Владимирская икона Божией Матери. XII в. Фото Михаила Еремина ЖМП 6 июнь 2021 /  6 июля 2021 г. 13:00 Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет! К 500-ЛЕТИЮ ЧУДЕСНОГО СПАСЕНИЯ МОСКВЫ ОТ НАШЕСТВИЯ КРЫМСКОГО ХАНА МАХМЕТ-ГИРЕЯ ЗАСТУПНИЧЕСТВОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЧЕРЕЗ ИКОНУ ЕЕ ВЛАДИМИРСКУЮ Владимирская икона Божией Матери — это икона, родная сердцу каждого верующего человека. Владимирская Богоматерь — образ любви: и Матери, и Сына, и Бога, и нашей души, которая в молитве припадает к своему Спасителю. Через этот образ Богородица не раз отводила от Руси неприятеля. Спасение от завоевателей в 1521 году, по преданию, стало возможным тоже по молитвам москвичей к Владимирской иконе Божией Матери. Перед этим образом венчались на царство российские монархи, избирались Патриархи, перед ним молились в дни бедствий и смут. Икона эта освятила и соединила все столицы Древней Руси — Киев, Владимир, Москву.  PDF-bepcuя. Исторический контекст Согласно церковному преданию («Повесть о Темир-Аксаке» XV века), икона была написана в Иерусалиме евангелистом Лукой, который почитается как первый иконописец. Однако исследования показали, что ее написали на рубеже XI–XII веков в императорских мастерских Константинополя. На Русь, как сообщают летописи, список этой иконы попал в первой полови­не XII столетия. Икону, известную нам сегодня как Владимирская, вместе с другой иконой, именуемой Пирогощей1, привезли в дар от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверга киевскому князю Мстиславу Владимировичу. После торжественной встречи икону поставили в женском Богородичном монастыре на Вышгороде под Киевом, где она прославилась чудесами. Одно из первых было связано со спасением младенца. Предание эту историю передает так. Женщина с грудным ребенком переправлялась через ­Днепр на лодке. Неосторожное движение лодочника привело к тому, что ребенок выпал за борт. Все были уверены, что он утонул. Но когда в неутешном горе рыдающая мать прибежала в церковь на Вышгороде помолиться о своем утонувшем сыне, она неожиданно обнаружила его живым, лежащим перед образом Богоматери. С того времени эта икона Богородицы стала особо почитаема как покровительница материнства; женщины приходили к ней, чтобы помолиться о своих детях, об их физическом или духовном спасении.

http://e-vestnik.ru/analytics/vsyak_upov...

Закрыть Главное условие молитвы Слово в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери Протоиерей Александр Шаргунов   08:47 01.07.2021 8919 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Боголюбская икона Божией Матери была написана в XII веке после чудесного явления Пресвятой Богородицы благоверному князю Андрею Боголюбскому. Князь направлялся из Киева в Суздаль. Проезжая свой удельный город Вышгород, он, по внушению свыше, тайно увез оттуда чудотворную икону Божией Матери, написанную, согласно церковному преданию, евангелистом Лукой. Князь Андрей имел намерение отвезти икону в Ростов Великий. 18 июня 1155 года, во время пути, недалеко от Владимира-на-Клязьме, кони княжеской дружины внезапно остановились и не могли сдвинуться с места, удерживаемые невидимой силой. После долгой молитвы князя и его духовника явилась Сама Владычица Богородица со свитком в правой руке и сказала, что не желает, чтобы Ее образ был поставлен в Ростове. Она повелела отнести икону во Владимир, а на месте Ее явления построить каменную церковь в честь Ее Рождества. Исполняя волю Царицы Небесной, князь Андрей отвез икону во Владимир, где впоследствии построил каменный собор в честь Успения Божией Матери, в который был перенесен чудотворный образ. Эта икона стала называться Владимирской. На месте явления Пресвятой Богородицы святой князь Андрей поставил Богородице-Рождественскую церковь. Монастырь и город, образовавшиеся вокруг церкви, он назвал Боголюбовым. В память о чудесном явлении князь Андрей велел написать икону, изобразив на ней Богородицу так, как Она ему явилась: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю, также изображенным на иконе благословляющим с небес Свою Пречистую Матерь. Божия МатерьМатерь Господа нашего Иисуса Христа и Матерь учеников Христовых. Мы узнаем Ее таковой в особенности у Креста Христова, когда Господь вверяет апостола любви Своей Матери. Она — Матерь учеников, Матерь Церкви, как видим мы Ее ходатайствующей за всех в Кане Галилейской, Она внимательна к просьбам и нуждам нашим, Она передает их Своему Сыну, и Она приводит нас к Нему. Она учит нас, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святого (разве не от Нее воспринял преподобный Серафим Саровский эту тайну?), что мы призваны уподобиться по дару благодати Ее Божественному Сыну и быть достойными именования чадами Отца Небесного. Она стоит на страже возрастания в нас нового человека, рожденного от Духа. Ее заступничество — материнское.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/01/gl...

Астрахань. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Карта и ближайшие объекты История храма Казанской иконы Божьей Матери в городе Астрахани началась более 250 лет назад. Храм, который видят наши современники, - уже третий. Он был построен в начале XX века на пожертвования астраханских купцов и в день престольного праздника 4 ноября 1907 года был торжественно освящен. Храм высокий, просторный и светлый. Его кровлю венчали пять куполов, две башенки и 20 метровая надвратная колокольня с двумя звонами. Убранство храма поражало своим изяществом и красотой. Храм весь был расписан евангельскими сюжетами. Прекрасный голубой фарфоровый иконостас украшал и отделял алтарную часть. В центре и в каждом приделе сверкали хрустальные, позолоченные паникадила. Храм был не только украшением Астрахани, но и всего Поволжья. Его так и называли - жемчужина Поволжья. В послереволюционные годы храм постигла печальная участь. Он был разграблен ив 1923 году окончательно закрыт. Эта святыня была обезглавлена (снесли несколько глав и разрушена колокольня). Поруганный храм использовали как зерносклад, потом под склад импортной обуви. Богослужения в храме начались 15 июня 1991 года, когда Преосвященнейший епископ Филарет отслужил в нем первый молебен. Внутри храм полностью восстановлен, весь расписан и украшен. Со стен и колонн храма смотрят на молящихся лики Святых, преподающих благословение на молитву. Пятиярусный иконостас центральной части украшен лепниной и позолотой. У центральной иконы «Воскресение» приклонились два Ангела, сверкающие серебряными крыльями. Особенно притягивает взор нижний ярус иконостаса. Все его иконы украшены чудными ризами из бисера и поражают своей красотой и уникальностью убранства. В храме много икон спасителя, Божьей Матери, многочисленных Святых. Самой большой святыней храма является Казанская икона Божьей Матери. Эта икона поражает своими размерами - 2,0х1,8 м. На украшение этой иконы ушло 35 кг бисера. С 2000 года эта икона украшает храм. По материалам книги, изданной к 100-летию храма Казанской иконы Божьей Матери г. Астрахани «Юбилей жемчужины Поволжья». г.Астрахань, 2007 г. Сборник составил протоиерей Валерий Павлов

http://sobory.ru/article/?object=01042

Слова и проповеди. Успения Божией Матери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Слово о воскресении мертвых Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Лука сегодня благовествует во всей вселенной тот случай, когда Господь Иисус Христос у ворот города Наина воскресил юношу — сына бедной вдовы. Христос Спаситель благоволил войти в этот город с проповедью Евангелия, и у самых ворот встречает Он процессию с покойником. И не так велика была процессия, но велик был вопль и плач матери-вдовы, потерявшей сына, и стенание сочувствующих ей сердец. И Господь Иисус Христос умилосердился об этом трагическом случае с матерью и велел остановиться процессии и, взяв за руку покойника, сказал: “Я тебе говорю, встань”. И покойник ожил, из ада возвратилась в тело душа, сердце забилось, мозг заработал, кровь стала пульсировать, как сейчас говорит нам наука… и юноша сел на носилках. (Гроба же как тогда, так и сейчас нет на Востоке.) И Господь отдал его матери. И та мать, которая с горькими слезами провожала покойника, не имея ничего большего, теми же слезами стала благодарить Господа Бога Иисуса Христа за воскрешение сына и возвращение ей того, кто был всей ее надеждой. (Она надеялась, что сын, возмужав, возобновит семью, возобновит фамилию, и мать тайно молилась, чтобы в доме была удачная невестка. Потому что в древности глубокой говорилось — неудачная невестка, что ложка соли или перцу в бочке с медом, все портит.) Итак, мать получила сына воскрешенным, и жизнь воскресла в сознании матери, жизнь воскресла в юноше, жизнь воскресла в семье. Так вот, сегодняшнее воскрешение юноши и возвращение его осчастливленной матери является для всех нас уроком и напоминанием о том, что человек сотворен с бессмертной душой, по образу Божию и по подобию Его, потому что человека создавала вся Троица. Когда заканчивалось творение мира в шестой день, то Троица Святая — Отец, Сын и Дух Святый — совещались между собой: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”. И образ — картинный, фигурный, и внутреннее подобие — богоподобие.

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi/

Преданность Богу, по примеру Божией Матери. Два поучения на Успение Пресвятой Богородицы 1. На всенощной Когда Архангел Гавриил благовестил Пресвятой Деве Марии о зачатии и рождении Ею Спасителя мира, – Она, успокоенная Ангелом, что сие совершится без нарушения Её обета девства, силою Святого Духа, в глубоком смирении не что иное рекла, как: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему! Всецелая преданность в волю Божию, выраженная сими словами, составляла основное правило всей земной жизни Пресвятой Девы; везде, во всех обстоятельствах жизни, она, по изображению Евангелистов, смиренно слагала в своем сердце все видимое и слышимое в глубокой преданности воле Божией. Благо тебе будет, христианин, и на небеси, и на земли, если, по примеру Матери всех нас христиан, нашей Заступницы и Ходатаицы, и ты сделаешь главным правилом своей жизни всецелую преданность воле Божией, если устроишь свою жизнь так, чтобы мог сказать вместе с Псалмопевцем: на Господа уповах ( Пс.10:1 ). Подражая примеру Матери Божией, ты должен стараться о том, чтобы всего себя и все свое отдать в волю Божию, препоручить Его верховному распоряжению. «Да будет со мною всегда и везде, что Богу угодно: я стану только внимательно смотреть на себя и вокруг себя, и действовать всегда пред лицем Господним, исполняя свой долг и шествуя путем, который мне указан в жизни. Господь – мой Владыка, Помощник и Отец: к Нему буду относить все, чего ни достигну, что ни потеряю, чем ни утешусь и чем ни оскорбею». Вот весь план твоей жизни, основанный на разумной и сердечной преданности Богу. Он прост и краток; но в нем есть все. Нужно ли известное и верное направление жизни? Самый определенный характер дает ей преданность Богу. Нужна ли защита в скорби и услаждение в горести? Чашу отрады и благодушия подает преданность Богу. Нужна ли опора и облегчение в делах благочестия и веры? – Помощницею верною и неизменною является и здесь преданность Богу. Нужно ли самой добродетели особенное украшение и приятность? – Украшает и услаждает ее преданность Богу. Все это в ней есть, точно так же как ничего такого нет вне её.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

ЦВ 23 (444) декабрь 2010 /  7 декабря 2010 г. Служение Патриарха Кирилла c 25 ноября по 7 декабря 2010 25 ноября, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» и день празднования 650-летия основания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение воссозданного монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы. По прибытии в монастырь Святейший Патриарх Кирилл приложился к главной святыне обители — чудотворной иконе Божией Матери «Милостивая», после чего совершил великое освящение центрального придела собора Рождества Пресвятой Богородицы. Остальные шесть приделов собора освятили сослужащие архиереи. Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение первой Божественной литургии в воссозданном храме. Перед малым входом за усердное служение Церкви Божией и труды по возрождению Зачатьевской обители и возведению собора Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил настоятельницу монастыря игумению Иулианию (Каледу) права ношения креста с украшениями, а на великом входе рукоположил насельника Троице-Сергиевой лавры иеродиакона Далмата (Юдина) во пресвитера. По окончании Литургии и славления перед иконой Божией Матери «Милостивая» Предстоятель обратился к собравшимся с первосвятительским словом. Во внимание к усердным трудам по восстановлению обители Святейший Патриарх Кирилл удостоил высоких церковных наград ряд благотворителей и участников проектных и строительных работ. В память об освящении Святейший Патриарх Кирилл передал монастырю образ Божией Матери. Далее Предстоятель в сопровождении игумении Иулиании осмотрел музейную экспозицию в крипте собора. 26 ноября в галерее Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия выставки «Соловки. Голгофа и воскресение», посвященной 20-летию возобновления Соловецкого монастыря. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом, после чего в сопровождении наместника Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) ознакомился с экспозицией.

http://e-vestnik.ru/news/444sluzhenie_pa...

Карачев. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До 1783 года в г.Карачеве в центральном месте Козельской улицы существовала деревянная одноэтажная церковь во имя св. Параскевы-Пятницы, которая и называлась Пятницкой. Кем и когда построена она - неизвестно. В 1783 году рядом с нею была выстроена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой посвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, отчего и церковь получила название Казанской. Постройка этой церкви производилась тщанием купца Алексея Герасимова Сытина, на пожертвования прихожан и других благотворителей. Деревянный же Пятницкий храм был продан и на месте его воздвигнут каменный памятник, сохраняющийся доселе. Из утвари старого храма уцелели только две иконы: во имя Казанской Божией Матери, на которую в 1862 году была сделана сребро-вызлащенная, шитая жемчугом и украшенная камнями, риза, и во имя св. Параскевы – Пятницы, издавна обложенная сребропозлащенною ризою. В 1885 и 1886 годах старанием церковного старосты Ивана Иванова Суслова храм был расширен пристройкою к нему с двух сторон на средства благотворителей. В настоящее время церковь крепка и поместительна; нижний этаж ее теплый, а верхний – холодный. Утварью и ризницею очень достаточна. Между святынями особенно чтимы: 1. Икона Спасителя в образе Предвечного Младенца, лежащего на кресте; 2. Животворящий Крест Господень сребропозлащенный с находящимися в нем частицами св. мощей 30 св. угодников. Пожертвован сей Крест уроженцем г.Карачева из дома Вертиленских, прихожан Казанской церкви, бывшего игуменом и духовником королевы Вюртембергской Игнатием, от которой он наследовал эту драгоценность, как дар; 3. Нерукотворный образ Спасителя – дар прихожанки Анны Петровой Морякиной, замечательной академической работы, весь шитый жемчугом и украшенный камнями. С 15 апреля 1873 года эта икона поставлена местною в главном иконостасе и составляет редкое украшение храма; 4. Заслуживает также внимания, как редкость, св.Евангелие, издания половины 18 века, обложенное серебром и позолоченное. Оно замечательно как по своей величине, так и по весу: вес его 2 пуда 7 фунтов;

http://sobory.ru/article/?object=41535

II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери К оглавлению Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный (acheiropoietos) Спас. История происхождения первого образа Христова передается нам прежде всего текстами службы Нерукотворному Спасу 16 августа: «Пречистаго Твоего лика зрак изобразив, Авгарю верному послал еси, возжелавшу Тя видети, по Божеству Херувимы невидимого...» (Стихира 8 гласа на вечерне) . Или стихира на утрене (4 гласа): «...ко Авгарю богоначертанна письмена послав, просящему спасения и здравия сему, еже от подобия Твоего зрака Божественного». Упоминания об истории Авгаря встречаются довольно часто, особенно в службе, совершаемой в храмах, посвященных в честь Нерукотворного Образа. Но богослужебные тексты не передают подробностей о происхождении образа: они говорят лишь о самом факте . Что касается древних авторов, то они не упоминают о нем вплоть до пятого века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался еще замурованным, местонахождение его не было известно, и о нем забыли. Древнейшее известное нам упоминание об этом образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи». Аддаи был епископом Едессы (541 г.) и в своем труде (если только «Учение ...» написано действительно им) использовал, очевидно, какое-то местное предание или же письменные памятники, нам неизвестные. Древнейший — известный нам — писатель, авторство которого признается неоспоримым, который говорит о Нерукотворном Образе, посланном Христом царю Авгарю, — Евагрий (VI в.). В своей «Церковной истории» он называет этот образ «богозданной иконой». Что же касается самого плата с запечатленным на нем образом лика Христова, то он долго хранился в Едессе как драгоценнейшее сокровище города. Почитание его было широко распространено на всем Востоке, и в восьмом веке христиане праздновали во многих местах Нерукотворный Образ по примеру Едессы .

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «Пресвятая Дева Сама пришла к нам…» К принесению в Москву из Костромы чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская» Николай Кокухин   00:56 24.05.2023 638 Время на чтение 4 минуты Фото: автора Святая Русь снова процветет, «аки крин небесный» Царица Небесная много раз спасала Россию от верной гибели. И ныне, когда мировое зло снова ополчилось на наше Отечество, Она с нами, на переднем рубеже, помогая нам выстоять в последней решающей схватке. Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская», прибыв из Костромы в Москву, находится в Храме Христа Спасителя. Православные христиане (как москвичи, так и гости столицы) устремились к Ней, чтобы облобызать святыню и излить Ей свои нужды и печали. В один из погожих солнечных дней я вошел в Храм. Цепочка людей медленно продвигается к чудотворной иконе, которая находится на возвышении, вблизи амвона; слева и справа от нее корзины с белоснежными хризантемами и ярко-красными розами. Приблизившись к святыне, христиане кладут земной поклон, осеняют себя крестным знамением, а потом с трепетом и благоговением прикладываются к ней. Они просят Царицу Небесную о самом главном - о спасении России, о том, чтобы бандеро-нацистские банды были как можно скорее сокрушены и сатанинский киевский режим подписал безоговорочную капитуляцию. Я помолился о том же. Многие богомольцы не спешат уходить из Храма, слушают вечернее богослужение, которое совершается за закрытыми Царскими вратами, продолжают молиться. Я познакомился с двумя из них. -Я приехала в Москву из Саратова с мамой (ее зовут Ирина Евгеньевна), - поведала мне Юлия Елисеева. - Мама пенсионерка, у нее онкологическое заболевание. Мы обращались ко многим врачам, долго лечились, но болезнь никак не отступала. Когда узнали, что чудотворная икона Божией Матери прибыла в Москву, то решили обязательно увидеть ее. Конечно, в первую очередь мы молились, чтобы Царица Небесная посрамила врага рода человеческого, который натравил на нас очередного антихриста, а потом со слезами попросили Ее, чтобы Она исцелила мою мамочку. И очень надеемся и уповаем, что наши просьбы не останутся втуне.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

Архив Икона Божией Матери Иерусалимская Празднование 12/25 октября Икона Божией Матери Иерусалимская, празднование 12/25 октября. Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода — или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, — народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери. Свидетельство очевидца По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

http://pravoslavie.ru/put/051024144602.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010