Тема возвращения остатка народа на Цийон действительно является одной из главных тем послепленной пророческой письменности, прежде всего, второй части книги Йешайяну ( Ис.40–55 ). Однако во время пророческого служения Михи бóльшая часть населения Северного царства уже испытала бедствие, о котором идёт речь – подверглась депортации и плену. Населению Южного царства ещё предстояло это пережить. Судьба Шомрона и нашествие Санхерива на Йенуду должны были заставить иудеев задуматься и о своей возможной участи. Но, говорит Миха в данном пророчестве, после всех бедствий народ ждёт избавление их плена и возвращение на Цийон. Ср. Мих.4:10 . Мих.4:6–8 можно считать продолжением Мих.4:1–4 : грандиозная картина стечения всех народов в Йерушалаим дополняется теперь важным штрихом – возвращением на родину остатков Исраэля. В тот день… Обычное для эсхатологических пророчеств выражение указывает здесь на послепленное восстановление царства Исраэля (Йенуды) в скором, хотя и не определённом точно, времени. …говорит YHWH… . Всё это пророчество – прямая речь Бога, пророк – лишь глашатай. Ср. Мих.5:9 . …соберу хромое, объединю рассеянное… Использованы причастия женского рода единственного числа (хромая) и (рассеянная, или изгнанная), имеющие здесь собирательное значение 197 . Параллель к Мих.4:6 находим у Ц е фаньи, где использованы те же причастия женского рода: «Спасу хромую () и рассеянную () соберу» ( Соф.3:19 ). Исраэль – это овечка Господня, потерянная, израненная, измождённая, терпящая беду, а YHWH – это добрый Пастырь, взыскивающий её и возвращающий в Свой загон – на Цийон, и избавляющий тем самым от опасностей незащищённого пространства 198 . Позднее этот образ будет использован пророками Ирмейяну и Йехезкелем ( Иер.23:3 ; Иез.34 и др.), а в Новом Завете будет приложен Машиаху – к Йешуа. …. Ср. Мих.2:12 . Глаголы и являются синонимами. YHWH соберёт Свой изгнанный, рассеянный по всему свету народ, соединит его воедино. Ср. Ис.11:12 . …и тех, на кого Я навёл бедствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Как видно из упомянутых «старчеств», в Кириллове монастыре день инока обыкновенно распределялся таким образом: перед восходом солнца звон колоколов призы­вать братию в церковь к заутрени, которая продолжалась 4 или 4,5 часа. По окончании ее братия расходилась по своим кельям. Через 4 часа в летние дни, или чрез 21/2 или 31/2 часа в зимние, братия шла к обедне, которая в обыкно­венный день продолжалась 2 часа, а если служил игумен, то 21/2 часа. После обедни братия спешила в «трапезу» на обед. Обед тянулся 1 час или 1,5; после трапезы братия расходилась по своим кельям на 31/2 или на 3 часа. Затем следовала вечерня, продолжавшаяся обыкновенно час с четвертью, а если служили панихиду, то – час три чет­верти. После вечерни до ужина было полчаса; ужин тя­нулся час «большой». Когда ужина не было, этот час проводили в кельях. Затем (через час посли вечерни) шли в церковь к «нефимону» (или «повечернице»), который продолжался 1 час или час с четвертью. После нефимона братия расходилась по келлиям для сна. До заутрени оста­валось около 6 часовь 270 .   Таким образом в церкви монахи проводили ежедневно не менее 8 с четвертью часов и за трапезою – не менее двух часов; остальное время оставались в кельях или на «службах» монастырских.   ___________________ Из счисления этих таблиц, а также из некоторых других статей о времени звона в Кирилловом монастыре (Рукоп. Соф. б. 1168, л. 241 об.–255 об. И др.), можно сделать следующие выводы: 1) Вся сумма 24-х ежедневных суточных часов делилась на часы дневные и на часы ночные. 2) Счет тех и других велся отдельно; так что в каждые сутки часы дня считались отдельно6 1-ый час дня, 2-ой час дня и т.д. С наступлением же ночи считались отдельно от дневных часов часы ночи – 1-ый час ночи, 2-ой час ночи и т.д. 3) Счет часов дневных и ночных сообразовался с восходом и заходом солнца. С восходом солнца начинался счет часов дневных, которые заканчивались при захождении солнца. С этого времени наступали часы ночные. 4) Так как восход и заход солнца в разных местностях бывает не в одно и то же время, а день и ночь в те же числа года не одной и той же продолжительности, то сообразно с этим счет часов в Кирилловом монастыре отличался от счета часов в Троице-Сергиевой лавре, Москве и т.д. 5) Так как в Кириллов монастырь (подобно тому, как и в других пунктах земного шара) в разные дни года восход и заход солнца бывают не в одно и то же время, и солнечный день – неодинаковой продолжительности, то число

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Принятый греч. текст LXX-mu, а также наиболее авторитетные его кодексы: Синайский, Ватиканский, Александрийский, опускают при переводе ст. 2-го слово Кол, «все», которое опущено также и в евр. код. 245 у Кенникотта. «Вероятно, замечает г. Тюрнин, сначала слова в тексте не было, и вставлено было оно впоследствии для ясности; в противном случае опущение этого слова у LXX-mu было бы необъяснимо» (с. 6). Но присутствие этого слова во всех почти без изъятия списках еврейского текста – при допущении непервоначальности этого слова – было бы еще менее допустимо. Притом слово это передается в Халд., Сирск., Вульгате, слав. переводах, имеется πενια и во многих греческих кодексах; Альд., а также – 22, 36, 42, 51, 62, 86 (38 marg.), 97, 114, 147, 238, 240. Да и параллелизм речи пророка в ст. 2–3 с подобными же пророческими предвещаниями у других пророков (напр. Иер 4.23–25 ; Ос 4.3 и др.) требует признания первоначальности обобщительного «все». В целом, грозные слова ст. 1–3 имеют мировой или космический характер и ближе всего могут быть сопоставлены с грозным приговором Божиим над допотопным миром, Быт 6.7 : «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил; от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных». Самый способ истребления всего живого на земле пророком не указывается, но, судя по изображению ожидающих Иудею бедствий, ниже в ст. 12–18, пророк угрожает земле опустошительными войнами, которые на древнем востоке, действительно, несли воюемой стране совершенное опустошение и смерть (см. 4Цар 3.19, 25 и др.). Соф.1:4 .  И про­стру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священ­никами, Соф.1:5 .  и тех, которые на кровлях по­кло­няют­ся во­ин­ству небесному, и тех по­кло­ня­ю­щихся, которые клянут­ся Го­с­по­дом и клянут­ся царем сво­им, Соф.1:6 .  и тех, которые отступили от Го­с­по­да, не искали Го­с­по­да и не вопрошали о Нем. Соф.1:7 .  Умолкни пред лицем Го­с­по­да Бога! ибо близок день Го­с­по­день: уже при­готовил Го­с­по­дь жертвен­ное заклание, назначил, кого по­з­вать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Под условием праведности и смиренномудрия пророк подает своим слушателям некоторую надежду избавиться от общей гибели 4 . Но это есть лишь частичная и не лишенная неуверенности надежда. Суд неизбежен, и он прострется не на Иудею только, но и на другие народы. Но именно ввиду грядущего суда Божия праведники должны являть требуемые от них пророком добродетели: после суда Божия над нечестивыми настанет новый, лучший порядок вещей, при котором будет восстановлено требуемое нравственным законом соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним состоянием. Отсюда речи против иноплеменников, начинающиеся со ст. 4-го, соединяются с предыдущею речью увещания к Иудеям причинным союзом ки, διτι, quia; ближайшую связь двух отделов главы II-й блаж. Феодорит выражает так: «Если приступите к упомянутому выше покаянию, то приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия» (с. 47). Соф.2:4 .  Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. Соф.2:5 .  Горе жителям при­морской страны, народу Критскому! Слово Го­с­по­дне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей, – Соф.2:6 .  и будет при­морская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. Соф.2:7 .  И достанет­ся этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Го­с­по­дь Бог их по­сетит их и воз­вратит плен их. Грозная речь пророка обращается, прежде всего, к западным соседям евреев – филистимлянам. Именем земли филистимской, евр. Пелешет (в греческой передаче Παλαιστνη, ср. Herod. Hist II, 104; VII, 89), Пс 59.10 ; Ис 14.29 и др., в Библии называется береговая полоса нынешней Сирии от Яффы до Газы, в библейский период граничившая с коленами Дановым, Симеоновым и Иудиным. Имя встречается в клинообразных письменах в формах Palastu, Pilistu. Находящийся также в эфиопском языке корень этот выражает понятие странствования, переселения, что напоминает передачу у LXX народного имени пелиштим нарицательным: λλφυλοι, иноплеменники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.32:5 ) и Манассии. Как видно из упомянутых в сейчас приведенном месте 2 книги Паралипоменон пунктов – Геон (ср. 3Цар.1:39 ; 2Пар.32:30 ), Рыбные ворота ( Неем.3:3,12:39 ; Соф.1:10 ) и Офел ( 2Пар.27:3 ; Неем.3:26 ) видно, что стена эта начиналась у западной (Геон) или северо-западной части Иерусалима, огибала затем весь север города до Рыбных ворот на северо-востоке и, поворачивая затем к югу, захватывала юго-восточный отрог горы Мориа – так называемый Офел, (ср. у И. Флавий, Иудейские Древности 10:3, 2). Кроме летописей царей Израильских (в ( 4Цар.20:17 ) – «царей Иудейских») свящ. писатель 2 книги Паралипоменон цитирует в качестве источника для истории Манассии записи некоего Хозая (евр. дибре-Хозай), вероятно, одного из современных этому царю пророков. Погребен был при доме своем, в саду некоего Уззы (ст. 18; ( 2Пар.33:20 ); И. Флавий «Иудейские древности». Книга X, гл. 3, 2), которого некоторые (Бенцингер, Киттель) отождествляют с известным царем Озиею-Азариею ( 4Цар.15:1 и др.), другие (Кейль, Бер) видят здесь имя неизвестного лица, прежнего владельца сада, в котором после был построен дворец; предположительно помещается в долине Тиропеон (Onomast. 700) у подошвы Офела. 4Цар.21:19 .  Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мешуллемеф, дочь Харуца, из Ятбы. 4Цар.21:20 .  И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; 4Цар.21:21 .  и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им, 4Цар.21:22 .  и оставил Господа Бога отцов своих, не ходил путем Господним. 4Цар.21:23 .  И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в доме его. 4Цар.21:24 .  Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него. 4Цар.21:25 .  Прочее об Аммоне, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.21:26 .  И похоронили его в гробнице его, в саду Уззы. И воцарился Иосия, сын его, вместо него. Сравните ( 2Пар.33:21–25 ). 15-й царь иудейский Амон, сын и преемник Манассии, был во все короткое свое царствование, 643–641 гг., ревнителем нечестия отца в первую и большую его часть, но не подражал его покаянию. Указание на его языческий образ мыслей и настроение некоторые видели в самом имени Амона (у И. Флавия «Амос»), сближая его (Евальд и др.) с именем известного египетского божества Амона; вероятнее, впрочем, что это еврейское имя (ср. 3Цар.22:26 ; Неем.7:59 ). Ятба (ст. 19 у LXX-mu: Ιετβα, Vulg.: Jeteba, у И. Флавия: Иовата, слав. Иетева, Onomasm. 547) – неизвестное селение, вероятно, в Иудином колене. Нечестие царя, несомненно, находило отклик и сочувствие в народе. Заговор придворных («слуги», ст. 23) против Амона и убийство его произошло, конечно, не из борьбы на почве религиозных верований, так как эти придворные были, вероятно, столь же чужды религии Иеговы, как и сам царь (против И. Флавия, Иудейские Древности, 10:4, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закончим же данную главу разбором одного из самых популярных неоязыческих мифов, мифа о христианстве как о «еврейской религии». Основные тезисы этого мифа звучат следующим образом: «христианство и иудаизм – это одно и то же», «Христос приходил только к евреям», «христианство было специально распространено евреями для порабощения остальных народов» и т.д. и т.п. Христиане верят в Единого Бога, сотворившего Вселенную и первых людей, от которых и пошли все остальные народы. В результате грехопадения люди утратили способность к прямому богообщению, что в итоге привело к тому, что само понятие о Боге исказилось у большинства представителей человечества. Одним из немногих, сохранивших живую веру в Бога, был Авраам со своей семьей. Он стал родоначальником израильского народа, который был призван хранить Единобожие до прихода в мир Спасителя, который восстановит утраченную связь с Богом для всех народов. Об этом в Ветхом Завете есть прямые упоминания: «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно»; ( Соф. 3, 9 ); «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» ( Ис. 49, 6 ) и др. Ко времени пришествия Христа в еврейском народе начинает преобладать национальная гордыня и тщеславие. Таких Христос обличает следующими словами: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Ин. 8, 44 ). Христос с его проповедью любви и мира был отвергнут подавляющей частью иудейского народа, а религиозной верхушкой иудеев был предан на смерть. Таким образом, не приняв истинного Миссию, иудейский народ в большинстве своем стал ждать лжемиссию. Игорь Кузьменко в статье «Язычество и неоязычество» пишет: «Предназначением Божьего народа Израиля было сохранять веру в Истинного Бога и «приготовить пути» Мессии. Мессия – Спаситель, обетованный еще Адаму как Избавитель его наследства, всего человеческого рода от последствий грехопадения прародителей. С Боговоплощением Христа новым Божьим народом становится Христианская Церковь – Новый Израиль. Она уже не ограничивается одним племенем, но включает широкое множество различных племен и народов, людей со «всех концов земли». Тем самым миссия Ветхого Израиля заканчивается и начинается миссия христианских народов быть «светом миру», «солью земли», свидетельствовать Истину перед всем человечеством, обращая к истинному Богопочитанию и Спасению во Христе возможно большее число потомков Адама» 107 . Таким образом христиане стали прямыми продолжателями ветхозаветной традиции. С наступлением новозаветной эпохи проповедь христианства начинается среди всех народов, о чем есть прямые слова Христа: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном...» ( Мф. 8, 11 ). «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами о все дни до скончания века. Аминь» ( Мф. 28, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

…в тот день. – это специфическое выражение часто используется пророками для обозначения особого божественного вмешательства в историю (ср. Ис 2:20;3:18; 4:1; 10:20; Иер 39:16-17 и др.). У Захарии  «тот день» становится абсолютно синонимичным эсхатологическому «дню Господню» (Зах 14:1 ® 14:6,13,21) – более редкому выражению, хронологически впервые появляющемуся у Амоса (Ам 5:18) и, в отличие от выражения «тот день», всегда имеющему эсхатологическое значение (ср. Иоил 1:15; 2:1,31. Соф 1:14) . В Ос 1:5 тот день, в 1:11 названный днем Изрееля, не имеет далекой эсхатологической перспективы и указывает на какое-то современное пророку событие – видимо, на завоевания Галилеи Тиглатпаласаром III в ходе экспедиции 734-732 гг. …сокрушу лук Израилев в долине Изреель. Лук здесь – образ войны. Сломанный Богом лук означает прекращение войны и наступление мира: «Придите и видите дела Господа, какие произвел Он опустошения на земле, прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем» (Пс 45:9-10); в том числе окончательного, эсхатологического мира: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах 9:10). Но у Осии образ переломленного лука означает, в отличие от приведенных текстов, не военное поражение врагов, а поражение самого Израиля, военную мощь которого ( лук)  Бог сломит руками его врагов – ассирийцев. В Таргуме появляется эсхатологический оттенок: И будет в то время, Я сокрушу силу тех, которые ведут войны Израиля на равнине Изреель. Карбоне и Рицци так комментируют слова таргумиста: «Пророчество о несчастье Северного царства, содержащееся в оригинале, приобретает новую, эсхатологическую ориентацию, использованием языка мессианских пророчеств намекая на полное исчезновение войны в Израиле» . Мессианско-эсхатологическую интерпретацию мы еще не раз встретим в тексте Таргума Осии. Да и во многие другие пророческие тексты Таргум Йонатана вводит мессианский смысл.

http://bogoslov.ru/article/4408559

В некоторых рукописях XVI в. присутствуют и чины исповеди только с поновлениями, и чины с вопросниками. В одном чине могут быть записаны вопросники, адресованные мужчинам, женщинам, монахам, священникам «белым» и «черным», вельможам, дьяконам, жёнам вельмож, вопросники о вере, а также краткие вопросники, предшествующие самостоятельной исповеди. 242 Как в мирских чинах, так и в чинах, предназначенных для исповеди определённой категории людей, может быть записан только краткий вопросник 243 или только вопросник о вере, 244 а развёрнутые вопросные тексты, предназначенные для полной исповеди кающегося, могут отсутствовать. Так, в одной рукописи второй половины XVI в. находится небольшой чин под заглавием «Исповедь инокинь», основное содержание которого составляет краткий вопросник для инокинь КрЧЖ- Соф. 868 и поновление для них же. 245 Также в XVI в. встречаются рукописи, в которых выписаны исповедные вопросники вне чина исповеди; 246 часто они имеют отношение к другим текстам, записанным в той же книге. Например, в одной рукописи конца XVI в. исповедный вопросник Ж- Соф. 848 сопровождает чин пострижения инокинь великого образа. 247 В этом случае связь текстов очевидна. В другом иноческом требнике выписаны вопросники и поновления, предназначенные для монахов и священников. 248 Ещё в одном требнике вне чина исповеди выписаны различные епитимийные правила, вопросники и поновления, адресованные разным категориям людей, 249 а в другой рукописи, датируемой последней четвертью XVI в., отдельно выписан вопросник В-Арханг. 71, адресованный вельможам. 250 2. Вопросники, известные в нескольких списках, и методы редактирования Многие вопросники для мирян встречаются в единичных списках, например, вопросники начала XVI в. М- Соф. 836 и Ж- Соф. 836 , Ж-Калик. 1, второй половины XVI в. М- Соф. 875 и Ж- Соф. 875 , М- Соф. 890 , Ж- Соф. 1065 и мн. др. 251 Однако есть ряд текстов, которые известны в нескольких списках; от двух до десяти. В основном это вопросники, которые возникали с конца XV в. и дошли до нас в списках первой трети XVI–XVII в. Некоторые исповедные тексты переписывались из одной рукописи в другую на протяжении столетия-полутора. Другие известны только в двух-трёх рукописях, но и малое количество списков свидетельствует о том, что данный вопросник переписывался и имел продолжение в рукописной традиции. Так, в четырёх рукописях середины XVI–XVII в встречается вопросник М-Калик. 252 Текст небольшого по объёму вопросника (30 статей) отличается поразительной, по сравнению с другими вопросниками, устойчивостью: он копировался или переписывался почти без изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Правда, в них много говорится о суде Божием над евреями – о бедствиях и карах, которые или постигли или скоро постигнут этот народ, имеющий подпасть под власть язычников 303 ; пророки, указывая евреям на эти грядущие бедствия, даже убеждали евреев не противиться пленившим их (см., например, послание Иеремии). Но конечной целью всех этих предсказаний и угроз служил всё-таки призыв народа к покаянию и обращению к Иегове ( Иер. 3:3–25 ; Иез.9–11 главы и др.) главной мыслью всех пророческих писаний этого времени, зерном, к которому сводилось всё остальное содержание их, была всё-таки мысль о победе Израиля над язычниками и погибель последних. Когда народ еврейский сознает Свои грехи, отвратится от своего злого пути и обратится к Иегове, Богу Своему, всем сердцем своим; тогда прекратятся дние оны, Бог возвратит народ Свой в его отечество, и прославит Иерусалим ( Иер.3:11–17; 4:1–4 ). Страдания Сиона суть страдания рождения будущего Царя, Который освободит народ Свой от власти язычников и, как добрый пастырь, соберёт рассеянное стадо Израиля ( Иез.34:17–31 ). Израиль снова будет народом Иеговы ( Иез.36:1–31 ), возлюбленным Его. Иегова соберёт и оживит тогда Израиля, как мёртвые кости, соединяющиеся с телом своим и снова оживающие ( Иез.37:1–14 ); Он заключит тогда мир с Израилем и оснуёт новое царство истинной теократи ( Иез. 40:48 ) с храмом более славным, чем первый храм ( Агг. 2:10–20 ; Соф. 3 гл.). Это теократическое царство будет плодом победы Израиля над врагами его, пленившими его, которые погибнут ( Агг.2:21–25 ; Соф.2:19–20 ). Слепые орудия гнева Иеговы на народ Свой, эти враги Его – жестокие, свирепые и нечестивые язычники получат вполне воздаяние, которое воздавали они иудеям, и гнев Иеговы, направленный теперь на иудеев для их исправления, перейдёт на врагов Иеговы и уже не для исправления их, а для их истребления с лица земли ( Авв.2 и 3 гл.). Вторгающиеся в землю израилеву, они сами отданы будут в порабощение пленённым ими евреям; над ними будет тяготеть вечное проклятие и они будут уничтожены ( Иез.25:1–15; 36:1–10; 38:1–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

—663— Настоящая статья является попыткой ответить на следующие четыре связанные с изучением Стоглава вопроса: 1) кому можно приписывать послание к ц. Ивану IV, известное под именем первого Сильвестровского и содержащее в существенных чертах основные мотивы речи, которой Иван IV открыл собор 1551 г. и которая указывает на причины созыва этого собора с точки зрения идеологии известного рода? 2) какое отношение так называемых наказных списков к тому памятнику, который носит название Стоглава? 3) в чём значение редакции Стоглава, описанной Л. И. в сентябрьской книге Богословского Вестника за 1899 г.? и 4) как смотреть на отрывок Стоглава, на который обратил внимание Жданов в Ж. М. И. Пр. за июль 1876 г. и который говорит, между прочим, не только о церковных предметах, но и о земских делах? I Два из так называемых Сильвестровых посланий в первый раз были изданы Н. Барсовым в 3 кн. Христ. Чтения за 1871 г. по рук. к. XVI в. 1281, принадлежавшей прежде библиотеке Новгород. кафедр. собора. Издатель не сомневался в принадлежности посланий Благовещенскому попу Сильвестру и адресатом их считал одного и того же Казанского воеводу А. Б. Шуйского-Горбатого, хотя только данные первого послания уполномочивали на такое —664— заключение, а о втором можно было поставить лишь весьма гадательное предположение, не писано ли и оно Сильвестром и не адресовано ли оно к тому же Шуйскому-Горбатому, что и первое послание, так как определённых указаний ни об авторе, ни об адресате во втором не имеется. В 1874 г. те же два послания с присоединением третьего, писанного к ц. Ивану IV, были напечатаны в I кн. Чтений Общ. Ист. и Др. Р. в качестве приложения к исследованию, начатому Голохвастовым в 1849 г. и доконченному Леонидом в 1873 г., под заглавием: „Благовещенский иерей Сильвестр и его писания.“ Послания здесь изданы по тому же сборнику Новг.-Соф. б. 1281, которым пользовался и Н. Барсов . К изданию присоединена записка о Новг.-Соф. сб. 1281, писанная Н. Коншиным ещё в 1848 г. Из последней видно, что рукопись когда-то принадлежала самому Сильвестру, так как имеет пометку: „сборник селивестровский,“ и что он состоит из двух частей, по-видимому, соединённых механически между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010