Иконы в иконостасе были написаны при участии монахинь монастырской иконописной мастерской под руководством Алипии (А.И.Герасимовой); некоторые из них (в том числе и Алипия) по благословению игумении Таисии обучались в Академии художеств. К сожалению, иконы погибли при затоплении монастыря. Литература: 1. Игумения Таисия Леушинская. Келейные записки. Автобиография. Издательство " Леушинское подворье " , СПб, 2004 2. Н.А.Яковлев. Михаил Щурупов. СПб, " Белое и черное " , 2001 3. Леушино. Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге и Мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. http://leushino.ru/ Каменный собор Похвалы Божией Матери с приделами Михаила Архангела и Николая Чудотворца (главный храм обители). Строился по проекту известного архитектора М.А. Щурупова (1815-1901), создателя многих храмов в России, на Афоне и в Японии. Архитектура собора сочетала в себе традиции популярного тогда «русского стиля», а также умеренность в декоративных элементах и уравновешенность композиции, характерные для классицизма. В этом состояло главное отличие М.А. Щурупова от ведущих представителей «русского стиля» И.П. Ропета и В.А. Гартмана. Центральный придел освящен 08.09.1891 г., боковые – 09.09.1891 г. в сослужении 3 владык: архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана (Руднева), епископа Орловского и Севского Мисаила (Крылова) и епископа Старорусского Антония (Соколова). В храме была похоронена игумения Таисия. Изначально собор не был оштукатурен. Таковым он зафиксирован на фото С.М. Прокудина-Горского (1909 г.). Но в 1910 г. из-за начавшегося разрушения наружных кирпичей его пришлось оштукатурить и побелить. Храм закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 15.04.1935 г. и передан на нужды школы для трудновоспитуемых. http://leushino.cerkov.ru/istoriya/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=35041

В июне 1898 г. Валдай посетил архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност. Граждане города обратились к нему с просьбой о разрешении строительства нового храма на месте сгоревшего. Архиепископ посетил место будущей церкви и благословил на ее постройку. В декабре 1898 г. из Епархиального управления последовал указ, разрешавший строительство деревянной церкви во имя Божьей Матери и Ея Живоноснаго Источника на средства прихожан и благотворителей. Была создана строительная комиссия под председательством протоиерея Троицкого собора Г. Тихомирова. За зиму был подготовлен необходимый строительный материал, а весной приступили к закладке фундамента здания. Торжество основания храма состоялось 2 мая 1899 г. По окончании Божественной Литургии в Троицком соборе под колокольный звон жители Валдая прошли крестным ходом по Посадской (Народной) улице к месту строительства храма, неся уцелевшую в пожаре 1882 г. икону Божьей Матери Живоносный Источник. Во время молебна архимандрит Иверского монастыря о. Амвросий освятил воду и елей, окропив святой водой то место, где следовало соорудить святой Престол, и водрузил на этом месте большой деревянный крест. В восточной части будущей церкви, там, где должен находиться алтарь, он прочел молитву над камнем, который надлежало положить в основание храма, окропив его святой водой и произнеся: «Благословляется камень сей окроплением священныя воды сея в непоколебимое основание храма». Архимандрит взял освященный камень, положил в основание фундамента и, возливая на него елей, объявил об основании новой церкви. Затем он окропил святой водой с четырех сторон все основание храма, делая надрубы на бревнах первого венца. Вскоре деревянный, обшитый тесом храм был полностью готов и освящен. С западной стороны к нему была пристроена шатровая колокольня и сделано крыльцо. Главный вход находился с южной стороны, на развилке Богородицкой и Посадской улиц. Алтарь выходил на Посад, на проезжую часть Московско-Петербургского тракта. Над храмом возвышался массивный восьмерик с четырьмя треугольными фронтонами. На каждом из них была установлена крошечная деревянная главка с крестом. В центре восьмерика на высоком глухом барабане поднята центральная глава. Здание имело большие светлые окна по фасаду и восьмерику, что делало церковь двухсветной.

http://sobory.ru/article/?object=37509

После великого славословия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин Воздвижения Креста. По окончании всенощного бдения епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список иконы Божией Матери «Утоли мои печали». Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Епископу Нестору Предстоятель вручил юбилейный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества. Для Преображенского храма Святейший Владыка передал икону святителя Тихона, Патриарха Московского. Также Святейший Патриарх передал для строящихся храмов Тольяттинской епархии 30 напрестольных Евангелий. «Стройте храмы Божии. Чем больше храмов, тем меньше зла в нашей жизни, тем меньше преступлений и обманов, тем чище человеческие души. Вот с этим напутствием я и передаю вам Патриарший подарок», — сказал Святейший Владыка. Верующим были вручены иконки Софии Премудрости Божией с Патриаршим благословением. Завтра, 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин великого освящения Софийского собора города Самары и Божественную литургию в новоосвященном храме. В 1990 году по просьбе верующих архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев) благословил открытие нового прихода в городе Тольятти. 5 октября 1990 года епископ Самарский и Сызранский Евсевий  назначил настоятелем прихода протоиерея Валерия Марченко, которому было благословлено заниматься разработкой проекта храмового комплекса собора. Проект был заказан в архитектурной мастерской Троице-Сергиевой лавры (архитектор Д.С. Соколов) и выполнен в старорусском стиле XV-XVI веков. 19 декабря 1990 года епископ Самарский Евсевий вместе с тольяттинским духовенством совершил молебен на начало строительства Преображенского собора. 4 июня 1992 года состоялась закладка первого камня в основание крестильного Иоанно-Предтеченского храма. 20 ноября 1994 года состоялось освящение Иоанно-Предтеченского храма епископом Самарским и Сызранским Сергием . Иконостас для храма был изготовлен в иконописной мастерской Новоспасского монастыря иконописцем А.В. Вахромеевым.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5504750...

В 1781-85 – епископ Крутицкий, в 1785-99 – архиепископ Казанский. В Казанской семинарии Архиепископ Амвросий расширил и улучшил преподавание, значительно пополнил семинарскую библиотеку, обновил состав преподавателей и посылал лучших воспитанников для завершения образования в Московский университет и Академию. С 1799 года возглавлял Петербургскую кафедру в звании Архиепископа Санкт-Петербургского, Эстляндского, Выборгского и Новгородского. С 1801 года – в сане митрополита. Одной из главных забот Преосвященного Амвросия было духовное образование в России.  В своих епархиях он возобновлял старые и основывал новые духовные учебные заведения, обеспечивая им приличное содержание. В бытность свою епископом Севским он учредил семинарии в Севске и Брянске и духовное училище в Орле. Занимая Крутицкую кафедру, позаботился об обеспечении Крутицкой семинарии, находившейся в Московском Покровском монастыре, и основал училища в Боровске и Белеве. В Новгородской епархии устроил Тихвинское духовное училище и Александро-Свирское, возобновил Кирилловское и Новгородское, завел новые училища при Старорусском и Каргопольском монастырях, также Устюжское. Особой его заботой в Казанской епархии были окружены, так называемые, «новокрещенские» школы, в которых обучались вместе русские, татары, мордва, черемисы и чуваши. В обширной Новгородской епархии владыкой Амвросием учреждены были училища в Каргополе, Боровичах, Устюге, Белозерске, Петрозаводске, Вытегре, Валдае, возобновлены училища в Кирилло-Белоезерском монастыре и при Новгородском Архиерейском доме. Под непосредственным наблюдением владыки Амвросия осуществлялась успешно реорганизация Санкт-Петербургской духовной Академии, ректором которой в то время был архимандрит Филарет (Дроздов). Талантливый администратор и дипломат, митрополит Амвросий умел отстаивать интересы Русской Церкви и ограждать иерархию от давления всесильного обер-прокурора Святейшего Синода князя Александра Голицына. Однако в 1817 году митрополит открыто выступил против покровительства сектантам со стороны обер-прокурора. В результате владыка был переведен из Санкт-Петербурга в Великий Новгород, где и скончался 21 мая (3 июня) 1818 года, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, в 7-м часу пополудни.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-05/9...

В 40-е годы прошлого века в церкви Успения Божией Матери проводились службы протоиереем Александром Медведским, священниками Владимиром Лециусом и Сергеем Георгиевским. На протяжении 1950-х годов в церкви служили протоиереи Владимир Молчанов, Анатолий Литинский, Николай Гордеев, Василий Белевич и многочисленные священники. Богослужения в соборе проводились вплоть до 1960 года – за это время храм реставрировали, и все запланированные ремонтные работы были завершены в 1959 году. К тому же, за это время заново выстроили каменную звонницу, которая была взорвана в 1930-х годах. В 1960-м году снова началось, только «хрущевское», гонение на храмы по всей стране, и собор опять был закрыт, а церковная звонница разобрана. Кроме того, была разрушена расположенная по периметру храма ограда, а также разрушено древнее кладбище, на территории которого покоились многие знаменитые и уважаемые люди города, среди которых был основатель завода по производству огнеупорного кирпича – Вахтер К.Л. Относящееся к храму помещение было несколько перестроено и отдано под городской лекторий, в котором проводились разного рода развлекательные мероприятия. Все принадлежащее церкви имущество и иконы были украдены, а настенная живопись полностью закрашена. В 1990 году, согласно благословению Старорусского и Новгородского Архиепископа Льва, центральный престол храма был освящен во имя Успения Богородицы, сразу после того, как храм был снова возвращен Русской Церкви. В мае-месяце 1994 года состоялось освящение правого престола во имя святого Николая Мирликийского, а в ноябре этого же года освятили левый престол в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского . На протяжении 1996 года была сделана и установлена церковная железная ограда. В 1997 году во внутреннем убранстве храма был произведен капитальный ремонт, во время которого заменили купольные окна. В 1998 году было окончено оформление иконостаса, а также завершена внешняя отделка фасада собора. 15 октября 2000 года в жизни Успенского храма произошло знаменательное событие, посвященное 200-летнему юбилею собора, которое возглавил Старорусский и Новгородский Архиепископ Лев. Одним из важных событий в жизни церкви Успения Богоматери в 2010 году стало восстановление захоронений, которые были разрушены в период гонений на Церковь. На сегодняшний день храм действует. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Полетели годы... Между тем, погорела обитель, а с нею и Успенская церковь, вместо нее построили уже новую церковь; наконец, монастырь был уничтожен, а Мироносицкая церковь, по-прежнему, скромно стояла за стенами бывшей обители. Сокрушило, все же, и ее время. Совсем обветшала церковка. Давно уже надо было обновить ее, но не было на это средств... Наконец, нашлись доброхоты храмолюбцы, и в 1785 году, с благословения святителя Гавриила 1), ее разобрали, а в следующем году выстроили новую каменную теплую цер­ковь 2). Пролетело еще 54 года (1840 г.), и к этой церкви пристроили 2 придела: Ильинский и Михаила Архангела. Порадели тогда бывшие Ильинские и Михайловские прихожане, чтобы сохранить память о своих погоревших храмах. Через 2 года (1843 г.) церковь снова исправили и по­высили 3). 1) Из хранящегося при церкви прошения девичьего монастыря священника Иллариона Сергеева с причетниками и старосты Попкова с прихожанами в 1782году в Преосв. Гавриилу. История Росс. Иерархии, ч. VI, стр. 317, 318. 2) Из донесения успенского священника Иллариона  Сергеева со старостою от 3 мая 1786 года, в бывшем старорусском правлении о построении сей церкви. 3) Из указа старорусского духовного Правления к благочинному Варфоломею Аммосову, от 7 апреля 1843 года, о возобновлении Мироносицкой церкви. Проста, незамысловата архитектура Мироносицкой церкви... Стены ее, образующие в своем основании неправильный четырехконечный крест, покрыты по скатам. Посредине возвышается невысокий купол. Невелика церковь по размерам — в длину она имеет 14 1/2 сажен, в ширину 4 2/3 и в высоту 8 1/2 сажен. При входе в притвор, прежде всего, открываются два небольшие алтаря Ильинского и Михайловского приделов. Недавно устроены эти приделы — всего в 1870 году, но иконы, помещенные в иконостасах, взяты из погоревших храмов. В проходе между алтарями обращают внимание образа св. прор. Божия Илии в чудесах и Михаила Архангела. Св. Архангел изображен в обычном виде небесного воина в полном вооружении. Прекрасно исполнены все черты священного лика, а кругом – в клеймах – лицевое изображение его чудес. Там же стоит образ Воскресения Спасова с изведением из ада праведников, предваряемых благоразумным разбойником; а с другой стороны — в проходе — образ Покрова Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=48495

Старорусская иконы Божией Матери в церкви вмч. Георгия Победоносца г. Старая Русса. Фото: russablago.ru В 45 лет, то есть в достаточно зрелом возрасте, я крестился в Старой Руссе, где отмечал и свой 60-летний юбилей. Так что именно в Старой Руссе произошло и мое исцеление, и одно из самых важных событий моей жизни – крещение. По благословению священников Георгиевского храма я везде и всюду рассказываю о чуде своего исцеления от язвенной болезни. И я очень рад, когда ко мне подходят люди и говорят: «Знаете, со мной произошло то же самое, что и с вами». Не только от болезней они исцелялись, но и другие жизненные проблемы разрешались после молитвы у Старорусской иконы Божией Матери. К этой иконе стараются прийти все верующие, кому доведется побывать в Старой Руссе. Она была принесена греками из Ольвиополя еще в первые века христианства на Руси и находилась в Старой Руссе до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда принесут чудотворную Старорусскую икону, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули образ и только в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы. 4 мая 1768 года копия была привезена в Старую Руссу, в честь чего было установлено празднество. Вторая праздничная дата отмечается 18 сентября 1888 года, когда в Старую Руссу был возвращен подлинник. В этом году исполнится 130 лет со дня этого исторического события. Дети и внуки Федора Михайловича Достоевского Моя мама, родившаяся до 1917 года, как и все русские люди тогда, была крещена. Но она воспринимала советскую действительность уже как некую данность, в которой ей приходилось жить, и поэтому старалась максимально обезопасить свою и нашу жизнь. И из-за того, что она вышла замуж за Андрея Федоровича, потомка «архискверного Достоевского», как называл писателя Ленин, она боялась крестить нас, своих детей. Вообще мама никак не ожидала, что родит близнецов. Это было в 1945 году. По ее словам, у меня и моей сестрички Иры было одно одеяло на двоих. Как все «военные дети», мы были ослаблены и месяца через три после нашего рождения заболели воспалением легких. Так получилось, что Господь оставил меня как продолжателя мужской линии, а Иру забрал. Однажды мама привела меня на могилку, где была похоронена Ира, и сказала: «Это твоя сестричка». Я же ее совсем не помню, три месяца нам только было. А потом и маму там похоронили – в Петербурге, на Сходненском кладбище. Теперь там прибавилось Достоевских, потому что там лежит вся семья Андрея Федоровича. Шесть могил Достоевских. Надеюсь, что когда-нибудь и я туда вернусь.

http://pravoslavie.ru/111208.html

На этом месте уже находилось небольшое поселение, основанное еще отцом князя Васильком Романовичем в 1250 году, была здесь и деревянная церковь. Именно в эту церковь Владимир Василькович передал в 1268 году написанную им икону, облаченную в богатую ризу. В том же 1268 году он унаследовал княжеский престол. При строительстве Каменца Владимир Василькович возводит знаменитый Каменецкий столп – Белую вежу. Согласно Галицко-Волынской летописи, башню построили между 1276 и 1288 годами. Это было оборонительное сооружение, в котором могли поместиться несколько сот человек на каждом этаже, а всего этажей было три. Башню окружили деревянными стенами. Получался своего рода укрепленный замок. Князь любил бывать здесь, ведь Каменец находился недалеко от Беловежской пущи – заповедного места княжеской охоты. Тогда же, в 1276 году, на небольшой горке с красивым старорусским названием Кладуча (кладуча – кладбище) князь строит в Каменце вместо деревянной каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы . В этой церкви Каменецкая икона Божией Матери находилась некоторое время. В 1285 году в Каменце был построен еще один храм – княжеская Рождественская церковь. Каменецкую икону Божией Матери перенесли туда, здесь она и пребывала долгих пять столетий. С Каменцом, вероятнее всего, связаны и известные Четьи-Минеи 1489 года, списанные сыном священника Березкой из Новогрудка и затем попавшие в Киев, но эти факты еще требуют подтверждения исследователей. Впрочем, сам западнорусский характер Четьих-Миней не вызывает сомнений – весь вопрос в том, списаны ли они в Каменце или же в Бресте. В 1797 году случился пожар, и Рождественская церковь полностью сгорела. Как это нередко бывает с православными святынями, икона чудесным образом избежала гибели в огне и осталась невредимой – лишь ее оборотная сторона обуглилась и закоптилась. При разборе пожарища образ обнаружил некий горожанин по фамилии Зерницкий. Дальнейшие известия о месте пребывания иконы противоречивы и неточны. По одним данным, до 1835 года она находилась в Воскресенском храме Каменца. Эта церковь была построена в середине XVI века, со временем сильно обветшала, но после пожара, уничтожившего Рождественскую церковь, Воскресенский храм отреставрировали, службы в нем возобновили. В 1835 году Каменецкую икону перенесли в Симеоновскую церковь.

http://pravoslavie.ru/60523.html

" Последних событий " отец Роман старается лишний раз не касаться. Пусть действия властей разъединяют людей, а дело церкви их объединять. - Смотрите, вот икона Валаамской Божией Матери, - показывает отец Роман. - Ее нам подарили сегодня прихожане, русские люди. А эти цветы, - показывает он на роскошный букет хризантем, - принесла сегодня тоже русская женщина, Люба Шереметева. Она сказала: " Вам сейчас тяжело, хочется вас поддержать " ... Конечно, церковь объединяет и самих грузин. Одна из комнат здания отдана землячеству, чтобы человек, помолившись, мог пообщаться с земляками, попросить о чем-то или предложить свою помощь. Да и сам храм ведь был восстановлен исключительно на средства грузинского землячества. Об истории восстановления отец Роман говорит намного охотнее, чем о политике. - Смотрите, вот какой храм нам достался, - показывает он на фотографию каких-то развалин. — Здесь было общежитие, все пространство разделили на четыре этажа. В алтаре был туалет... Главным организатором восстановления стал дьякон Аристо Багратиони, председатель грузинского прихода, потомок грузинского царя Ираклия Второго. Интересно, что веком раньше княгиня Екатерина Багратиони пыталась построить в Петербурге храм святой Нины Грузинской, которая в четвертом веке крестила Иверию (это древнее название Грузии)... Тогда достаточных средств собрать не удалось, и для грузинского прихода в 1916 году был определен храм Трех Святителей на Васильевском острове по соседству с Андреевским собором, в который издавна ходили прихожане-грузины. Но вернемся в церковь Шестаковской иконы Божией Матери. Восстановление ее не закончено до сих пор. Да, снаружи семь куполов возвышаются над окрестными домами, здание поражает чистотой. А внутри все алтарное пространство в лесах - расписывают стены. Сейчас мастерская иконописцев Автандила Шенгелиа и Джано Пуртухиа находится прямо под главным куполом. Здесь уже почти закончена фреска, на которой изображены Спаситель, Мария, Иоанн Креститель, архангелы Гавриил и Михаил. Я молча любуюсь работой мастеров, но отец Роман по-своему истолковывает мое молчание:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И прекрасный Лик Матери Его, обрамленной синевой плата – это прекрасный лик нового творения Христова, ибо Он сотворил на крови Своей все новое. Он – Творец, «Поэт» неба и земли (как буквально говорится по-гречески в Символе веры), «сочинивших тварь из четырех стихий». Он Тот, кто «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40:12). И свиток держит Он в длани Своей – тайну Троического Совета. Он – Христос, Превечное Слово Отчее, Он был в начале (Ин. 1:1). «Новый Младенец явися, недомысленный, от Тебе, Пренепорочная, ставилом дубравы, и горы мерилом разума поставивый, лик звездам изсчитаяй, и капли росы, и ветров дыхание преложивый» (Канон Ангелу Хранителю). Младенец возрос и пришел на Иордан, и крестился от Иоанна, выходя на Своё таинственное и страшное служение, на Крестный путь Свой: Да возрадуется пустыня Иорданова,/и да процветет яко крин,/глас бо вопиющаго услышан бысть в ней,/уготовайте путь Господень./Горы бо поставивый ставилом, и удолия мерилом,/вся исполняяй, яко Бог, крещается от раба,/обнищавати начат богатныя дары даруяй./Услыша Ева, в печалех родиши чада./Ныне же услыша Дева: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою,/имеяй велию милость. (Предпраздненство Просвещения (Крещения Господня), стихира на стиховне) Удивительны сплетения смыслов в сложности узора церковного года – здесь и недавний день воспоминания Усекновения главы Предтечи, и Новолетие, во день которого принято класть на аналой как праздничную иконуиконы Христа-Премудрости Божией… «Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго (то есть- «Сыне Божий», Богородицы ради»(Канон Ангелу Хранителю). …и Рождество Богоматери, как ожидание обновления состарившегося, подобно Иоакиму и Анне, и обрадованного с ними, доселе безутешными, мира. И приносят младенцев в храм – крестить их во Имя Младенца Мариина, и читается над водой купели водосвятная молитва, и Крещение Господне снова и снова, весной и осенью, зимой и летом, всегда – обновляет мир, дает надежду превыше всякой надежды. Это Он, Отрок-Пиит, совершает обновление ветхого и преходящего, не уничтожая, а заботливо сберегая его.

http://pravmir.ru/starorusskaya-ikona-bo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010