из Турции состоялся в сент. 1962 г. Группа из 985 Н. во главе с последним атаманом В. П. Саничевым (1912-1989) была поселена в с. Бургун-Маджары и пос. Новокумский Ставропольского края. Ок. 220 Н. из Турции тогда же переехали в США, гл. обр. в шт. Орегон. На Ставрополье Н. построили храмы: Свято-Троицкий в пос. Кумская Долина, Успенский в Новокумском (Левокумского р-на). Они относятся к Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Первоначально Н. испытывали нужду в богослужебной лит-ре, потому что при выезде из Турции местная администрация не позволила взять книги и иконы. Однако среди Н. бытовали редкие книги и рукописи, напр., Праздники певческие кон. XVIII - нач. XIX в., написанные в Турции Симеоном Андреевичем, по которым обучались крюковому пению (эта рукопись опровергает широко распространенное мнение, что Н. не учились знаменному пению из-за отсутствия учителей, а пели только по напевке). В 1932 г. некрасовцу Илариону Фотиевичу Гусеву принадлежал список Хронографа 2-й редакции посл. трети XVII в. (На обороте 288-го л. среди др. записей есть рассказ о приобретении книги: «Сия книга, глаголемая Гранограф. В 1932 году были на мори в Бандрывый, рыбалили на рака, на страву жили Григорий Дранов, и Сергий Иосифович Дунак, и Илларион Фотиевич. И етит Гранограф дал Серьгей етим образом. Ларион дал старообрядческую печатную Азбуку алфавит нечто простою, а он дал мне ету книгу и благословил в память, а ни церковная. А аще кто вступится, да будет анафема».) После переезда владельцев Хронографа в СССР 29 листов рукописи были обнаружены у старообрядцев в Поти. У Н. сохранились Житие митр. Филиппа в списке сер. XVII в. и Октоих певческий нач. XVIII в. В среде Н. бережно сохраняется Псалтирь с избранными канонами, выполненная на загрунтованном полотне; сборник использовался в длительных плаваниях. После переезда в СССР Н. собирали богослужебные книги в разных общинах, обращались в Московскую Патриархию, откуда получили неск. изданий 1-й пол. XVII в. Общая численность Н., живущих в Ставропольском крае, в наст.

http://pravenc.ru/text/2564848.html

В кон. XVII в. для крупных храмов К. и Б. е. работали мастера Оружейной палаты Московского Кремля или их ученики. Сохранилась Тихвинская икона Божией Матери (1680, ЦМиАР) из Одигитриевской ц. «на песке» в Калуге. Иконы в иконостасах вотчинных церквей выполнялись в основном в стиле «живоподобного» письма. Сохранился главный 5-ярусный иконостас Преображенской ц. в с. Спас-Загорье, вотчине князей Лыковых, созданный, согласно исследованиям искусствоведа-реставратора Д. С. Головковой, между 1696 и 1701 гг. В структуре иконостаса отражены новое «расположение праздников под Деисусом и соединение последнего с апостольским чином», что встречается со 2-й пол. XVII в., а также выделение икон Страстного цикла в отдельный ряд, характерное для посл. четв. XVII в. Живопись раскрытых из-под записи икон выполнена в традициях мастеров Оружейной палаты кон. XVII - нач. XVIII в.: голубовато-зеленый фон, небесные сегменты в виде белых облачков с киноварными и сине-зелеными притинками, доличное выполнено с применением насыщенных малиновых, ярко-розовых, красно-коричневых, оранжевато-охристых цветов ( Головкова Д. С. К вопросу о заказчике главного иконостаса Преображенского храма в с. Спас-Загорье Калужской обл.//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 427-432). Иконы имеют традиц. иконографию. Несмотря на то что иконописцы, написавшие этот ансамбль, свободно владели техническими приемами «живоподобного» письма, отсутствие в их манере «пристального интереса к передаче пространства, индивидуальных характеристик святых» (Там же. С. 431) позволяет предположить, что это были местные мастера, хорошо знакомые с иконописной традицией Оружейной палаты. Следование столичным образцам очевидно и в манере калужского иконописца кон. XVII - нач. XVIII в. Романа Родионова. Выполненный им список Казанской Калужской иконы Божией Матери отличают пластичное личное письмо, обильное узорочье, нежные тона зеленого фона и «золотопробельных» риз (1703, ГИМ; см.: Чугреева. 2009. С. 180. Ил. 5; см. в ст. Казанская икона Божией Матери ); среди избранных святых на полях иконы представлены в рост молящиеся прп. Тихон («Ерославецкий») и прав. Лаврентий Калужские.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

История закрытия монастырей в силу – и после учреждения штатов обнимает собою 100 лет 6). Полный период ее увеличивается предшествовавшим пол столетием, след. заключает в себе слишком полтораста лет. Мне предстоит теперь на пространстве этого периода статистически определить деятельность различных государей, относящуюся к закрытию монастырей. Считаю нужным предварительно оговориться касательно времени. Закрытие монастырей, начавшееся при Петре I, не прекратилось вовсе с его смертью . Оно продолжалось и после. Реакция времен Екатерины I и Петра II объявила монастырям политическую возможность жизни, но не сообщила им достаточных сил и средств к поддержанию жизни. Она сполна не возвратила восстановленным монастырям даже „образов, св. ворот, котлов, лошадей, пчел, денег привесных и прочего, взятого монастырского“ от „благословения“ настоятелей тех монастырей, куда переправлено было имущество и переведена была братия упраздненных обителей 88 . Тем меньше она могла возвратить им, как и всем монастырям, общественное уважение, царские милости и щедрые подаяния „всякого чина людей“, что составляло жизненную основу древнего монастыря. Отсюда то явление, что восстановленные при Екатерине I и Петре II монастыри скоро снова приписывались в другим монастырям, сливались с ними, или вовсе упразднялись 89 . Конечно не всем им выпала доля вторичного уничтожения. За то другое, уцелевшие при Петре Великом, пали теперь сами собою, без царского указа и ведома. Десятки их легко насчитать. В одной Вологодской губ. , упразднено до штатов“ 20 муж. монастырей 90 ; в Псковской – до 10 мужских и девичьих вместе 91 . „История иерархии“ – обыкновенно описывает их так: „N монастырь упразднен, упразднился, запустел, был в запустении еще до штатов 1764 г.“ или „в N году (до штатов) писан приходскою церковию“ 92 . Сказанное касается монастырей, закрытых до учреждения штатов. При чтении „Истории иер.“ возникает недоразумение относительно и монастырей, упраздненных в силу учреждения штатов. Не решаясь утомлять читателей крайне сложным, дробным, мелочным и опирающимся на шаткие данные процессом нашей работы над статистикой упраздненных монастырей, мы представляем в приложениях итоги нашей работы: ведомость о числе монастырей закрытых в XVIII и XIX в. и список таковых монастырей по губерниям. Здесь же ограничимся только некоторыми общими замечаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Казанский , общ., в 1 в. от г. Сычевки. Основан в 1864 г. Здесь находится местночтимая Казанская икона Божией Матери, принесенная в мон. в 1863 г. с Афона. При мон. школа. Колочский Успенский , 3 кл., в 40 в. от уез. г. Гжатска, в 15 в. от г. Можайска. Основан в 1413 г. В 1617 г. был занят литовцами; в 1812 г. пострадал от французов. В мон. находится чудотворная Колочская икона Божией Матери (см. 9 июл.). Красногородищенская Введенская пуст., зашт., общ., в 17 в. от г. Белого, при оз. Лосминском. Основана в 1-й пол. XVIII в. Здесь находится местночтимая Смоленская икона Божией Матери – список с находящейся в Смоленске. Ежегодно 26 июля совершается с ней крестный ход в г. Белый, где св. икона остается до 1 сент. При мон. школа. Ордынская Богородская пуст., зашт., общ., на бер. р. Межи, при впадении р. Ордынки, в 4 в. от дер. Закеевой, в 100 в. от г. Поречья. Основана неизвестно когда (по одним – в XV в., по другим – в XVII в.); возобновлена около 1700 г. В мон. находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Пуст. принадлежит находящийся в 1½ в. от нее Предтеченский Ордынский скит, основанный игуменом Палладием в 1857 г., куда 13 авг. совершается крестный ход из мон.; при ските школа с ремесленным отделением и с 1887 г. епархиальная богадельня для лиц женского пола духовного ведомства. Предтечев , 2 кл., в Вязьме. Основан в 1534 г. старцем Герасимом (см. выше, о Болдином мон.). Спасо-Авраамиев , 2 кл., в Смоленске. Основан в нач. XIII в. В 1610 г. разорен поляками; в 1658 г. возобновлен; в 1812 г. пострадал от французов. В мон. почивают мощи пр. Авраамия (см. 21 авг.). В 1-е воскресенье после 21 авг. совершается крестный ход из мон. на место первоначальных подвигов пр. Авраамия, в с. Богородицкое. При мон. духовное училище. Спасо-Преображенский , зашт., в подмонастырской слободе г. Рославля. Основан до 1560 г.; в конце XVIII в. обращен в приходскую церковь ; восстановлен в нач. XIX в. Здесь находятся две местночтимые иконы: Тихвинская икона Божией Матери и св. вел.-муч. Варвары. Мон. принадлежит в 3 в. от него Кирилловская часовня. Здесь хранится древняя икона свв. Афанасия и Кирилла Александрийских . Сюда 19 апр. совершается из мон. крестный ход в память спасения Государя Императора Николая Александровича в бытность Его Наследником от угрожавшей Ему в 1891 г. опасности в Японии. Близ часовни монастырская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» музыкально-теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2-й пол. XVII в. Название дано по заголовку одного из начальных разделов и воспроизведено при 1-й публикации трактата С. В. Смоленским в 1888 г. «Извещение...» возникло в связи с деятельностью 2-й комиссии по исправлению певч. книг (Москва, 1669-1670), задача к-рой заключалась в замене раздельноречных текстов истинноречными, редактировании распевов с целью установления единообразия в пении, теоретическом обосновании методов работы и проч. «Извещение...» содержит исторические сведения о событиях, предшествовавших созданию трактата, объяснение актуальных теоретических проблем, обширный певч. материал. По сведениям «Предисловия» к трактату, работа по исправлению певч. книг была инициирована царем Алексеем Михайловичем . В 1652 г. была образована 1-я комиссия из 14 мастеров, но ее деятельность была прервана военными событиями и эпидемией чумы. Через неск. лет была создана 2-я комиссия, результатом работы к-рой стал трактат. Автором «Извещения...», по всей вероятности, является упоминаемый в акростихе заключительных вирш мон. Александр Мезенец , написавший трактат и обобщивший результаты работы во 2-й комиссии известных мастеров пения этого времени Феодора Константинова , Фаддея Никитина Субботина , Григория Носа , Кондрата Ларионова и справщика мон. Александра Печерского . Автограф «Извещения...» не сохранился, текст представлен множеством списков преимущественно посл. четв. XVII - 1-й четв. XVIII в. (основной список - РНБ. Q.XII.1. Л. 64-106 об., посл. четв. XVII в.) В «Извещении...» ставятся следующие задачи: показать состояние знаменного пения и необходимость его исправления при помощи авторитетных мастеров-распевщиков; продемонстрировать необходимость сохранения знаменной нотации как основной для записи распевов ввиду ее преимущества перед распространявшейся 5-линейной; ввести в знаках соответствующие графические элементы (признаки) для указания звуковысотности в связи с печатанием знаменных книг; объяснить принципы исправления знаменного распева и показать методы этой работы, проиллюстрировав ее соответствующими примерами.

http://pravenc.ru/text/293868.html

Клекотки. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Точное время возникновения прихода определить невозможно, но в 1-й пол. XVIII в. он уже существовал. В 1740 г. на средства помещика князя Ивана Андреевича Голицына в селе был выстроен деревянный храм во имя Богоявления Господня. Новый деревянный храм, также во имя Богоявления, взамен обветшавшего прежнего был построен в 1848 г. на средства прихожанина-помещика отставного гвардии подпоручика Алексея Федоровича Страхова (1812-1875). Им же в 1856 г. был устроен придел во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны. При этой цекрви в 1850 г. была похоронена первая жена храмоздателя Надежда Васильевна Страхова (надгробие сохранилось), а в 1875 г. - и сам А. Ф. Страхов. Возведение ныне существующего каменного храма началось в 1888 г. Первоначально с северной стороны деревянной Богоявленской церкви была построена колокольня, частично на церковные средства, частично – на пожертвования прихожан. В 1891 г. на средства помещика сельца Писаревки Павла Петровича Перцова (1829-1896) началось строительство нового каменного храма. В 1899 г. он был освящен во имя Богоявления Господня. Скончавшийся в 1896 г. храмоздатель П. П. Перцев был похоронен в крипте недостроенного храма. Его резное беломраморное надгробие сохранилось в притворе церкви до наших дней. В 1930-х гг. храм был закрыт. В 1990-х гг. возвращен верующим. Числится по 25-му Скопинскому благочинию Рязанской епархии как Крестовоздвиженский храм. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895 Дворянское сословие Тульской губернии, т. IV (XIII). Алфавитный список гг. дворян с указанием местонахождения их поместий в Тульской губернии. 1903-1910. Тула, 1910 Село Клекотки относилось к Епифанскому уезду Тульской губернии ко 2-му благочинному округу Тульской епархии. Село Клекотки расположено на ровной, открытой местности, в одной версте от названной от его имени станции Клекотки Сызрано – Вяземской железной дороги. Оно отстоит от Тулы в 106 верстах и от города Епифани на 22 версты. Около села протекает речка Клекотка, от которой и само село, вероятно, получило свое название.

http://sobory.ru/article/?object=10403

Чуйнаволок. Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Эссойльское сельское поселение. Часовня Николая Чудотворца и Ильи Пророка д.Чуйнаволок (2-я пол. XVIII b.) входит в Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Пряжинского муниципального района (по состоянию на 01.01.2012 г.). А также включена в реестр объектов культурного наследия федерального значения. Источник: http://monuments.karelia.ru/  сайт Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия 15 июля 2017 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин посетил часовню свт. Николая и Ильи Пророка в старинной карельской деревне Чуйнаволок, входящей в состав Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия и совершил там молебен. Это первое богослужение архиерейским чином за триста лет существования часовни. Правящему архиерею сослужили: настоятель храма свт. Николая Чудотворца п. Эссойла иерей Сергий Теплоухов, клирик храма свт. Николая Чудотворца п. Эссойла протоиерей Сергий Теплоухов и секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, протодиакон Алексей Киселев. Часовня Святителя Николая и Ильи Пророка д. Чуйнаволок - памятник архитектуры федерального значения. Время постройки часовни датируется XVIII веком. Расположена на северном берегу озера Сямозеро, на окраине деревни, в культовой еловой роще. Представляет собой покрытый крутой двухскатной крышей сруб с повалами. В XIX в. снаружи обшита тесом. Часовня клетского типа, но имеет ряд особенностей. В отличие от других клетских часовен, храмовое помещение разделено перегородкой на два придела: Никольский и Ильинский. Над трапезной - колокольня на восьмериковом основании, покрытая невысоким шатром с главкой и крестом. В 1998 г. проводились реставрационные работы с участием специалистов из Норвегии. Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2017 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 1990-е годы был реализован международный норвежско-российский проект по реставрации часовни Ильи Пророка и Николая Чудотворца в д.Чуйнаволок Пряжинского района с использованием уникального реставрационного оборудования, предоставленного норвежскими партнерами. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03369

Ок. четверти собрания составляют книги Свящ. Писания, творения отцов Церкви и богослужебные рукописи, датируемые преимущественно XVI-XVII вв. Среди них велика доля певч. рукописей крюковой нотации XVII-XX вв. (ок. 100). Наиболее ранними являются Апостол-апракос 2-й пол. XIV в. рус. извода (РГБ. Ф. 98. 18) и Евангелие-апракос кон. XIV - нач. XV в. рус. извода (Там же. 108). Др. значительную часть коллекции составляют рукописи патристического, богословско-учительного, аскетического, полемического содержания, памятники древнерус. оригинальной и переводной лит-ры. В этой группе выделяется новгородское Учительное Евангелие 2-й четв. XVI в., украшенное миниатюрами, инициалами и заставками работавших позднее (после 1548) в Кремле мастеров. Из царской мастерской, несомненно, происходит и т. н. Егоровский сборник, содержащий 330 великолепных миниатюр (Там же. 1844), сборник имеет тесную связь с Лицевым летописным сводом, создававшимся кремлевскими мастерами в Александровой слободе после переезда туда царя. В числе древнейших книг этой группы - Лествица прп. Иоанна Лествичника серб. извода кон. XIV (?) - нач. XV в. (Там же. 380). Особо ценным является список 30-х гг. XV в. «Памяти и похвалы князю Владимиру» Иакова Мниха , в к-ром отразились черты древнейшего рус. летописания XI в. В собрании много Житий рус. и южнослав. святых, а также сказаний об иконах Божией Матери в разновременных списках. Среди старообрядческих сочинений, большей частью написанных в поморском согласии , присутствуют 2 первоначальных, поданных властям экземпляра «Поморских ответов» , подписанных 9 представителями Выголексинского общежительства во главе с Даниилом Викулиным , а также большое число списков этого сочинения XVIII-XIX вв. Неск. списками представлен и др. важный старообрядческий памятник - «Дьяконовы ответы» . Коллекция включает старообрядческие сочинения исторического (в т. ч. значительное число списков «Истории о зачале Выговской пустыни» И. Ф. Филиппова , «Истории об отцах и страдальцах соловецких» и «Винограда Российского» Семена Денисова (см. Денисовы )), житийного, эсхатологического содержания, полемические произведения, в т. ч. труды учителей старообрядчества.

http://pravenc.ru/text/189529.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010