С соответствующими органами мы согласуем план богослужений, после чего в уведомительном порядке представляем его в музейную дирекцию " . Вторая образцовая модель – знаменитый храм Святителя Николая в Толмачах на территории Государственной Третьяковской галереи, отметивший в 2012 году двадцатилетний юбилей возобновления приходской жизни. " Великое освящение храма состоялось 15 лет назад, – напоминает настоятель протоиерей Николай Соколов. – Я как глава прихода назначен на это служение Патриархом, параллельно возглавляю структурное подразделение Третьяковки " Домовая церковь Святителя Николая " . Основные иконы и церковная утварь – часть коллекции галереи, но музей не вмешивается в приходские финансовые дела и сам оплачивает коммунальные счета " . В 1999 году сюда была перенесена из основного корпуса Третьяковки великая святыня православного мира – Владимирская икона Божией Матери. Вход в храм отдельный – с Большого Толмачевского переулка. Такая форма взаимодействия напоминает трогательные, почти родственные отношения давно знающих друг друга радушных хозяев и вежливых гостей. Части зданий и даже отдельные помещения они используют не только совместно, но и параллельно. Хочешь не хочешь, освоишь правила взаимного уважения, причем отнюдь не в силу параграфа официального договора! Подобным образом музейная администрация сотрудничает с Церковью в Новгороде Великом. Расположенный в Кремле Софийский собор – ныне кафедральный храм Новгородской митрополии – находится в совместном ведении государственного музея-заповедника и Новгородской и Старорусской епархии. От музея в соборе постоянно присутствует хранитель памятника, остальные оперативные вопросы решают церковнослужители. Они же продают туристам входные билеты во внебогослужебное время (цена – 70 рублей). " Это достаточно инерционная модель, которая сложилась не вчера и, конечно, предполагает взаимные порядочность и уважение, – говорит директор музея-заповедника Наталья Григорьева. – Пока мы, кажется, справляемся " . Есть место подобному взаимопониманию и в ближнем зарубежье.

http://religare.ru/2_99006.html

Заступлением Божией Матери ради Её Свенской иконы неоднократно защищаем был Брянск от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители сего города и его окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, умоляя Её со слезами о заступлении и помиловании. Вскоре утешило их известие, что неприятельские войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. В благодарность за избавление Брянска от погибели жители его в 1815 году устроили на Свенскую икону Заступницы усердной золотую ризу с венцами, и тогда же был установлен крестный ход ежегодно вокруг города со святою иконою 17 августа. Чудотворная Свенская икона писана прп. Алипием, который учился иконописному художеству у византийских живописцев. Икона изображается так: на золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне в одну ступень, величественно восседает Пресвятая Дева; правая Её стопа утверждается на малом камени, или подножии, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвятой Девы воссидит Предвечный Младенец и благословляет десницею и шуйцею, а Пречистая Богоматерь держит Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона стоят с правой стороны прп. Феодосии, а по левую сторону прп. Антоний, оба со свитками в руках. Мерою Свенская икона в вышину пятнадцать с половиною, а в ширину девять с половиною вершков. 4.05. Старорусская 45 Старорусская Чудотворная икона явилась в 1570 году в Новгородской области, «егда ходил ради умирения на Новгород царь и великий князь Иоанн Васильевич». По сказанию очевидцев, Старорусская икона величиною более сажени и шириною более двух аршин. Старорусскою иконою она называется потому, что, будучи достоянием Тихвинской обители, отнесена была по повелению Царицы Небесной из Тихвина в Старую Руссу и оставалась там очень долго в старорусском Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря, так что жители Старой Руссы считали икону своею святынею. Во время свирепствовавшего мора в Тихвине одному благочестивому жителю г. Тихвина было откровение, что моровое поветрие

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Икона изображается так: на золотом возвышенном троне, поставленном на амвоне, величественно восседает Пресвятая Богородица. На коленях Её восседает Предвечный Младенец и благословляет правой и левой рукой, а Сама Богоматерь держит Его обеими руками. По сторонам трона стоят преподобные Киево-Печерские Феодосий и Антоний, оба со свитками в руках. 4 мая Старорусская икона Чудотворная икона сия явилась в 1570 году в Новгородской области, когда ходил для умирения на Новгород царь и великий князь Иоанн Васильевич. Эта икона величиной более трёх и шириной более двух аршин. Старорусской она называется потому, что отнесена была, по повелению Самой Царицы Небесной, из Тихвина в Старую Руссу и оставалась там очень долго, так что жители Старой Руссы уже считали её собственной святыней. Но когда свирепствовал мор в Тихвине, то одному благочестивому городскому жителю было откровение, что моровое поветрие прекратится, если туда принесён будет чудотворный образ из Старой Руссы, и когда была перенесена икона, мор тотчас прекратился, но икона уже осталась в Тихвине. Хотя неоднократно ходатайствовали старо-руссцы о возвращении им святыни, но получали постоянные отказы, основанные на том, что тихвинцы не изъявляют согласия на отдачу иконы. Так продолжалось почти сто лет. В 1888 году дело было решено окончательно в пользу Старой Руссы. Тогда 17 сентября чудотворная икона была внесена торжественным образом в город, встречена с восторгом всем народом и поставлена в соборном храме мужского Старорусского монастыря. 5 мая Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» Явление святого образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Тульской губернии был одержим страстью пьянства, он дошёл до нищенского состояния, у него отнялись ноги. Однажды он увидел необыкновенный сон, в котором святолепный старец советовал ему отправиться в город Серпухов в мужской монастырь и там пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» отслужить молебен от страсти пьянства. С трудом добравшись до этого монастыря, найдя икону, о которой не знали и монахи, отслужив молебен пред чудотворной иконой, он выздоровел. С тех пор в монастырь стекается много страждущего народа, ища исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Впосл. храм неоднократно перестраивался. В 1628 г. в притворе собора появился придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». По повелению царя Алексея Михайловича собор был «исправлен на казенный счет». По мнению Кузьминой и Д. А. Петрова, в кон. XVII в. собор был разобран до высоты 6-8 рядов каменной кладки и вновь выстроен из кирпича. Надстроенный храм получил 8- или 4-скатную кровлю. Впосл. с севера и юга к основному объему пристроили каменные приделы: в 1760 г.- во имя вмч. Пантелеимона, в 1824-1826 гг.- вмц. Варвары. В 90-х гг. XIX в. стены и столбы основного объема были разобраны, при этом наружные стены приделов и престолы в них сохранили. Новый храм получил 5-главое завершение. В фасадной декорации Рождественского собора были использованы мелкий руст, сложный рисунок наличников с замковыми камнями, мелкая расстекловка больших окон. В 1913 г. в подвальном помещении собора был освящен придел в честь Старорусской иконы Божией Матери. Другие постройки В 1811-1813 гг. к востоку от собора на месте деревянной (1788) была возведена каменная колокольня. С 1814 г. началось строительство ограды, к-рое вел губ. архит. И. Дмитров по типовому проекту с незначительными изменениями (сохр. чертеж с его подписью, утвержденный новгородским губернатором П. И. Сумароковым: РГИА. Ф. 1488. Оп. 2. Д. 1104. Л. 2). Было построено только восточное прясло с башнями с севера и юга, включившее колокольню и примыкавшие с запада келейные корпуса. В 1814 г. одноэтажный корпус келий был возведен также к северу от собора. Вся парадная восточная линия застройки представляла собой единый ансамбль, решенный в традициях классицизма. Сохранившаяся оградная стена разделена лопатками на прясла, в к-рые вписаны большие ниши с арочным завершением. Простенки над нишами выделены дощатым рустом. Надвратная колокольня, разобранная в нач. XX в., имела четвериковое основание с 2-колонным портиком, средний восьмерик и круглый ярус звона в завершении. Колокольня Десятинного в честь Рождества Богородицы мон-ря. Фотография. 2006 г.

http://pravenc.ru/text/171770.html

Медленно двигаясь, процессия прибыла к городской черте, на рубеже которой стоит часовня во имя св. великомученика Георгия. Установив носилки с чудотворным образом против часовни, о. архимандрит Мардарий, при участии Тихвинского городского духовенства, начал молебен. Громко и отчетливо прочитав Богородичное Евангелие, о. архимандрит особенно выразительно произнес последние слова: «пребысть же Мариам с нею яко три месяцы, и возрвратися в дом свой». При душевном восторге, радости и умиления в сердцах Старорушан прозвучали эти слова: «Пребысть же Мариам с нею яко три столетия, и возрвратися в дом свой». В след за окончанием евангелия пришел к месту остановки Тихвинский о. архимандрит Евгений. Воцарилась глубокая тишина, при которой о. Евгений сказал: «По указу Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая и предписанию архипастыря моего Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Новгородского, с крестным ходом я проводил за черту города чудотворную икону Старорусской Божией Матери; теперь (обратившись к Старорусскому о. архимандриту), вручаю Вам, Ваше высокопреподобие, и прошу доставить ее по назначению, а затем, по благополучном прибытии на место, донести об этом архипастырю нашему и меня почтить своим уведомлением». В ответ на это Старорусский о. архимандрит сказал: «Со страхом, трепетом, глубокою верою и благоговейным усердием приемлю от Вас, Ваше Высокопреподобие, св. икону Старорусской Божией Матери и вместе считаю долгом исполнить Ваше желание». После этого подошел Старорусский городской голова и, обратясь к Тихвинскому о. архимандриту, сказал: «Позвольте мне, как представителю города Старой Руссы, принести Вашему Высокопреподобию от имени Старорусского городского Общества душевную признательность за оказанное пребывавшим здесь нашим гражданам радушие, глубокое внимание и теплое сочувствие к перенесению чудотворной иконы Старорусской Божией Матери в наш город. Граждане г. Старой Руссы сохранят о Вас благоговейную память на все времена».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

В 1803 г. в соборе вместо иконостаса 1750 г. устроен новый, подрядчиком его изготовления стал осташковский купец А. Шолохов, а золочения - осташковский купец Т. С. Глазухин. В 1814 г. новый иконостас был установлен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи. Во 2-й пол. 10-х гг. XIX в. трапезная собора была частично перестроена, после чего в 1820 г. в обновленном приделе иконы Божией Матери «Знамение» также был установлен новый иконостас (на средства В. П. Обрютиной, в 1832 ставшей послушницей обители), а прежний был продан за 200 р. в погост Черенчицы Старорусского у. Новгородской губ. В 1825 г. собор был расписан. В 1829 г. на средства М. П. Крюковой (впосл. мон. Мамелхва) была расширена в длину и высоту алтарная часть собора. 13 сент. 1835 г. главный престол вновь освящен архиеп. Тверским Григорием (Постниковым; впосл. митрополит). В 1852 г. на средства осташковского купца 1-й гильдии Н. К. Абабкова обновлена внутренняя отделка приделов. В пожаре 1868 г. сгорело почти все внутреннее убранство собора, но конструкции устояли. Уже к ноябрю были изготовлены новые иконостасы приделов, после чего состоялось их освящение: 25 нояб. левого - в честь иконы Божией Матери «Знамение», 11 февр. 1869 г. правого - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1871-1872 гг. был изготовлен новый иконостас в главном храме (резьбу и позолоту выполнил Т. Е. Глазухин; иконы верхних ярусов написаны Н. И. Бабиным). 29 мая 1873 г. главный престол освящен архиеп. Тверским свт. Филофеем (Успенским; впосл. митрополит). В 1878 г. на средства мон. Афанасии (Орловой) были устроены новые придельные иконостасы. В 1886 г. техник-строитель И. И. Демидов предложил план перестройки собора. В апр.- мае 1887 г. были разобраны теплый храм и колокольня, в 1887-1888 гг. под наблюдением Демидова († 13 марта 1888) и усилиями подрядчика И. Н. Суровкова были возведены новый теплый храм и колокольня в стиле эклектики. 2 февр. 1890 г. настоятелем Ниловой Столобенской пуст. архим. Арсением и игуменом осташковского Житенного мон-ря Алексием был освящен придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 25 мая того же года архиеп. Тверской Савва (Тихомиров) освятил придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». В углах перестроенных приделов разместили палатки для ризницы и б-ки. Новую колокольню венчал 6-угольный пирамидальный шпиль, отделанный белой жестью. После завершения строительства в том же стиле был оформлен основной объем, при этом полностью перестроено 5-главое завершение собора. В 1890-1893 гг. по сторонам основного объема возведены 2 новых придела: с правой стороны - в честь Перенесения Нерукотворного образа Спасителя, с левой - во имя Всех святых ( Добровольский. 1901. С. 624). Внутри собор был заново расписан осташковскими и тверскими иконописцами.

http://pravenc.ru/text/2581651.html

О. Евгений на это ответил: «Я нижайший послушник Царицы Небесной, всем Вам мой усердный поклон», и в тоже время поклонился чуть не до земли. При пении «Пресвятая Богородице спаси нас!» носилки с иконою были подняты Старорусскими гражданами, и, медленно поворачиваясь, образ Богоматери тронулся в далекий путь, а крестный ход из г. Тихвина пошел обратно в город. Сетующие Тихвинцы, особенно женщины, снова заплакали на взрыд: «Божия Матерь, Заступница наша, зачем Ты нас оставляешь! Куда Ты отходишь от нас Владычица!» – взывали они к Ней. – Так продолжалось до Николо-Боровенской церкви, отстоящей от Тихвина в 4-х верстах. Более чем за версту от этой церкви чудотворная икона Матери Божией была встречена крестным ходом и, по совершены на дороге, против церкви, краткого молебствия, снова тронулась в путь. Пройдя несколько верст далее, Тихвинцы мало по малу стали отставать. Расставаясь со святынею, они становились на колена и, смотря вслед ея, долго плакали и молились на месте; но некоторые пошли провожать чудотворную икону Матери Божией еще далее: – одни до первой станции села Липной Горки (21 вер.), другие до станции Чудово (131 вер.), а третьи до самой Старой Руссы. В то время, как только чудотворная икона Матери Божией была поднята с места, Старорусским городским головой в Старорусскую городскую управу была подана телеграмма такого содержания: «Чудотворная икона Старорусской Божией Матери поднята и несется со славою и благолепием». По объявлены этой телеграммы настоятелю городского собора, и по исходатайствованному ранее разрешению от Преосвященного Викария, тот час же в соборе, a затем в монастыре и во всех городских церквах начался звон к молебну. Лавки и все торговый заведения были немедленно закрыты. Народ массами спешил в монастырь, собор и другие приходские церкви для принесения молитвы и благодарения Царице Небесной, благоизволившей снова придти в прежде избранный Ею богоспасаемый град. В первый день по выходе из г. Тихвина ночлег с чудотворною иконою Матери Божией, по маршруту, был назначен в селе Липной Горке.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

В томе содержится информация о ряде монастырей, в том числе Старицком в честь Успения Богородицы мужском монастыре, Старобельском в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» женском монастыре, Староладожском во имя святителя Василия Великого мужском монастыре, Староладожском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре, Староладожском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, Старорусском Косинском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре, Старорусском на острову в честь Преображения Господня мужском монастыре, Старочеркасском Ефремовском в честь Донской иконы Божией Матери монастыре, Стерлитамакском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женском монастыре, а также сербском монастыре Студеница. 66-й том содержит статью о старообрядчестве. Статья, которая несомненна важна и для молодежи, раскрывает смысл термина «старчество». В ней рассматривается внутренняя и внешняя организация старчества, вопросы терминологии, афонская и русская традиции, женское старчество в России. Тему православного подвижничества продолжает статья о столпничестве, содержащая информацию о предпосылках его возникновения, устройстве столпов и образе жизни столпников, географическом распространении феномена. Статья снабжена обширной библиографией. Статья о страхе Божием рассказывает о чувстве благоговения перед Богом, проистекающем из осознания Его величия. Материалы об иконах представлены статьями о Старорусской иконе Божией Матери, Старчицкой иконе Божией Матери, Страстной иконе Божией Матери. Читателей безусловно заинтересуют статьи о стигматах, а также о Страшном Суде. Любителям русской истории рекомендуется статья о Стоглавом Соборе 1551 года, вызванном глобальными изменениями в ходе создания Русского государства. В статье «стоицизм» рассказывается об этом важнейшем направлении античной философии. В томе представлены рассказы о ряде викариатств Русской Православной Церкви, в частности Старорусском, Староуфимском, Стерлитамакском. Том завершает комплекс материалов, связанных с древним Суздалем, городом — живым памятником истории.

http://patriarchia.ru/db/text/5960206.ht...

Это один из списков чудо­творной Старорусской иконы Божией Матери, находившейся целых 300 лет в Тихвине, а ныне хранящейся в Старорусском Спасо-Преображенском монастыре. Незамысловата история соборной святыни. И полутора столетий не прошло еще, как появилась она. Тогда чудная икона Владычицы Старорусская находилась в Тихвине, но постоянно была она на памяти горожан. И хотели они, от всего сердца жаждали, возвратить свою святыню, да долго не удавалось это. Наконец порешили они снять хотя бы копию с чудотворной иконы. Отправился с этою целью соборный староста Илья Петрович Красильников в Тихвин, на свое иждивение нанял он там иконописцев, и списали они копию с чудотворной иконы, а Илья Петрович привез ее в свой родной город. Это было в 1788 году 4 мая. Наперед узнали горожане о возвращении старосты с иконою. Далеко за городом встретили они благочестивого радетеля о городе с образом Богоматери, и был этот день великим праздником для старорусцев. Поставили они тот образ Богородицын за правым клиросом на втором столбе от западной стены, и с этого времени широкою волною полилась народная молитва пред святым образом. Много милостей излилось около него на страждущие души, не раз видели усердные богомольцы чудную помощь Заступницы в бедах и скорбях. Даже в последние годы рассказывают о чудесных исцелениях от этой иконы. Сильна, знать, вера народная, сильна и молитва Заступницы рода христианского за всех прибегающих к Ней 1). 1) Между прочим, в соборной летописи приводится следующий рассказ о чудном исцелении у иконы Богоматери. Жена чиновника Анастасия Петрова Котлярева, 40 лет, страдала острым ревматизмом, колотьем в левой части своего тела, головными болями и онемением левого глаза, который был вовсе закрыт, и открыть который она не мо­гла без сильнейшей боли. По совету доктора Горбунова, она прибыла в Руссу 5 июня для пользования минеральными водами. Как женщина верующая, она каждый день ходила в Собор к совершаемым богослужениям и особенно усердно молилась пред иконой Старорусской Божией Матери об избавлении от болезни, очень тяжкой и мучительной.

http://sobory.ru/article/?object=00839

Таков этот храм — носитель воспоминаний о прошлых годах обительской жизни. Под ним, по древнему обычаю, находится обширное подцерковье. В настоящее время там устроена церковь в честь Казанской Божией Матери. В древности же это подцерковье служило для склада монастырских припасов. Игумен Иосиф сделал там келии для иноков, а с 1763 г. до 1799-го там хранилось ка­зенное вино. Только уже в 1803 году это подвальное помещение, усердием архимандрита Иннокентия, было обращено в церковь во имя преподобных Варлаама Хутынского и Нила Столобенского, а антиминс в нее был взят из упраздненного Кречева монастыря. Через пять лет (1808 г.) церковь эта была переимено­вана в честь иконы Казанской Божией Матери. Четыре массивных столба поддерживают своды храма-подцерковья. Маленький одноярусный иконостас отделяет ал­тарь от храма, а иконы его украшены ценными приношениями доброхотных радетелей о храме, один из коих по­коится под его сводами (Инженер-механик Гавриил Шахардин). Сыро в храме, не долго удерживается живопись на св. образах, а доски истлевают совершенно. Частые поновления мало помогают. Только одна храмовая икона Ка­занской Божией Матери сохраняется во всей целости, несмотря на неблагоприятные условия. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm В 1192 г. игуменом Мартирием была построена церковь одноэтажная, деревянная, которая вскоре сгорела… В 1196 г., будучи в сане архиепископа, Мартирий соорудил вместо сгоревшей деревянной церкви однопрестольную каменную, во имя также Преображения Господня. Эта церковь начата постройкою 21 мая и окончена 31 июля. По истечении более 200 лет и после разорительных литовских набегов, каменная церковь пришла в совершенную ветхость, поэтому Евфимий, архиепископ Новгородский, при вспомогательном содействии старорусских и новгородских граждан выстроил вновь в 1442 г. каменную же церковь, хотя на старом основании, но гораздо выше прежде бывшей, украсил оную иконописью.

http://sobory.ru/article/?object=06903

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010