По окончании богослужения митрополит Игнатий в своем слове подчеркнул, что присутвующие являются свидетелями исторического события — преподобный Иоасаф своими честными мощами второй раз возвращается в свою обитель. Митрополит Игнатий также отметил подвижнические труды А.Н. Плигина по восстановлению Спасо-Каменного монастыря, приехавшего на Спас, когда здесь не было ничего, кроме развалин. После его смерти возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова и дети А.Н. Плигина, а также их помощники. Архиерей удостоил благотворителя Спасо-Каменного монастыря А.Н. Скворцова епархиальной медалью преподобного Димитрия Прилуцкого III степени. С приветственным словом к собравшимся также обратились епископ Флавиан и епископ Тарасий. Митрополита Игнатия приветствовал настоятель монастыря игумен Дионисий. Затем владыка Игнатий посетил могилу А.Н. Плигина и помолился о упокоении души человека, вернувшего к жизни древнюю обитель. Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь — обитель на островке, окруженном водой и непроходимыми лесами, она была основана на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. Находясь в центре Северной Фиваиды, монастырь воспитал немало подвижников христианской веры, с ним связаны имена многих святых Русской Православной Церкви. Немало праведников жило на острове, его посещали великие князья и царицы. Со Спасо-Каменной обителью связаны жития 11 русских святых, в том числе таких известных, как основатель монастыря благоверный князь Глеб Василькович, святитель Дионисий Ростовский Святогорец, преподобные Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сямженский, родители преподобного Иоасафа благоверные князья Димитрий и Мария и др. Преподобный Иоасаф Каменский (в крещении Андрей) родился в XV веке в селе Чирково на Сухоне близ Кубенского озера, где были терема и палаты его отца — князя Димитрия Васильевича Заозерского. Родители будущего святого скончались, когда он был мальчиком. Юный князь решил удалиться от мира, пять лет провел в Спасо-Каменном монастыре в строгом посте, подвигах и молитве. Он отошел ко Господу 23 сентября 1453 года. Множество людей собрались в монастыре на его погребение, больные получали исцеление от прикосновения к его гробу.

http://patriarchia.ru/db/text/5273050.ht...

Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Александро-Куштский мужской монастырь - один из самых ранних шатровых храмов, можно сказать, древнейший памятник деревянной шатровой архитектуры, дошедший до наших дней. Основан в 1420 году в болотистой глухой местности, на низком берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера, преподобным Александром Куштским, мощи которого покоятся под спудом в приделе его имени, над ним медная рака. Храм выгорел в 1519 году, но затем вновь был возведён с двумя церквями: Николаевской и Успенской. Главной церковью комплекса является Успенская. Монастырь был упразднен в 1764 году, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю. Никольский храм, где были погребены под спудом мощи преподобного Александра, обращён в приходской. Сейчас монастырь представляет собой небольшое здание: восьмерик на четверике с четырёхскатной крышей, увенчанной крестом. В настоящее время является действующим. Буквально в километрах пяти от села Чирково расположено поселение под названием Место Александрово. По грунтовке добираемся до Александро-Куштского Успенского монастыря. Основан он был в 1420 году преподобным Александром Куштским, выходцем из Спасо-Каменного монастыря при помощи князя Заозерского Димитрия Васильевича. Известно, что 1764 году обитель была упразднена и обращена в приход. В 1833 году вновь воссозданную Куштскую обитель приписали к Спасо-Каменному монастырю. В советские годы, конечно же, её разорили и закрыли в 1925 году, хотя община продолжала существовать до 1927 года. С 1939 по 2014 год в пустыни располагался Вологодский психоневрологический интернат Из Куштского монастыря происходит истинное сокровище, вполне обветшавшее к 1962 году, перевезённое в Спасо-Прилуцкий монастырь: деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Многие считают её древнейшим из сохранившихся шатровых храмов. Другие считают датировку 1519 годом достаточно спорной, ведь дерево - не самый долговечный материал, и храм за столько лет мог и перестраиваться. Например,  П. Д. Барановский датировал сооружение рубежом XVI-XVII веков. Что, конечно же, нисколько не умаляет ни ценности памятника, ни его художественных достоинств. Восхищают мощное крестовое основание с бочковыми перекрытиями (оно-то и позволяет датировать храм XVII веком - раньше так не строили), восьмерик со стройным шатром, галерея на консолях, тончайшей резьбы лемех. В 1968 году старинные иконы XVI-XVIII веков из её иконостаса поступили в коллекцию Вологодского музея-заповедника. Там же оказались Царские врата резного позолоченого иконостаса и покров с раки прп. Александра. На территории с большим трудом восстанавливаемой обители сохранился колодец, согласно легенде, выкопанный самим основателем монастыря прп. Александром.

http://sobory.ru/article/?object=20096

В ходе встречи обсуждались вопросы организации курсов на базе семинарии и 11 монастырей как дополнительных учебных площадок. Архимандрит Феофилакт рассказал участникам встречи об особенностях организации образовательного процесса, дал подробные комментарии по каждой учебной дисциплине, обозначил ход разрешения возможных затруднений. Члены выездной комиссии ответили на вопросы собравшихся, затем осмотрели помещения Вологодской духовной семинарии. Комиссия ознакомилась с материально-технической базой и состоянием библиотечного фонда. Члены выездной комиссии также встретились со слушателями курсов — насельниками Спасо-Прилуцкого монастыря. В тот же день комиссия посетила Заоникиеву Богородице-Владимирскую пустынь и Горне-Успенский женский монастырь г. Вологды. 6 июля выездная экспертная комиссия посетила Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь Вологодской епархии и архиерейское подворье «Александро-Куштский монастырь». 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, комиссия выехала в Кирилло-Белозерский мужской монастырь Вологодской епархии. По окончании Литургии члены комиссии ознакомились с материально-технической базой и состоянием библиотечного фонда, а также встретились со слушателями курсов. В тот же день члены комиссии посетили Воскресенский Горицкий женский монастырь. 8 июля выездная комиссия провела экспертную оценку готовности дополнительных учебных площадок в Череповецкой епархии . Утром в соборе прпп. Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца, являющемся дополнительной учебной площадкой, состоялась встреча членов комиссии с епископом Череповецким и Белозерским Игнатием , в ходе которой обсуждались вопросы организации и работы курсов в монастырях Череповецкой епархии. Затем состоялась встреча членов комиссии с игуменами и игумениями монастырей Череповецкой епархии. Во встрече приняли участие: епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий; руководитель курсов иеромонах Ферапонт (Широков); проректор по научно-методической работе Вологодской духовной семинарии иподиакон Алексий Красиков; секретарь Череповецкой епархии, настоятель собора прпп. Афанасия и Феодосия Череповецких иерей Сергий Бондарь; настоятель Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской мужской пустыни игумен Иов (Чернышов); настоятель Троице-Благовещенской Ефросино-Синоезерской пустыни игумен Феодосий (Белов); настоятельница Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Кирилла (Червова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5828282...

Более нарядно выглядит примыкающая к трапезной небольшая церковь Введения. Она привлекает внимание своей эффектной пирамидой из трех ярусов килевидных кокошников, увенчанной барабаном с луковичной главой. Своеобразна форма церкви в виде стройного кубического объема, лишенного алтарных апсид. Подобный тип безапсидного храма, входящего в состав трапезных сооружений, как раз характерен для XVI в. Ее прямой восточный фасад имеет, так же как и остальные, уступы с профилированными цоколями на уровне подклета, лопатки посередине стен и кокошники в завершении прясел. Под кокошниками, между лопаток, находится широкий узорчатый пояс, состоящий из поребрика, кирпичных балясин и прямоугольных впадиннишек. Этому орнаментальному фризу вторит такой же декор вверху барабана храма, расположенный над рядом килевидных арочек. Все эти декоративные мотивы тождественны убранству глав Спасского собора и надвратного храма Вознесения» (Бочаров, Выголов)». Источники: Г.К. Лукомский «Вологда в её старине». СПБ., «Сириус – СПБ», 1914. Г. Бочаров, В. Выголов «Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск». М., «Искусство», 1979. Одним из самых интересных храмов Спасо-Прилуцкого монастыря является церковь, освящённая в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. К церкви примыкает трапезная палата, а сама она соединена крытой галереей со Спасским собором. Одноглавая, бесстолпная, с позакомарным покрытием, Введенская церковь имеет два этажа. В нижнем этаже прежде находился храм, которого в настоящее время не существует, а в трапезной был устроен в 1876 году придел во имя великомученицы Варвары. Точное время постройки Введенского храма неизвестно, однако по описи 1623 года он значится уже каменным. Большинство исследователей указывают в качестве наиболее вероятного периода его строительства начало второй половины XVI века, предполагая, что он был сооружён вскоре после завершения Спасского собора. Кроме того, очевидно, что при создании декоративного убранства церкви (поребрика, декоративных поясков) зодчие отчасти ориентировались на оформление барабанов глав соборного храма.

http://sobory.ru/article/?object=05130

Своеобразный декор барабана главы Вознесенской церкви, появляющийся в зодчестве Северо-Восточной Руси еще в конце XV века, объединяет в себе орнаментальные мотивы новгородско-псковского и московского происхождения. В XVI столетии он становится характерным элементом наружного убранства построек Севера, где постоянно сталкивались художественные влияния Москвы и Новгорода. Многоярусные декоративные завершения Введенской и Вознесенской надвратной церквей повторяют мотив архитектуры главного Спасского собора, и эта повторяемость деталей при существенном различии облика построек в целом сообщает монастырскому ансамблю гибкую гармонию, делает его составные части " несхожими подобиями " , то есть придает им качества, высоко ценившиеся в Древней Руси. Двухчастное членение стен церкви Вознесения, редко встречающееся в древнерусском зодчестве, отражает ее особую внутреннюю структуру - двухстолпную конструкцию интерьера здания. Два сравнительно тонких четырехгранных столба в середине помещения с помощью системы арок, встречающейся в храмах Вологды, поддерживают своды. Между столбами расположена невысокая каменная алтарная преграда; в верхней части столбов для их облегчения устроены разгрузочные арочки. Центральный коробовый свод прорезан световым барабаном на парусах, а угловые части перекрыты оригинальными ступенчатыми сводиками псковского типа. Эта двустолпная конструкция с некоторыми модификациями получает в XVII веке широкое распространение на Севере, особенно в вологодских и костромских храмах. Колокольня надвратной церкви: в монастырских описях 1684-1693 годов значится, что близ надвратной церкви Вознесения Господня, расположенной в северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря, была пристроена каменная часовня, в которой висели колокола. На часовне были установлены колесные боевые часы, возможно, перенесенные из соборной колокольни. В 1729-1730 годах часовня была переделана в небольшую колокольню, которая ныне располагается рядом с Вознесенской церковью над крепостной стеной. Четырехгранная призма колокольни, украшенная полуколонками и кокошниками на углах, с легким восьмериком звона завершается вытянутым шатром и главкой. Несмотря на позднейшее происхождение, колокольня надвратной церкви возведена еще в традициях древней Руси.

http://sobory.ru/article/?object=05129

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением Андрея Оводова. За Литургией молились настоятельница Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители, глава Усть-Кубенского района Иван Васильевич Быков, директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Михайловна Тихомирова, паломники, приплывшие на остров на одном катере с владыкой Игнатием. За богослужением митрополит Игнатий совершил чин поставления во иподиакона студента Вологодской духовной семинарии инока Кирилла (Дурягина).      В связи с вступлением игумена Дионисия (Воздвиженского) в управление Спасо-Каменным монастырем митрополит Игнатий совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексей Сорокин. Священник отметил примечательный факт в истории древнейшего каменного монастыря на русском севере: монастырь был основан в XIII веке и начал возрождаться в конце XX века усилиями и старанием мирян — Белозерского князя Глеба Васильковича и Александра Плигина. По окончании богослужения митрополит Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возобновлением одной из древнейших мужских обителей, а также выразил надежду на то, что монастырь посетит во благовремении Святейший Патриарх Кирилл, который, как ожидается, совершит Первосвятительский визит в Вологодскую митрополию. Митрополит Игнатий высоко оценил труды по восстановлению Спасо-Каменного монастыря Александра Плигина, который приехал с семьей на остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин, и архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, открывшего на острове архиерейское подворье. Возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова Александра Плигина Надежда Александровна, их дети и помощники. В праздничный день открытия монастыря владыка Игнатий удостоил Надежду Александровну епархиальной медали преподобного Димитрия Прилуцкого I степени.

http://pravoslavie.ru/107220.html

Из Санкт-Петербурга идут поезда на Вологду и Череповец, есть и проходящие составы – на Екатеринбург и Тюмень, Новокузнецк, Челябинск, Кострому. Автомобилем можно доехать до Вологды по отличной трассе М-8, это 408 километров. Путешествия до Вологды из Москвы стоимостью от 500 до 1000 рублей предлагает http://beepcar.ru . Автобусные маршруты тоже есть, стоимость от 900 рублей, выбрать подходящий можно на rasp.yandex.ru. До монастыря Вид с башни Прилуцкого монастыря. Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь находится на берегу реки Вологды на северной окраине города. Адрес монастыря: 160901, г. Вологда, Прилуки, улица Монастырская, 2. Телефон, по которому можно договориться об экскурсии и размещении паломников: (8172) 55 92 24. От авто- и железнодорожного вокзалов до монастыря можно добраться на автобусах: 14 и 28 – отправляются от остановки городского транспорта у здания автовокзала; 414 – отправляется с платформы автовокзала по расписанию: 6:30, 7:30, 8:00, 8:25, 9:15, 9:40, 10:40, 11:10, 12:15, 12:50, 13:30, 14:05, 14:50, 15:30, 16:00, 17:10, 17:45, 18:15, 18:45, 19:10, 20:10 (по субботам и воскресеньям рейсы 8:25, 11:10, 12:50 и 18:15 отменяются). Ехать следует до остановки «Прилуки». Подъезжая к ней, вы увидите монастырские стены и башни. От площади имени И.В. Бабушкина, где расположены вокзалы, до монастыря автобус идет примерно 40 минут. Монастырь открыт для посещения во время богослужений, в остальное время по обители можно пройти с экскурсией. В обители есть монастырская хлебная лавка, где можно купить выпеченные здесь хлеб и пирожки. Работает иконная лавка, где продаются православные книги, в том числе и рассказывающие о Спасо-Прилуцком монастыре, а также различные сувениры. Паломники могут остановиться в монастырской гостинице – странноприимном доме. Музеи Вологды Софийская площадь г. Вологды. Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru Основная экспозиция Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника находится в Вологодском кремле – это самый центр города; колокольня Софийского собора видна отовсюду. Собственно, это не кремль, а архиерейский дом, но вологжане привыкли так называть. В художественном отделе собраны замечательные иконы. Интересны экспозиции во всех филиалах музея-заповедника, их несколько, в том числе – Музей кружева и Музей вологодской ссылки, Дом-музей Петра I и Архитектурно-этнографический музей «Семёнково»… И это еще не всё!

http://pravoslavie.ru/105521.html

Если говорить о впечатлениях того периода, меня в первую очередь поразил Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, игуменом которого я сейчас являюсь. Это обитель XIV века, где под спудом почивают мощи ее основателя – преподобного Димитрия Прилуцкого, современника и сомолитвенника преподобного Сергия Радонежского. В день приезда, под праздник Святой Троицы я совершил здесь первое свое богослужение на Вологодской земле – всенощное бдение. В Ростовской области, откуда я приехал на новое место назначения, храмов почти не осталось, да и не было таких древних святынь. Потом, на следующий день, я служил Литургию со своим предшественником владыкой Максимилианом в Софийском соборе, построенном Иваном Грозным в XVI веке и очень похожим на Успенский собор Московского Кремля. Старинные фрески на стенах и сводах… На колокольне родные колокола – с тех времен. И когда они начинают бить, появляется чувство, что звон идет из глубины веков. Я был просто поражен, что это есть – это сохранилось! Сохранился дух древней Руси. Он ощущается в первую очередь в наследии преподобных, в архитектуре, в культуре и в самом быту. Это надо увидеть – передать словами невозможно. Потом, конечно, ко всему привыкаешь и тебе кажется, что так оно и должно быть. Но посещая какую-то другую епархию, приходишь к мысли: пусть даже она с материальной точки зрения более состоятельна, пусть имеет больше возможностей восстановить святыни или построить новые храмы, но богатое духовное наследие Вологодской земли стóит гораздо дороже.      Как монастырский опыт архиерея помогает открывать обители Ваше Высокопреосвященство, мы постоянно видим свидетельства тому, что стремление к идеалам монашеской жизни – это не «отголоски прошлого», а потребность души наших современников, решивших целиком и полностью посвятить себя служению Богу. Так, например, пять лет назад на Вологодской земле было открыто для монашеского братства четыре монастыря. Сегодня их одиннадцать. Плюс Архиерейские подворья. Хотелось бы услышать, насколько Ваш монастырский опыт, полученный в молодые годы, помогает в процессе возрождения обителей во вверенном Вам церковном уделе?

http://pravoslavie.ru/123124.html

Еще одна реликвия, связанная с именем святого основателя монастыря, – колодец, который, по преданию, ископал преподобный Димитрий. Он находится у алтаря собора, над ним поставлена часовня. Крестные ходы      Несколько раз в год братия монастыря, многочисленные прихожане и клирики вологодских храмов совместно совершают крестные ходы вокруг монастыря с образом преподобного Димитрия. Ближайший из таких ходов будет совершен 1/14 августа – в празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Происхождение (изнесение) честных древ Креста Господня. Это храмовый праздник обители. В храмовый праздник обители – 1/14 августа – совершается большой крестный ход Торжественным крестным ходом вокруг обители отмечается другой монастырский праздник – день сретения чудотворного образа преподобного Димитрия – 3/16 июня. Богослужение Прилуки. Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru По будним дням: в 5:00 – утреня, в 7:00–7:30 – Божественная литургия (исповедь начинается на Часах, перед Литургией, в левой половине храма); в 17:00 – вечерня, затем молебен преподобному Димитрию Прилуцкому; по воскресеньям и в праздники: накануне в 17:00 – всенощное бдение, после вечерни – молебен с акафистом преподобному Димитрию Прилуцкому; в 9:00 – Божественная литургия. Достопримечательности Фото: ipetersburg.ru На территории монастыря находится замечательный памятник русского деревянного зодчества – Успенская церковь, древнейший в России сохранившийся шатровый храм (1-я четв. XVI в.), вывезенный в 1962 году из закрытого Александро-Куштского монастыря, расположенного неподалеку от Кубенского озера.    Рядом с храмом – могила русского поэта XIX века Константина Батюшкова. В Димитриевой обители располагается епархиальное древлехранилище; о том, как оно работает и когда его можно посетить, паломникам расскажет привратник. Как добраться До Вологды Татьяна Юшманова. Вологда Из Москвы в Вологду идет несколько поездов, среди них – фирменные. Через Вологду проходят поезда, следующие до Архангельска, Мурманска, Воркуты, Сыктывкара, Череповца, Сосногорска, Екатеринбурга.

http://pravoslavie.ru/105521.html

Подробнее... Павло-Обнорский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1414 Статус: действующий Адрес: : Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское Телефон: 8 (81755) 5-42-71 Сайт: http://pavelobnorskiy.cerkov.ru/ Мужской монастырь, основанный в 1414 учеником прп. Сергия Радонежского - прп. Павлом Обнорским. Отстроен в камне в 1-й пол. XVI в. на средства Василия III, в XVI-XVII вв. несколько раз страдал от набегом татар и пожаров. Весь ансамбль реконструирован в 1870-1880-х игум. Иоасафом (Тихоновым) - перестроены храмы, выстроены стена, келейные корпуса. Закрыт в 1922, использовался как школа особого режима, детский дом, интернат, многие здания сломаны, к кон. 1980-х заброшен. В 1994 передан епархии, первоначально подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, с 2003 - отдельный монастырь. Подробнее... Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь [ править править код ] Дата основания: 1537 Статус: действующий Адрес: 162520, поселок Зеленый Берег, Кадуйский р-н, Вологодская обл. Телефон: +7-911-329-77-34 , отец Геронтий Страница в соцсети: http://vk.com/club31141087 Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь была основана преподобным Филиппом Ирапским при впадении ручья Малый Ирап в реку Андога, в сосновом Красном Бору князей Шелешпанских. Преставился преподобный Филипп в 1537 году. В конце 17 века на месте пустыни возник монастырь. При обители есть гостиница для паломников. Подробнее... Спасо-Каменный монастырь [ править править код ] Дата основания: 1260 Статус : действующий Примечания : В монастыре располагалась первая спасательная станция Российского общества спасения на водах. Адрес: Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный Тел.: 8 (921) 143-16-32 По преданию монастырь был основан в XIII в. князем Глебом Белоозерским, нашедшем на острове спасение от бури во время плавания по Кубенскому озеру. В XV-XVII вв. использовался для заточения знатных особ. Упразднен в 1774 и вновь возобновлен по указу Павла I в 1801 под именем Белавинской Преображенской пустыни. В 1892. обители было возвращено прежнее название: Спасо-Каменный монастырь. В 1925 монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта и заброшена. В 1990-х начато восстановление монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010