Феодосия. Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери). Карта и ближайшие объекты Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами. Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре — Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой. В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились. Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря». Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них — храм Иоанна Предтечи — встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь. Службы здесь совершались до середины 1920-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 1990-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г. В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.

http://sobory.ru/article/?object=06270

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде 1 сентября 2017 г. 17:33 1 сентября 2017 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Черняховский и Славский Николай ; протоиерей Марьян Позунь, секретарь Калининградской епархии ; протоиерей Михаил Селезнев, ключарь собора Христа Спасителя г. Калининграда; духовенство Калининградской митрополии . На богослужении присутствовали: временно исполняющий обязанности губернатора Калининградской области А.А. Алиханов; мэр Калининграда А.Г. Ярошук; председатель совета директоров компании ООО «Автотор» В.И. Щербаков. Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда (регент Е.В. Шевлекова). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес священник Давид Рожин, клирик кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании Литургии архиепископ Балтийский Серафим приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список Иверской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . Поблагодарив архиепископа Серафима за труды по окормлению Калининградской епархии, Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «Радуюсь тому, что восстановление собора приближается к завершению. Сегодня, когда я взирал на эти прекрасные росписи, я вспоминал, с чего мы начинали в далеком 1996 году. И тогда, когда у большинства людей не было уверенности, что на этом месте вообще что-то будет построено, я верил, что Господь в ответ на молитву даст Свою помощь.

http://patriarchia.ru/db/text/5000956.ht...

протоиерей Михаил Рязанцев 12 января 2012 г. 01:00 Протоиерей Михаил Рязанцев: Храм Христа Спасителя - памятник доблести и святости наших предков 5 декабря 2011 года исполнилось 80 лет с того дня, как в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Восстановление разрушенной святыни стало делом Церкви, общества и государства, так как было зримым свидетельством возвращения России к своим духовным истокам. Собор поражает каждого, кто сюда попадает, не только своим величием. Здесь возрождаются традиции уставного богослужения старой Москвы. Об устроении внутренней жизни храма и о трудностях сегодняшнего дня рассказывает ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Рязанцев. — Отец Михаил, Храм Христа Спасителя сегодня — это огромный комплекс. Какие помещения он включает и чем отличается от того здания, которое было построено во второй половине XIX столетия? — Центром комплекса является само здание храма, которое было разрушено и отстроено заново в первозданном виде. На месте собора собирались возвести дворец советов с огромной статуей Ленина наверху. Для этого был выкопан громадный котлован и положено бетонное кольцо в основание фундамента. Великая Отечественная война остановила эти работы. Котлован просуществовал до 60-х годов прошлого века, а потом из него сделали бассейн " Москва " . Когда в 1994 году было принято решение воссоздать Храм Христа Спасителя, эту грандиозную и крепкую конструкцию решили использовать, раньше храм стоял на высоком берегу Москвы-реки, и, когда строительство развернулось во второй раз, грунт решили не насыпать, а использовать разницу в высоте. Был построен так называемый стиллобатный этаж, в котором разместился нижний храм Преображения Господня с двумя приделами в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Это очень символично, поскольку раньше на месте Храма Христа Спасителя находился Алексеевский монастырь и главным собором монастыря был Преображенский. Кроме того, самым чтимым образом обители был список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Нижний храм служит напоминанием о святынях Алексеевского холма, срытого во время строительства дворца советов.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_mi...

Г.С. Битбунов Успение Пресвятой Богородицы Событие праздника и его эортологическая динамика В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского Патриарха Модеста († 632), слова прп. Андрея Критского , Константинопольского Патриарха Германа и три слова прп. Иоанна Дамаскина . Все эти источники датируются VIII веком. Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Успении Ее писал сщмч. Дионисий Ареопагит . Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает свт. Епифаний Кипрский . Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Праздник Успения Божией Матери 135 относится к числу праздников, нашедших всеобщее признание в Церкви уже в более поздний, сравнительно с другими, период церковно – исторической жизни, хотя первоначальное возникновение его и теряется во мраке столетий, в такой дали, что определенного момента времени, с которого впервые начал он праздноваться, – нельзя указать. Но что этот праздник, как и вообще Богородичные праздники, стал общеобязательным в позднейшее время, это, помимо прямых исторических свидетельств, представляется понятными по самому существу дела. Первыми по времени в Церкви христианской могли явиться и действительно явились праздники в воспоминание тех событий, о которых христиане знали из Евангелия, – на которых с особым вниманием и благоговением останавливалась их мысль при изучении земной жизни Господа Иисуса Христа. Событиями же, стоящими вне евангельского повествования, христиане, доколе сознание их еще всецело было занято усвоением только этого последнего, – естественно не могли особенно интересоваться, а потому не могли, конечно, создаваться и праздники в честь и воспоминание таких событий. Между тем в канонических Евангелиях о Пресвятой Деве Марии говорится вообще очень мало, и смиренный образ Ее далеко нечасто появляется на страницах Евангельского повествования. И это будет также вполне понятным, если принять во внимание, что главною целью Евангелия служит изображение Лица и дел Самого Богочеловека – Иисуса Христа. Божия Матерь в повествовании Евангелиста могла выступить поэтому только постольку, поскольку Ее жизнь имела отношение к делу искупления и спасения; совершенных Ее Божественным Сыном. Подробному же и самостоятельному изображению Ее Лица и Ее жизни Евангелисты не могли уделить много места, ибо, если и о Самом Господе сказано далеко не все, что было можно сказать, как это свидетельствует Евангелист Иоанн ( Ин. 21:25 ), – то как стали бы Евангелисты много говорить о Марии Деве, – хотя и Матери Господа, но все же – только человеке? И потому-то никаких сведений даже о важнейших событиях в жизни Божией Матери, не имеющих, однако, прямой связи с земною жизнью Спасителя, не находится в писаниях Евангелистов. Следовательно, – и общераспространенного празднования в память этих событий жизни Ее на первых порах в Церкви христианской не могло быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Спаситель наш И. Христос в начале Своего служения роду человеческому в беседе с Никодимом сказал: „Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Hero не погиб, но имел жизнь вечную“ ( Ин.3:14–15 ). На Голгофе исполнились слова Спасителя: злобою и враждою людей безгрешный Богочеловек вознесен был на крест. Умирая ради спасения людей, Господь не оставившим Его в часы страданий – Своей пречистой Матери и возлюбленному ученику Иоанну – оставляет предсмертное завещание. Иисус, повествует св. Евангелист Иоанн, увидя стоящих при кресте Матерь и ученика, которого любил, говорит Матери Своей: жено! се Сын твой. Потом говорит ученику: се мати твоя. Родственная любовь Богочеловека поручает Свою Пречистую Матерь возлюбленному ученику, устанавливая между ними отношения матери к сыну и сына к матери. И с этого времени ученик взял к себе Богоматерь и своею сыновнею любовью и попечениями о ней выполнил закон, принесенный на землю Божественным Учителем, закон о любви, которая, начинаясь с близких родных, простирается на всех людей. Заповедь о любви к родителям и ко всем людям дана была в Ветхом завете, но явилась новою с пришествием Христа Спасителя. „Заповедь новую даю вам, сказал Спаситель Своим ученикам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. Эту новую заповедь Спаситель не раз повторял в прощальной беседе с учениками, как Свое предсмертное завещание, неисполнение которого не только подвергает ответственности, но и лишает благ, дарованных Завещателем. До пришествия Спасителя люди знали заповедь о любви к Богу и ближнему, к которой сводится все богооткровение учение ( Мф.22:40 ), но, зная; не понимали эту заповедь, потому что мало выполняли в жизни. Знать закон и его не выполнять – значит его не понимать. „Только делая, осуществляя на деле, можно понимать“. Сын Божий выполнил заповедь о любви к Богу и ближним в Своей жизни и в особенности в Своей крестной смерти и Своим примером раскрыл Божественное учение о любви, как великой премудрости Божией и как силе Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». И святая праведная Елисавета приветствует свою родственницу как Матерь Господа. «Когда Она стала Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Она стала поистине Госпожой всей твари». И святые, сподобившиеся лицезреть Божию Матерь, свидетельствуют, что Ее можно было бы принять за Бога, если не знать, что этот дар непостижимой небесной красоты Она получила от Бога. Велика слава Божией Матери. Высоко ставит Церковь Ее образ во все века. Взирая на эту славу, невозможно не удивляться, почему, например, Господь являет больше всего чудес через иконы Божией Матери. Больше, чем даже через иконы Самого Спасителя. Есть у нас и Его чудотворные образы, но Божия Матерь как бы превосходит Своей славой Самого Бога. Что означает это чудо? Мы принадлежим Церкви, которая чает Второго Пришествия Христова и явления в полноте славы Божией — славы всей Церкви и славы каждого человека. До этого времени Церковь находится в странствии, она еще не достигла полноты славы. Мы уже дома, как говорят святые отцы, но мы еще в пути. Мы уже знаем, что Бог пришел в мир и что с нами Бог, что Христос воскрес, и жизнь вечная нам дана. Мы уже приобщились этой тайне, и она снова и снова по дару Духа Святого возвращается к нам. Но мы не достигаем новой жизни в полноте. Мы живем в мире, который искажен злом, и наш путь идет к полноте этой славы, ко Второму Пришествию Христову. Но есть Одна в роде человеческом — Божия Матерь, в Которой эта слава Христова, слава всей Церкви, уже сейчас раскрылась в полноте. Глядя на Божию Матерь, зная благодать, которой сподобляет нас Господь, мы сознаем, как велико наше призвание. Слава рода человеческого уже началась и не будет никогда отнята от тех, кто во Христа крестился и во Христа облекается. Да, «ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда от звезды славою разнится», но эту славу Божия Матерь приняла не для Себя одной, а для того, чтобы эта слава Ее заступничеством принадлежала всем Ее детям, которых Она больше любит, чем родная мать своих детей.

http://pravoslavie.ru/60963.html

Боголюбово. Боголюбский женский монастырь. Собор Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Собор Боголюбивой Божией Матери построен по проекту столичного архитектора К.Тона, и, как полагают некоторые современные специалисты, это его удачная " подработка " , где он повторно использовал свои же чертежи храма Христа Спасителя в Москве. Отсюда и размах и масштаб и качество решений. Помимо архитектурных достоинств храм был оборудован настолько совершенной инженерной системой воздушного отопления, что на сегодняшний день современными средствами и технологиями превзойти её эффективность за разумные денежные средства не преставляется возможным. В советское время, до начала 1980х годов, собор использовался под Государственный архив кинофотодокументов, который и был заказчиком первоначальной проектной документации на ремонтно-реставрационные работы. К этому времени здание сильно обветшало. Работы начались, однако с выездом архива были приостановлены на неопределенное время. По требованию Архива в 1985 году на его технологические нужды был разработан вариант теплой одноэтажной выгородки внутри собора площадью около 800 кв.м., остальное вышележащее пространство предполагалось оставить как есть. С принятием решения об организации на базе комплекса сооружений Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитекруры, Боголюбский собор был вновь перепроектирован под нужды нового заказчика с включением в работу огромных площадей подвала. Однако перепланировки так и не успели осуществиться. В начале 1990х монастырь целиком был передан Владимирской Епархии. Начатая в 1985 году реставрация собора продолжается и по сей день. Закончены фасады, повторно перекрашены главы, внутри собора в стадии завершения реставрация фресок на гигантской поверхности стен и сводов. По качеству и визуальному восприятию Боголюбовские фрески ничуть не уступают новодельным в храме Христа Спасителя в Москве. Предлагаю для ознакомления часть документа, составленного по просьбе о.Иеронима, настоятеля монастыря в начале 1990х годов.

http://sobory.ru/article/?object=02497

Лобаново. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная Знаменская церковь возведена при С.М. Долгорукове в 1749 г. Колокольня и трапезная с приделами Всемилостивого Спаса и Сергия перестроены в 1822 г. на средства П.Я. Куприянова. Ордерная система здания сочетается с русским декором. Под трапезной расположен склеп Куприяновых. После длительного перерыва возобновлена служба. А.А. Колмовской Каменная церковь Знаменской Божией Матери с приделами Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского своим появлением обязана владельцу села князю Сергею Михайловичу Долгорукову. Она построена в 1749 г., а деревянная же Покровская церковь с того времени стала называться кладбищенской. Благоустраивал каменную церковь сын Сергея Михайловича Долгорукова князь Алексей Сергеевич, вышедший в отставку в чине подполковника и длительное время живший в селе. Он приобрел для церкви колокол весом в 106 пудов, обнес ее каменной оградой с железными решетками и святыми воротами, устроил в церкви фамильную усыпальницу. О нем, как храмоздателе, напоминала памятная доска с датами его рождения и смерти, находившаяся против придела преп. Сергия Радонежского. Каменная колокольня церкви ввиду ветхости, а также малой высоты, «…через что уничтожался звук колокольного звона», в 1822 г. была перестроена. Новая колокольня имела теперь четыре яруса, и звон колокольный разносился до самых удаленных деревень прихода. В 1831 г. село сменило владельца: новым владельцем стал участник Отечественной войны 1812 г. и взятия Парижа князь Павел Яковлевич Куприянов, генерал от инфантерии, награжденный почетными Российскими орденами, в том числе орденом Александра Невского с бриллиантами, — он вышел в то время в отставку и поселился в Лобанове. В 1847 г. он получил разрешение от Духовной консистории на перестройку трапезной части церкви. Теперь трапезную украсили карнизы в виде поясков в три ряда с уступами от крыши, над ее двускатной крышей возвели пять глав с позолоченными звездами и восьмиконечными вызолоченными крестами с цепями. Наружные стены с севера и юга украсили изображения свв. апостолов, а с востока в небольших нишах под карнизом были помещены иконы Спасителя, Знамения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая. Внутри церкви пол выслали лещадью, в приделах сложили изразцовые печи. Новые четырехъярусные иконостасы и царские врата украшала резьба на белом фоне. Во втором ярусе трапезной художником Константином Боринковым были исполнены четыре евангелиста, а над западным входом икона Спасителя в рост. К девяти колоколам добавили средний в 64 пуда и сторожевой в 30 пудов. Освящена церковь в 1851 г.

http://sobory.ru/article/?object=02062

М. Александровский Г. Часовни 3десь перечисляются те часовни, которые постоянно посещаются молящимися, а также те, которые по своему внешнему виду очень заметны для всякого приходящего или проезжающего по улицам и площадям. Опущены 1) все надмогильные часовни разных кладбищ; 2) почти все часовни при больницах, богадельнях и полицейских управлениях, назначенные для выноса покойников; 3) те часовни при монастырях и церквах, которые не находятся в особых для них построенных помещениях. Не перечислены также те небольшие находящиеся на улицах сооружения с иконами, которыя едва ли могут быть названы часовнями. Печерской Божией Матери. Находится при кремлевской церкви Риз Положения и имеет общее с нею крыльцо. Икона в древности помещалась снаружи в верхней части западной: церковной стены. С XVII века место около церкви постепенно застроивалось, и стена с иконой оказалась уже внутри дворцовых помещений. 2. «Великого Совета Ангел». Часовня Спасителя на Красной площади, по правую сторону Спасских ворот. Принадлежит Покровскому собору. 3. «Великого Совета Откровение». Часовня Божией Матери на Красной площади, по левую сторону Спасских ворот. Принадлежит Покровскому собору. Христа Спасителя, на Красной площади, по правую сторону Никольских ворот. Принадлежит Казанскому собору. Николая Чудотворца, на Красной площади, по левую сторону Никольских ворот. Принадлежит Казанскому собору. Владимирской Божией Матери, на Никольской, у Владимирских ворот. Икона при этих воротах была поставлена, вероятно, еще в XVI веке. Затем была устроена часовня, вместо которой в 1692 году была воздвигнута церковь . Нынешняя часовня с новым снимком с иконы существует при церкви с 1805 года. Великомученика Пантелеймона. Построена в 1883 году на Никольской, у Владимирских ворот. Принадлежит русскому Пантелеймоновскому монастырю на Афонской горе. Николая Чудотворца, на Никольской. Принадлежит Никольскому греческому Монастырю, который состоит в зависимости от Иверского монастыря на Афонской горе. Часовня существовала в XVIII веке, перестроена в ХХ-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010