София – осуществленная (в твари) Мудрость Божия, Великий Корень цело 573 купнои (sic!) твари, т.е. всецелостная (sic!) 574 тварь. В отношении к твари Она есть Ангел-Хранитель твари, идеальная личность мира, образующий разум. 575 По отношению к Богу, София – «образуемое содержание Бога-Разума, «психическое содержание Его, вечно творимое Отцом через Сына, и завершаемое в Духе Святом 576 . София, далее, Вечная Невеста Слова Божия. Вне Его и независимо от Него, она не имеет бытия и рассыпается в дробность идей 577 о твари, в Нем же получает творческую силу. Единая в Боге, она множественная в твари, и тут воспринимается в своих конкретных явлениях как идеальная личность человека, 578 как Ангел-Хранитель его, 579 т.е. как проблеск вечного достоинства личности, и как образ Божий в человеке, 580 София участвует в жизни Триипостасного Божества, входит в Троичные недра и приобщается Божественной любви» (=четвертое тварное Лицо). «Под углом зрения Ипостаси Отчей 581 София есть идеальная субстанция, 582 основа твари, мощь или сила бытия ее. Если мы обратимся к Ипостаси Слова, 583 то София –разум твари, смысл, истина или правда ее. И, наконец, с точки зрения Ипостаси Духа, мы имеем в Софии духовность 584 твари, святость, чистоту и непорочность ее, т. е. красоту. 585 В отношении к домостроительству София ... есть начаток и центр искупленной твари, тело Господа Иисуса Христа, 586 т. е. тварное естество, воспринятое божественным Словом ... или Церковь , в ее небесном 587 аспекте. Потом, София есть Церковь , в ее земном аспекте, 588 Дух, 589 Девство, 590 как горняя сила, дающая девственность. 591 «Если, – рассуждает наш автор, 592 – София есть вся Тварь, то душа и совесть Твари – Человечество, есть София по преимуществу. Если София есть все Человечество, то душа и совесть человечества – Церковь , есть София по преимуществу. 593 Если София есть Церковь , то душа и совесть Церкви – Церковь Святых, есть София по преимуществу. Если София есть Церковь Святых, то душа и совесть Церкви святых – Ходатаица и Заступница за тварь пред Словом Божиим, судящим тварь и рассекающим ее надвое (sic!), Матерь Божия – «миру Очистилище», опять-таки есть София по преимуществу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Если София есть вся Тварь, то душа и совесть Твари, – Человечество, – есть София по преимуществу. Если София есть все Человечество, то душа и совесть Человечества, – Церковь , – есть София по преимуществу. Если София есть Церковь , то душа и совесть Церкви, – Церковь Святых, – есть София по преимуществу. Если София есть Церковь Святых, то душа и совесть Церкви Святых, – Ходатаица и Заступница за тварь пред Словом Божиим, судящим тварь и рассекающим ее надвое, Матерь Божия, – «миру Очистилище», – опять-таки есть София по преимуществу. Но истинным знамением Марии Благодатной является Девство Ее, Красота души Ее. Это и есть София. София есть «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа – κρυπτς τς καρδας νθρωπος ν τ φθρ το πραως κα συχου πνεματος» ( 1Пет.3:4 ), – истинное украшение человеческого существа, проникающего сквозь все его поры, сияющее в его взгляде, разливающееся с его улыбкой, ликующее в его сердце радостью неизреченною, отражающееся на каждом его жесте, окружающее человека, в момент духовного подъема, благоуханным облаком и лучезарным нимбом, сотворяющее его «превыше мирскаго слития», так что, оставаясь в миру, он делается «не от мира»; делается выше-мирным. «Свет во тьме светит и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ) – такова не-от-мирность духоносной прекрасной личности. София есть Красота. «Да будет украшением – κοσμος – вашим, – обращается ап. Петр к женам, – не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» ( 1Пет.3:3–4 ). Только София, одна лишь София есть существенная Красота во всей твари; а все прочее – лишь мишура и нарядность одежды, и совлечется личность этого призрачного блеска при испытании огнем. Таковы некоторые из аспектов Софии в их взаимоотношениях. Рассмотрим же их несколько подробнее. Чистота сердца, девственность и целомудренная непорочность есть необходимое условие, чтобы узреть Софию-Премудрость, чтобы быть всыновленным в Вышний Иерусалим, – «Матерь нам» ( Гал.4:26 ). Понятно, почему это – так. Сердце является органом для восприятия горнего мира. Посредством сердца созерцается первозданный корень личности, Ангел ее, и чрез этот корень устанавливается живая связь с Матерью духовной личности, – с Софиею, разумеемою, как Ангел-Хранитель всей твари, – всей твари, единосущной в любви, получаемой чрез Софию от Духа. В ней дается личности созерцание Бога-Любви (ср. Мф.18:10 ), дающее блаженство: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ), – узрят Бога очищенным сердцем своим и в сердце своем. Чистота, даваемая Духом Святым, отсекает напрочь наросты сердца, обнажает вечные корни его, прочищает те пути, по которым неизреченный Свет Триипостасного Светила проникает в человеческое сознание. И тогда все внутреннее существо, омытое чистотой, наполняется Светом абсолютного ведения и блаженством въявь переживаемой Истины. 608

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Лит.: Дмитриев-Петкович К. П. Обзор афонских древностей//ЗИАН. 1865. Т. 6. Прилож. 4. С. 1-69; Леонид (Кавелин), архим. Историческое обозрение афонских славянских обителей: болгарской - Зографа, русской - Русика, сербской - Хиландаря. Од., 1867 (отд. отт. из Херсонских ЕВ). С. 1-93; Лавров П. А. Записка о путешествии по славянским землям//ИИАН. 1895. Ч. 3. С. XXXVIII-XLIII; Кънчев В. Света Гора: Пътни бележки. Пловдив, 1896; Протич А. Света гора и българско изкуство//Български преглед. София, 1929. 1-3. С. 249-276; Гълъбов Г. Света Гора: Българска света обител Зограф. София, 1930; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970Р; Захариев В. Ктиторски образи на българите в светогорските манастири//Родина. София, 1941. 3. С. 126-145; Ковачев М. Зограф: Изслед. и док. София, 1942; он же. Български ктитори в Света гора. София, 1943; он же. Българско монашество в Атон. София, 1967; Зографски Д. Зограф в миналото и днес. София, 1943; Цанков Ст. Света гора Атон и нейното съвременно положение//Годишник на Софийската Духовна Академия. 1953/1954. Т. 3 (29). С. 304-327; Динеков П. Житието на Пимен Зографски//Изв. на Ин-та на българска литература. София, 1954. Кн. 2. С. 233-248; Болутов Д. Български исторични паметници на Атон. София, 1961; Duj ev I. Le Mont Athos et les slavs au Moyen age//Le Millenaire du Mont Athos. Venise; Chevetogne, 1964. P. 121-144; idem. Chilandar et Zographou au Moyen age//Хиландарски зборник. Београд, 1966. Т. 1. С. 21-30; Божков А. Художественното наследство на манастир Зограф//Изкуство. София, 1970. 6. С. 15-23; 9-10. С. 42-51; Ne š ev G. Les monastères bulgares au Mont Athos//Études historiques. 1973. Vol. 6. P. 97-115; Нешев Г. Атон в българската културна история през XV в.//Търновска книжовна школа. Велико Търново, 1980. Кн. 2. С. 514-522; Милев-Огин Б. , Берберов М. Атон - легенда жива. София, 1981; Светогорска обител Зограф. София, 1995-1996. 2 т.; Енев М. Атон - манастирът Зограф. София, 1994; Петр (Пиголь), игум. Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. с. 95-96; З. Црква светог Дмumpuja у Хиландару//Tpeha о Cbemoj гори. Београд, 1999. С. 223-252; Д. Източни балкански регион и везе с Хиландаром kpajeм XVIII и почетком XIX в.//Осам векова Хиландара. Београд, 2000. С. 109-120; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству, XV-XVII в. Београд, 2000; Щамбазовски К. Везе Хиландара са неким градовима Северне Бугарске kpajeм XVIII и почетком XIX в.//Осам векова Хиландара. Београд, 2000. С. 121-124.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Изд. (избр.): Помяловский И. В. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. СПб., 1894; Яцимирский А. И. Из слав. рукописей: Тексты и заметки. М., 1898; Kalu niacki E. Zur älteren Paraskevalitteratur der Griechen, Slaven und Rumänen. W., 1899; idem. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901; Григорий, мон. Монаха Григория Житие преподобного Ромила/Сообщ.: П. А. Сырку. СПб., 1900. C. 1-34. (ПДПИ; 136); Сырку П. А. Очерки из истории лит. сношений болгар и сербов в XIV-XVII вв.: Житие св. Николая Нового Софийского по единственной рукописи XVI в. СПб., 1901; Златарски В. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Феодосиа, иже въ Трънове постничьствовавшаго, съписано светеишимь патриархомь Константина града kvpь Калистомь//СбНУНК. 1904. Т. 2(20). С. 1-41; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1908, 19312, 1970р; он же. Жития на св. Иван Рилски с уводни бележки. София, 19362. (Отд. отт. из: ГСУ, ИФФ. 1936. Т. 32. Кн. 13); Лавров П. А. Жития св. Наума Охридского и служба ему//ИОРЯС. 1908. Т. 12. Кн. 4. С. 1-51; Динеков П. Житието на Пимен Зографски//ИИБЛ. 1954. Т. 2. С. 233-248; Ангелов Б. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1958. Т. 1; 1967. Т. 2; 1978. Т. 3; Halkin F. Un ermite des Balkans au XIVe siècle: La Vie grecque inedite de Saint Romylos//Byz. 1961. T. 31. P. 111-148; Климент Охридски. Събрани съчинения/Изд.: Б. Ангелов, Хр. Кодов. София, 1973. Т. 3; Партений, еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1974. T. 1; 1979. T. 2; Д. Жumuje Гeopruja Кратовца//Зб. ucmopuje jaзuka и САНУ. Београд. 1976. T. 10. C. 203-267; Григорий Цамблак. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Ред.: А. Давидов и др. София, 1983; Жития Кирилла и Мефодия. М.; София, 1986; Куев К., Петков Г. Събрани съчинения на Константин Костенечки: Изслед. и текст. София, 1986; Стара българска лит-ра. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби/Ред., коммент.: К. Иванова; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Под ред. И. Божилова, С. Кожухарова. София, 1987; Димитър Кантакузин. Събрани съчинения/Коммент.: Б. Ангелов и др. София, 1989; Народното четиво през XVI-XVIII в./Подбор и ред.: Д. Петканова. София, 1990; Константин Костенечки. Съчинения: Сказание за буквите. Житие на Стефан Лазаревич/Пер.: А.-М. Тотоманова. София, 1993; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000; Иванова К. Bibliotheca hagiographica balkano-slavica. София, 2008.

http://pravenc.ru/text/182317.html

По книге " ΣΟΦΙΑ ΧΟΤΟΚΟΥΡΙΔΟΥ-ΜΙΑ ΛΑΚΗ ΑΣΚΗΤΡΙΑ " , " ΜΥΓΔΟΝΙΑ " , Θεσσαλονκη, 2006 8 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 27 марта 2020, 00:55 Майко София, моли Бога да прости безбройните ми греховете, да изтръгне гнева, отчаянието и гордостта от сърцето ми и го изпълни с любов. Моля те, майко София моли Бога да запази в здраве и разум детето ми, да не тръгва по лошите пагубни за душата пътища. Подкрепи ме, Майко София по Христовия ПЪТ. Наталия 19 мая 2019, 15:28 Матушка Софие! Моли Господа Бога нашего Иисуса Христа о том, чтобы он простил меня и даровал счастье супружества и материнства. Помолись о моём здоровье и здоровье моих близких. Чтобы Господь даровал нам мир и благополучие. Лариса 27 февраля 2019, 06:06 Матушка София! Моли Бога о сыне моем Михаиле, матушке моей Людмиле и обо мне грешной рабе Божьей Ларисе. Иоанна 8 июня 2018, 18:06 Моли Бога о нас , святая блаженная мати наша Софие!Помоги раскаиваться и лечится от греха!!!! Виктор 6 мая 2018, 06:49 Виктор:Блаженная София! Благодарю Бога за то, что узнал о тебе! Прошу помоги моей дочери Софии встретить моего мужчину и родить детей. Избавь меня от блуда,гордости,осуждения.Благодарю, мати София! Анастасия 16 ноября 2017, 11:32 Блаженная София! Благодарю Бога за то, что узнала о тебе! Прошу помоги мне встретить моего мужчину и родить детей. Избавь меня от отчаяния. Благодарю, мати София! Юлия 23 июля 2017, 18:35 Преподобная мати София, помоги мне забеременеть и родить ребенка! Сегодня удостоилась чести приложиться к твоим мощам, ничего не зная о тебе. Верю, что поможешь! Умоли Господа о помиловании нас, грешных! Ирина 2 октября 2016, 15:55 Святая блаженная София моли Господа и Царицу Небесную о моей дочери Евгении непраздной и нас, грешных! ЗОЯ 6 мая 2016, 09:02 Преподобная мати СОФИЯ ! Помоги Жене моему , чтоб не болела голова,Помоги нам грешным ,чтоб набраться мужества и творить волю Господа и любить Господа , как заповедал Господь . Пропадаем .... татиана 9 февраля 2016, 15:26 Святая блаженная мати София,моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/55362.html

Частично сохранилась роспись 1849 г. во 2-м притворе: на вост. стене над входом - Бог Саваоф с ангелами (по сторонам от входа архангелы Гавриил и Михаил), рядом на столбе - «Сон Иакова». На стенах 2 ряда - образы святых (из 6 в верхнем поясе читаются имена только святых Евфимия и Саввы), в нижнем представлены образы св. жен (сохр. подпись к образу св. Недели). На сев. стене в нижнем поясе 4 сцены: «Сотворение мира», «Поселение в раю», «Грехопадение» и «Изгнание из рая». Этот ряд в зап. части завершается композициями «Жертвоприношение Авеля» и «Страшный Суд». На юж. стене в верхнем регистре образы Авраама и Исаака и «Жертвоприношение Авраамово». Во 2-м поясе зап. стены, слева от ктиторской надписи, «Вознесение прор. Илии», правее сцена из Апокалипсиса (семиглавый зверь с блудницей - Откр 17). В верхнем сев. поясе в 3 сценах представлены Пресв. Богородица и кающийся грешник. Живопись выполнена в линейной почти графической манере. Н. Мавродинов называет ее автором Леонтия Руса ( Мавродинов. 1957. С. 91-93), к-рый также выполнил 3 медные гравюры, хранившиеся в Троянском мон-ре ( Томов. 1962. С. 21-23; Пандурски. 1968. С. 45-46), и в 1848 г. фрески в Подгумерском мон-ре ( Пандурски. 1975. С. 32). Лит.: Кънчов В. Курилският манастир св. Иван Рилски//Периодическо списание на Българско книжовно дружество. София, 1901. Год. 13. Бр. 62. С. 796-798; Грабар А. Мат-лы по средневек. искусству в Болгарии//Годишник на Народния Музей за 1920 г. София, 1921. С. 126-127; Мавродинов Н. Църкви и манастири в София и Софийско//Сердика. София, 1939. Кн. 1. С. 29-30; он же. Изкуството на Българското възраждане. София, 1957; Михайлов С. Екскурзии из българските старини. София, 1959; Томов Е. Възрожденски щампи и литографии. София, 1962; Василиев А. Български възрожденски майстори. София, 1965; он же. Тома Вишанов Молера. София, 1969; Божков А. Два ценни паметника на бълг. монументална живопис//Изкуство. София, 1965. Т. 15. 9. С. 3-12; Пандурски В. Троянският манастир. София, 1968; он же. Куриловският манастир. София, 1975; Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири: Курилски манастир св. Иван Рилски// Он же. Избрани произведения. София, 1973. Т. 2. С. 258-263.

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Истина — антиномия для умудренного верой рассудка, тогда как только чистая вера постигает Истину в ее чистой, непротиворечивой сущности. Так, через антиномии, не завершающиеся   никаким разумным синтезом, к «подвигу веры» ведет путь Флоренский. Он постоянно настаивает на «двуединости» Истины, на ее присущей антиномичности, и беспощадно обличает все обманные притязания разума на обладание Истиной «вне подвига веры». По учению Флоренского, Бог абсолютно надмирен. Из природы Бога нельзя сделать заключение о существовании мира. Все творения должны мыслиться свободными, то есть не происходящими от Бога с необходимостью. Бог мог бы и не творить мира, из Абсолютного нельзя вывести относительное. В этих утверждениях Флоренский осуждает такие попытки у Шеллинга и у Владимира Соловьева. Но, продолжает философ, поскольку мир все же сотворен. Бог вложил в него нечто от своей божественной сущности — эманации Его природы, которые он называет «Софией», примыкая к учению Соловьева, правда, в весьма видоизмененной форме. София есть для него живая связь между Богом и миром. Она есть «целокупный корень твари», она есть «первозданное естество твари», еще не испорченной грехом. София в известном смысле «предшествует» миру как прежде мира сотворенный «замысел Божий о мире». Она есть «Ангел-хранитель» твари, «идеальная Личность мира». Мало того, София есть «четвертый ипостасный элемент», «входящий в полноту Троичных недр» «по благоволению Божию». Но независимо от Бога, — делает существенную поправку Флоренский — «София не имеет бытия и рассыпается в дробность твари». Вот его мысли из главы «София»: Если София есть все творение, то душа и совесть творения — человечество — есть София по преимуществу. Если София есть человечество как целое, то душа и совесть человечества — Церковь — есть София по преимуществу. Если София есть Церковь, то душа и совесть церкви — Церковь Святых — есть София по преимуществу. Если София есть Церковь Святых, то душа и совесть этой церкви есть Богоматерь, Заступница твари, молящая о них перед Словом Божиим Все, что было сказано о многоликости Софии, относится также к Богоматери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

2012-08-24 23:41 Лариса : Святая,блаженная мати София,моли Бога о нас грешных.По твоим святым молитвам да помилует нас Господь и не лишит нас Царствия Небесного... 2012-08-23 20:34 Татьяна : Святая блаженная мати наша София! Моли Бога о нас, за раба Божия Кирилла, помоги ему святыми твоими молитвами сдать экзамен завтра, найти работу. Как хорошо же становится на душе, зная, что есть такие молитвенники за нас ко Господу и Пречистой Богородице! 2012-08-21 14:49 Сергий : Святая, блаженная мати София, моли бога о мне грешном! Прошу, управь смятение мое, как мне быть сейчас.Не знаю, как мне поступить. 2012-08-20 07:50 София : Святая блаженная мати София,моли Бога о нас! 2012-08-19 21:16 Via Aurea : Слава Богу! Преподобная Мати София, моли Бога о нас! Спаси Господи за чудесную статью! 2012-08-18 14:57 Галина : Святая блаженная мати София. моли милостивого БОГА о болящем сыне Виталии (страждет пороками зависимостей), о мне грешной рабе Божьей Галине, и сродниках. 2012-08-18 14:24 Анна : Святая преподобная мати наша Софие, моли Бога и Царицу Небесную о нас грешных! Да помилует нас Господь и простит нам грехи наша! 2012-08-17 15:42 Фатинья : Святая блаженная мати наша,моли Бога о младенце Данииле,он очень плохо говорит. Матушка наша ты рядом с Господом нашим Исусом Христом молися о нас грешных 2012-08-17 03:14 р.Б.Маргарита : Святая блаженная мати София, моли Бога о нас грешных, о даровании дитяти.Если на то будет воля Его. 2012-08-16 19:58 Оля : Святая преподобная мати Софие, моли Господа Бога И Царицу Небесную о нас грешных! 2012-08-16 00:22 Иоанна : Моли Бога о нас Святая мати София О грешной Иоанне О отроке Владиславе О болящей Любови О здравии Ольги. Белоруссия город Брест 2012год 2012-08-14 14:34 Александр Медведев : Святая преподобная мати София,упроси Господа, дабы Он послал нам щедрого благотворителя для строительства нового храма в р.п. Дмитриевка Тамбовской епархии! 2012-08-13 19:16 Ирина : Спаси Христос! Святая блаженная мати София, моли Бога о нас грешных! 2012-08-13

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Каноните за св. Иван Рилски от Георги Скилица//Старобългаристика. 2002. 3. С. 3-12; Йовчева М. Оригинална слав. творба ли е Службата за св. Михаил Воин?//34 науч. kohфepehцuja на 40 семинар за македонски jaзuk, лит-ра и култура: Лингвистика. Ckonje, 2008. С. 183-197; Темчин С. Ю. О греческом происхождении слав. службы Михаилу Воину из Потуки//Светци и свети места на Балканите: Мат-ли от междунар. конф. София, 2013. Т. 1: Филология. Археология. Текстология. С. 211-221. (Старобългарска лит-ра; Кн. 47)). Это, однако, не умаляет его исследовательских заслуг в целом. К. входил в состав редколлегий «Кирилло-Мефодиевской энциклопедии» (КМЕ. 1985-1995. Т. 1-2), изданий «Болгарские распевы» (Български роспев. София, 1971), «Святогорская обитель Зограф» (Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1), «Монастырь Большой скит - школа болгарского распева: Скитские болгарские ирмологии XVII-XVIII вв.» ( Тончева Е. Манастир Голям Скит - школа на «Българский роспев»: Скитски «Български» ирмолози от XVII-XVIII вв. София, 1981. Ч. 1-2), хрестоматий «Древнеболгарская литература» (Стара българска лит-ра. София, 1981-1992. Т. 1-5) и «Золотой ключ классической болгарской художественной литературы» (Златен ключ на класическата бълг. художествена лит-ра. София, 2001. Т. 1), а также периодических изданий «История литературы» (Литературна история. София, 1977-1991. Кн. 1-20) и «Староболгаристика» (Старобългаристика. София, 1992-1999. Год. 16-23). К. написал многочисленные энциклопедические статьи по истории болг. лит-ры для «Кирилло-Мефодиевской энциклопедии» (КМЕ. 1985-1995. Т. 1-2), энциклопедии Болгария (България: Енциклопедия. София, 1978-1986. Т. 1-5), Словаря болгарской литературы (Речник на бълг. лит-ра. София, 1976-1982. Т. 1-3), «Древнеболгарская литература: Энциклопедический словарь» (Старобългарска лит-ра: Енцикл. речник. София, 1992). Библиогр.: Ганчева Н. Библиография на С. Кожухаров// Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 341-352. Соч.: Една редакция на поместения в Синайския молитвеник «Чин надъ исповедающимся» в пергаментен препис от края на XIII в.//Константин-Кирил Философ: Юбил.

http://pravenc.ru/text/1841670.html

На восточной стене притвора представлены многочисленные небольшие изображения: центральный образ «Богородицы Ширшей небес» окружает 21 лик святых (в т. ч. великих отцов-литургистов, над ними - архангелы Михаил и Гавриил), выше находится меньших размеров изображение Господа Саваофа, а под сводами - «Благовещение» ( Каменова. 1984. С. 83-86). Некоторые исследователи предполагают, что фрески в И. м. были созданы под влиянием росписей собора Рильского мон-ря ( Василиев. 1949. С. 62; Чавръков. 1974; Каменова. 1984. С. 104-106; Бояджиев, Бакалова. 1992. С. 186-188). Болг. исследователь А. Василиев считал автором этих росписей и росписей в крещальне Яначко Станимирова из с. Брезе близ Софии ( Василиев. 1949. С. 62; О н же. 1965. С. 591-592), а Д. Каменова - Кириака из Софийской обл. ( Каменова. 1984. С. 109-110, 124-125). В И. м. была найдена украшенная гравюрами Псалтирь серб. извода, напечатанная в Венеции в XVI в. Виченцо Вуковичем (ныне хранится в б-ке Синода БПЦ): приписка в кодексе сообщает о разорении Софии отрядом кырджалиев во главе с Кара Фейзи в нач. XIX в. ( Спространов. 1900. С. 14-16; Нешев. 1977. С. 195). В И. м. в кон. XIX в. действовало келейное уч-ще для детей ( Кацев-Бурски Д. Искрец в миналото и сега. 1924. С. 6). В 1908 г. Синод БПЦ передал монастырские земли под строительство туберкулезного санатория, к-рый действует и в наст. время. Обитель объявлена памятником культуры национального значения. Лит.: Спространов Е. Опис на ръкописите в б-ката при Св. Синод на Българската църква в София. София, 1900; Василиев А. Църкви и ман-ри из Зап. България//Разкопки и проучвания. София, 1949. Т. 4. С. 59-62; он же. Български възрожденски майстори. София, 1965; Миятев К. Архитектурата в средновек. България. София, 1965. С. 215-217; Чавръков Г. Български ман-ри. София, 1974; Коева М. Паметници на културата през Българското възраждане: Архитектура и изкуство на бълг. църкви. София, 1977; Нешев Г. Български довъзрожденски културно-народностни средища. София, 1977; Каменова Д. Стенописите на Искрецкия ман-р. София, 1984; Коцева Е. Надписите в Искрецката манастирска църква// Каменова Д. Стенописите на Искрецкия ман-р. 1984. С. 154; Писахме да се знае: Приписки и летописи/Съст.: В. Начев, Н. Ферманджиев. София, 1984; Тулешков Н. Архитектура на бълг. ман-ри. София, 1989 2; Бояджиев С., Бакалова Е. Искрецкият ман-р//Манастирите в България. София, 1992. С. 186-188. Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674966.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010