Следующий день провели почти весь на морозном свежем вологодском воздухе. Сначала поехали в Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Монастырь представляет собой красивейший архитектурный ансамбль в 4-х километрах от центра города. Мы провели в нем почти 2 часа, наслаждаясь монастырской тишиной за высокими крепостными стенами и статностью белокаменных соборов. Встретили заведующего монастырской библиотекой иеромонаха Тихона и передали в дар библиотеке несколько книг об отце Иоанне с молитвенными записками от петербургских прихожан, а также библиотечку детских книг для действующей на территории монастыря воскресной школы. После осмотра монастыря оставили машины возле гостиницы и пошли пешком осматривать город. В городе много старинных деревянных застроек, церквей и часовенок. Особенно нас поразил белокаменный вологодский кремль, с главным Софийским собором и колокольней, откуда периодически доносился приятный колокольный звон. В лавке сувениров мы повстречались с питерскими паломниками, ехавшими из Архангельска и Антониево-Сийского монастыря. Рассказали им о нашей миссии и получили моральную поддержку. Завтра (23 декабря) нам предстоит один из самых длинных переходов, от Вологды до Емецка, родины замечательного русского поэта Николая Рубцова, длиной в 630 километров. Планируем выйти в 9 утра " , - говорится в первом репортаже участников Иоанновского авто-паломничества. Напомним, что Иоанновское авто-паломничество проводится по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . Идею поддержали депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, общественные деятели. Информационную поддержку мероприятию оказывает информационное агентство " Русская линия " . Мы будем информировать читателей о ходе паломничества, поддерживая связь с участниками автопохода. Паломники намереваются в конце декабря быть в Верколе и Суре, а в Рождественский сочельник вернуться в Санкт-Петербург. Все подробности об Иоанновском авто-паломничестве читайте на специальной страничке РЛ .

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/23/na...

Первые годы преподавания – очень непростые для молодого преемника, блестящего ученого и лектора – задержали переработку кандидатского сочинения до уровня магистерской диссертации. Но все же осенью 1911 г. о. Василий представил в Совет завершенную рукопись, которая была признана удовлетворительной для степени магистра, через год рукопись была издана в виде монографии 6 . Наконец, в декабре 1912 г. иерей Василий защитил магистерскую диссертацию 7 , а указами Святейшего Синода от 14 и 16 февраля 1913 г. был утвержден Синодом в степени магистра и должности экстраординарного профессора 8 . 16 сентября 1914 г. иерей Василий был временно назначен настоятелем Спасо-Преображенского единоверческого храма на ул. Обсерваторной 9 . Выбор митрополита Киевского Флавиана (Городецкого) был вполне понятен: место служения было непростое, молодой энергичный священник, любивший старинное богослужение и при своих посещениях Москвы нередко ходивший на службы в Никольский единоверческий мужской монастырь, был в этой ситуации находкой. Так как митрополит Флавиан относился с большим уважением к А.А. Дмитриевскому и нередко спрашивал его совета в литургических вопросах, прислушивался к мнению опытного профессора и при решении иных проблем, можно предположить, что этот выбор был сделан не без совета последнего. Отметим лишь, что выбор был, видимо, удачен. На Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), который состоялся в июле 1917 г. в Нижнем Новгороде, предполагалось создание Киевского единоверческого округа, причем в качестве наиболее удачной кандидатуры для епископа этого округа рассматривался о. Василий. Еще одной яркой страницей в жизни о. Василия Прилуцкого был Поместный Собор 1917–1918 гг., где о. Василий участвовал в работе нескольких отделов, но, разумеется, наиболее активно – в работе Отдела о богослужении, проповедничестве и церковном искусстве, и его подотделах. О. Василием было сделано нескольких докладов – по истории Типикона, о непорядках в современной богослужебной практике и др.; он активнейшим образом участвовал в дискуссиях, радикально не принимая предложений о переводе богослужения на русский язык и введении в православное богослужение органа, был одним из 4-х соавторов итогового доклада Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «Об упорядочении богослужения», представленного Совещанию епископов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

По типу своему Спасский собор напоминает московские храмы XVI века и благодаря своим внушительным размерам доминирует над всеми монастырскими постройками. " Столичное происхождение подобного типа соборного храма бесспорно. Москва стремилась в это время утвердить на Севере свои архитектурные формы как общерусские, противопоставив им различным, в частности новгородским, влияниям. Спасский собор - один из лучших образцов этого направления, выразившего торжество и величие централизованного Русского государства " - писал искусствовед, историк архитектуры Георгий Квескентьевич Лукомский. Основное отличие от других московских сооружений того времени - лаконизм и супость обработки фасадов: лёгкие удвоенные полочки-уступы на лопатках, простой карниз с раскреповками, оконные проёмы без наличников. В сущности, декорированы узорчатыми кирпичными " поясами " лишь барабаны глав. Верхние части барабанов глав имеют более разнообразный, но типичный для храмов Севера кон. XV - нач. XVI века декор (аналогичные примеры встречаются в Кирилло-Белозёрском и Ферапонтове монастырях): ряды килевидных арочек, прямоугольных нишек и бегунца, которые на центральном барабане дополнены кирпичными балясинами и лентой поребрика. Собор освещается двойным светом через узкие удлинённые окна. Фасады здания поделены широкими лопатками на три прясла. Завершают прясла значительные по размеру закомары, средние из которых имеют большой размер, чем боковые. Переход к барабанам глав создаёт второй ярус закомар. Сильно выделяется по сравнению с боковыми центральная глава, имеющая в основании четыре закомары. Динамичное нарастание масс к центру формирует пирамидальную композицию. Уже после освящения собора к нему пристроили западную паперть. Позднее - очевидно, между 1654-72 годами, когда в монастыре развернулось обширное строительство, - были сооружены северная и южная паперти. Обращает на себя внимание окружённая с трёх сторон двухъярусная галерея-гульбище с необычными архивольтами и закомарами. На галерею выходят три перспективных портала с колонками и килевидным верхом. С севера она заканчивается обширной двухэтажной ризничной палаткой с входом из алтаря. Время её построения неизвестно, в монастырских записках значится, что она перестроена в 1759 году. К западному порталу ведёт большое крыльцо XVII века с лестницей. В своей конструкции оно содержит толстые кувшинообразные столбы, поддерживающие двойные арки с висячей гирькой. Первоначальный шатровый верх крыльца в XIX столетии был заменён двускатной крышей. Коробовые своды собора поддерживают четыре массивных столпа. Внутри храма стены побелены (в древности, вероятно они были расписаны). Своды и стены верхнего храма были украшены живописью в 1859 году (утрачена), нижний этаж не был расписан из-за необходимости частых поновлений по причине сырости.

http://sobory.ru/article/?object=05128

С запада к ней примыкает крыльцо с двумя всходами на срубе. Датировка храма основана на косвенных данных и, вполне вероятно, что она относится только к центральному объему. Есть данные, позволяющие отнести сооружение боковых приделов к XVII столетию. Эту версию подтверждает и сама композиция храма, так как первые многошатровые церкви в России, судя по данным Писцовых книг, появляются не ранее 1619-1630-х годов (Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста). Следует отметить, что эти храмы не были многопридельными, как храм Рождества Пресвятой Богородицы В 1699 году церковь «перебрали», и именно тогда ее композицию дополнили боковые приделы, шатры, крыльцо и галерея. Во время реставрации, проведенной в 1968-1971 годы, ей возвратили облик конца XVII века. Следующий по времени пример - это галерея Георгиевского храма в селе Вершины (1672 год) Архангельской области. В 1960 году его перевезли в музей Малые Корелы. В 1969 году была выполнена ее реставрация под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею на консольных выступах и высокое крыльцо Очень близка по конструкции его обходной галерее такая же галерея, с севера, запада и юга окружающая нижний ярус уникального храма Рождества Иоанна Предтечи Ширкова погоста (1694 год), что в Тверской области. В центральных районах России наиболее характерными примерами использования консольных выступов под галереей можно назвать, например, церковь Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом Великим (1682 год) и храм во имя Собора Пресвятой Богородицы в селе Холм Галичского уезда (сейчас она находится в музее деревянного зодчества в Костроме). Наиболее ранние упоминания о последнем относятся к 1552 году Впоследствии церковь неоднократно поновляли и перестраивали (в 1652 году, затем - в XVIII столетии), поэтому точно определить время, когда были сооружены галереи на консолях, пока не представляется возможным В XVIII столетии использование опор-консолей мы во множестве встречаем в оформлении церквей Архангельской и Олонецкой губерний: уже упоминавшейся Вознесенской церкви села Конецгорье (1752 год), Введенского храма села Ростовское Архангельской области (1755 год), Успенской церкви в Кондопоге (1774 год) и многих других.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Подробнее... Спасо-Прилуцкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1371 Статус : действующий Адрес : г. Вологда, ул.Монастырска д.2 ( мкр. Прилуки) Телефон : (8172) 54-92-94 ; (8172) 54-92-75 Сайт : http://spas-priluki.ru/ Монастырь основан прп. Димитрием Прилуцким, сподвижником прп. Сергия Радонежского, выходцем из Переславля, в 1380-х при помощи Дмитрия Донского, был одним из первых северных монастырей с общежительным уставом. Уже в XV в., после канонизации прп. Димитрия, стал одним из известнейших и почитаемых, а также богатейших монастырей Вологодчины, в XVI в. основные постройки выстроены в камне. Крепостная стена с башнями построена в 1640-х - 1656, келейные корпуса XVII-XIX вв. Закрыт в 1924, занят домом инвалидов, в 1930 служил пересыльным пунктом, позже использовался под военные склады. В 1950-х отдан музею, проведена реставрация. Вновь открыт в 1991. Подробнее... Спасо-Суморин мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1554 Статус : действующий Адрес : Вологодская обл., Тотемский р-н, г. Тотьма, ул. Лесотехникум Телефон 8-(921)-714-30-90 Страничка в контакте: http://vk.com/club111354755 Основан в 1554 году преподобным Феодосием Тотемским, пришедшим сюда из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. В XIX веке выстроены два собора — Воскресенский и Преображенский. С 1832 года к монастырю приписана Дедовская Троицкая пустынь на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. В монастыре хранились мощи св. Феодосия Тотемского: до революции они находились зимой в Воскресенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во Имя Самого Святого, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились на месте левого клироса в серебряной раке; они были покрыты покровом, открытой оставалась только правая рука. В 2016 мощи преподобного Феодосия Тотемского вернулись в монастырь. Подробнее... Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

По обычаю, сохранявшемуся в обители до 1645 года, после дня памяти преподобного Димитрия 11/24 февраля игумен ездил в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освященной на праздничном молебне святому, и просфоры. В Успенском соборе Московского Кремля перед богослужением «Димитрию Вологодскому» совершался «большой» праздничный звон во все колокола. До 1764 года монастырь владел 9 селами, 4 сельцами, 88 деревнями в Вологодском и Тотемском уездах, подворьями в Москве, Холмогорах и Вологде. При Иоанне Грозном, Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче Романовых монастырь имел право беспошлинного приобретения и продажи соли для покупки необходимых для монастыря товаров. Получая приношения, как и во времена преподобного Димитрия, братия помогала нуждающимся. Документы монастырского архива сохранили сведения о покупке монахами продуктов заключенным в тюрьму, раздаче денег и погребении нищих, покупке одежды в богадельню. О благотворительности монастыря помнили даже те, кто закрывал его в 1924 году: «...Обладая достаточными доходами, располагая всегда порядочными суммами, монастырь имел возможность содержать дешевую гостиницу. Кроме того, обладая средствами, в былое время монахи снабжали без процентов хлебом малоземельное подгородное крестьянство...» Спасо-Прилуцкий монастырь был одним из крупных русских монастырей, и его игумены участвовали в общецерковной и государственной жизни России. В январе 1589 года игумен Галактион (Яковлев) был участником Собора об учреждении Патриаршества в Русской Православной Церкви и доставления митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси в московском Успенском соборе. Игумен Гурий в 1598 году присутствовал на соборе и участвовал в избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. Имя игумена Кирилла стоит среди подписавших в 1613 году грамоту об избрании на царство первого из московских государей династии Романовых - Михаила Феодоровича. Трудным для обители было Смутное время. В 1604 году в русское войско, посланное против Лжедмитрия I, Спасо-Прилуцкий монастырь отправлял конных воинов и лошадей, а на снаряжение армии в 1610 году внес имевшиеся в казне 50 рублей и добровольные пожертвования игумена и братии.

http://sobory.ru/article/?object=00237

В течение 1919-23 годов монастырское имущество постоянно изымалось " для помощи голодающим " , а вскоре началось выселение монахов. Часть зданий заняли под свои нужды красноармейцы, но в Спасском соборе ещё некоторое время проходили богослужения. Летом 1924 года обитель была закрыта. Так, во Введенской церкви после разборки купола в 1927-28 годах был устроен киноклуб (здесь играли спектакли и показывали фильмы), буфет. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов. Сам собор использовался тогда для различных хозяйственных нужд. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации,  проводившейся в 1954-1975 гг., памятникам XVI-XVII вв. был возвращён предполагаемый исходный облик. Реставрация Спасского собора в основном коснулась покрытия - по закомарам, а также формы глав. Главы кувшинообразной барочной формы на барабанах собора были заменены шлемовидными. Произведена реставрация папертей. В соборе укреплены фундаменты, местами переложена кирпичная кладка стен первого этажа. Работы эти проводились специалистами Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством советского архитектора Глеба Павловича Белова. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря РПЦ началось в 1990 году. В этом году Церкви передали надвратную Вознесенскую церковь обители, в 1991 году при Спасо-Прилуцком монастыре была организована община. Наконец, в 1992 году весь монастырь вернули Церкви. Знаменательно, что второе рождение обители произошло в год, когда отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. 13-14 августа 1992 года обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. Он совершил Божественную литургию в нижнем храме Спасского собора и возглавил крестный ход вокруг обители.

http://sobory.ru/article/?object=05128

Затем, кроме 300 рублей, были отданы на нужды отчества царские вклады - большое количество серебряных сосудов. Материальную помощь ополченцам значительно превзошла духовная поддержка обители вологжан в период Смуты. Один из документов того времени сообщает о явлении преподобного Димитрия у своей гробницы монастырскому старцу. Далее повествуется о том, что святой «велел образ свой от гробницы принести на Вологду». 4 января 1609 года икону, написанную преподобным Дионисием Глущицким, встречали в городе архиепископ Иоасаф, воевода Никита Михайлович Пушкин и вологжане. Чудесное явление Святого все восприняли как помощь преподобного Димитрия, который «милость свою явил, обещался с нами на врагов государевых стояти». На городской площади у церкви Всемилостивого Спаса служили молебен, а позднее по обету построили в городе церковь в честь небесного покровителя Вологды - преподобного Димитрия Прилуцкого. В 1612 году начались самые тяжелые испытания. Отряды поляко-литовцев и казаков после поражения под Москвой устремились на Север. В октябре 1612 года, напав на монастырь, они «посекли братию, служек и крестьян», в храмах «ободрали образа», разграбили казну. Игумен Кирилл просил у царя помощи и описывал бедственное положение обители после неоднократных разорений. Зимой 1613/1614 года монастырь пострадал от сибирского царевича Араслана Алеевича и татар с казаками, посланных охранять Вологду. Их люди «вымучили» деньги, имущество, продовольственные запасы монастыря и вотчинных крестьян. Вологодские летописи сообщают о нападении на монастырь вражеских отрядов 18/31 декабря 1619 года, когда была сожжена трапеза с находившимися в ней людьми, угнан весь монастырский скот. Этот день, как и прежде, отмечается в Димитриевом монастыре заупокойным богослужением и поминовением 59 сожженных и 32 убитых монахов и «иже с ними пострадавших». Несмотря на разорения, в период борьбы с интервентами, обитель снарядила отряд ратников в ополчение князя Пожарского, кормила и платила жалованье стрельцам, отправляла фонари и свечи для освещения Вологды в осадное время.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Они имеют много общего с такой же деталью в верхнем ярусе церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Прилуцком монастыре и храма Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре. Нижний ярус звона представляет собой образ новгородских храмов (таких, какими они стали со второй половины XV века, получив восьмискатное перекрытие). Здесь следует остановиться на одном важном моменте. Храмов «иже под колоколы», имеющих кубический основной объем, ко времени освящения церкви Трех Святителей Московских известно очень немного. По большей части такие храмы вплоть до конца XVII века имели столпообразную форму или (если их можно отнести к этой группе) это были звонницы палатного типа, в нижнем ярусе которых располагался престол. Кубических храмов-колоколен на тот период, кроме интересующей нас церкви в Александро-Свирском монастыре, известно всего пять: во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре (1476 год), во имя Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре (1530-е годы), храм Воскресения (Рождества Христова) на Соборной площади Московского Кремля (1532-1544 годы) - в том случае, если он являлся церковью " иже под колоколы " , в чем вполне обоснованно, на материале карт начала XVII века (см. ниже) и летописных известий, сомневаются многие исследователи; Благовещения Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1530 год) и надвратный храм во имя свв. Гурия, Самона и Авива в колокольне церкви во имя Рождества Христова в Ярославле (1644 год). В более поздний период (с 1690-х годов и, главным образом, в XVIII-XIX веках) к ним прибавились и монастырские и усадебные храмы-колокольни самой разнообразной композиции, иногда с несколькими ярусами звона, как надвратные, так и отдельно стоящие. Однако подробный разбор этой классификации выходит за рамки данной статьи. Духовская церковь в Троице-Сергиевой Лавре имеет небольшой восьмигранный ярус звона над четвериком основного объема, увенчанный главкой на высоком барабане. Арки-проемы для колоколов соединены декоративными кокошниками, отвечающими кокошникам, украшающим четверик.

http://sobory.ru/article/?object=08674

Проведя в Прилуцком монастыре 20 лет, преподобный известил монахов о приближении смерти. Когда огорчённые братья спросили, как поступить с его телом, святой, ощущавший себя тяжким грешником, ответил: «Оттащите грешное моё тело на болото и затопчите его там ногами». Преставился Димитрий 11 февраля 1392 г., о чём братья узнали по благоуханию, разлившемуся по обители. Память святого празднуется в день кончины – 11 (24) февраля. Прилуцкий монастырь в Вологде является хранителем святых мощей Дмитрия Прилуцкого. Монастыри [ править править код ] Спасо-Прилуцкий мужской монастырь [ править править код ] Монастырь основан прп. Димитрием Прилуцким, сподвижником прп. Сергия Радонежского, выходцем из Переславля, в 1380-х при помощи Дмитрия Донского, был одним из первых северных монастырей с общежительным уставом. Уже в XV в., после канонизации прп. Димитрия, стал одним из известнейших и почитаемых, а также богатейших монастырей Вологодчины, в XVI в. основные постройки выстроены в камне. Крепостная стена с башнями построена в 1640-х - 1656, келейные корпуса XVII-XIX вв. Закрыт в 1924, занят домом инвалидов, в 1930 служил пересыльным пунктом, позже использовался под военные склады. В 1950-х отдан музею, проведена реставрация. Вновь открыт в 1991. Статус: действующий Адрес : г. Вологда, ул.Монастырска д.2 ( мкр. Прилуки) Телефон : (8172) 54-92-94 ; (8172) 54-92-75 Страничка в контакте: http://vk.com/spdmon Подробнее... Троице-Герасимовская церковь на месте Кайсаровского монастыря [ править править код ] Монах Гнилецкой пустыни Герасим пришёл из Киева и поселился в стороне от города, в лесу. Он основал Троицкий Кайсаровский монастырь, просуществовавший до разграбления и пожара в 1612 году. В память бывшего монастыря на этом месте была воздвигнута Троицкая церковь, в 1717 г. отстроенная в камне. В ней до революции покоились мощи прп. Герасима. Храмы [ править править код ] Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Вологда) [ править править код ] Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (церковь Рождества Богородицы на Богородицком кладбище, Рождество-Богородицкий собор, кладбищенская церковь Рождества Богородицы, Рождества-Богородицкая церковь, церковь за Горбатым мостом). Вологодская и Великоустюжская епархия/Вологодское благочиние. Действующий собор. Даты постройки: деревянная церковь — конец XVI — начало XVII в. Каменный храм между 1836 и 1838 гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологда

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010