В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол весом 357 пудов 30 фунтов и Вестовой колокол весом 55 пудов с изображением князей Дмитрия и Ивана Углицких, отлиты в 1736-1738 годах белозерским посадским человеком Иваном Калиновичем Коркуцким. В 1930-е годы колокола были пущены на переплавку. В конце XVIII века верхний восьмерик получил завершение в виде фигурной кровли, завершающейся небольшим шпилем. В 1841 году крестьянин Михайло Горин сделал на колокольне и новый шпиль, который просуществовал до середины ХХ века. В 1967-1968 годах колокольня реставрировалась: исправлена кладка стен, они были отштукатурены и побелены. Тогда же завершение колокольни было надстроено еще одним четвериком, завершенное луковичной формой. В 2007 году для Спасского собора на средства Клуба делового общения города Вологды были отлиты 14 колоколов. Тогда же их водрузили на колокольню. В августе 2008 года в монастыре освящен и поднят на звонницу главный колокол. Его изготовили в г. Тутаеве Ярославской области. Самый большой колокол Спасо-Прилуцкой звонницы весит 1640 килограммов. На его изготовление ушло около 9 месяцев и примерно миллион рублей. Новые колокола – это важный, но лишь очередной этап возрождения духовной жизни монастыря, который является культурным центром не только Вологды, но и всей России. Источник: Вологда: монастыри и храмы города Одновременно со Спасским собором была выстроена колокольня в 1537-1542 гг. с престолом в нижнем ярусе в честь Трёх Святителей. Буквально через сотню лет эту колокольню разобрали. Колокольня, которую видят сегодня гости монастыря, была построена в 1639-54 годах. До этого на её месте стояла другая, возведённая одновременно с каменным Спасским собором. Согласно традиции той эпохи, это была шатровая постройка типа " восьмерик на четверике " . В нижнем двухъярусным четверике, декорированном скромными наличниками, плоскими лопатками и поясом кокошников по границе между двумя ярусами, находились две кельи. Поставленный выше восьмерик сразу переходит в открытый ярус звона с арочными проёмами, украшенными килевидными архивольтами.

http://sobory.ru/article/?object=23323

Нет, процесс происходил медленно, постепенно. Господь меня вел по этому пути, но, видимо, хотел, чтобы я и сам не ленился, какие-то труды прилагал. Первый раз я причастился на Пасху в Переславском Свято-Никольском женском монастыре и познакомился с его настоятельницей – игуменией Евстолией (Афониной), о чем тепло вспоминаю. Потом через год снова на Пасху там причастился. Это было еще до командировок в Чечню. В Ярославле на моих глазах происходило чудо возрождения Толгского монастыря, куда мы в детстве бегали играть, а зимой катались с горок или на лыжах. В Переславле-Залесском матушка Евстолия, воспитанница игумении Варвары (Третьяк), подвижнически восстанавливала святыню из руин, и это тоже было чудо милости Божией. Но именно после Чечни стала настойчивее стучаться в сердце мысль о необходимости спасения своей души для вечной жизни. До пенсии оставалась какая-то пара лет. Семьи у меня не было, и я подумал: наверное, лучше всего уйти в монастырь и послужить Господу. Только какой монастырь избрать? Поскольку в Ярославле у меня много родни и знакомых, этот вариант отпадал. Я как раз читал святителя Игнатия (Брянчанинова), который советовал тем, у кого имелось намерение избрать монашество, поездить по обителям, присмотреться... Мне нравились Кострома и Вологда. Господь так управил, что в свой отпуск в 2005 году я поехал в Вологду, зная только, что там есть мужской монастырь, основанный преподобным Димитрием Прилуцким. Я видел его в фотоальбомах – очень красивый древний монастырь! Переславский Свято-Никольский монастырь, где я первый раз причастился, тоже основал этот святой, ученик преподобного Сергия. Причем на два десятилетия раньше. Вот такая духовная ниточка протянулась…. Приехал я, попросил привратника обители вызвать игумена. Привратник позвонил по телефону, пришел наместник. Это была вторая судьбоносная встреча. Игумен Дионисий (Воздвиженский) стал моим духовным отцом. Сейчас он – настоятель Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере. А я, выйдя на пенсию, стал послушником. Затем по прошествии трехлетнего искуса принял монашеский постриг, под духовным руководством отца Дионисия прошел все послушания: огородника, привратника, работал в церковной лавке, был экскурсоводом (наверное, тысячи экскурсий провел, и перед каждой горячо молился: «Господи, умудри меня, вложи в мои уста те слова, которые дошли бы до сердца и ума каждого человека!» Видел, что паломники всё, словно губка, впитывают, а вот с туристами было тяжеловато). Потом заведовал канцелярией, был заведующим епархиальным древлехранилищем, которое находится в монастыре. Был библиотекарем, благочинным, временно исполнял обязанности наместника монастыря.

http://pravoslavie.ru/121572.html

Преподобный Димитрий родился в первые десятилетия XIV в. в богатой купеческой семье близ города Переславля-Залесского. С детства он любил читать Священное Писание и имел расположение к подвижнической жизни. Поэтому не стремился к земному благополучию, отверг занятие торговлей и решил вступить на путь монашества. Он принял постриг в Свято-Успенском Горицком монастыре Переславля-Залесского и многие годы подвизался в этой обители, со временем был рукоположен в священный сан. Преподобный Димитрий, пожелав служить Богу в уединении, удалился из обители и поселился на окраине Переславля, на болотистом берегу Плещеева озера. Впоследствии здесь был построен храм в честь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского и основан монастырь. В 1354 году в Переславле преподобный Димитрий познакомился с преподобным Сергием Радонежским, стал известен благоверному князю Димитрию Донскому, был приглашен в Москву и стал крёстным отцом сыну великого князя. Вскоре он покинул свой монастырь и с учеником Пахомием отправился на Север. В Авнежской области, при слиянии реки Лежи и Великой, преподобный Димитрий построил церковь в честь Воскресения Христова, но был изгнан оттуда местными жителями. Одному Богу ведомо, в какой год правления московского князя Димитрия Донского преподобный Димитрий пришел в Вологду. Сопоставляя события его жизни, можно предполагать, что произошло это между 1378 и 1382 годами. Вначале, по преданию, преподобный Димитрий жил на дальней окраине города. Именно здесь, на наволоке берега реки Вологды, лодка сама остановилась. Увидев в том волю Божию, он смиренно принял её и поселился в ближайшем доме мастера кожевенных дел. Начав искать место для монастыря, преподобный Димитрий направился на север и остановился на левом берегу реки, примерно в трёх километрах от города. Осматривая окрестности, он просил Господа и Пречистую Деву Богородицу указать ему то спасительное место, где бы душа обрела покой. Наконец, увидел дивной красоты речную излучину с колосившейся хлебной нивой. Принадлежало поле местным жителям - Исидору Выпрягу и Илие Ракову, которые отдали его преподобному Димитрию для устройства монастыря, не пожалев созревшего урожая. Он благословил место будущего храма, поставив Крест, неподалеку расположились скромное монашеское жилище и колодец.

http://sobory.ru/article/?object=00237

В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы. В 1813-1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид. В 1813–1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаил Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид. В нижнем этаже собора помещались гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких восстановлены – это святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками. В верхнем храме в начале XX века было три престола: Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста – в средней части; Преображения Господня – в пристроенной южной паперти; Благоверного великого князя Александра Невского – в северной паперти. В нижнем храме, было, пять престолов: Преподобного Димитрия и благоверного князя Игнатия; Преподобного Сергия Радонежского чудотворца; Сретения Господня; Богоявления Господня; Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=05128

Возможно, Д. м. был первым близ Вологды мон-рем, вошедшим в Митрополичью область; видимо, с 1567 г. стал епархиальным. В XVI в. Д. м. был степенным, среди вологодских обителей занимал 2-е место после Спасо-Каменного мон-ря . В акте Собора 1580 г. о землевладении игумен Д. м. стоит 28-м среди настоятелей 35 крупных мон-рей; в Лествице патриарха Иоасафа I 1635-1637 гг.- 35-м среди 46 настоятелей главных мон-рей; по Соборному уложению 1649 г. - 37-м среди 49 настоятелей. В управление игуменов Д. м. перешли не позднее 1534-1544 гг. «монастырек» в честь Воскресения Господня, основанный прп. Димитрием на р. Великой в Авнежской вол., и не позднее 1551 г.- Глубокоозерская Преображенская пуст. Д. м. пострадал в Смутное время . В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» 1604 г. упомянуты «Спасского монастыря, что на Прилуке, 9 человек конных (да 6 лошадей, а за ними для береженья и корму 1 человек)» ( Станиславский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 406). На снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Д. м. передал 50 р., затем еще 300 р. и 60 серебряных сосудов. В период борьбы с интервентами в 1612 г. мон-рь кормил стрельцов и казаков, снаряжал отряды ратников в ополчение. В окт. 1612 г. Д. м. был разорен польско-литов. отрядами, в 1613/14 г.- отрядами сибир. царевича Араслана Алеевича с татарами и казаками, к-рые были посланы для охраны Вологды. 18 дек. 1619 г. в трапезной палате Д. м. погибло 200 чел., в т. ч. 59 монахов, были сожжены трапеза и службы, угнан монастырский скот. В день гибели братии в обители ежегодно совершались заупокойное богослужение и поминальная трапеза. Имена погибших были записаны в синодик. Однако историки ставят под сомнение это разорение и предполагают, что дважды описанное в летописи нападение на мон-рь 18 дек. относится к 1612, а не к 1619 г. В 1619 г. игум. Кирилл II (1613-1623) вместе с архиеп. Рязанским и Муромским Иосифом, кн. Д. М. Пожарским и окольничим кн. Волконским встречал близ Можайска возвращавшегося из плена митр. Филарета (Романова) (впосл. патриарх Московский).

http://pravenc.ru/text/172064.html

Он обладает достаточно большой высотой центрального сруба-восьмерика с повалом в верхней части. Шатер, которому он служит основанием, напротив не очень высок, но имеет вытянутые пропорции. С четырех сторон церковь окружают прирубы, перекрытые бочками с полицами, имеющими большой вынос. И шатер, и бочки покрыты лемехом очень тонкой резьбы. Подобная крестообразная композиция с четырьмя прирубами по сторонам света появилась в деревянном зодчестве Русского Севера только в середине-второй половине XVII века. Точно датированными аналогами Успенскому храму в этом плане (учитывая и указанные пропорции) являются храмы Спаса Преображения в Кокшеньге (1683 год) и Воскресенский храм в селе Селецкое (1673 год) Архангельской области (разница во втором случае заключается лишь в том, что два прируба Воскресенской церкви увенчаны не бочкой, а шатрами). Впоследствии подобная композиция будет использоваться и в XVIII веке. Примером этому являются храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Заостровье Архангельской области (1726 год) и Вознесенская церковь села Конецгорье (1752 год) Архангельской области Еще одна особенность конструкции Успенской церкви свидетельствует о ее принадлежности к более позднему, нежели 1519 год, времени. С западной стороны она окружена галереей на консолях. Этот конструктивный прием – выпуски бревен, служившие основой для галереи, довольно часто встречается как в зодчестве Русского Севера, так и среди деревянных церквей среднерусских земель. В северной архитектуре наиболее ранний известный нам случай его использования – редкой красоты храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы из села Передки (между 1531 и 1539 год). В музей деревянного зодчества «Витославлицы» Великого Новгорода его перевезли из Передского Рождественского монастыря. Центральный объем храма окружен четырьмя прирубами, крытыми на два ската. Шатер и малые шатры северного и южного прирубов образуют живописную композицию, которую дополняет крытая галерея на консольных выступах-помочах, охватывающая храм с трех сторон.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Расцвет Ломской пустыни связан с управлением монастырем в должности строителя Иоанна Неронова, активного деятеля раннего периода старообрядчества . При нем было начато строительство новой церкви, обитель получала вклады, в т. ч. земельные владения от царя Алексея Михайловича , церковную утварь, книги (в 1658 стольник Р. Ф. Боборыкин вложил в мон-рь напрестольное евангелие). По распоряжению Неронова началась запись чудес (преимущественно исцелений), происходивших у гроба И. Одно из чудес заключалось в том, что по молитвам святого в монастырском амбаре долгое время не оскудевала последняя мера муки, из к-рой пекли хлеб. Неронов пытался превратить Ломскую пуст. в один из центров «старой веры». Нек-рое время в обители жил близкий к неронову Феоктист , бывш. игум. московского во имя свт. Иоанна Златоуста монастыря , сюда в дек. 1664 г. Неронов предлагал отпустить «на покой» Аввакума Петрова . Независимо от Жития И. среди старообрядцев возник рассказ о чудесных явлениях святого в защиту «старой веры», составивший гл. 10 «Христианоопасного щита веры против еретического ополчения» старообрядческого писателя Авраамия : «Сказание отчасти чюдес преподобнаго отца нашего Игнатья, игумена Вологодского, иже на Саре реце пустынника, чюдотворца» (нач.: «Многая преизящная преминув святаго чюдеса, сотворенная из древних времен»; опубл.: МДИР. Т. 7. С. 35-40). В «Сказании отчасти…», датированном сент. 1664 г., содержится рассказ о явлениях И., записанный у жительницы дер. Василевой Янгосарской вол. Иустины. По словам Иустины, при последнем явлении И., в частности, сказал ей: «поиди ты ко государю царю, написа моя к тебе явления, знамения и чюдеса, чтобы он, царь, пение и службу не мятежно учинил Алексием, митрополитом московским, чюдотворцем, и книги две - старой служебник да новой положил к нему, чюдотворцу, в раку. А уже бо люд мрет без причастия, как есть скот гинет. А не убоися-де ты ни отнюд ничево». Это чудо, правда с оговоркой, что оно произошло в его отсутствие, пересказал Неронов в «допросных речах» 24 авг. 1665 г. Допросы строителя Ломской пуст. стали следствием конфликта между ним и Вологодским архиеп. Симоном , в 1665 г. потребовавшим подчинения ему обители. Неронов отстаивал самостоятельность монастыря, был судим и сослан сначала в Спасо-Прилуцкий, затем в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , после чего Ломская пустынь начала постепенно приходить в запустение. В нач. XVIII в. в ней жили 5 монахов.

http://pravenc.ru/text/293411.html

С сайта Объекты культурного наследия Министерства культуры Республики Татарстан У старообрядцев старопоморского согласия в Казани кроме участка на Арском кладбище было еще одно кладбище, совершенно нелегальное по законам Российской империи. Это был так называемый «стекольный скит», который входил в Ильинский приход. До середины XVII века на этом месте находился монастырь Дмитрия Прилуцкого, принадлежавший Спасо-Преображенскому монастырю, закрытый якобы за приверженность монахов старым обрядам и традициям. Старообрядцы-беспоповцы почитали это место, вероятно, уже со второй половины XVIII века, собираясь здесь для служб. Здесь и хоронили усопших, на возвышенном месте находился погост раскольников. Еще в 1830 г. купец-старообрядец Василий Андреевич Савинов построил на этом месте якобы стекольный завод. На самом деле никакого завода здесь никогда не было, а Савинов под видом завода, чтобы сохранить это место за старообрядцами, построил два молитвенных дома – мужской на 15 человек и женский на 12 человек, в которых жили и молились престарелые бедные раскольники. В молитвенный дом Савинова приходили молиться и раскольники с.Верхнего Услона. Во время своего проезда через это село с целью осмотра своей епархии в 1831 году архиепископ Казанский Филарет предпринял попытку склонить их в православие, но безуспешно. В 1847 году молельный дом был закрыт властями как незаконный. С этого времени вплоть до начала ХХ века дом находился в запустении, но старообрядцы продолжали его эпизодически посещать и ремонтировать, а также хоронить на погосте своих умерших. В 70-80 годы XIX века здания стекольного завода принадлежали казанскому купцу - раскольнику Василию Андреевичу Шашабрину. В апреле 1905 года, когда в России была объявлена свобода вероисповедания, старообрядцы вновь оборудовали здесь официально разрешенный молельный дом. 6 марта 1937 года «стекольный скит» был реквизирован для размещения в нем клуба железнодорожников «Локомотив», а надгробные плиты на неофициальном кладбище были снесены.

http://sobory.ru/article/?object=24406

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением Андрея Оводова. За Литургией молились настоятельница Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители, глава Усть-Кубенского района Иван Васильевич Быков, директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Михайловна Тихомирова, паломники, приплывшие на остров на одном катере с владыкой Игнатием. За богослужением митрополит Игнатий совершил чин поставления во иподиакона студента Вологодской духовной семинарии инока Кирилла (Дурягина). В связи с вступлением игумена Дионисия (Воздвиженского) в управление Спасо-Каменным монастырем митрополит Игнатий совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексей Сорокин. Священник отметил примечательный факт в истории древнейшего каменного монастыря на русском севере: монастырь был основан в XIII веке и начал возрождаться в конце XX века усилиями и старанием мирян — Белозерского князя Глеба Васильковича и Александра Плигина. По окончании богослужения митрополит Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возобновлением одной из древнейших мужских обителей, а также выразил надежду на то, что монастырь посетит во благовремении Святейший Патриарх Кирилл, который, как ожидается, совершит Первосвятительский визит в Вологодскую митрополию. Митрополит Игнатий высоко оценил труды по восстановлению Спасо-Каменного монастыря Александра Плигина, который приехал с семьей на остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин, и архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, открывшего на острове архиерейское подворье. Возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова Александра Плигина Надежда Александровна, их дети и помощники. В праздничный день открытия монастыря владыка Игнатий удостоил Надежду Александровну епархиальной медали преподобного Димитрия Прилуцкого I степени.

http://patriarchia.ru/db/text/5034484.ht...

Владыка Игнатий напомнил, что в этот воскресный день отмечается 870-летие Вологды, отметив, что ее основателем является монах  преподобный Герасим Вологодский. Архипастырь также подчеркнул, что молитва вологжан о возвращении Воскресенского кафедрального собора Вологодской епархии, о чем все молились прошлом году в день празднования Собора Вологодских святых, услышана: собор возвращен , и в нем ежедневно совершаются богослужения. Глава Вологодской митрополии выразил уверенность, что в скором времени собор, который является духовным центром всей Вологодчины, будет восстановлен в его былом великолепии. В связи с этим митрополит Игнатий отметил труды губернатора области О.А. Кувшинникова, возглавившего Попечительский совет по восстановлению кафедрального собора. Митрополит Игнатий также выразил надежду, что в следующем году торжества в Вологде в день празднования Собора Вологодских святых возглавит Святейший Патриарх Кирилл. За труды по восстановлению храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кирилловской Ямской слободе митрополит Игнатий удостоил старосту храма И.П. Катеренюка епархиальной медалью преподобного Димитрия Прилуцкого III степени. С приветственными словами к верующим также обратились Е.А. Богомазов, А.А. Травников, епископ Флавиан и епископ Тарасий. Вологодская земля прославилась своими монашескими обителями, по числу которых ее сравнивали с Фиваидой Египетской, в связи с чем она получила название Северной Фиваиды. Ныне вновь возрождены к монашеской жизни Свято-Успенский Кирилло-Белозерский и Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастыри, уже двадцать пять лет в Вологде действует Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, постепенно восстанавливаются и другие северные монашеские обители: Горне-Успенский женский монастырь в Вологде и Воскресенский Горицкий женский монастырь, Новолеушинский Иоанно-Предтечинский женский монастырь. В статусе архиерейских подворий возрождаются Спасо-Каменный мужской монастырь, Ферапонтов мужской монастырь, Спасо-Суморин мужской монастырь, Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/4943676.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010