2. Утвердить монахиню Магдалину (Сельскую) настоятельницей Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области с возложением наперсного креста по должности. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана о преобразовании Павдо-Обнорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь и об утверждении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Павло-Обяорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское Грязовецкого района Вологодской области. 2. Утвердить иеромонаха Амфилохия (Кузнецова) наместником Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря с. Юношеское Грязовецкого района Вологодской области. СЛУШАЛИ: 2. Рапорт Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия об утверждении монахини Евгении (Подолещенко) настоятельницей Никольского женского монастыря г. Приволжска Ивановской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Евгению (Подолещенко) настоятельницей Никольского женского монастыря г. Приволжска Ивановской области с правом ношения наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая о переводе Мало-Дивеевского Серафимовского женского монастыря села Русский Пычас Можгинского района Удмуртской Республики в село Норья Малопургинского района и о преобразовании прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Норья в Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь при храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Норья Малопургинского района Удмуртской Республики. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить перевод Мало-Дивеевского Серафимовского женского монастыря села Русский Пычас Можгинского района Удмуртской Республики в село Норья Малопургинского района. 2. Благословить преобразование прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Норья в Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь при храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Норья Малопургинского района Удмуртской Республики.

http://sedmitza.ru/lib/text/429526/

Однако распространение общежительных начал происходило не во всех епархиях. В новгородских пределах преобладание особножительства еще в 20-х гг. XVI в. констатировал архиеп. Новгородский свт. Макарий ; по словам летописца, «токмо велицыи монастыри во общины быша и по чину, а прочии монастыри, иже окрест града, особь живущи, и койждо себ в келияхъ ядяху и всякими житейскими печалми одержими бяху» (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 284-285). Отшельничество (анахоретство) подвижников, их жажда «отвержения мира», индивидуальные духовные устремления оказались в сопряжении с процессом внутреннего освоения земель Сев.-Вост. Руси. Увеличение населения, как правило, сопровождалось ростом мон-рей, а появление новых мон-рей вызывало приток населения, т. е. процесс был двуединым. С кон. XIV в. активно осваивалась Вологодская земля, тесно связанная как с Поморьем (Русский Север), так и с центральной частью России - Замосковным краем. Одним из первых подвижников, пришедших сюда, был прп. Димитрий Прилуцкий († 11 февр. ок. 1406), ученик прп. Сергия Радонежского. Вначале он основал Переславль-Залесский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , где под влиянием бесед с прп. Сергием ввел общежительный устав. Вскоре он покинул обитель и пришел на заселенные территории в 40 верстах к юго-востоку от Вологды и там основал Воскресенский мон-рь на берегу р. Великой, притоке р. Лежи, но из-за недовольства местных жителей удалился и основал Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса , Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь в 5 верстах к северо-востоку от Вологды. Мон-рь вел большую хозяйственную деятельность, активно формировалась монастырская вотчина. О связях Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастыря на Кубенском оз. с окрестными землями сведения появляются лишь с XV в., когда обитель получала вклады в виде пустошей, осваивала и заселяла их. Монахи Спасо-Каменного монастыря, преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский , основали ряд обителей в южной и восточной частях Кубенского оз. Эта территория Заозерья была наиболее заселенной. На юго-восток от Вологды, примерно в 60 верстах, прп. Сергием Нуромским был основан мон-рь на р. Нурме, притоке р. Обноры ( Сергиев Нуромский в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Сергий Нуромский был учеником прп. Сергия Радонежского, к которому пришел с Афона, и «собеседником» др. ученика прп. Сергия - прп. Павла Обнорского, основавшего мон-рь в честь Св. Троицы с общежительным уставом (АИ. Т. 1. 257. С. 485).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Смута завершилась восстановлением правления Россией царем и Патриархом, чему предшествовало возвращение весной 1619 года из многолетнего польского плена Филарета Никитича Романова. Одним из участников этого события стал игумен Кирилл, который вместе с духовными лицами и князем Дмитрием Пожарским встречал будущего Патриарха Филарета под Можайском. Во время пребывания Филарета в плену Местоблюстителем Патриаршего Престола был митрополит Сарский и Подонский Иона (Архангельский), с 1614 года правивший делами церкви. На покое он жил в Спасо-Прилуцком монастыре, скончался в 1627 году и погребен напротив алтаря Спасского собора. Осенью 1812 года, когда Русской земле вновь угрожал завоеватель, из Москвы были вывезены святыни и драгоценности Патриаршей ризницы, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, московских Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского, Свято-Данилова и Симонова монастырей. Обоз из тринадцати телег прибыл в Вологду в первых числах октября и направился в Димитриеву обитель. Почти три месяца церковные ценности сохранялись в соборе Всемилостивого Спаса и после освобождения столицы были возвращены в Москву. Бедствия Отечественной войны 1812 года изменили Россию. Император, увидев пожар Москвы, по его словам, «познал Бога» и обрел решимость «посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Александр I побывал в Вологде в октябре 1824 года. Приехав вечером в город, днем следующего дня, 16 октября, Благословенный император посетил Спасо-Прилуцкий монастырь. Встреченный архимандритом Евтихианом (Лестевым) с братией, государь присутствовал на молебне в Спасском соборе, молился у гробниц преподобным Димитрию и Игнатию и принял благословение настоятеля - икону Прилуцких святых. Сам архимандрит Евтихиан, профессор богословия и ректор Вологодской семинарии, был восприемником послушника Димитрия Александровича Брянчанинова, будущего святителя Игнатия, монашеский постриг которого совершился в вологодском Воскресенском соборе 28 июня 1831 года.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Дубовка Телефоны: +7 (969) 658 39 97 (размещение паломников) Электронная почта: voznesenskD@yandex.ru Сайт: Свято-Вознесенский женский монастырь Гостиница для паломников при Кременском Вознесенском мужском монастыре, станица Кременская Приезжающие в Кременской Вознесенский монастырь паломники и желающие потрудиться во Славу Божию (трудники) могут быть поселены в Общий гостевой 2-х этажный корпус. Шести- и трехместные келии, умывальная и душевая в корпусе на первом этаже, туалет на улице. Возможно проживание с несением послушания на длительный срок. При поселении необходимо иметь при себе паспорт. Адрес: Россия, Волгоградская область, пос. Клетский, станица Кременская Телефоны: +7 (902) 380-11-22 Электронная почта: kremensk-monastir@mail.ru Сайт: Кременской Вознесенский мужской монастырь Гостиница для паломников при Свято-Троицкий Каменно-Бродский мужской монастырь, пос. Госконюшня Остановиться в монастыре может любой человек, имеющий паспорт, верующий в Бога и выполняющий основные правила поведения в монастыре. После окончания вечерней службы (примерно в 20 часов) обратитесь к любому священнику или монаху и попроситесь переночевать. Также монастырь принимает на послушание трудников. Адрес: Россия, Волгоградская область, Ольховский р-н, Каменнобродское сельское поселение, пос. Госконюшня Телефоны: +7 (909) 391-76-60 Электронная почта: igumenpetrkovalev@yandex.ru , monastblr@mail.ru Сайт: Свято-Троицкий Каменно-Бродский мужской монастырь Вологодская область [ править править код ] Гостиница для паломников при Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре, г. Вологда Паломники могут остановиться в монастырской гостинице – странноприимном доме. Адрес: Россия, Вологодская область, г. Вологда, мкр. Прилуки, ул. Монастырская, 2 Телефоны: (931) 506-15-50 +7 (931) 506-15-50 Электронная почта: s_pdm@mail.ru Сайт: Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь Гостиница для паломников при Ферапонтовом Богородице-Рождественском Мартиниановом монастыре и Музее фресок Дионисия, с. Ферапонтово

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

1918 год начался в монастыре обыском и описью имущества, часть зданий заняли красноармейцы и склад. Однако еще нескольких лет после этого в Спасском соборе совершались богослужения, действовала часовня в селе Прилуки. Чтобы избежать осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель организовал при монастыре церковную общину из местных жителей. В 1919 году началось изъятие из монастырских храмов церковной утвари и убранства икон для сдачи в Госфонд, в помощь голодающим Поволжья, продолжавшееся до 1923 года. В один из дней вывезли более двух пудов серебра. Вскоре уездный исполком принимает решение о выселении из монастыря архимандрита Нифонта (Курсина), семи монахов и восьми послушников. Начавшееся закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму. В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное - различным учреждениям. С середины 20-х гг. XX в. все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола в 1927-1928 годах был устроен киноклуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея. Предваряя открытие монастыря, жители Вологды 16 июня 1990 года, в день праздника Сретения иконы святого Димитрия, совершили Крестный ход по городу до Лазаревского кладбищенского храма - первый после долгого перерыва. Уже в августе 1990 года были переданы церковной общине надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году открыт мужской епархиальный монастырь. В день памяти преподобного Димитрия - 24 февраля 1992 года Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь. B 1992 году отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. 13-14 августа Прилуцкий монастырь посетил и возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. На престольный праздник Всемилостивого Спаса Святейший совершил Всенощное Бдение и Божественную Литургию в нижнем храме Спасского собора, водосвятный молебен на реке Вологде, возглавил Крестный ход вокруг обители, после чего был освящен первый большой колокол на монастырской колокольне.

http://sobory.ru/article/?object=00237

1173. Спасо – Преображенский – Рабангский или Спасорябовский, мужской, ныне слобода Рабанская или село Спасо-Преображенское, Вологодской губ. и уезда, в 32 вер. к сев.-вост. от Вологды, при р. Рабанской или Верхней Сухоне. Основан в 1447 г. преп. Филиппом, память коего чтится 15 ноября, в день кончины. В 1764 г. упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 655; Ратшин, 72; “Словарь ист. о свят.», 268; Суворов, “Влад. Заоник. пуст.», 28, 29; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 764, 25; “Акты юрид.», 216 (Платежная 1633 г. в кормов. деньгах); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 48; Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докумен., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в отчин. и об оклад. госуд. сборов); Иванов, “Опис. госуд. грам. стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 66 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 256 (в 1722 г. из дер. Ершовой, лежащей около слободы и принадлежавшей м-рю, выселено одно семейство в СПбург), 895 (перечень монаст. деревень, поставлявших в 1722 г. подводы под Государя); III, 1723 г., 277 (м-рю принадлежала дер. Литяги), прилож., LXXVI, 25 (в 1678 г. имел крестьян 66 двор., в 1710 г. 42); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 288 (дозорн. книга 1616 г. вотчинн. земель м-ря). 1174. СпасоПрилуцкий – Димитриев, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Вологодской губернии и уезда, Семенковской волости, в 5 верстах от Вологды, при р. Вологде, которая делает здесь изгиб, образуя луку, почему и монастырь назван Прилуцким. Основан в 1371 г. преп. Димитрием, собеседником св. Сергия Радонежского и восприемником детей Вел. кн. Дмитрия Донского; скончался в 1391 г. 11 февр., в каковой день чтится его память. Собор в 2 этажа: вверху Происхожд. честн. Древ, внизу преп. Димитрия Прилуцкого, построен после пожара в 1811 г. Здесь покоятся мощи основателя и кн. Углицкого Иоанна, в схиме Игнатия, сосланного сюда Вел. кн. Иоанном Васильевичем и скончавшимся в 1552 г. 19 мая, когда и совершается его ежегодно память. Тут же в соборе находится чудотв. образ преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1, 151 (в 1744 г. имел 2 души крест.). 973. Николаевский на Болоте, мужской, заштатный (с 1764 г.), при гор. Переяславле, Владимирской губ., в 1 вер. от оз. Плещеева. Основан в XIV ст. преп. Димитрием Прилуцким, который был здесь игуменом и часто отсюда ходил для собеседования с преп. Сергием Радонежским; затем он ушел к Вологде и устроил там монастырь Спасо-Прилуцкий. В начале XVII ст. м-рь разорен поляками, но вскоре возобновлен схимонахом Дионисием, скончавшимся в 1645 г. 15 апреля. “Ист. Росс. Иер.», V, 198; Ратшин, 34; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г , 77; “Словарь ист. о свят.», 87; “Книга степен.», II, 220; “Церковно-ист. месяцесл. Св. Тр.-Сергиевой лавры», 4; “Владим. губ. вед.», 1849 г., 2, 19; 1851 г., 10; “Маяк», 1844 г., т. XVII, кн. XXXIII, гл. III, 26 (Савваитов, “Опис. Спасо-Прилуц. м-ря»); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 112, 242 (преп. Димитрий Прилуцкий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 686, 13; “Акты Археогр. Эксп.», III, 9 (Ц. гр. 1613 г. о бытии старцу Дионисию строителем Николь. м-ря и об отдаче м-рской вотчины в их управление вместо игум. Ионы, который все пропил); “Акты юридич.», 319 (Поручная 1656 г. по даточных людях); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 197; “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., III, Отд. 1, 162 (Выговская расколн. пуст.; в 1722 г. иеромон. Филарет); 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 273 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 472 (иеромон. Филарет 1721 г.); II, ч. 1, 304 (дело 1722 г. о лекаре Твиритине; игум. Питирим 1701 и 1702 г.); VIII, 1728 г., 140 (доношение об определении во игумена м-ря Протасия), 451 (указ о пострижении в м-ре Василия Ершова); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 155 (игум. Варлаам и казначей старец Дионисий в 1694 г.); “Матер. для ист. г. Пересл. Залес. XVII и XVIII ст.», 13 (опись 1677 г.; Никольского м-ря, что на Болоте, осадное дворовое место, а на нем живут Николь. же м-ря бобыли; следует перечень).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Великой, против Снетогорского м-ря. В Псков­ской летописи под 1395 г. сказано: «То­го же лета свершивше церковь святое Воскресенье каменну за Дамантовою сте­ною, а другую церковь постави Захарья посадник Костроминич святого Николу, монастырь на Волке.» В 1558 г. разо­рен ливонцами; 1651 г. приписан к Саввину-Сторожев. мон. С 1630 г. упра­влялся строителями м-ря Стефановского в Лугу. “Полн. Собр. Летоп.”, IV, 194, 266; “Истор. Рос. Иерар.”, III, 502 (с Ватку Николаев.); Смирнов, “Истор. опис. Саввино-Сторож. мон.”, 107, LII, примеч. 206; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 401, 21; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Акты юридич.”, 367 (Отписка 1659 г. Псков. архиеп. Маркелла властям Саввино-Сторож. м-ря о строителе Леонтие, управлявшем и Стефанов­ским м-рем с 1658 по 1659 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 205; Василев, “Ист. стат. указатель г. Пскова”, 51, 5 (неправильно назван Волковским). 1785 . Николаевский на Валухе, женский, ныне село Коровничье или Выпрягово, Вологодской губ. и уезда, в 5 вер. от Вологды и близ Спасо-Прилуцкого м-ря, при р. Вологде, на Архангельском почтов. тракте. Известен в период 1623–1678 г., зависел в своем суще­ствовании и управлении от Спасо-Прилуцкого м-ря, но для внутреннего бли­жайшего надзора имел свою настоятель­ницу игуменью. В списках приказных дел 1666 г., между прочим, говорится: «Спаса-Прилуц. м-ря власти поят и кор­мят и одевают и запасы годовые дают, как и прочих стариц, которые живут в Николаевском девиче м-ре». “Архив ист. и практ. свед. относ. до Росс., 1860–61 г.”, IV, 38 (Суворов, “Заметки о мужско-женск. м-рях в древней России”); “Временник Общ. ист. и древн.”, 1854 г., XX, Материалы, III (Списки с приказн. дел Спас. Прилуц. м-ря). 1786 . Николаевский – Варлаамиев, мужской, совсем уничтоженный, находился где-то около Новгорода. Исто­рия его неизвестна; в 1692 г. значился приписным к Новгород. архиер. дому. Не одно ли и тоже, что и Варлаамиев (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Там же, л. 200–200 об. Подлинник. Рукопись. Имеется в виду протоиерей церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Покровского на Филях Петр Алексеевич Никольский, возглавлявший приход в 1910–1918 гг. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 203–203 об. Подлинник. Рукопись. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь, основан во 2-й половине XVIII в. в селе Дивееве (современная Нижегородская область), в 1927 г. закрыт, в 1988 г. возрожден. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 216–218. Подлинник. Рукопись; ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 101–102 об. Копия. Машинопись Имеется в виду собор Рождества Христова, основанный в 1-й трети XVII. Введенский Корнилиев Комельский монастырь, основан в 1499 г. прп. Корнилием (Крюковым), учеником прп. Кирилла Белозерского, находился примерно в 40 верстах к югу от Вологды на реке Нурме. В 1924 г. закрыт, к настоящему времени монастырские постройки практически полностью разрушены. Троицкий Павлов Обнорский монастырь, основан в 1414 г. учеником прп. Сергия Радонежского прп. Павлом на реке Нурме в южной части Вологодского уезда. В 1924 г. закрыт, в советские годы на территории монастыря располагалась санаторная школа. В 1994 г. возрожден как подворье вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, с 2003 г. – самостоятельный мужской монастырь. Имеется в виду Спасо-Преображенская церковь, оставшаяся от закрытого в 1764 г. Церковь была действующей до 1912 г. В настоящее время идет ее возрождение. Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь, основан в XII в. при впадении реки Мирожи в реку Великую. Упразднен в ХХ в. После революции 1917 г. в нем разместилась Псковская экскурсионная станция. В 1994 г. начала возрождаться монашеская жизнь. В 2010 г. весь комплекс монастырских зданий передан Русской Православной Церкви. Федор Федорович Трепов (1854–1938 гг.), генерал-адъютант, сенатор, член Государственного совета. Киевский, Волынский и Подольский генерал-губернатор (1909–1914 гг.). Покровский женский монастырь в Киеве, основан в 1889 г. великой княгиней Александрой Петровной ( иночестве Анастасия; + 1900 г.), При монастыре находилась лечебница, приют и церковно-приходская школа. В 1925 г. закрыт, вновь открыт в 1941 г. В 1943–1948 гг. здесь работали госпиталь и лазарет. Освящение восстановленного Покровского храма состоялось в 1999 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

64) открытие мужского монастыря во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в урочище Калагур Рыбницкого района (Приднестровская Молдавская Республика) (26.12.2003), 65) преобразование Софийского прихода в Алма-Ате (Республики Казахстан) в Иверско-Серафимовский женский монастырь (26.12. 2003), 66) преобразование Казанского прихода в городе Данилове Ярославской области в Казанский женский монастырь (26.12.2003), 67) преобразование патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре в Ростове Великом в Авраамиев Богоявленский женский монастырь (26.12.2003), 68) преобразование Павло-Обнорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря в Вологде в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь в селе Юношеском Грязовецкого района Вологодской области (26.12.2003), 69) преобразование прихода святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Норья в Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь при храме святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Норья Малопургинского района Удмуртской Республики (26.12.2003), 70) перемещение Мало-Дивеевского Серафимовского женского монастыря в селе Русский Пычас Можгинского района Удмуртской Республики в село Норья Малопургинского района (26.12.2003), 71) открытие Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря в п/о Шокша Вепсской национальной волости Республики Карелии (26.12.2003), 72) преобразование прихода святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Петропавловка Хабаровского края в женский монастырь (26.12.2003), 73) преобразование Успенского подворья костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря в селе Домнине Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев (25.03.2004), 74) преобразование прихода собора в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Нижнем Новгороде в Крестовоздвиженский женский монастырь (25.03.2004), 75) преобразование Иоанно-Богословского прихода в городе Чердыни Пермской области в Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь (25.03.2004),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010