По содержанию книга пр. Софонии разделяется на три главы и части. В первой главе и части пророк порицает беззакония современных Иудеев и предвозвещает истребление их; во второй главе и части предвозвещаются бедствия языческим народам за их преступления; в третьей главе и части предвозвещается наказание грешным Иудеям (1–8) и спасение праведному остатку Иудеев и языческих народов (9–20). Согласно надписанию и характеру содержания книги нужно считать ее писанием самого пророка Софонии. В книге, при частом обращении пророка к современным Иудеям, отражается их нравственное состояние, соответствующее периоду правления Иосии; при обращении пророка к языческим народам: Филистимлянам, Моавитянам, Ассирийцам, Ефиопам, отражаются также современные пророку и Иосии политические международные отношения (ср. Соф. 2 гл.= Иер. 25 гл.). Поэтому об общей подлинности всей книги не было и критических сомнений, не только в древнее, но и в позднейшее время. Были сомнения в очень недавнее время, у Швалли, Будде, Конига, Вельгаузена, но лишь относительно некоторых стихов (2:4–13; 3:9–10,14–20). Все эти критические предположения уже обстоятельно разобраны в русской литературе 168 . Видно, что у критиков проявлялась преимущественно тенденциозная придирчивость, и произвольное обращение с библейским текстом порождало возражения, а не серьезные поводы и недоумения. Баудиссин замечает, что в мнимых позднейших дополнениях (3:1–7,8–13 и др.) «видна рука самого Софонии» и, вообще, в них «ничего не содержится, чего не мог бы сказать Софония. 169 За этим признанием, можем уже не входить в подробный разбор критических возражений. Язык книги пр. Софонии вызывает споры исследователей. Одни признают его «чистым и легким, живым, одушевленным, благородным, близким к древним пророкам, если не к Исаии, то по крайней мере к Аввакуму и Михею» (Кейль, Корнели, Шегг, Ватке), другие, напротив, считают «лишенным поэтической силы, растянутым, холодным, безжизненным, нередко темным, лишенным оригинальности и наполненным лишь подражаниями» (Рейс, Де-Ветте, Шрадер и др.). Приближается к языку Иеремии своею растянутостью, повторениями, неоригинальностью и неполною чистотою (Орелли). Кажется, примирение этих противоречивых суждений можно найти еще в одном качестве, единогласно признаваемом всеми исследователями: частом воспроизведении изречений других священных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

12:10,11. Иудейские учителя признавали, что наказание Божье временно, как и те страдания, которые испытывают мученики. Они говорили, что им на смену должна прийти великая награда праведного (см., напр., в апокрифах: Прем. 3:5 ; ср.: 2Мак. 6:13–17; 7:18,32,33 ). Они также верили в то, что нечестивых Бог заставляет страдать гораздо больше, что это происходит либо ныне ( Прем. 12:22 ), либо произойдет в будущем (большинство раввинов, апокалиптические писатели и др.). 12:12. Выражение «опустившиеся руки и ослабевшие колена» характеризует человека в состоянии слабости и апатии (ср.: Ис. 13:7; 35:3 ; Иер. 47:3; 50:43 ; Иез. 7:17; 21:7 ; Соф. 3:16 ). В Свитках Мертвого моря, в Сир. 25и в других источниках этот образ несет на себе нравственную или религиозную окраску. Он может также соотноситься с метафорой атлетических состязаний в Евр. 12:1–3 . 12:13. Выражение «ходите прямо ногами вашими» предполагает самый быстрый путь к победе в соревнованиях; эта лексика заимствована из Септуагинты, Прит. 4:26 с небольшими изменениями. 12:14–29 Отвергая самое великое откровение Отступление от Иисуса было хуже, чем недальновидный отказ Исава от своего первородства (12:16,17), и более серьезным прегрешением, чем отказ от откровения Бога на Синае (12:18–21), поскольку Иисус превыше Моисея и превыше Авеля (12:24) – Он истинный и верный вождь народа израильского (12:23). Подавляющее большинство древних иудеев стремились соблюдать закон и были огорчены поведением своих предков в пустыне; автор Евр. призывает своих читателей не отступать от Иисуса, иначе они совершат еще больший грех, чем их предки в пустыне. 12:14,15. Образ «горького корня» восходит, по мнению многих, к Втор. 29:18 , хотя некоторые исследователи отмечали, что он встречается и во многих других текстах ( 1Мак. 1:10 ; кумранский гимн; раввины). Текст во Второзаконии вполне адекватно отражает мысль об отступничестве, которую подчеркивает здесь автор Евр. 12:16. Здесь автор ссылается на Быт. 25:31 – 34. Филон считал, что Исав был в плену своей плотской натуры, потворствовал своим временным желаниям и капризам, как в данном случае. Исав проявил полное отсутствие дальновидности, вовсе не размышляя о перспективе вечности (раввины на основании этого текста сделали вывод, что он отрицал будущее воскресение из мертвых). «Блудник» здесь, несомненно, указывает на сексуальную распущенность, что, в согласии с иудейскими преданиями, несомненно, основывалось на предпочтении, которое он первоначально отдавал языческим женам ( Быт. 26:34,35; 28:8,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Попутно заметим, что LXX и Вульгата ошибочно приняли слово за его омоним (Бог), тогда как в Таргуме оно переведено верно: (сила; армия). В руках богачей – местное самоуправление и коррумпированное правосудие (ср. Ис.10:1–2 ), поэтому они силой могут отбирать у бедняков, которых вогнали в долговую кабалу, дома и земли. Злодеям-богачам пророк предвозвещает горе (междометие обычно переводится через горе, но можно переводить и через увы) – с ними поступят так же, как поступают они: их землями и домами завладеют захватчики ( Мих.2:4 ). С междометия часто начинаются пророческие обличения: ; Иер.22:13 ; Иез.13:18 ; Ам.5:18 ; Авв.2:9, 15, 19 ; Соф.3:1 и др. В книге Михи оно используется только здесь. Пожелают полей – и захватывают их, домов – и отнимают их… Ср. инвективу Йешайяну: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле» ( Ис.5:8 ). Скорее всего, дома и поля переходили от мелких землевладельцев к крупным в уплату долга. Лишённые прав собственности на землю крестьяне попадали в разряд сельских безземельных пролетариев, вынужденных наниматься на работу ко всё тем же крупным землевладельцам 118 . Очевидно, экспроприация земель и домов у должников происходила по решению суда. Не об этом ли мы читаем у Йешайяну? «Горе тем, которые выносят нечестивые постановления () и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия () и похитить права ( – букв., суд) у малосильных народа Моего» ( Ис.10:1–2 ) 119 . Ср. Ам.5:7 . Десятая заповедь Декалога запрещает желать (глагол тот же, что и у Михи: ) дóма ( Исх.20:17 ; Втор.5:21 ) и пóля ( Втор.5:21 ) ближнего. Злодеи у Михи не только желают, но и осуществляют свои желания – захватывают ( можно перевести и как грабят), отнимают (буквально, уносят – ) поля и дома. Богатеи – скупщики и ростовщики – грабят и растаскивают (можно перевести и так) имение тех, у кого нет возможности защитить свои права на собственность. Интересно, что в Торе глагол также употребляется в контексте отношения к собственности ближнего: «Не притесняй ближнего твоего и не грабительствуй ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Но большинство толковников разумеют самые сокровища идумеев и потому переводят слова «сокровенная его» – thesauri ejus perquisit 48 . С таким пониманием этих слов более согласуется употребленный пророком глагол – взята. 7 . «Даже до предел испустиша тя: вси мужие завета твоего сопротивишася ти: премогоши... лесть под тобою, несть смысла в них». Слова: «даже до предел испустиша тя: вси мужие завета твоего сопротивишася ти» – бл. Феодорит объясняет так: «те, которые вчера расположены были к тебе дружелюбно, и которых имел ты своими союзниками и споборниками, присоединятся к врагам. Они изгонят тебя не только из городов, но и из самых пределов страны» 49 . Другие толковники настоящие слова понимают в том смысле, что в опустошении Эдома будут участвовать и соседние, дружественные прежде народы; при этом они изгонят идумеев из отечества и будут провожать их до границ его, или, наконец, когда идумеи будут отводиться в плен, прежние союзники, мужи завета, будут провожать их до границ отечества 50 . «Мужие мирници (ερηνικο) твои " , т.е. люди, которые были с тобой в мире, которые находились с тобой в самых дружественных отношениях. Под ядущими хлеб св. Ефрем Сирин разумеет прорицателей, которые пресыщались на трапезах Эдома 51 . Но понимать так слова пророка нет никакого основания; из контекста видно, что речь идет о союзниках идумеев, а потому многие толковники не без основания переводят «ядущие с тобой» – словом: сотрапезники 52 . Каким образом произошло то, что союзники оставили Эдома, пророк объясняет тем, что «несть смысла в них», т.е. идумеях, ибо они до последнего времени не могли заметить, что союзники их только прикрывались видом дружбы, только прикидывались преданными им, а на самом деле постоянно обманывали их. 8 . «В той день, глаголет Господь, погублю премудрыя от Идумеи, и смысл от горы Исавовы». У пророков ( Ис.2:12, 13:6–9 ; Иез.13:5, 30:3 ; Иоил.1:15 ; Соф.1:7 ; Откр.16:14 и др.) слово день (μρα, dies) весьма часто употребляется в смысле известного времени, когда исполняется какое-либо определение Божие, возвещенное пророком, почему в халдейском парафрасте слово dies заменено id tempus.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Асаргаддон, сын Сеннахирима, и Ассурбанипал, сын Ассаргаддона, безраздельно господствовали над всем пространством от глубины Тигра до глубины Египта, и ни в Иерусалиме, ни где-нибудь в другом месте не могло и мысли возникнуть о восстании. Но эта верность ассириянам сопровождалась роковыми последствиями для внутренней жизни Иудеи и особенно для богослужения. За благоприятным подъемом религиозного чувства при Езекии наступили времена ослабления этого чувства...» (История израильского народа. Москва, 1903. с. 101–102). При недостатке ясных библейских свидетельств о внешних отношениях Иудеи при Манассии (исключая свидетельства ( 2Пар.33:11–13 ), о котором скажем ниже) одинаковую гипотетичную ценность с сейчас приведенным мнением о полной лояльности Манассии в отношении ассирийского царя, и даже преимущество пред этим мнением, имеет другое предположение, что Манассия примкнул к организованному египетским фараоном Тиргакою союзу западноазиатских государств против Ассирии (проф. И. С. Якимов , Толкование на книгу пророка Исаии. Христ. Чтен. 1984, 7 кн., с. 303–304, еп. Платон, цит. соч., с. 259), последствием чего и могло быть временное пленение его ( 2Пар.33:11 и далее). Не касаясь политической стороны более чем полувекового царствования Манассии, священный писатель 4 книги Царств останавливается исключительно на глубоком религиозно-нравственном падении иудейской жизни при Манассии: по этому изображению (ст. 2–16) царствование Манассии является самой мрачной эпохой в истории южного Иудейского царства. Манассия не только восстановил все отмененные Езекией ( 4Цар.18:4 ) высоты; не только, подобно Ахаву (ср. 3Цар.16:32 и далее), допустил и поощрял отправление хананейских культов в стране (ср. 3Цар.14:24 ; 4Цар.17:8 ), но и насаждал в Иерусалиме и Иудее ассиро-вавилонские культы светил небесных (ст. 2–3), как очень распространивший теперь культ «царице неба» (см. Иер.7:18,44:15 ; Соф.1:5 и др.). Чистое язычество вторглось даже в самый храм Иеговы, где поставлены были жертвенники «всему воинству небесному», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так пусть же ночь будет вам вместо видения, тьма вам – вместо предвещанья! Звучит прямое обращение к пророкам. Им провозглашается проклятие за жадность, безответственность и приспособленчество. В наказание опустится на них духовная тьма, они лишатся способности получать откровения. Ср. Иез.7:26 ; Плач.2:9 . , видение (во сне или наяву) – обычный и вполне легитимный способ получения пророческой вести, а вот (гадание, переводим через предвещание) – строго запрещаемая Танахом практика ( Втор.18:10 ; 1Цар.15:23 ; 4Цар.17:17 и др.; исключение – Притч.16:10 , где – в положительном ключе). Гадать израильтяне научились, по всей видимости, от хананеев (ср. Втор.18:14 , где – вероятно, гадатели по облакам, а – гадатели вообще) 168 . Видимо, оппоненты Михи были не только пророками, но по совместительству ещё и гадателями. Помимо гаданий по облакам в Исраэле пользовалось спросом гадание с помощью деревянного жезла (рабдомантия) 169 : «Народ Мой вопрошает своё железо и жезл его даёт ему ответ» ( Ос.4:12 ). Наверное, были и иные способы гаданий, и все они были незаконными и не открывали воли Божьей, а лишь вводили в заблуждение и гадателей 170 , и заказчиков. Зайдёт солнце над этими пророками и померкнет над ними день. Те, кто должны просвещать других, сами окажутся без света. Ср. Ам.5:18 ; Соф.1:15 . И устыдятся провидцы, и посрамятся гадатели, все они покроют уста свои, потому что не будет ответа от Бога. Провидцам () и гадателям () будет стыдно перед своими благодетелями, которые напрасно будут ждать от них указаний, что делать. В годину испытаний пророкам ( Мих.3:6 ), провидцам и гадателям нечего будет сказать своим кормильцам, правителям и богатеям, нечего будет передать им от Бога, потому что на все обращённые к Нему вопрошания они не получат ответа (). Ср. Ам.8:12 . А все прежние предсказания – о мире и благоденствии – окажутся ложью. Пророки без пророчеств, провидцы без видений, гадатели, неспособные отгадать – кому будет нужным это лишённое водительства Духа Божьего «духовенство»? Устыжённые в своей никчёмности, в профессиональной непригодности, они покроют свои уста, а точнее, усы (). Прикрывать рукой или рукавом бороду и усы – многозначный жест (ср. Лев.13:45 ; Иез.24:17, 22 ; Притч.30:32 ), которым провидцы и гадатели будут выражать свой позор и ступор: те, кого считали «представителями Бога», будут сильно смущены Его молчанием 171 . Ведь молчание Бога смерти подобно: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии твоём я не уподобился нисходящим в могилу» ( Пс.28 /27:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

(Ср. Мк.13:24–25 ; Лк.21:25 .) Если начало речи ближе всего касалось судеб Иерусалима и еврейского народа, и только иносказательно можно было толковать ее относительно судеб царств и мира, то теперь наоборот. К этому прибавим, что смысл всей вообще речи чрезвычайно тонок, и его даже невозможно, по-видимому, выразить в простой истолковательной речи. Тут скрывается такая же правда, какая заметна и в речах других ветхозаветных пророков. Например, у пророка Исаии: «встань, светись [Иерусалим]; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» ( Ис.60:1 ). Только при помощи тонкого анализа можно понять, что это правда, что слова пророка относятся также к разрушенному Иерусалиму со всеми испытанными им бедствиями. То же и в словах Христа. Слово εθεως ( «вдруг») доставило многочисленные затруднения критикам, которые «пользовались микроскопом для рассматривания того, что нужно рассматривать в телескоп». Слово имеет весьма обширный смысл, и, означая «вдруг», «скоро», даже «тотчас», указывает и на огромные промежутки времени, о которых ничего нельзя сказать, ввиду того что предсказание Христа относится к будущему времени. Слово имеет, так сказать, и миниатюрный, и обширный, космический смысл. В Своей речи Христос здесь как бы все выше и выше уносится на небо. Сначала Он говорит о солнце и луне, потом о звездах и, наконец, о силах, действующих в самых высших сферах бытия. Здесь вообще изображение «дня Господня», великого и страшного. Для самой природы он будет страшен, «солнце померкнет, и луна не даст света, звезды спадут с неба» (это выражение обыкновенно понимают в несобственном смысле, но можно и в собственном), «и силы небесные поколеблются». Все это образные выражения, и что они, собственно, значат, пока неизвестно. О применении в толковании Principia Ньютона не может быть и речи. Это было бы «столь же разумно, как объяснять Евклида Гомером и Гомера Евклидом». Мы можем наблюдать здесь только сходство с предсказаниями и величественными видениями древних пророков ( Ис.5:30, 13:10, 34:4 ; Иер.4:28 ; Иез.32:7–8 ; Иоил.2:10–11 ; Ам.8:9–10 ; Мих.3:6 ; Соф.1:15 ; Зах.14:6 ; Агг.2:21 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Hefele Consiliengesch. 5 К такому выводу приходит Калачев в своем исследовании о Кормчей, при сравнении с ней наших юридических памятников, см. стр. 15. 6 На это прямо указывают наши древнейшие памятники. «Потом же, говорит св. Владимир в уставе, сказа ми вся Митрополит еже о Христианской вере, и како св. отцы утвердиша ю на всех соборах… Потом же Митрополит сказа ми 7 собор Греческих и Номоканон, и како тии велицы Цари не восхотеша сами судити тех судов, ни вельможам, ни боярам, но предаша церкви и святителем. 7 Весь семейный быт, со всеми отношениями, из него вытекающими, со всеми преступлениями, нарушающими его святость и чистоту, подчинен был ведомству и суду церкви. 8 Памятники древнейшего законодательства, которыми определялись права и положения духовенства в России, следующие: Устав св. Владимира (Доп. Акт. Ист. Т. 1. Устав Ярослава (Ист. Киром. Т. 2, прим. 108); Уст Грам. Новгор. Кн. Всеволода Соф. Соб. (Ист. Пр. Макария Т. 2, прим. 467); Его же грамота цер. Иоан Предт. (Доп. Ак. Ист. Т. 1, 3); Уст. Грам. Ростисл Мстисл. Смол. Епископии (там же 4); Новг. Кн. Святослава (Рус. Достоп. 1, 82–85); Уст. Грам. Вас. Дмитр Митрополиту Киприану и пр. См. соч. Новол. о церк. суде. Ист. Пр. Макария и мн. др. 10 Например, летопись говорит о М-те Леонтии, что он после напрасных убеждений и после отлучения от церкви еретика Адриана в темницу посла его. О М-те Никите Никон. Летопись замечает также, что он после суда над еретиком Дмитром (1123 г.) послал его в заточение. 13 Например, в 1642 г. он призывал вместе со светскими чинами и представителей духовенства для рассуждения о том. должно ли удержать за Россией Азов, взятый Донскими казаками, или отдать его обратно Туркам. 18 См. послание Кирилла, игумена Белозерского к князю Можайскому Андрею Дмитриевичу; посл. к Шемяке, посл. митрополита Фотия о судебных поединках; арх. новг. Феодосия к царю Ивану Васильевичу и многих других. 19 См. роспись в грамоте патриарха Адриана архиепископу Колмогорскому Афанасию об епархиальном управлении 1694 года. 20 Таково напр. дело Шемяки с Василием темным. Между тем как первый, ослепив великого князя, оправдывал себя долгом мести за ослепленного Василием Васильевичем брата его Василия Косого духовенство обвиняет его в разбое и братоубийстве. 23 А крестного целования и пол священническому и иноческому чину не присуждати ни в которых делех посвященным правилам Акт. Ист. Т. 1. 155, 273. 25 Таких церквей при Алексее Михайловиче насчитывалось в одной восточной России до 1500. Котомих стр. 58. Читать далее Источник: О влиянии церкви на историческое развитие права/[Н. Соколов]. - [Москва]: Унив. тип., - 103 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

, собств. – скреб, далее – был светлым („выскребленным“), отсюда – издавал громкий, ясный звук. Поэтому означает: труба, издающая громкий звук (Гезений), или – блестящая по внешнему своему виду (Вюнше). По свидетельству Бл. Иеронима, у евреев так называлась металлическая труба, имевшая вид рога и издававшая сильные звуки 209 . Что труба имела форму рога, это подтверждается тем, что в Библии она иногда называется , рог (напр., Нав.6:5 , ср. ст. 4, 6, 8:13). В позднейшее время , кажется, стало общим названием труб, обнимающим собою разные виды их. Это видно из того, что к стали прибавлять разные эпитеты, напр., , большая, или точнее определять при этом, какая именно труба разумеется ( Ис.27:13 ). не была музыкальным орудием, но употреблялась для подавания сигнальных звуков. Так ею возвещали о внезапном нападении на страну неприятелей и призывали народ к быстрому ополчению ( Суд.3:27, 6:34 ; Иер.4:5, 6:1 и др.); в нее трубили во время битвы, чтобы возбудить в воинах мужество или дать им знак нападения, отступления и под. ( Суд.7:8, 16–20 ; Иер.4:19, 21, 42:14 ; Ам.2:2 ; Соф.1:16 ); наконец, ею возвещали народу о наступлении священных празднеств и о каких-либо радостных событиях, напр., о восшествии на престол царя ( Чис.10:10 ; 2Цар.6:15 ; 3Цар.1:34, 39 ; 4Цар.9:13 ). Здесь у Иоиля звуки трубы должны возвестить народу о наступлении дня Господня (ср. Иез.7:7:14 ). На Сін. Евр. . Слово , Сион, объясняют различно. Одни думают, что оно происходит от гл. , поставил, укрепил, воздвигнул, напр., – могильный памятник 210 ; и поэтому слову дают значение „нечто возвышающееся“, т. е. горное возвышение, холм (см. Gesen. HHWB. S. 708). Другие же корнем этого слова считают , окружал со всех сторон, защищал что-либо: откуда , по их мнению, означает: защищенный или защищающий горными утесами (см. ibid.). Наконец, по Гезению (ibid), происходит от неупотребл. гл. , был освещен, и означает „осененный лучами солнца“. Но, кажется, гораздо правильнее слово производить от , сухость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Фарурим (евр. Парварим) раввины и некоторые прежние толкователи (см. проф. Гуляева, с. 377) считали названием городского предместья, но ввиду очевидной тождественности этого названия с «парбар» ( 1Пар.26:16 ) – именем притвора на западной стене храма – скорее надо видеть в «фарурим» некоторые пристройки-комнатки для должностных лиц ( Иер.41:12 ) с задней, западной стороны Соломонова храма. 4Цар.23:12 .  И жертвенники на кровле горницы Ахазовой, которые сделали цари Иудейские, и жертвенники, которые сделал Манассия на обоих дворах дома Господня, разрушил царь, и низверг оттуда, и бросил прах их в поток Кедрон. 4Цар.23:13 .  И высоты, которые пред Иерусалимом, направо от Масличной горы, которые устроил Соломон, царь Израилев, Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской, осквернил царь; 4Цар.23:14 .  и изломал статуи, и срубил дубравы, и наполнил место их костями человеческими. Стихи 12–14 продолжают речь (стихов 4, 6) об очищении Иерусалимского храма, а также Елеонской горы от мерзостей идолослужения. Жертвенники на кровле горницы Ахазовой на кровле не дворца царского, а храма, в верхнем ярусе пристроек его (ср. Иер.35:4 ); жертвенники этих горниц посвящались воинству небесному ( Иер.19:13 ; Соф.1:5 ). Уничтожены были Иосиею и древние высоты, воздвигнутые еще Соломоном на горе Масличной или Елеонской ( 3Цар.11:7 ), названной здесь (ср. 13) евр. машхит (слово, представляющее созвучие к мишха – «масличная») – «пагубною горою», вероятно, ввиду воздвигнутых здесь капищ идольских; Vulg. mons Offensionis; у LXX-mu без перевода: Μοσθθ, слав. «Мосфаф». Название «пагубная», mons offensionis усвоена была впоследствии собственно южному отрогу Елеонской горы (северный известен под именем virigalilaei); теперешнее название Елеонской горы – Джебель-Эттур (Onomast. 716). Разрушенные Езекиею ( 2Пар.31:1 ) идольские высоты Соломона и др. могли быть восстановлены Манассиею и Амоном. Иосия оскверняет их мертвенными остатками: (стих 14, ср. 6, 8, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010