Корсунская икона Божией Матери «Умиление» Шпилёвская. 2-я пол. XVIII в. (?). Фотография. Нач. XXI в. К. и. небольшого размера (29,5×34 см), написана маслом на тонком листе белого металла (позднее укреплен на доске; заметны следы поновлений живописи). Иконы на металлической (как правило, медной) пластине были явлением, характерным для XVIII в. (напр., в XVIII в. большинство храмов Киево-Печерской лавры было украшено композициями на металле, созданными в лаврской иконописной мастерской). Извод близок к известному, в частности, на Черниговщине изводу К. и. «Умиление» (К. и. в Благовещенском мон-ре Нежина; К. и. «Печеницкая»). Икона хорошего письма, выполнена на оливковом фоне, цвет нимбов ближе к изумрудно-зеленому; надписи, отбивка на полях и линия нимбов сделаны белым. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о том, что «издавно чтимая всею окрестностью» К. и. уже к 1857 г. была «украшена серебряною ризою с дорогими камнями» ( Филарет (Гумилевский). 1857. С. 384; изображение оклада см.: Иаков Левитский, свящ. Летописи Сумского Преображенского собора. 1909. Фотография 1). В создаваемый Н. Х. Онацким Сумской художественно-исторический музей (учрежден в 1920; сбор экспонатов начат в 1918) К. и. поступила после 1918 г. уже без этого оклада. При передаче иконы в 1941 г. в собор на ней был др. оклад, происхождение к-рого неизвестно. Точное соответствие оклада общим размерам иконы, а также участкам личного и доличного может говорить о том, что икона имела неск. риз или, что менее вероятно, этот оклад украшал чтимый список К. и., сделанный в «меру и подобие» чудотворного образа. В период Великой Отечественной войны экспонаты краеведческого музея не были эвакуированы из Сум. Во время бомбардировки 30 сент. 1941 г. музейное здание, находившееся напротив Спасо-Преображенского собора, было разрушено. Под его руинами 5 нояб. 1941 г. обнаружили уцелевшую К. и. Сотрудники музея тогда же вернули святыню, изъятую в период гонений на Церковь, в Спасо-Преображенский собор (Покровский храм в Шпилёвке был уничтожен), о чем сообщалось в газ. «Сумский вестник» 11 за 23 нояб. 1941). В соборе икона стояла в киоте слева от иконостаса, где с 80-х гг. XVIII в. находилась Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» , подаренная городу купцами Курска.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТКОВИЦА Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Название неск. монастырей во имя прп. Параскевы (Петки) Сербской Православной Церкви. 1. П., жен. обитель Шабацко-Валевской епархии , находится в одноименном селе, у подножия горы Цер, в 30 км от г. Шабац (Сербия). Исходя из архитектуры храма, основание обители датируется XIII или 1-й пол. XV в., когда среди сербов распространилось почитание прп. Параскевы (Петки). Первым письменным упоминанием обители считается надпись 1561 г. (не сохр.), найденная в древней монастырской церкви. В П. действовал скрипторий: по повелению митр. Зворникского Павла расодер Роман 2 окт. 1576 г. закончил здесь список Типика, постриженик обители митр. Бачский и Сегединский Георгий 24 мая 1579 г. вложил в нее Типик (переписанный тем же Романом) и 20 июня 1581 г.- Евангелие, 18 апр. 1590 г. иером. Панкратий завершил здесь список Псалтири. В 1629 г. в мон-ре Тавна свящ. Стоян переписал Минею, взятую из П. для копирования. В тур. описи 1604 г. отмечено, что П. имеет доход в 600 аспри. В 1-й пол. XVIII в. в обители действовала школа для буд. священнослужителей, в к-рой преподавали иером. Иоанникий и игум. Георгий. Во время австро-тур. войны, в 1789-1790 гг., в монастырских зданиях стоял австр. гарнизон, что, вероятно, вызвало опустение обители, о к-ром сообщается в 1804 г. Монашеская жизнь в П. вскоре возобновилась, в 1827 г. Праздничную Минею обители подарил Еврем Обренович (см. в ст. Обреновичи ), управитель Шабацкой нахии. В 1836 г. благодаря помощи серб. кн. Милоша Обреновича мон-рь был восстановлен. После смерти настоятеля архим. Пахомия Херцеговчича (1844) П. недолго являлась метохом соседнего мон-ря Чокешина. В 1858 г. в обители возвели большой конак, в 1862 г. надстроили алтарную апсиду до высоты нефа, пробили вход в храм с сев.

http://pravenc.ru/text/2580088.html

Над местом погребения И. Д. была устроена часовня из тесаного камня. Гробница, обозначавшая в часовне место захоронения святого, неск. раз осквернялась из-за многочисленных нападений на мон-рь Девич. Во время первой мировой войны в поисках сокровищ ее разбил венг. офицер. Весной 1941 г. албан. нацисты почти стерли часовню с лица земли (могилу завалило камнями, поэтому она уцелела), а также уничтожили источник и пещеру И. Д. на холме близ мон-ря. В июне 1999 г. Девич был вновь разграблен и подожжен албанцами, к-рые разбили мраморную плиту гробницы святого. В сер. марта 2004 г. 2 тыс. албанцев развели в гробнице костер и сожгли обитель. Однако мощи святого сохранились, т. к. они все время находились под спудом. Почитание И. Д. распространилось в Сербии (он считается покровителем Косова и Метохии), Болгарии и России. Вероятно, во 2-й пол. XVIII в., в эпоху национального возрождения, имя И. Д. было включено в список святых из болг. народа, помещенный в «Истории славяноболгарской» прп. Паисия Хиландарского (1762), в зографскую «Историю вкратце о болгарословенском народе» (1785) ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19702. С. 641). Но список имеет и самостоятельную рукописную традицию. Так, он представлен в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. N 14. Л. 11). Фрагменты службы И. Д. с кратким Житием преподобного находятся в рукописном сборнике рус. извода 1757 г. (САНУ; Каталог рукописа и старих штампаних Зб. Српске akaдeмuje. Београд, 1901. 21/32). В монастыре Девич сохранилось несколько настенных изображений И. Д. (в 2004 они пострадали при пожаре и пока не расчищены): в сев. парекклисионе он представлен как преподобный со свитком, на к-ром надпись: «Первый ктитор места сего» (2-я пол. XV в.); в часовне над погребением - изображение святого и композиция «Успение прп. Иоанникия» (святой лежит на одре, архиерей, диакон и группа монахов совершают отпевание; 1578). Также известны изображения И. Д. в притворе монастыря Печская Патриархия (1565) и в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Млечане на северо-западе Косова и Метохии (1601-1602). Единственный известный храм во имя Иоанникия Девичского находится в мон-ре Девич.

http://pravenc.ru/text/578010.html

(К. К. и.). Из составленного в XVII в. Сказания о К. К. и. известно, что она являлась списком Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. В 1627 г. от Вязниковской Казанской иконы исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Симеонова Судовщикова, жена калужского купца, «московского гостя», Тимофея Никитина Судовщикова по прозвищу Смирной. В память о чуде она повелела сделать список иконы с изображением чудес от явленного в Казани образа. Обложив новописаную икону драгоценным окладом, Судовщикова принесла ее в Калугу и поставила в деревянной Преображенской ц., что под горой, близ Оки. Здесь хранилось рукописное Сказание нач. XVIII в. о принесении иконы в Калугу, в к-ром имелись правки по списку Сказания XVII в. 22 окт., в день празднования «осенней Казанской», в Преображенскую ц. из Троицкого собора Калуги стали совершаться крестные ходы (Крестные ходы, ежегодно совершаемые в Калужской епархии с чудотворными и особо чтимыми св. иконами//Памятная книжка и Адрес-календарь Калужской губ. на 1916 г. Калуга, 1915. С. XX). Казанская Калужская икона Божией Матери. 1627 г. Оклад 2-й пол. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Калужская икона Божией Матери. 1627 г. Оклад 2-й пол. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. К. К. и. была хорошо известна царскому дому. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича в хоромы царицы Наталии Кирилловны знаменитому царскому иконописцу Симону Ушакову велено было написать список чудотворной К. К. и. с указанием размера (50,6×42 см) ( Успенский А. И. Царские иконописцы. 1910. Т. 2. С. 352). В том же году боярин Б. М. Хитрово, в ведении к-рого с 1655 по 1680 г. находилась Оружейная палата Московского Кремля, приложил к К. К. и. в Преображенской ц. небольшой (16,5×13,8 см) гравированный Казанский образ Божией Матери на серебряной позолоченной пластине с вкладной надписью на обороте (КОКМ) ( Пуцко. 2009. С. 174-175; Чугреева. 2009. С. 178). Этот образ упомянут в описи Преображенской ц. 1800 г., составленной благочинным Калуги иереем Преображенской ц. Иоанном Сомсоновым. Подобный резной образ (21,7×18,1 см, ГИМ) с изображением К. К. и. в 1665 г. был вложен царем Алексеем Михайловичем и царицей Марией Ильиничной Милославской о здравии их сына Симеона в Успенский собор Тулы. Об особом значении К. К. и. для царской фамилии говорит то, что главной вкладчицей в строительство калужской каменной Преображенской ц. 1709-1717 гг. с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери была сестра царя Петра I, царевна Наталия Алексеевна, пожертвовавшая 1 тыс. р. К чудотворной К. К. и. несли св. реликвии, драгоценные приклады. По описи 1800 г., икона стояла в Казанском приделе Преображенской ц. (к-рую по приделу часто называли Казанской) с южной стороны от царских врат в большом, обложенном серебром деревянном резном кузове-киоте, имеющем вид храма с 7 главками. Икона имела серебряный позолоченный оклад с камнями и жемчугом, к 1800 г. он был уже ветхим, с осыпающимся жемчугом, о чем на полях листа описи была сделана приписка.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Изображение Богомладенца с опущенными и покровенными руками сохраняется на иконах, созданных как точные копии чудотворного образа, о чем удостоверяет надпись на нижнем поле: «Истинное Изображение и Мера Чюдотворнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы Курския». Колорит на этих списках соответствует краскам подлинника, каким он предстал после раскрытия в 40-х гг. XX в.: фон средника темный, оливковый или зеленый, на полях с изображением пророков - золотой фон; фон широких полей с надписью зеленый (напр., списки: «Богоматерь Курская Коренная», 2-я пол. XVIII в., ГМИР, 40,2×35×2,1 см. Тыльная сторона иконы обтянута голубым выцветшим шелком, на к-ром прописью черными чернилами написано: «Симъ образомъ благословили Князь Павелъ//Васильевичь Голицынъ и Княгиня Аглаида…//Голицына Княжну Марью Павловну Голицину. 7го Апреля 1871 года» (см.: Русское искусство в собр. ГМИР. М., 2006. Кат. 244. С. 160). Известно, что икона «Богоматерь Курская» была в войске кн. В. В. Голицына в кон. XVII в., возможно, эта икона - родовая святыня Голицыных; «Богоматерь Курская» из ц. свт. Николая Чудотворца (?) г. Нерехты, Костромской обл., сер. XVIII в., ЯХМ, 43×35,5 см,- у Младенца руки скрыты, изображение на золотом фоне в изящном картуше, фон полей темно-коричневый, на нижнем поле надпись: «Изображение и мера с чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Знамения Курския» (см.: Похвала Богоматери: Иконы Ярославля из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003); близок к иконе из ЯХМ образ 1-й трети XIX в. в окладе 1835 г. московской фирмы П. Ф. Сазикова из частного собрания (41×34 см). В издании 1904 г. воспроизведена икона маслом 2-й пол. XIX в. с крупной надписью на нижнем поле: «Точное изображение чудотворной иконы Знамения Пресвятыя Богородицы Курския (воспроизводится по оригиналу)». К этой же группе примыкает икона из курского Знаменского мон-ря 1902 г., написанная, возможно, в мастерской известного курского иконописца Г. А. Шуклина (1869-1947) (40×33,5 см), в шитом окладе с надписью: «Изображение и мера чудотворнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы Курския». На тыльной стороне иконы находится металлическая пластина с гравированной надписью: «Сия св. икона написана в Курск. Знаменском монастыре и освящена наместником игуменом Сильваном 1902 г. Мая 18 дня». Важно отметить, что Шуклин был одним из тех, кто видели чудотворный образ без риз и копировали его. В 1993 г. этот список (экспертное заключение В. И. Склярука, 2006) был передан Знаменскому мон-рю женщиной, хранившей его в своей семье; в наст. время он находится в Знаменском соборе, слева от иконостаса, на специальном возвышении под киворием, это главная святыня собора, к-рая переносится в Коренную пуст.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

XVII в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 45), пядница XVII в. (КБМЗ) и ее точный список, выполненный в мастерской при МДА в нач. XXI в. для Павлова Обнорского мон-ря. Полуфигура П., с крупной головой, легкой проседью в волосах, узкими плечами и относительно небольшими кистями рук (правая - в двуперстном благословении, в левой - развернутый свиток), узнаваема даже в случае утраты именующей надписи, как на иконе сер.- 3-й четв. XVI в. из Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя. Отмеченная в иконописных подлинниках особенность иконографии П. (свиток в обеих руках) часто использовалась в позднее время: 2-сторонняя выносная икона XVIII в. (?) под записью (ВГИАХМЗ), иконы кон. XIX в. (ЦМиАР) и посл. трети XIX в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) и др. Тексты наставления П. братии на свитке варьируются: «Аще кто потрудитс и претерпитъ въ семъ пустынномъ мест то хот бы и гршенъ былъ получитъ отъ Св. и Живоначальны Троицы ocmabлehie грховъ только бы не ослабвалъ въ своемъ подвиг»; «Не скорбите братï но посем разме[и]те аще» и т. п. Необычен текст в свитке на иконе, вероятно, 2-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ; с прп. Авраамием и мц. Александрой на полях): «терпите братïе трды болзни». Подобные иконы лежат в основе образов святого, созданных вологодскими эмальерами нач. XXI в. и иконописцами Сергиева Посада. Образ 1-й пол. XIX в. (?) (Павлов Обнорский мон-рь) - пример иконографии П. со свернутым свитком в руке, его также воспроизводили совр. мастера из Сергиева Посада. В произведениях XIX - нач. XX в. и на иконах рубежа XX и XXI вв. изредка встречаются изображения святого в схиме, в т. ч. в составе избранных святых («Комельские преподобные» (Сергий Нуромский, П., Лаврентий Комельский, Корнилий Комельский), ок. 2000, иконописная школа при МДА). Сохранившихся житийных композиций с образом П. немного. По описям Павлова Обнорского мон-ря, в его храмах было неск. житийных икон: в алтаре Троицкого собора «носящей» (выносной) образ «Павла чюдотворца в киоте, около жытие его писано, а по полям тропарь»; «образ, местной, преподобных чюдотворцов Сергия Радонежского да Павла Обнорского с чюдесы… во облаце Святая Троица»; храмовая икона ц.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Завершается текст 1567 г. Первую публикацию во 2-й пол. XVIII в. осуществил М. М. Щербатов, обнаруживший Царственную книгу (ГИМ. Син. 149). Долгое время создание ЛЛС относили к XVII в. Но водяные знаки бумаги свидетельствуют о том, что памятник был создан в 70-х гг. XVI в., т. е. в годы правления Иоанна IV (Н. П. Лихачёв). Высказывалось мнение, что ЛЛС составляли с 1568 и до сер. 1576 г. в царской книгописной мастерской в Александровой слободе (Клосс) или же что в дек. 1576 г. была завершена только хронографическая часть памятника и активно шла работа над летописной (А. А. Амосов); существует гипотеза, что в его создании принимали участие книжники из митрополичьего или чудовского скриптория, ранее составившие Степенную книгу (Усачёв). Выявлены неск. рукописей, к-рые были непосредственными источниками памятника: «История Иудейской войны» Иосифа Флавия (В. Ф. Покровская), Обол., список Еллинского летописца 2-го вида (Клосс), Томский список Степенной книги царского родословия (Сиренов). Переписчики ЛЛС соединяли фрагменты, заимствованные из источников, практически не изменяя их текст (в этом ЛЛС сходен со Св.1560). По поводу авторства приписок к тексту ЛЛС за период царствования Иоанна IV возникла дискуссия. Согласно одной т. зр., они были сделаны непосредственно царем (Д. Н. Альшиц). По другому мнению, приписки были сделаны лицом из окружения Иоанна IV (Шмидт). Существует также гипотеза, согласно которой приписки к Царственной книге сделал дьяк И. М. Висковатый между 1568 и 1570 гг. (Н. Е. Андреев). Одни исследователи считали содержание приписок тенденциозным (Альшиц, Шмидт), другие - достоверным (Андреев). В 3-й четв. XVI в. составлена общерусская Холмогорская летопись (Холм.), доведенная до 1558 г. («Книга Летописец Киевский и Володимерский и Московский и всех руских князей»), впервые исследованная (в одном списке) Лурье. Более ранний список, кон. XVI в., обнаружен А. В. Лаврентьевым. В начальной части Холм. сходна с Типографской летописью; с сер. XII до кон. XIV в.- со Львов.; с кон.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Возможно, о существовании монастыря в 1-й пол. XV в. свидетельствует грамота, выданная обители в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами и содержащая информацию (со ссылкой на строителя Филофея (2-я пол. XVII в.)) о пребывании здесь в заточении вел. княгинь Софии Витовтовны и Софии Палеолог, спасшихся от татар. «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18-19 об. (список грамоты кон. XVIII в.)). Однако эти сведения др. источниками не подтверждаются; они могли появиться на основе местной легенды. Наиболее ранняя жалованная грамота К. Ч. м. была выдана вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1544 г. (упом. в грамоте 1684 г.; см.: РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой К. Ч. м. был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). В 60-х гг. XVI в. в К. Ч. м. был сослан кн. Д. И. Курлятев. В нач. XVII в. (в 1613 или 1614 - см.: Докучаев-Басков. 1889. 7/8. С. 230) К. Ч. м. был разорен польско-литов. интервентами, о чем повествуется в Житии преподобного: «...мнози гради, и веси, и манастыри, и святыя церькви, паче же реку и той предиреченный Чельменский манастырь, в немже воинским толпам много стоящим, и пуста его сотвориша, и потом многажды пожаром бысть сожжен» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 134). В 30-х гг. XVII в. в К. Ч. м. была построена 3-я, надвратная ц. во имя вмц. Екатерины. Во 2-й пол. XVII в. большую заботу о К. Ч. м. проявили строитель иеродиак. Филофей и его родной брат иером. Сергий - постриженики Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря , ученики патриарха Никона , сделавшие в обитель богатые вклады - церковную утварь, книги и иконы. Указом царя Петра I от 20 апр. 1721 г. по просьбе архим. Иосифа К. Ч. м. был приписан к каргопольскому в честь Преображения Господня мон-рю, в июле 1727 г. получил независимый статус, но указом Новгородской духовной консистории от 28 марта 1748 г. вновь приписан к каргопольской обители.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

В наст. время ростовская Ватопедская икона - самый ранний русский список с афонской святыни. Зеркальность композиции ростовской иконы по отношению к «О. или У.» и., очевидно, объясняется тем, что при ее написании иконография была малоизвестной и иконописец неправильно использовал иконный образец (прорись). Со 2-й пол. XV в. на Руси существовало особое внимание к афонским духовным центрам (в частности, к Ватопедскому мон-рю), в московском искусстве 1-й пол. XVI в. появились списки с изображением нек-рых святынь Ватопеда. Можно предположить, что это произошло под влиянием деятельности приехавшего оттуда прп. Максима Грека (празднование святому и Ватопедской иконе совершается в один день). Списки Ватопедской иконы в наст. время встречаются редко; один из ранних, закрытый чеканным позолоченным окладом с ангелами, датируется 1752 г. (год обретения мощей свт. Димитрия Ростовского; ГИМ). Однако в XIX в. иконы этого извода были распространены, особенно в ростовских храмах и мон-рях. Так, в алтаре собора Рождества Пресв. Богородицы мон-ря находился список «мерою» чудотворной иконы. Имеются сведения о создании списков образа для именитых паломников: такие иконы были преподнесены имп. Александру I, имп. мц. Александре Феодоровне в 1913 г. (во время посещения августейшей семьей Ростова), позднее - вел. кнг. Елисавете Феодоровне и др. На обороте Ватопедской иконы Божией Матери кон. XVIII - нач. XIX в. (18×14 см, ГМЗРК; приобретена в 1909 в антикварном магазине в Ростове) сделана надпись: «Благословенïе Всечечестнйшагω и Всепочтеннйшагω Отца Амфилохï Въ ui день феврарïа акв гω года». Предположительно икона могла быть написана иером. Амфилохием (Яковлевым), к-рый более 40 лет исполнял послушание у раки свт. Димитрия и известен как иконописец. На небольшом образе точно воспроизводится иконография оригинала, при этом взор Богоматери обращен в сторону, немного изменены цвета одеяний; позолоченный оклад выполнен из гипса. Списки Ватопедской иконы создавали иконописцы Ростова и др. городов, о чем свидетельствуют иконные образцы, в т. ч. в иконописных подлинниках. Н. П. Кондаков указал, что в лицевом подлиннике из собрания Г. Д. Филимонова в музее ОЛДрП 730) имеется прорись Ватопедской иконы с подписью: «Изображение и мера Чудотворнаго образа Пречистыя Бца ватопедскои моление новояв[л]еннаго святителя и чудотворца Димитрия, которои имеетца и ныне при гробе его». «Мера цке вишина одинадцать вершков, ширины деветь вершков» ( Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 174. Примеч. 1). Сохранилась московская литография 1885 г. с воспроизведением чудотворного образа ( Рубцова М. Л. Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря: Св. покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители. Ростов; М., 2016. С. 147).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

М. А. Комова Чудотворные иконы Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Особо почитался в Перемышльском уезде образ свт. Николая Чудотворца (Можайского) (см. ст. Николая Чудотворца, свт., чудотворные иконы ), находившийся в Успенском соборе Перемышля (ныне в КОХМ). Величиной почти в человеческий рост, он выполнен из дерева (липа) в технике объемной резьбы и расписан в достаточно скупой цветовой гамме, основанной на сочетании красно-коричневых охр. Для имитации фактуры ткани крещатой фелони и набедренника использована резьба по левкасу. До 2-й пол. XVIII в. (до запрета в 1722 на участие скульптурных образов в крестных ходах) образ был процессионным, его облачали в специально сшитые одежды из бархата и парчи; в XVII или XVIII в. на него были возложены драгоценные «одежды» - чеканная риза (утрачена после 1948). О времени и о том, как образ свт. Николая Чудотворца появился в Перемышле, а также о начале его почитания сведений не сохранилось. По мнению А. В. Рындиной, этот образ хотя и относится к иной, нежели псковский образ свт. Николая Чудотворца (1540, ПИАМ), художественной культуре, но по времени близок к нему ( Рындина А. В. Юго-зап. контакты Руси в XVI в. и деревянные киотные статуи свт. Николая Чудотворца//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 128, 135). Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) В XVII-XVIII вв. особо почитались чудотворные икона Рождества Пресв. Богородицы (Пафнутиев Боровский мон-рь, не сохр.), Казанская Калужская икона Божией Матери (калужский Казанский монастырь, не сохр.; см. в ст. Казанская икона Божией Матери ), Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери «Одигитрия» (калужская Одигитриевская ц. «на песке», не сохр.), житийная икона свт. Николая Чудотворца (калужская Никольская ц. на Козинке), икона свт. Николая Чудотворца (Можайского) (Благовещенский собор в Боровске), Людиновская икона «Избавление от бед страждущих» (30-50-е гг. XVIII в., Казанский собор г. Людинова). В калужской Георгиевской ц. «за лавками» почиталась Корсунская икона Божией Матери со Св. Троицей (новозаветной) и святыми на полях (не сохр.), известен ее список, выполненный в «живоподобной» манере для московской ц. блж. Максима (Калуга, 1730, ГИМ. 72×63 см), о чем свидетельствует пространная надпись на обороте: «Сие истинное изображение подобие и мера с самого чудотворного образа зовомые Корсунския: яже имеется в Богоспасаемом граде Калуге… На том святом чудотворном образе по полям писание ничего не имеется: а здесь на святом по полям написано отечество со апостолы и прочими святыми по изволению того обещания: а написася сей святый образ того града Калуги и тояж церкви тщанием и труды церковни изуграф Тимофеем Петровым (ноя)бря 13 дня в 1730 году…»

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010