Рушане (жители Старой Руссы) неоднократно обращались к тихвинцам с просьбой вернуть им святыню, но те не торопились расставаться с чудотворным образом. В конце XVIII столетия для рушан была сделана точная копия Старорусской иконы. Ее поместили в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, где она также стала прославляться чудесами. Но жители Старой Руссы по-прежнему стремились вернуть себе подлинник, и в 1805 году началась их тяжба с тихвинцами. Завершилась она лишь в 1888 году, когда с соизволения императора Александра III святыня была возвращена рушанам. Сохранилось подробное описание торжественного крестного хода с чудотворной иконой, который продолжался с 31 августа по 18 сентября (по старому стилю). Перенесение иконы из Тихвина в Руссу сопровождалось многими чудесами, и вот лишь одно из них, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря. " На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш - женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивлся этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную " . Чудотворная икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре до прихода к власти большевиков, которые " разорили " ее и передали в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации, в августе 1941 года, древняя святыня исчезла из Старой Руссы и до сих пор не была обретена. Ныне в старорусском храме святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, пребывает чтимый список чудотворной иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

К Шелонской битве икона Старорусской Божией Матери имеет самое прямое отношение. Интересна и предыстория, как она попала на Русь. По преданию, ее написал евангелист Лука, и со временем она оказалась в Константинополе. Ее почитали не только византийцы, но и все христиане, в том числе новокрещеные русские. По размерам она была самой большой в мире – высота ее 3 аршина 12 вершков, это примерно 280 сантиметров. Вероятно, и сейчас такой нигде нет. Когда в Византии вспыхнули иконоборческие гонения, икону переправили через Черное море в Ольвиополь, близ нынешнего Херсона. В 1470 году Ольвиополю стали угрожать турки. Это был последний оплот Византийской империи, Константинополь к тому времени уже двадцать лет как был завоеван мусульманами. Чтобы спасти святыню от поругания, византийцы отдали образ киевскому князю Михаилу Олельковичу, который как раз вел военные действия у Южного Буга. Интересно, что греки просили его переправить икону на Русский Север, поскольку оттуда в Ольвиополь часто приезжали богомольцы, почитавшие образ. И Господь так судил, что через малое время новгородцы пригласили Михаила Олельковича к себе княжить. Он пришел туда вместе с иконой – несколько десятков дружинников несли ее на огромных носилках. Потом ее переправили в Старую Руссу – ровно за полгода до Шелонской битвы. Великого князя Иоанна III весть о победе застала в Яжелбицах. 24 июля он прибыл в Руссу и повелел отсечь головы нескольким «крамольникам». Среди казненных в Руссе было два посадника: сын Марфы Борецкой Дмитрий Исакович и Василий Губа Селезнев. Посадник Василий Казимир и с ним 50 «товарищов» были отправлены в Коломну. 11 августа в Коростынь выехал из Новгорода архиепископ Феофил с посольством для заключения мира с Великим князем. Послы били челом Ивану III и клялись ему от имени мужей новгородских: «Княжение держати честно и грозно, без обиды. А за короля и за великого князя Литовского... не отдатися никоторою хитростью». Иван III взял откуп – 16500 рублей. По описанию очевидца и участника перенесения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из Тихвина в 1888 г. отмечено: вечером 14 сентября икона была внесена в Успенскую церковь с. Коростынь. Здесь служили при великом стечении народа молебен. Наутро 15 сентября была отслужена Божественная литургия. После совершения напутственного молебна в сопровождении Коростынского крестного хода икона продолжила свой путь в г. Старая Русса. Возможно, стараниями прихожан Успенской церкви в честь знаменательного события был приобретен список со Старорусской Божией Матери, с теми же особенностями, которые мы знаем по списку иконы в Георгиевской церкви Старой Руссы («Взыгрался Младенец»).

http://pravicon.com/image-24032

До наших дней сохранился лишь каменный одноглавый храм в старорусском стиле с шатровой колокольней, который с недавних пор возвращен в ведение Русской Православной Церкви. Теперь предстоит приложить много усилий, чтобы восстановить уцелевшую часть некогда процветавшей святой обители Боголюбской. Источник: Слово «киновия» в переводе с греческого языка буквально означает «общежитие». Боголюбская киновия вместе с Гефсиманским и Черниговским скитами, Вифанией митрополита Платона и пустынью Параклита составляли ожерелье общежительных монастырей, возникших вокруг Троице-Сергиевой лавры в XIX столетии. Основателем киновии был старец Филипп – блаженный Филиппушка. В 1859 году святитель Филарет (Дроздов) освятил возле его лесной келии каменную двухэтажную церковь Боголюбской иконы Божией Матери, построенную на средства московской купчихи Матроны Логиновой. До революции киновия играла роль скита при монастырском кладбище Троицкой лавры. Писатель и журналист С. А. Кельцев в очерке 1882 года о жизни блаженного Филиппушки писал: «Помолившись в Лавре, поклонившись мощам преподобного Сергия, каждый считает своим долгом посетить и новейшие, под кровом преподобного Сергия создавшиеся в последнее полустолетие в двух верстах от Лавры обители: Гефсиманский скит с его Пещерною обителью и Киновиею Боголюбивой Богоматери». В конце XIX и начале XX века паломники имели обычай поклониться чудотворной Черниговской иконе Божией Матери в Гефсиманском скиту, а после пройти несколько десятков метров к уединенной Боголюбской киновии, чтобы отслужить панихиду по ее основателе схимонахе Филиппе. До революции гроб подвижника находился в нижнем храме киновии. Блаженный Филипп родился в семье крестьянина деревни Стряпковой Вязниковского уезда Владимирской губернии Андрея Хорева. До принятия на себя подвига юродства, а затем и иночества, Филипп был дважды женат и имел трех сыновей и двух дочерей. Семейство Хоревых отличалось набожностью и благочестием. Старший брат схимонаха Филиппа Федор Андреевич Хорев, а также сыновья самого Филиппа – Галактион, Прокопий и Лазарь – подвизались в основанной им Боголюбской киновии. Дочь Синклития была послушницей в московском Алексеевском монастыре, вторая дочь Варвара более двадцати лет несла послушание в Хотьковской женской обители, а невестка Епистимия – в Зосимовой пустыни Подольского уезда. Поворотным моментом в судьбе Филиппа стало его первое пешее путешествие. В один из летних дней родные ушли в поле на работы, условившись, что тот позднее приготовит и принесет обед. Однако блаженный этого не исполнил, а ушел из дома и пять дней странствовать в пустынных местах почти за сорок верст от своей деревни. Филипп вернулся из своего загадочного похода изнуренным, полураздетым и босым. О том, где он был, Филипп не говорил родным ни слова. С того времени Филипп сильно изменился: стал молчаливым, постоянно постился и не желал носить верхнюю одежду даже в непогоду.

http://sobory.ru/article/?object=06580

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др. Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского . Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Возвращение Старорусского образа откладывалось по разным причинам, главным образом из-за войны со Швецией в 1611-1617 годах, когда Старая Русса подверглась разграблению со стороны северного соседа. Ясно, что в Тихвинском монастыре, по предстательству Божией Матери спасшем свои и чужие святыни, о возвращении Старорусской иконы не могло быть и речи. Шли годы, нанесенные войной раны залечились, но Старорусская икона не медлила двигаться в обратный путь, как об этом не скорбели жители Старой Руссы. Так веками, из уст в уста, передавалось сказание об утраченном образе, а в местном соборе имелась копия,согласно преданию пришедшая из Тихвинского монастыря в 1640 году [iv] . История сохранила и дату первой попытки старорушан заполучить свою святыню назад: «...около 1787 г. в Старой Руссе вспомнили о подлинной иконе и отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении Старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию Старорусской, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая 1788 г.» [v] Неисповедимы судьбы Божии: спустя время эта икона также прославилась чудотворениями, служа духовным утешением старорусских граждан. Наконец, в 1805 году жители Старой Руссы набрались смелости подать прошение о возвращении иконы на имя митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова). Насельник Старорусского Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Сергий пишет в своем труде, что митрополит Амвросий «с Евгением, епископом Старорусским, склонны были удовлетворить благочестивому желанию старорусских граждан, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказал выдать Икону присланным из Руссы депутатам, под предлогом опасения возмущения тихвинских граждан, не желавших отпустить чтимую святыню» [vi] . Однако один их немногих дошедших до нас официальных документов - прошение граждан г. Тихвина митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Никанору (Клементьевскому) от 8 января 1849 г. об оставлении Старорусской иконы в Большом монастыре - прямо указывает на то, что гражданам Старой Руссы было «ничего не известно» о резолюции митрополита Амвросия на их прошение, поданное в 1805 году. Несомненным оставалось одно: «по всей вероятности, просьба их не была уважена: ибо икона оставлена на своем месте в Тихвине» [vii] .

http://bogoslov.ru/article/315542

27 августа делегация Коптской Церкви посетила Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер и побывала в Богородицком Житенном женском монастыре в Осташкове. В Житенной обители состоялось теплое общение гостей с настоятельницей игуменией Елисаветой (Евдокимовой) и сестрами. Матушка рассказала гостям об истории и современной жизни монастыря, показала главную святыню обители — чудотворный Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», надвратный храм, жилые корпуса XVIII века и монастырский Дом милосердия, где проживают одинокие матери с детьми, престарелые люди и инвалиды, потерявшие кров и нуждающиеся в поддержке, которую им оказывает Житенная обитель. Глава делегации епископ Вукол подарил игумении Елисавете, сестрам и каждому жителю Дома милосердия по иконе преподобного Макария Великого. В тот же день делегация прибыла в пределы Новгородской митрополии, где первой остановкой стал Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Гостей встретил викарий Новгородской митрополии  епископ Юрьевский Арсений  и наместник обители иеромонах Антоний (Битьмаев). Египетские монашествующие поклонились чудотворной Иверской иконе Божией Матери. Вечером паломники прибыли в Великий Новгород. В Юрьевом монастыре — одной из древнейших обителей России — владыка Арсений провел для гостей экскурсию по соборному храму в честь Преображения Господня, являющемуся объектом всемирного культурного и исторического наследия; в настоящее время святыня бережно реставрируется. Епископ Арсений дал прием в честь делегации игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви. В ходе братского общения по просьбе гостей иерарх рассказал о современном служении Русской Православной Церкви и о ее истории, в которой немалую роль играла Новгородская земля. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, члены делегации присутствовали на праздничной Божественной литургии в Софийском кафедральном соборе Новгорода, служение которой возглавил  митрополит Новгородский и Старорусский Лев . По окончании богослужения глава Новгородской митрополии обратился с приветствием к представителям коптского монашества, отметив: «Мы сердечно приветствуем вас в Софийском соборе — древнейшем храме России, в котором пребывает чтимый чудотворный образ иконы Божией Матери " Знамение " . Пресвятая Богородица не раз являла Свое великое заступление за наш город и несметное число раз — за всю нашу Русь. Но Покров Ее незримо пребывает над всем миром, и особенно над Египетской землей — землей, где начинало зарождаться монашество».

http://patriarchia.ru/db/text/5839570.ht...

В западной стене притвора находятся двери в подцерковье. Там жили одно время колодники, там же хранили вино, как и во всех монастырских подцерковьях. Наконец, по прошению архимандрита Антония, (1842) разрешено было обратить это подцерковье в церковь в честь иконы Старорусской Божией Матери — «в утешение и спасительное заступление от всякия нужды и скорби». (Летопись мона­стыря, 45 стр.) Храмовая икона для новой церкви была спи­сана в Тихвине с подлинной, засвидетельствована архимандритом Илларионом и поставлена здесь в особом киоте под аркою. Над царскими вратами в иконостасе обычного вида был помещен образ Софии Премудрости Божией с новгородскими святителями. В 1892 году храм был переименован в честь преподобного Исидора Пелусюта, так как в честь иконы Божией Матери был выстроен новый величественный собор... За аркою, в северо-восточном углу подцерковья, устроен придел священномученика Антипы (1843). Своды подцерковья поддерживает массивный каменный столб. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Храм Сретения Господня каменный, двухэтажный, теплый, с севера соединяется с Христорождественскою каменною папертью, устроенною в 1835 г. Сретенский храм, как значится в монастырской описи при переписи города Старой Руссы в 1625 г., был деревянный. По летописцу, сооружение каменного храма последовало около 1630 г. При храме с северной стороны, до конца XVIII ст. находились для жительства кельи, которые по ветхости разобраны и от них остался проделанный в стене ход в нижний этаж, освещенный с востока и севера двумя небольшими окнами. Внешний вид Сретенского храма квадратный, с полукруглым выступом алтаря. Храм и алтарь опоясаны красивыми стрельчатыми карнизами. С западной стороны храма примыкает к нему каменное двухэтажное здание неправильного квадрата, бывшее некогда трапезою. Почему храм назывался Сретенским трапезным храмом видно из дел монастырского архива. Трапеза обширнее самого храма и потому выступает северною стеною более сажени. Мера Сретенского храма как в верхнем, так и в нижнем этаже одинакова: длина от горнего места 11 саж. 13 верш., ширина 3 саж. 1 арш. 8 верш.

http://sobory.ru/article/?object=06905

110-119 119-120 120-122 122-125 125-127 127-131 КОРНИЛИЙ (Синяев Владимир Александрович; род. 22 дек. 1976), митрополит Архангельский и Холомогорский 131-133 133-136 136-137 137-138 КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) 138-143 143-144 КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края 144-145 145-147 «КОРОЛЕВСКАЯ КНИГА» (офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Апу Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII 147-148 148-149 КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского 149-155 CORPUS IURIS CANONICI офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII 155-156 156-166 166-167 167-169 КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом) 169-188 КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти 188-189 189-192 КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (1843-1899), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви 192-193 193-194 194-199 КОРЧИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Корицкая митрополия], епархия Албанской Православной Церкви, расположена в юго-вост. части Албании 199-203 203-207 КОСИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь в Старорусском р-не Новгородской обл. КОСКОНИЙ (Конкордий), мч. Никомидийский (пам. визант., пам. зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

В 1730 г. опять монастырь горел. Полное восстановление Отни осуществилось лишь в начале 19 века " тщанием игуменов Мефодия, Захария и Михаила " . По штатам 1764 г. он был отнесен к 3 классу. Полагалось кроме настоятеля иметь казначея, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 послушника и 9 штатных служителей. Настоятельствовали, как правило, игумены, но были и архимандриты: сан этот давался исключительно по личным заслугам настоятеля. В 1800 году все постройки монастыря были упразднены, и в центре обители был возведен грандиозный барочный одноглавый собор с классическим портиком и двумя фланкирующими его колокольнями в северо-западном и юго-западном углах. Большую пользу монастырю принесло игуменство Мефодия (1795-1801 гг.). При нем были возведены новые строения и полностью обеспечено содержание братии. Еще архимандрит Макарий в середине 19 века отмечал наличие в монастыре таких особо чтимых икон как образ св. Ионы, известный под названием " Покров на Раку " , образ Старорусской Божией Матери, местночтимая икона Божией Матери Тихвинской. Кроме праздника, совершавшегося в память св. Ионы (5 ноября по ст. ст.) торжественное богослужение совершалось в Ильинскую пятницу, с крестным ходом из Новгорода, а потом — из ближайших сел — Мытенского погоста и Змейского. Тогда же из монастыря шел крестный ход в часовню, находившуюся от монастыря на версту по дороге к Волхову. Там совершался молебен с водоосвящением. Внутри этой часовни находился неглубокий колодец, выкопанный, по преданию, святителем Ионой. В сруб колодца был вделан деревянный крест с изображением Распятия Господня, а также были иконы Божией Матери с младенцем и предстоящими св. мучениками Акилиной и св. благоверным кн. Романом, а также образы св. Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вставленные в иконостас. Здесь же находился и образ св. Ионы на холсте в рост в святительском облачении и образ преп. Онуфрия Великого такого же размера. Всех приходящих в монастырь на поклонение св. Ионе устраивали в монастырскую гостиницу и снабжали хлебом и пищей.

http://sobory.ru/article/?object=49884

Киевский Филарет (Амфитеатров) в сослужении еп. Чигиринского Иеремии (Соловьёва) и пребывавшего на покое еп. Иосифа (Величковского) . В авг. 1841 г. И. прибыл на кафедру, поселился в шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . 27 июля 1842 г. И. был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, вскоре, 14 нояб. 1842 г., стал епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии, помощником престарелого митр. Серафима (Глаголевского) . В янв. 1843 г. по поручению Синода И. руководил подготовкой к похоронам столичного митрополита, заслужил благосклонное отношение обер-прокурора Н. А. Протасова . В 1843-1844 гг. по предписанию С.-Петербургского митр. Антония (Рафальского) И. трижды инспектировал приходы епархии. 22 окт. 1843 г. в Царском Селе при участии И. было открыто первое в России уч-ще для девиц духовного звания. 28 янв. 1845 г. И. освятил главный придел в отремонтированном храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Горки Лужского у. За усердные и ревностные труды И. был награжден орденом св. Анны 1-й степени (24 марта 1844). Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) 11 авг. 1845 г. И. возглавил Костромскую и Галичскую епархию, 21 сент. прибыл в Кострому, поселился в Ипатиевском во имя Св. Троицы мон-ре . По пути из столицы в Кострому И. посетил Троице-Сергиеву лавру, общался с архим. прп. Антонием (Медведевым) . В письме от 13 сент. 1845 г. митр. Московский Филарет (Дроздов) спрашивал прп. Антония об И. Ответ лаврского архимандрита неизвестен, однако 21 сент. того же года свт. Филарет писал ему об И. с добродушной иронией: «Высокости взгляда преосвященного Костромского, который не нашел в Сергиевой лавре примечательного после Киева, не будем завидовать. А что не пришло ему на мысль выслушать молебное пение, это не от Невской ли лавры? Там не часто служат молебны святому Александру.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010