Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОТРАДА ИЛИ УТЕШЕНИЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Греч. «Παραμυθα» - «Парамифия» (дословно «Утешение»), Ватопедская, «Отрада и Утешение», «Отрада») (празд. 21 янв.), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Афоне, представляющий собой фрагмент росписи XIV в. из экзонартекса кафоликона мон-ря. По преданию, чудо от иконы произошло 21 янв. 1320 г. (др. дата - 807 г., не соответствует датировке образа). Банда пиратов приплыла к Ватопеду и, укрывшись, ожидала, когда откроют монастырские ворота, чтобы ограбить обитель. По обыкновению, после утрени игумен должен был во внешнем притворе собора передать ключи от ворот привратнику, но вдруг услышал голос от образа Божией Матери, запретивший отворять ворота в этот день, а подняться на стены и отразить нападение разбойников. Игумен узрел, что Богомладенец на иконе закрывает уста Пресв. Деве со словами: «Не надо, Мати Моя, не возвещай им сего, пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». Но Она отвела руку Сына и, обращаясь к игумену, повторила предостережение. Собравшиеся монахи увидели, что изображение на иконе изменилось в соответствии с рассказом настоятеля. В память о чудесном избавлении обители перед образом горели неугасимая лампада и «свеща великая». Впосл. образ (140×120 см) был снят со стены и перенесен в парекклисион Парамифии кафоликона (программа рописи 1677/78 критского мастера посвящена Божией Матери). Там совершали постриги; в наст. время в парекклисионе ежедневно служат молебен, в пятницу - литургию. Поясной образ относится к типу «Одигитрия». Младенец восседает на левой руке Богоматери, Его фигура немного отклонена назад, взор обращен к Пресв. Деве. Характерная особенность извода - поднесенная к Ее устам правая (несоразмерно длинная) рука Иисуса Христа, в Его левой руке - свиток (расположен почти горизонтально над коленом); левая ножка поднята выше правой. Голова Божией Матери обращена влево, от Младенца, правой рукой Она держит Его за запястье. Чепец и туника Богоматери синего цвета, мафорий коричнево-фиолетовый с золотой каймой и звездами, хитон Спасителя коричневый с красным клавом, гиматий охристый с ассистом. Нимбы золотые, фон иконы синий, на нем надпись: «Η ΠΑΡΑΜΥΘΙΑ». Типы ликов восходят к образам палеологовского искусства: черты лица Богоматери крупные, с миндалевидными глазами и удлиненным носом, Младенец с округлым лицом; письмо ликов контрастное (по темному санкирю), с энергичным рисунком. Образ поновлялся в позднее время (по мнению Е. Н. Цигаридаса и П. Х. Пападимитриу, переписан в кон. XVI - нач. XVII в.; не исключено, что также в XVIII-XIX вв.), очевидно, в нижней части изображения находится большая вставка с реконструкцией живописи. Судя по относительно раннему списку (келейная икона свт. Димитрия Ростовского, см. разд.: Ватопедская икона Божией Матери), первоначальный рисунок ног Богомладенца и Его одеяний мог быть иным.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Матерь Божия — неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Покров Божией Матери, сказанная 14 октября 1990 года 14 октября, 2011 Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Покров Божией Матери, сказанная 14 октября 1990 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный… Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор, как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, – это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так – Мать и чадо! Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и святее которого нет на земле. «Жено! се, сын Твой!» – звучит с Креста из уст Божественного Страдальца (Ин.19:26). И что значат эти слова?! Отныне, что ни совершится с названым сыном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отныне его небольшие радости будут Твоим счастьем, его боль, беда и скорбь – Твоим великим горем и слезами; и главное – непрестающая дума и забота о чаде, забота, не знающая усталости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына. С тех пор мир наполнился многими знамениями покровительства Божией Матери – знаками Ее материнской любви. Примеров несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней. Память нынешнего праздника, Покрова Матери Божией, сохранена с Х века, когда в годину бедствия, нашедшего на греческое государство – гибель его была предопределена всем ходом событий – «и не имам заступающаго». Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, обложило Константинополь с единственной целью – стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей же предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их.

http://pravmir.ru/mater-bozhiya-neischer...

П.И. Тихомиров Скачать epub pdf I. Чудотворная Икона Знамения Божией Матери Одно из самых замечательных изображений Божией Матери, – это изображение Ее на Св. Иконах известных под названием Икон Знамения. Здесь Богоматерь представляется молящеюся с воздетыми руками и при Ее персях в круглом сиянии Божественный Младенец, правою рукою благословляющий, а в левой держащий свиток. И такое изображение Богоматери есть не историческое, а символическое; потому что Пресвятая Дева представлена не держащею в объятиях Сына, а только проявляющею Его миру в лоне Своем. Здесь изображение Спасителя в виде Младенца, осиеваемого светлыми лучами в утробе Марии, означает неизреченное нисхождение на землю Господа и воплощение Его от Приснодевы, а в изображении Пречистой Девы аллегорически выражена материнская любовь и близость Ее к Богомладенцу, Ее непрестанное и мощное ходатайство за мир. Один ученый известный своими исследованиями о Римских древностях в объяснении такого изображения Божией Матери на Иконах, говорит, «что Пречистая Дева представлена в молитвенном положении с воздетыми к небу руками и Божественным Младенцем на персях для того, чтобы видно было в самом Ее прославлении, различие подобающего Ей чествования, от поклонения какое свойственно Божеству, ибо Она сама молится Сыну своему и Богу» 4 .  В Церкви Христовой такое изображение Богоматери появилось с самых древних времен и относится еще к первым векам Христианства; поточу что икон в этом роде до ныне много сохранилось в Римских катакомбах, где христиане первых веков, скрываясь от гонений язычников, совершали свои тайные собрания и Богослужение. Г. Муравьев, описывая катакомбы Св. Агнисы древнейшие в Риме, между прочим говорит, что он видел в них и сие св. изображение. «Против входа из галереи, есть еще престол, или бывшая гробница во впадине, а над нею, в полукружии арки, образ Знамения Божией Матери, хорошо сохранившийся и, по сторонам Ее, два молящиеся лица 5 . Такая точно Икона Знамения, по словам его, принесена была из Иерусалима в Царьград Императрицею Евдокиею, а оттоле похищена крестоносцами в Венецию, где она до ныне находится в соборе св. Марка 6 . Подобное изображение Богоматери встречается и на монетах Византийских Императоров X и XI века, только длани у Божией Матери не распростертые, но прижаты к персям 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Началом сознательного почитания в Церкви земной Матери Спасителя, Пресвятой Девы Марии, явились, как это теперь научно установлено 2 , те большие христологические споры, которые надолго потрясли христианский мир после того, как им была преодолена арианская ересь. Определенно засвидетельствованное в момент Ефесского собора, который, как известно, заседал в храме, посвященном Божией Матери, почитание Ее начало после этого необычайно быстро распространяться; возникли богородичные праздники, стала развиваться богородичная гимнография, начали говориться на богородичные темы проповеди и очень скоро Божия Матерь заняла в церковном благочестии то совершенно исключительное место, которое нашло свое главное выражение в византийском богослужении, прославляющем Ее как Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим. Но также известно, что ни в свое время византийское богословие, ни в наши дни богословие православной Церкви не выяснили значения этого совершенно исключительного почитания и, главное, не только не дали систематического изложения православного учения о Божией Матери, но и не показали связи этого учения с основными церковными догматами. Правда, ряд современных богословов занялся вопросом о Богоматеринстве в связи с Богочеловечеством 3 и уяснил в этой области очень многое. Но это еще не есть разрешение проблемы в ее целом. Проблема же о богословском значении почитания Божией Матери, о его оправданности с точки зрения Евангелия, о его месте в общем контексте христианского вероучения приобретает в настоящий момент первостепенную важность хотя бы по тому интересу, который вопрос о почитании Божией Матери представляет для экуменического диалога, ибо хорошо известно что он является одним из главных пунктов, в которых между собой расходятся три основных христианских вероисповедания: Православие, римо-католичество и протестантизм. И потому проблема эта рано или поздно должна будет встать перед православным богословским сознанием во всей своей полноте и сложности. Не претендуя никоим образом дать исчерпывающее разрешение этой проблеме, настоящее исследование мариологического вопроса имеет своей целью определить главные догматические предпосылки всего исключительного характера почитания Божией Матери православной Церковью и уяснить значение некоторых его сторон. Предметом его анализа преимущественно будут богословские мотивы и темы, выставляемые в богородичных службах и богородичных песнопениях.

http://pravmir.ru/velikoe-znamenie-tsars...

Мичуринск. Кафедральный собор Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Решение о строительстве собора было принято в 1848 году, заложен в 1849 году. Собор строился в течение 24 лет по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона в знак благодарности Пресвятой Богородице за избавление от эпидемий холеры 1831 и 1847 годов. По исполнению является копией московского Храма Христа Спасителя. Значительная часть денежных средств на постройку была пожертвована козловским купцом Герасимом Вороновым. Собор способен вместить до пяти тысяч прихожан. Церковь в честь иконы Божией Матери " Боголюбская " сооружалась с 1849 по 1873 гг. В 1848 г. козловское городское общество приняло решение о строительстве храма как памятника милосердию Богоматери, покровительницы Козлова во время эпидемий холеры в 1831 и 1847 гг. В то время в церковной архитектуре господствовал русско-византийский стиль, создателем которого был знаменитый русский архитектор К.А. Тон. Построенная по его проекту в Петербурге в 1834-1842 гг. церковь в честь Введения в святой храм Пресвятой Богородицы явилась прообразом храма Христа Спасителя, заложенного в 1839 г. Следующим воплощением проекта Тона стал Боголюбский храм в Козлове. Средства, необходимые для столь масштабного строительства, были собраны жителями Козлова. Длительный срок возведения храма объясняется сильным пожаром 1865 г., уничтожившим половину города. Только в 1871 г. началось оформление интерьера храма и устройство иконостасов, а в 1873 г. завершилось строительство. Храм представляет собой величественное сооружение с типичными для древнерусской архитектуры деталями: куполами, закомарами, барабанами. Здание в плане квадратное, обширное подкупольное пространство освещается шестнадцатью окнами барабана большого купола. В смутные годы уничтожения церковных святынь Боголюбский храм избежал разрушения. В1990 г. был возвращен Русской Православной Церкви. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет» Козлов (Мичуринск). Боголюбская церковь бесприходная, каменная, построена на добровольные пожертвования граждан г. Козлова, освящена в 1873 году. Престолов три: главный - Боголюбской иконы Божией Матери, придельные – Сретения Господня и преподобного Сергия Радонежского. Имеется местно чтимая Боголюбская икона Божией Матери. Церковно-приходское попечительство есть, опись церковного имущества имеется. Женская богодельня, содержимая на средства церковного старосты Павперова.

http://sobory.ru/article/?object=11321

Содержание I. В борьбе с иудеями II. В борьбе с иконоборством III. Прославление икон знамениями и чудесами     Почитание святых икон было в употреблении в самой глубокой древности. Сам Господь наш Иисус Христос положил основание употреблению икон, изобразив свой пречистый образ на убрусе (плате) для Авгаря, Эдесского владельца. 1 Святой евангелист Лука был живописец, и ещё при жизни Божией Матери принёс к Ней написанные им иконы Её и спрашивал – угодно ли это Ей? Пресвятая Богородица изрекла: «Благодать рождшагося из Мене и Моя да будет с сими иконами». 2 Святой Панкратий, поставленный Апостолами Петром и Павлом во епископа Тавроментского, во время нашествия на его град врагов противопоставил им духовное оружие, с клиром своим он вышел против них с честным крестом Христовым, с иконами – Христа Спасителя и Божией Матери. Страх напал на неверных, и тьма покрыла их: в смятении они стали убивать друг друга, и град остался непобеждённым. 3 В житии первомученицы Фёклы также упоминается об изображении сей первомученицы, от коего получил исцеление один волхв. Издревле также святые иконы служили руководством к религиозному воспитанию юношества. Родители святого Димитрия Солунского имели в дому своём две иконы, украшенные золотом и драгоценными камнями – икону Спасителя и Божией Матери. Когда стал проявляться смысл в святом Димитрие, – родители вводили его в молитвенную комнату, ставили его пред иконами Спасителя и говорили: это есть изображение единого истинного Бога, который сотворил небо и землю; а это, указывая на икону Божией Матери, есть изображение Пресвятой Девы Марии, Богородицы, Матери Его. 4 В ложнице святого Иоанна Златоуста , где он писал свои толкования на священное писание, находилась икона святого Апостола Павла. 5 Но догматическое учение о почитании икон раскрыто главным образом святыми Отцами VII, VIII и IX века. В это время срацины огнём и мечом распространяли свои владения, налагали дань на побеждённых, от которой освобождали только под условием принятия ислама .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Период первый. О чудотворной иконе Почаевской Божией Матери, от явления её до поступления Почаевской Лавры под власть униятов (1559–1720 г.) «Неисповедимы судьбы Господни! Благоволивши почтить Пресвятую Богородицу на горе Почаевской, и таким образом осчастливить христианский род спасительными средствами, (Господь) прежде всего отличает эту св. гору материнскою Стопою, дабы за тем таким образом уготовить себе и своей Матери путь к вожделенному обитанию между верующими, как и во времена позднейшие действительно воссел Он на той же св. горе, как бы на некоем Сионе–в иконе своей Пресвятой Матери, подавал от неё всякому приходящему обильные милости д неисповедимые свои благодеяния. (Преславная гора Почаевская, стр. 6). В половине XVI века на Волыни, близ Почаева, в поместии Орле, в настоящее время именуемом Урлою, проживала благочестивая православная помещица Анна Ерофеева из Козинских по фамилии Гойская, оставшаяся вдовою по кончине своего мужа Василия Богдановича Гойского, бывшего судьи земства Луцкого 6 . В то время, между прочим, путешествовал, по Волыни, на пути из Москвы, греческий митрополит именем Неофит, и в 1559 году, проезжая чрез имения Гойской, по усиленной просьбе ее, остановился в доме «ее милости», и здесь пробыл несколько времени, отдыхая от путных, трудов своих» 7 . Не известно, что привело Неофита на Волынь в это время. Ни «Гора Почаевекая», ни «Преславная Гора» не говорят об этом ни слова. Напротив того, в «Книге чудес» находим прямое указание, что «коея вины (Неофит) путь свой правяще, не известно». Книга эта догадывается только, что сие было «или посещения ради епископов, здесь в России живущих, или иные причины ради» 8 . Надобно думать, что это был один из тех греческих иерархов, которые в XVI веке в таком обилии являются в пределах западного края России, но поручению патриарха Константинопольского, вследствие постоянных религиозных смут, возникавших здесь по поводу приближавшейся церковной, Брестской унии 1596 года. Кроме этого известно, что вообще Волынь искони служила переходным пунктом для восточных святителей и др. лиц, отправлявшихся в Киев и на север России в Москву для сбора подаяний и по другим надобностям 9 . Неофит мог ехать через Орлю даже из Почаева, или по дороге в Почаев, куда, по всей вероятности, он заезжал для поклонения благодатной Стопе Божией Матери, известной на горе Почаевской с самых древних времён, как догадываются, еще с 1240 года по Рож. Христовом 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

«Когда весь народ начнет молиться» Беседа с архимандритом Тихоном (Ильговым), настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Луганске 2015 год в Луганске объявлен годом духовности. Для духовенства и верующих людей это, в том числе, награда и за молитвенный подвиг – непрерывные молебны возле бывшего СБУ, на блокпостах, на дому и за многие крестные ходы с чудотворными иконами, которыми исходили наши батюшки с паствой своей вдоль, вокруг и поперек всю Луганщину. Есть в Луганске храм Казанской иконы Божией Матери. Находится он в конце улицы Карла Маркса, которая, как и весь старый центр Луганска, сильно пострадала в летне-осенний период от артобстрелов. Настоятель храма архимандрит Тихон (Ильгов) благодарит Бога за то, что храм остался цел, а самое главное – невредимыми остались его старинные иконы, среди которых и особо почитаемые Казанская икона Божией Матери и чудотворная икона Спасителя Иисуса Христа, приложиться к которым приезжают верующие со всех уголков республики. Кроме многих икон внимание привлекает деревянный короб. Он содержит мощевики таких святых, как преподобные Сергий Радонежский, Александр Свирский, Серафим Саровский, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, великомученица Параскева, преподобный Кукша Одесский, великомученица Варвара. Из истории известно, что еще в 1864 году за счет общества купцов и мещан Луганского Завода неподалеку была построена каменная трехпрестольная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В те годы она была единственной пятикупольной церковью в городе. В 1910 году к ней была пристроена тоже единственная в городе трехъярусная колокольня. В 1935 году собор был закрыт советской властью, а в последующие годы и вовсе снесен. А улица Казанская, на которой находился храм, переименована в улицу Карла Маркса. Сейчас службы отправляются во временном помещении. Отец Тихон уже многие годы молится о том, чтобы появилась возможность на месте старого основания восстановить утраченный типовой белокаменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Но для этого его нужно еще построить, воплотить в жизнь задуманное, а тут война…

http://pravoslavie.ru/76798.html

Ростов. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь Козьмы и Дамиана, церковь Космы и Дамиана Карта и ближайшие объекты Ростовский храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана находится в восточной «пролетарской» части города, той, что ближе к Ярославлю. Построенный в 1777 году, он был закрыт одним из первых в 1926 году. В начале 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В храме приспособлена для богослужения теплая трапезная часть храма и, хотя храм не имеет особых замечательных святынь, он стал «домашним» для окружающего его жилого района. В старом Косьмо-Дамианском храме хранились очень древние иконы, ставшие в послереволюционные годы добычей музейных хранилищ. Среди них икона Спасителя 13 века. Впоследствии, в 14 веке эта икона была перевернута сверху вниз, и на ней был написан образ «Странноприимство Авраама», более известный нам как образ Пресвятой Троицы. Теперь эта икона в фондах Третьяковской галереи. Самая старая и подлинная икона из нашего храма находится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль». Это икона Божией Матери, датируемая искусствоведами 16 столетием. Икона называется «Одигитрия», хотя ее иконографический тип не относится к известной иконе «Смоленской-Одигитрии». По иконографии наша икона близка к иконе «Страстная», в ней Богомладенец Христос прижимается щекой к левой щеке Богоматери. Одной рукой Он берется за мафорий на Ее плече, а другая Его рука вложена в Ее руку. В старинном Ростове и его округе «Одигитрия» – универсальное название икон Божией Матери. Так называли икону из кафедрального собора, хотя по иконографии это «Владимирская». В 16 веке в Ростовский монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба привезли икону Божией Матери «Римскую-Лидскую», но иноки все равно называли ее «Одигитрией». В начале 17 века, после Смутного времени в Ростове была проведена первая перепись.

http://sobory.ru/article/?object=00601

Торжок. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Знаменская церковь построена в 1784 году.Закрыта в 1930 году. В настоящее время в церкви размещаются: компьютерная фирма ООО " Крона " , инспекция по охране историко-культурного наследия, фонд социального страхования. Источник информации: «Краеведческий альманах». 2004 год, г.Торжок. Крестознаменская церковь посвящена чудесному событию, бывшему 7 мая 357 г. в Иерусалиме - явлению на небе креста, состоявшаго из света и распростёртого от Голгофы, места распятия Спасителя, до Елеонской горы, места его вознесения. Чудесно явившееся на небе крестное знамение светом своим превосходило сияние солнца (событие это было в полдень), и многие из жителей видели это дивное явление, описанное затем Иерусалимским патриархом святым Кириллом. Каменное здание Знаменской церкви было построено в 1784 г. На втором этаже её был храм, посвящённый Знамению Честного Креста, на первом - храм святой великомученицы Екатерины в память о существовавшей рядом раньше Екатерининской церкви. Церковь закрыли для богослужений в 1930-1931 гг. Её здание дошло до нас в перестроенном виде, искажающем облик храма. По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, " Лилия Принт " , 2002. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " расположена рядом с церковью Георгия Победоносца. Каменная церковь иконы Божией Матери " Знамение " с приделом святой великомученицы Екатерины Александрийской возведена в 1784 году на месте деревянной обители клетского типа, сожженной литовцами. Объемная храмовая композиция, ядром которой является двухсветный четверик, несущий массивный световой восьмигранный объем, завершенный куполообразной кровлей и луковичным венчанием, снаружи оштукатурена и окрашена. К четверику примыкают алтарная апсида, трапезная в одной связи с ярусной колокольней и притвор. В верхнем храме, освященном в честь Знамения Честного Креста, хранилась древняя икона Успения Божией Матери, в нижнем Екатерининском храме - икона Знамения Пресвятой Богородицы, написанная в 1761 году. Большей частью иконы были написаны художником Пешехоновым. Храм закрыт и разграблен в 1930-1931 годах.

http://sobory.ru/article/?object=11693

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010