В 6 ½ часов, по первому удару монастырского колокола, к монастырю потянулись громадные толпы народа. Церковь и ведущая к ней широкая аллея были переполнены богомольцами; почетный конвой, высланный в г. Тихвин из новой Ладоги, состоящий из роты 1-го резервного батальона, во главе с полковником и тремя офицерами в походной форме, занимал назначенное ему место, готовясь сопровождать св. икону на пути ее следования. К началу литургии прибыл из городского собора крестный ход, в составе которого вошли отдельные крестные ходы – из женского монастыря и приходских церквей, затем, предшествуемая городским головою явилась в монастырский собор Тихвинская городская дума, в полном составе гласных, и заняла место на солее, впереди левого клироса. Служение литургии отправлялось торжественно; особенно торжественна была та минута, когда после заамвонной молитвы Тихвинский о. архимандрит Евгений выступил на амвон и опираясь одной рукой на посох, сказал экспромтом краткую, но глубоко-задушевную речь, которую он начал так: «Достойно есть величати Тя Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим! Великое, светлое и радостное ныне торжество!» – сказал о. архимандрит. «Счастлива сия св. обитель, счастливы и вы (обратясь к гласным тихвинской городской думы) граждане богоспасаемого града Тихвина! Сего дня от сего места во всю Новгородскую губернию, обильною струею потечет река благодати Божией. Какой удостоились мы чести! От нас идет благодатная икона Царицы Небесной, целительница болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. Своим благодатным шествием она приосенит почти все пределы Новгородской губернии и наконец даже великий и Богоспасаемый Новгород. Как же мы проводим ее? Ее несомненно будут провожать св. Ангели Божии. Проводим ее и мы, грешные, с верою, любовию и молитвою, чтобы во втором пришествии Сына Божия сподобиться нам стать одесную Его со всеми святыми во веки. Аминь». Речь о. архимандрита на столько была трогательна, что присутствовавшие в храме не могли удержаться от слез. Вслед за произнесением речи, о. архимандрит Евгений Тихвинскому городскому голове и гласным Тихвинской думы – каждому дал по освященной просфоре, а после их вручил таковую же просфору и Старорусскому городскому голове.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

2 ноября 2023 30 октября 2023 24 октября 2023 1 октября (18 сентября по церковному календарю) исполнилось 135 лет со дня возвращения чудотворной Старорусской иконы Божией Матери из Тихвинского Успенского монастыря в Старую Руссу. Вспоминаем статью Максима Антипова. В статье доктора богословия, профессора Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) излагается история возведения настоятелей Троице-Сергиевой Лавры в сан архимандритов: кто, кем и когда был впервые облечен этим саном в обители прп. Сергия. Этому событию предшествовало соборное суждение-определение, в результате которого обитель преподобного Сергия была поставлена превыше других монастырей. Делается вывод о том, что возведение троицкого настоятеля в сан архимандрита – важное событие для всей Церкви. Возникнув на Руси сразу после принятия христианства, монастыри всегда играли в жизни государства важную роль. Будучи на протяжении долгого времени крупнейшими собственниками в стране, они также являлись центрами русской православной культуры. Для достижения цели уничтожения монастырей советскому правительству нужно было дискредитировать в глазах общества образ инока-подвижника. Вспоминаем статью Александра Борисовича Онищенко, в центре которой — многочисленные трудности, с которыми приходилось бороться насельникам монастырей в годы советской власти, чтобы сохранить традицию русского монашества. Один из заслуженных и старейших монастырей Румынии – Нямецкая Вознесенская лавра – основан в 1397 году. Он играет важнейшую роль в истории страны, как один из духовных культурных центров. В статье Петра Борисовича Жгуна на основе архивных данных и опубликованных исследований систематизирована хозяйственная деятельность братства в период управления святого архимандрита Паисия (Величковского) в 1779–1794 годах. Это время наивысшего расцвета обители и ее служения, в том числе социального, для окрестного населения. Предмет статьи кандидата исторических наук, доцента, декана историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Андрея Постернака — чин дев в Древней Церкви I–VI вв.

http://bogoslov.ru/topic/250328

Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Спаса Нерукотворного Образа Шаховской городской округ, Ивашково Архитектор: К.А. Тон Год постройки: Между 1851 и 1861 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Космы и Дамиана Ступинский городской округ, Кузьмино Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: Между 1868 и 1875 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Нижегородская область Церковь Рождества Христова Арзамасский район и г. Арзамас, Арзамас Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Красноярска (с изменениями) Год постройки: Между 1845 и 1852 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Успения Пресвятой Богородицы Воскресенский район, Успенское Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: Между 1845 и 1856 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Всех Святых Починковский район, Починки Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5), колокольня - образцовый проект К.А. Тона для Саратова Год постройки: 1866 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Михаила Архангела Краснобаковский район, Сквозники Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Свеаборга Год постройки: 1864 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Новгородская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Старорусский район, Борисово Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для имения Синявина (с изменениями) Год постройки: 1855 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Волотовский район, Учно Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: не ранее 1853 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Омская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Калачинский район, Воскресенка Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Саратова Год постройки: не ранее 1867 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Орловская область Церковь Сергия Радонежского Ливенский район и г. Ливны, Сергиевское

http://sobory.ru/architect/katon

великомученика Никиты, св. Епифания епископа Кипрского, св. мученика Иоанна воина, Апостола Иакова брата Божия, св. Гурия и Варсонофия Казанских, св. великомученика Феодора Ти­рона, Апостола Анания, Риза св. Ионы архиеп. Новгородского, св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских, четырехдесяти мучеников иже во Севастии, св. мученика Пантелеймона, св. Николая архиеп. Мирликийского, св. великомуч. Варвары, великимучен. Георгия, св. благоверного князя Михаила Черниговского, преподобного Алексия человека Божия, преподобного Евфимия Суздальского, Стефана еписк. Пермского, св. Климента папы Римск., св. мученика Меркурия, св. мученика Прокопия, младенцев, избиенных Иродом в Вифлееме, св. архидиакона Сте­фана, св. Иакова Боровичского, св. мученика Христофора, св. муч. Иакова Персиянина, св. мученика Феогния и Кизических мучеников, Антипатра, Феостиха, Артемия, Феодота, Магна, Фавмасия, Филимона, Руфа, преподобного Моисея Мурина. Святыня эта была привезена еще в 1805 году из Нов­города архимандритом Моисеем и встречена за городом у Кречева всем духовенством и горожанами. За ковчегом стоит образ с изображением святых, мощи коих хра­нятся в нем. Рядом с сенью на аналой за стеклом хранятся еще примечательные кресты. Один из них — напрестольный, длиною 6 вершков, серебряный позлащенный. Прежде в нем были св. мощи. По лицевой стороне его обычные изображения Рас­пятия с предстоящими, двумя архангелами и Николаем Чудотворцем. На обороте — 15 изображений разных святых, мощи коих, очевидно, и хранились в прежнее время в кресте. А внизу на ручке написано: «и бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображения Спаса Господа Нашего Иисуса Христа индикт; лета 7100 (1592 г.) месяца мая». Тут же лежит другой небольшой крест с ушком вверху, а в нем и по сие время хранятся св. мощи 2). Тут же лежат еще три древние креста без надписаний. В одном из них хранятся мощи печерских подвижников... 2) Св. ап. Андрея Первозванного, ап. и ев. Марка, ап.

http://sobory.ru/article/?object=34747

Наталия 10 января 2021, 15:47 24.11.20 г. отошла ко Господу монахиня МАРИЯ, западнообрядный приход Христа Царя в Туллитауне, штат Пенсильвания (РПЦЗ МП). 01.12.20 г. отошел ко Господу протоиерей БЕРНАРД Андраччио, настоятель западнообрядного храма Христа Царя (РПЦЗ МП) в Туллитауне, Пенсильвания, США. 1 января 2021 года в 61 год после тяжелой болезни преставился ко Господу благочинный Жлобинского округа Протоиерей ВАСИЛИЙ Пилипенко. Гомельская епархия. Белоруссия. 1 января 2020 года отошел ко Господу Рясофорный послушник Александр Веригин, 61 год. Валаамский монастырь. 1 января 2011 года отошла ко Господу певчая Свято- Николаевского собора ИУЛИЯ. г.Ровеньки. УПЦ. Наталия 10 января 2021, 02:04 24 декабря 2020 года отошла ко Господу сотрудница Казанского Храма ГАЛИНА. п.Царицыно г.Казань. 27 декабря 2020 года преставилась ко Господу Монахиня НЕОНИЛА (Братищева). Казанский монастырь г.Рязань. 1 января 2021 года отошла ко Господу регент Храма св.Владимира в Новогиреево ОЛЬГА Александровна Никитина. г.Москва. 03.01.2021 года отошла ко Господу Монахиня МАРГАРИТА Алексеева в 92 года. Елабужский Казанско-Богородицкий монастырь Казанской епархии. 3 января 2020 года в 64 года после непродолжительной болезни, вызванной приступом инсульта, отошел ко Господу настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери с. Добрывичи Иерей СЕРГИЙ Чекменёв. Наталия 10 января 2021, 01:55 31 декабря 2020 года отошла ко Господу Матушка НИНА (Джиган) - супруга отца Амвросия благочинного Старорусского округа. Георгиевский храм г.Старая Русса. 80 лет/31 декабря 2020г в возрасте 54 лет отошла ко Господу Матушка ТАТИАНА (Коценко), супруга протоиерея Виталия, настоятеля Успенского Кафедрального собора в городе Кашира Московской области. 2 января 2021 года, на 74-м году жизни, преставился ко Господу Иерей ЛЕОНИД Голубев. Последние годы жизни батюшка провел в Никандровой пустыни, Псковская митрополия. 3 января 2021 года скончался СЕРГИЙ Алексеевич Старостенков. Учёный этнограф, кампанолог, вице-президент Ассоциации колокольного искусства России

http://pravoslavie.ru/133481.html

По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир - царь Пётр обожал застолья. " По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, и так на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение " , - сообщается в книге " Дубровицы - знатное село " . По окончании торжеств Пётр I отбыл в Петербург - его ждали великие дела. Исследователи " подозревают " в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и валяли " наши " . И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает " резь " иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты. Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих их них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены " обобщённые образы людей необычайной внутренней силы " . Внутри же здания мы видим " не сдержанность чувств и самоуглублённое совершение, а экспрессивное выражение страстей " . К середине XIX века Знаменский храм совершенно обветшал, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы в 1844 году дубровицкий священник Иоанн Булкин не начал буквально засыпать опекунов просьбами о ремонте. Те, недолго думая, дабы обезопасить себя от " бесполезных " трат, решили церковь закрыть. Но неугомонный батюшка пожаловался митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) и своему соседу - московскому генерал-губернатору. После этого реставрация всё-таки началась. Руководил ею архитектор Дворцового архитектурного училища Ф.Ф. Рихтер. Будучи специалистом в области средневекового зодчества, он решил переделать храм в " старорусском " стиле. Рихтер едва успел заменить латинские надписи в интерьере русскими и собрался украсить церковь более традиционными иконами, как последовала новая жалоба святителю Филарету (Дроздову) - всё от того же отца Иоанна. В результате убранство храма удалось сохранить, реставраторы только утварь и паникадило заменили на новые, " под старину " , да позолотили хоры и иконостас. Освятили обновлённый храм в августе 1850 года.

http://sobory.ru/article/?object=00451

Побывав в церкви во имя великомученицы Варвары, Государыня зашла в покои игуменьи монастыря, а затем проследовала к старице Марии Михайловне, которая, будучи больною, лежала в кровати, но при входе Государыни с великими княжнами старицу посадили в кровати. Зайдя в ее келью, Государыня подошла к кровати больной и поцеловала старицу. Старица спросила Государыню: «Ты ли матушка-царица?» Государыня ответила: «Я царица». Старица подала ей красное яблоко со словами: «Люби батюшку-царя, не обижай его; ему очень трудно; да вот свези ему от меня яблоко… Затем взяла Императрицу за руку, чтобы поближе подошла и на ухо предупредила ее, чтобы береглась 1-го марта 52 . Императрица спросила: «Что же? Чернь будет бунтовать?» Старица ответила: «Будет большая каша». Про эту «кашу» старица мне лично и раньше многое что рассказывала… Все на прощание подходили к старице, целовали ее, а Императрица очень плакала. Старица всех их благословила иконами. За два года до того старица предупреждала сестер нашей обители, что к нам приедет царица, но ни одна из них не поверила, не придавая значения ее словам, а когда предсказание сбылось, тогда припомнили о словах старицы. Келью ее посещали также князья Иоанн Константинович и Андрей Александрович; старица велела им служить верою и правдою Царю и Отечеству, во всем повиноваться». 29 января 1917 года, в 3 часа утра игуменья Людмила зажгла свечу из Иерусалима около умирающей старицы, сестры читали акафист и отходную, через час свеча догорела до конца, и старица Мария отдала душу свою Господу. Перед гробом поставили икону – подарок Императрицы Александры после посещения Новгорода. На ней были изображены святые Александра, Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, а так же подписи государыни и ее дочерей. Кипарисовый гроб после многочисленных панихид опустили в подцерковье (подвальное помещение) собора Десятинного монастыря, где еще в апреле 1913 года был устроен придел в честь Старорусской иконы Божией Матери. По свидетельству современников в день блаженной кончины старицы исцелилась раба Божия Александра из Петрограда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После Февральской революции 1917 г. не стал давать оценку политическим событиям в стране. Избранное на съезде рязанского епархиального духовенства бюро исполнительного комитета потребовало удаления Д. из епархии. Против Д. выступила и новая гражданская власть - бюро временного комитета общественных орг-ций, угрожавшее архиерею арестом. В ночь на 16 марта он выехал из Рязани в Петроград, где 20 марта на встрече с обер-прокурором Святейшего Синода В. Н. Львовым подал прошение об увольнении на покой. Чтобы оттянуть разрешение конфликта, Синод предоставил Д. 2-месячный отпуск. 22 марта Рязанский епархиальный съезд духовенства и мирян направил в Синод прошение об удалении Д. с кафедры. В мае Д. приехал в с. Окуловка Крестецкого у. Новгородской губ. к свящ. Димитрию Успенскому и неск. дней просидел не выходя из комнаты, переживая случившееся. После вторичного ходатайства указом Синода от 14-17 июня Д. был уволен на покой с местопребыванием в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-ре . Указом от 7-10 нояб. 1917 г. получил назначение управляющим на правах настоятеля старорусского на Острову в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Деятельно помогал митр. Арсению (Стадницкому) в управлении Новгородской епархией в Старорусском и Демянском уездах, однако официально назначен викарием не был. Нередко встречающееся в лит-ре именование Д. «епископом Старорусским» является канонически неверным. Титул «Новгородский и Старорусский» продолжал носить правящий архиерей митр. Арсений. Стремясь сплотить народ на защиту Церкви от надвигавшихся гонений, Д. почти ежедневно служил и проповедовал в храмах Ст. Руссы. 6 февр. 1918 г. председательствовал на собрании клира и представителей прихожан городских церквей, принявшем постановление о сохранении прав и имущества Церкви и продолжении преподавания Закона Божия в школах. Под этим постановлением в храмах были собраны подписи прихожан. 24 марта был совершен общегородской крестный ход. Процессии верующих из всех городских храмов сошлись к Воскресенскому собору, откуда соединенная процессия направилась к Преображенскому мон-рю. 26 марта Д. как глава делегации Ст. Руссы выехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 28 марта Собору было доложено, что Д. представил постановление 9 приходских собраний Ст. Руссы с выражением готовности встать на защиту прав Церкви и постановление учебных заведений города с выражением протеста против исключения преподавания Закона Божия.

http://pravenc.ru/text/178173.html

Почти две недели несли святую икону до Руссы среди несмолкаемого торжества. Тысячи народа сопровождали ее с пением в честь Богоматери. С крестными ходами встречали и провожали всюду торжественное религиозное шествие. Наконец, подошли к городу, и тут все зашевелились; от стара до мала все поспешили встретить «Царицу небесную». Шествие уже вступило в черту города... Чудная, величественная икона, как бы парила в воздухе над многотысячною (до 50000) толпою. Торжественный церковный звон, чудное пение и звуки военного оркестра, игравшего гимн — «Коль славен», дополняли чарующую священную картину великого старорусского торжества. Наконец, 18 сентября 1888 года святыня была водво­рена на приготовленном ей месте в Спасо-Преображенском храме после крестного хода около стен обители. Так воз­вратилась в город древняя его святыня, и стал он жить как бы под покровом Царицы Небесной. Под кров Ее поспешили рушане во всякой нужде и скорби своей. Вместе с перенесением в Руссу чудного образа Богома­тери был решен и вопрос об устройстве нового храма в честь Богородицы. В 1889 г. храм этот был уже окончен, а в 1891 году освящен. (Между прочим, при освящении придельного алтаря принимал участие великий па­стырь о. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский). До последних лет продолжают украшать его настоятели обители и горожане. Образ Богородицы помещен под особою сенью, а около него находятся другие образа иконостаса. Слева от него, у северной стены храма, на амвоне под сенью, стоит ковчег с частицами св. мощей от 50 св. угодников Божиих — дар Новгородского Софийского собора 1). 1) Никиты еп. Новгородского, Иоанна архиеп. Новгородского, священномученика Антипы Пергамского, преп. Антония Римлянина, Апостола Андрея Первозванного, Евфимия архиеп. Новгородск., Иоанна Златоустого, Препод. Иоанна Дамаскина, Препод. Макария Египетского, Препод. Ефрема Новоторжского, Препод. отец на Синан и Рифе избиенных. Св. мучен. Параскевы, Св. благоверного князя Феодора Ярославича, Св. Моисея архиепископа Новгородского, св.

http://sobory.ru/article/?object=34747

С соответствующими органами мы согласуем план богослужений, после чего в уведомительном порядке представляем его в музейную дирекцию " . Вторая образцовая модель — знаменитый храм Святителя Николая в Толмачах на территории Государственной Третьяковской галереи, отметивший в 2012 году двадцатилетний юбилей возобновления приходской жизни. " Великое освящение храма состоялось 15 лет назад, — напоминает настоятель протоиерей Николай Соколов. — Я как глава прихода назначен на это служение Патриархом, параллельно возглавляю структурное подразделение Третьяковки “Домовая церковь Святителя Николая”. Основные иконы и церковная утварь — часть коллекции галереи, но музей не вмешивается в приходские финансовые дела и сам оплачивает коммунальные счета " . В 1999 году сюда была перенесена из основного корпуса Третьяковки великая святыня православного мира — Владимирская икона Божией Матери. Вход в храм отдельный — с Большого Толмачевского переулка. Такая форма взаимодействия напоминает трогательные, почти родственные отношения давно знающих друг друга радушных хозяев и вежливых гостей. Части зданий и даже отдельные помещения они используют не только совместно, но и параллельно. Хочешь не хочешь, освоишь правила взаимного уважения, причем отнюдь не в силу параграфа официального договора! Подобным образом музейная администрация сотрудничает с Церковью в Новгороде Великом. Расположенный в Кремле Софийский собор — ныне кафедральный храм Новгородской митрополии — находится в совместном ведении государственного музея-заповедника и Новгородской и Старорусской епархии. От музея в соборе постоянно присутствует хранитель памятника, остальные оперативные вопросы решают церковнослужители. Они же продают туристам входные билеты во внебогослужебное время (цена — 70 рублей). " Это достаточно инерционная модель, которая сложилась не вчера и, конечно, предполагает взаимные порядочность и уважение, — говорит директор музея-заповедника Наталья Григорьева. — Пока мы, кажется, справляемся " . Есть место подобному взаимопониманию и в ближнем зарубежье.

http://e-vestnik.ru/analytics/hram_i_muz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010