Святое Евангелие, повествуя о явлении Спасителя женам-мироносицам, Апостолам, совершенно умалчивает о Матери Божией. Такое умолчание вызывает невольный вопрос: неужели Господь Иисус Христос, во время предсмертных мук на кресте поручивший Свою Матерь попечениям своего возлюбленного ученика ( Ин. 19, 26–27 ) и тем исполнивший долг сыновней любви и почтения к Ней, мог забыть о Ней в день Своей славы? Святая Церковь разрешает этот вопрос благочестивого недоумения, содержа в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен-мироносиц сообщено было ангелом о воскресении Господа и – что Ей, возстав от гроба, Христос явился прежде всех. Выражение этого верования Церкви находим в пасхальных богослужебных песнопениях. Всем известен припев на 9-ой песни пасхального канона: “Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево радуйся, и паки реку радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся”. Еще яснее указанное верование Церкви выражается в пасхальном богородичном каноне: для примера приведем 2 ст. (“И ныне”) 1-ой песни: “воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Благодатная Чистая, и еже радуйся первее яко всех радости вина восприяла Еси, Богомати Всенепорочная”. В Храме Воскресения в Иерусалиме, недалеко от гроба Господня, указывают место явления Спасителя Своей Матери; в настоящее время здесь находится католический придел явления Христа Богоматери. – Как же объяснить, что евангелисты ничего не говорят об ангельском благовестии Богородице о воскресшем Господе, ни о явлении Ей Сына? Святой Иоанн Богослов, благовествуя о явлениях Господа по воскресении, вносит в свое повествование два замечания, которые показывают, что святые евангелисты из земной жизни Иисуса Христа передали не все, в виду невозможности передать всего ( Ин. 21, 25 ), а только, то что наиболее служило к укреплению веры в Него, как Сына Божия ( Ин. 20, 30–31 ). С другой стороны в Евангелии после описания обстоятельств, относящихся к Рождеству Христову, о Божией Матери вообще говорится очень редко и очень мало (лк. 11, 43–51; Ин. 2, 2–5 ; Мф. 12, 47 ; Ин. 25–27 ), и конечно это не потому, что нечего было сообщать о Ней, а потому, что проникнутая в высшей степени духом смирения ( Лк. 1, 48 ), Она жила сосредоточенною, сокровенною от взоров людских жизнию ( Лк. 2, 19 ), и Ей не могло быть приятным ее нарушение. Поэтому святые евангелисты, соблюдая желание Богоматери, и не говорили подробно о Ней, ибо Она более всего любила молчание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

LIII. Слово, сказанное в Пюхтицком монастыре в храмовой праздник Успения Пресвятой Богородицы 52 Предсмертные заветы и блаженная кончина Божьей Матери Во успении мира не оставила еси, Богородице! Когда умирает человек святой жизни, великим утешением для нас служит воспоминание о его блаженной жизни, как примере для нашего подражания, особенно же его последние заветы и слова. Светло празднуя ныне преславное успение Матери Божьей, обратим внимание, для общего нашего назидания и духовного утешения, на Её блаженную кончину, и особенно на предсмертные заветы и слова Божией Матери, и на слова Иисуса Христа к Царице Небесной. Пресвятая Богородица, утешившись быстрым распространением по вселенной, ещё при Её жизни, Божественного учения возлюбленного Сына Своего, Иисуса Христа, и чувствуя приближение Своего блаженного успения, в последние годы и дни Своей земной жизни ничего так сильно не желала, и ни о чем так слёзно не молилась возлюбленному Сыну Своему, как о том, чтобы Он скорее взял Её пречистую душу из сей юдоли плача к Себе в горние обители, где она всегда могла бы видеть Сына Своего, сидящего одесную Бога-Отца на небесах. Вот первый завет нам Божией Матери и первый урок назидания, который мы должны вывести для себя из последних дней Ее земной жизни! Постоянное памятование о своей смерти и непрестанная, усердная молитва к Богу о скорейшем разрешении от уз греховной плоти нашей и о теснейшем соединении со Христом, Спасителем нашем. И как спасительно было бы для нас это непрестанное памятование наше о своей смерти, от какого множества грехов оно удержало бы нас!.. Помни последняя твоя, и во веки не согрешивши! Когда Матерь Божия, получивши во время молитвы своей на горе Елеонской от Архангела Гаврила радостную весть о приближении Ее блаженной кончины, возвестила о сем Апостолам, и когда об этом узнали от Апостолов жившие в Иерусалиме и его окрестностях христиане, все начали горько плакать и молить Владычицу не оставлять их в сиротстве, тогда Матерь Божия заповедала им не только не плакать, но радоваться, потому что Она, представши по своём успении ближе к престолу Божию, получит большее дерзновение молить Бога о всех, и, по Своём прославлении, не только их не оставит в сиротстве, но и весь мир христианский. Она будет посещать, надзирать и помогать бедствующим. Сколько радости и утешения для скорбящих христиан в этом обетовании Царицы Небесной! Воистину, Ты и во успении мира не оставила еси, Богородице!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь — февраль 2021 г. 20.02.2021 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии сказано о Божией Матери: «Она родила Сына Своего первенца» (Мф. 1, 25) Что значит «первенца»? Разве не исповедует Церковь, что Божия Матерь «прежде Рождества и по Рождестве Дева»? И это значит, что у Нее не могло быть других детей. А те, кого в Евангелии называют братьями Господа по плоти, были сыновьями святого праведного Иосифа Обручника. Г.И. Астахова, г. Клин Прежде всего напомним, что «первенцем» в Ветхом Завете называли перворожденного, даже если после него не было других детей. Но смысл этого слова в Евангелии несравненно глубже. Пречистая Приснодева стала Матерью всех людей с того часа, как Она вольно приняла дар быть Матерью Спасителя — Перворожденного, Первенца, как сказано в Евангелии. Ее Материнство превосходит обычное человеческое материнство, ибо дав телесную жизнь Христу, Главе таинственного Тела, Которое есть Церковь, Она дала духовное рождение всем членам этого Тела, всем нам. Мы исповедуем, что Христос — источник всякой духовной жизни. Нося в Себе Жизнь, Она стала Матерью всех живущих, особенным образом всех верных. Когда Ее Сына пригвоздили к древу Креста, Она стояла у Креста с апостолом Иоанном Богословом, возлюбленным учеником Господа и некоторыми святыми женами. Господь обратился тогда к Своей Матери со словами, которые превосходят всякое разумение и которые всегда будут в сокровенной жизни каждого человека: «Жено! — сказал Он Пречистой Деве, — се, Сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26—27). С трепетом и изумлением мы видим, что Христос забывает в этот час о Себе, о Своих страданиях, о Своей оставленности, вся Его любовь обращена к Его Матери. Он не хочет, чтобы Она осталась одна. Скорбь Пречистой становится также Его скорбью. А Матери Божией дано видеть, как Он простирает на Кресте Свои руки за всех людей — за добрых и злых, и даже за ожесточившихся в грехе.

http://moral.ru/dom-01-2021/

Спаситель мира: 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объяснительным к ним текстом, и картой Палестины Источник Содержание Перечень рисунков Несколько слов о составе и цели издания Пресвятая Троица Рождество Богородицы Введение Пресвятой Девы во храм Благовещение Божией Матери Рождество Господа нашего Иисуса Христа Поклонение пастырей Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу Сретение Господа Иисуса Христа в храме Симеоном и Анною Отрок Иисус в храме Крещение Господа Иисуса Христа Уединение пустыни Явление Христа народу Первое чудо Изгнание торгующих из храма Господь спаситель, как великий провозвестник и учитель истины Нагорная проповедь Проповедь труждающимся и обремененным Иисус Христос в доме Марфы и Марии Богатый юноша Помилование жены-грешницы Динарий Кесарю Галилейское море Господь Спаситель, Учитель истины и Великий Чудотворец Благословение хлебов Исцеление расслабленного у овчей купели Воскрешение дочери Иаира Преображение Господне Исцеление бесноватого глухонемого отрока Воскрешение Лазаря Торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим Тайная вечеря Гефсиманская молитва Бичевание Господа Спасителя Крестный путь Крест Господень. Знамение в час крестной смерти Спасителя Плач Богоматери Снятие со креста и погребение Господа Иисуса Христа Лицо Спасителя Сошествие во ад Воскресение Господа нашего Иисуса Христа Явление воскресшего Господа Марии Магдалине Явление Господа ученикам на пути в Еммаус Явление Господа апостолу Фоме Вознесение Господне Царственное величие Господа Спасителя Величие Богоматери     Перечень рисунков 1 . Пресвятая Троица. 2 . Рождество Богородицы. 3 . Введете Пресвятой Девы во храм. 4 . Благовещение Божией Матери. 5 . Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 6 . Поклонение пастырей. 7 . Поклонение мудрецов родившемуся Господу. 8 . Сретение Господне. 9 . Отрок Иисус в храме. 10 . Крещение Господа Иисуса Христа. 11 . Уединение пустыни. 12 . Явление Христа народу. 13 . Первое чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

10 августа 2005 г. Свидетель эпохи (Начало) Будущий архипастырь родился в семье потомственного священника Николая Ярославского, служившего в Ильинском храме села Золоторучье Ярославской епархии, в окрестностях города Углича. Супруга отца Николая, Анфиса Евграфовна, также принадлежала к священническому роду. К тому времени у отца Николая было пять дочерей. Искренне желая иметь сына, глава семейства даже предпринял пешее паломничество в Троице-Сергиеву лавру и у мощей игумена земли Русской дал обет: если Господь дарует ему сына, назвать ребенка Сергием — в честь Радонежского чудотворца. Автобиографические записки владыки Кассиана, названные им «Жизнь под осенением иконы Богоматери Феодоровской от начала и до сего дня», так повествуют о его рождении (о себе владыка пишет здесь в третьем лице): «10 августа старого стиля 1899 года родился, к немалому родительскому утешению и их родных и знаемых удовольствию, Сергий Николаевич Ярославский — будущий пастырь, а в дальнейшем и архипастырь Святой Православной Церкви. По некоторым обстоятельствам, Таинство Святого Крещения новорожденному прилучилось принимать в понедельник, на второй день праздника Успения Божией Матери и в праздники в честь Нерукотворенного Образа Спасителя и образа Божией Матери Феодоровского, то есть 16 августа старого стиля... Феодоровским Своим образом не предначала ли Пречистая Богоматерь благодатно осенять некоторые важнейшие моменты его жизни и немалые годы его священнослужения пред сим образом (в Угличе, Ярославле и Костроме)?». Действительно, многие знаменательные даты судьбы владыки Кассиана, как мы увидим ниже, были связаны с церковными празднованиями в честь чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери — главной святыни Костромского края, с XIII века по наши дни пребывающей в Костроме. Сергей Ярославский рос тихим и скромным мальчиком. Под духовным руководством родителя он очень рано ощутил призвание к церковной жизни. Спустя много лет владыка вспоминал: «Отец мне часто говорил в пользу избрания священного служения: что это самое благородное, чистое, высокое служение — лучшее всех житейских земных должностей и чинов. От отца я перенял обычай ставить на письмах и сочинениях знак креста, также — обычай креститься, мимоходя храма Божия или видя его издали, где бы то ни было. В семье нашей всегда соблюдались посты и дни постные. Бывая в гостях, я всегда подражал отцу, садясь с ним рядом и, например, Великим постом не вкушал рыбного... Я усвоил и пение церковных молитв и копировал службы церковные, устраивал в зале подобие алтаря из стульев, одевал на плечи большой платок и пел по книге разные службы... Возрастая, я любил петь все церковное, что знал на память. С удовольствием, получив благословение отца, я стал вставать на клирос — петь и читать; получал за чтение похвалы от богомольцев храма и просьбы чаще читать».

http://e-vestnik.ru/history/svidetel_epo...

1. Церковь Успения Божией Матери, что на Сенной, вообще известная под названием Спасосенновской церкви Местоположение церкви Словами: «что на Сенной», которые постоянно прибавляются к названию церкви, определяется уже и местоположение ее. Она находится на Сенной площади, которая, по разделению столицы на части, значится в 3 участке Спасской части. На площадь церковь обращена Западною стороною. С 1866 года торга сеном на этой площади вовсе нет – он перенесен на набережную Обводного канала, у Ямской церкви – но название «Сенная» осталась за площадью навсегда и очевидно уже только как археологический памятник. История церкви Последнее замечание о Сенной площади может быть вполне отнесено и к церкви, на площади находящейся. Уже более 100 лет тут стоит церковь во имя Успения Божией Матери, но нигде и ни от кого в столице не услышишь такого названия церкви. «Спас на сенной», «у Спаса на Сенной», «к Спасу на Сенной»: вот как обыкновенно выражаются о нашей церкви; даже когда и пишут что-либо, кроме разве официальных бумаг, обыкновенно называют ее Спасосенновскою церковью. Это объясняется тем, что, до построения теперешней церкви, во имя Успения Божией Матери, на Сенной площади была церковь во имя Христа Спасителя и именно: «во имя Всемилостивого Спаса происхождения Честных древ Честного и Животворящего Креста Христова» что празднуется православною церковью 1 августа. В народе еще и до сих пор слышится по временам название нашей церкви: «Спас Маккавей» (1 августа память мучеников Маккавеев). Дело о постройке церкви близ нынешней Сенной началось в 1743 году при преосвященном Никодиме, епископом С.-Петербургском и Шлиссельбургском. Проживавшие тут купцы: Гроздов, Краснощеков, Соломяков, Кокушкины, Рогов, Попов, Важин и другие просили дозволить им своим коштом построить деревянную церковь на каменном фундаменте в пристойном порожнем месте, именно на адмиралтейской стороне, за морским рынком, по Большой Садовой улице, против Загородного, по Фонтанной речке, двора вице-адмирала Вильбоа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

422. Беседа по освящении храма Пресвятой Богородицы, Взыскательницы погибших, в Тюремном замке пересыльных арестантов (Говорена сентября 2-го; напечатана в Моск., Губерн. и Полиц. Вед. 1854 г.). 1854 год Прииде бо Сын человеческий взыскати, и спасти погибшаго ( Mamф. XVIII. 11 ). Изображая совершенства и благодеяния Божией Матери, Церковь между прочим, говорит о Ней, что Она есть «взыскание погибших». То есть: Ее человеколюбие так велико, что Она не только приходящих просить Ее помощи приемлет и подает им помощь, но и Сама ищет имеющих нужду в помощи, дабы не только скорбящих утешить, немощных укрепить, болящих исцелить, несчастных облагоденствовать, но даже невозвратно, по-видимому, погибших найти, обратить и привести ко спасению. Опыт сего можно указать в Марии Египетской. Не надлежало ли почесть ее отверженною и невозвратно погибшею, когда, погрязши в пороке, она невидимою силою недопущена была в храм Божий, хотя в него многие грешники допускаются? Но в сии самые минуты отвержения, как скоро воззрела она оком молитвы на образ Божией Матери, Матерь Божия воззрела на нее оком милосердия, и храм Божий с Его святынею отверзся для отверженной, и сердце ея отверзлось для покаяния и приятия благодати, и погибшая спасена, и чудными подвигами благочестия изгладила в себе следы чудовищного разврата. В неограниченном человеколюбии Матерь Божия подражает Своему Единородному Сыну и Богу. Христос Спаситель Сам возвестил о Себе, что «прииде... Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго». Милосердие создало сей храм. От милосердия родилась и та мысль, чтобы ознаменовать сей храм именем Божией Матери, «Взыскательницы погибших». В намерении было сделать, и сделано то, что храм сей именем своей Покровительницы, и своим наименованием, непрестанно говорит входящим в него и окружающим его: как бы вы ни находили себя несчастными, не предавайтесь унынию; хотя бы даже погибшими почитали вы себя, не предавайтесь отчаянию; есть и для «погибших» «взыскание и спасение». Но и тем, которые, может быть, и не думают, и не опасаются, что могут быть в числе погибших, стоит труда подумать, что такое «взыскание погибших».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Архив Икона Божией Матери «Нечаянная радость» Празднование 1/14 мая, 9/22 декабря  Икона Божией Матери «Нечаянная радость». Празднование 1/14 мая, 9/22 декабря Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) В Москве не много храмов, чьей судьбе можно лишь позавидовать. Их миновали пожары, их не захватывали обновленцы, их не закрывали, не перестраивали до неузнаваемости и не сносили. Словно одинокие свечи, стояли они среди разгула безбожия, собирая в своих стенах прекрасных священников и замечательных мирян, помогая им выжить и устоять в вере… Один из таких храмов — церковь во имя пророка Илии Обыденного в тихом московском переулке Втором Обыденском, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя. Вокруг — милые дворянские особняки старой Москвы, вобравшие в себя уют прежней патриархальной жизни города, когда все прихожане знали друг друга, ходили друг к другу в гости, общались за гостеприимным столом. Но центром жизни духовной был храм. Известна точная дата завершения строительства нынешнего каменного храма — 14 июня 1702 года. А раньше на его месте стоял деревянный, воздвигнутый за один день. Отсюда и название «Обыденный». Такие храмы на Руси ставили, либо прося Господа о чем-то очень важном, либо по обету, в благодарность. Место было выбрано удачное. Рядом — Кремль, по реке же подгоняли нужный для строительства лес. Ни дата, ни обстоятельства этого не известны; но к 1589 году деревянная Ильинская церковь уже существовала. Уже тогда она была любима как царями и патриархами, так и простыми москвичами: «июня 11 день государь [Алексей Михайлович] ходил за кресты [в крестном ходу] к пророку Илье к Обыденному, что за Чертольскими вороты, и в 7191 года мая в 14 день…» Крестные ходы к Илье Обыденному устраивались не только в праздники, часто молили и о дожде или ведре.

http://pravoslavie.ru/put/051222163028.h...

Беззаконие узаконивается. И ничего не помогает. Они протестуют, машут руками, поднимают плакаты, а ничего сделать не могут. Потому что сатана побеждается постом и молитвой. Надо молиться. Только кулаками (кулаки иногда тоже бывают нужны), протестами и наукой не победишь врага рода человеческого. Предлагаем вашему вниманию проповедь настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова в праздник Владимирской иконы  Божией Матери, 3 июня 2013 года. Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем избавление Москвы от татарского набега, совершенного в день святых равноапостольных Константина и Елены в 1421 году. В этот древний праздник по нашим грехам, в частности по невнимательности сторожевых полков у степной границы, крымские татары подошли к Москве и попытались ее захватить. Между тем, со времени окончательного низвержения татарского ига прошло уже 40 лет. Русское государство быстро росло и крепло. Но в то же самое время развивалось движение, которое называлось ересь жидовствующих. Между этими вещами не прямой связи, но тем не менее, какая-то связь есть, ведь это несчастье происходило по грехам. Когда начался набег, то защиты не было. Народ собрался под стенами города. Положение было безнадежно, войска не было. Но народ молился и одной благочестивой старице было видение, что Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский молятся Спасителю. В этом видении Владимирская Икона Божией Матери уходит из города, а святые молятся, чтобы Богородица помиловала народ. Тогда люди решили молиться Владимирской иконе Божией Матери, как молились во время нашествия Тамерлана в 1395 году, что было для всех памятно. После народного молебна враг ушел! С тех пор было установлено новое празднование Владимирской иконы в этот день. Но это произошло в день святых Константина и Елены. Люди это увидели и поняли, что Господь спас православное царство. Этим была явлена связь между Русским и Византийским царствами, потому что Русское царство является как бы продолжением Византийского, которое было оплотом православия. Но за грехи оно пало. Люди перестали ходить в Церковь и молиться, установилось равнодушие к вере. Поэтому пришли турки и все забрали. Но это происходило постепенно: шаг за шагом. И хотя люди все это видели, они все равно не хотели молиться. Никакие страшные несчастья и поражения не могли заставить людей молиться.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля 1 июля, 2008. Редакция " Правмира " Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Источникк: Храм Христа Спасителя Чтимые списки с Боголюбской  иконы: Московская (1157); Зимаровская (XIII). Среди других списков: Угличиская (1654), Юрьевская (1771),  ульская (1771), Козловская (1771), Елатемская (1771), Усманская (1831), Тарусская (1848 и 1870). МОЛИТВОСЛОВИЯ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «БОГОЛЮБСКАЯ» О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский родился в 1110 г. в Суздале, который был удельным княжеством его отца. Но свою молодость он провел в Киеве, где, то защищая русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах. В 1155 г. Георгий Владимирович наконец сел на великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство. Но сын был других мыслей. Театр алчнаго властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Южная Русь, опустошаемая огнем и мечем, иноплеменниками и своими, казалась князю Андрею обителью скорби и предметом небесного гнева. Ему хотелось на свою родину — Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им. Желание князя исполнилось. Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010