Мысль же об исконной принадлежности Старорусской иконы именно Тихвинской обители развил в своих записках настоятель Большого монастыря архимандрит Илларион (Кириллов): «Из прошения Старорусских граждан, поданного в 1805 году Высокопреосвященнейшему Амвросию Митрополиту оказывается, якобы оная Икона в 1570 году в царствование Государя Царя Иоанна Васильевича по какому-то несчастному случаю перенесена из Старой Руссы в Тихвин. Но верных исторических из летописей доказательств об этом событии они не выставили» [viii] . Архимандрит Илларион проверил по этому поводу и древнее монастырское хранилище: «В здешнем архиве не оказалось никаких записок о перенесении из Старой Руссы в Тихвин оныя Св. Иконы» [ix] . Не оставались в стороне и граждане Тихвина, не желавшие отпускать чтимый образ Богоматери в Старую Руссу. Они никак не соглашались с доводами старорушан, утверждавших, будто бы тихвинцы некогда изнесли Старорусскую святыню с целью прекращения моровой язвы в Тихвине. «Это сказание не имеет никакого основания и суть произведение новейшего времени, а потому более гадательно, нежели достоверно. Ибо Тихвинцы, имея в пределах своих уже прославленную чудесами Икону Божией Матери, не могли сомневаться в Ея заступлении и искать оного в другом городе от иконы Старорусской» [x] , - писали тихвинцы в 1849 году в Петербург первенствующему церковному иерарху. Они справедливо замечали, что если Большой монастырь основан в 1560 году, а ставшая поводом для раздора икона перенесена в 1570 году, то «город наш почитает оную почти три столетия, а усердие местных жителей благолепно украсило ее драгоценностями» [xi] . На праздник же в честь Старорусской святыни - 4 мая - веками стекались богомольцы со всей Новгородчины, в том числе и из Старой Руссы, но почему-то желание вернуть икону возникло у старорушан лишь к началу XIX века... В отстаивании иконы, якобы взятой в древности на время у старорушан, тихвинцы проявили завидное упорство, усомнившись в самом предании о перенесении святыни. Оно, полагали они, «с одной стороны, согласно с историей, а с другой - несообразно с духом народа русского, который в подобных несчастиях более прибегает к св. иконам, нежели решается выносить оные за пределы своего города» [xii] . Более того, века пребывания Старорусской иконы в Тихвинской обители были уподоблены в прошении тихвинцев «времени вечному». Граждане же Старой Руссы, считали жители Тихвина, за «280 лет забвения об оной лишают всех прав на присвоение» и не правы в том, что «если они почитают икону сию Чудотворною, то почему не покорят воли своей чудодейственной ее силе и хотят присвоить ее судебным порядком» [xiii] .

http://bogoslov.ru/article/315542

В XIX в. в М. м. хранился и список с иконы Божией Матери с женами-мироносицами. В 1836 г. строитель иером. Никанор сообщал в докладе архиеп. Казанскому и Свияжскому свт. Филарету (Амфитеатрову) , что «список с чудотворной иконы... с средником 6-ти вершковым и другим 5-ти четвертным, обложенныя местами серебром, фольгою, и китайским жемчугом... от долговремянности столько обветшал, что безобразит благолепие храма Господня». Иером. Никанор писал, что монахи считают нужным «сию ветхость исправить, есть ли на сие последует архипастырское благоволение», а также просил архиепископа «повелеть изображения на списке передника переписать живописью в греческом вкусе и оную живопись по приличию украсить серебром». Вскоре по указу консистории от 7 апр. 1836 г. насельники получили разрешение на обновление списка ( Головина. 1992. С. 39). В 1677 г. был установлен ежегодный крестный ход с иконой в Чебоксары, Цивильск, Царёвококшайск, Козьмодемьянск. Впосл. крестный ход стал совершаться по всей Казанской губ., и не только по окрестным рус. селам, но и по селениям «новокрещеных». В определении архиеп. Казанского и Свияжского Филарета (Амфитеатрова), направленном в консисторию 20 марта 1836 г., сказано: «...как Царевококшайская Мироносицкая пустынь есть самая ближайшая к жительству новокрещенских приходов Царевококшайского уезда и новокрещена имеют понятие о чудотворной иконе... то по сему дозволяется продолжать производить ход с иконою жен-мироносиц по новокрещенским домам Царевококшайскаго уезда по примеру, как делается сие по старорусским селениям». В кон. XIX в. в М. м. совершались многолюдные торжества в честь иконы Жен-мироносиц 1 мая, в Неделю жен-мироносиц, а также 23 июня, в день празднования Владимирской иконе Божией Матери ( Богословский. 1900. С. 603-604). Грамотой царя Алексея Михайловича 1652 г. за М. м. закреплялось право на владение землей, и во 2-й пол. XVII в. обитель имела в своем распоряжении более 110 дес. земли. Известен факт приобретения земли у крестьянина Шумилы Алферова, проживавшего в дер. Юшково. Пустыни принадлежали Подмонастырская слобода, с. Ежово, 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одна на р. Кокшаге. В 1744 г. обитель владела 158 крестьянами.

http://pravenc.ru/text/2563342.html

После революции происходит изъятие церковных ценностей. В городском соборе открывается музей, куда переносится Старорусская икона и где хранился список иконы, сделанный И.П. Красильниковым. В 1941 году во время оккупации икона исчезла, а серебряная риза, инкрустированная драгоценными камнями, украшавшая Старорусскую икону Божией Матери, чудом уцелела. Сейчас в Георгиевской церкви чтится список чудотворной иконы. Это краткая история чудотворного ораза, который является самым почитаемым в городе. Перед ним склонялся в поклоне великий писатель, когда приходил на Литургию. Когда впервые входишь в храм, удивляешься не столько расписным сводам и обилию древних образов, сколько самой атмосфере. Кажется, что этот старинный храм так и остановился в том времени прошлого века. Поскрипывает деревянный настил под ногами, горят свечи на старинном массивном подсвечнике возле Старорусской иконы. Глаза Богородицы глядят бесстрастно. Ее молчание – молитва. Она сама – молитва! И она присутствует не где-то в ином измерении, а здесь! И от этого становится и страшно, и спокойно одновременно. Бабушки, прислуживающие в храме, отличались неспешностью. Всё делалось неторопливо и спокойно. Нам вообще казалось, что в городе другое временное измерение. Они охотно показали нам место, где молился Достоевский. Всю Литургию обычно он стоял пред иконой Всех Скорбящих Радость. Надо сказать, что этот образ Богородицы был его любимой иконой. По словам жены, он любил молиться «в тиши, без свидетелей». «Я не пошла за ним, и только полчаса спустя отыскала его в уголке собора, до того погруженного в молитвенное и умиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал», – пишет Анна Достоевская. Врач писателя, Степан Дмитриевич Яновский, писал, что «вернейшее лекарство у него всегда была молитва». – А эту икону подарил сам святой Иоанн Кронштадтский, – сообщила сидевшая в уголочке на стуле прихожанка преклонных лет. Я подошла к темному углу под низким сводом и, посветив свечой, прочла дарственную запись на Смоленской иконе Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/109819.html

2. Троицкий собор с приделом преподобного Серафима Саровского. Также выдержан в духе исторических реминисценций. Центральный престол освящен 18.05.1906 г. архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Придел преп. Серафима Саровского освящен 10.07.1906 г. св. прав. Иоанном Кронштадтским. Закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 06.03.1931 г. и использован под мастерскую профшколы. 3. Деревянная домовая церковь Спаса Нерукотворного при настоятельских кельях. Освящена 15.09.1880 г. архимандритом Александро-Невской лавры Исаией. Закрыта в 1920-х гг. и переоборудована под клуб. 4. Каменная домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» с приделом преп. Иоанна Рыльского при богадельне (рядом со святыми вратами). Центральный престол освящен в 1897 г., придел преп. Иоанна Рыльского освящен св. праведным Иоанном Кронштадтским в 1898 г. Закрыта в 1920-х гг., в здании разместилась профтехшкола. 5. Деревянный однопрестольный храм Рождества Иоанна Предтечи освящен 17.06.1862 г. настоятелем Воскресенского собора г. Череповца протоиереем Георгием Вознесенским, находился близ восточной ограды монастыря, но за ее пределами. В 1876 г. он был передан в распоряжение Леушинской общины и на следующий год капитально отремонтирован (снаружи обшит тесом, выкрашен, устроено печное отопление). В 1899 г. храм вновь капитально отремонтирован, внутри оштукатурен, выкрашен на средства петербургской купчихи Сорокиной. В начале ХХ века из-за тесноты богослужения в нем совершались всего 2 раза в год. В храме покоился прах его устроительницы помещицы Г.В. Каргопольцевой. Закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 12.01.1929 г., здание предполагалось переоборудовать «под культурно-просветительские учреждения». В том же году храм был разобран и использован на постройку народного дома. http://leushino.cerkov.ru/istoriya/ Помимо храмов, монастырь имел 7 корпусов внутри монастырской ограды и 10 в одной связи с оградой, в основном двухэтажных на каменных фундаментах, либо кирпичных. Имелось также значительное число построек вне обители, в том числе двухэтажная гостиница для паломников, церковно-приходская школа, дома для причта и т.д. Украшением обители была высокая надвратная колокольня (1898 г.), располагавшаяся в северной ограде монастыря. Внутри монастыря недалеко от настоятельского корпуса имелась каменная часовня Благовещения Божией Матери (1905-1906 гг.), где совершалось неусыпаемое чтение канонов и акафистов Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=35039

Погост окружен кованой оградой, выполненной мастером С. Покулевым в 1910-е гг. В начале ХХ в. церковная земля, занимаемая храмом и кладбищем, составляла 4 десятины. В распоряжении причта находилось около 35 десятин (в т.ч. 26 десятин пахотной) земли. Вдоль южной стороны ограды кладбища располагался большой сад с яблонями, вишнями, смородиной, малиной, принадлежавший священнику. На старом месте, к юго-западу от церкви, и ныне стоит дом для священника, принадлежащий храму. На кладбище при церкви находится сторожка. В 1914 г. Васильевскую церковь с целью отбора церковно-археологических древностей для созданного в Новгороде архиепископом Арсением Древлехранилища посетил протоиерей Анатолий Конкордин. Он отмечал находившиеся здесь в то время старые иконы, люстру (хорос) из стекляруса, 7 древних образов и Царские врата из иконостаса деревянной церкви, которые причт «охотно отдавал» музею. Из духовных лиц, посещавших храм, известен обзор его, равно как и прочих церквей Поозерья, архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием 17 июля (ст. ст.) 1901 г. Прихожане тогда встречали владыку пением тропаря Ангелу храма. А архипастырь обращался к народу со словом о Василии Великом. Приход Васильевский к началу ХХ в. состоял из деревень: Хотяж, Малый и Большой Донцы, Корпово и правобережных Сельца и Клопской Слободы. Общая численность прихожан в 1914 г. составляла 1299 человек. По сравнению с другими этот приход считался малолюдным. По приходу исстари праздновали: зимнее Прихоженье (память преп. Михаила Клопского) 24 января (нов. ст.) в Хотяже и Клопской Слободе, летнее Прихоженье 6 июля и Покров Божией Матери в Сельце и Клопской Слободе. Тихвинской иконе Божией Матери 9 июля в Корпове и Малом Донце. Местное празднование Тихвинской иконе справляли в Клопской Слободе 12 июля. В Сельце – Казанской иконе Божией Матери 21 июля. В Большом Донце отмечали Рождество Иоанна Предтечи 7 июля и Собор архангела Михаила 21 ноября. В Хотяже Флору и Лавру 31 августа. Крестные ходы по деревням прихода, помимо определённых уставом, совершались во все эти праздники, кроме зимнего Прихоженья и Собора Михаила архангела.

http://sobory.ru/article/?object=04515

Довольно красив внешний вид собора... Стройно поды­мается над приделами и притворами его главная часть, за­вершаясь четырьмя малыми глухими и пятою большою сквоз­ною трибуною посредине с луковичными главами. А притворы и приделы украшены поверх крыши рядами арочек в виде кокошников. Из этих кокошников по углам составлены небольшие пирамиды, оканчивающиеся маленькими главками с крестами. Внутри собора высокая светлая главная часть его четырьмя колоннами, поддерживающими купол, разбивается на три нефа. Справа и слева к ней примыкают приделы, а с западной стороны — притвор. Таково внутреннее расположение в соборе. Светло в его главной части. Впереди, в пять ярусов возвышается иконостас, завершаясь Распятием. Не древен этот иконостас. Очевидно, он устроен в начале прошлого столетия, когда перестраивался собор, а в 1883 г. некоторые старые образа иконостаса были написаны вновь, другие пройдены колерами, на иных исправлены грунт и позолота. Самый иконостас быль позолочен и украшен всевозможными карнизами и арабесками. Все же проста, незамысловата отделка его, но она и хороша про­стотою своею. Стройно, рядами тянутся в нем св. иконы местные, двунадесятых праздников, апостолов, пророков и праотцев, вознося мысли богомольца к великим событиям явления Христова. В нижнем, местном ярусе есть и почитаемые горожанами св. иконы. Справа от царских врат стоит образ Фомина уверения, а по левую сторону образ Скорбящей Божией Матери — обычное изображение Богома­тери, окруженной страждущими людьми. (Под образом есть надпись «1773 г. обещанием сей образ старорусского посадского человека Василия Мартынова, сына Скорляшникова, и как по душу мою Бог пошлет, у коея церкви тело мое погребено будет и поставить святой образ вечно в церкви»). Дальше, в самом храме и приделах его почитаемых святых икон еще больше. За правым столбом храма, под величественною сенью находится громадная икона Старорусской Божией Матери, по­ражающая своими размерами случайного богомольца (3 арш. 14 вер. х 2 арш. 14 в.).

http://sobory.ru/article/?object=00839

На правом клиросе находится икона Трёх отроков. По рассказам прихожан, она перенесена сюда из разрушенной в последнюю войну Георгиевской церкви с. Егорий, будучи обретена висящей на столбе среди руин. Также образ апостолов Петра и Павла, находящийся в алтаре, происходит из храма Лукинского погоста. Выделяются две иконы Божией Матери: Казанская и Тихвинская в шитых ризах, икона неопределённого евангелиста – по тексту Луки, а по символу Иоанна. На южной стене размещен образ двух святых: Василия Великого и преподобного Василия в металлической ризе, выполненной в 1850 г. мастером Дмитрием Богатыревым. Из аналойных икон привлекает внимание Воскресение Христово, написанное на стекле. Хранится здесь и большая деревянная кружка для сбора пожертвований, ранее принадлежавшая Клопскому монастырю. Сохранился прежний антиминс, выданный в 1954 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) на престол во имя Смоленской иконы Божией Матери в Петропавловскую церковь с. Голино, и в 1963 г. при архиепископе Новгородском и Старорусском Сергие (Голубцове) перенесённый в Васильевский храм. Церковная библиотека по реестру 1914 г., помимо полного круга книг богослужебных, заключала в себе 85 томов для чтения. Архив храма состоит ныне частично из документов с 1957 г. На колокольне в начале ХХ в. располагались 6 колоколов. Самый крупный, весом 113 пудов, был вылит на средства прихожан в 1883 г. Его окружали малые: в 26, 12, 8, 3 и 1 пуд. Ныне на звоннице находятся 2 колокола, один из которых перенесён недавно из с. Спас-Пископец. В нишах колокольни при входе в церковь написаны в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст (еще недавно вместо последнего было изображение Василия Блаженного). Над входом образ Христа в круге. У юго-восточной стороны Васильевского храма сложился некрополь. Здесь погребены священники: протоиерей Александр Сперанский +1910, Алексей Фиников +1910, протоиерей Василий Николаевский +1945, протоиерей Федор Березняковский +1950 и др., а также монахиня Иоанна +1967 и Любовь, прислуживавшие при церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04515

Как обыкновенно, Богослов изображен в зеленом хитоне и красной хламиде, сообразно с древними апокалипсическими толкованиями. Стена небесного Иерусалима, по Апокалипсису, имеет 12 оснований и на них имена 12 апостолов Агнца. С третьим основанием связан драгоценный камень халцедон, а с четвертым смарагд, или изу­мруда. В списках апостолов Иоанн занимает 4-е место, хотя у Марка он стоит на 3 месте. Следовательно, к его одежде приложены цвета изумруда и халцедона, т.е. зеленый и красный. Таково символическое значение цветов одежды Богослова и особенностей его изображения. (По Ювачеву) Подобные изображения Иоанна Богослова довольно часто встре­чаются в старорусских церквах. Приветливо стоит этот храм среди могильного покоя для постоянных молитв об умножающемся сонме усопшей братии. И каждый день, по пути на дорогие могилки, вереницами проходят около него богомольцы, набожно осеняя себя крестом. Много богомольных старорусцев собирается в кладби­щенскую церковь к службе Божией, а особенно много бывает их в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Тогда с торжественным крестным ходом приходят они к праздничному храму. Еще больше оживает молчаливое кладбище, когда в первое воскресенье после праздника Ка­занской Божией Матери совершается крестный ход из всех городских церквей около соборной стороны. Тогда перед порогом церковным устанавливают святыни: великие чудотворные иконы Богородицы с Животворящим Крестом, а остальные святыни располагаются дальше рядами по пути, и начинает клир церковный умильное панихидное пение обо всех почивших отцах и братьях, а несметные толпы народа стихают в общей молитве. Оживает тогда мирное кладбище и живые как бы роднятся с отшедшими, объятые одною молитвою.   Часовенка Богородицы «Утоли моя печали»   Недалеко от церкви, всего в 185 саженях к северу от нее, на повороте дороги к кладбищу стоит небольшая часовенка в честь Божией Матери «Утоли моя печали». Около ста лет прошло уже, как была построена здесь ча­совенка именитым старорусским купцом Сухановым, и до последних лет стояла она, ветшая с каждым годом. Наконец, собрались симоновские прихожане, поратовал тороватый купец Ложкин (1910), и ветхая часовенка была перестроена заново. Посреди ее стоит почитаемый образ Богоматери с Пречистым Младенцем, а у Него в левой ручке свиток с надписью: «Суд праведен судите, ми­лости и щедроты творите кийждо к брату своему и вдовицы в сироты и пришельцы и убоги не насильствуйте»… Задняя стена часовенки увешана жертвованными образами...

http://sobory.ru/article/?object=48499

Особенностями храма является его асимметричность (церковь расположена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и строгое декоративное решение. В 1940-х годах здание сильно пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапезной, многие участки грозили разрушением. В 1888 году в Старую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Матери, который был освящён 31 августа 1892 года. В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу. Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов. Она является не обычной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», или просто «столпом». В 1818 году колокольня сильно перестраивалась: её завершение было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке первый этаж сдавался а аренду под склад казённого вина. В 1930 году был утрачен шпиль, в следующем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В ходе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в наиболее полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и восстановить храм в древнем виде. Святые [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Рождество Христово - 7 января Сретение Господне - 15 февраля Икона Пресвятой Богородицы " Старорусская " - 17 мая, 1 октября Как добраться [ править править код ] Адрес: Старая Русса, Монастырская пл., д.1 Телефон: +7 (816 52) 35 866 Паломнику [ править править код ] Время работы: 10:00 – 18:00 (по будням), 9:00 – 17:00 (суббота, воскресенье) Выходной день – вторник. Санитарный день – последний четверг месяца Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Сегодня, когда на Россию вновь ополчились внешние и внутренние враги, нужно помнить о великой роли Пресвятой Богородицы в борьбе с ними. Напомню лишь одно из чудес от Тихвинской иконы, которое произошло, когда поляки и литовцы завладели Москвой, а шведы – Новгородом и Тихвином. В 1613 году защитники Успенского монастыря во главе с князем Семёном Прозоровским отразили несколько штурмов шведов. 410 лет тому назад славная победа над осаждавшим Тихвинскую обитель врагом была одержана именно заступничеством Божией Матери. Н икем не гонимые шведы бежали в страхе после того, как, по словам благочестивой женщины Марии, ей явилась Пресвятая Дева и сказала, чтобы Тихвинскую икону пронесли по монастырским стенам, что и было исполнено. Позже еще не раз Богородица не допускала врагов в обитель. Шведам казалось, что на них идет огромное вооруженное воинство. Они бежали и больше не нападали на монастырь. Божия Матерь указала женщине на такое мощное оружие победы, как крестный ход со святыней. В другое время одному «благоговейному мужу» было видение о том, что мор в Старой Руссе и Тихвине прекратится, если список Тихвинской иконы принесут крестным ходом в Старую Руссу, а Старорусскую икону – в Тихвин. И действительно мор после этих крестных ходов прекратился. И таких историй на Святой Руси – море! - Александр Юрьевич, а Вы часто участвуете в крестных ходах? - К сожалению, не часто. На Пасху хожу крестным ходом вокруг величественного пятиглавого собора Святой Великомученицы Екатерины в Кингисеппе, где я был главой и где второй раз в жизни пришел к Богу. Если вы не были в Екатерининском соборе, очень советую посетить его. Благодаря органичному сочетанию элементов стилей барокко и классицизма он выглядит роскошно и внутри, и снаружи. Очень люблю этот собор. - А когда Вы пришли к Богу в первый раз? - В детстве, когда меня крестили маленьким ребенком. Я просил бабушку водить меня в храм. Когда она умерла, водить в храм меня было некому, я взрослел, отошел от веры и лишь в конце 1980-х годов, уже в зрелом возрасте, пришел к архимандриту Гурию в собор. Мы поговорили о жизни, о каких-то текущих проблемах, и я сказал, что хочу к нему приходить. Как-то он спросил, ношу ли я крестик. Я ответил, что не ношу. Он надел на меня маленький крестик, и больше я его не снимал. С начала своего воцерковления стараюсь, чтобы моя вера укреплялась. Она укрепляется от общения с Богом, с духовенством, с людьми, с православными общинами.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/18/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010