Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Старорусской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Крупный кирпичный храм эклектичной архитектуры, сооружённый в 1889-1892 гг. по инициативе архим. Мардария в юго-восточной части монастыря. Однокупольная четырёхстолпная постройка с алтарём и притвором, второй престол Князь-Владимирский. Закрыт не позже 1930-х гг., несколько повреждён в войну. В 1960-х гг. капитально перестроен с разборкой венчаний. Занят спортивной школой. Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 115-119  «Под кров Твой Владычице вси земнороднии прибегаем» Для главнейшей святыни, для иконы Владычицы, возвра­щенной в обитель из Тихвина, иждивением добрых людей да усердием трудника настоятеля с братией устроен обшир­ный соборный храм. Далеко отступил этот храм от древних церквей к самой южной стене обительской, бли­же к городу. «В утешенье и спасительное заступление от всякия нужды и скорби» стоит он и близкий к оби­тели, недалекий и от горожан, усердных почитателей Бо­гоматери. Высоко подымаются стены церковные, украшенные пилястрами, поясами с карнизами. С востока пристроен обширный квадрат с выдающимся посредине полукружием, а с запада — притвор, возвышающийся срединою своею до высоты церковных стен. Со всех сторон на стенах церкви поставлены фронтоны в виде трех кокошникообразных полукружий. Посредине возвышается широкий купол, увенчанный небольшою главою с крестом. Наружный вид храма пестрит украшениями и прилепками, обычными в архитектуре современных жилищ 1). 1) Вместе с папертью и алтарем он тянется, на 18 саж. 1 арш. в длину, в ширину на 12 саж. 1 арш. и в высоту на 11 сажен. Внутри храм легок и светел и представляет из себя обычный четверик. Четыре колонны поддерживают его купол. Этими же колоннами четверик делится на 3 нефа. Прямо при входе открывается резной трехъярусный иконостас главного алтаря в честь иконы Старорусской Божией Матери. Среди изящных колонок, пилястров и резных украшений размещены здесь иконы новейшего письма.

http://sobory.ru/article/?object=34747

Счастливы те народы, которые крепко сохраняют православную веру, чтут Бога в Святой Троице поклоняемого, дивного во Святых Своих. Счастливо наше отечество – святая Русь, цветущая православием . Как в древние века Господь изливал на нее благодать Свою, так и ныне не оставляет ее Своею милостью, совершая в ней многие чудотворения чрез посредство Святых Своих угодников, в особенности же по ходатайству Пречистой и Преблагословенной Матери Божией. Пресвятая Богоматерь всегда была и всегда будет непреоборимым заступлением и всемощным покровом всех православно-чтущих Божественного Ее Сына. Она, ходатайствуя за нас у престола Божия, изливает православному русскому народу обильные струи благодати Божией, содействуя верным христианам достигать доброй христианской жизни и вечного спасения. Сколько раз царствующий град Москва и другие многие грады и веси отечества нашего зрели знамения Ее милости и заступления! Кто из верующих не прибегал и не прибегает под защиту и покров Матери Божией, и кто не получает от Нее по силе веры своей благопотребной помощи! Богатый и бедный, сильный и слабый, вельможа и поселянин, старец и юноша, никто не лишается Ее помощи, никто не отходит от Нее тощ. По всему лицу земли Русской не сияют ли и в наше время своими спасительными чудотворениями благодатные иконы Богоматери? И в ваше время не совершаются ли чрез Ее ходатайство дивные дела Божие для верующих? Да, Святая Матерь Божия и в сии дни не только не оставляет людей Своею помощью, но для нас, слабых в вере и благочестии, являет новые примеры Своего к нам милосердия, новые образы Своего действенного за нас ходатайства ко всемогущему Богу. И ныне, когда многие из христиан нашего времени, отвергая путь веры, хотят жить указаниями только своих чувств и собственного разумения, Милосердый Господь, не хотящий смерти грешника, снисходя нашему маловерию, видимо и осязательно являет чудодейственную Свою силу, подавая исцеления по ходатайству Пречистой Своей Матери, дабы чрез это утвердить и укрепить всех нас в вере и благочестии, которые служат основою благоденствия нашего на земле и залогом вечного блаженства на небеси.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Церковь Гребневской иконы Божией Матери в Москве Гребневская икона Пресвятой Богородицы. Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы. Гребневская икона Богоматери известна со времен Дмитрия Донского. В 1380 году, когда великий князь возвращался с победой после Куликовской битвы, жители древнего казачьего городка Гребня, что стоял на реке Чири, впадающей в Дон, поднесли ему в дар местный, прославленный чудесами образ Божией Матери - в честь его славной победы над полчищами Мамая. Благоверный князь принял святыню с трепетом, увез ее в Москву и с благоговением поместил в кремлевский Успенский собор. Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. «Гребневская летопись», составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость. В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская. Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой, версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III «впал во гнев на Великий Новгород» за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников «к латинству», он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, «что на Бору» (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.

http://pravoslavie.ru/346.html

Рождество Божией Матери: слезы в День рождения Ключевые слова, которые звучат при венчании в молитвах священника и чтении апостольского послания, напоминают нам заповедь Божию о том, что детям предстоит отлепиться от родителей, стать самостоятельными личностями, мужчине и женщине – найти друг друга и стать единою плотью. 21 сентября, 2015 Ключевые слова, которые звучат при венчании в молитвах священника и чтении апостольского послания, напоминают нам заповедь Божию о том, что детям предстоит отлепиться от родителей, стать самостоятельными личностями, мужчине и женщине – найти друг друга и стать единою плотью. «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем» — так поет в этот день Церковь Православная… О Пресвятой Богородице в Евангелиях сказано не так уж много. Ничего не говорится там о Ее рождении на свет… Но так велико среди христиан почитание Пречистой Девы и Матери Спасителя нашего, так крепка любовь к Ней, что почти с самых первых веков церковное предание со тщанием собирает сведения о Ее земной жизни. Один из таких источников – апокрифическое Протоевангелие от Иакова, написанное, как предполагается, во 2 веке (возможно, оно является самым ранним текстом, удостоверяющим почитание христианами Богородицы), — говорит о Её вечном девстве и представляет Её как новую Еву. Протоевангелие, авторство которого приписывается апостолу Иакову, сроднику Христову, повествует о детстве и юности Девы Марии и о событиях во время рождения Спасителя. Мы с вами, конечно, понимаем, что формальной исторической точности фактов в апокрифах искать не приходится, но там есть нечто не менее, а может, и более важное: то, что дает пищу любящему христианскому сердцу, что укрепляет его веру, придает бодрости его упованию… « В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий День Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-bozhiej-mat...

Икона Божьей Матери «Всецарица»: надежда для больных раком Икона Богоматери «Всецарица». Перед ней собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. 30 августа, 2019 Икона Богоматери «Всецарица». Перед ней собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. 31 августа Православная Церковь чтит память иконы Божией Матери «Всецарица», через которую многим страдающим от онкологических болезней была явлена чудесная помощь и исцеление. Чудотворный образ Богородицы «Всецарица» (греч. «Пантанасса») хранится в Ватопедском монастыре Афона, слева от царских врат в соборном храме. По Преданию, икона была написана в XVII веке и стала благословением известного на Святой Горе старца Иосифа Исихаста своим ученикам. На образе изображена Богородица в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На Ее руках Богомладенец со свитком в левой руке и с благословляющей десницей. Правой рукой Богородица указывает на Сына как на Спасителя всех людей. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву. В Москве образу Пресвятой Богородицы «Всецарица» можно поклониться в Алексеевском монастыре (храм Всех Святых), в Новоспасском монастыре и в храме святой мученицы Татьяны при МГУ. С этим образом связано множество чудесных случаев. В России он известен как икона, перед которой молятся онкобольные. Первые исцеления стали происходить в Детском онкологическом центре на Каширке. Чудесный образ, через который многим страдающим явлена чудесная помощь, сейчас находится в храме Всех Святых в Красном Селе (ныне Алексеевский монастырь). Но образ «Всецарицы» регулярно привозят обратно в Онкологический центр для служения молебнов. Икона Божьей Матери «Всецарица» Икона Богоматери «Всецарица», перед которой собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. На их лицах – особый след, который приносит с собой лечение. Это и особенная бледность, которую ни с чем не спутаешь, и редкие ломкие волосы, и взгляд, усталый и устремленный за те горизонты, за которые обычные люди заглядывать боятся.

http://pravmir.ru/ikona-bogorodicy-vseca...

По правую сторону царских врат: 1) Спасителя и над ним, в той же раме, Рождества Христова (в сер. ризе, длин. 2 арш. 13 верш., шир. 1 арш.). 2) Нерукотворного Спаса (в сереб, вызолоченном окладе), с изображением, вокруг него, истории происхождения первого нерукотворного образа – и чудес, бывших от него, и над ним, в той же раме, Богоявление Господне (длиной 12 1 / 2 верш., шириной 10 1 / 2 верш.). 3) Трех Святителей Вселенских: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста и над ним, в той же раме, Воздвижение Животворящего Креста Господня (в сереб. ризе, длиной 2 арш. 13 вершков, шир. 1 аршин). 4) Благовещение Пресвятой Богородицы и над ним, в той же раме, Преображение Господне (длин. 2 арш. 12 вершк., ширина 1 арш., с двумя сребро-позолоченными венцами). 5) Св. Апостола Андрея Первозванного и над ним, в той же раме, образ Сошествия Св. Духа (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., шир. 1 арш). По левую сторону царских врат: 6) Божьей Матери с Предвечным младенцем и над ним, в той же раме, Рождества Богородицы (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., ширина 1 арш.). 7) Знамения Божией Матери (в сребр, вызолоченной ризе), с изображением чудес, бывших в Великом Новгороде от чудотворной иконы и над ним, в той же раме, Благовещение Пресв. Богородицы (длина 13 вершк., шир. 12 вершков). 8) Образ Божьей Матери Всех скорбящих радости (в медной ризе), с изображением: а) целование Пресв. Девы Марии с праведн. Елизаветой; б) Благовестие Пастырям Вифлеемских о Рождестве Иисуса Христа; в) Рождества Христова; г) бегство св. Иосифа и Марии с младенцем Иисусом в Египет, а над ним, в той же раме, Введение во храм Пресв. Девы Марии, (длина 12 вершков, ширина 9 вершков). 9) Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна и над ним Успение Божьей Матери (длиной 2 аршина 13 вершков, шириной 1 аршин с серебро-позолоченным венцом). 10) Св. Николая Мирликийского, в серебро-вызолоченной ризе, с изображением вокруг него чудес, совершенных Святителем, и над ним, в той же раме, Лазарево Воскресение (длин. 13 вершк., ширин. 13 вершк).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Счастливая доля выпала на наш богоспасаемый град. Его благочестивые граждане по милости Божией с давних времен имеют возможность в благоговейном религиозном восторге и при внешнем торжестве сретать чудотворную икону Пресвятой Девы Марии, которая через нее, как заботливая мать о чадах своих, являла и являет свои милости нуждающемуся в помощи православному русскому народу, к богобоязненным жителям нашего града и его окрестностей. Еще задолго до принесения иконы Божией Матери народ толпами из ближних и дальних пространств Русской земли стекается сретить любвеобильную матерь Господа, раскрыть перед ней свою душу и совесть, и поведать ей о своих нуждах телесных и духовных, удручающих душу, получить от нее вразумление и помощь. Простые поселяне, лица благородного происхождения, монашествующее и белое духовенство, светские люди всякого положения, мужской пол и женский, взрослые и дети, все со светильником веры в сердце, религиозным восторгом, оставившие житейские занятия, рано поутру в назначенный день спешат на то уготованное место, где наш пастыреначальник приемлет икону Богоматери в свои святительские реки, осеняет ею наши входы во град и исходы, нивы наши трудовые и вместе со своей паствой просит у нее ходатайства перед Сыном ее Спасителем нашим о наших прегрешениях и даровании благ, для жизни временной и вечной. Верующая душа побуждает каждого православного христианина – богатого и бедного, знатного и незнатного, несмотря на все невзгоды, какие бывают при стечении народном, стремится лобызать ее святое изображение, понести икону на своих раменах, пасть перед ней на землю, принять в своих жилищах богато украшенных или же бедных. Счастливым чувствует себя всякий богобоязненный христианин, исполнивший давно заветные думы – увидеть чудотворную икону Богоматери. И как не радоваться нам появлению Богоматери в нашем граде, особенно в настоящее тяжелое время, когда народ на обширном пространстве нашего отечества несет на себе кару Божию, терпит самые ужасные страдания и бедствия, какие испытывает от голода вследствие неурожая, охватившего громадное пространство родной нам земли. Как не радоваться нам, православному русскому народу, когда мы через молитвы ее испытали на себе при появлении чудотворной иконы ее в нашем граде проявление милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

В 17-ю годовщину Интронизации Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 10 июня 2007 г. 19:41 10 июня, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, которая в этом году совпала с Днем Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей ; Калужский и Боровский Климент , Управляющий делами Московской Патриархии; Челябинский и Златоустовский Иов ; Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Украинская Православная Церковь); Оренбургский и Бузулукский Валентин ; Чебоксарский и Чувашский Варнава ; Екатеринодарский и Кубанский Исидор ; Астанайский и Алма-Атинский Мефодий ; Воронежский и Борисоглебский Сергий , а также собор иерархов Русской Православной Церкви и представители Поместных Православных Церквей. Святейший Патриарх Алексий также совершил молебен у ковчега с честной главой апостола и евангелиста Луки. Эта святыня, хранящаяся в русском Свято-Пантелеимонове монастыре на Афоне, была доставлена в Храм Христа Спасителя накануне вечером . После молебна митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир огласил Поздравительный адрес от членов Священного Синода Русской Православной Церкви по случаю 17-й годовщины Интронизации Святейшего Патриарха Алексия. На молитвенную память митрополит Владимир и члены Священного Синода преподнесли Его Святейшеству Казанскую икону Божией Матери. Поздравительный адрес Святейшему Патриарху Алексию от членов Священного Синода Русской Православной Церкви Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец наш! Милостью Божией сегодня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, перед мощами святого Апостола и Евангелиста Луки мы сподобились сослужить Вашему Святейшеству в этом величественном Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя. Любовью и благодарностью преисполняются наши сердца, ибо ныне вся Полнота Русской Православной Церкви «едиными усты и единым сердцем» возносит молитвы ко Господу Вседержителю о Вас — Великом Господине и Отце нашем, семнадцать лет назад Промыслом Божиим и избранием Поместного Собора возведенным на престол Первосвятителей Московских и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/255687.htm...

IX. Сооружение новой обширной паперти и нового большого колокола Храм был распространен, – устроены внов боковые входы – паперти, – а между тем главная входная паперть оставалась прежняя, – и по своему внешнему виду, по неудобству для входа и малопоместительности не соответствовала уже ново-распространенному храму. В 1893 г. при старост церковном Аврамии Васильевиче Пыхове 84 и эта нужда храма была устранена: устроена была новая обширная (5 X 3 саж.) паперть с тремя наружными входами: над ними по трем сторонам кровли поставлены были три бронзово-позлащенных креста, а на наружных боковых сторонах паперти помещены иконы, писанные на цинке: вверху дв малых круглых иконы Божией Матери („Знамения“ и „Млекопитательницы“), а внизу их св. Иоанна Предтечи, Илии пророка (поясные), и св. Василия Великого и Николая Чудотворца (в рост). Над главным входом помещена (круглая) икона Спасителя благословляющего. Кром большого удобства для входя в храм и выхода из него, новая паперть 85 придала благолепие и всему храму, открывающееся теперь уже при самом вхождении в него, и наружному его виду с западной стороны. Но важное значение сей паперти мы видим особенно в первый день св. Пасхи, когда после крестного хождения вокруг храма (совершаемого в воспоминание св, жен Мироносиц, зело рано шедших ко гробу Спасителя и сретивших Его Воскресшего вне Иерусалима), мы, войдя в паперть и остановившись перед заключенными церковными вратами (в знаменование того, что св. апостолы и мироносицы получили первую весть о воскресении Господа перед дверьми Его гроба), полагаем начало торжественного пасхального богослужения: сколь велегласно и торжественно звучитъ тогда в нашей обширной паперти эта всерадостная пасхальная песнь: „Христос Воскресе“! Храм наш, после всех указанных изменений, стал обширным и величественным. Но звук его праздничного большого колокола (в 630 пудов), был недостаточно силен и не проникал во все отдалонные места нашего обширного прихода. Эту нужду церкви в новом наибольшем по весу колоколе, который бы соответствовал храму нашему, – хорошо понял почтенный прихожанин наш, Петр Васильевич Аристов 86 . Исключительно на его собственное иждивение летом 1901 года на заводе бр. Самгиных был отлит для нашего храма колокол весом в 1023 пуда и 10 фун., ценностию в 25 тыс. рублей. На нем помещены св. иконы: 1) 4 евангелистов, 2) Спасителя, 3) „Иверской“ ик. Божией Матери, 4) св. Иоанна Крестителя, 5) Василия Великого , 6) Илии пророка, 7) Николая Чудотворца, 8) Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, 9) преп. Сергия, 10) Михаила архангела, 11) муч. Александры, 12) Димитрия Солунского, 13) Андрея Стратилата, 14) муч. Марии и в орнаментах 15) 4 херувимов, и соответствующая надпись: вверху: „Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу“, – а внизу, что 1901 года, мая 20 дня отлит сей колокол „в благодарение Господу Богу за исцеление от тяжкой болезни Его Императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича, постигшей Его в 1900 году“.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Первые иконы Спасителя и Божией Матери Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный (acheiropoietos) Спас. История происхождения первого образа Христова передается нам прежде всего текстами службы Нерукотворному Спасу 16 августа: (Стихира 8 гласа на Или стихира на утрене (4 гласа): . Упоминания об истории Авгаря встречаются довольно часто, особенно в службе, совершаемой в храмах, посвященных в честь Нерукотворного Образа. Но богослужебные тексты не передают подробностей о происхождении образа: они говорят лишь о самом Что касается древних авторов, то они не упоминают о нем вплоть до пятого века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался еще замурованным, местонахождение его не было известно, и о нем забыли. Древнейшее известное нам упоминание об этом образе находится в памятнике, называемом . Аддаи был епископом Едессы (541 г.) и в своем труде (если только написано действительно им) использовал, очевидно, какое-то местное предание или же письменные памятники, нам неизвестные. Древнейший - известный нам - писатель, авторство которого признается неоспоримым, который говорит о Нерукотворном Образе, посланном Христом царю Авгарю, - Евагрий (VI в.). В своей он называет этот образ . Что же касается самого плата с запечатленным на нем образом лика Христова, то он долго хранился в Едессе как драгоценнейшее сокровище города. Почитание его было широко распространено на всем Востоке, и в восьмом веке христиане праздновали во многих местах Нерукотворный Образ по примеру Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается преп. Иоанн Дамаскин, а в 787 г. Отцы Седьмого Вселенского Собора упоминают его несколько раз. Чтец константинопольского собора Святой Софии, именем Лев, присутствовавший на этом Соборе, рассказал, что во время своего пребывания в Едессе он поклонялся этому В 944 г. византийские императоры, Константин Багрянородный и Роман I, купили Нерукотворный Образ у Едессы. Он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос, и император Константин сам составил в честь Образа проповедь, в которой прославлял его как палладиум Византийской Империи. Вероятно, к этому же времени относится, по крайней мере в большей своей части, служба праздника, совершаемого 16 августа, в день, когда вспоминается перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы

http://pravicon.com/text-20

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010