Предстоятель Русской Церкви поклонился святыням Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря в Вологде 17 июня 2018 г. 22:43 17 июня 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь города Вологды — один из древнейших и крупнейших монастырей Русского Севера. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ,  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий . У святых врат обители Святейшего Патриарха Кирилла встречал наместник монастыря игумен Игнатий (Молчанов) с братией обители. Святейший Владыка проследовал в собор Всемилостивого Спаса, построенный в 1537-1542 годах и являющийся самой древней каменной постройкой в Вологде. В нижней церкви свв. Димитрия и Игнатия Прилуцких Святейший Патриарх поклонился честным мощам преподобных основателей обители. В верхнем храме Предстоятеля встречали насельники монастыря, преподаватели и учащиеся Вологодской духовной семинарии, прихожане и паломники. Наместник монастыря игумен Игнатий (Молчанов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец игумен! Дорогие братья и сестры! Для меня большая радость в день памяти Вологодских святых посетить Спасо-Прилуцкий монастырь, известный своей историей, своими подвижниками. Это действительно святое место на православном Русском Севере. Когда входишь под сень обителей, построенных руками предшествующих поколений, руками иноков, посвятивших свою жизнь Богу, понимаешь, с какой же преданностью Богу жили эти люди. Они не просто несли свое монашеское послушание — они созидали эту земную красоту, которая становилась отображением красоты небесной.

http://patriarchia.ru/db/text/5222782.ht...

Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Колокольня с церковью Алексия, митрополита Московского. Колокольня. Не действует.   Престолы: Алексия, митрополита Московского Архитектурные стили: Нарышкинский , Узорочье Год постройки:Между 1639 и 1654. В 1720 капитально перестроена. Ссылки:   Адрес: Россия, 160901, Вологодская область, г. Вологда, п. Прилуки, ул. Монастырская, 1 Координаты: 59.262366, 39.889029 Проезд:От ж/д вокзала на троллейбусе 5, до конечной остановки маг. Бригантина. Далее на автобусе или маршрутном такси до остановки Прилуки. Время проезда от ж/д вокзала до монастыря составляет около 40 минут. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая колокольня при Спасском соборе была построена в XVI веке. Располагалась она в северо-западном углу галереи. В первом ярусе колокольни находился храм во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Над церковью располагался открытый ярус звона, на который вела частично сохранившаяся до нашего времени в толще стены узкая лестница. В 1720 году старая церковь-колокольня была почти полностью разобрана, а колокола перенесены на новую. К настоящему времени от старой колокольни сохранилась только нижняя часть – подклет и первый ярус восьмигранного столпа, перекрытый сводом. Между 1644 и 1656 годами рядом с церковью-колокольней Трех святителей выстроена новая, более высокая колокольня. С западной стороны к новой колокольне примыкает невысокая пристройка – церковь Алексия, человека Божиего. Таким образом, новая колокольня также, как и старая, была призвана совмещать функции колокольни и храма. Стоит отметить, что оба престола старой и новой колокольни упразднены еще в дореволюционный период. Первоначально колокольня, выстроенная в традициях середины XVII века, была шатрового типа. Ее широкая нижняя часть – подклет с двумя кельями и двухъярусный четверик – декорирована скромными наличниками, плоскими лопатками и поясом кокошников по границе между двумя ярусами. Поставленный выше восьмерик сразу переходит в открытый ярус звона с арочными проемами. Прежнее шатровое завершение снято в 1720-е годы, при этом стены звона надложены, и на них водружен еще один восьмерик, в котором были поставлены большие колесные часы с боем (не сохранились).

http://sobory.ru/article/?object=23323

В древнейший монастырь Вологодской митрополии возвращены мощи преподобного Иоасафа Каменского 24 сентября 2018 г. 17:33 23 сентября 2018 года, в день памяти преподобного Иоасафа Каменского, рака с мощами святого была доставлена крестным ходом по воде в древнейший монастырь Вологодской митрополии — Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь. В начале октября 2017 года решением  Священного Синода  ( журнал 96 ) на острове Каменный на Кубенском острове был открыт Спасо-Каменный мужской монастырь, на должность настоятеля обители был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). Монастырь был основан в середине XIII века, закрыт и разрушен в начале XX века. В день памяти преподобного Иоасафа митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и правящие архиереи епархий Вологодской митрополии епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий в сопровождении клириков, монашествующих и верующих Вологодской области доставили на катере ковчег с мощам из поселка Устье в новооткрытый островной монастырь. Ковчег с мощами был перенесен с катера на берег, наместник обители игумен Дионисий и иеромонах Александром (Кораблевым) внесли ковчег с мощами в Успенский храм восстановленной колокольни. Мощи почитаемого вологодского святого были установлены на уготованном месте. Глава Вологодской митрополии епископ Череповецкий Флавиан и епископ Великоустюжский Тарасий в сослужении священников Вологодской митрополии, совершил Божественную литургию. Это была первая за многовековую историю монастыря Литургия, соборно совершенная архиереями. За Божественной литургией были вознесены молитвы о единстве Православия. Богослужебные песнопения исполнил хор собора Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением А. Оводова и хор Санкт-Петербургской консерватории под управлением Т. Швец. В алтаре владыка Игнатий прочитал молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Проповедь перед причастием произнес насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Киприан (Партс).

http://patriarchia.ru/db/text/5273050.ht...

В историческом Ферапонтовом монастыре совершен монашеский постриг 4 июля 2018 г. 19:34 3 июля 2018 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий посетил Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, и совершил в храме преподобного Мартиниана монашеский постриг инока Тихона с именем Мартиниан в честь преподобного Мартиниана Белозерского, чтеца Павла с именем Ферапонт в честь преподобного Ферапонта, основателя Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, и чтеца Евгения с именем Алексий в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. В чине пострижения приняли участие наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), настоятель Архиерейского подворья «Ферапонтов монастырь» иеромонах Иоасаф (Вишняков), монашествующие клирики Вологодской епархии. По завершении пострига владыка Игнатий обратился к монахам Мартиниану, Ферапонту и Алексию со словом назидания. 16-17 июня 2018 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Вологодскую митрополию . В ходе визита Предстоятель Русской Православной Церкви посетил исторический Ферапонтов монастырь. Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Владыка подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть». В то же время Предстоятель указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV-XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вологда. Церковь Рождества Иоанна Предтечи бывшей Дюдиковой Пустыни. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Летний храм Дюдиково-Пустынского прихода. Кирпичный храм, построенный в 1653 г., был первым в ряду вологодских храмов XVII в. и представлял собой двустолпный пятиглавый трехапсидный четверик с шатровой колокольней у юго-западного угла, с западной папертью и крыльцами. В алтаре были устроены приделы Нила Столобенского (1790 г.) и Кирилла Новоезерского (1843 г.). Закрыт в 1929 г., снесен в 1932 г. В XVI-XVII вв. тут существовал мужской монастырь Дюдикова Пустынь, упразднённый в 1651 г. Церковь Иоанна Предтечи, что в Дюдикове пустыни, в Вологде.//Вологодские епархиальные ведомости. Вологда, 1866, N 19, с. 729-738. Холодная церковь Иоанна Предтечи – главный храм находившейся на левом берегу реки Вологды до середины XVII века Дюдиковой пустыни, владения Свято-Никольского Угрешского монастыря (располагался в местечке Угреша - современный подмосковный город Дзержинский). Впервые Дюдиково-Предтеченская пустынь с несколькими монашескими кельями и деревянной церковью Иоанна Предтечи упоминается в документах XVI столетия, однако ряд исследователей считает, что обитель могла возникнуть раньше. Пустынь имела важное стратегическое значение: она располагалась ровно в середине водного пути между Вологодским городищем (городом) и Спасо-Прилуцким монастырем. Документы XVII столетия содержат информацию о том, что в 1612 году обитель была разорена шайкой бродячих поляков, после чего не восстанавливалась. Оставшаяся в живых братия расселилась по другим монастырям. В 1651 году грамотой царя Алексея Михайловича Дюдикова пустынь передана во владение городу, а церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую. Два года спустя, в 1653 году, деревянная церковь заменена каменной. Она стала вторым после Софийского собора каменным церковным сооружением Вологды. Каменное исполнение – свидетельство богатства и значения Дюдиково-Пустынского прихода. В 1690 году приход насчитывал 100 дворов. Он приносил наибольший доход в архиерейскую казну по сравнению со всеми другими приходами Вологды. В конце XVII века земли в Дюдиковой пустыни принадлежали торговому гостю Гаврииле Фетиеву, а после его смерти перешли к его зятю Якову Манейлову. Название «Дюдикова пустынь» употреблялось среди вологжан вплоть до XX века.

http://sobory.ru/article/?object=35508

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ Рождество блгв. кн. Андрея (в иночестве Иоасафа). Фрагмент иконы «Прп. Иоасаф Каменский с житием». Нач. XVIII в. (Тотемское музейное объединение) Рождество блгв. кн. Андрея (в иночестве Иоасафа). Фрагмент иконы «Прп. Иоасаф Каменский с житием». Нач. XVIII в. (Тотемское музейное объединение) († Между 1437 и 9.06. 1439), св. блгв. кнг. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), жена заозерского св. блгв. кн. Димитрия Васильевича , мать прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о М. сохранились в памятниках ростовского летописания кон. XV в. (Ермолинской и Типографской летописях), в Житиях прп. Александра Куштского и прп. Иоасафа Каменского. Последнее, составленное в кон. XV - 1-й пол. XVI в., называет князя-инока сыном «благочестивыя великия княгини Марии» (Святые подвижники. 2005. С. 56). Дата и место рождения М. неизвестны. Исходя из времени рождения ее детей, можно предполагать, что М. род. в нач. 80-х гг. XIV в., замуж вышла в нач. 1400-х гг. По крайней мере в Житии прп. Дионисия Глушицкого не отмечено, что кн. Димитрий Васильевич был женат, когда в 1400-1403 гг. с разрешения князя прп. Дионисий строил на его кубенских землях Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 104). В Житии прп. Александра Куштского М. уже упоминается. Здесь рассказывается, что в годы архиерейства Ростовского епископа св. Дионисия Грека (1418-1425) прп. Александр, в прошлом монах Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря на Кубенском озере, которому покровительствовали ярославские князья, основал в устье р. Кушты, в 4 км от княжеской резиденции, находившейся в с. Устье, Александров Куштский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Новая обитель стала пользоваться вниманием семьи правителя Заозерья. Согласно Житию, «по времяни же княгиня… Мария нача веру велию имети к Пречистей и к преподобному, посылаше ему ово пития, ово ядения, и он кормяше маломощных» (Святые подвижники. 2005. С. 248). По-видимому, не без помощи М. после 1420 г. прп. Дионисий Глушицкий основал Леонтиевский жен. мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2562082.html

В день 625-летия преставления прп. Димитрия Прилуцкого митрополит Вологодский Игнатий совершил Литургию у раки с мощами основателя Спасо-Прилуцкого монастыря 25 февраля 2017 г. 17:08 24 февраля 2017 года, в день 625-летия преставления преподобного Димитрия Прилуцкого, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил Божественную литургию у раки с мощами святого в нижнем храме Спасского собора Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Спасский собор древнейший каменный храм Вологды, в этом году исполняется 475 лет со времени его строительства. Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов); настоятель Архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» игумен Дионисий (Воздвиженский); настоятель Архиерейского подворья «Спасо-Суморин монастырь» иеромонах Феодосий (Писарев); настоятель Архиерейского подворья «Ферапонтов монастырь» иеромонах Иоасаф (Вишняков); первый проректор Вологодской духовной семинарии иерей Александр Юшкин; благочинный Зареченского Вологодского округа протоиерей Андрей Исаев; благочинный Кирилловского округа протоиерей Владимир Колосов; настоятель Архиерейского подворья «Свято-Духов монастырь» иеромонах Никандр (Пилишин); братия Спасо-Прилуцкого монастыря и проректоры Вологодской духовной семинарии в священном сане; клирики Вологодской епархии . За богослужением молились студенты Вологодской духовной семинарии, многочисленные прихожане и паломники. По окончании Литургии митрополит Игнатий совершил молитву у раки преподобного Димитрия Прилуцкого и обратился с архипастырским словом к присутствующим. В прошлом году Спасо-Прилуцкий мужской монастырь был передан в собственность Вологодской епархии. Четверть века потребовалось на решение вопроса о возвращении обители Церкви в 1991 году, закрытый почти на 70 лет и пребывавший в запустении, Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь был заново открыт в надвратной Вознесенской церкви. В 1992 году, в ходе Первосвятительского визита в Вологодскую епархию, в день сретения иконы преподобного Димитрия Прилуцкого, Спасо-Прилуцкий мужской монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Вологодская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь-усыпальница Екатерины и Владимира равноапостольного. Екатерининская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Св. Екатерины (1830 года), поздне-классической архитектуры. ... церковка в виде ампирного храма, украшенного четырьмя портиками (состоящего из двух колонн каждый) и покрытого куполом». (Лукомский). К востоку от Введенской трапезной церкви стоит миниатюрное ампирное сооружение камерного характера, напоминающее своими четырьмя портиками и куполом садово-парковый павильон. Это — Екатерининская церковь-мавзолей, построенная в 1830 г. вологодским помещиком В. Волоцким над могилами своих родственников. По соседству с мавзолеем расположена могила известного поэта К. Н. Батюшкова». (Бочаров, Выголов). В 1830 году в северо-восточной части монастырской территории, недалеко от Введенской церкви, построена Екатериненская часовня-мавзолей. Выполненная в традициях русского классицизма, она вносит явный диссонанс в древний ансамбль». (Баниге, Перцев). Источники: 1. Г. К. Лукомский. «Вологда в её старине». СПБ., «Сириус – СПБ», 1914. 2. Г. Бочаров, В. Выголов. «Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск». М., «Искусство», 1979. http://www.booksite.ru/fulltext/vyg/olov/index. 3. В. Баниге, Н. Перцев. «Вологда». М., «Искусство», 1970. http://www.booksite.ru/fulltext/ban/ige/index.htm Церковь во имя святой великомученицы Екатерины и святого равноапостольного великого князя Владимира построена в 1830 году вологодским губернским предводителем дворянства В.А. Волоцким в качестве семейной усыпальницы. Маленькая Екатерининская церковка-мавзолей по своей архитектуре близка садово-парковым павильонам в стиле русского классицизма, тип которых бесконечно варьировался в сооружениях русских усадеб первой трети XIX века. Церковь представляет собой небольшое однокупольное здание в стиле ампир в виде ротонды с двумя портиками. Внутри сохранились остатки росписей. Вблизи церкви находятся остатки монастырского некрополя, сильно поврежденного в советское время. На кладбище монастыря были похоронены митрополит Сарский Иона, архиепископ Вологодский и Белозерский Симон, статский советник вологодский вице-губернатор А. С. Нарышкин, другие духовные и светские лица, представители известных вологодских фамилий. В советское время была восстановлена символическая могила (место захоронения утеряно) поэта Константина Батюшкова, скончавшегося в Вологде 7 июля 1855 года. Источник: Вологда: монастыри и храмы Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08209

Из книги Выголов В.П., Удралова Н.В. " В край белых ночей " . Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986. Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному». Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее. Как указывает историк С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен», Димитрий Прилуцкий построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». Уже в XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь становится одним из богатых и известных монастырей на Севере России. Хозяйственные постройки В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив. В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=00237

В Московской Синодальной Библиотеке есть между рукописями в 4 листа служба Преподобному Димитрию и полное житие его, сочинённые Спасо-Прилуцкого монастыря Иеромонахом Лонгином. Спасо-Радогожская пустынь См. Радогожская Спасская. Спасо-Раевский Кезинский монастырь или на Кезе См. Кезинский Спасо-Раевский. Спасо-Ренская пустынь Мужская, упразднённая и обращённая в приходскую церковь , до Штатов 1764 года была приписана к Антониеву Краснохолмскому Николаевскому Бежецкому монастырю; крестьян имелось за нею 11 душ. Спасо-Суздальский Евфимиев монастырь См. Евфимиев, или Спасо-Евфимиев (см. ч. IV, стр. 98). Спасо-Суморин Тотемский монастырь См. Тотемский Спасо-Суморин. Спасо-Северский Новгородский монастырь См. Новгородско-Северский Спасский. Спасо-Ярославский монастырь Мужской упразднённый, Ярославской Епархии находится в самом городе Ярославле, в полуденной стороне при реке Которосли, которая протекая не более сорока саженей от оного монастыря, в конце города за крепостью впадает в Волгу. Положение места возвышенно, а от реки Которосли несколько полого. Когда 55 , по какому случаю и по чьему дозволению построен, неизвестно. В переписных 7135 (1627), 7136 (1628), 7137 (1629) годов книгах показано, что этот Спасов монастырь и в нём церкви, а в церквах образа и прочие строения есть прежних Государей и Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, а иное строено монастырской казной. В настоящее время здания в этом монастыре все каменные, покрытые железом. Примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, от которой монастырь и название своё получил, освящена в лето 7024 (1516) при Благоверном Великом Князе Василии Иоанновиче и при Митрополите Варлааме всея России, а построена Архимандритом Ионой. По правую сторону к оной соборной церкви пристроены две церкви вместе: а) Входа Господня в Иерусалим; б) Святых Благоверных Князей Феодора и чад его, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Церкви сии расписаны стенным письмом Греческого художества;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010