Крестный путь на другой континент Беседа с протоиереем Георгием Зелениным, настоятелем храма архангела Михаила в г. Патерсоне (штат Нью-Джерси, США) Сентябрьские дни в Москве выдались солнечными и не по-осеннему теплыми. Очень верно сравнил их с пасхальными иеромонах Роман (Красовский) из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, один из 34 членов делегации Русской Зарубежной Церкви, сопровождавшей Курскую-Коренную икону Божией Матери в Россию. А протоиерей Георгий Зеленин, настоятель храма архангела Михаила в городе Патерсоне близ Нью-Йорка, заметил, что в храме Христа Спасителя, кажется, и время сегодня ощущается и течет по-иному. Несмотря на многочасовое дежурство у святыни, пение акафиста, стояние в длинной очереди, усталости не чувствуют ни священнослужители, ни люди, с утра до позднего вечера притекающие к долго ими жданному святому образу. Мы беседуем с протоиереем Георгием Зелениным, который первым среди священнослужителей РПЦЗ нес дежурство у чудотворного образа в храме Христа Спасителя. – Отец Георгий, вы были одним из первых священнослужителей, кто дежурил у чудотворной иконы в храме Христа Спасителя… – И ощущал в присутствии святыни то же чувство трепета, что и девятнадцать лет назад, когда семинаристом впервые сопровождал икону из Джорданвилля в Нью-Йорк. Тогда икона стояла у меня на коленях, и было необычайно острое ощущение, что ты прижимаешься к Матери Божией, к Ее Богомладенцу и что вся российская история в это время находится у тебя на коленях. И от этого единения рождалось особое чувство, ведь именно эта икона была в покоях царя Феодора Иоанновича, для нее царица Ирина своими руками вышивала ризу; вспоминался и князь Дмитрий Пожарский, который имел ее при своих войсках в годину Смутного времени, когда этой иконой благословлялось русское воинство изгонять из российских пределов тех, кто творил беззаконие в земле русской; вспоминался и почитавший образ фельдмаршал А.В. Суворов, единственный полководец за всю историю, который не проиграл ни одного сражения.

http://pravoslavie.ru/32155.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   1 лютого 2018 р. 23:45 Слово Кирила в дев " яту в Христа Спасителя 1 лютого, в дев " яту Московський Кирил звершив Божественну в кафедральному соборному Христа Спасителя в Предстоятель Церкви звернувся до Первосвятительським словом. (рос.) 21 2018 р. 20:39 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке 21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения московского храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке и возглавил Литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 19 2018 р. 16:32 Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 19 января, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 7 2018 р. 23:30 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова Вечером 7 января, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Фото 3 2018 р. 15:29 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Кремля 3 января, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38019...

266. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Говорено августа 15-го; напечатано в Твор. Св. Отц. 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1851 год Посем глагола им: Лазарь друг наш успе ( Uh. XI. 11 ). Успение Пресвятой Богородицы воспоминаем ныне благоговейно и торжественно. Что значит «успение»? По силе слова: отхождение ко сну. А означается сим кончина земной жизни Матери Божией. – Приметно, Святая Церковь хотела избежать наименования смерти, говоря о Матери Жизни. Но откуда же заимствовано наименование «сна» для означения смерти? Должно думать, что – из уст Христа Спасителя. «Лазарь друг наш успе», сказал Он Апостолам, когда, по силе Своего всеведения, возвещал им о постигшей Лазаря смерти, находясь вдали от места его кончины. Видно, что это был новый язык: потому что Апостолы не поняли его, и Господь нашел нужным перевести Свое изречение на их обыкновенный язык: «Лазарь умре» ( Ин.11:14 ). Что же значит сей новый язык? Для чего Христос и Церковь называют смерть сном? Какие чрез сие хотят нам подать мысли? Теперь не неблаговременно и не бесполезно – дать на сие ответ. Почему смерть праведного Лазаря названа «сном», – понять не трудно. Она имела ту отличительную черту сна, что вскоре должна была прекратиться пробуждением, то есть, возвращением прежней жизни. В слове: «успе», вместе с извещением о смерти Лазаря, заключено было пророчество, что он через четыре дня воскреснет. Подобно сему можно уразуметь и то, почему телесная смерть Божией Матери названа «успением». И она имеет ту отличительную черту сна, что вскоре окончилась пробуждением, то есть, совершенным воскресением в жизнь вечную. В слове: «успение» скрывается указание на церковное предание, что Божия Матерь на третий день по Своем преставлении от земли, явилась Апостолам в небесной славе и – то был не один дух Ее, но купно с воскресшим телом, которого потому уже и не обрелось во гробе Ее. Впрочем, в Писаниях Апостолов виден утвердившийся обычай – не только в особенных знаменательных случаях, но и вообще, называть смерть «успением и сном». Так, Апостол Павел об очевидцах воскресшего Господа пишет: «множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша» ( 1Kop. XV. 6 ). Он также пишет относительно воскресения мертвых: «вси... не успнем, вси же изменимся» ( 1Kop. XV. 51 ). То есть: мы не все умрем, потому что последний день мира застанет на земли живущих; но все изменимся, потому что тем, которых последний день мира застанет живыми, некогда будет умереть и быть погребенными; их тела, не подвергаясь смерти, изменятся из тленных в нетленныя, какие будут иметь и воскресшие из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

     – Ваше Высокопреосвященство, мы благодарим Вас за очередную встречу, и главной темой нашей беседы будет Успенский пост. Владыко, не могли бы Вы рассказать о происхождении этого поста и его значении для жизни христианина? – Успенский пост известен еще с первых веков христианства, это пост печали и скорби. Когда Божия Матерь пребывала с учениками после Воскресения Христова, они радовались постоянному Ее благословению, которое Она преподавала, общению, наставлению, и, как пишет святой патриарх Тарасий и другие святители, каждый желал увидеть лик Божией Матери, потому что от Нее исходила такая благодать и сила, которую действительно человек ощущал, и было настолько душе легко и отрадно. Когда, по словам Самого Христа Спасителя, забирается Жених, тогда начинается и пост, воздержание, разного рода скорби и переживания. Так и произошло с Божией Матерью. Архангел Гавриил принес Ей известие о переходе в обители в Царство к Сыну Своему и райскую ветвь. И Божия Матерь готовилась к этому событию. Хоть Она знала все, но все равно, говорят святые отцы, как человек она переживала и смущалась в Своей душе. И вот когда Господь хотел взять душу Матери в Свои руки, тогда произошел шум на улице (а перед этим прибыли апостолы), Она перешла в руки Своего Сына и Бога. Конечно, радость Матери – печаль для народа, потому что апостолы и все живущие в то время в Иерусалиме остались без Молитвенницы, Ходатаицы перед Сыном, многие Благодетельницу потеряли, но Она, перейдя в загробную жизнь, осталась между нами и с нами. Поэтому пост взял свое начало после Успения Пресвятой Богородицы. Мы переживаем эту величайшую трагедию для нас, но знаем, что «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы). Этот пост и печальный, и вместе с тем радостный. Потому что мы получили Отраду и Утешение. На этот пост припадает еще великий праздник – Преображение.

http://pravoslavie.ru/96195.html

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании Божией Матери Православная Церковь возвеличивает Божию Матерь, почитает Ее как Царицу неба и земли, поклоняется Ей, превысшей всех сил небесных, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Почему Православная Церковь так почитает Приснодеву Марию? Потому что Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог предназначил быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа: через Нее Слово стало Плотью, Сын Божий, Слово Отчее, воплотился в образе человека. Приснодева Мария явилась лестницей, соединившей небо и землю, той лестницей, которую видел праотец Иаков: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба, а вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней...» ( Быт.28:12–13 ). Прообразом Пресвятой Богородицы были и неопалимая купина, явившаяся пророку Моисею, и священный ковчег, в котором пребывал Господь. Через Еву, матерь рода человеческого, которая ослушалась Бога, поддавшись диавольскому внушению, в мир вошли грех и смерть, через Приснодеву Марию, смиренно исполнившую волю Божию: «да будет Мне по слову Твоему» ( Лк.1:38 ), принявшую в Себя Духа Святого и родившую Спасителя мира человечеству, было возвещено избавление от власти диавола и воскресение. Богоизбранность Пресвятой Девы была предсказана ветхозаветными пророками. Святой пророк Исайя за много веков предрек, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы. На это пророчество указывает и евангелист Матфей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:23 ; Ис.7:14 ). Пророк Иезекииль предвидел, что Матерь Божия и после рождения Христа навсегда останется Девой: «И сказал мне Господь: ворота cuu будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будет затворены» ( Иез.44:2 ). Величие Христа и Его Матери пророчески воспевается пророком Давидом: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте ... Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» ( Пс.44:10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Молитвы Богородице: все молитвы ко Пресвятой Богоматери 22 мая, 2011 В этой статье вы найдёте все молитвы Богородице. Узнаете, как правильно молиться Божьей Матери, соблюдая Богородичные правила. Богородица — Царица Небесная, духовная Мать всех людей на земле. Церковь называет Богородицу не просто святой, но Пресвятой, сверхсвятой Девой. Иконы Богородицы иногда являлись людям в результате чуда и по молитве Богородице дево радуйся, Богородица не раз являла чудеса. Молитвы Богородице «Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. Все молитвы к Божией Матери: Богородице Дево радуйся, покаянные и благодарственные молитвы Богородица — наша заступница на Небесах. Несмотря на то, что до нас дошло не так много свидетельств о земной жизни Девы Марии, о которых мы можем узнать из Евангелия, нам хорошо известно, что Богородица не раз помогала верующим. Апостолу Иоанну Спаситель сказал — «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). Но эти слова обращены не только к Ученику Христа. Богородица — Мать всех людей. Мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы , как празднуем и Вознесение Господа на Небеса. Кончина ее была праведной. Перед тем, как отойти на Небеса, Богородица хотела увидеть всех Апостолов и, несмотря на то, что они уже несли учение Христа в мир, Святой Дух собрал их по желанию Девы Марии. Успение Божией Матери не было смертью в привычном нам понимании слова. Иисус пришел за ее душой. Пресвятая Богородица возблагодарила Господа и попросила благословить всех, кто будет почитать ее память. Когда Богородица предала свою душу в руки Бога, зазвучала ангельская песнь. Молитвы покаянные ко Пресвятой Богородице Богородица посвятила свою земную жизнь служению людям, хотя род человеческий Распял ее Сына, нашего Спасителя. Мы возносим Пресвятой Владычице покаянные молитвы, сокрушаясь о наших грехах. Молитва Богородице 1-я

http://pravmir.ru/molitvy-bogorodice-vse...

Наша жизнь исполнена горестей и скорбей, душу угнетают бесчисленные печали житейские, тело нередко удручают болезни, словно напоминая, что недалек и тот день, когда мы пойдем дать ответ Праведному Судии Богу о всех делах своих, в которых - кто не погрешал? Поэтому может ли не возвеселиться наше сердце, когда услышим мы - или , точнее, вспомним - о том, что есть у нас милостивая и любвеобильная Заступница, утешающая скорбящих, исцеляющая недужных, укрепляющая малодушных, а главное - непрестанно ходатайствующая пред Господом о вечном нашем спасении. Заступница и Ходатаица эта - Матерь Божия и Матерь всех христиан, Пречистая Дева Мария. И от того эта небольшая книга, сборник проповедей, посвященных прославлению Богоматери и памяти неисчислимых милостей Ее,- целительное врачевство для каждого скорбящего сердца, способное утешить, умягчить боль, исполнить благого упования, наставить на спасительный путь делания Господних заповедей. Одна из причин такой живительной и дивной силы проповедей этих - в том, кому они принадлежат. Их автор - архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и немного, наверное, найдется сегодня в нашей стране верующих людей, которым имя его ничего бы не сказало, для которых бы само оно не было дорого. Некоторые из проповедей, вошедших в сборник, произнесены в дни Богородичных праздников, другие - в дни чествования икон Царицы Небесной, большая же часть из них - поучения и слова, прозвучавшие на параклисисах (молебных канонах) Божией Матери, которые совершались и совершаются в Лавре каждую пятницу. Слова о. Кирилла просты и безыскусны, но вера и любовь, которыми напитаны они, заставляют их звучать для человеческого сердца с неожиданной силой, обнаруживая сокрытую за простотой и безыскусностью Божественную тайну. О. Кирилл действительно известен очень многим, однако мало что знают люди о нем, мало что говорит он о себе самом. Но вот какая удивительная вещь - человек раскрывается в слове своем: от избытка сердца глаголют уста и износят сокровенное в нем. Так и здесь. Не о себе говорит проповедник с амвона, но раскрывается сердце его. И в нем - безграничная любовь к Богу, к Пречистой Матери Его, ко всем святым небожителям, к каждому человеку. Слово в день празднования иконе Божией Матери " Всех скорбящих Радость "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

По окончании богослужения протоиерей Николай Балашов огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополиту Волоколамскому Илариону. В послании говорится: «Ваше Высокопреосвященство! Примите сердечные поздравления с днем памяти преподобного Илариона Нового, Вашим тезоименитством. Дабы представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15), Вы стремитесь со тщанием исполнять возложенные на Вас ответственные послушания и надлежащим образом проходить свое поприще. Молитвенно желаю Вам доброго здравия и бодрости духа, мира и обильных милостей от Неиждиваемого Источника всякой благостыни. Предстательством Вашего небесного покровителя да укрепит Вас Спаситель Христос в дальнейших трудах в Его Винограднике». От имени клириков и прихожан храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополита Илариона поздравил иерей Димитрий Агеев, который, в частности, отметил: «Мне хотелось бы сегодня сказать от лица всех прихожан о том, что мы Вас очень любим, дорогой владыка, и для нас всегда радостно служить и молиться вместе с Вами, работать под Вашим руководством. Мы всегда радуемся, когда Вы служите в храме, и наоборот, очень грустим, когда в силу разных причин оказываемся лишены возможности молиться вместе с Вами. Дорогой владыка, от всего сердца желаем Вам долгих и радостных лет служения Матери-Церкви и утешения народа Божия на радость всем нам». От лица прихожан храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерей Димитрий Агеев преподнес в дар митрополиту Илариону панагию. В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно благодарю вас за поздравления с днем моего тезоименитства — днем памяти преподобного Илариона Нового, игумена Далматской обители в Константинополе, ревностного и пламенного защитника иконопочитания, чье имя я получил в монашеском постриге в этот день 31 год назад. Как мне объяснил постригавший меня, ныне уже покойный наместник Виленского Свято-Духового монастыря архимандрит Никита, имя это мне было дано во-первых, из-за совпадения дат моего пострига и памяти этого святого, а, во-вторых, в силу совпадения одного факта из моей жизни и из жизни моего святого, а именно: преподобный Иларион Новый принял монашеский постриг, когда ему исполнилось 20 лет. И я в этом же возрасте принял монашеский постриг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5225388...

«По страху нам удобнее бы хранить молчание, ибо оно безопасно, и мы немощны в достойном восхвалении Пресвятой Девы» – таков приблизительный смысл одного из песнопений Православной Церкви; и далее возносится прошение: «Но Ты, Матерь, Сама даруй нам и силу по нашему усердию». Этими мыслями святого Иоанна Дамаскина кратко выражается православное отношение к Божией Матери – величайшее благоговение и вера в Ее спасительную помощь. «Страх» в богословии о Пресвятой Деве вызывается прежде всего величием Ее, как Матери Самого Господа, вследствие чего Церковь признает Ее высочайшим из всех тварных существ и ублажает Ее как Честнейшую херувимов и Славнейшую, без сравнения, серафимов. Потому так употребительны в Православной Церкви молитвы благоговейного восхваления Богоматери, – известные христианскому дитяти с начального проявления дара слова и ставшие повседневными, – «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие...» и «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу...»: первая – сложенная из приветственных слов архангела Гавриила и праведной Елисаветы ( Лк. 1:28, 42–43 ) и вторая – по церковному преданию, также возвещенная ангелом. Почти вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в таинственном сокрытии от людей. Сам Господь наш Иисус Христос и Его апостолы ничего не говорят о славе Богоматери, предоставляя Ее прославление последующему времени. До IV в. не находится какого-либо указания о жизни Богоматери после Вознесения Ее Сына. Соответственно отсутствуют и прямые свидетельства о Ее почитании в первые века христианства. «Для неверия и рационализма это является достаточным основанием к отрицанию этого почитания, – пишет протоиерей Сергий Булгаков . – Но для благоговейного постижения и веры ясно, что мы имеем дело с особым, таинственным изволением Провидения, предоставившего почитание Пресвятой Девы свободному, несвязанному «историей» вдохновению, вере и любви. Замечательная черта в этом деле та, что почитание Богоматери является с какой-то аксиоматической очевидностью, внедряется с неодолимой силой в христианском сердце в меру его воцерковления; вместе с его возрастанием, степенью его определяется какая-то мера церковности».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Успение Пресвятой Богородицы             День Успения Божией Матери – наш общий престольный праздник, праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский храм, и Успенские храмы возводились в других главных городах. Этот праздник особо любим русским народом, который давно осознал и на собственном духовном опыте убедился, что без молитв ко Пресвятой Богородице никак нельзя спастись. И действительно, Церковь ко всем святым обращается: молите Бога о нас, а к Богородице: спаси нас! Хотя спасает Господь, но молитва Богородицы столь сильна, что если Она чего-то просит у Сына Своего, то Он Ей никогда не отказывает, ибо не было на земле человека ближе Ему, чем Пресвятая Богородица. А почему именно праздник Успения выбран самым любимым, самым главным, ведь Богородица в этот день почила, он должен быть днем скорби? Да, душа Ее в этот день отошла от земли, но из Матери Иисуса Она стала Царицей неба и земли. И отныне не только ученики Христовы, которые с Ней встречались в жизни, могли просить Ее молитв, утешения, вразумления, но и каждый человек может получить помощь Спасителя за молитвы Пресвятой Богородицы. Потому-то русские люди так и возлюбили Покров Божией Матери над своей землей, что стали посвящать Ей главные храмы. Наш главный Успенский храм в Кремле пока еще не открыт, но его обязательно откроют, и обязательно там будет богослужение. Конечно, сатана сразу не может сдаться, но мы видим, что, несмотря на страшные гонения, которые претерпела Церковь – а таких гонений за все две тысячи лет не было, – тем не менее Церковь все равно в который раз победила без единого выстрела. Опять враги посрамлены, все до одного – те, кто гнал, кто гноил, кто убивал, кто ломал; все те, кто похвалялись, что устроят пятилетку безбожия, искоренят имя Божие. Хрущев вообще обещал по телевизору последнего попа показать. Но Бог не в силе, а в правде, и Церковь побеждает одним только терпением, как и Христос. Он же Себя не защищал, но победил мир. Так и апостолы не защищали себя, не жалели своей жизни и победили. Вот так и мы с вами если не будем себя щадить и будем терпеливо нести свой крест, все то, что на нашу жизнь выпадет, то Господь и в нашем сердце победит, и нас благодать Божия спасет. Часто нам бывает трудно, но надо всегда помнить, что у нас есть такая Заступница, такое утешение, такая могущественная помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010