на 36 году царствования Иустониана, в 562 р. (Дю-Канж III. 2. Bandurii II. 770–777). Но с 24 числа, в которое сначала праздновалось (см. прологи Соф. и др.), перенесено на 23 декабря ради навечери Р. Хр. Это празднество было двудневное: 22 декабря оно начиналось отверзением дверей Софии и хождением около нее со свещами. 24 Св. Евгения . Бароний бросает тень на достоверность актов ее потому главным образом, что Филиппа отца ее нет в епископах александрийских ни у Евсевия, ни у Никифора. Впрочем Рабану уже известны были ее акты. Что касается до памяти ее; то она есть в древнейших мартирологах: у Иероннна и Беды, а Прот и Иакинф в Бухериарском календаре IV века. В пятом веке, как свидетельствует Авит Вьенский, была славна память их в церкви (сн. Бутлера 25 дек.). Впрочем Бутлер касательно времени мучения их сомневается, потому что в календаре Либерия упоминается Василла, вероятно, из дружины Евгении, пострадавшая 22 сентября 304 года, следовательно при Диоклитиане, но это не есть еще твердое доказательство; могла быть не одна Василла; о Проте и Иакинфе говорится в стихотворениях папы Дамаса (сагт. 27). Гробы их открыты при сем папе в 366 г. и над ними выстроена была вскоре церковь . В настоящее время мощи Прота почивают в Риме в церкви I. Предтечи у Флорентинцев, мощи Иакиафа в церкви ап. Павла остийской, мощи Евгении в церкви 12 апостолов, мощи Василлы в церкви Пракседы. Рождество Христово . Древнейшее свидетельство о сем празднике находится у Климента александрийского († 217 г.): есть такие, которые остроумно определяют не только год, но и день Рождества Господа, говоря, что оно было в 28 год царствования Августа 25 Пахона (9 мая). Последователи же Василида празднуют и день его крещения, проводя всю предыдущую ночь в чтениях. Они говорят, что оно было в 15 год Тиверия 15 числа месяца Туби (12 янв.), другие, что оно было 11 числа того месяца (8 янв.), а есть и такие, которые говорят, что он родился 24 или 25 Фармуфия (19 или 20 апреля. Strom. lib. I. 349. ed. Potteri).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

12 В он же (Преображенский близ Москвы монастырь) на житие призва (болг. Феодор Ртищев) из Киева из св. Лавры Печерской и из Межгорского и из иных малороссийских монастырей иноков, числом тридесять, в житии и чине и во чтении и пении церковном и келейном правиле изрядных – см. Др. Рос. Виелиое. Изд. 2 ч. XVII, стр. 400. Житие милост. Мужа Федора Ртищева. 13 Г. Устрялов читал не 7163, а „7165 лета» – но мы опять склоняемся к чтению преосв. Филарета потому в 7165 (1657) году Иоаким Савелов прибыл уже в Москву. Сх Ак. истор. т. IV, 108. 15 Во время своего патриаршества он собственным иждивением начал постройку в том монастыре великолепной Преображенской церкви грамотою 1687 г. февраля 28 подтвердил право и титло патриаршей ставрополии и в знак особенного благоволения к сей обители прислал в оную свой портрет, который и доселе хранится там, в церкви (См. Опис. Киево-Соф. соб. стр. 207–8 и прилож. 32 стр. 160–1). В своей духовной он завещал из своей домовой патриаршей казны три тысячи рублей «на церковное каменное строение» и даже не завещал погребсти себя «по прежнему обещанию» только «ради дальня от Межигорскаго преображенскаго монастыря разстояния и великаго неудобства» (см. завещание). 16 Вот что, напр., известно о вызове Никоном игум. Иоаким. «Слышал же аз – говорить Никон – яко чадо благочестие сеет и аки овцы посреди волков водворяются, от ляхов и еретиков всегда наветуемы, иаче не в нынешнее ратное время скудостию потребных оскорбляема, источию мирста, но и монастыри мнози. Вы же тако Лавра велика, зовомая Кутейно, близ славна города Орши, иже быть глава и начало общему житию со всей белой России и Литви, составлена не от имений, но от приходящих и отдающих милостыню, своими труды и поты сооружи и иночиствующих множесва собора и в своей пастве всех имея: но и благочестие во всей бедной России удержи во время отвращеных униатов... Молих убо аз благоч. Государя Алексея Михаиловича, да повелят ни перевести оныи обители Кутеипксая предвоспомятому таго игумену Иоиля и братию всю в монастырь Пречистыя Богородицы Иверскея и св. новаго исповедника Филиппа митрополита на озеро свято (т.е. Валдайское) в уезд великаго Новгорода, юже помощию Божию начах вновь строити для устроения общаго жития. См. Рук. древн. Памяти. Снегирева, вып. 1-й об этом же почти слово в слово говорится у Шушерина см. «жит. Никона» стр. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Здесь, под образом внешнего благоденствия, нельзя не видеть благоденствия Церкви Христовой, наступления новозаветных благодатных времен. Возревновал Я, говорит Господь Захарии, ревностью великой, с великой силой (яростию 102 ) возревновал Я о Сионе, т. е., по любви Моей к Сиону или к церкви, которая разумеется под Сионом. Я с величайшей силой забочусь о них, пламенно желаю им добра. Ст. 3. Так глаголет Господь: обращуся к Сиону, и вселюся посреде Иерусалима, и наречется Иерусалим град истинный, и гора Господа Вседержителя гора святая. С евр.: Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону, и буду жить в Иерусалиме; и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа – горою святыни. Т. е., прежде Я гневался на Иерусалим, наказывал его, а теперь снова обращусь к Сиону со «Своими щедротами и милостями, чтобы помочь ему в скорбях и бедствиях, и вселюсь в Иерусалиме» (св. Ефрем Сирин ), вселюсь, как добрый хозяин, как Благодетель и Покровитель (под. выше 1:16; 2:11) и наречется Иерусалим град истинный. Отселе, в Иерусалиме будет обитать истина, одно истинное Богопочитание, всякое идолослужение, всякая ложь и обман – изгонятся из него (под. у Соф. 3:13 ; Ис. 1:21 ). Гора Господа Вседержителя – гора святая, т. е., гора (Мориа), на которой стоял храм, будет называться и считаться святою горою; ибо будет освещена пребыванием на ней Господа, истинным служением, словами истины; язычники более не будут осквернять ее своим пребыванием на ней (под. Иоил. 3:17 ). Но, справедливо замечает бл. Феодорит, что все, сказанное здесь, «сбылось только прообразовательно, по создании храма Зоровавелем, истину же пророчества дознали все, по Воплощении нашего Спасителя». В самом деле, нельзя сказать, чтобы город Иерусалим, после плена, был городом истины и святости, чтобы в нем всегда был мир и благоденствие. История говорит другое, а потому, нужно полагать, что пророк имеет в виду лучшие времена истинной Церкви Божией в Новом Завете, или даже в будущей жизни (Сн. Иоил. 3:17 ; Ос. 14:4–8 ; Амоса 9:11–14; Мих. 4:1–9; 7:14–20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

А. кратко. Опускается рассказ о солнечном затмении в Гелиополе Египетском и увещание к Димофилу с описанием видения ап. Карпа. О существовании творений Д. А. сказано кратко. Вместо истории проповеди Д. А. в Галлии констатируется лишь, что он «дошел до Запада», не упоминается о жизни в Риме, а также о сщмч. Клименте. Зато мученическая кончина святого и его спутников описана с деталями, характерными для зап. агиографии: Д. А. берет в руки свою отсеченную голову, проходит 2 мили и отдает ее Катуле, к-рая после этого становится христианкой (SynCP. Col. 101-102). В Синаксаре К-польской Церкви (кон. Х в.) место кончины Д. А. не уточняется. В Минологии Василия II (кон. Х в.) говорится о казни Д. А. по приказу афинского архонта. Обезглавленный мученик также прошел 2 мили, однако не названная по имени женщина, к-рой он отдает свою голову,- христианка, а не язычница, не известны и имена 2 спутников Д. А. (PG. 117. Col. 83-85). По-видимому, рассказ о казни Д. А. по приказу «архонта афинского» мотивирован стремлением сделать из Д. А. именно греч. святого. Житие Д. А. в составе нестишного Пролога 1-й редакции имело протографом житие из греч. синаксаря, отличного и от Минология Василия II, и от Синаксаря Великой ц. В нем не говорится об афинском архонте. Согласно этому источнику, Д. А. был схвачен эллинами, претерпел от них мн. мучения и был обезглавлен (РНБ. Соф. 1324. Л. 8-8 об., рубеж XII и XIII вв.). Во 2-й редакции Пролога Рустик назван Тихиком (ГИМ. Син. 247. Л. 42 об.). Базилика св. Дионисия в пригороде Парижа Сен-Дени (бывш. церковь мон-ря Сен-Дени). 1-я пол. XII в. Базилика св. Дионисия в пригороде Парижа Сен-Дени (бывш. церковь мон-ря Сен-Дени). 1-я пол. XII в. В заметке о Д. А. из словаря «Суда» (X в.) он не отмечен как зап. мученик, хотя ее автор знает и цитирует Михаила Синкелла. Здесь нет и подробностей обстоятельств его кончины. Т. о., в визант. агиографии существовала и др. традиция мученичества Д. А., отличная от принесенной с запада Митродором и развитой Михаилом Синкеллом и Симеоном Метафрастом, представляющая его как афинского мученика.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН (Гречин Петрович, в иночестве Савва; † 15.03. 1230?), новгородский художник, политический и церковный деятель. В. Л. Янин, сопоставив результаты близких по датировке новгородских археологических находок, сведения НПЛ и другие данные, отождествил неск. лиц, носивших имя Олисей и прозвище Гречин. Вероятно, О. Г. был сыном новгородского боярина Петра (Петрока) Михалковича, княжеского представителя в сместном (совместном - городском и княжеском) суде, усадьба к-рого была обнаружена в Людином конце на Троицком раскопе (усадьба Е); с ней соседствовала усадьба самого художника (усадьба А). В 80-90-х гг. XII в. О. Г. имел сан священника, был членом сместного суда, занимался иконописью. Выставлял свою кандидатуру на выборах архиепископа Новгорода и Пскова в 1193 г. (избран не был). После пожара 1209 г. переселился в Загородский конец, где в нач. 20-х гг. XIII в. был иереем ц. равноапостольных Константина и Елены на Росткине ул., для этой церкви переписал стихирарь (РНБ. Соф. 85). С 1226 г.- игумен Юрьева мон-ря (2 марта принял монашество с именем Савва, 8 марта был возведен во игумена). В 1229 г. повторно принимал участие в выборах архиепископа и снова не был избран. В 1230 г. был лишен игуменства. В том же году преставился после 6-недельной болезни. Гипотеза Янина вызывает сомнения у ряда исследователей, в первую очередь по причине разнообразия социальных ролей, приписываемых одному человеку ( Гиппиус. 2005). Во время археологических работ на Троицком раскопе в Новгороде в 1973-1977 гг. обнаружена усадьба, владелец к-рой держал мастерскую и занимался иконописью. С ней связаны 40 берестяных грамот, в 5 из них присутствует имя О. Г. В одной из грамот содержится именование вмч. Меркурия на греч. языке как св. воина - видимо, заготовка для иконной надписи; на др. грамоте сохранилась разметка композиции с изображением Христа с предстоящими; известна также грамота с просьбой дописать 2 иконы шестикрылых серафимов «на верх Деисусу» (выше деисусного ряда иконостаса в церкви).

http://pravenc.ru/text/2578341.html

С Евр: „и насажу их на земле их, и не будут уже извергаемы из земли своей, которую Я дам им, говорит Иегова, Бог твой“. Сказанное в сем стихе, в буквальном смысле, должно также понимать, как и у св. пр. Ам. 14:5–8 и Иоил. 3:17–20 , -условно. 206 Т. е. Евреи никогда не исторгнутся из земли обетованной, если останутся верными Богу. Поскольку же они верными не остались, то и были лишены отечества. Бл. Феод. Но, имея в виду, что Св. Апост. Иаков сказанное о восстановлении падшей скинии Давидовой (ст. 11) объяснил о восстановлении церкви Божией, то и здесь сказанное можно и должно разуметь о пребывании верных сынов нового Израиля в церкви Христовой воинствующей, которую не могут одолеть и силы ада ( Мф. 16:18 ; Сн. Ин. 10:28 ; 1Пет. 5:10 ), и особенно в церкви торжествующей, в которой они вечно будут блаженствовать и соцарствовать Господу неба и земли. ( Откр. 21:4 ; 1Сол. 4:17 ). 193 Очистилище ’e πι τ ιλαστηριον. Вместо сего слова в Еврейск: кафтор,по Гезениусу, – капитель (knauf), по Кейлю – «глава на капители – кафтор имел, говорит Маймонид, вид шарика или подобие яйца. См. руков. к Библ. Археол. стр. 118. Переводят еще: malogranatum – гранатовое яблоко. (Тремеллий и др.), т. е. украшение, имевшее вид гранатового яблока; другие: superliminare – верхний косяк, верх двери; или pomum, sphaerula и т. п. Вульгата: cardinem. У св. прор. Соф. 2:14 . кафтор означает капители столпов Ниневии, на коих гнездились звери и птицы, по разрушении сего города.– Св. Ефр. Сирин читал: «порази верею, т. е. гумно». 194 Преддверия τα προπυλα. Пропилеями назывались входы в храмы, то, что было пред дверями или вратами – колонны, галереи и т. п.; в Еврейск: гассипим (от саф или сипим – postes – косяки, вереи, также limen-nopok. См у Штоккия и Гезениуса. 195 Гора Кармил в колене Ассировом, близ Средиземного моря, одна из самых высоких; высоту ее от поверхности моря полагают до 2 тыс. футов, покрыта лесом, где спасались беглецы; считалась особенно святою Иудеями и язычниками, которые веровали, что самые невозможные желания были исполняемы чрез жертвы на Кармиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В иконописных подлинниках внешность Черниговских святых описана под 20 сент. в сходных выражениях, хотя некоторые существенные признаки их облика могут варьироваться (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 171-172). Согласно таким источникам, отражающим иконографическую традицию XVI-XVII вв., «Михаил рус, власы кудреваты, брада аки Иоанна Предтечи или Власиевы покороче с проседью, шуба камчата, верх лазорь, пестрен киноварь с белилом, испод лазорь, камка. В правой руке держит крест или молебна, а в левой меч в ножнах» (БАН. Двин. 51. Л. 88 об.; вариант без упоминания сщмч. Власия Севастийского - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 156; сокращенный вариант - ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 63 об.). Те же атрибуты святого, иногда более лаконично, зафиксированы и в других подлинниках, но его облик может уподобляться иным святым и описываться несколько иначе: «...рус, кудри аки Лука Евангелист, надсед, подоле» (БАН. Арханг. 205. Л. 70 об.); «рус, кудреват, аки Лука Евангелист, покороче с проседью» (БАН. Дружин. 975. Л. 34 об.); «рус, власыма кудреват, а брада Василия Кесарийского покороче, с проседью» (РНБ. Соф. 1523. Л. 6; Иконописный подлинник новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 6, 8, 12, 20-21); «рус, власы кудреваты, брада аки Иоанна Предтечи, или Васильева, покороче, с просединою» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 31-32). Основные разночтения этих текстов касаются формы и длины бороды М. В., иногда ее описание отсутствует. Подобные расхождения, обусловленные разными типами иконографии святого, способствовали сохранению ее вариативности. Неустойчивость иконографического типа и сходство атрибутов привели к тому, что в ряде случаев образ М. В. сложно отличить от образа св. Михаила Ярославича , кн. Тверского, к-рого в подлинниках сравнивали с одноименным Черниговским чудотворцем. Мч. Михаил Черниговский. Икона. 2-я пол. XVII в. (частное собрание) Мч. Михаил Черниговский. Икона. 2-я пол. XVII в. (частное собрание) Ни в одном из иконописных подлинников не упомянут головной убор М.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

См. Пр. т. 1 л. 1 – 31 прилож. 8 Как и показывают некоторые списки древнего славяно-русского Пролога, где житийные, в сокращении, повествования помещаются в первой половине рукописи, а церковно-учительные статьи отдельно, во второй половине, но также по месяцам и числам года. Таков древнейший пергаминный Пролог Новг. Соф. библ. 1324, относящийся к XIII–XIV в. 11 Ср. в поуч. о страхе Божием, под 19 февраля: «Не рцы в мире есмь и мирскими печальна связан есмь, да не могу творити всех заповедей Божиих. Аще хощеши творити совершенне и отврещися мира, и взяти крест твой, и ити вслед Господа твоего, иже ти добре всего, то иди. Аще ли не можеши сего сотворити, то и в миру сый, подвигнися угодити Богу. Мощно бо и в миру сущу кому творити заповеди Божия. Мнози бо образи покаяния суть, и спасения человеков: в нем же кийждо чину есть, аще хощет подвигнутися и твердо положити на уме своем: яко древний снятии в мире суще с женами и детьми живуще, и в богатстве и в домех суще велицех: друзии же и людьми владуще поручением Божиим, и болезнь многу, и печаль о земных делех имуще, тоже угодиша Богу о всем»... Пр. т. 1, л. 628; ср. т. 2, л. 462 об. («о мирских людях»); т. 1, л. 9 об. («наказание св. Василия») и др. 12 Ср. рассказы Пролога, по мысли совершенно сходные с вышеприведенным – о Мурине древосечце, 8 сент. (т. 1, л. 25 и сл.), о Фоке вертоградаре, 22 сент. (л. 63 об.); о свв. Исаакии и Мелетии. 21 сент. (л. 63), о св. Андронике и жене его, 9 окт. (л. 131 и сл.). об Иоанне усмаре (швеце) и об Еваристе пастухе, 17 нояб. (л. 284–286), о св. Филарете милостивом, 1 декаб. (л. 339), о св. Филогонии. 20 декаб (л. 421), о св. Максиме, 23 янв. (л. 532), о Феодоре наемнице 3 мар (т. 2, л. 9), об Евлогии каменосечце, 27 мар. (л, l08 – 1), под 28 мая (л. 360) – «о сапожнице, его же обрете царев писец полунощи молящися в церкви св. Богородицы в Халкопратии», – ср. также замечательное и характерное «Славо яко странноприимство боле есть пред Богом постного и пустынного жития» (5 дек., т. 1 л. 356 об. – 357). 13 В рукоп. XII–XIII в., Новг. Соф. библ., 1324, он озаглавливается так: «Слово о Мюрине сичьци». л. 167 об. «Христ. Чтен.», 3–4, 1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

31 Т. 2, л. 100, – ср. ibid. л. 103 об. – 104; ср. 9 дек., т. 1 л. 376. (в рук. 13 в. Соф. 1325 есть уже это поучение, несомненно русского происхождения – см. л, 66 об.). 33 См. 8 и 19 сент., т. 1 л. 26 и 50; дек. 26, л. 442 и об., – ср. под 17 янв. рассказ «о черноризце Макарии како Христа носил» – Христа явившегося в образе нищего, покрытого струпьями и лежавшаго на пути, по которому Макарий шел (д. 516), – также под 19 янв. и др. 34 См. Общий церк.-славян. – российский словарь. 1834 г., стр. 90; Словарь церк. – слав. языка Акад. Наук, т. 3 стр. 45. «Христ. Чт.» 3–4, 1890 г. 35 Приводим это замечательное Слово в полном тексте по списку 13–14 в., Новг. Соф. библ. 1324: «Милостиня ремествьница есть моудра, и приставнича есть делающим ю, и дружка божия есть, и присно близ его предстоит, и о нем хощет оудобь просить благодати, в тъкмо обидима есть нами егда от въсхыщения творим ю, а егъда честна есть, много имать дьрзновение, и связаем решит оузы, и разрешает (sic) тмоу, и оугасаеть огнь, оумьрщвяеть смрть, изгонит скръжеть зоубом, сеи с многою радостью отвьрзаются небесная врата, царица бо во истиноу есть, и подобны члвкы творящи богоу, боудете бо рече щедри яко отец ваш небесный, крилата бо есть льгъка, криле имуща злата, летение имущи преоукрашающи ангелы, тамо веща, криле голубине посребрене, и межурамье ея в бльщани и злате, якоже паче голоуба злата иже вълетающь векома, назирающь окомь кротким, ничтоже ока того краше, добра есть и пава, н ксеи ни вчто же, птица есть красна и чудьна, и спрь (вспрь) зрить, девица есть криле имущи злате, бело имуще личе, крилата есть и красна и льгка, оу престола престоящи царьска, в ньгда соудитъся, вънезапоу предъстоить и являеться изимает нас от моучения, своима крилома одевающи, такоя жърътвы хощеть бог» (л. 227 об. – 228). 37 Слово о Петре мытаре (22 сент., т. 1, л. 65 и след.), жестокосердом по отношению к нищей братии, которому и один хлеб, к тому же – против его желания брошенный нищему (вез он, хлебы князю на обед, – нищий попросил у него милостыни, и он не найдя камня, чтобы бросить в нищаго, бросил хлебом), послужил во спасение: «и начаша ангели весити по смерти (он умерь но потом чудесно был возвращен к жизни) дела его, и не обретоша добра дела что приложити, токмо един сии хлеб, им же пищею одарял, возложиста, и претяжа вся бесовская злодейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

др. событий истории еврейского народа. и. И подвижес и трепетна бысть земл, и горъ смтошас и подвигошас, к прогнвас на н Бгъ. 8. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог]; . Взыде дымъ гнвомъ и гнь лица воспламенитс: возгорс нег. 9. поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. И приклон нбса и сниде, и мракъ под ногама 10. Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И взыде на и лет, лет на крил 11. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И полож тьм закровъ свой: крестъ темна вода во блацхъ воздшныхъ. 12. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. пред нимъ блацы проидоша, градъ и гненное. 13. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. И возгрем съ нбс гдь, и дад гласъ свой. 14. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. 8–15. Так как виновниками бед и опасностей псалмопевца боли враги его, своим нечестием и злобою истощившие меру долготерпения Божия: то Господь изображается сходящим с небес в страшном гневе, в сопровождении грозных явлений природы, землетрясения, грозы, града и бури (29:6), которые служат выражением Иго гнева и орудиями для устрашения и наказания грешников (бл. Феодорит; ср. Быт.19:24 ; Иов. 36:82 ; Ис. 66:15–16 ). Гнев Божий так велик и страшен, что и неодушевленная природа в страхе трепещет пред явлением его (ср. объясн. на Иер.4:24; 10:10 ); трясется и колеблется земля, высокие горы содрогаются и шатаются в своих основаниях (ст. 8). Он подобен пламени, пылающему в Господе, отчего из ноздрей Его, как из печи, извергается дым, а из уст исходит всеистребляющий огонь и сыплются горящие угли (ст. 9), – обычный образ сильного гнева (ср. Втор.32:22 ; Пс.96:3 ; Наум.1:6 ). Над землею собираются густые, тёмные тучи (ст. 10 б и 12) – образ несчастий, угрожающих грешникам от гнева Божия ( Ин.2:2 ; Соф.1:10 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010