве Любечская – в Киеве В Киево-Софийском соборе внизу, за вторым южным столпом, в киоте, находится чудотворная икона Богоматери, перенесённая Киевским митрополитом Гедеоном (в 1690 году) из бывшего города Любеча Черниговской епархии. Об иконе сей и чудесах её вспоминает св. Димитрий Ростовский в дневных своих записках под 1689 годом, когда он, будучи в Любече, велел снять с неё список. 7.05. Любечская – в Любече Любечская – в Любече В местечке Любеч Черниговской епархии в Воскресенской церкви находится чудотворная икона Божией Матери, явившаяся и прославленная с давних времён многими чудесами, о чем говорит св. Димитрий Ростовский . Икона чудотворной Любечской Богоматери была обновлена в Киеве в 1701 году и по обновлении отвезена в Любеч и поставлена в новоотстроенный храм Воскресения Христова. С тех пор в течение почти 200 лет икона эта находится в том же Воскресенском, ныне приходском, храме. В Софийском же соборе, в Киеве, находится точный список с Любечской чудотворной иконы, киот на которую сделан генерал-майором П. С. Милорадовичем, мужем Софии Семёновны, урождённой Полуботок, умершей в 1473 году. На иконе серебряная риза весом 20 фунтов, художественно сделанная в 1874 г. от усердия жителей местечка Любеча. Множество богомольцев притекает к чудотворной Любечской иконе Божией Матери и по молитве веры получает чудесные исцеления. 7.05. Жировицкая 47

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

При шведском нашествии в XVII веке церковь практически не пострадала, но сильно обветшала к концу столетия. 30 лет в храме не велись службы, в 1740 году он был частично разобран и выстроен заново на старом основании. Через 40 лет, в 1782 году, был перестроен Благовещенский придел. Не только храм, но и колокольня при нем претерпевала с течением столетий изменения. До XIX века она была деревянной, невысокой и стояла весьма отдаленно от храма. В 1884-1885 годах она была разобрана, и на средства прихожан возведена новая каменная колокольня. Адрес: Россия, Новгородская область, Старая Русса, улица Георгиевская, д. 26 Телефон: 8 (816 52) 5-16-27 Подробнее... Церковь Анастасии Узорешительницы (Бакочино) [ править править код ] Раньше в селе был храм святой мученицы Анастасии. Во время революционных событий, в 1924 году он был разрушен. Однако день Анастасии оставался почитаем жителями, и возникло желание восстановить утраченную церковь. Фермер (впоследствии ставший священником и настоятелем храма) Геннадий Корнев собрав товарищей, решил срубить храм. В 1990-е годы это было делом непростым. Лес для строительства выделили на дальней делянке, погода в ту зиму стояла тёплая, и возникла проблема с вывозом срубленного леса. Получив все необходимые документы и разрешения, Геннадий Корнев встретил в Старой Руссе отца Амвросия, который благословил его на строительство и отслужил молебен. Так с Божией помощью, начали новое дело. Шло оно трудно, но Господь посылал людей, которые помогли поставить новый храм. Адрес: 175211, Новгородская область, Старорусский район, село Бакочино Телефон: 8 (81652) 75-241 Подробнее... Церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово) [ править править код ] Построена по проекту Александра Глебовича Успенского, сына русского писателя Глеба Ивановича Успенского, освящена в 1912 году. Церковь пятиглавая (центральный барабан световой, малые главки глухие), одноапсидная, с хорами и надвратной четырехпролетной звонницей с одним ярусом звона. В 1912 году это был приписной храм без своего духовенства, куда на службы приезжал священник из ныне несохранившейся Успенской церкви города Чудово — большого пятикупольного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из истории Старорусской иконы Божией Матери Память - 4/17 мая 16.05.2022 622 Время на чтение 4 минуты Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата. 1 октября - праздник Старорусской иконы Божией Матери, одной из тех святынь, которые были утрачены в годы советской власти и до сих пор не обретены. В этот день Церковь вспоминает возвращение иконы из Тихвина в Старую Руссу - событие, которому предшествовало долгое ожидание и даже скорбь. Впрочем, обо все по порядку. По преданию, чудотворный образ Богородицы привезли в Новгородскую землю из греческого города Ольвиополя в конце X столетия. Была икона небывало больших размеров: примерно 260 сантиметров в высоту и 190 в ширину. Чудеса по молитвам перед ней стали происходить в годы правления Ивана Грозного. А около 1570 года на новгородские земли пришла беда - моровое поветрие. Некому жителю Тихвина было откровение: чтобы эпидемия прекратилась, нужно перенести Старорусскую икону Богородицы в Тихвин, а Тихвинскую, напротив, - в Старую Руссу. И было посему: старорусская святыня пришла в Тихвин, а в Руссу перенесли список чудотворной Тихвинской иконы. По другой версии, во время мора Старорусскую икону носили по селениям, пока она не оказалась в Тихвине, где непредвиденно задержалась более чем на триста лет.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Старорусской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Крупный кирпичный храм эклектичной архитектуры, сооружённый в 1889-1892 гг. по инициативе архим. Мардария в юго-восточной части монастыря. Однокупольная четырёхстолпная постройка с алтарём и притвором, второй престол Князь-Владимирский. Закрыт не позже 1930-х гг., несколько повреждён в войну. В 1960-х гг. капитально перестроен с разборкой венчаний. Занят спортивной школой. Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 115-119  «Под кров Твой Владычице вси земнороднии прибегаем» Для главнейшей святыни, для иконы Владычицы, возвра­щенной в обитель из Тихвина, иждивением добрых людей да усердием трудника настоятеля с братией устроен обшир­ный соборный храм. Далеко отступил этот храм от древних церквей к самой южной стене обительской, бли­же к городу. «В утешенье и спасительное заступление от всякия нужды и скорби» стоит он и близкий к оби­тели, недалекий и от горожан, усердных почитателей Бо­гоматери. Высоко подымаются стены церковные, украшенные пилястрами, поясами с карнизами. С востока пристроен обширный квадрат с выдающимся посредине полукружием, а с запада — притвор, возвышающийся срединою своею до высоты церковных стен. Со всех сторон на стенах церкви поставлены фронтоны в виде трех кокошникообразных полукружий. Посредине возвышается широкий купол, увенчанный небольшою главою с крестом. Наружный вид храма пестрит украшениями и прилепками, обычными в архитектуре современных жилищ 1). 1) Вместе с папертью и алтарем он тянется, на 18 саж. 1 арш. в длину, в ширину на 12 саж. 1 арш. и в высоту на 11 сажен. Внутри храм легок и светел и представляет из себя обычный четверик. Четыре колонны поддерживают его купол. Этими же колоннами четверик делится на 3 нефа. Прямо при входе открывается резной трехъярусный иконостас главного алтаря в честь иконы Старорусской Божией Матери. Среди изящных колонок, пилястров и резных украшений размещены здесь иконы новейшего письма.

http://sobory.ru/article/?object=34747

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010