Поведский Ю.Н. ”Валдайское приселье”. Историко-краеведческие очерки Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом. Общая композиция и декоративное оформление здания представляет собой пример русского тоновского стиля и отчасти напоминает оформление главного здания (архит. Н. Е. Ефимов, 1849-1861) с.-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова мон-ря. В отделке присутствуют элементы русского стиля и классицизма. Собор по своему объему кубический (длина и ширина - 15,7 м, высота внутри - 15,4 м), был увенчан глухим луковичным пятиглавием c вызолоченными крестами, большая средняя глава на восьмерике поднималась над 4-скатной кровлей на высоту 34,1 м. Еще одна главка возвышалась над 3-частной, с пониженными боковыми объемами алтарной апсидой. С западной стороны к храму примыкала широкая, но более низкая квадратная в плане 3-ярусная трапезная. Над ней возвышалась колокольня (ок. 36 м) с одним ярусом звона и завершением в виде вытянутого шатра со слухами, увенчанного луковичной главкой. Вместе с крытой папертью общая длина здания составляла 32 м. Вход в собор оформлен треугольным фронтоном. Западный фасад разделен на 3 части плоскими лопатками, окна 2-го яруса полуциркульные. Боковые фасады были акцентированы большими 2-частными полуциркульными «флорентийскими» окнами. В зап. трапезной части собора боковые фасады фланкированы более низкими, чем храм, протяженными 3-этажными келейными корпусами в 9 осей, расположенными по линии «север-юг», высотой около 12 м, со 118 окнами. Этажи келий разделены горизонтальной профилированной тягой, по вертикали - лопатками, окна заключены в наличники с лучковыми и полуциркульными (в виде валиков) навершиями. Профилированный карниз келий и собора украшен декоративным поясом. Торцевые части келий в 5 осей были выделены декоративным кокошником по центральной оси. Большие филенки на них в верхних частях, как и на объеме собора, украшены своеобразным «зубчатым» поясом, напоминающим деревянные резные карнизы.

http://sobory.ru/article/?object=17695

В ответном слове Святейший Патриарх Алексий отметил, что нынешнее посещение Иверского монастыря является для него большим духовным утешением, т.к. во время первого визита в Новгородскую землю в 1991г. он увидел полуразрушенную обитель. По словам Его Святейшества, возрождение монастыря, свидетелями которого мы являемся, результат совместных трудов настоятеля обители архиепископа Льва, наместника и братии, всех жертвователей и благотворителей. Святейший Патриарх особо подчеркнул роль президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в возрождении Иверской обители и отметил, что его попечением совершается большая работа. В дар возрожденной обители Предстоятель Русской Церкви передал икону Собора московских святителей, подчеркнув, что между первопрестольным градом и монастырем всегда существовала духовная связь, ибо он был основан Патриархом Всероссийским Никоном. После Божественной литургии представители Росохранкультуры передали монастырю 7 старинных икон, изъятых в ходе следственных мероприятий при попытке вывоза их заграницу. Днем 12 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в новоосвященном Иверском соборе Валдайского монастыря. На молебне в возрожденной обители присутствовали президент России В.В. Путин, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, епископ Бронницкий Амвросий, губернатор Новгородской области С.Т. Митин, представители руководства области и Валдайского района. По завершении молебна Святейший Патриарх Алексий обратился к Президенту РФ В.В. Путину со словами благодарности за его участие в восстановлении святыни и вручил ему современный список Иверской иконы Божией Матери. В ответном слове Президент России сказал, что во многом добрые слова Предстоятеля Русской Церкви он и его коллеги воспринимают как пожелание того, чтобы государство вернуло долги Русской Православной Церкви, другим традиционным конфессиям, вернуло долг русскому народу. Владимир Путин заверил Его Святейшество, что власть будет и впредь оказывать поддержку Церкви в возрождении духовных и культурных традиций нашего народа.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

Всколыхнулся с надеждою на по­мощь Владычицы древний Тихвин. Двинулись горожане в Руссу с мольбою отпустить с ними святыню. И сердоболь­ные рушане отдали чудотворную икону. На плечах своих понесли ее тихвинцы в родной город, обнесли там кругом города, и мор совершенно прекратился. Зато на Старую Руссу обрушились беды. То мор, то пожары, то страшные войны опустошали всю область. Мало кто остался тогда в живых из прежних обитателей города. А икона так и стояла в Тихвине, как будто совсем позабыли про нее в Руссе... Века пролетали... Наконец, нахлынули воспоминания о древних, отжитых днях. С особою живостью явились эти воспоминания, и захотелось, во что бы то ни стало, вернуть к себе древнюю, родную святыню. Да не захотели теперь тихвинцы уступить св. икону, считая ее уже как бы своею святынею. И скучали благочестивые горожане, но ничего не могли поделать. Начиная с 1805 года, они просили и умо­ляли высшее духовное и светское начальство о возвращении им св. иконы. Но каждый раз находились какие-либо препятствия. Так и жили долгое время благочестивые старорусцы со своим заветным желанием. Часто ходили и ездили они в Тихвин, чтобы хотя там поклониться чудотворному об­разу. Наконец, с новою силою стали просить они во главе с архимандритом Мардарием об этом же. Помог в этот раз им Августейший главнокомандующий войсками Петербургского округа Великий князь Владимир Александрович, и просьба была уважена. Святейший Синод, запросив архимандрита Тихвинского монастыря, разрешил перенести чудо­творную икону, а Государь Император утвердил это разрешение. Деятельно принялись горожане подготовляться к перенесению святыни. Скоро собрали они много денег (14500 руб.), чтобы написать точную копию ее, украсить ее и оставить там, в Тихвине, вместо древней святыни. Когда все было готово, они группами отправились в путь-дорогу до Тихвина. А там тихвинцы со слезами передали святую икону. Привыкли и они уже считать чудотворный образ Богоматери своим, и не расстались бы с ним никогда, если бы не было на то воли святительской, да не поняли бы они скорби благочестивых старорусцев.

http://sobory.ru/article/?object=34747

16 нояб. определен, 30 нояб. 1953 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Хиротонию в трапезном храме ТСЛ возглавил Патриарх Алексий I . 11 нояб. 1954 г. И. назначен епископом Псковским и Порховским и настоятелем Псково-Печерского монастыря . Под рук. И. был проведен капитальный ремонт псковского Свято-Троицкого кафедрального собора, епархиального дома в Пскове, настоятельского корпуса Псково-Печерского монастыря (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 58. Л. 8). И. был в составе делегаций РПЦ во время поездок в Ливан и Сирию (1957 и 1958). В 1958 г. освятил придельный храм в честь Старорусской иконы Божией Матери при Михаило-Архангельской ц. в г. Дно Псковской обл. 5 марта 1959 г. назначен епископом Берлинским и Германским с местом пребывания в Берлине и оставлением за ним временного управления Псковской епархией. В окт. 1959 г. И. возглавил делегацию в ФРГ для проведения встречи с представителями евангелических церквей. И. просил освободить его от управления Берлинской епархией, т. к., не имея высшего богословского образования, мог не справиться с назначением (Архив ЦНЦ. Д. Митр. Иоанн (Разумов). Л. 1). 21 июня 1960 г. освобожден от управления Берлинской епархией, определен быть епископом Псковским и Порховским. 8 окт. 1960 г. принял участие в торжествах в честь прп. Сергия Радонежского в ТСЛ. 25 февр. 1962 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. В 1967 г. И. с группой паломников посетил Св. землю. 22 мая 1968 г. возглавил празднование 400-летия со дня освящения надвратного храма во имя свт. Николая Чудотворца в Псково-Печерском мон-ре. К празднику были закончены реставрационные работы Корнилиевских стен и капитальный ремонт Николаевской ц. И. был участником Поместного Собора РПЦ 1971 г. Возведен в сан митрополита 9 сент. 1972 г. В епархии И. пользовался авторитетом у клириков и мирян, строго следил за исполнением церковного устава, но снисходительно относился к провинившимся, отличался щедростью к нуждающимся. Во время управления И. Псковской епархией заметно усилилось влияние старчества на верующих. В Псково-Печерском мон-ре подвизались иеросхим. прп. Симеон (Желнин) , архим. Иоанн (Крестьянкин) , архим. Агапий (Агапов), архим. Пимен (Гавриленко) и др. После Великой Отечественной войны в мон-ре поселились старцы Валаамского мон-ря, к-рых увезли перед войной в Финляндию,- иеросхим. Михаил (Питкевич) , иеросхим. Лука (Земсков) и др. Несмотря на противодействие со стороны уполномоченного Совета по делам религий, И. предпринимал действия по увеличению штата духовенства: подбирал церковнослужителей из верующих своей епархии, принимал священников из др. епархий, обращался в Учебный комитет при Свящ. Синоде с просьбами о направлении окончивших духовные учебные заведения в Псковскую епархию. Во время служения И. епархию, в т. ч. Псково-Печерский мон-рь, ежегодно посещали многочисленные зарубежные церковные делегации и паломники.

http://pravenc.ru/text/469536.html

23 окт. 1918 г. определен в число братии Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . 9 марта 1919 г. пострижен в монашество архим. Иосифом (Николаевским ; впосл. епископ) с именем Иоанникий. По благословению Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) , 8 июня 1919 г. рукоположен во диакона, 9 июня - во иерея Дмитровским еп. Димитрием (Сперовским) в Преображенском храме г. Ст. Русса. Определен временно проживать в старорусском на Острову в честь Преображения Господня мужском монастыре , исполняя послушание секретаря. Весной 1920 г. назначен епархиальным миссионером-проповедником. 13 мая того же года награжден набедренником. В дек. 1920 г. назначен настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 27 апр. 1921 г. возведен в сан игумена, 9 апр. 1922 г.- в сан архимандрита с правом предоставленной мон-рю привилегии архиерейского служения. Боролся против обновленчества , выступая с проповедями по всей епархии. После захвата обновленцами новгородского Антониева мон-ря И. проживал у родственников в Новгороде на иждивении духовных чад. Служил в единственном правосл. новгородском храме и в церкви, не подчинившейся Высшему церковному управлению , в Ст. Руссе. Дважды подвергался арестам ОГПУ: 2-18 окт. 1922 г. и 16-25 янв. 1923 г., оба раза был освобожден под подписку о невыезде с обязательством еженедельно отмечаться в ОГПУ. И. также получил разрешение на поездки для служения и проповедей, несмотря на противодействие обновленцев. И. был оплачиваемым лектором при новгородском «Культпросвете», принимал участие в религ. диспутах. В связи с освобождением Старорусской кафедры постановлением местных церковных советов был предложен в качестве кандидата в епископы. 27 мая 1923 г. в Юрьеве новгородском мужском монастыре тайно хиротонисан во епископа Старорусского, викарного епископа Новгородской епархии. Хиротонию совершили Бирский еп. Трофим (Якобчук), Новгородский викарный, Валдайский еп. Иосиф (Невский). Тайная хиротония была признана законной Патриархом свт. Тихоном , к-рый назначил И. также временно управляющим Новгородской епархией. 25 июля того же года был вызван в Москву ОГПУ, по прибытии 27 июля арестован, отправлен в дом заключения ОПГУ, затем переведен в Бутырскую тюрьму. 24 авг. в адм. порядке приговорен к 2 годам ссылки в Нарымский край. Переведен в Таганскую тюрьму, откуда по этапу направлен к месту ссылки. Продолжал считаться епископом Старорусским. По прибытии был прикреплен к центральному пункту в с. Колпашево (ныне город в Томской обл.), проживал в близлежащих деревнях. 24 авг. 1925 г. освобожден, 25 сент. того же года вернулся из ссылки в г. Ст. Русса.

http://pravenc.ru/text/577992.html

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли. В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство. В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской». К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами. В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении. Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Ведущим дистанционной секции по «Истории Церкви» выступил проректор по научно-богословской работе духовной академии протоиерей Константин Костромин. Участники данной секции подробным образом познакомились с жизнеописаниями архиереев, которые внесли весомый вклад в развитие вверенных им епархий: речь шла о Тобольском епископе Киприане (Старорусенникове) и епископе Ставропольском и Кавказском Феофилакте (Губине). Значительный блок исследований, озвученных во время заседания, докладчики посвятили истории церковной печати и необходимости использования таких изданий как «Епархиальные ведомости» и архиерейских резолюций в качестве исторических источников при изучении церковной жизни той или иной эпохи. Доклад старшего научного сотрудника Научного отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета И.В. Воронцовой вызвал оживленное обсуждение. Участники секции «Религиозная философия и философия религии» представили доклады, отражающие влияние философии на все сферы человеческой жизни: например, была поднята тема взаимосвязи деятельности Московского религиозно-философского общества и процесса разрушения Российской Империи и появления обновленческого раскола. Также ученые рассмотрели концепцию славянофилов о мессианском предназначении России в качестве альтернативы европоцентризму и вопрос о месте христианства в философии французского неогегельянства. Ведущим секции выступил кандидат философских наук, заведующий кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургской духовной академии священник Игорь Иванов. Самым обсуждаемым докладом стало выступление профессора кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Смоленской духовной семинарии А.Ф. Гавриленкова. Во время работы секции «Церковное изобразительное искусство и архитектура» исследователи рассмотрели особенности иконографии Жировичской иконы Божией Матери и святого благоверного князя Александра Невского. В ходе дискуссии собравшиеся обсудили издание различных пособий по истории церковного искусства и формирование принципов создания церковно-археологических музеев на примере деятельности Н.В. Покровского, а также новые методы исследования памятников мемориальной старорусской эпиграфики. Ведущим секции выступил преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии кандидат богословия, кандидат архитектуры архимандрит Александр (Федоров).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5721548...

Место для К. м. было выбрано в лесу, на правом берегу Короцкого оз., в километре от с. Короцко, у древнего могильника. По преданию, именно здесь, на юж. границе новой обители, располагался ранее Покровский мон-рь ( Богословский. 1865. С. 80-81). При игум. Домнике в память о древнем монастыре на могильнике была поставлена деревянная часовня. По другому преданию, на этом месте старший брат святителя Ефим остановил свою мать, уводившую маленького Тимофея на воспитание к богатому зимогорскому ямщику, и уговорил ее оставить брата в семье и в духовном звании, обещая выучить его грамоте. Когда местные крестьяне отказались выделить общине земельный надел, 10 дес. 1739 кв. саж. земли были пожертвованы на устройство общины короцким причтом. С осени 1863 г. под рук. Елагина начались строительные работы. 22 авг. 1864 г. последовало Высочайшее повеление на учреждение Короцкой женской общины с училищем для девиц-сирот при ней и лечебницей для местных жителей. К осени 1864 г. был построен каменный 3-этажный корпус с домовой ц. во имя свт. Тихона и Владимирской иконы Божией Матери в его сев. части, освященной валдайским архим. Лаврентием 1 окт. 1865 г. К освящению митр. Исидор прислал в дар обители икону свт. Тихона со своей подписью и 2 комплекта богослужебных книг. Антиминс для этой временной церкви был священнодействован 20 авг. 1863 г. еп. Старорусским Герасимом (Добросердовым) . Первая настоятельница общины мон. Серафима, в 1865 г. переведенная из Зверина в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря , через 1 год и 8 месяцев вернулась в Зверин мон-рь, скончалась в саратовском Покровском жен. мон-ре. К 1865 г. в общине насчитывалось более 30 сестер, в основном вдов и сирот. В 1867-1871 гг., при управляющей рясофорной мон. Надежде (Кузминой), были завершены главные постройки обители. Она скончалась в рыбинском Софийском монастыре, приняв монашество с именем Назарета. В 1871-1879 гг., при 3-й начальнице, мон. Анатолии († 1891), было упорядочено церковное пение, устроены амосовские (духовые) печи в соборе, ферма и др. К 1871 г. пожертвованный капитал обители составил 88 547 р.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Но в 1938 году церковь была закрыта. Вскоре рядом с ней был образован лагерь управления НКВД для репрессированных, а во время войны – военнопленных. Храм использовался для хозяйственных нужд лагеря, а после его закрытия в 1947 году, служил колхозным складом. В этот период произошло полное разрушение храма. Разобрали на кирпичи каменную звонницу, сняли с купола кровлю. Храм стал гибнуть. …Но вот, наконец, пришло долгожданное знамение милосердия Божиего; пришло всепрощение, которое звало к пробуждению и покаянию окаменевшие души. Летом 1988 года по грозным мстинским порогам приплыл образ Царицы Небесной — Тихвинской Богоматери и пристал к берегу недалеко от места, где некогда красовался храм Ее имени. Образ этот — старинного, чудного письма — был довольно больших размеров. Местный житель поселка Петр поднял икону из воды и схоронил на чердаке в одном из домов. Кто мог подумать, что Сама Царица Небесная берет под покров Свой и судьбу храма, и живущих там? О иконе скоро забыли, но жизнь в поселке с того момента изменилась… Прошло совсем немного времени и первая во всей округе, заговорившая о себе в полный голос, стала вновь организованная православная община в селе В самом начале 1990 года приход получает официальную регистрацию и разрушенное здание бывшей Тихвинской церкви. Для совершения богослужений община покупает дом в поселке и оборудует его под церковь. Но икона? О ней никто не помнит. Ее просто принесли в молитвенный дом вместе с другими иконами, принесли добрые старушки, которые искренне радовались открытию прихода. В апреле 1990 г: молитвенный дом был освящен, а через два месяца на новый приход был назначен священник Николай Сергиевский — первый настоятель возрожденного прихода. С 1996 г. по 2005 год настоятелем храма являлся священник Валерий Дьячков. В 1999 году храм был восстановлен, а 24 ноября 2001 года архиепископ Новгородский и Старорусский совершил чин освящения возрождённой святыни. Рядом с погостом находится мемориал скончавшимся в лагере репрессированным советским гражданам и военнопленным разных стран.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский) , к-рый в 1875 г. пожертвовал 1 тыс. р. на стипендию своего имени. В 1882 г. член Учебного комитета при Синоде И. К. Зинченко инспектировал Деревяницкое и Державинское (в Званском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре) жен. духовные уч-ща Новгородской епархии. По его докладу и ходатайству митр. Исидора 10 авг. 1883 г. уч-ща в учебном плане были объединены в одно и преобразованы по уставу епархиальных жен. уч-щ. Курс Державинского училища стал соответствовать 3 низшим классам, курс Деревяницкого - 3 высшим классам епархиальных жен. училищ. С сент. 1882 г. и до кончины 5 июля 1911 г. инспектором классов состоял свящ. Арсений Вихров. На средства митр. Исидора за оградой Д. м. для уч-ща был построен 3-этажный кирпичный корпус (освящен митр. Исидором в сослужении архиеп. Ярославского Ионафана (Руднева) и еп. Старорусского Анастасия (Добрадина) 12 авг. 1884). К 1892 г. при Д. м. насчитывалось 68 воспитанниц; 40 из них содержались за счет мон-ря, 28 - на именные стипендии. В 1888 г. Д. м. и уч-щем управляла казначея мон. Серафима, в 1889-1894 гг.- мон. Флорентия. В 1890 г. экономка уч-ща и казначея Д. м. мон. Серафима была переведена в новоустроенный Косинский Никольский мон-рь близ Ст. Руссы. С 12 июля 1894 г. Д. м. и уч-щем управляла казначея Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря мон. Измарагда (Михайлова Ираида Клавдиевна), с 13 янв. 1909 г.- настоятельница Званского мон-ря игум. Нина (Тимофеева Надежда Тимофеевна). 21 сент. 1892 г. в Д. м. совершал литургию прот. св. Иоанн Кронштадтский . В 1905 г. съезд духовенства Новгородской епархии постановил ходатайствовать о соединении Званского и Деревяницкого уч-щ в с. Деревяницы при непременном условии закрытия обители. Постановление реализовано не было, и епархиальное училище продолжало соседствовать с Д. м. до 1917/18 уч. г., когда оно было закрыто. А. К. Галкин Экономическое положение В XVII в. Д. м. принадлежали вотчины в Обонежской, Водской и Бежецкой пятинах - в погостах Андреевском Грузинском, Деревяницком и Прокофьевском Бельском ( Кадыкин.

http://pravenc.ru/text/171729.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010